Отношения, психология, жизненные ситуации

Адекватная самооценка у младших школьников

Адекватная самооценка у младших школьников

4.1 Развитие психических функций.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

Развитие других психических функций зависит от развития мышления.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.

Память развивается в двух направлениях — произвольности осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки — 40-45 минут, а старшеклассники — до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно — сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

· Мотивационная сфера: социальные мотивы учения:

1. оценка высокая (это и поощрение, и предмет гордости);

2. долг, ответственность быть грамотным (это не очень эффективно);

3. познавательная мотивация самосовершенствования (Я узнал);

4. мотивация достижения – успех;

5. для детей с завышенной самооценкой престижная мотивация, плохо в ситуации неуспеха – аффект;

6. мотивация избегания неудачи – тревожность, страх;

7. замещающий мотив – спорт, музыка, рисование;

· Самосознание. Исходные оценки влияют на самооценку: отлично (завышение самооценки), удовлетворительно, неудовлетворительно (занижение самооценки).

Для развития адекватной самооценки:

1) в классе – атмосфера психологического комфорта;

2) оценка + пояснение;

3) положительное ожидание от ученика;

4) создать положительный эмоциональный фон при любой оценки;

5)оценивает работу, но не личность;

6) не сравнивать детей;

7) ориентирует на индивидуальные достижения;

8) поощряют малейшее продвижение;

Самооценка зависит и от семьи.

Младший школьный возраст – начало школьной жизни; появляется учебная мотивация; появляется чувство рефлексии.

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.

Выготский Л.С.Кризис семи лет // Собрю соч.: В 6 т. М.,1984. Т. 4.

Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.

Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. — М., 2001, 686 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М., 2003.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)»:

1. Назови основные особенности развития внимания, восприятия, памяти, мышления в младшем школьном возрасте.

2. Как развивается мотивационная сфера личности младшего школьника.

3. Какие условия необходимы для развития самооценки младшего школьника.

Тестовые задания по теме «Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)»:

1.Какие из перечисленных новообразований относятся к младшему школьному возрасту: а) синкретизм восприятия и мышления, б) рефлексия, в) анализирующее наблюдение, г) произвольность внимания, д) письменная речь.

2. Какая особенность младшего школьного возраста проявляется в следующем примере. Объясняя выражение «железное сердце», ученик говорит, что оно сделано из железа: а) несформированность внутренней речи, б) эмоциональное запоминание, в) конкретность мышления, г) недифференцированность восприятия.

3. В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий: а) родителями, б) учителем, в) сверстниками.

4. В обучении письму движением руки младшего школьника руководит и обеспечивает основной успех: а) зрительный образ, б) слуховой образ, в) тактильное чувство, которое закрепляет движение в моторной памяти.

5. Наиболее осознанными и действенными у младших школьников являются чувства: а) эстетические, б) моральные, в) интеллектуальные, в) практические.

6. Шестилетних школьников отличает особый психологический склад, который характеризуется: а) непроизвольностью психических процессов, б) отсутствием стремления к взрослости, в) высоким стремлением к участию в деятельности на первых ролях.

7. Благодаря любви, заботе и эмпатии близких людей и учителя у младших школьников формируются: а) адекватная самооценка, б) завышенная самооценка, в) низкий уровень притязания.

8. Чем отличается восприятие младшего школьника: а) эмоциональностью, б) рациональностью, в) логичностью.

9. Норму эмоциональной жизни младших школьников составляет: а) тревожность, б) вспыльчивость, в) неуверенность.

10. В ряду новообразований личности младшего школьника можно выделить следующие потребности, которые характеризуются новым уровнем развития: а) познавательная потребность, б) потребность в игре, в) потребность в общении.

koi.tspu.ru

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

По статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку.

Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь:

«Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе с родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников.

«Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Поэтому организация совместной деятельности младших школьников (работа в парах, в группе, в коллективе) как на уроке, так и во внеучебное время должна стать одним из направлений деятельности учителя.

studfiles.net

Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников (констатирующий эксперимент)

2.1 Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников (констатирующий эксперимент)

С целью проверки гипотезы была проведена опытно — экспериментальная работа, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 классе МОУ СОШ №1 города Богородицка в период с сентября по март. В эксперименте принимало участие 7 школьников.

Основная задача констатирующего этапа заключалась в выявлении уровня сформированности самооценки детей экспериментальной группы. Для решения этой задачи были использованы следующие диагностические методики:

1) модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №1);

2) нахождение количественного выражения уровня самооценки (методика №2);

3) модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн (методика №3).

Эти методики доступны для детей младшего школьного возраста и в совокупности позволяют получить точную и объективную информацию о самооценке младших школьников.

Описание методик дано в приложении.

Рассмотрим полученные результаты.

Методика №1 – Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур.

Цель: изучение типа самооценки.

Аня К. поставила себя на 1 ступень. Следовательно, она обладает заниженной самооценкой. Ей свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость.

Вова Д. — 4 ступень. Он обладает адекватной самооценкой. Ему свойственны активность, находчивость, бодрость. У Вовы сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью.

Саша Д. также поставил себя на 4 ступень. Следовательно, он, как и Вова обладает адекватной самооценкой. Саша общительный, легко идет на контакт. У него сформирован высокий уровень школьной мотивации.

Даша М. выбрала 5 ступень. Она имеет завышенную самооценку.

На 5 ступень поставили себя и Олег З, и Вика С. Никита А. – 6 ступень. У этих детей завышенная самооценка. Им свойственны повышенная активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других. Во время игр стремятся занять лидирующие роли. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка, полученная любым путем. У них проявляется высокий уровень притязаний на признание.

Обработка результатов показала, что дети поставили себя на различные ступени. Обобщенные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты изучения типа самооценки

Итак, заниженной самооценкой обладает 1 ребенок (Аня К.), завышенной 4 испытуемых (Даша М., Никита А., Олег З., Вика С.), адекватную самооценку имеют 2 ученика (Вова Д., Саша Д.). Таким образом, нужно отметить, что необходима работа, направленная на формирование адекватной самооценки у детей с завышенной и заниженной самооценкой.

Цель: нахождение количественного уровня выражения самооценки.

Аня К. из 12 положительных черт, присущих ее субъективному идеалу, отметила, что только одна из них принадлежит ей. Значит, она неадекватно воспринимает свои возможности. А из 14 качеств, которыми человек не должен обладать, Аня отметила 3 таких качества. Она считает себя ленивой, вспыльчивой и трусливой. Это говорит о том, что она не видит всех своих недостатков.

Вова Д. выделил 18 положительных черт, среди которых к себе отнес 6 из них. Множество же отрицательных черт содержит 8 компонентов, среди которых Вова 3 отметил, как черты присущие ему. Он относится к своей личности достаточно критично.

2 положительными качествами из 12, по его мнению, обладает Саша Д.. Это говорит о нормальной самооценке. Саша знает свои сильные стороны. Но не очень критично относится к себе, оценивая свои отрицательные качества.

Даша М. и Никита А. реально оценивают свои положительные качества. Даша из 10 качеств выбрала 4, а Никита из18 – 6. А оценивая отрицательные качества, относятся к себе с недостаточной критичностью, т.к.Даша из 16 выбрала только 3, а Никита из 8 – 1.

Олег З. недооценивает себя. Из 20 положительных черт он отметил только 4 качества присущих ему. Олег недооценивает свои положительные качества. Но, оценивая отрицательные качества, имеет повышенную самооценку, т.к. из 6 не отнес к себе ни одного.

Недооценивает свои положительные качества и Вика С. Она неуверенна в своих способностях, очень критично относится к себе, не верит в свои силы. Вика также не видит своих недостатков, оценивая свои отрицательные качества. Это можно сказать потому, что из15 положительных качеств она выбрала 3, из 11 отрицательных – 3 качества.

