Отношения, психология, жизненные ситуации

Диагностика самооценки и уровня притязаний

Самооценка и уровень притязаний

В психологии существуют такие определения, как самооценка и уровень притязаний личности. Но есть ли связь между уровнем притязаний и самооценкой человека? И если да, то в чем же она заключается? Ответ следующий – эти понятия взаимосвязаны.

Все очень просто – чем ниже будет самооценка человека, тем ниже будет его уровень притязаний, и наоборот. Личности с заниженной самооценкой никогда не смогут поставить перед собой значительные задачи, и не смогут стремиться к достижениям серьезных целей. Такие люди будут продвигаться по жизни неуверенными шажочками, при этом, будучи убежденными, что на большее они и не способны. Поэтому так важно любить себя и реально оценивать свои способности. При этом ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда стремиться к чему-то новому, неопознанному.

Таким образом, самооценка вместе с уровнем притязаний, влияют на образ жизни человека и на его предел успешности. Соответственно, получается банальный вывод: повышая свою самооценку, вы сможете повысить и уровень притязаний, при этом получив кардинальные изменения в своей жизни. Помешать в этом деле может только одно: ресурсы здоровья. Поэтому запускать свой организм не стоит. Уделяйте ему больше внимания.

Диагностика уровня самооценки и уровня притязаний

Существует методика – диагностика уровня самооценки и уровня притязаний. Осуществляется она следующим образом: необходимо нарисовать на листе бумаги две координатные оси, одинаковой длины. Пронумеруйте их от ноля до ста. Горизонтальная ось будет характеризовать ваше здоровье, а вертикальная – ваши способности. Вам нужно оценить свои способности. Затем вы ставите точку на вертикальной оси, после чего оцениваете состояние своего здоровья, и, соответственно, ставите точку на оси горизонтальной. После выполнения всего описанного выше нужно найти точку пересечения данных значений и нарисовать вектор, который исходит из начала координат в полученную точку.

Если вектор имеет наклон в 45 градусов – ваш результат отличный. Это означает, что ваш уровень притязаний и самооценка гармонично соответствует физическим возможностям организма. Если же ваш вектор направлен вверх, то для вас это должно стать определенным «звоночком» — вы переоцениваете свои возможности, ваш организм требует отдыха и покоя. В противном случае у вас могут возникнуть существенные проблемы со здоровьем. Соответственно, если ваш вектор получился направленным вниз, то вы не используете свой потенциал и возможности в полном объеме.

womanadvice.ru

50, Диагностика самооценки и уровня притязаний.

Тест «Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера»

Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. В инструкции субъекту формулируется задача поставить крестики (x) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 с. Свой ответ он заносит в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника.

После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество поставленных элементов и отмечает его в нижней большой ячейке первого прямоугольника (см. пример выполнения)

Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы с уменьшением времени на выполнение на 1 с (от 10 с до 7 с).

Это задание обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намеченное для исполнения, с реализуемым в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД).

ЦО= (УП2-УД1)+(УП3-УД2)+(УП4-УД3 /3

где УП1, УП2, УП3 — уровни притязания в пробах №№ 1, 2, 3;

УД2, УД3, УД4 — уровни достижений в пробах №№ 2, 3, 4.

Стандарты целевого отклонения:

5 и больше Нереально высокий уровень притязаний

от 3 до 4,99 Высокий уровень притязаний (внутри нормы)

от 1до 2,99 Умеренный уровень притязаний (внутри нормы)

от -1,49 до 0,99 Низкий уровень притязаний

-1,50 и меньше Нереально низкий уровень притязаний

Данное задание является экспресс-методикой для оценки УП, позволяющую получить соответствующую информацию в течение нескольких минут. В связи с этим может быть рекомендована для весьма широкого контингента испытуемых.

