Отношения, психология, жизненные ситуации

Для чего нужна самооценка

Зачем нам самооценка?

Вокруг сейчас только и слышишь: низкая самооценка, высокая самооценка, завышенная самооценка и заниженная самооценка. Такое ощущение, что люди только и заняты тем, что с утра до вечера себя самооценивают и самоуверяются в собственных силах. А самое интересное, что мало кто может дать простой и понятный ответ на вопрос: а на какой хрен она вообще нужна, эта самооценка? Измерить, или же, правильнее сказать, оценить вашу самооценку, – это пожалуйста, уж извините за тавтологию. У вас низкая. А у вас повыше. А вот у вас, батенька, чрезмерно повыше. А теперь все бегом на тренинг по улучшению своей самооценки!

Тренинг, может быть, дело хорошее, но прежде чем что-то улучшать, я полагаю, следует понять, а что именно улучшать будем? Доктор, меня все называют козлом, и поэтому у меня низкая самооценка, что мне делать? Конечно, идти на тренинг по улучшению своей самооценки! Там вам сто раз скажут, какой вы хороший и замечательный человек, и ваша самооценка возрастет со страшной силой.

Самооценка: что такое и зачем?

Предположим, что два оппозиционно настроенных козлика столкнулись на узкой тропке, чтобы раз и навсегда разрешить весенний вопрос о любовном интересе к козочке. Так как козочка просто подчинится выбору более сильного, то козлики решают выяснить, кто из них сильнее, в честной козлиной схватке. Они угрожающе направляют рога, бьют землю копытцами и всячески дают понять друг другу, что сейчас они как следует покажут друг дружке козью морду.

Иногда бывает так, что они бьются долго и упрямо, а иногда и так, что стоит лишь одному с кличем, – мочить козлов! – бросится в атаку, как его противник перепугается и сбежит с поля боя. Может быть, бывает и еще как-нибудь, но в нашем рассказе это совершенно не важно.

А важно, например, то, что козлики хорошо видят рога друг у друга, но совершенно при этом не знают, какие рога есть у них самих. И, может быть, там совсем не рога воина, а маленькие и чахлые рожки? А мужики и не знают, как говорится! Зеркала нет, посмотреть и прикинуть, – а хватит ли рогов для честного боя? Да и ума нет, чтобы приобрести какое-то понимание собственной силы и значимости.

И поэтому оценка влияний окружающего нас мира, – это фундамент, на котором строится наша собственная самооценка. Животное видит врага и улепётывает изо всех сил. Или оно видит жертву и несется за ней, клацая челюстью. Комбинация врожденных программ и приобретенных навыков и опыта дает животному безошибочную (как саперу, ведь второй ошибки уже не может быть) систему оценки окружающего мира, которая определяет все поведение животного: убегать или догонять, прятаться или атаковать, биться или сбежать.

Самый простой пример этому – просто вспомните, как вы переходите дорогу: нет никаких сложных расчетов, не нужно ничего умножать и рассуждать. Вы просто переходите, или не переходите и выжидаете более удобного момента.

А если я думал, что успею перебежать?

Это хороший вопрос. И если у вас в кармане лежит пистолет, то вам, похоже, все равно, у кого какие рога и копытца. И если для животного оценка – единственное оружие в борьбе за свое место под солнцем, то человек имеет еще такую штуку, как самооценка. Он может не только оценить окружающую обстановку, но и свои собственные силы или ресурсы. У вас может быть кастет, газовый баллончик или первый разряд по боксу, и всё это вносит очень существенные коррективы в межличностные взаимоотношения.

Самооценка кажется штукой, когда надо смотреть в зеркало и быть довольным собой, но это не совсем так или совсем не так, на ваше усмотрение. Оценка нужна для того, чтобы выживать. Чем точнее оценена ситуация, тем больше шансов, что ваши действия приведут к нужному вам результату. И дать стрекача иногда много важнее, чем повторять подвиг Александра Матросова. Природой не предусмотрено, что вас будут лупить, а вы при этом – сохранять честь и достоинство.

У Чака Норриса как-то спросили: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят злодеи с ножом в руках и потребуют кошелек. Конечно, отдам кошелек, ответил Чак, ибо денег много, и их можно заработать, а жизнь одна совершенно точно, и больше никакого другого способа пожить не представится.

Самооценка нужна для выживания!

Предположим, что два наши козлика на некоторое время получили большую порцию ума и способность давать самооценку собственным возможностям. И вот, посмотрел один из козликов в зеркало или свое отражение в воде, и обалдел: его рога в два раза меньше, чем рога его оппонента. Козлик чешет свою бородку и осознает, что шансов в схватке на рогах у него нет никаких.

Хорошо. Какой смысл козлику понимать и осознавать, что рога в данном случае – это его слабое место? Да очень просто: для того, чтобы искать другие возможности! Самооценка нужна для того, чтобы оценить эффективность своих ресурсов, и перераспределить их так, чтобы использовать в борьбе свои самые сильные стороны. Природа рациональна: если ты не имеешь рогов, то бей копытом. Если ты хорошо владеешь шпагой, то не предпочитай дуэль на пистолетах. Если ты силен умом, то не лезь в кулачный бой. Найди и используй те ресурсы, в которых ты наиболее силен и где твои шансы достичь победы будут самыми высокими! Вот зачем нужна самооценка!