Результаты данной методики обобщены и приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Уровни самооценки респондентов

Множество положительных черт

Множество отрицательных черт

Как видно из данной таблицы, почти у всех участников эксперимента была выявлена недостаточная критичность при оценке своих отрицательных качеств, что немного компенсируется нормальной самооценкой при характеристике своих положительных черт у Даши М. и Никиты А. и несколько компенсирует недооценку себя у других участников эксперимента. Таким образом, у Ани К. и Олега З. выявлена заниженная самооценка. У Вовы Д. зафиксирована адекватная самооценка. Завышенной самооценкой обладают Даша М. и Никита А. Эти результаты подтверждают данные, полученные в методике №1. Саше Д. свойственна недооценка себя, что расходится с результатами, полученными в методике №1. Таким образом, у Саши Д. зафиксирована неустойчивая самооценка. Вика С. Обладает заниженной самооценкой, что также имеет расхождение с результатом, полученным в методике №1. Следовательно, Вика также обладает неустойчивой самооценкой.

Методика №3. Модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Н. Рубинштейн.

Цель: определение высоты самооценки.

Анализ рисунков детей показал достаточно разнообразную картину в оценке своих личностных черт. Результаты, полученные по данной методике, приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Определение высоты самооценки

Развитие качеств сейчас

Желаемый уровень развития качеств

Любят ли тебя в классе

Заниженная, адекватная, завышенная

Как видно из таблицы, Олег З. имеет заниженную самооценку по показателям «здоровье» и «любят ли тебя в классе». Адекватную самооценку по показателю «ум», завышенную самооценку по показателям «счастье», «успеваемость», «внешность», «старательность».

Аня К. имеет заниженные самооценки по показателям «здоровье», «любят ли тебя в классе», «внешность». По показателям «ум» и «успеваемость» — адекватную самооценку. По показателям «счастье» и «старательность» завышенную самооценку.

Вика С. по показателю «здоровье» имеет заниженную самооценку, по показателю «ум» и «старательность» — адекватную самооценку и по остальным показателям завышенную самооценку.

Вова Д., Даша М. и Никита А. имеют завышенные самооценки по всем показателям.

Саша Д. имеет заниженные самооценки по показателям «ум» и «старательность». По показателям «здоровье», «любят ли тебя в классе», «внешность» — адекватную самооценку.

Отмечая, как бы вы хотели, чтобы эти качества были развиты, все учащиеся по всем показателям отметили наивысший уровень, кроме Вики С., которая показатель «успеваемость» поставила на средний уровень, и Саши Д., который показатель «внешность» поставил также на средний уровень.

Итак, три ученика обладают завышенной самооценкой по всем показателям. Трое испытуемых (Аня К., Олег З. и Вика С.) имеют заниженные, адекватные и завышенные самооценки по разным показателям. Один ребенок имеет как заниженные, так и адекватные самооценки по показателям.

Обобщив результаты проведения модифицированной методики «Лесенка» В.Г.Шур, нахождения количественного выражения уровня самооценки и модифицированной методики Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейна, мы выявили уровень самооценки учащихся экспериментальной группы. Эти данные отражены в таблице 4. Если отсутствует единая самооценка по результатам всех методик, то уровень самооценки мы определяли по преимущественному показателю. Если по итогам трех методик ребенок показывает различные результаты (завышенная, заниженная, адекватная самооценка), то в этом случае речь идет о неустойчивой самооценке.

Таблица 4 — Уровень самооценки детей экспериментальной группы по результатам психологических методик

Из таблицы видно, что в экспериментальной группе четверо детей имеют завышенную самооценку. Причем 2 учащихся завышенную устойчивую – это Даша М., Никита А.. Этим детям свойственно неадекватное восприятие себя и своих возможностей, способностей. Они не видят своих недостатков, не умеют критично оценивать свою деятельность. Детям свойственна активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других, стараются занять лидирующее положение.