Шкала самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Ниже описанная методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

Испытуемому выдаётся бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Каждый человек имеет массу таких конструктов, так или иначе связанных друг с другом. Как правило, индивидуальные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Однако, бывают шкалы не двухполюсные, а трехполюсные. Трехполюсная шкала – это шкала, отметка идеальной самооценки на которой падает в середину. С.Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я – концепции, самооценки), которые есть у каждого человека. П.В. Яньшин предлагает давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится).

Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).

— уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы 0 до знака «х»;

— высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

— значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. Интерпретировать показатели.

Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной «Три оценки»

Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

• совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

• характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается результат.

Методика Ф.Хоппе (уровень притязания)

Методика исследования уровня притязания, которую предложил ученик К.Левина Ф.Хоппе, состояла из следующих экспериментов: обследуемым предлагается ряд заданий (от 12 до 18), которые отличаются по степени сложности. Все задания нанесены на карточки, расположенные перед человеком в порядке увеличения их номеров. Степень сложности задания отвечает величине порядкового номера карточки. Задания могут быть достаточно разнообразными в зависимости от образовательного уровня и профессии человека.

Дается такая инструкция: «Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают сложность задания. Задания расположены в порядке увеличения сложности. На выполнение каждого задания отведено определенное время, которое вам не сообщат. Если вы не вложитесь в это время, будет считаться, что задание вы не выпол¬нили, и я поставлю минус. Если вложитесь в отведенное вам время — ставлю вам плюс. Задание вы должны выбирать сами». Таким образом, обследуемый был поставлен в ситуацию выбора цели.

Выбор сложного или легкого задания зависит от успешного или неуспешного выполнения предыдущего. Однако переживание успеха и неуспеха зависит от отношения человека к цели. Испытуемые всегда начинают работать с некоторыми притязаниями и ожиданиями, которые меняются по ходу эксперимента. Совокупность этих притязаний , которые изменяются с каждым достижением, Хоппе назвал «уровнем притязания человека». Переживание успеха или неуспеха зависит, таким образом, е только от объективного достижения, но и от уровня притя-3ания, который связан с теми целями, которые ставит человек. У каждого человека существует «идеальная» цель, к которой он стремится, и конкретная цель, которой отвечает данное действие. 43

studfiles.net

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

2) ум, способности;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — "здоровье" — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";

б) высоту самооценки — от "0" до знака "х";

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Оценка уровня притязаний (В.К. Гербачевский)

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу: +3 – полностью согласны; +2 – согласны; +1 – скорее согласны, чем не согласны; 0 – нейтральное отношение; — 1 – скорее не согласны, чем согласны; — 2 – не согласны; — 3 – полностью не согласны. Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия) (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3). Нужно выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую состояние в момент обследования. Старайтесь использовать весь диапазон цифр и, по возможности, избегать нейтральных оценок (цифра 0). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. ) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. ).

Таблица. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности.

lektsii.org

Методики диагностики уровня притязаний

3. Методики диагностики уровня притязаний.

Существует довольно много частных модификаций методики определения уровня притязаний, большинство из которых базируется на способе оценки притязаний, предложенном Ф.Хоппе. В авторском варианте эта техника строилась так: к началу эксперимента на столе был разложен материал для всех заданий, испытуемые могли их видеть и без труда переходить от одного действия к другому (перечень названных заданий приведен в Таблице).

Основной эксперимент был разделен на 2 дня. В первый день давались задания 1, 2, 3, и 8, а во второй день — остальные. Эта последовательность соблюдалась, однако, не всегда, поскольку экспериментатор в большей степени руководствовался желаниями испытуемых.