Самооценка помогает достичь желаемого

Есть три вида оценочного суждения, два из которых мы уже затронули. Перечислим их все: это смотреть на мир (оценка и реакции), это смотреть на себя самого (самооценка и перераспределение ресурсов), и, наконец, смотреть на себя и ситуацию в целом глазами третьего (прогноз и действие).

Оценка и реакции. Это наша способность видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, и выстраивать свои реакции в зависимости от того, что воспринимают органы чувств. Так как в первооснове оценки лежит выживание, то первейшая ее задача – видеть опасность и угрозу, и реагировать на нее тем или иным образом.

Самооценка и перераспределение ресурсов. Это наша способность к выбору эффективных ресурсов за счет более точных расчетов (на которые, как вы понимаете, способен только человек). Самооценка позволяет нам как бы смотреть на себя со стороны, сравнивать свои качества с качествами других людей и выбирать на основании этих вычислений наиболее удачные для вас действия.

Прогноз и действие. Это способность еще более высокого порядка, требующая абстрактного мышления. В этом случае мы смотрим на всю ситуацию в целом, в которую включены и мы сами, как бы глазами третьего человека, некоторого арбитра. Прогноз позволяет вам произвести расчет последствий до начала самого действия, чтобы учесть непредвиденные факторы.

Итак, если вы чем-то недовольны, то это имеет большой смысл, ибо знание недостатков необходимо для перераспределения ресурсов и вашего личностного потенциала. Это даже отражено в пословицах и поговорках, например: не силой, так умом. Или: не мытьем, так катаньем. Если нет одного, то всегда найдется что-то другое. И суть самооценки – найти свои сильные стороны и использовать их в борьбе за выживание и достижение целей.

Почему самооценка бывает низкой?

Существует две основные причины низкой самооценки. Первая из них заключается в том, что человек начинает сравнивать свои слабые качества с теми же, но очень сильными, качествами других. Тогда самооценка теряет всякий смысл, ибо ошибки в расчетах будут разрушительны.

В примере с нашими козликами тот, кто с маленькими рогами, рассуждает примерно так: у него сильные рога, но слабые копыта, так что лучше я его залягаю, а в ближний бой на рогах не полезу, там у меня нет никаких шансов. Второй же козлик, с большими рогами, думает вот так: ага, у него вон какие мощные копыта, а у меня они слабые, мне с ним не совладать. У первого, как вы понимаете, самооценка адекватная, а у второго – низкая.

Структура оценочного суждения

Для удобства я изобразил вам примерную структуру оценочного суждения. Фундаментом служит оценка окружающего нас мира. На оценочном суждении формируется самооценка. Симбиоз оценочного и самооценочного суждения делает человека способным к прогнозу результата и успеха до начала действия. Чем точнее ваши расчеты, тем вы эффективней. И недостатки не имеют здесь никакого значения, ибо смысл и заключается в том, чтобы их выявить, переосмыслить ситуацию и найти более эффективное решение. Замечу, что если вы не находите у себя недостатков или слабых мест, то это плохо, ибо тогда калькулятор вашего ума дает ошибки в расчетах. Никто не является совершенным. Это аксиома.

Вторая причина низкой самооценки заключается в том, что человек усваивает оценочные суждения других людей как объективную реальность. А если вы вспомните, что любое оценочное суждение, по сути, адаптивно, и помогает особи выживать, то тогда что есть внешняя оценка в ваш адрес? Это явная попытка добиться каких-то собственных целей, которые преследует ваш оценщик!

На нашем рисунке восприятие чужих оценок в наш адрес называется ассимиляцией или диссимиляцией. Чужие оценки – это как снег, который падает на крышу нашего здания, и если его не убирать, то крыша, в конце концов, начнет протекать. Ассимиляция (усвоение) означает, что мы принимаем чужое мнение за свою собственную точку зрения. То есть мы или не имеем собственного мнения, или подчиняемся: раз мне так говорят, то, значит, оно так и есть на самом деле. Ассимиляции очень сильно подвержены дети, так как у них еще не развито или развито очень слабо оценочное суждение. И когда родитель говорит: ну и в кого ты такой дурак? – то ребенку ничего не остается, как согласиться с этим мнением.

В противоположность этому, диссимиляция означает, что вы не принимаете чужих оценок в ваш адрес: у вас есть или свои собственные, или же вы критически подходите к любым суждениям в ваш адрес. Причем, стоит заметить, что суждения эти могут быть не только плохими, но и хорошими. Почему?

Все очень просто. Оценивая вас, человек преследует какую-то свою цель, в которой он заинтересован сам в первую очередь! Независимо от того, положительная ли это оценка, или негативная. Если она положительная, то он хочет закрепить благоприятную для него ситуацию, если же отрицательная, то это агрессия, угроза или принуждение вас как-то изменить ситуацию. Что получается? Похвалили вас, вот и вы уже и рады стараться! Или поругали вас, и вы думаете, что вам обязательно нужно измениться, ибо таким вас видеть не хотят.

Ассимилированное отношение к оценкам других людей приводит к такому любопытному феномену, как оценочная диссоциация (на рисунке выше). Это уникальное явление, когда вы смотрите на себя как бы глазами другого человека и приписываете ему какие-то мысли, которых он никак не высказывал и не выражал. Это оценка, которую человек дает себе глазами других людей. Он что-то подумал обо мне. Я ему неприятна. Видимо, я не очень хорошо выгляжу. И так далее.

Эмоциональное состояние или область расчетов?

