Отношения, психология, жизненные ситуации

Эссе моя самооценка

«Подготовка выпускников к написанию ЕГЭ по обществознанию»

учитель истории и обществознания ГОУ СОШ № 19

с углубленным изучением английского

им. В.Г. Белинского г. Москвы

Ступина Оксана Анатольевна

Москва, 2010 год

ЕГЭ по обществознанию включает в себя задание С 9 , которое требует от выпускников написание эссе.

Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное мнение по определенному вопросу.

Такая форма проверки знаний задействуется не только в ЕГЭ по обществознанию, но и по другим учебным дисциплинам.

Именно в эссе ученик может выразить свое мнение в отношении актуальных проблем, проявить свои творческие способности, продемонстрировать знание основного курса, применить свои знания в новой ситуации.

Тем не менее, написание эссе вызывает наибольшие трудности у учащихся, а анализ результатов ЕГЭ показывает довольно низкий уровень выполнения этого задания. Кроме всего прочего, в педагогическом сообществе существуют разные представления о том, как должно выглядеть эссе и как его правильно оценивать, не сложилась система работы по формированию умений и навыков написания эссе.

Исходя из опыта преподавания, можно выделить типичные ошибки при написании эссе:

— непонимание смысла высказывания

— раскрытие смысла высказывания не в заданном содержательном контексте, пространные отвлечения от темы

— отсутствие структуированности изложения

— использование риторики вместо аргументации

— отсутствие собственной позиции

— нет опоры на теоретические знания.

Давайте сравним критерии проверки эссе по русскому языку и обществознанию.

К1. Формулировка проблемы текста.

К1. ( 2 балла) Раскрытие смысла высказывания

К2. Комментирование проблемы, сформулированной автором.

К2. ( 1 балл) Представление и пояснение собственной позиции.

К3. Понимание позиции автора.

К4. Приведение 2 аргументов ( один из художественной, публицистической или научной литературы)

К3. ( 2 балла)Приведение суждений и аргументов с опорой на теоретические положения, выводы, фактический материал ( количество аргументов не ограничено)

К5. Смысловая цельность

Если выпускник получил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.

К6. Точность и выразительность речи.

Как мы видим, критерии проверки эссе достаточно похожи, что позволяет учителям различных учебных дисциплин вести совместную подготовку к написанию эссе, с учётом специфики конкретной учебной дисциплины.

Возможно выделить общие требования к написанию эссе:

  • Соответствие текста эссе смыслу высказывания
  • Правильное понимание автором смысла высказывания
  • Раскрытие проблемы на теоретическом уровне ( с использованием понятий, теоретических положений, причинно — следственных связей, источников)
  • Представление личной позиции учащегося, аргументация этой позиции с использованием фактов из общественной жизни и личного социального опыта.
  • Логичность рассуждений, речевая связность и последовательность изложения.
  • Соответствие нормам русского языка.
  • Обобщающий вывод.
  • Темы эссе по обществознанию представляют собой афоризмы различных авторов, которые могут вызвать неоднозначную реакцию и побудить к дискуссии.

    Готовясь к написанию эссе выпускники хотят точно знать, что от них требуют и какому плану они должны следовать.

    Предлагаю возможный алгоритм написания эссе.

  • Внимательно прочитайте все предлагаемые темы эссе.
  • Выберите наиболее подходящую для вас тему
  • — она вам интересна

    -вы понимаете смысл высказывания

    -вы знаете теоретический материал по теме

    -вы легко оперируете понятиями по этой теме, имеете личный опыт

    1. Определите главную мысль высказывания: используйте приём перифраза.
    2. Подберите теоретический материал по данной теме. Определите какими понятиями вы будете пользоваться, цитаты каких философов вы можете использовать, какие теоретические положения вам нужно раскрыть.
    3. Определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы « за» и « против».
    4. Для каждого аргумента подберите примеры, факты из общественной жизни и личного опыта.
    5. Распределите подобранные аргументы в последовательности.
    6. Проверьте есть ли логическая связь между частями эссе.
    7. Сформулируйте обобщающий вывод.
    8. Хочется верить, что данные рекомендации помогут выпускникам подготовиться к написанию эссе.

      Примерные варианты написания эссе учащимися ГОУ СОШ № 19 им. В. Г. Белинского.

