Отношения, психология, жизненные ситуации

Если ребенок не хочет общаться со сверстниками

13 психологических хитростей, которые помогут подросткам в общении со сверстниками

Подростковый возраст – не самый простой период как для детей, так и для мам и пап. Мы уже рассказывали, как родителям общаться с подростком. Но у детей бывают трудности в общении не только со взрослыми, но и с одноклассниками. Мы выбрали 13 советов, которые помогут подросткам в общении со сверстниками. Эти психологические хитрости будут полезны и родителям.

1. Если вы понимаете, что собеседник соврал или скрыл информацию, не задавайте дополнительные вопросы и не переспрашивайте – просто внимательно посмотрите ему в глаза. Такой прием вынудит визави рассказать недосказанное.

2. Подростковый кризис идет рука об руку с конфликтами и скандалами. Если на вас кто-то кричит, не отвечайте ему тем же. Сохраняйте спокойствие. Такая реакция будет неожиданной для кричащего и вызовет у него злость. Но затем последует чувство вины за то, что он вел себя некорректно.

3. Родителям важно научить ребенка правильно реагировать на критику. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда каждое замечание может восприниматься очень близко. Научите подростка, как смягчить критику. Если он знает, что нелестных отзывов не избежать, пусть станет как можно ближе к тому, кто будет критиковать. Так человек смягчится и будет давать меньше негативной информации, нежели если бы подросток стоял дальше от него.

4. Важная контрольная, выступление перед большой аудиторией и даже просто первое признание в любви – все это может быть волнительно для подростка. Как справиться с волнением? Пожуйте жвачку. Жевание ассоциируется с приемом пищи. А едим мы в основном дома, то есть в родном и безопасном месте. С помощью жвачки можно обмануть мозг и создать ему «домашнюю» атмосферу.

5. Даже при сильнейшем волнении на экзаменах и в других подростковых ситуациях поможет проверенный способ – представьте, что оппонент ваш близкий друг. Так вы будете чувствовать себя спокойнее и легче наладите контакт с собеседником.

6. Еще один актуальный вопрос подросткового возраста – первая любовь. Есть проверенный способ выявить симпатию того или иного человека: когда в компании смеются все, обратите внимание, кто на кого смотрит. В такой ситуации каждый человек подсознательно смотрит на того, кто ему наиболее симпатичен. Так что следите за взглядами, возможно, вы поймете, кому стоит отправить романтическую открытку на День Валентина.

7. Если вам кто-то не очень приятен, но общение прекратить никак нельзя, попробуйте при встрече с этим человеком выражать больше радости: улыбайтесь, произносите его имя с особой теплотой. С такой практикой отношение к человеку действительно изменится в лучшую сторону.

8. Подростковый возраст – время конфликтов. Но если напряженная ситуация возникла в помещении с зеркалами, станьте так, чтобы зеркало находилось за вашей спиной, а собеседники – напротив вас. Так они будут видеть свое отражение. А кому хочется выглядеть злым и недовольным? Никому. Так что ваши визави будут стараться вести себя спокойнее.

9. Проверенный способ привлечь внимание понравившегося человека: внимательно смотрите на предмет, находящийся прямо за его плечами. Как только объект симпатии обратит на вас внимание, посмотрите ему в глаза и слегка улыбнитесь.

10. Еще один способ расположить к себе человека – смотреть ему в глаза. При встрече просто определяйте его цвет глаз. Зрительный контакт располагает к себе, и вы сможете заполучить симпатию понравившегося человека.

11. Стресс у детей в подростковом возрасте – частое состояние. Но, к счастью, мы можем контролировать наши эмоции. В моменты волнения прочувствуйте все процессы в организме: как учащенно бьется сердце, каким тяжелым стало дыхание. Как только прочувствуйте – постарайтесь дышать спокойнее и уравновесить биение.

12 . Хороший способ настоять на своем – завысить требования. Скорее всего, оппонент не согласится на такие условия. Но зато, когда вы предложите более «приземленные» условия, оппонент наверняка даст согласие. Обычно люди склонны уступить в меньшем, если перед этим отказали в чем-то большем.

13. Один из самых распространенных вопросов родителей: как помочь ребенку стать увереннее в себе? Это действительно важно. Ведь к уверенным в себе и своих действиях люди тянутся больше. Поэтому необходимо показывать, что вы разбираетесь в том или ином вопросе.

www.uaua.info

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками

Ваш малыш подрастает, и по всему чувствуется, что ему уже недостаточно семейного общества, значит, пора расширить круг его общения.

Чтобы проверить, готов ли ребенок к этому, ответьте на следующие ВОПРОСЫ:

  • Много ли у вашего малыша знакомых сверстников? С удовольствием ли он с ними общается?
  • Стремится ли малыш к знакомствам?
  • Быстро ли он привыкает к новому коллективу?
  • Можете ли вы оставить малыша одного, не опасаясь, что он расплачется так сильно, будто вы оставляете его навсегда?
  • Активно ли он участвует в различных детских забавах, когда к вамв дом приходят гости, во дворе, на улице, в детском саду?
  • Умеет ли он придумывать игры для себя, для братьев и сестер, друзей?
  • Тянутся ли к нему другие ребятишки, приглашают ли к себе в гости? Как относятся к его визитам родители друзей?
  • Доброжелателен ли ваш ребенок?
  • Часто ли он обижается? Долго ли он помнит обиды, причиненныекем-либо из приятелей или родных?
  • Умеет ли он постоять за себя, если возникает такая необходимость?
  • Если хотя бы на половину вопросов вы ответили «да», значит, ваш ребенок скорее всего свободно завязывает новые знакомства, не испытывая дискомфорта при встрече с малознакомыми людьми. Такой ребенок безболезненно войдет в новый коллектив.

    Если же на большинство вопросов вы ответили отрицательно, ваш малыш пока не готов к общению со сверстниками: новые знакомства будут стоить ему больших усилий. Потребуются выдержка и терпение, чтобы помочь малышу освоить науку общения.