Завышенную неустойчивую самооценку имеют Олег З. и Вика С.. У них наблюдается разброс в определении самооценки (завышенная, заниженная, адекватная). Но они имеют тенденцию к завышению самооценки. Неверно оценивают свои возможности и не видят недостатков.

Одна ученица — Аня К. имеет заниженную самооценку. Она пассивна, мнительна, ранима, обидчива. Девочка робкая, стеснительная, неуверена в себе и своих способностях. Аня К. преувеличивает свои недостатки и недооценивает свои положительные качества.

Вова Д. и Саша Д. имеют адекватную неустойчивую самооценку. Они сомневаются в оценке своих способностей. Под влиянием различных обстоятельств могут проявить себя по-разному. Иногда могут быть подвержены влиянию других детей и поступить не в соответствии с собственными взглядами, а по их научению.

Соотнесение выявленной самооценки детей экспериментальной группы с успеваемостью показало следующее (смотри таблицу 5). Такое соотнесение вызвано необходимостью более точно установить негативные и позитивные проявления самооценки. Для этого избраны преобладающие отметки по изучаемым учебным предметам.

Таблица 5 — Самооценка и оценки детей экспериментальной группы

Мы видим, что Аня К. имея заниженную самооценку, не может достаточным образом проявить себя и в учебе. Вова Д. и Саша Д. имеют 4 , как преобладающую оценку по различным предметам, у них адекватная неустойчивая самооценка, которая может негативным образом сказаться на успеваемости. Дети с завышенной самооценкой имеют положительные оценки, но данных результатов дети добиваются различными способами. Иногда это действительно способности, а иногда просто зубрежка. Итак, сравнивая самооценку детей с их успеваемостью, мы видим, что самооценка оказывает непосредственное влияние на успеваемость ребенка.

В ходе констатирующего этапа эксперимента, а также в процессе обучения этих детей (автор дипломной работы является учителем в данном классе) мы проводили наблюдение за детьми, входящими в экспериментальную группу.

Цель наблюдения: выявить особенности проявления самооценки у детей в их поведении и отношениях, интересы и склонности детей.

1) Отношение детей к товарищам по классу.

2) Особенности поведения детей в различных ситуациях, в том числе конфликтных.

3) Склонности и интересы детей.

Наблюдение проводилось на уроках и во внеурочной деятельности.

На основе результатов наблюдения и данных, полученных после проведения методик, мы составили краткую характеристику каждого из детей, входящих в экспериментальную группу.

Аня К., имея заниженную самооценку, учится ниже своих способностей. Ее робость и нерешительность не позволяют ей полностью раскрыться. Аня очень ранима и обидчива. Пассивно относится ко всем классным делам и мероприятиям. Постоянных друзей в классе не имеет, хотя не конфликтна, и дети к ней относятся хорошо. Аня очень любит животных, относится к ним с большой нежностью.

Даша М. имеет завышенную самооценку. У нее высокие притязания на учебу. Стремится получить высокие оценки любым путем. Очень самоуверенна. Проявляет большую активность и во всем старается занять лидирующие позиции. Но вместе с тем, Даша очень усидчива, много читает. Она имеет незаурядные организаторские способности.

Никита А. также имеет завышенную самооценку. В классе является лидером. В общении с детьми категоричен и не идет на компромисс. Проявляет способности к математике. Увлекается компьютером.

Олег З. – завышенная неустойчивая самооценка. Проявляет агрессивность в общении с детьми, часто конфликты пытается разрешить силой. К учебе относится добросовестно, но не признает неудач. Если получает неудовлетворительные оценки, обижается и замыкается.

Вика С. имеет завышенную неустойчивую самооценку. Главным мотивом ее учебной деятельности является высокая оценка, полученная любым путем. Она стремятся занять лидирующие позиции в классе. Дружит не со всеми детьми в классе. Вокруг себя собирает группу друзей и настраивает их против остальных детей класса. Но вместе с тем девочка любознательная, имеет большой кругозор, много читает, имеет положительные оценки по многим предметам, поэтому пользуется авторитетом у детей.