      « Свобода есть право делать всё, что дозволено законом»

      Свобода – самостоятельность социальных субъектов, выражающаяся в их способности делать свой собственный выбор и действовать в соответствии со своими целями и интересами.

      Среди философов существует три подхода к восприятию данного понятия.

      Фаталисты, такие как Демокрит и Томас Гоббс, полагали, что жизнь человека предопределена судьбой, роком. Волюнтаристы, представителями которых были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр, считали, что человек пользуется неограниченной свободой и может изменить законы природы и общества по своему усмотрению. Марксисты, в свою очередь, называли свободу « осознанной необходимостью».

      Однако полной свободы не существует. Внешней границей свободы являются законы природы и общества, внутренней границей – моральные ограничения. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода ограничена, а и эти ограничения должны быть выражены в установленных государственной властью правилах, регулирующих общественные отношения. Как сказал Томас Фуллер: « Закон управляет людьми, разум – законом». Я считаю, что отсутствие законов, регулирующих границы свободы, приводит, как парадоксально бы это не звучало, к ограничению свободы. Люди, получившие полную свободу, начинают нарушать права других людей, что приводит к анархии. Ярким примером может послужить ситуация в России в октябре 1917 года. Разорённые деревни, повсеместный грабёж, насилие – вот следствие отсутствия реальной власти и закона.

      Для реализации свободы нужны такие условия как необходимый уровень развития общества, определённое социальное положение человека, наличие социальных норм, удовлетворяющих определённым формам деятельности личности. Критерием свободы человека в обществе может служить возможность его самореализации в различных сферах деятельности.

      Я считаю себя свободным человеком. Я имею право на свободу слова, личную неприкосновенность, свободу совести. Мои права и свободы гарантированы Конституцией Российской Федерации, они охраняются и обеспечиваются государством. Любое демократическое государство подразумевает соблюдение прав и свобод человека, а Россия стремится стать правовым государством, что подразумевает переход на более высокий уровень развития.

      Понятия свобода и закон неразделимы. Закон определяет границы свободы, без которых она теряет всякий смысл. Я полностью согласен с высказыванием Франсуа Вольтера « Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

      « Революция – варварская форма прогресса».

      Тюрго и Кондорсе разработали теорию прогресса. Прогресс – это поступательное движение от худшего к лучшему. Существует два пути прогресса: реформа и революция.

      Реформа – это частичное изменение в какой-либо сфере общественной жизни, в отличие от революции, которая приводит к коренным изменениям всех или большинства сторон общественной жизни и затрагивает основы существующего строя. Реформы являются постепенными, частичными изменениями, происходящими сверху, в то время как революции – это скачкообразные, полные изменения, происходящие снизу.

      Карл Маркс называл революции « локомотивами истории». С этим утверждением можно согласиться только отчасти.

      С одной стороны, революции являются могучим двигателем общественного прогресса, так как они устраняют преграды в развитии, позволяют совершить гигантский скачок, перейти к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. Французская революция 1789 года недаром получила название Великой, так как привела к крушению феодальных порядков по всей Европе и развитию буржуазных отношений. По словам В.И. Ленина в революционные эпохи « расширяются пределы возможного, возрастает объём социального творчества».

      Тем не менее, революция всегда связана с насилием и влечёт за собой человеческие жертвы. Например, негативным результатом февральской буржуазно-демократической революции в России в 1917 году стало дестабилизация общества, приведшая к глубокому расколу политических сил. В результате произошло резкое усиление классовых противоречий в обществе, что, в свою очередь, вызвало рост числа насильственных преступлений против личности. Небывалая радикализация масс после февраля вылилась в Октябрьскую социалистическую революцию, страшными последствиями которой стали гражданская война, интервенция и установление тоталитарного режима. Интересно и то, что террор, который сопровождает революцию, в конечном итоге направляется против тех, кто её начинает. Поэтому так печальна судьба Робеспьера и Марата, Бухарина и Троцкого.

      Что касается меня, то я являюсь сторонницей реформ, потому что это мягкое, поступательное развитие. Реформы , на мой взгляд, являются показателем политической мудрости правительства, задача которого поддерживать стабильность общества.

      Революция — варварская форма прогресса, которая влечёт за собой негативные последствия и неизбежно ведёт к человеческим жертвам. В данном случае цель не оправдывает средства.

      « Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только умерь свою жадность».

      Принято полагать, что синонимом слову « богатство» является большое количество материальных благ , принадлежащих какому-либо человеку. Но может ли считаться богатым человек, обладающий только материальными благами?

      На мой взгляд, человек должен стремится достичь в жизни прежде всего высокого нравственного уровня. Духовный человек обращается к высшим идеалам, стремится усовершенствовать себя, следует определённым нравственным принципам. Известный китайский философ Конфуций утверждал: «Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин». Принято различать три этапа нравственного поведения: человек не совершает плохих поступков, так как боится наказания , так как дорожит мнением других людей или так как руководствуется в своём поведении высокими нравственными принципами. Нравственность, как степень усвоения моральных ценностей, должна руководить поведением «богатого человека». Человек должен задуматься о том, насколько его собственные возможности совпадают с его амбициями. Человек может быть «богат» своими друзьями, родными и близкими. « Богатым» можно назвать человека, который радуется каждому новому дню в своей жизни, для которого доставляет радость помощь другим людям.

      Без просоциальной направленности не могло бы существовать общество как целостное образование, да и сам человек вряд ли бы мог считаться личностью.

      Развитие общества напрямую зависит от уровня духовного богатства его членов. Именно духовность людей определяет их отношения. Показателем того, как органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря развитию общества , является нравственная культура личности- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.

      На мой взгляд, примером духовно богатой личности является 15-й патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Будучи главой русской православной церкви, Алексий целью своей жизни считал не только помощь религиозным людям, но и наставление на путь истинного совершенствования всех — будь то простой прихожанин или человек, разочаровавшийся в церкви. Его деятельность в последние годы была направлена на сближение государственной и духовной власти, что позволило развить духовные отношения между обществом и его правящей частью.

      Для меня нравственное богатство гораздо важнее, чем материальный достаток. На протяжении последних лет я стараюсь больше уделять внимания работе над собой, стремлюсь духовно развиваться. Мне нравится помогать другим людям, заботится о них.

      Духовное богатство каждого позволит сделать наш мир светлым местом, где царят справедливость, красота и добро.

      «Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и

      ослепления, из ничтожества и величия, — это значит не осудить его, а

      Человек — биопсихосоциальное существо.

      Философские теории о том, кто есть человек на самом деле, известны ещё с античных времён. Например, размышления Платона, который усматривал сущность человека в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Он считал, что она, а следовательно, и человек, восприимчива к знанию. Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: «Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». Аврелий Августин в трактате «О Боге, Мире и Человеке» говорит, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело презренно и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбирает зло и идёт против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. С момента грехопадения люди предопределены к злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека, с точки зрения Аврелия Августина , спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви. Очень интересна также теория Николая Бердяева, как сторонника экзистенционализма и персонализма. Он считал, что человек сам выбирает свою судьбу и главным критерием развития личности называл свободу.

      Человек- это в первую очередь единичный представитель человеческого рода, то есть индивид. Каждый человек по-своему уникален и имеет свою индивидуальность, то есть специфические черты человека, которые отличают его от других людей, и свой характер-совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Очень важно, что человек не рождается с каким-то определённым характером, а приобретает его на протяжении жизненного пути. Каждый человек, независимо от его характера и индивидуальности, обладает темпераментом — врождённым и неизменным свойством индивида, определяющим его реакции на других людей и обстоятельства. Существует 4 вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Каждый человек с рождения имеет какие-то определённые задатки, то есть своеобразные природные предпосылки, которые впоследствии может развить в способности, которые он, в свою очередь, может развить в талант и впоследствии в гениальность.

      Безусловно, что общество очень сильно влияет на человека, тем самым делая его личностью-субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

      Очень важно различать понятия «человек», «индивид» и «личность»: человек -биосоциальное существо, индивид имеет систему ценностей ,а личность имеет активную жизненную позицию. Личность не может развиться сама по себе, и существуют определённы е факторы, влияющие на её развитие. Во — первых, это наследственность предков, передающаяся генетическим путём, во вторых, это индивидуальный опыт человека, который он получает по прошествии жизненного пути, в третьих, это социальное окружение человека и наконец это культурная среда, окружающая человека. Каждый человек имеет смысл жизни, то есть высшую цель, которой подчинены все остальные цели. Если человек теряет смысл жизни, это может привести к тяжелейшей депрессии и даже попытке суицида.