Инструкцию Ф.Хоппе формулировал следующим образом: “Я дам Вам разные задачи, которые Вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает Вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы Вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у Вас больше нет желания выполнять какое-либо задание или Вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом”. В процессе опыта экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась. Инструкция позволяла субъектам выбирать задания по собственному плану, в любой момент прекращать работу, менять задания и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому участники опыта всегда могли возобновить пробы. Давался минимум предписаний: испытуемым не запрещалось во время опыта ходить по комнате, свистеть, курить и т.д. Они свободно беседовали с экспериментатором о трудностях заданий, своих надеждах на успех, перспективах и желаниях. Иногда они упрекали экспериментатора за то, что он дал “глупую” задачу или обращались с просьбой о помощи. Ф.Хоппе подчеркивает, что созданием такой ситуации достигалось то, что испытуемые не чувствовали себя контролируемыми и управляемыми со стороны экспериментатора. При этой обстановке оказывалось возможным получать непосредственные сообщения субъектов об их притязаниях в данный момент. Полуспонтанные высказывания испытуемых, тщательно протоколируемые, как и все их поведение в ходе опыта, дополнялись по его окончании подробным самоотчетом обследуемых лиц.

Оценку уровня притязаний Ф.Хоппе проводил, опираясь на три рода средств: 1) прямые указания испытуемых на их уровень притязаний; 2) экспрессивные проявления, свидетельствующие о переживании успеха и неудачи; 3) способ действия субъектов в эксперименте.

А) Прогрессивные матрицы Равена

Оригинальные размеры матриц — 7,5 х 11,5 см. Задание предлагается как тест интеллекта или специальных перцептивных способностей. Испытуемому дается стандартная инструкция: “Перед Вами карточки с номерами задач. Номера обозначают степень сложности заданий. От 1 к 12 номеру трудность задач возрастает. На решение каждой задачи отведено определенное время. Если Вы не успеете выполнить задачу за это время, она будет считаться нерешенной. Задания Вы можете выбирать самостоятельно. Укажите, пожалуйста, номер задачи, которую Вы хотите решать”. После того, как испытуемый назовет номер, ему предъявляется соответствующая матрица, и на ней делаются пояснения сути предлагаемой задачи: “Расположение фигур, которые Вы видите, подчинено определенной логической связи. Ее надо найти и дополнить матрицу недостающим элементом, выбрав из приведенных восьми вариантов”.

Время экспозиции матриц рассчитывается, исходя из следующего стандарта: решение полного теста занимает обычно 20-25 м. Учитывая, что он содержит 60 матриц, среднее время на 1 задачу составляет около 20 с, но так как отдельные серии не совсем идентичны, для серий С и D это время варьирует от 3-5 с для 1-4 задач, 6-10 с — для 5-8 задач, 11-15 с — для 9-12 задач. Время экспозиции указано приблизительно, оно допускает некоторое увеличение или сокращение в зависимости от целей исследования, хода эксперимента и контингента испытуемых.

Задание может быть рекомендовано для взрослых и детей, начиная со старшего подросткового возраста (в этом случае надо несколько упростить пояснение к решению задач).

Число проб в эксперименте равно 10-12. Оцениваемыми параметрами являются: высота, устойчивость и адекватность уровня притязаний.

Б) Лабиринты Хекхаузена

Оригинальные размеры лабиринтов — 3 * 18 см. Прослеживание лабиринтов предъявляется как тип головоломок, т.е. как задача на смекалку. Инструкция испытуемому в формулировке Хекхаузена имеет следующее содержание: “Решение предлагаемых задач потребует от Вас способностей к быстрому “схватыванию” ситуации. Вы видите перед собой ряд лабиринтов, в которых Вам надлежит как можно скорее найти выход. Прослеживание каждого лабиринта Вы начинаете справа по моему сигналу: “ Внимание, начали!”, — и пытаетесь максимально быстро достигнуть выхода слева. Я буду каждый раз фиксировать время, за которое Вы пройдете лабиринт. Все лабиринты одинаковой сложности”. После того, как испытуемый выполнит первую попытку решения задачи с лабиринтом, экспериментатор сообщает субъекту время его работы. Затем испытуемому предлагают наметить его дальнейшую цель или УП в такой форме: “ Как Вы думаете, сколько секунд Вам потребуется для следующего прохождения?”. Это повторяется перед каждой новой пробой. Опыт может включать до 14 проб. Экспериментатор учитывает в обработке время прослеживания 10 лабиринтов с 5 по14 (первые 4 лабиринта исключаются как тренировочные). Надо заметить, что эффект научения при использовании этой задачи весьма выражен, в связи с чем при необходимости число попыток целесообразно сократить.