Вова Д. имеет адекватную неустойчивую самооценку. Мальчик отзывчивый, общительный. С большим желанием идет на контакт. В классе проявляет активность и заинтересованность во всех делах. Все поручения выполняет добросовестно и аккуратно.

Саша Д. имеют адекватную неустойчивую самооценку. У него сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации. В классе пользуется уважением. Увлекается рисованием.

Обобщив данные констатирующего этапа эксперимента, мы составили программу формирования адекватной самооценки у детей экспериментальной группы путем создания воспитывающих ситуаций. Эта программа была реализована в ходе формирующего эксперимента.

2.2 Использование воспитывающих ситуаций для детей экспериментальной группы на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки (формирующий эксперимент)

адекватная самооценка школьный воспитывающий

С целью формирования адекватной самооценки младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая нами гипотеза — воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников при следующих педагогических условиях:

4) в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;

5) ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;

6) воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.

Исходя из этого, в ходе формирующего эксперимента предстояло решить ряд частных задач:

1) разработать ситуацию успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, усиление мотива деятельности и персональной исключительности для детей с заниженной самооценкой, недостаточно уверенных в себе и пассивных;

2)разработать ситуации сопереживания, соотнесения для детей с завышенной устойчивой самооценкой;

3) разработать ситуации нравственного выбора с использованием приема «даю шанс» и авансирования доверием для детей с завышенной неустойчивой самооценкой;

4) разработать ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой;

5) разработать алгоритм включения воспитывающих ситуаций в учебно-воспитательный процесс.

Нами разработана индивидуализированная программа формирования адекватной самооценки младших школьников (таблица 6). В этой программе представлены разновидности воспитывающих ситуаций, которые были использованы для учащихся экспериментальной группы в связи с выявленными проявлениями самооценки и позитивными особенностями каждого ребенка, дано обоснование необходимости использования этих ситуаций для формирования адекватной самооценки.

Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, мы придерживались следующего алгоритма:

1. Цель создания ситуации.

2. Индивидуальные проявления, связанные с особенностями самооценки, требующие создания воспитывающих ситуаций.

3. Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.

4. Описание ситуации.

Воспитывающие ситуации использовались нами на различных уроках. Для этого специально выбирался наиболее удобный момент на уроке, продумывались различные возможные варианты их включения в урок, а в ряде случаев были использованы реально возникшие условия (Олег). Рассмотрим создаваемые нами воспитывающие ситуации.

Воспитывающие ситуации для Ани К. – ситуация успеха. Цель данной ситуации – освободить ее от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Самооценка заниженная, неустойчивая.

Девочка очень обидчива, пассивна, мнительна, ранима. Аня неуверенно чувствует себя при ответах у доски и выступлениях перед аудиторией, так как считает, что у нее ничего не получится. Особенно трудно ей даются гуманитарные предметы, где нужно много говорить, выражать свое мнение, принимать участие в обсуждении той или иной проблемы. Уроки ознакомления с окружающим миром были для Ани настоящим испытанием. Она добросовестно читала текст дома, а, выходя к доске, не могла его пересказать. Поэтому, стоило лишь назвать учителю Анину фамилию, тут же слышалось в ответ: «Я не знаю…», «У меня не получится».

Аня очень любит животных. У нее дома живут несколько собак. Она с увлечением рассказывает о них на перемене. Аня не может равнодушно пройти мимо бродячей собаки или брошенного котенка.

На уроке ознакомления с окружающим миром была новая тема: «Отношение человека к животным». Учитель предложил высказать свое мнение по этому вопросу. Когда Аню вызвали к доске, она неохотно поднялась, и мы снова услышали: «У меня не получится», «Я не справлюсь». На что учитель ответил: «Это не сложно. Ты много знаешь о животных и поэтому обязательно справишься с заданием». Эти слова придали ее уверенности, и Аня хорошо ответила материал. В данном случае нами был использован прием снятия страха перед предстоящей деятельностью.

