Отношения, психология, жизненные ситуации

Диагностика самооценки спилбергера ханина

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естествен­ная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2—х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1—20) и личностную (ЛT, высказывания № 21—40) тревожность.

Показатели РТ и ЛT подсчитываются по формулам

где ?1, — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунк­там шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

?2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).

где ?1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунк­там шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревож­ность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревож­ности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуа­ции и задач и перенести акцент на осмысление деятельно­сти и формирование чувства уверенности в успехе.

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегу­ляции в целях руководства и психокоррекционной дея­тельности.

где ?1 — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5;

www.test-metod.ru

Методика Спилбергера-Ханина: шкала тревожности

Чувство тревоги является самым распространенным среди людей. Можно назвать сотни, а то и тысячи причин, которые заставляют человека нервничать и беспокоиться. Чувствовать тревогу – это нормально. Но если это чувство не проходит и, более того, усугубляется, тогда стоит обратиться за помощью.

Как показывают исследования, слишком высокий уровень тревоги может отрицательно сказаться на здоровье. Чтобы избежать негативных последствий и своевременно определить личный уровень тревожности, существует методика Спилбергера-Ханина.

Методика Спилбергера-Ханина основана на таких понятиях, как «тревога» и «тревожность». Под тревогой принято подразумевать некое эмоциональное состояние, при котором возникает сильное волнение, беспричинное или вызванное определенными факторами беспокойство. Достаточно часто эти симптомы могут наблюдаться у человека без любого повода. Такое состояние является естественным, только если не дезорганизует жизнедеятельность.

Вторым понятием методики Спилбергера-Ханина считается тревожность. Ее принято рассматривать как процесс переживания тревоги, что имеет низкий порог проявления реакции. Смотря на то, чем было обусловлено возникновение тревожности, различают два ее подвида: ситуативную и личностную.

Из названий уже понятно, что ситуативная тревожность — это изменения эмоционального фона из-за изменившейся ситуации (ссора с другом, свадьба, смерть родственника и т. д.). Личностная тревожность может возникнуть, если можно так выразиться, на пустом месте. Это стабильная характеристика личности. Есть люди, которые могут подавлять свои эмоции, а есть и те, у кого настроение меняется от малейшего дуновения ветра.

Методы психодиагностики

В психодиагностике существует не так уж и мало методов, чтобы оценить степень тревожности пациента. Как правило, их применяют при работе с детьми, в частности, если ребенок из неблагополучной семьи, а также в клинической психиатрии и консультативной психологии. Самыми популярными методиками определения степени тревожности считается прием Тейлора и методика Спилбергера-Ханина.

Помимо них, востребованными являются:

  • Тесты депрессивных настроений (Жмуров, Зунге).
  • Методы изучения уровня стрессоустойчивости и адаптации в социуме (Раге, Холмс).
  • Тесты определения социальной фрустрации (Вассерман).
  • Методика диагностики степени субъективного контроля (Роттер).
  • Для более детального изучения состояния пациента может быть использован комплекс, состоящий из нескольких методик.

    Несмотря на обилие методов психологической диагностики, только методика Ч. Спилбергера и Ю. Ханина может одновременно измерить тревожность как самочувствие и как характеристику личности. Методика была разработана американским клиническим психологом Чарльзом Спилбергером, адаптирована под отечественные реалии Юрием Ханиным, из-за чего и получила свое название.

    Считается, что это одна из лучших диагностик. Методика Спилбергера-Ханина состоит из опросника, в котором есть 40 утверждений. Пункты с 1 по 20 ориентированы на определение уровня ситуативной тревожности. Позиции под номерами 21-41 будут характеризовать личную тревожность.

    Кстати, этот опросник адаптирован на 52 иностранных языка и признан международным методом определения степени тревоги и тревожности.

    Ситуативная тревожность

    Методика Спилбергера-Ханина представляет собой опросник-таблицу, в которой слева написаны утверждения. Напротив каждого из них есть ряд цифр от 1 до 4. Они показывают уровень согласия пациента с утверждением. Чем выше цифра, тем больше уровень согласия. В конкретном тесте присутствуют такие оценочные критерии:

    • Очень редко (почти никогда) — 1 балл.
    • Редко — 2.
    • Часто — 3.
    • Очень часто (практически всегда) — 4.
    • В этой шкале утверждений сделан специальный акцент на том, чтобы определить состояние пациента в конкретный момент. Это помогает психологу быстро понять, каким образом те или иные изменения влияют на человека.