Задание может быть рекомендовано для взрослых и детей от старшего подросткового и юношеского возраста. Оно апробировано также на клиническом контингенте.

Это — тип методик, предназначенных для оценки величины отклонения цели. Сравнивается время, намечаемое испытуемым для прослеживания лабиринта в каждой пробе, с реальным временем решения им задачи в предыдущей. Средняя величина целевого отклонения для нормы составляет 5-6 с.

В) Моторная проба Шварцландера

Оригинальные размеры стороны маленьких квадратов — 1,25 см. Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. В инструкции субъекту формулируется задача поставить крестики (Х) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 с. Свой ответ субъект заносит в верхнюю большую ячейку 1 прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество поставленных элементов и отмечает его в нижней большой ячейке 1 прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 с.

Это задание также обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализуемым в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение УП и уровня достижений (УД).

[УП (П) – УД (I)] + [УП (Ш) – УД (П)] + [УП (IV) – УД (Ш)]

Стандарты целевого отклонения: (5) и выше — нереалистично высокий УП; (3) — (4,99) — умеренный УП (внутри нормальных границ); (-1,49) – (0,99) — низкий УП; (-1,50) и ниже — нереалистично низкий УП.

Данное задание является своего рода экспресс-методикой для оценки УП, позволяющей получить соответствующую информацию в течение нескольких минут. В связи с этим она может быть рекомендована для весьма широкого контингента испытуемых, включая взрослых и детей, способных планировать время в секундах (от 10 лет), геронтологический контингент, а также истощаемых больных.

III. Экспериментальная часть

Целью моего экспериментального исследования является изучение уровеня притязаний и его зависимость от других личностных характеристик.

Установить взаимосвязь уровня притязаний и системы ценностных ориентаций.

Выявить зависимость уровня притязаний от мотивации достижения.

Обнаружить взаимосвязь уровня притязаний личности с его социометрическим статусом в группе.

Обобщить полученные данные и уточнить определение понятия “уровень притязаний”.

Н0 Уровень притязаний зависит от таких личностных характеристик, как система ценностных ориентаций, уровень мотивации достижения, социометрический статус в группе

Н1 Корреляция между уровнем притязаний и данными личностными характеристиками отсутствует.

Мое исследование проводилось среди учащихся 11 класса средней школы № 931 г.Москвы. Средний возраст испытуемых 17 лет. Определение уровня притязаний проводилось по методике “лабиринты Х.Хекхаузена”, социометрический статус определялся по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено, характер ценностных ориентаций по методике М. Рокича, уровень мотивации достижения по опроснику для оценки потребности достижения успехов.

Исследование межличностных отношений в группе по методике Дж. Морено (социометрия)

Испытуемым предлагалось три вопроса следующего содержания:

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

Под каждым из вопросов им следовало указать три фамилии из класса. На основании полученных результатов составлялась так называемая социометрическая матрица с указанием полученных и сделанных выборов по которой можно делать выводы о существовании в группе неформального лидера, о разбиении группы на несколько подгрупп со своими лидерами, о существовании так называемых “отчужденцев”.

После обработки данных явно прослеживается выделение четырех неформальных лидеров в классе: Воронина(13 выборов), Абрамов(17 выборов), Смирнова(16 выборов), Ларцева(15 выборов) (Приложение, таб.8). Также видно тех, кто получил минимальное количество выборов(0-4):Чернова, Омшина, Беликова, Айнетдинова, Жиромская, Шпагина, Емельянова.

Методика диагностики характера ценностных ориентаций М.Рокича

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей).

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках. Форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом). Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем — набор инструментальных ценностей. Стандартная инструкция испытуемому (при варианте предъявления на отдельных карточках): “Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначениями ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и пометите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию”.