На следующей неделе в школе проводилось коллективное творческое дело. В него входил: конкурс рисунков о домашних животных, сочинений и рассказов на эту тему. От каждого класса нужно было выбрать по одному представителю для участия в конкурсе. Конечно, честь нашего класса должна была защищать Аня. Но выступать перед такой большой аудиторией она боялась. Для Ани была создана ситуация успеха с использованием приемов снятия страха перед предстоящей деятельностью и персональной исключительности. После уроков с ней была проведена беседа о том, что это очень важно для нашего класса, что, прослушав ее выступление, многие задумаются о своем отношении к домашним питомцам, может быть тогда станет меньше бездомных животных. Было сказано, что именно Аня должна выступить, так как она лучше всех расскажет об этом, потому что очень любит животных и много знает о них. И действительно, Аня блестяще выступила на этом конкурсе. Наш класс занял 2 место. Это был первый серьезный успех в жизни Ани. Она стала увереннее чувствовать себя, ощутила свою важность.

При создании ситуации сопереживания для Даши М. мы ставили перед собой следующую цель: предотвратить у девочки развитие черствости, бессердечия и эгоизма (завышенная устойчивая самооценка). Эта цель будет достигнута, если удастся пробудить в Даше такие эмоциональные чувства, как сопереживание, сочувствие, заботу о товарище.

Даша способная ученица, легко «схватывает» новый материал. Может хорошо и доступно изложить его содержание.

Учительница обратилась к классу с просьбой отнестись повнимательнее к Юле В., которая сегодня впервые после долгой болезни пришла в школу. Она была еще очень слаба и ей необходимы забота и сочувствие. Даша живет рядом с Юлей, поэтому именно ее учительница попросила помочь девочке в подготовке домашних заданий, проводить ее до дома. Даша с удовольствием взяла на себя заботу об однокласснице. Она не только на переменах в школе опекала Юлю, но и приходила после уроков к ней домой, чтобы помочь ей усвоить пропущенный материал.

Учительница стала чаще обращаться к Даше за помощью в работе с отстающими учениками.

Для Никиты А. была создана ситуация соотнесения (завышенная устойчивая самооценка). Создавая такую ситуацию, мы ставили своей целью заставить Никиту испытать гордость не только за себя, но и за свой коллектив, за свой класс. Нужно было, чтобы он проявил заботу о своих товарищах, так как он очень категоричен и самолюбив. Никита хорошо владеет компьютером, увлечен им, уделяет ему много времени. Поэтому на одном из уроков русского языка учительница рассказала ребятам, что она на прошлой перемене заходила в параллельный класс и увидела у ребят на партах памятки, которые нужны для работы над ошибками по русскому языку. Одна из учениц этого класса, у которой есть дома компьютер, сделала по одному экземпляру на каждый ряд. Эти памятки очень полезны. Они намного облегчают работу. Дети внимательно выслушали эту информацию. «Вот бы хорошо было иметь и в нашем классе такие», — сказал кто-то из ребят.

На следующий день Никита принес такие памятки в класс. Он сам попросил у ребят из параллельного класса образец и сделал по одному экземпляру для каждого ученика.

Учительница поблагодарила Никиту за заботу о своих товарищах. Ребята тоже благодарили его. Никита был очень доволен и сказал ребятам, что если им что-нибудь нужно будет отпечатать на компьютере, то он с удовольствием им поможет. Цели, которые мы ставили перед собой при создании ситуации соотнесения для Никиты, были достигнуты.

Цель воспитывающей ситуации нравственного выбора для Олега З. (завышенная неустойчивая самооценка) заключалась в развитии таких качеств как сочувствие, доброта, отзывчивость. Он очень конфликтен, агрессивен. Часто предпочитает при помощи драки решать возникшие споры. Ему была предоставлена возможность найти другой путь решения конфликтных ситуаций. В то же время важной особенностью Олега является его умение отстаивать свою позицию. Эта ситуация не создавалась специально. Были использованы реально сложившиеся условия с применением приема «даю шанс».