      Внутри каждого человека происходит множество эмоциональных и другого типа конфликтов. В каждом человек сочетаются добро и зло, в разных их ипостасях, и между ними происходит моральная борьба, которая может вызвать внутриличностный конфликт, а также может довести человека до конфликта с социумом. У каждого человека разные понятия об идеальном человеке, а у некоторых такой идеальный человек вообще не существует, есть также люди, полагающие, что обычными людьми должен управлять один «сверхчеловек», который должен обладать какими-то определёнными качествами, которые у каждого человека тоже разные. Впервые наиболее чётко сформулировал эту теорию «сверхчеловека» Фридрих Ницше. Он первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов». Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую прагматическую постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Он ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут задурманены никакой моралью, никакими ограничениями. Такого сверхнравственного, по ту сторону добра и зла человека Ницше и называет сверхчеловеком.

      И всё же мнения о каждом человеке разные. Так, тиран и деспот может показаться очень положительным человеком, а маленький и добрый человек кому-то покажется вредным и злым. В истории очень много примеров такого личного отношения к личности. Одним из наиболее ярких примеров можно считать человека, сыгравшего, наверно, самую заметную роль в истории нашей страны в XX веке. Это Иосиф Виссарионович Сталин. Как в годы его жизни, так и сейчас мнения о личности Сталина очень разные. У одних людей это имя связано с победой в Великой Отечественной войне, с рывком в годы индустриализации и коллективизации. У других же это имя связано с репрессиями, террором и почти полным уничтожением крестьянства в нашей стране.

      Я, как любой человек, сочетаю в себе множество самых разных качеств. Какие-то из них хорошие, какие-то не очень, но все они вместе образуют собой мою индивидуальность, которая некоторым импонирует, а некоторым нет, какие-то качества помогают мне в жизни, другие же, наоборот, делают мою жизнь в обществе сложнее. А так как это общество своеобразно влияет на меня, мои качества с течением времени изменяются, следуя за общественной идеей или идя против неё.

      Человек, независимо от того плохой он или хороший, выдающаяся ли он личность или заурядный человек, сочетает в себе добро и зло, хорошие и плохие качества. И мы должны винить за это людей, во — первых потому, что сами не являемся идеалом, а во- вторых, потому что именно это сочетание и делает человека «живым», а не бесчувственной машиной, выполняющей любые команды.

      « Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки»

      Эмоциональное отношение человека к самому себе, или самооценка, есть не что иное как явление сознания. Оно является отражением самосознания. Самосознание — это психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которой представления человека о самом себе складываются в мысленный образ « Я». Отношение человека к себе – это и оценка им физических характеристик, способностей, и нравственных качеств и поступков. Самооценка- это необходимый индивиду личностный компонент, с помощью которого он ориентируется в окружающем мире, взаимодействует с другими людьми. Наличие самооценки значительно совершенствует деятельность человека, стимулируя её, играя важную роль в определении её цели и участвуя в самом процессе.

      При завышенной самооценке или заниженной у человека возникают проблемы. В первом случае, проявление снобизма, самонадеянности, хвастовства, эгоизма, излишней самоуверенности может повлечь отрицание индивида обществом. Во втором случае, застенчивость, неуверенность в себе, излишняя самокритика могут привести к развитию ненужных комплексов. Самооценка человека складывается из собственной оценки и оценки других людей. Приступая к исследованию самих себя, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению: всё, что во мне привлекательно и есть « моё Я», всё, что мне кажется отталкивающим и уродливым, что создаёт напряжение с окружающими- это пятна, наложенные на меня извне.

      Единственно правильным вариантом является стремление человека к выработке здоровой уверенности в себе, способности трезво оценить свои достоинства и недостатки.

      Определить, насколько адекватна самооценка человека помогают различные тесты, которые широко используются в социальной психологии. Так же существует достаточное количество тренингов, которые позволяют поднять уровень самооценки.

      Моя самооценка адекватна в отношении моих положительных качеств и слегка занижена в отношении отрицательных качеств. Это означает, что я достаточно строго подхожу к оценке своих недостатков.

      Стоит стремиться быть как можно более адекватным, так как трезвый, ясный взгляд на вещи, без эмоциональных примесей, способствует принятию верного решения и дарует душевное спокойствие.