Если бы калькулятор, который считает неправильно, пришел на тренинг повышения своей самооценки, то можно сколько угодно долго переубеждать его в том, что он, – отличный парень и явно заслуживает большего в этой жизни, но это ничего не изменит в системе его расчетов. Вам нужен калькулятор, который считает радостно, но неправильно?

В основе самооценке лежит жизненная необходимость более точно выявить все ресурсы, которые помогут вам достичь желаемой цели. Не силой, так умом, или же не мытьем, так катаньем. Идеальная стратегия: выявить свои слабые и сильные стороны, затем выявить слабые и сильные стороны своего противника, и, наконец, избежать столкновения в такой форме, в которой вы неэффективны, и навязать такую войну, в которой вы явно обладаете преимуществами. И это почти математическая процедура, там нет места для эмоций, там нужен трезвый ум и объективный расчет. Эмоция понадобится чуть позднее, когда вы все, как следует, проанализируете, и дадите, наконец, по рогам ваши обидчикам и проблемам.

Оценка нужна вам для того, чтобы видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Оценка нужна вам для того, чтобы находить слабые места и свои шансы, и использовать их.

Самооценка нужна нам для того, чтобы лучше знать свои слабые и сильные стороны. Это дает возможность перераспределить ресурсы и возможности, и предпочитать те, где у вас максимально много шансов. Ваша задача – бить самым сильным по самому уязвимому, а не наоборот.

Прогноз нужен для того, чтобы произвести расчет действия до начала действия и быть готовым к любым поворотам событий. В прогнозе вы используете свое знание о мире, и знание о себе самом, выстраивая на основе этого знания наиболее эффективную тактику и стратегию.

Любое оценочное суждение должно подвергаться критическому осмыслению независимо от того, положительное оно или негативное. Определять ваши слабые и сильные стороны должны, в первую очередь, вы сами.

Самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние. Расчет может быть или правильным, или неправильным. Низкая самооценка – это следствие неправильных расчетов, а высокая самооценка – следствие правильных расчетов.

Правильный расчет поддается следующему описанию: это выявление слабых и сильных сторон у себя и у противника, и навязывание противнику такой формы соперничества, где вы будете использовать самые сильные свои стороны против его самых слабых.

psyberia.ru

Что такое самооценка и зачем она нужна?

Что такое самооценка и зачем она нужна?

Фундамент, на котором строится самооценка, – это оценка внешних влияний, условий, обстоятельств и отношений. Наличие способности оценивать не только объективные факторы, но и собственные силы, способности, качества – это один из важных признаков отличия человека от животного: животные самооцениванием не занимаются.

Для чего нужна оценка окружающей действительности – понятно: только так, постоянно оценивая внешние условия, живое существо может выжить. А вот к чему нам еще и самооценка? Ведь животные, в том числе и высокоразвитые, без нее обходятся, и вполне успешно. Более того, так много говорится о негативных последствиях низкой (или, наоборот, завышенной) самооценки, что порой возникают сомнения: не лучше ли было бы и вовсе без нее?

Сколько времени и душевных сил сэкономили бы люди, если бы не погружались в переживания по поводу собственных достоинств и недостатков, не сравнивали себя с другими, а ориентировались, подобно братьям меньшим, лишь на недвусмысленные сигналы из окружающей среды!

Дело в том, что поведение животного определяется инстинктами – унаследованными, генетически заложенными программами поведения. Все, что требуется зверю для выживания и продолжения рода, «известно» ему от рождения: инстинкты диктуют, как и на кого охотиться, какая трава съедобная, а какая ядовитая, как нужно вести себя при встрече с опасностью, как и за кем ухаживать, как заботиться о потомстве… Оценка сигналов из внешней среды служит своего рода пусковым механизмом для той или иной, подходящей к случаю, программы поведения.

У человека же врожденных инстинктов – раз-два и обчелся. От рождения мы не умеем делать почти ничего; любым формам поведения, от совсем простых до самых сложных, нам приходится учиться, набираясь жизненного опыта. И в каждый из тех моментов, когда животное, оценив ситуацию, начинает вести себя в соответствии с врожденной программой, мы оказываемся перед необходимостью делать выбор, более или менее сознательно решать, какое именно поведение в конкретной ситуации окажется наиболее успешным.

А принимать решения и делать выбор мы можем лишь потому, что оцениваем себя – свои возможности, способности, сильные и слабые стороны. Итак, наличие самооценки в общем и целом позволяет человеку наиболее эффективно действовать в окружающем мире. Не стоит завидовать животным лишь потому, что они избавлены от мук выбора и поисков правильных решений благодаря наличию у них врожденных программ поведения.

Как бы ни были сложны инстинкты и как бы хорошо ни приспосабливался зверь к внешним условиям, все же набор унаследованных способов поведения весьма ограничен. Инстинкты прекрасно «работают» в более или менее постоянных условиях, но не слишком помогают выжить при резких переменах: любые обстоятельства, не предусмотренные программой, могут оказаться непреодолимым препятствием.

Человек обладает несравненно более гибкими возможностями: мало того, что он постоянно учится действовать в различных ситуациях, он еще способен соизмерять свои ресурсы с требованиями окружающей среды и выбирать такую линию поведения, которая наилучшим образом будет соответствовать этим ресурсам. Если, конечно, самооценка адекватна: нетрудно заметить, что неверная оценка самого себя может привести к неэффективному поведению. Но об этом речь пойдет ниже.