При интерпретации данных среди терминальных ценностей были выделены абстрактные и конкретные ценности, среди инструментальных ценностей – этические ценности, ценности межличностного общения и ценности профессионального самоопределения.

Затем в каждом списке ценностей находилось выборочное среднее рангов. Таким образом мы получили некий коэффициент для каждого из пяти видов ценностей (Приложение таб.9). В дальнейшем, используя полученные коэффициенты, были составлены корреляционные матрицы для списков А и Б(Приложение, таб.10,11).

Методика диагностики мотивации достижений

Опросник предназначен для дифференцированной оценки двух взаимосвязанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремление к успеху и боязни неудачи. Как и в предыдущем случае, определенные сочетания этих мотивационных тенденций у человека по их силе создают определенный тип личности и предопределяют разное поведение. Последнее мы обсудим после того, как будет полностью описана сама методика.

Перед началом исследования по данному опроснику испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

“Перед вами — ряд утверждений, касающихся мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добиться успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждение опросника, выразите степень своего согласия или несогласия с ним, воспользовавшись следующей шкалой:

+3 — полностью согласен

+1 — скорее согласен, чем не согласен

О — трудно сказать, и да, и нет

— 1 — скорее не согласен, чем согласен

— 3 — полностью не согласен

Если, однако, у исследователя возникает опасение, что испытуемый лично заинтересован в получении высокой оценки, то вместо данной методики лучше использовать проективную.

Свои оценки необходимо ставить в баллах по данной шкале вместе с соответствующим знаком на отдельном листе рядом с порядковым номером суждения”.

Замечание. В методике имеется два варианта опросника, мужской (форма А) и женский (форма Б). Они предлагаются испытуемому в соответствии с его полом.

Данные сверяются с ключом и полученные баллы по каждому вопросу суммируются. Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему опроснику, и на ее основе определяют, какая мотивация доминирует у испытуемого.

Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.

Наконец, если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

В проведенном исследовании все респонденты набрали баллы в диапазоне от 76 до 164, что свидетельствует о доминировании стремления избегать неудачи. Так как такие данные уже не подлежат традиционной обработке, то в дальнейшем я буду вести работу только с полученными числами (Приложение, таб.12).

Бороздина “Исследование уровня притязаний” Москва, 1991.

С.Л. Рубинштейн “Основы общей психологии” Питер, 1999.

Р.С. Немов “Психология” Просвещение, 1995.

Х. Хекхаузен “Мотивация и деятельность” 1965.

С.Ю. Головин “Словарь практического психолога” Минск: Харвест, 1997.

“Психологический словарь” под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова Москва: Педагогика-Пресс, 1999.

Д.Я. Райгородский “Практическая психодиагностика” Самара: Бахрах, 1998

“Исследование мотивации достижения” РГПУ им. А.И. Герцена, 1992

Д.А. Леонтьев “Методика изучения ценностных ориентаций”

“Практические занятия по психологии” под редакцией А.В. Петровского

Е.В. Сидоренко “Методы математической обработки в психологии” изд. Социально-психологический центр, 1996

Д.А. Леонтьев “Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени”

Журнал Психологическое обозрение №1, 1998

Н.В. Афанасьева “Диагностика мотивации достижения у школьников 9- 11 лет” Журнал Психологическое обозрение №1, 1998

www.kazedu.kz

Диагностика самооценки

Рассмотрение методов изучения личности и психологических тестов, используемых для оценки персонала. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и ее интерпретация. Проведение тестирования и анализ результатов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Описание и прогноз

На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен. Конечно, кроме тестов известны разные методы изучения личности, и каждые решают свои задачи.

Современные исследования в области искусственного интеллекта и опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, открывают новые возможности в области психодиагностики. В частности, М. Г. Доррер с соавторами показали, что при помощи аппарата нейронных сетей возможно удовлетворение потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

Термин «тест» впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)

Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.

Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.

Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования.

Значительное распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов.

Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ.