    Почему ребенку трудно со сверстниками

    В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив — идет в детский сад, знакомится с ребятами во дворе и т. д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.

    В чем причины этого? Вам всегда казалось, что у вас милый, обаятельный малыш, общительный со взрослыми, бывающими у вас дома, прекрасно ладящий с их детьми. А тут вдруг замкнулся в себе, не хочет идти в детский сад или во двор, потому что ему не нравится играть с другими детьми.

    Дело в том, что естественное состояние ребенка — тянуться к ровесникам, к играм с ними. А если он не ищет друзей, стремится к одиночеству, значит, нарушилась гармония его отношений с окружающим миром, с самим собой. Следует как можно скорее разобраться в причинах происходящего и постараться исправить положение.

    Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости?

    Причины подобных отклонений в поведении ребенка могут быть самыми разными: излишняя привязанность к кому-нибудь из членов семьи, избалованность, чрезмерная опека родителей, ограничение общения малыша из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого-либо из членов семьи, усталости родителей после напряженного трудового дня, нежелания нарушать порядок в доме и т. д.

    У ребенка, насильственно изолированного от сверстников, не удовлетворяется естественная потребность общения. Со временем малышу надоедают даже самые любимые игрушки, и он начинает испытывать эмоциональный дискомфорт. Общение с детьми заменяется многочасовым сидением перед телевизором или компьютером, что к тому же может привести к головным болям, ухудшению зрения, нарушению психики. Привыкнув к уединению, ребенок вряд ли сможет наладить контакт с другими детьми.

    Когда малыш впервые начинает общаться со своими сверстниками, он сталкивается с непривычной для себя обстановкой: вокруг много новых лиц, не похожих друг на друга, у каждого ребенка свой характер. Со всеми хочется поиграть, подружиться, но что-то мешает чувствовать себя комфортно в этой, казалось бы, желанной среде.

    Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что ребенок привык к общению в тесном семейном кругу, где он чувствует себя защищенным, окруженным заботой, где все внимание уделяется только ему, где рядом всегда мама, папа, бабушка или дедушка, которые объяснят, помогут, пожалеют. Теперь ему приходится самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым людям, выбор друга или подруги.

    В последнее время ко мне часто стали обращаться растерянные родители, чьи дети своим поведением напоминают улиток или раков-отшельников, живущих в своих тесных замкнутых мирках. Любые попытки сверстников пообщаться с ними заканчиваются неудачей: они прячутся в свой «домик» и не поддаются ни на какие уговоры.

    Вот рассказ одной мамы:

    «Когда Машеньке было три года, я ушла с работы. Муж прилично зарабатывает, да и донке хотелось уделить больше внимания. До этого она ходила в детский сад, и я считала, что нескольких часов вечернего общения и совместных выходных недостаточно, чтобы выстроить нормальные отношения. Теперь доченька всегда у меня на глазах, все как-то спокойнее. Что бы я ни делала — готовила, гладила белье, стирала, — она всегда рядом: то с куклой возится, то рисует. Но когда идем гулять — к детям не подходит. Говорю ей, чтобы поиграла с девочками, а она ни в какую. Через год ей в школу идти, а она от меня ни на шаг. Вожу ее в группу для дошкольников, так приходится во время занятий под дверью сидеть, потому что она меня не отпускает».

    Причина подобного поведения девочки — внушение, пусть невольное, со стороны матери, что дочери может быть хорошо только рядом с нею.

    Еще один пример. На приеме мама с трехлетним сыном: «Уже целую неделю пытаюсь оставить ребенка в детском саду, но мне это не удается. Каждое утро превращается в кошмар. Как только подходим к детскому саду, он «уходит в себя», перестает отвечать на мои вопросы. Вчера я его все-таки оставила в саду, а в результате он весь день проплакал, ничего не ел, с детьми не играл. » Я в присутствии мамы побеседовала с мальчиком и отметила, что у него открытый и доверчивый взгляд, он стремится к общению, искренне хочет, чтобы у него появились друзья.

    В разговоре с мамой я выяснила, что малыш очень развит: считает до 100, знает буквы, читает наизусть много стихотворений. Дома в основном находится под присмотром бабушки, которая во внуке души не чает и ухаживает за ним, как за тепличным растением. Мальчик в данном случае настолько привык к заботливому отношению любящей бабушки, что просто боялся остаться один в большом незнакомом коллективе. Излишняя привязанность к родным и вызванная этим застенчивость мешали ему раскованно вести себя с ровесниками. Я посоветовала маме или бабушке несколько дней побыть в детском саду вместе с мальчиком, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке. Через неделю мама пришла на прием одна и сказала, что мальчик освоился в новом коллективе, подружился с ребятишками. Присутствие родных создало ощущение защищенности, которое способствовало тому, что ребенок увидел положительные стороны общения со сверстниками и легко вписался в новую обстановку.

    Причиной трудностей в общении могут быть различные травмирующие обстоятельства. Малыша могли обидеть, обозвать, дать нехорошее прозвище. После этого новичку вряд ли захочется общаться с детьми, а то и вообще находиться рядом с ними.

    Такой случай произошел с девочками-тройняшками четырех лет, которые отказались ходить в детский сад, когда их обозвали тремя поросятами (девочки были несколько полноваты). Только благодаря особому вниманию родителей, которые помогли девочкам воспринять свой недостаток с юмором, и чуткости воспитательницы другого детсада, сумевшей предотвратить подобный инцидент и ввести сестренок в уже сложившийся детский коллектив, девочки смогли избавиться от своих страхов и найти друзей.

    Первые контакты малыша с ровесниками часто заканчиваются печально.

    Одна из наиболее распространенных причин этого — излишняя застенчивость ребенка. Такая проблема возникает, как правило, если родители малыша очень властны и нетерпимы. Замечая в ребенке какие-либо недостатки, они стараются оказать на него давление, считая, что разговор на повышенных тонах, нажим способны их искоренить.