Пока же подчеркнем очень важный момент: адекватная самооценка – это знание своих ресурсов. Речь в данном случае идет вовсе не о хорошем или плохом к себе отношении!

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.

Проясним сказанное. Предположим, вы оцениваете свои коммуникативные способности как не слишком высокие. Проще говоря, вы довольно трудно сходитесь с новыми людьми, некомфортно чувствуете себя, оказавшись в центре внимания, не обладаете ораторскими способностями и вообще вам не слишком интересно общаться с кем-то, кроме двух-трех близких людей.

Можно ли считать эти интровертные особенности личности недостатком? Обязательно ли вы должны плохо относиться к себе, считать себя «неполноценным» человеком из-за того, что вы знаете о таких своих свойствах? Разумеется, нет. Это знание лишь позволяет вам сделать верный прогноз того, как вы будете чувствовать себя в той или иной ситуации, в каких условиях сможете действовать более эффективно, а в каких – менее.

В частности, опираясь на адекватную оценку своих коммуникативных способностей, вы можете прийти к выводу, что работа, требующая постоянного общения и высокоразвитой коммуникабельности, – не для вас: не только потому, что вы с ней не справитесь, но и потому, что вам она будет попросту не по душе. Гораздо больших успехов вы добьетесь в деятельности, не связанной с межличностным общением – и здесь перед вами открываются широкие возможности, среди которых, основываясь опять-таки на оценке своих особенностей, вы наконец выберете наиболее вам подходящую.

Итак, что мы можем сказать о людях, обладающих адекватной самооценкой?

Человек с адекватной самооценкой формирует такие стратегии поведения, которые соответствуют целям его деятельности. Успех является для него стимулом к дальнейшим достижениям. Неудача же не вызывает резких отрицательных эмоций – напротив, она также становится стимулом, побуждая человека определить причины неуспеха и затем, сделав необходимые выводы, проявить большую настойчивость в достижении цели. Такой человек имеет вполне обоснованную уверенность в себе.

В результате человек с адекватной самооценкой достаточно полно реализует те возможности, которыми обладает. Адекватная самооценка – это способность принимать себя таким, как есть. Низкая самооценка подразумевает, что вы предпочли бы быть кем-нибудь другим.

Хотя мы и сказали выше, что самооценка – это знание о своих ресурсах, дело этим не ограничивается. Ведь от самооценки зависят взаимоотношения человека с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Человек – не компьютер, и на самом деле он не просто выносит некие беспристрастные суждения о самом себе: оценка в большинстве случаев подразумевает и некое отношение, а следовательно – эмоции, переживания.

И вот тут мы вступаем в область, хорошо известную нам по обыденным разговорам: огорчения из-за низкой самооценки, разнообразных затруднений в общении и деятельности, связанных с самооценкой завышенной… Словом, как только самооценка отклоняется от адекватной, она порождает те или иные проблемы – и вот тогда-то она попадает в поле зрения и начинает требовать внимательного анализа и корректировки.

Для того чтобы разобраться в том, каким образом самооценка может утратить свою адекватность и оказаться заниженной или завышенной, нам с вами придется познакомиться с еще одним важным психологическим понятием – уровнем притязаний.

psy.wikireading.ru

Психолог, Консультант — г. Москва

Всем привет ,как думаете как можно поднять самооценку ?есть ли тут такие люди у кого самооценка на уровне ниже плинтуса ,мне бы хотелось узнать ,что каждый при этом чувствует,и как с этим живут ?

Полагать, что у вас низкая самооценка — это значит, видеть свои недостатки (реальные или мнимые). Само по себе это уже шаг к адекватной оценке, так как видна "путевая карта". Клиника — это самовлюбленность, а не самокритика.

Психолог, Консультант — г. Иркутск

А как вы себя оцениваете? Какими критериями? Как понимаете, что она сейчас занижена, а у кого-то в норме?

Психолог, Психоаналитик — г. Санкт-Петербург

Всем привет ,как думаете как можно поднять самооценку ?

Психолог, Семейный психолог гештальт-терапия — г. Москва

Психолог, Гештальт-терапевт — г. Москва

как можно поднять самооценку ?

Психолог, Online-консультант Экофасилитатор — г. Киев (Украина)

Полагать, что у вас низкая самооценка — это значит, видеть свои недостатки (реальные или мнимые). Само по себе это уже шаг к адекватной оценке, так как видна "путевая карта".

Самооценка — явление динамичное. Если ощущение "низкой" самооценки появляется время от времени, это даже хорошо, поскольку без определенного недовольства собой невозможно движение вперед. Если же оно постоянное, то вопрос — почему человек застрял и не движется? Очевидно, что каковы бы не были причины, сам он не справляется, и требуется внешняя помощь, причем "помощь зала" тоже может быть эффективной, если человек настроен работать. Если же он не настроен что-либо менять, то ему эта низкая самооценка для чего-то в жизни нужна, и нужно разбираться — для чего.

А Вы чего хотите для себя от обсуждения: понять, как и куда двигаться, или зачем Вам это надо? Хотя у Вас, скорее всего, есть свой вариант ответа

m.b17.ru

Зачем нужно образование?

Часто, когда маленький ребенок начинает познавать мир, ему рассказывают, что пройдет время, он пойдет в школу, потом будет учиться в институте, получит образование и станет большим человеком. Мальчик или девочка внимательно слушает и соглашается, а в мыслях рисует себя то учеником школы, то студентом ВУЗа, еще толком не зная, зачем нужно образование. А зачем оно нам?