Однажды Олег был дежурным по классу. В школе уроки уже закончились, почти все дети ушли домой. Мальчик протирал доску в классе, а учительница за столом проверяла тетради.

Вдруг из коридора донесся громкий плач. Учительница вместе с Олегом вышли из кабинета и увидели, что произошла драка между учениками параллельного класса. Из-за чего подрались дети, они не видели, но ребята были очень возбуждены, растрепаны и смотрели друг на друга с нескрываемой ненавистью. Один из учеников громко плакал, а другой стоял рядом и смеялся.

— Что случилось? – спросила учительница.

Ребята не обратили на ее вопрос никакого внимания. Один мальчик продолжал ехидно хихикать, а другой еще громче заплакал. Явно, тот ученик, который плакал, вызывал сочувствие, а тот, который смеялся, заслуживал неодобрения. Олег уже был готов вступить в драку в защиту обиженного ребенка. Но учительница сказала, что нужно разобраться в ситуации. Она обратилась к Олегу с просьбой:

— Я поговорю с тем мальчиком, который плачет. Попробую его успокоить и выяснить, что же произошло. А ты поговори с тем, который смеется, но не подведи меня и себя.

Олег, готовый недавно наброситься на смеющегося мальчика с кулаками, теперь спокойно разговаривал с ним у окна в коридоре. Он доказывал ему, что тот хоть и сильнее, но сейчас неправ. Что он, Олег, и сам иногда дерется, но смеяться над тем, кто слабее, нехорошо.

Конфликт был улажен. Дети успокоились и пошли домой.

Когда учительница с Олегом вернулись в класс, она сказала ему:

— Большое спасибо. Ты помог мне разобраться в сложной ситуации. Мне одной было бы трудно это сделать. Я думаю, что после твоих слов мальчик осознал свою вину и больше драться не будет.

Олег был очень горд собой, он впервые попробовал разрешить конфликт мирным путем.

Воспитывающая ситуация для Вики С. – ситуация авансирования доверия (завышенная неустойчивая самооценка).

Цель создания данной ситуации – развитие лучших, позитивных качеств ребенка, предотвращение развития эгоизма. Негативным в поведении Вики является то, что Вика С. всех ребят в классе делит на друзей и «остальных» ребят и часто настраивает одних против других. Позитивной ее особенностью являются хорошие организаторские способности. Поэтому для нее была создана ситуация авансированного доверия. Аванс доверия заключался в том, что Вика сумеет правильно оценить ситуацию и поступится своими личными интересами на благо общего дела. К уроку литературного чтения нужно было подготовить инсценировку рассказа В.Осеевой «Сыновья». Вике предложили подготовить эту сценку с ребятами. Давая такое задание, мы очень надеялись на то, что Вика правильно подберет группу, исходя из содержания сценки, и возьмет разных детей, а не только включит своих друзей. Вика обрадовалась заданию. Она имеет хорошие организаторские способности, много читает и справится с поручением.

После уроков учительница с Викой подробно проанализировала рассказ. Они выяснили особенности поведения каждого героя, выполнили анализ их поведения и поступков. Вика объяснила, кто по ее мнению является положительным, а кто отрицательным персонажем. А вот распределить роли ей предстояло самой. Это очень сложное задание.

Внимание Вики было обращено на то, что она правильно распределит роли между ребятами, потому что очень хорошо знает всех детей, знает их способности, что она с честью справится с этим заданием.