    Такой метод воспитания лишь усугубляет ситуацию, усиливая застенчивость ребенка, которая при этом может вызвать «уход в себя» или так называемую «тихую агрессивность». В последнем случае малыш будет выражать протест не в открытой, а в скрытой форме: все будет делать вам назло.

    Другая причина того, что ребенок не может установить контакт с другими детьми, — это его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье или дети, родившиеся первыми и некоторое время воспитывавшиеся как единственные. Ребенок-эгоист — это всегда творение рук близких родственников, с которыми он живет: мамы, папы, бабушки, дедушки. Привыкнув ко всеобщему вниманию в семье, малыш и в новом коллективе стремится занять центральное место, стать лидером. Но сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле новичка, им очень трудно понять и принять его капризы. А что может быть обиднее для ребенка, любая прихоть которого в семье всегда воспринималась как руководство к действию? Он не сможет сразу перестроиться и согласиться вести себя со сверстниками на равных. Поэтому он может замкнуться в себе, стать обидчивым, неразговорчивым или же, наоборот, слишком агрессивным, несговорчивым, упрямым. Так желание семьи ограничиться одним ребенком, чтобы дать ему все самое лучшее, оборачивается порой серьезной проблемой: он не может научиться нормально общаться не только с детьми, но и со взрослыми, требуя безоговорочного выполнения всех своих капризов.

    Нарушение гармонии взаимоотношений с окружающими может привести к тому, что не только в раннем детстве, но и в более старшем возрасте ребенку будет трудно находить друзей среди сверстников.

    Как же определить, к какому из двух типов (застенчивый или эгоистичный) относится ваш ребенок? Случается, что в семье дети ведут себя совершенно иначе, чем вне ее, и порой даже очень наблюдательные родители не могут дать точного ответа на вопрос: каков мой ребенок? Попробуйте провести несложное психологическое упражнение. Предложите детям изобразить себя в полный рост на белом листе бумаги.

    Детский рисунок по праву считается «королевским путем» познания мира ребенка, недаром им интересуются не только педагоги и психологи, но и историки, философы, этнографы, художники. Первая публикация о психологии детского рисунка вышла в 1887 году в Италии, и с тех пор количество психологических исследований этой темы неуклонно растет. В большинстве из них утверждается, что детское творчество отражает уровень развития малыша, так как он рисует не то, что видит, а то, что понимает.

    Если малыш нарисовал себя в виде очень маленькой фигурки где-то в углу листка, это может свидетельствовать о его неуверенности в себе, застенчивости, о желании быть маленьким и незаметным. Родителям в таком случае срочно следует заняться корректировкой самооценки ребенка. Если он не научится осознавать себя нужным и полезным людям, вы рискуете потерять его как личность.

    Можно предложить ребенку нарисовать себя и друзей. Обратите внимание на расположение фигур. Если малыш изобразил себя в центре, возможно, у него есть задатки лидера; если все дети держатся за руки и их фигурки примерно одинаковы по величине, ваш ребенок скорее всего легко сходится с другими детьми; если же его собственная фигурка изображена где-то в стороне и при этом мельче остальных фигур — это предупреждение о серьезных проблемах в общении со сверстниками.

    Есть дети, которым удается общение только с людьми определенного круга. Одни из них не могут сойтись со сверстниками, но быстро находят общий язык с детьми значительно младше или старше себя. Другие стремятся общаться только с мальчиками или только с девочками, третьи предпочитают общество взрослых.

    Ребятишки, стремящиеся к общению с детьми старше себя, очень часто обгоняют в развитии своих сверстников, игры с которыми им просто неинтересны. При этом, если ребенок любит возиться с малышами, это вовсе не говорит о том, что он отстает в развитии, просто в процессе воспитания у него сложился определенный стереотип поведения, заключающийся в постоянной потребности кого-то опекать.

    Тяготение к играм только с мальчиками или только с девочками объясняется особенностями воспитания или темперамента ребенка. Поведение таких детей тоже требует коррекции. Ведь когда ребенок станет взрослым, ему придется жить в обществе, не отличающемся своей однородностью. Поэтому важно с раннего возраста ориентировать его на общение с разными людьми.

    Дети, предпочитающие находиться в обществе взрослых (нередко они сидят в одной комнате со взрослыми, с интересом слушают их разговоры, пытаясь вставить свое словечко), очень сильно привязаны к родителям, поэтому трудно сходятся со сверстниками.

    Итак, два типа детей особенно предрасположены к трудностям в общении с ровесниками: «тихони» и потенциальные лидеры. Лидер так или иначе найдет свое место «под солнцем», не приобретет друзей миром, так «завоюет» их. Гораздо сложнее придется застенчивому ребенку, поэтому именно этому типу детей посвящена следующая глава.

    Как преодолеть застенчивость

    Одна из основных причин, почему ваш ребенок не может общаться с другими детьми, — чрезмерная застенчивость. Бывает, что даже доверчивые дети, добрые, искренние, потенциально готовые к общению, не могут преодолеть психологический барьер и установить контакт со сверстниками.

    Как помочь сыну или дочери научиться свободно общаться?

    Прежде всего не привязывайте ребенка к себе. Конечно, очень приятно ощущать свою нужность этой милой крохе, упиваться ее любовью, ее желанием всегда находиться рядом. Но такая привязанность может привести к формированию нежизнеспособной личности, идущей на поводу у более сильного, прячущейся от решения любых возникающих проблем.

    Родителям нужно усвоить, что общение с другими детьми так же необходимо дошкольникам, как и общение с членами семьи. Если пребывание в кругу семьи дает ребенку чувство собственной значимости, то контакты со сверстниками стимулируют развитие личности. Если хотите, чтобы из вашего малыша вырос полноценный человек, не лишайте его ни того, ни другого.