Знания и навыки, которые мы получаем в процессе образования, часто становятся фундаментом, на котором строится вся наша жизнь. За последние годы у нас становится все больше и больше людей, которые имеют высшее, иногда и два высших образования. Хорошая работа, достойная зарплата, устроенная жизнь и достаток – это те факторы, которые толкают молодого человека учиться.

А оправдываются надежды и планы молодых людей, которые грызут гранит науки? Зачем нужно высшее образование, если с ним трудно найти работу? Иногда бывают случаи, что люди, которые были в институте отличниками и закончили его с отличием, торгуют на рынке. А сколько в стране бомжей, которые имеют высшее образование! В то же время ни для кого не будет секретом то, что в нашем обществе люди, которые не имеют высшего образования, благополучно обустроили свою жизнь, они богаты и обеспечены, имеют высокий статус. Они достигли высот достатка тогда, когда качества лидера были превыше образования.

Часто бывает так, что при устройстве на не очень престижное место работы, работодатель просит показать документ о высшем образовании. Таким образом, у нас охранники знают иностранные языки, а уборщицы уверенные пользователи ПК. Поэтому, хотелось бы, чтобы человек, который несколько лет проучился в высшем учебном заведении, имел гарантию того, что он, как молодой специалист, будет претендовать на достойную зарплату и работу по специальности. Чтобы ему не пришлось с дипломом учителя, медика или другого работника бюджетной сферы идти работать продавцом, администратором или секретарем потому, что у них больше зарплата.

Много наших граждан, которые получили высшее образование, не могут смириться с теми предложениями о зарплате, которые им дает работодатель. Не имея возможности прокормить семью, они уезжают на работу за границу. Хорошо, если устройство на рабочее место будет по специальности, что бывает крайне редко. Зачастую такие люди стают гувернантками, подносчиками на стройке, простыми рабочими.

Для чего учиться? — спросите вы. Жизнь идет вперед, меняются требования, и сегодня общество требует специалистов высокого уровня. Проходит усиленными темпами развитие техники и информационных технологий, а это значит, что нужны специалисты, которые будут разбираться во всех новинках. И такое развитие походит в каждой сфере, поэтому специалисты нужны разных направлений и специальностей.

Тот минимум образования, который нужен человеку, чтобы прожить в обществе, дает ему школа. Здесь, сидя за школьной партой, вы не раз писали сочинение, зачем нужно образование. И каждый, в первую очередь, писал о том, что образование нужно, для того, чтобы найти престижную работу. Но образование нам нужно еще для того, чтобы повысить свою самооценку, чувствовать себя в обществе грамотным человеком, который разбирается в науке, искусстве, культуре и других сферах развития общества. Так, что не нужно думать о том, зачем мне образование? Думайте о том, какое я хочу получить образование? И стремитесь к тому, чтобы сбывались все ваши мечты и желания.

elhow.ru

Для чего нужна самооценка

ТВОЕ НАСТРОЕНИЕ И МЫСЛИ ЗАВИСЯТ ОТ МНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ?

В ВАЖНЫХ ДЕЛАХ ТЫ НЕ УВЕРЕН В СЕБЕ: СТРАХИ, БЕСПОКОЙСТВО, ВОЛНЕНИЕ.

ТЫ ВСЕГДА КРИТИКУЕШЬ СЕБЯ, А ПОХВАЛИТЬ ЗАБЫВАЕШЬ.

ТЫ НЕ МОЖЕШЬ СКАЗАТЬ «Я СЕБЯ ЛЮБЛЮ»?

ТЫ ПОЗВОЛЯЕШЬ ДРУГИМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕБЯ, ТВОЕ ВРЕМЯ, ТВОЮ ЖИЗНЬ?

ЕСТЬ АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ — НО ДОСТИГАТЬ ИХ СТРАШНО!

Как вы думаете, что вообще такое самооценка?

Для чего она нужна? Само слово подсказывает, ведь оно состоит из двух слов –

То есть, как вы сами себя оцените – так оно и будет!

  • Кто же мешает оценить себя высоко?
  • Кто принижает нас?
  • Кто говорит нам гадости и подмечает ошибки?
  • Кто при появлении чего-то хорошего – отталкивает это, потому что мы – недостойны?

Недостойны настоящей любви, хорошей работы, денег, путешествий, благодарных и умных детей, заботливую семью, веселый отдых, дорогие вещи…и так далее…

И даже, если вам кажется, что это — не про вас… что уж вы-то так низко себя не оцениваете… посмотрите на свою жизнь на то, что вы имеете сейчас… это все — результат вашей самооценки!

Вы пустили в свою жизнь и приняли ровно столько, насколько сами себя оцениваете! Все остальное прошло мимо, помахав вам ручкой!

У ТЕБЯ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ ВСЕ ЭТО ЗА ОДИН ВЕЧЕР!

ОДИН ИЗ МОИХ СПОСОБОВ ТЕБЕ ТОЧНО ПОДОЙДЕТ!

Прежде чем поднять уровень вашей самооценки, нужно понять, в какой точке вы находитесь сейчас.

Задайте себе вопрос – а нужно ли вам вообще повышать вашу самооценку?

Если у человека нормальная самооценка, то…

  • он уверен в себе,
  • спокоен в стрессе,
  • знает, чего хочет в жизни и добивается этого
  • воспринимает ошибки, как опыт, а не переживает попусту
  • не дает другим пользоваться собой,
  • любит и ценит себя – и это передается другим – его тоже любят и ценят,
  • у него хорошая работа и зарплата,
  • много друзей, семья и т.д.
  • Думаю, вы знаете таких людей… а вот относитесь ли вы к их числу?