      « Назначение человека в разумной деятельности».

      Жизнь человека невозможна без деятельности.

      Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Субъектом деятельности является человек, а объектом – предмет или область, которую он преобразует. Субъект и объект деятельности могут совпадать ( человек воспитывает у себя силу воли).В структуру деятельности входит цель- осознанный опыт предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность; средства – приёмы, способы и приспособления для осуществления деятельности; действия, результат. Вебер выделил следующие виды действий: целерациональные ( в основе продуманная цель), ценностнорациональные ( в основе принципы и убеждения), аффективные ( в основе эмоциональное состояние индивида), традиционные ( в основе привычки). Мотив – побуждение к деятельности. Побудительным мотивом деятельности выступают потребности- состояние живого существа, выражающее зависимость от того, что составляет условия его существования. Маслоу выделяет первичные потребности ( физиологические и экзистенциональные) и вторичные ( социальные, престижные и духовные). Говоря о социальном характере деятельности, важно отметить, что действия индивида становятся социальными не только потому, что осознаются им. Они являются социальными и потому, что соотносятся с интересами и потребностями других людей. Деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Выделяют триаду универсальных видов деятельности: игра, учёба, труд. Некоторые социологи добавляют к этим видам деятельности и общение. Деятельность позволяет человеку реализовать себя как личность, раскрыть свой творческий потенциал. Деятельность позволяет преобразовывать мир вокруг себя, поэтому неудивительно , что культура в широком смысле понимается как результат преобразовательной деятельности человека. По деятельности человека мы можем сделать вывод о наличии у него значимых качеств, о его ценностях и убеждениях. Политическая деятельность позволяет определить насколько активно человек участвует в делах управления государства.

      Прогностическая деятельность очень важна во всех сферах жизни общества в связи с процессами глобализации в современном мире.

      Основной вид моей деятельности на данный момент – учёба. Я планирую хорошо закончить школу, поступить в институт, получить хорошую профессию и приносить своей будущей деятельностью пользу обществу, в котором я живу.

      Без деятельности невозможна жизнь человека.

      «Сбережения составляют самый богатый доход».

      С развитием рыночного хозяйства возросло внимание экономической науки к человеку. Связано это с тем, что человек является центральной фигурой рыночной и смешанной экономики. Он основной производитель и одновременно потребитель товаров и услуг, от его поведения зависит положение дел на том или ином рынке и состояние экономики в целом.

      Потребитель часто делает выбор между потреблением сегодня и в будущем, этот выбор определяется количеством сбережений. Следовательно, сбережения — это отложенное на завтра потребление, часть располагаемого дохода, неиспользованного в настоящее время.

      Экономисты полагают, что ни один разумный человек, намереваясь сделать сбережения, не станет сохранять их у себя в форме денег, если сможет использовать сбережения таким образом, чтобы они приносили ему проценты, неважно в виде банковского вклада или акций фирмы.

      Сбережения всегда связаны с определённым риском: банк может разориться, а фирма обанкротиться. Человек может потерять больше, чем заработать.

      В тоже время , чем больше человек получает, тем больше он может себе позволить откладывать.

      О выгоде сбережений свидетельствует и другой фактор: из-за « эффекта моды» многие вещи в текущем периоде стоят дороже, нежели в будущем. В период распродаж в магазинах образуются огромные очереди, многие люди предпочитают максимально удовлетворить свои потребности при наименьших затратах.

      Первые автомобили были очень дорогими. Генри Форд поставил производство машин « на поток», снизив цену и сделав их доступными для широкого круга лиц. Если до этого момента потребность в передвижении могла быть удовлетворена только при помощи общественного транспорта, то теперь, сделав сбережения, потребители могли себе позволить приобрести автомобиль.

      Я ещё не являюсь экономически самостоятельным субъектом. Тем не менее, я делаю небольшие сбережения из тех денег, которые дают мне родители. Я откладываю деньги на свой будущий летний отдых.

      Проблема потребления и сбережения является актуальной для рыночной экономики. От поведения человека зависит состояние совокупного спроса. Сбережения очень выгодны так как открывают большие возможности в будущем, помогают эффективно удовлетворять потребности.

      « При обычном положении дел спрос на товар предшествует предложению».

      Основным законом рынка является закон спроса и предложения.