      Это нельзя сказать о шкале личной тревожности, которая ориентирована на познание внутреннего мира человека. Второй блок вопросов методики Спилбергера-Ханина состоит из таких утверждений:

    • Я могу находиться в приподнятом настроении.
    • Временами чувствую раздражительность.
    • Меня легко расстроить.
    • Хочется, чтобы мне везло так же, как остальным.
    • Длительное время беспокоюсь из-за неприятностей.
    • Ощущаю, что полон энергии.
    • Всегда беспристрастный и спокойный.
    • Беспокоюсь из-за будущих трудностей.
    • Даже пустяки заставляют меня нервничать.
    • Иногда ощущаю прилив счастья.
    • Все события воспринимаю слишком серьезно.
    • Хочется иметь больше уверенности.
    • Чувствую свою беззащитность.
    • Стараюсь не ввязываться в трудные ситуации.
    • Временами хандрю.
    • Иногда чувствую себя довольным.
    • Отвлекают и беспокоят мелочные дела.
    • Временами ощущаю себя неудачником.
    • Беспокоюсь всякий раз, когда задумываюсь о своих делах.
    • На вопросы нужно отвечать без раздумий. Чтобы получить результат, нужно суммировать все полученные числа по каждой из шкал. В пределах одного этапа диагностики человек может набрать от 20 до 80 баллов. Соответственно, чем выше итоговое число, тем выше степень тревожности.

      Так, можно определить, что пациенты с количеством балов от 20 до 30 обладают низким уровнем тревожности. Тем, кто получил от 31 до 43 баллов, имеют тревожность на среднем уровне. У тех, чьи показатели превышают отметку в 65 баллов, могут наблюдаться психосоматические расстройства на фоне повышенной тревожности. Очень часто они потребуют психологической (а нередко и медицинской) помощи.

      Но практикующие психологи, работающие с методикой И. Спилбергера и Ю. Ханина, обращают внимание еще на один нюанс – это низкий уровень оценок. Ведь нельзя исключать тот факт, что пациенту просто хотелось представить себя в более выгодном свете. Кроме того, полная эмоциональная невосприимчивость и пассивность могут свидетельствовать о затяжной депрессии, апатии, эмоциональном выгорании или переутомлении.

      Таким образом, тест Спилбергера-Ханина может отлично диагностировать уровень тревожности человека. Кроме того, его можно использовать и самостоятельно для определения своего эмоционального состояния в конкретный промежуток времени.

      fb.ru

      Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности

      Тест Спилбергера-Ханина — это единственная методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией.

      Этот тест поможет вам определить выраженность тревожности в структуре вашей личности. Тревожность как личностная черта означает мотив или приобретенную поведенческую позицию, которая заставляет человека воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности.

      Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

      Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

      Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

      Мне ничто не угрожает

      Я нахожусь в напряжении

      Я внутренне скован

      Я чувствую себя свободно

      Меня волнуют возможные неудачи

      Я ощущаю душевный покой

      Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

      Я уверен в себе

      Я не нахожу себе места

      Я не чувствую скованности, напряжения

      Я слишком возбужден и мне не по себе

      Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

      У меня бывает приподнятое настроение

      Я бываю раздражительным

      Я легко расстраиваюсь

      Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

      Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

      Я чувствую прилив сил и желание работать

      Я спокоен, хладнокровен и собран

      Меня тревожат возможные трудности

      Я слишком переживаю из-за пустяков

      Я бываю вполне счастлив

      Я все принимаю близко к сердцу

      Мне не хватает уверенности в себе

      Я чувствую себя беззащитным

      Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

      У меня бывает хандра

      Я бываю доволен

      Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

      Бывает, что я чувствую себя неудачником

      Я уравновешенный человек

      Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

      Обработка результатов включает следующие этапы:

    • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
    • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
    • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
    • При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

      При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

      Очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными сры­вами и с психосоматическими заболеваниями.

      Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

      Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

      Мы уже говорили выше, что под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

      Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

      Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и научиться разбивать большие задачи на более мелкие

      Для людей с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

      1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44−49.

      2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124−126.

      3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121−122.

      www.psycholog-consultant.ru

      Диагностика самооценки спилбергера ханина

      Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) — является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработана Спилбергером Ч.Д.и адаптирована Ханиным Ю.Л..

      Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

      Шкала ситуативной тревожности

      Шкала личной тревожности

      Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

      Интерпретация результатов

      При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

      Уровень реактивной тревожности вычисляется по формуле:

      Тр — показатель реактивной тревожности;

      Ерп — сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

      Еро — сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19,20).

      Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:

      Тл — показатель личностной тревожности;

      Елп — сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40);

      Ело — сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

    • до 30 баллов – низкая,
    • 31 — 44 балла — умеренная;
    • 45 и более — высокая.

    Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

    Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

    Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

    Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

    Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

    Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

    psy-clinic.info

    Тест Спилбергера-Ханина

    Цель теста:определение уровней реактивной и личностной тревожности.

    бланк для ответов.

    Дополнительная информация:Ситуативная тревожность (реактивная тревожность, тревожность как состояние) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

    Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

    Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

    Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность.

    Для низкотревожных людей может потребоваться пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, культивирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

    При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31-44 балла — умеренная; 45 и более — высокая.

    Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

    Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

    Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

    studfiles.net

    Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина.

    Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный мо­мент (реактивная тревожность как состояние) и личност­ной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

    Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как уг­рожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напря­жением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невроти­ческими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

    ?2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

    Низкая тревожность, наоборот, требует повышения вни­мания к мотивам деятельности и повышения чувства от­ветственности. Но иногда очень низкая тревожность в по­казателях теста является результатом активного вытесне­ния личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

    Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказы­вания № 1—20) и укороченный вариант шкалы, на запол­нение которого уходят 10-15 сек:

    Показатель РТ высчитывается по формуле:

    test-metod.ru

    5. Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина.