    Если «да» — я вас поздравляю — вы тот Счастливчик, у которого нормальная самооценка и вы можете не читать дальше!

    Если же это описание не про вас — мой тренинг поможет буквально за 1 вечер исправить все и изменить вашу жизнь к Лучшему!

    НЕ ВЕРИТЕ — ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ПИШУТ ЛЮДИ ПОСЛЕ ТРЕНИНГА!

    Анна Васильева annavaasi@inbox.lt

    Большая благодарность за этот тренинг!Я даже не знала, что у меня проблема именно с самооценкой — думала, что не хватает профессиональных навыков, не умею продавать, общаться с людьми, нужно учиться в этой сфере!Много училась, лучше стало, но ненамного. и я затормозила, просто не знала, что еще сделать и куда пойти.Случайно попала на ваш сайт и стала проходить курс по целям — это тоже очень важно для бизнеса и продаж. Стала лучше планировать и понимать чего хочу — перенесла внимание с продаж на себя. И тут приходит ваше письмо про самооценку — решила попробовать, тем более, что материал собран удобно: есть аудио и письменный формат.

    Начала с аудио — нет времени читать, хотя после, когда результаты пошли — смотрела книгу: за нее отдельное спасибо, так красочно, картинки и главное, сжато и коротко изложено — на длинные книги времени нет совсем. Так вот — когда я стала слушать медитацию в машине по дороге домой — очень удивилась, всегда думала, что медитация — это, когда лежишь в удобном кресле и под красивую музыку представляешь что-то. Оказалось, что медитация у вас совсем другая — ее можно делать везде и она «живая» что ли..

    Я ее сделала уже дома — очень понравилось что в одной медитации проработала сразу УВЕРЕННОСТЬ И САМООЦЕНКУ! Образ уверенности в виде разноцветного корсета встроился в тело и теперь даже не могу сутулиться — становится неудобно при этом!

    А техника с подъемом руки вообще супер! поднимаешь руку и прямо чувствуешь, как в теле что-то меняется — сначала в жар бросило, потом стало холодно в животе — думала даже остановиться на этом, стала поднимать руку дальше и пришло очень комфортное ощущение, что так и должно быть и что теперь все у меня получится.

    ВОобще ВСЕ! Мне даже смешно стало. как я раньше циклилась на продажах — такие мелочи! Сразу хочу сказать, что на следующий день, когда я пришла на работу, я вообще не думала о том, сколько продаж сделаю сегодня, просто была занята своим новым ощущением спокойствия и уверенности в себе — и что вы думаете, сначала начальница сказала, что я сегодня как то особенно выгляжу, потом до обеда сделала продаж больше, чем обычно за несколько дней делаю. почему-то клиенты подходили именно ко мне и спрашивали мой совет!

    А вечером уже дома я наконец, смогла спокойно объяснить маме, почему я не буду ужинать и есть мясо на ночь — и она впервые меня услышала и не обиделась.. В общем, чудеса продолжаются! Спасибо большое еще раз — пойду теперь «тараканов» гонять на другой ваш тренинг!

    Татьяна,добрый день! Спасибо за самооценку.Очень полезные упражнения-после них появилось спокойствие и уверенность.А при воспоминании неудач-самооценка была на шкале 50%. Сама я раньше изучала и пользуюсь метедом Сильва и ТетаХилингом(R). Теперь после ваших практик я все могу. Очень люблю сосны,горы и море. Даже приценилась к собственности в Геленджике.

    www.vse-na-trening.ru

    От чего зависит самооценка школьника?

    Самооценка школьника зависит от многих факторов: возрастной категории, успеваемости, отношений с окружающими, оценки взрослых. Особое значение имеет формирование высокой самооценки у детей младшего школьного возраста.

    У младших школьников наблюдаются все типы самооценки. К счастью, устойчиво низкая самооценка – явление довольно редкое. Наделенные ею дети очень робки, большей частью держатся в тени, могут не отвечать на уроках даже при знании материала, при ответе проявляют чрезмерное волнение, имеют проблемы с общением со сверстниками, с трудом заводят друзей.

    Большая часть детей обладает в той или иной степени адекватной самооценкой. Они отличаются активностью, общительностью, проявляют самостоятельность, инициативу, умеют объективно оценивать свои способности и возможности, в меру критичны.

    Другая группа – это дети с высоким уровнем самооценки. Они целеустремленны, активны, стремятся во всем быть первыми, самоутвердиться посредством достижения поставленных целей и самореализации.

    Дети с неадекватно низкой самооценкой застенчивы, робки, стеснительны. Они никогда не проявляют инициативы и пытаются отказываться от предлагаемых заданий, поскольку не уверены в своей способности справиться с ними, все время боятся ошибиться и проявляют чрезмерную неуверенность в собственных силах и самокритичность, тревожны, слабохарактерны и ведомы. Вследствие особенностей характера круг их общения довольно ограничен. Дети с заниженной самооценкой стараются держаться в стороне и часто уходят в себя.

    Однако школьники с неадекватно завышенной самооценкой доставляют преподавателям не меньше проблем, чем ребята с низким уровнем оценки собственных возможностей. Они склонны переоценивать свои способности, уровень интеллекта, личностные качества, не задумываясь принимаются за задания, которые им явно не по силам, часто дают обещания, а затем оказываются не в силах их сдержать, что, однако, ничуть не огорчает таких детей, как и невыполненные задания.