      Спрос — это поведение фактических и потенциальных покупателей, обозначающее их желание приобрести товар на рынке. Спрос всегда рождает предложение. На спрос оказывают влияние как ценовые так и неценовые факторы. Согласно закону спроса с увеличением цены спрос падает, а с уменьшением цены увеличивается. Среди неценовых факторов спроса можно выделить традиции и обычаи страны, природно-климатические условия, цены на взаимосвязанные и взаимозаменяемые товары, число потребителей на рынке, ожидания изменения цен. Если какой- то товар не пользуется спросом, его перестают производить и предлагать на рынке.

      Логика поведения на рынке покупателей и производителей товаров противоположна: при росте цен производители и продавцы готовы предложить на рынок всё большую массу товаров, тогда как покупатели отвечают на рост цен снижением спроса. Такое поведение порождается противоположными интересами, которые приводят на рынок покупателей и продавцов. Покупатели хотят приобрести на имеющуюся у них ограниченную сумму денег как можно больше товаров. Продавцы, наоборот, хотят получить за свой объём товаров как можно больше денег. На рынке может сложиться ситуация затоваривания, то есть избыток предложения, или дефицита- недостатка предложения. Но в любой из ситуаций несбалансированности спроса и предложения рынок заставляет обе стороны искать компромисс.

      Рынок в состоянии равновесия – лучший из возможных компромиссов между интересами покупателей и продавцов. Но это идеальный вариант. Рыночное равновесие постоянно нарушается из-за изменений в спросе или предложении.

      В летнее время, в период отпусков, увеличивается спрос на местах в гостиницах и пансионатах. Количество гостиниц и пансионатов от этого не обязательно возрастает, но растёт цена на места в гостиницах и другие услуги.

      Когда я выступаю в роли потребителя для меня решающим фактором выбора того или иного товара является цена, тенденции моды, качество и мой собственный вкус.

      Для рыночных отношений значение имеет только тот спрос, который подкреплён реальными деньгами. Если есть спрос, то предложение последует.

      « Демократия есть механизм, который гарантирует, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем».

      Демократия- политический режим, при котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Но демократия подразумевает не только обеспечение граждан правами, но и наделение их определёнными обязанностями.

      В целом, под политическим режимом подразумевают систему методов, способов и средств осуществления власти. Среди политических режимов выделяют: демократический, авторитарный и тоталитарный. Демократическому режиму свойственны плюрализм идеологий, свобода совести, выборный и сменяемый парламент, разделение властей, политические свободы, гласность и легализация политических конфликтов, наличие конституции, множественность форм собственности. Демократия может быть опосредованной и непосредственной: в первом случае, граждане сами выражают свои интересы, во втором случае они доверяют представлять свои интересы, например, депутатам парламента. Однако в демократическом государстве граждане должны нести большую ответственность, ведь от всех граждан зависит то, как будут соблюдаться их права, и как будет осуществляться государственная политика. Граждане должны беспрекословно подчиняться закону, обладать развитым правовым и политическим сознанием, чтобы обеспечить продвижение к правовому государству и гражданскому обществу. Конечно, на сегодняшний день, в демократических государствах существует ряд проблем, таких как система цензов, финансирование избирательных кампаний, абсентеизм, но большинство этих проблем разрешаться, если граждане будут заинтересованы в политических процессах, имеющих место в стране, и будут принимать активное участие в жизни общества.

      Первый демократический режим существовал ещё в Древней Греции. Именно тогда впервые сложились ценности демократии. Граждане понимали, что от них требуется не просто наслаждаться правами и свободами, но и подчиняться законам, проявлять активную гражданскую позицию.

      Сегодня все наши права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Для того, чтобы наше государство стало правовым, а именно это стремление отражено в нашей Конституции, каждый из нас должен понимать, что политика касается каждого и развитие России зависит от всех нас.

      Поэтому я участвую в общественно-политических мероприятиях, которые проводит « Молодая гвардия», фракция « Единой России», стараюсь всегда быть в курсе политических событий.

      Граждане в демократическом государстве должны не только пользоваться правами и свободами, но и осознавать свои обязанности, подчиняться закону и проявлять активную жизненную позицию.

      « Политическая партия- это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов»

      Политическая партия- общественная организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти, целью которой, в конечном итоге. Является занятие мест в парламенте и принятие законов, определяющих политику страны.