    Методика предназначена для определения тревожного состояния у подростка ( 12-17 лет) с учетом его глубины с целью оказания психологической, медицинской помощи в зависимости от уровня тревоги, позволяет выявить условия и факторы, под действием которых возникает данное состояние и степень дезадаптации личности в случае психотравмирующей ситуации. Позволяет выявить такие характерологические особенности личности как неуверенность, внушаемость, несамостоятельность в принятии решений и действий.

    Данная методика состоит из двух опросников, при помощи которых можно определить уровень ситуативной тревожности (СТ ) личности в условиях сложной психологической ситуации, уровень личностной тревожности (ЛТ), как индивидуальной черты подростка, которая не зависит на момент обследования от конкретной ситуации.

    Определение уровня ситуативной тревожности.

    Проводится с использованием опросника, позволяющего выявить особенности состояния личности в конкретной сложной для неё ситуации.

    Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений, которые характеризуют состояние вашего самочувствия в данный момент, и выберите наиболее подходящий вариант ответа (зачеркните соответствующее число):

    «1» -нет, это не так, «2»-почти что так; «3»- верно; «4»- совершенно верно.

    Не думайте слишком долго, отвечайте так, как вам подумалось в первый момент Правильных или неправильных ответов не существует.

    1.Вы спокойны 1 2 3 4

    2.Вам ничего не угрожает 1 2 3 4

    3.Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4

    4.Вы испытываете сожаление 1 2 3 4

    5.Вы чувствуете себя свободно 1 2 3 4

    6.Вы расстроены 1 2 3 4

    7.Вас волнуют возможные неудачи 1 2 3 4

    8.Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 1 2 3 4

    9.Вы встревожены 1 2 3 4

    10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4

    11. Вы уверены в себе 1 2 3 4

    12. Вы нервничаете 1 2 3 4

    13.Вы не находите себе места 1 2 3 4

    14. Вы взвинчены 1 2 3 4

    15. Вы не чувствуете скованности и напряжения 1 2 3 4

    16.Вы довольны 1 2 3 4

    17. Вы озабочены 1 2 3 4

    18.Вы слишком возбуждены и вам не по себе 1 2 3 4

    19.Вам радостно 1 2 3 4

    20. Вам приятно 1 2 3 4

    Каждый ответ оценивается в зависимости от выбранного утверждения в 1, 2, 3, 4 балла

    Ситуативная тревожность определяется по ключу:

    Из суммы баллов по вопросам(3,4, 6,7,9,12,13,14,17,18) вычесть сумму баллов по вопросам(1,2,5,8,10,11,15,16,19,20), затем к полученному результату прибавить 50.

    С Т =(3,4, 6,7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) +50=

    Результаты оцениваются следующим образом.

    4 балла- низкий уровень тревожности.(до 30 баллов)

    3 балла — средний уровень тревожности(31-45 баллов)

    Определение уровня личностной тревожности.

    Проводится с использованием опросника, позволяющего выявить особенности состояния тревожности как свойства личности, которое формируется при длительном воздействии различного рода факторов.

    Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры с права означают следующие варианты ответов: «1» -почти никогда ( ответ оценивается в один бал); «2»-иногда ( ответ оценивается в два балла); «3»- часто ( ответ оценивается в три балла); «4»- почти всегда( ответ оценивается в четыре балла).

    1.Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4

    2.Вы быстро устаёте 1 2 3 4

    3.Вы легко можете заплакать 1 2 3 4

    4.Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие 1 2 3 4

    5.Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро

    принимаете решения 1 2 3 4

    6.Вы чувствуете себя бодрым человеком 1 2 3 4

    7.Вы спокойны, хладнокровны и собранны 1 2 3 4

    8.Ожидание трудностей очень тревожит вас 1 2 3 4

    9.Вы слишком переживаете из-за пустяков 1 2 3 4

    10. Вы бываете вполне счастливы 1 2 3 4

    11. Вы принимаете всё слишком близко к сердцу 1 2 3 4

    12. Вам не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

    13.Вы чувствуете себя в безопасности 1 2 3 4

    14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций

    и трудностей 1 2 3 4

    15. У вас бывает тоска 1 2 3 4

    16.Вы бываете довольны 1 2 3 4

    17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас 1 2 3 4

    18.Вы так сильно переживете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть 1 2 3 4

    19.Вы уравновешенный человек 1 2 3 4

    20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о

    своих делах и заботах 1 2 3 4

    Личностная тревожность определяется по ключу:

    Из суммы баллов по вопросам (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,18,20)вычесть сумму баллов по вопросам(1,6,7,10,13,16,19), затем к полученному результату прибавить 35.

    ЛТ= (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,18,20) — (1,6,7,10,13,16,19)+ 35=

    4 балла — низкий уровень тревожности (до 30 баллов)

    3 балла — средний уровень тревожности (31-45 баллов)

    2 балла — высокий уровень тревожности (46 баллов и более)

    cito-web.yspu.org