    Родители должны понять, что для ребенка очень важно хотя бы иногда приглашать гостей к себе домой. Самоутверждение необходимо в любом возрасте, а собственный дом для этого самое подходящее место. Здесь он может похвалиться чистотой и порядком в своей комнате, коллекцией вкладышей или наклеек от жевательной резинки, многообразием игрушек, может показать своего любимого щенка или котенка, которого ему подарили на день рождения. Это повышает авторитет малыша в глазах других детей, а следовательно, способствует обретению им уверенности в себе. К тому же игры дома не менее важны, чем игры на улице. Следует, конечно, заранее договориться с малышом, что после ухода гостей в комнате будет такой же порядок, как и до их визита. А если в доме кто-то болеет или отдыхает, объясните, что для забав желательно выбрать спокойные занятия: отгадывать загадки, играть в настольные игры и т. д. В общем, при разумном поведении родителей и ребенок будет вести себя правильно.

    Важно, чтобы малыш понял, что в семье должны учитываться желания всех ее членов, что если его интересы уважают, то и он должен уважать интересы других членов семьи. Тогда ваш ребенок вырастет человеком, способным проявлять внимание и сочувствие к тем, кто будет с ним рядом. Это, в свою очередь, поможет ему находить общий язык с окружающими, ведь внимательные, чуткие люди всегда являются душой общества.

    Чтобы ребенок не был замкнутым, родителям следует придерживаться следующих нехитрых правил:

    1. С самого раннего возраста малыша старайтесь создавать такие условия, чтобы у него была постоянная возможность общения с ровесниками, так как чем реже такие контакты, тем меньше вероятность найти друзей. Ходите в гости в семьи, где есть дети, приглашайте соседских ребятишек к себе домой, устраивайте праздники, позволяя малышам проявлять инициативу, выдумку, способности.
    2. Не опекайте детей чрезмерно, не подавляйте их волю, чаще предоставляйте возможность действовать самостоятельно.
    3. Помогите ребенку найти постоянного партнера по развлечениям из числа соседских мальчиков и девочек. Чем раньше вы это сделаете,тем лучше. Поймите, что даже самые теплые отношения с родителями не заменят малышу общения с другими детьми.
    4. Не оставайтесь сторонним наблюдателем, когда ваш сын или дочь общается со сверстниками. Включайтесь в игру на правах участника, помогая устанавливать между детьми дружеские контакты. Если требуется срочное вмешательство, например, если дети поссорились, выступите в роли миротворца; есливдруг разладилась игра, возьмите инициативу в свои руки, постарайтесь заинтересовать детей в ее продолжении, предложите что-нибудь новое, более интересное.
    5. Не переусердствуйте, помогая детям в их забавах. Если каждый следующий поступок сына или дочки будет подсказан вами, каждая игрушка изготовлена вашими руками при их пассивном участии, а игра задумана не ими, а вами, эти старания пойдут малышу не на пользу, а во вред. Вместо заинтересованности возникнет беспросветная скука, а в результате — безволие, несамостоятельность, неверие в свои силы, чрезмерная податливость посторонним влияниям, зависимость от более сильного человека, а следовательно — невозможность полноценного общения.
    6. Играйте, веселитесь, шалите с ребенком на равных.
    7. Придумывайте вместе с ним различные истории, главными действующими лицами которых будут он и его товарищи. Пусть эти истории носят поучительный характер.
    8. Учите малыша не только играть в игры, придуманные вами, но исоздавать свои. Помогите ему научиться толково объяснять правила игры, в которую он предлагает поиграть.
    9. Учите его открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерики и обиды.
    10. Старайтесь реже менять крут общения детей (например, группу в детском саду), так как частая смена коллектива отрицательно влияеткак на застенчивого ребенка, так и на ребенка с задатками лидера. Если же по объективным причинам это все-таки пришлось сделать и ваш малыш долго не может привыкнуть к новому коллективу, придумайте что-то такое, что привлечет к нему внимание ребятишек (например, организуйте чаепитие с играми и конкурсами).
    11. Приветствуйте и поддерживайте стремление ребенка к общению со сверстниками, к созданию хороших отношений с ними. Похвала родителей — прекрасный стимул для каждого малыша.
    12. Больше бывайте с ребенком на улице, чтобы с самого раннего возраста он мог привыкнуть к тому, что живет среди людей и что общение с ними не необходимость, а приятное времяпрепровождение. Именно во взаимоотношениях с друзьями раскрываются лучшие человеческие качества. С детства находясь в окружении разных людей, ребенок легче сходится с людьми, привыкает к тому, что широкий круг общения — это естественно для нормального человека.
    13. Не ругайте его за то, что он сторонится общества детей, предпочитая быть с матерью, бабушкой или другими близкими. Не давите на него. Это вызовет лишь обратный эффект: ребенок замкнется в себе. Пойдите другим путем — помогите ему влиться в игру, приняв в ней участиевместе с ребенком, а когда он увлечется, постарайтесь незаметно исчезнуть из поля его зрения.
    14. Рассказывайте ребенку сказки, истории — выдуманные или происходившие в действительности — о крепкой дружбе, о том, как люди помогают друг другу в беде. Необходимо, чтобы эти истории были просты и понятны для малыша, чтобы они наводили его на мысль, что у каждого человека должен быть хотя бы один настоящий друг, с которым интересно играть, делиться секретами, помогать ему: «Такой друг не даст тебя в обиду, но и ты должен его защитить, если потребуется».

    Истории помогут ребенку разобраться, например, в том, кого можно считать верным другом, а кого нет, как выбрать себе хорошего товарища.

    Приведу в качестве примера несколько историй, на основе которых вы сможете сочинять рассказы для своего ребенка.

    «Давным-давно жила женщина, и было у нее три сына. Когда дети выросли, отправила она их в дальний путь — мир посмотреть, делу научиться. Каждому сыну дала мать совет, как правильно друга выбрать. Первому сказала: «Нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: «Седло съехало набок, надо поправить, а ты поезжай, я тебя догоню». Если уедет попутчик, не предложит помощи — не товарищ он тебе». Второму сказала: «Проголодаешься, достанешь из дорожного мешка хлеба краюху, протяни ее спутнику, чтобы разделил. Если возьмет он себе большую часть хлеба, а меньшую отдаст тебе — жаден он, не иди с ним дальше*. Третьему сказала: «Если придется в пути туго, нападут на вас разбойники, предложи своему попутчику скакать вперед, спасать свою жизнь. Если бросит тебя, умчится прочь — трус он, не годится для верной дружбы».