С конца прошлого века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось убеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическим процессам.

Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.

Составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека — это самооценка. Что такое самооценка человека? Мы часто слышим такое понятие, как «самооценка». Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое?

Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком. Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном. Существуют разные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека. Заниженная оценка личностью себя — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека. Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации. Завышенная — практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером.

Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании.

Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации.

Для своей курсовой работы я взял методику Дембо-Рубинштейн, так как результаты, данного теста являются наиболее «чистыми» в связи с тем, что проводящий эксперимент, почти не влияет на ответы подопытного.

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Данная методика, позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах.

Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешность», «признание сверстников», а также изменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

В инструкции к тесту, говорится, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость. Шкалы в тесте Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы: здоровье; способности и ум человека; его характер; пользуется ли он авторитетом у сверстников; умение делать что-то самостоятельно, своими руками; уверенность в себе; внешность человека. Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Расшифровка показателей Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности. Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики. Низкий — ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам. Завышенная — 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как «закрытость для опыта», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей. Заниженная — менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн.

Тесть проводился спонтанно, заранее о нем не сообщалось. Согласилась сразу, почти без раздумий. В ходе проведения теста, вела себя спокойно, была видна заинтересованность.

Время, потраченное на тест 6 мин.

Место проведения теста, дом испытуемой.

Показания по тесту:

Уровень притязаний 76 балов

Показатели уровня притязаний Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.

Высота самооценки 65 балов.

Уровень самооценки Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.

Исходя из данных, которые мы имеем, наша подопытная имеет адекватный уровень притязаний и самооценку.

По тесту Дембо-Рубинштейна, предлагается оценить себя в нескольких областях своей жизни: здоровье, ум, умение что-то делать своими руками, внешность и др. Проходя данный тест, человек оцениваетсебя, относительно знаний и умений, которые у него есть и которые он хотел бы развить или приобрести.

Пример: возьмем рассматриваемые стороны жизни из теста Дембо-Рубинштейн, ум и умение делать что-то руками, которые наиболее нам подходят и помогут сформировать наиболее точно представление о том, что я хочу донести.

И так, испытуемый, во время прохождения теста, обращается к своей памяти и тут он уже сравнивает себя с кем либо другим, либо со своим идеалом, тоесть, ум (я знаю два стихотворения на изусть, Ваня знает четыре, а Петя Петя только одно) и умение делать что то своими руками ( Ваня на уроке труда, не смог сделать стул, я сделал, но не так хорошо как Сергей, а хотелось бы сделать ещё лучше.).

Данные примеры, помогут нам увидеть, что уверенность в себе, зависит от знаний или умений человека, в тех или иных областях его жизни.

Результаты, полученные в результате проводимого теста, помогут определить, «как» или «где» человек видит себя в разных аспектах своей жизни, что поможет выявить слабые стороны и уже работать над ними, тем самым повышая самооценку и уверенность в своих силах.

Как это можно сделать?

Я считаю, что предоставляя людям информацию, как написать заявление, как заработать денег в интернете, как читать, и формируя у них необходимые навыки и умения, работы на компьютере, игры в футбол, приготовления пищи и т.д.

Почему именно так?

Потому что человек боится того чего он не знает и не умеет.

Ребенок, боится темноты, потому что не знает что там, но стоит его родителям включить свет, и все, страх уходит, потому что он видит, что там нет ничего страшного, никаких монстров, никаких приведений.

Молодой человек, боится устраиваться на не знакомую, новую для него работу, потому что не знает, что его ждет. Но устроившись, поработав какое-то время, он понимает, что все у него получается, что работа не такая уж и сложная, что коллектив относится к нему хорошо, а начальник не такой плахой как ему рассказывали.