Вика оправдала наши ожидания. Положительные роли получили дети, которые больше подходили по своему складу характера и темпераменту, и, отнюдь, не все среди них были ее друзьями. Вика подошла к этому заданию очень ответственно. Ей пришлось поступиться своими амбициями ради общего дела. В процессе подготовки этой инсценировки количество Викиных друзей значительно расширилось, потому что почти весь класс принимал участие в этой работе. Кто-то подбирал костюмы, кто-то рисовал декорации. А всей этой работой руководила Вика, проявляя свои организаторские способности с лучшей стороны.

Воспитывающая ситуация для ВовыД. – ситуация творчества.

Вова имеет адекватную неустойчивую самооценку. Мальчик общителен, с желанием идет на контакт. Его учительница вовлекла в работу по благоустройству класса. Вове было предложено подумать над тем, как класс сделать более уютным, домашним. Вова задумал развести в классе цветы. Его идею одобрила учительница, но заметила, что ей трудно заниматься этим одной, потребуется помощь.

По просьбе учителя Вова подготовил небольшое выступление перед классом о пользе комнатных растений. И предложил развести в кабинете много красивых цветов.

На уроке труда дети посадили растения в горшочки. А Вова составил паспорт для каждого растения и внимательно следил за тем, как за ними ухаживают. Иногда он готовил для ребят небольшие сообщения о том или ином растении. Для этого ему приходилось пользоваться различными справочными пособиями. Вова втянулся в эту работу, старался найти какое-то новое растение для класса, привлекал к этому ребят.

Благодаря его стараниям наш кабинет стал одним из самых красивых в школе.

Вова проявил активность, упорство в достижении цели, инициативу.

Воспитывающая ситуация для Саши Д. – ситуация творчества.

Саша Д. имеет адекватную неустойчивую самооценку. Для того, чтобы развить инициативность, находчивость мы создали для него ситуацию творчества.

Саша Д. хорошо рисует. Однажды к нам в школу пришли представители пожарной охраны и объявили конкурс на лучший рисунок об их профессии.

На уроке изобразительного искусства дети дружно взялись за работу. Саша быстрее всех справился с заданием. А вот у некоторых ребят получалось хуже, и тогда Саша вызвался им помочь. Ему разрешено было помогать ребятам, но при этом он должен был проявить фантазию, выдумку, находчивость. Его советы ребятам должны были быть неординарными, необычными. Он ходил по классу, советовал ребятам что лучше и как нарисовать и помогал в этом. Они с удовольствием принимали его помощь.

А к международному женскому дню учительница попросила Сашу нарисовать поздравительную открытку. В канун праздника он пришел в класс раньше всех. Вместе с учительницей мальчик повесил открытку на стенд. Видно было, что она была выполнена с любовью. Саша не только прекрасно выполнил рисунок, но и сам впервые сочинил поздравительные стихи. Времени до начало уроков оставалось еще много, и Саша попросил разрешения нарисовать на доске цветными мелками весенний букет для девочек. Его рисунок порадовал всех, кто заходил в класс в этот день. Саша был очень доволен. Большое удовлетворение испытала и учительница, так как Саша сделал доброе дело, проявил инициативу и сделал приятное многим людям.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций (контрольный эксперимент)

На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использованы следующие методики:

1)модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №1);

2)нахождение количественного выражения уровня самооценки

3)модифицированная методика Т.В. Дембо – С.Я.Рубинштейн

После проведения модифицированной методики «Лесенка» В.Г.Шур были получены следующие результаты:

Аня К. поставила себя на3 ступень. Дети, поставившие себя на 3-4 ступень, обладают адекватной самооценкой.

Даша Д. выбрала 5 ступень. Она имеет завышенную самооценку.

Никита А. – 5 ступень. Он также имеет завышенную самооценку.

Олег З.- 5ступень – завышенная самооценка.

Вика С. поставила себя на 4 ступень. Значит, она имеет адекватную самооценку.

Вова Д. и Саша Д. также поставили себя на 4 ступень.

Обобщенные данные, полученные в констатирующем и контрольном экспериментах, приведены в таблице 6.

Таблица 6 — Сравнительные результаты изучения типа самооценки

www.kazedu.kz