    Или вот еще одна история, которая научит ценить чувство товарищества, помогать другу в трудной ситуации:

    «Жили-были в лесу два друга — Олененок и Бельчонок. Все лето они вместе играли.

    Но вот наступила зима. Выпал снег, который однажды после оттепели покрылся толстой коркой льда. Заплакал Олененок, не может он разбить ледяную корку. Увидел Бельчонок, что его друг плачет, и спрашивает:

    — Что случилось, дружок?

    — Нечего мне есть, Бельчонок. Не могу достать из-подо льда травку.

    — Не грусти, Олененок, я тебе помогу.

    Вынес он из своего дупла сушеные грибы и дал Олененку. Всем стало весело: и Олененку, и Бельчонку, и всем вокруг».

    Для преодоления застенчивости ребенка полезно устраивать детские праздники. Пусть это будет настоящее торжество с угощением — сладостями, напитками и мороженым, — с детскими играми, конкурсами, загадками. Родители, взяв на себя подготовку вечера, должны стать на нем добрыми волшебниками и сделать все, чтобы дети не чувствовали себя скованно, чтобы каждому досталась хотя бы капелька внимания. Желательно, чтобы каждый из приглашенных побыл в роли ведущего одной из игр, принял участие в конкурсе, получив какой-нибудь приз.

    Важный этап праздника — подготовка к нему. Продумайте программу, привлеките к организации задуманного детей. Пусть каждому (с учетом возраста, конечно) достанется какое-нибудь несложное дело. При этом подведите ребятишек к мысли, что все это они придумали сами, похвалите за то, что у них все прекрасно получается.

    В развитии коммуникативных способностей детей большую роль играют публичное чтение стихотворений, сольное пение, рассказывание сказок, участие в инсценировках и кукольных спектаклях. Если у вас есть возможность, запишите ребенка в какую-нибудь студию, если нет, развивайте его сценические способности дома. Если у ваших друзей дети ровесники вашего ребенка, устраивайте прогулки, вечера отдыха и развлечений, представления и спектакли вместе с ними. Для инсценировки используйте самые простые сказки — «Репка», «Колобок», «Теремок», но постарайтесь, чтобы у каждого актера был костюм или хотя бы атрибуты персонажа, которого он изображает.

    Больше играйте с детьми! Во время игры проявляются их независимость и самостоятельность, раскрываются достоинства и недостатки. Именно в игре легче всего корректировать их поведение, исправлять то, что мешает им свободно общаться со взрослыми и сверстниками: чрезмерный эгоизм или излишнюю застенчивость.

    Желательно создать в семье традиции игрового общения, используя для этого такие праздники, как Новый год, Восьмое марта, День защитника Отечества. Надо только проявить немного изобретательности.

    Например, под Новый год можно устроить дома маскарад: пусть взрослые станут «детьми», а дети — «взрослыми».

    Это поможет ребенку раскрепоститься, снять накопившиеся обиды и раздражения. Например, один мальчик в роли папы отдавал властным голосом родителям-«детям» команды:

    «Сейчас же садись за стол! А ну-ка вымой свои грязные руки! Чтобы через десять минут твоя комната была в полном порядке!» Родители, в свою очередь, могут изображать из себя непослушных, медлительных, неряшливых детей. Все это вызывает веселый и безобидный смех играющих и помогает и детям, и родителям увидеть свои недостатки со стороны и скорректировать собственное поведение.

    На праздник Восьмого марта мужская часть семьи может не только заняться приготовлением праздничного обеда, но и поиграть в сказочную страну, обращаясь с представительницами женского пола, как с королевами и принцессами. Представьте, сколько веселья вызовут постоянные обращения к ним «Ваше величество», «Ваше высочество», церемониальные поклоны и реверансы, категорический запрет сидеть в присутствии «коронованных особ».

    В День защитника Отечества можно организовать «Рыцарский турнир», и пусть сыновья вместе с отцом примут участие в различных забавных конкурсах.

    Очень сплачивают детей коллективные игры, особенно популярные в теплое время года: «Жмурки», «Кошки-мышки», «Гори, гори ясно!». Но и зимой можно устроить на улице всевозможные спортивные состязания: «Меткий глаз», «Снежный баскетбол», «Не промахнись!».

    Правила таких игр, как «Жмурки» и «Кошки-мышки», знают все. Познакомимся с содержанием других игр.

    Участники выстраиваются в две шеренги в затылок друг другу. Хором произносят такие слова:

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо: птички летят,

    На словах «Глянь на небо. » дети, стоящие первыми, поднимают головы вверх, а на заключительных словах бегут наперегонки до финишной черты. Кто прибежит первым, тот и выиграл.

    Нарисуйте на стене дома, где нет окон, или на деревянном щите большую мишень. Лепите снежки и кидайте в мишень. У кого больше попаданий в центр мишени, тот и выиграл.

    В баскетбольное кольцо или, если его нет, в обыкновенное ведро бросайте снежки. Выиграет тот, кто попадет чаще всех.

    Нарисуйте на снегу большой круг (диаметром 5—6 м), отойдите от него на несколько шагов и бросайте в него снежки. Кто попал, отходит еще на два шага, затем еще. Продолжайте до тех пор, пока не останется один победитель.

    Больше фантазируйте, придумывайте новые игры и побуждайте к этому детей, поощряйте работу их воображения.

    Очень эффективны для преодоления застенчивости так называемые контактные игры, когда дети прикасаются друг к другу, естественно, в разумных этических и эстетических пределах.

    Ребятишки встают в круг, берутся за руки и, двигаясь по кругу, напевают:

    Дружно танцуем мы, та-та-та, та-та-та,

    Танец веселый наш «Лавата».

    Мои ноги хороши,

    А у соседа лучше!