Тот же молодой человек, боится знакомиться с девушками, потому что считает, что он не красивый и не интересный, он не знает как отреагирует девушка на его «привет , меня зовут Анатолий, давай познакомимся», он не знает о чем говорить с девушкой и как себя с ней вести. Предоставив информацию, о чем говорить с девушкой, как себя с ней вести и сформировав навык знакомства, потренировавшись со знакомыми или другими девушками мы, таким образом, повысим самооценку и сформируем уверенность в том, что у него все получится, не только в данной ситуации но и в ситуациях по которым, умения знаниях и навыках, которые мы предоставим и проработаем.

Внедрение методики знаний и навыков можно осуществлять абсолютно на всех уровнях, этапах и возрастах человеческой жизни.

Школа, рабочие места, учебные заведения и это не весь перечень мест, где можно внедрять данную методику в народные массы.

Внедрив данную методику мы получим более уверенную личность, направленную на достижение все больших целей и реализации своего потенциала, ведь развитие его, по мнению В. Франкла является смыслом жизни который человек определяет для себя.

1. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110 — 128.

2. Педагогическая практика: программа и методическое обеспечение / Сост. И.Ф. Бережная, К.М. Гайдар, Л.А. Кунаковская, З.Д. Черемисова. — Воронеж, 2004.

3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.— М., 1970.

4. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. — СПб.: Речь, 2007. — 320 с.

5. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности.— СПб.: Питер, 2004.

6.Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с. (Серия «Психологическая коллекция»). —ISBN 5-04-00S753-9

7..Немов, Р. С. Психология. Книга 3. М., ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002.

8.Основы психодиагностики под.ред. Шмелева А.Г. «Феникс» Ростов -на- дону. 1996

9.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — 7-е изд. — Спб.:Питер 2005.- 688 с.

10.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М Словарь-справочник по психодиагностике. — 2-е изд., перераб. И доп. — Спб.: Питер, 2003. — 528 с.

11.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. — 164с.

12.Носс И.Н Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: Издательство «КСП+», 1999. — 320с.

13. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Спб., 2000. — 440

Размещено на Allbest.ru

Сущность и понятие психодиагностики межличностных отношений, ее методы. Понятие и объект психодиагностики. Методика изучения самооценки (Т. Дембо — С. Рубинштейн). Статусное положение детей с различным уровнем самооценки. Эмпирическое исследование.

Изучение логического мышления учащихся старших классов и изучение мотивации учебной деятельности школьников. Исследование самооценки — методика Дембо–Рубинштейн в модификации Т.М. Габриял. Методика определения преобладающего типа темперамента.

Анкетирование. Требования к составлению анкет. Факторный опросник Кеттела. Интеллектуальный блок. Эмоционально-волевой блок. Коммуникативный блок. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Оценивание личных качеств.

Исследование самооценки по методу наблюдения, беседы и по методике Дембо-Рубинштейна. Диагностика реактивности объекта путем полевого наблюдения, на основе дневниковой записи, ретроспективного отчета, наблюдения и полустандартизированной беседы.

Психологические особенности личности старшеклассников. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси по заранее заданным качествам. Корреляционный анализ показателей самооценки и уровня притязаний. Анализ и интерпретация результатов исследования.

Юность как возрастной период психического развития. Выявление уровня психологического благополучия. Методика «самооценки» Дембо-Рубинштейн. Изучение ценностных ориентаций. «Шкала тревожности» А.М. Прихожан. Личностный рост как чувство самореализации.

Рассмотрение теоретических и эмпирических исследований проблемы взаимодействия детей младшего возраста в школе интернатного типа. Анализ результатов по методике определения самооценки Дембо-Рубинштейн, уровня эмпатии и структуры групповых взаимоотношений.

Понятие личности в социальной психологии. Проблемы и методы социально-психологического исследования личности. Зависимость личностной самооценки ребенка от его социального статуса. Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо — С. Рубинштейна.

Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Характеристика методик определения самооценки личности. Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по Будасси.

Чувство взрослости подростков, их целостные ориентации. Формирование самооценки личности в пубертатный период, влияние родителей. Результаты методики определения самооценки у мальчиков и девочек по Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейну, ее адекватность.

otherreferats.allbest.ru