    Они крайне некритичны по отношению к себе и не стремятся к повышению качества учебы, поскольку необоснованно уверены в своих способностях. Одновременно эти школьники очень критично относятся к окружающим, сверстникам, одноклассникам. Зачастую ориентиром для них служат лишь поверхностные моменты деятельности людей.

    Они склонны демонстративно критиковать результаты работы сверстников и давать им низкую оценку, отличаются снобизмом, самоуверенностью, отсутствием такта и чувства дистанции. Самооценка школьников играет очень важную роль, поскольку оказывает непосредственное влияние на уровень притязаний ребенка, т.е. на достижения, которые ребенок считает для себя посильными.

    Именно поэтому адекватность самооценки имеет очень большое значение: ведь если ребенок способен объективно оценивать свои возможности, то и цели он будет ставить реальные — не выше и не ниже своих сил. Школьники с необъективно завышенной самооценкой склонны к ярким аффективным переживаниям, поскольку при столкновении с реальной картиной — средним уровнем их способностей – их притязания не находят удовлетворения.

    При этом ребенок продолжает упорствовать в своем высокомерии и проявляет агрессивность, грубость, раздражительность, упрямство, обидчивость. Неадекватно завышенная самооценка имеет тенденцию к сопротивлению коррекции для соответствия реальному уровню достижений. Практика показывает, что если даже такие дети терпят ряд неудач, они не склонны соглашаться с объективностью вырисовывающейся картины и собственной несостоятельностью и некомпетентностью.

    Причиной завышенной самооценки при этом может стать даже один случайный успех на фоне вереницы неудач. Большую роль в формировании такого отношения к себе играет и позиция родителей: похвалив ребенка за удачу в одном конкретном случае, они забывают или намеренно не напоминают о неудачах в остальных областях.

    Именно подобная лжепсихология и является одной из причин возникновения неадекватно высокой оценки школьником своих возможностей и на этом фоне развитию конфликта с преподавателями или сверстниками. Младший школьный возраст – это период наиболее активного развития рефлексии – способности детей смотреть на себя глазами окружающих, вести самонаблюдение, соотносить свои собственные поступки с принятыми в обществе нормами.

    Например, в течение первого года обучения в школе ребенок может объяснять свои неудачи внешними причинами. Но по мере взросления он начинает осознавать, что, возможно, неспособность достигнуть успеха обусловлена особенностями его личности, реальным уровнем интеллекта и т.д. В младших классах оценка умений и знаний часто служит основанием для оценки личностных качеств человека. Самооценка школьника во многом зависит от мнения учителя.

    Дети часто делят одноклассников на отличников, “середнячков”, слабых и т.д. Уже ко второму году учебы школьники, проявившие высокий уровень успеваемости, значительно повышают собственную самооценку, причем касается это не только успехов в школе, но и оценки своей личности. В противоположность им дети, которым не удается проявлять особые способности в учебе, начинают проявлять неуверенность в себе, замыкаются, неохотно контактируют со сверстниками и взрослыми.

    Их самооценка заметно снижается. Подобное отношение к своей личности требует немедленной коррекции, поскольку может оказать весьма негативное влияние на дальнейшее развитие ребенка. Ведь если даже его неудачи имели эпизодический характер, но привели к отрицательной самооценке, то занижение уровня притязаний может препятствовать самореализации ребенка.

    Школьника надо сравнивать не с другими, а с ним самим. Это позволит объективно оценивать его собственные достижения, а не рассматривать их на фоне успехов сверстников. Следует избегать также принижения ребенка. Некоторые родители и учителя полагают, что, ругая школьника, можно заставить его лучше учиться. Однако практика показывает, что правильной тактикой является поощрение.

    По отношению к детям нельзя применять также чрезмерную похвалу. При систематическом превозношении (даже при наличии объективных причин) у них формируется своеобразная мания величия, которая приводит к развитию завышенной самооценки и тормозит дальний прогресс и личностный рост ребенка.

    Повышение самооценки школьника – одна из важнейших задач педагогики, поскольку от этого зависят его дальнейшие достижения и успех. Сами дети, особенно в младших классах, не способны самостоятельно справиться с проблемой. Как можно помочь ребенку поверить в себя? Большинство родителей не понимают всей важности высокого уровня самооценки детей.

    А ведь она оказывает влияние не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с ровесниками, взрослыми, степень активности, способность к самореализации, личностные качества. При наличии у ребенка низкой самооценки родителям необходимо в первую очередь обратить внимание на обстановку в доме. Возможно, малыш не уверен в себе не из-за низкого уровня способностей, а по причине наличия постоянных конфликтов, непонимания со стороны взрослых, некомфортной домашней обстановки.

    Нередко при улучшении психологического микроклимата дети начинают намного лучше учиться, у них раскрываются новые способности. Кроме того, надо установить для школьника соответствующий уровень самооценки. Для этого можно использовать домашние задания. Ребенок должен сначала их выполнить, а затем оценить себя.

    В качестве критериев оценки лучше использовать не традиционные баллы, а условную систему символов – например, геометрические фигуры. Малыш должен отметить задания, которые ему даются с трудом. После его проверки выполненную работу проверяют родители. Это даст возможность понять особенности самооценки школьника.