    С этими словами они дотрагиваются до ног соседей по кругу и продолжают движение с песней, меняя слово «ноги» на «волосы», «уши», «локти», «пальчики» и т. д.

    Под веселую музыку малыши становятся в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый из участников игры берет кого-нибудь за руку, левая остается свободной, чтобы за нее кто-то взялся. Когда все взялись за руки, открывают глаза и пытаются распутаться, не разнимая рук.

    Ведущий с завязанными глазами ловит других участников игры, старающихся ему не попадаться. Поймав кого-либо, он пытается на ощупь угадать, кто это.

    Предложите малышам ролевые игры, в которых разыгрываются различные ситуации: «В магазине», «В парикмахерской», «На приеме у врача» и т. п. Подготовьте для этого нехитрые атрибуты той или иной профессии (их можно сделать из картона). Увидите, что через игру ваш застенчивый малыш постепенно научится свободному общению.

    Дети очень любят коллективные речевые игры, которые можно проводить и зимой, и летом, и в помещении, и на улице.

    КАК НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ

    Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде бы слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.

    Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:

  • Играй честно.
  • Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
  • Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.
  • Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно толькодля самозащиты, когда бьют тебя.
  • Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
  • Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.
  • Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
  • Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
  • Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Тыне лучше всех, но и не хуже.
  • Учиться общаться ребенок может не только в кругу сверстников, но и дома, играя с кем-нибудь из взрослых, которые помогут разобраться в сложной ситуации. Предлагаю поиграть со своим малышом в игру «Что будет, если. ».

    Предложите ребенку следующие ситуации и обсудите с ним каждый из его ответов:

  • Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь?
  • Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь?
  • Один мальчик (девочка) постоянно дразнит тебя и смеется над тобой. Как ты поступишь?
  • Приятель нарочно толкнул тебя, причинив боль. Что ты будешь делать?
  • Друг или подружка доверили тебе тайну, а тебе очень хочется рассказать об этом маме, папе или еще кому-нибудь. Как ты поступишь?
  • К тебе в гости пришел друг. Вы с ним тихонечко играете в твоей комнате, тут приходит папа и приносит твое любимое мороженое. Как ты поступишь?
  • Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет и как еще можно было поступить, чтобы все было справедливо.

    Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.

    Независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но можно сформировать у ребенка эти качества раньше. Прежде всего научите его критично оценивать собственные поступки.

    В этом вам может помочь «Волшебная шкатулка». Сделайте ее из какой-нибудь коробочки или любого ненужного футляра, а также приготовьте жетоны двух цветов, например красного и зеленого. Пусть каждый вечер ваш малыш кладет в шкатулку жетоны с учетом того, какой поступок он совершил: хороший — опускает красный жетон, плохой — зеленый. В конце недели откройте шкатулку и посмотрите, каких жетонов больше, попросите его рассказать, когда он поступил хорошо, а когда плохо и почему.

    Проводите такие беседы спокойно, не повышая голоса, если даже услышанное вам неприятно. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, и объясните, как нужно было повести себя в данной ситуации.

    Не навязывайте малышу своего мнения. Если вдруг между вами возник спорный вопрос, необязательно при его решении последним должно быть именно ваше слово. Помните об интересах ребенка. То, что, на ваш взгляд, правильно, далеко не всегда является таковым с его точки зрения. Умейте выслушать его, каким бы спорным, по вашему мнению, ни было то, что он говорит. Непонимание со стороны родителей может отрицательно сказаться на общении с другими людьми.

    Если малыш не хочет рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что он отказывается об этом говорить, уже свидетельствует, что он осознает неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного.

    Обязательно похвалите малыша за хороший поступок, за правильное решение.

    Предоставьте право решать некоторые проблемы ему самому. У него все-таки своя жизнь. Согласитесь, что мальчик предпочтет получить оплеуху от своего более сильного товарища и после этого вступить с ним игру, чем прятаться за мамину юбку. А девочка, поссорившись с подружкой из-за красивой куклы, очень скоро забудет свою обиду и продолжит игру, а не побежит жаловаться маме или бабушке.

    Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у малыша чувство юмора. Люди, умеющие со смехом, улыбкой, шуткой выйти из затруднительного положения, всегда в центре внимания. Они, как правило, живут в ладу с окружающими в любом коллективе — детском, взрослом или разновозрастном.

    Начните с воспитания у ребенка чувства самоиронии. Ни в коем случае не путайте его с самоуничижением, заниженной самооценкой. Самоирония поможет ему проще смотреть на собственные недостатки (вспомним случай с девочками-тройняшками), легко выходить из непростых ситуаций или помогать в подобных случаях товарищам. Приобретя с вашей помощью это замечательное качество, вместо плача на обидную дразнилку или прозвище он ответит улыбкой или скажет что-нибудь смешное, но безобидное, тем самым пристыдив обидчика.

    Начните развивать ребенка как можно раньше, и тогда он будет готов к преодолению трудностей жизни, ее тернистых тропок и ухабов.

    mumskids.ru

    Женский онлайн журнал для милых дам

    Рекомендации для родителей: Как научить ребенка общаться со сверстниками

    • Психология

    — 26.01.2017 26.01.2017 0 1885

    Почему общительность так важна в жизни? Благодаря этому качеству человек, окруженный социумом, не чувствует себя в опасности, может действовать в своих интересах и получать желаемое, а также развиваться как личность. Поэтому коммуникативные навыки нужно закладывать в раннем возрасте. Если этого не сделать, ребенок или останется стеснительным, или же потратит море усилий на то, чтобы «ломать» себя и развивать этот навык самостоятельно в будущем.

    То, что ребенок не умеет общаться со сверстниками – упущение, в первую очередь, родителей. Важно сразу же брать ситуацию под свой контроль и попытаться помочь своему малышу преодолеть этот барьер, но не действовать при этом жестко. Для этого ниже составлено несколько рекомендаций для родителей.

    Общителен ли ваш ребенок — тест?

    Как понять, нет ли проблем с общением у малыша? Если вы утвердительно ответите на 5 и более утверждений, приведенных ниже, значит, вам стоит прочитать рекомендации для родителей и помочь малышу овладеть этим навыком.

    1. Ваш сын или дочь агрессивны к другим детям, они рассказывают о них только негатив.

    2. Ребенок практически не общается со сверстниками, даже когда его зовут поиграть вместе. Кроха предпочитает сидеть дома.

    3. На детской площадке малыш играет самостоятельно.

    4. Вы не слышите рассказов о его друзьях, про других детей он почти ничего не упоминает.

    5. Когда вы хотите научить ребенка общаться со сверстниками и стараетесь его с кем-то познакомить, он отворачивается от них к вам или протестует.

    6. Воспитатели садика говорят, что ребенок не принимает участия в играх и подготовке к выступлениям, боится сцены.

    7. Малыш не ходит на кружки, говорит тихим голосом, будто стесняясь.

    8. Когда приходят в дом чужие взрослые, ребенок неохотно отвечает на их вопросы и предпочитает уходить в свою комнату.

    Как научить ребенка общаться со сверстниками, если приведенные выше утверждения хорошо его характеризуют? Для начала вам нужно обговорить с малышом причину, почему ему не нравится контактировать с окружающими, узнать о его опасениях. Затем можно приступать к выполнению упражнений для развития коммуникационных навыков. Неважно, как вы научите ребенка общаться со сверстниками. Если заметили, что сын или дочь становятся более разговорчивыми с чужими людьми, это означает, что вы все делаете правильно.

    Как сделать ребенка общительным

    Существует несколько советов-рекомендаций для родителей, которые позволят если не сделать кроху лидером, то хотя бы обеспечить ему успех в коллективе детского сада или школы.

    Мягкие наставления. Учите малыша хорошим манерам. Пусть он говорит «здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и отвечает на вопрос о своих делах развернуто. Если этого не происходит, не стоит кроху упрекать или обвинять. Объясните, почему это важно и научите впредь быть вежливым.

    Любовь и понимание. Как можно научить ребенка конструктивно общаться со сверстниками? Только через понимание, уважение, принятие и любовь. Будьте с ним всегда дружелюбной, постарайтесь обсуждать не только дела в садике, но и повседневные тоже. Почаще говорите, как вы его любите. Выражайте меньше негатива в адрес крохи. За бесконечными претензиями всегда теряется суть. Постарайтесь не пилить кроху, без конца повторяя одно и то же. Скажите один раз, добейтесь обратной связи и больше не упоминайте, пока не повторится инцидент снова.

    Решительность и смелость. Развивайте в крохе с самых ранних лет решительность и умение браться за решение проблем. Если возник какой-то вопрос, поинтересуйтесь, как бы кроха его решил. Когда ребенок практически не общается со сверстниками, это говорит о его страхе быть не таким, не понравиться кому-нибудь. Решая мелкие вопросы и вырабатывая смелость высказывать свое мнение, кроха меньше будет переживать на счет принятия его другими детьми.

    Шаблоны. Иногда шаблоны поведения просто необходимы, особенно, если вы хотите научить ребенка без проблем общаться со сверстниками. Создайте дома маленькие шпаргалки на листочках бумаги, в которых будут отображены самые распространенные фразы. Например: «Привет, я Дима. Давай вместе играть». Или: «Пока, увидимся завтра».

    Щедрость. Чтобы сближаться с детьми, нужно быть щедрым и готовым помочь. Учите кроху делиться с детьми игрушками или сладостями. Пусть он помогает детям убрать конструктор или найти затерявшуюся машинку. Такие ситуации очень сближают и часто приводят к началу дружбы.

    Нейтралитет. Если вы стали свидетелем ссоры между вашим ребенком и его друзьями/братьями/сестрами/вторым родителем, принимайте нейтральную сторону и не обвиняйте ни того, ни другого. Лучше научите малыша выходить из конфликта с достоинством.

    Правила дружбы. Научите кроху дружить. Если ребенок не общается со сверстниками, возможно, он их сам отталкивает. А правила таковы: уметь хранить секреты, защищать, уважать, не дразниться, помогать другу, не ябедничать, а самому решать проблему, защищать младших.

    Справедливость. Покажите крохе, что тактичность не имеет ничего общего с мягкотелостью. Если малыша обижают, научите его давать сдачи. Если у него отнимают игрушку, научите отстаивать ее и не отдавать наглецу.

    Меньше давления. Если ребенок не хочет разговаривать, не стоит насильно вытягивать из него слова. Как научить ребенка общаться со сверстниками, если он закрывается в себе? Возможно, малышу необходимо больше пространства. Постарайтесь оставить кроху со своими мыслями, если ваш разговор с ним не клеится, и приступить к нему немного позже, когда малыш будет готов.

    Чтобы ваш малыш был более раскрепощенным, устройте тренинг на дому. Рекомендации для родителей таковы: чтобы посмотреть на реакцию малыша, создайте самостоятельно определенную ситуацию и проиграйте ее в сценке. Можно сделать еще интереснее: возьмите себе мягкую игрушку и дайте другую ребенку. Например, вы играете за мишку, а кроха за зайчика. Пусть мишка попробует отобрать что-то у зайчика или слегка толкнуть его. Как тот отреагирует? Или же начните в шутку дразнить зайчика и понаблюдайте за реакцией малыша. Игра станет показателем, как кроха относится к стрессовым ситуациям.

    Если ребенок не хочет общаться со сверстниками и не защищает себя, это говорит о проблемах. Теперь поменяйтесь ролями. Сейчас уже вы играете за зайчика, а наглый мишка пусть попробует что-то отобрать. Покажите, как нужно реагировать правильно. Вариантов много: отвлечь мишку, предложить альтернативу, жестко сказать «нет».

    Игры для коммуникации

    Простые игры зачастую эффективнее нравоучений. Если не знаете, как научить ребенка общаться со сверстниками, придумайте обучение в виде игры или пусть общеизвестные игры станут вашими помощниками.