    Порой причиной заниженной самооценки ребенка является психологическая и педагогическая неграмотность взрослых, которые считают допустимым унижать или оскорблять детей, внушать им неуверенность в своих силах. Следует помнить о том, что от самооценки маленького человека зависит не только успеваемость, но и его будущее.

    Как родителям, так и учителям необходимо акцентировать внимание ребенка не на том, чего он не умеет, а на его достижениях, успехах, и тактично стимулировать его стремление работать над собой и восполнять пробелы.

    veselajashkola.ru

    Соционика и другие типологии

    Соционика — наука или искусство?

    Низкая самооценка. Меняем отношение к себе?

    Адекватная самооценка является одним из ключевых признаков полноценной здоровой личности. Обычно она формируется на протяжении длительного периода времени в зависимости от характера человека, его социального статуса, достижений и успехов в работе и семейной жизни, от мнения окружающих.

    Зачастую причины низкой самооценки следует искать в детстве.

    Такие факторы накапливаются, как снежный ком, и выливаются в серьезные проблемы уже во взрослой жизни, приводят к сложным взаимоотношениям в семье и коллективе, к неумению найти в жизни любимое, интересное дело, хороших друзей.

    Человек с низкой самооценкой чаще всего не понимает, в чем основная причина такого отношения к себе, и не знает, как выйти из сложившейся ситуации. Иногда причина связана с болезненными переживаниями, и самый простой путь – спрятаться от признания самому себе в наличии проблемы. В некоторых случаях такие люди сами обращаются за помощью, однако гораздо чаще людям с низкой самооценкой нужна поддержка в осознании происходящего, толчок, вызывающий желание изменить себя.

    К первым признакам низкой самооценки можно отнести:

    постоянную нервозность и беспокойство;

    отсутствие уверенности в себе;

    критичность к себе и пренебрежение к своему здоровью, внешности, саморазвитию;

    возникновение сложностей в принятии, казалось бы, простых решений;

    подозрительность к окружающим («не так посмотрел», «что-то подумал», «не то сказал»).

    Самым неприятным в такой ситуации является тот факт, что поведение человека с низкой самооценкой в большинстве случаев действительно вызывает неприятие у окружающих. Сознательно или подсознательно друзья и коллеги начинают избегать подозрительного человека с плохим настроением и непрерывным потоком самокритики.

    За счет этого низкая самооценка лишь снижается еще больше.

    Со временем низкая самооценка приводит и к гораздо более пагубным привычкам и явлениям. Так, человек с низкой самооценкой зачастую впадает в глубокую депрессию за счет подверженности стрессам, его может охватывать паника и приступы тревоги из-за невозможности принять правильное решение в трудной ситуации.

    Для того чтобы отвлечься от своих проблем, человек с низкой самооценкой начинает искать себе новых «друзей», которые точно его не предадут. Так низкая самооценка приводит к злоупотреблениям алкоголем, калорийной пищей, а иногда и наркотиками или медикаментозными препаратами для выхода из депрессивного состояния.

    Постепенное нарастание эмоционального напряжения, вызванного низкой самооценкой, может даже толкнуть человека на преступление, являющееся своего рода кульминацией, выплеском всей накопленной агрессии.

    Итак, вы заметили, что у вас низкая самооценка?

    Хорошо, что вы нашли в себе силы признать этот факт! Будет непросто, но вы сможете изменить себя и свою жизнь. Избавившись от низкой самооценки, вы откроете для себя новый мир, готовый принять вас, дать вам то, чего вы заслуживаете – все самое лучшее, что может быть в жизни человека! Сейчас вы даже не можете себе представить, сколько интересного, необычного и прекрасного проходит мимо вас только потому, что вы уверены, что не достойны большего!

    Первым делом постарайтесь осознать свои преимущества и недостатки, убедитесь, что у вас есть замечательные качества и сильные стороны, достойные уважения и самой высокой оценки.

    Сыграйте сами с собой в простую игру – каждый день делайте три вещи, которые приносят вам радость, стройте планы и выполняйте их, живите настроением, которое обязательно станет хорошим, ведь вы начинаете жить для себя. Возможно, на первом этапе вам потребуется помощь специалиста – не дайте своей низкой самооценке запретить вам обращаться за помощью!

    Преодолейте себя, и мир повернется к вам, все вокруг заиграет яркими красками, ваша жизнь наполнится светом и теплом. Если же вы поняли, что близкий вам человек столкнулся с проблемой низкой самооценки, постарайтесь поддержать его.

    Не жалейте времени на то, чтобы поговорить с ним, выслушать его мысли, стремитесь хвалить его даже за любые достижения, избегайте критики и сравнений не в его пользу. Просто будьте хорошим другом и близким человеком. Ведь у тех, кого ценят и любят друзья, низкой самооценке не остается в жизни места.

    Однако перед тем, как вступить в борьбу за самооценку другого человека, подумайте – какую цель вы преследуете?

    Осознаете ли вы до конца, насколько изменится ваш знакомый после избавления от своей проблемы? Что движет вами – желание спасти мир или искренние добрые чувства к тому, кому вы хотите помочь? Спасая человека, полностью беря на себя ответственность за происходящее, вы можете оказаться в ситуации, когда тот, на кого направлены ваши добрые намерения, не разделит ваших усилий, и все это может обернуться против вас.

    Желание изменить свое качество жизни должно быть внутри самого человека. Сделать что-то за него мы не в силах. Впрочем, о причинах возникновения желания помочь окружающим мы ещё поговорим.

    www.socionic.ru