    Командные игры – командный дух. Волейбол, футбол, баскетбол – это игры, которые могут научить ребенка общаться со сверстниками очень быстро. В команде нужно уметь принимать решения и действовать сообща. Это поможет развить общительность.

    Покажи эмоции. Такая игра станет полезной, если ребенок не только не общается со сверстниками, но и скуп на эмоции и все держит при себе. Смотрите в книжках или журналах выражения лиц людей и зверят и попросите кроху скопировать их.

    Игра в слова. Соберите дома детей, которые кажутся ребенку симпатичными и организуйте игру в «слова». Пусть кто-то назовет слово, а справа сидящий назовет следующее на последнюю букву этого слова. Так вы разовьете речь и память.

    Общительность в малом возрасте

    Если не знаете, как научить ребенка в возрасте 3-7 лет общаться со сверстниками, попробуйте такой метод: организуйте экскурсию с детьми из подъезда или соберите их на пикник. Только предварительно согласуйте это с родителями детей. Возьмите мяч, бадминтон, чтобы ваш ребенок не только общался со сверстниками, но и получал от мероприятия удовольствие. Запаситесь вкусной едой и фруктами. Как известно, совместные трапезы очень сближают. Это поможет вам научить ребенка общаться со сверстниками, делиться вкусненьким и играться с детьми. Если успеха нет, играйте вместе с крохой, а затем незаметно отходите на второй план.

    Общительность в подростковом возрасте

    Как научить ребенка в подростковом возрасте общаться со сверстниками? Тут нужен иной подход. Дети в таком возрасте часто думают почти как взрослые. Но из-за своего максимализма могут проявлять агрессию. Будьте в этот период более понимающими и лояльными. Постарайтесь не ставить запретов, а больше доверять своему подрастающему ребенку, который может не хотеть общаться со сверстниками.

    Не вникайте в секреты, если вам их не рассказывают. Лучше создайте подростку комфортную атмосферу, в которой не страшно открыться. В таком возрасте друзья очень важны. Но если их нет или мало, возможно, ребенку лучше самому или со своими занятиями.

    Как помочь ребенку стать общительным (видео):

    Как научить ребенка общаться со сверстниками (видео):

    Поделиться «Рекомендации для родителей: Как научить ребенка общаться со сверстниками»

    ritty.ru

    Консультация психолога: если ребенок не хочет играть со сверстниками и рисует черными красками

    Мой сынок (3,5 года) совсем не желает общаться со своими сверстниками. Ему гораздо комфортнее со взрослыми, нежели с ребятишками. Это большая проблема, поскольку мы собираемся в садик и сейчас готовим малыша к первому в его жизни коллективу, но, увы, не в силах пока справиться с его нежеланием общаться. Ни школы развития, ни совместные игры на площадке не в силах пока побудить малышку к завязыванию отношений. Как помочь малышу?

    Дети — такие же люди, как и мы с вами. Каждый ребенок это личность. У каждого малыша свой характер, темперамент, интересы и склонности. Кто-то подвижный и быстрый, другой же любит посмотреть картинки, один малыш предпочитает рисование, другой музыку. Тоже самое и с общением. Кому-то просто необходимо быть в гуще событий, в центре внимания. Но есть дети (точно так же как и взрослые), которые не любят шумных компаний, не хотят ходить в общественные места, стараются избегать большое скопление народа. С течением времени эта особенность вашего малыша может измениться. Он растет, приобретает опыт общения, а с ним и интерес к дружбе. Но, возможно, в кругу его общения всегда будет мало людей. Один-два близких друга, зато таких, которые всегда выручат. Необходимо учитывать и возраст. Дело в том, что до 3 лет совместной игры как таковой у детей нет. Они могут играть рядом, но при этом каждый сам за себя. И только после трех лет ребенок начинает понимать, что рядом с ним тоже играют и можно играть вместе. Поэтому не надо насильно заставлять ребенка общаться. Когда он пойдет в садик, не старайтесь, чтобы он был в центре событий. Для такого малыша уже будет замечательно, если посещение группы будет спокойным. Специальная работа по приучению к «дружбе» с ребятами в саду, может вообще отбить охоту общаться с ними и ходить в сад. Пусть мальчик идет в сад с хорошим настроением. Поговорите с воспитателем, чтобы она не заставляла его участвовать в общих играх, если он не хочет. Ваш малыш нелегко привыкает к новым людям, поэтому надо дать ему время адаптироваться к новой обстановке. Позже он сам постепенно начнет общаться и играть с другими детками. Пока положитесь на время.

    Моему сыну 4 года при рисовании он всегда использует черный цвет (краски, карандаши) нормально ли это? Когда я спрашиваю почему, говорит что просто ему нравится.

    Конечно, использование только черного цвета не характерно для нормального состояния ребенка. Такая тенденция может говорить о напряженности, подавленности и даже депрессии. Но есть и исключения. Если Вы считаете, что у Вашего малыша нет причин для плохого настроения и, тем более, для депрессии, обратите внимание на следующие детали:

  • Когда ребенок начал рисовать. Очень часто, начиная рисовать, дети знакомятся с цветами. Черный наиболее контрастный и яркий цвет.
  • Возможно у Вас в семье предпочитают черный цвет: черный деловой костюм отца или вечернее платье мамы, черный автомобиль и т.п. Дети рисуют то, что видят.
  • Важно и то, что именно нарисовано. Хорошо, если это обычные предметы, животные, люди. Но, если обычные предметы нарисованы с агрессивными элементами (рога, шипы, страшный оскал и т.п.) или «ужастики и страшилки», тогда стоит бить тревогу.
  • Как поступить в такой ситуации:

  • Прежде всего пранализируйте обстановку в семье и свое личное отношение к ребенку. Если все нормально, то
  • Попробуйте рисовать вместе с сыном, предложите ему другие цвета.
  • Подождите какое-то время, возможно ребенок станет выбирать и другие цвета. Ведь только после 4-х лет полностью устанавливается цветовосприятие и навыки рисования.
  • www.2mm.ru