      Кроме борьбы за власть любая политическая партия выполняет и ряд других функций: выражение интересов определённых слоёв населения, подготовка и выдвижение политических кадров, участие в избирательных кампаниях, воспитание преданных членов, формирование политической культуры граждан.

      Характерной чертой демократического государства является многопартийность. Партий может быть две, как в Англии или Америке, или множество, как в России. Это определяется традициями страны. Партии могут различаться по организационному принципу, по идеологии, по отношению к власти, по типу членства, по способу деятельности и по шкале политического спектра. Партия представляет собой союз единомышленников, который является носителем определённой идеологии и который нацелен на завоевание власти. Для того, чтобы выразить интересы как можно большего числа избирателей, партии образуют фракции. Опорой партии является электорат- избиратели, регулярно отдающие свои голоса за данную партию на выборах. В результате выборов партия получает определённое число мест в парламенте страны. Чем больше мест в парламенте, тем больше возможности у партии оправдать доверие её избирателей, и повлиять на принятие законов в стране. Большую роль для избирателей играет личность лидера партии, ведь многие избиратели при голосовании ориентируются не только на программу партии, но и связывают свои ожидания с харизматичностью определённого лидера. Представители политических партий составляют политическую элиту страны — группу людей, обладающих влиянием, престижем, непосредственно участвующих в принятии решений, связанных с политической властью.

      С крушением тоталитарного режима в СССР и отменой 6 статьи Конституции в РФ стала складываться многопартийность. В Конституции РФ 1993 года провозглашено идеологическое многообразие. Современными политическими партиями России являются Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Патриоты России, Справедливая Россия, Правое дело, РОДП « Яблоко». Правящей партией является Единая Россия, которая на протяжении ряда лет принимает в парламенте законы, на мой взгляд, способствующие стабилизации государства и консолидации демократических общественных сил. В нашем государстве запрещены экстремистские политические партии.

      Я не являюсь пока членом какой-либо политической партии, но мне нравится программа партии «Единая Россия», поэтому я собираюсь поддерживать эту организацию на выборах.

      Политическая партия, придя к власти, принимает нужные ей законы, но помогают прийти к власти партии рядовые избиратели, поэтому каждый должен занимать активную жизненную позицию.

      « Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»

      Власть не легитимна, если граждане не голосовали за неё, не придя на выборы; мы все ответственны за то правительство, которое имеем.

      Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь политические взгляды, установки, цели. В демократическом государстве источником власти является народ, ведь демократия – это политический режим, при котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Демократия может быть опосредованной и непосредственной. В первом случае, интересы граждан защищает представитель, а во втором, граждане сами выражают и защищают свои интересы. Ярким примером проявления демократии служат выборы. Главными принципами выборов являются альтернативность, тайность, равенство, всеобщность. Граждане обладают активным избирательным правом ( могут выбирать) и пассивным ( могут быть избраны). Проблема абсентеизма – уклонения граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах, очень актуальна на сегодняшний день. Причинами абсентеизма могут быть: недоверие к властям, разочарование в проводимой политике, личные качества человека. Абсентеизм может быть и формой своеобразного протеста граждан против политики властей. Но как говорил О. Бисмарк « неучастие в политике не освобождает от её результатов». Поэтому занимая пассивную позицию, думая, что мы не можем повлиять на власть, мы совершаем большую ошибку, давая тем самым возможность прийти к власти тем силам, которые не заинтересованы в проведении прогрессивных реформ. Участие в политической жизни напрямую связано с политической культурой граждан, которая воспитывается в семье и школе.

      Возможно на отношение граждан нашей страны к участию в политической жизни повлияло наличие в нашей стране в течении долгого времени тоталитарного режима. Выборы проводились на неальтернативной основе, господствовала однопартийность, граждане не могли повлиять на политическое развитие страны. Это привело к разрыву между народом и властью, к нарушению прав и свобод человека. Сегодня мы живём в демократическом государстве. Политические права граждан записаны в Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме. Это и право избирать и быть избранным, и право на мирные сборища, и на обращение в органы власти.

      В этом году мне исполнится 18 лет. Поучаствовать в выборах, в формировании политической элиты нашего общества было моей давней мечтой. Я считаю, что каждый гражданин должен серьёзно относиться к выборам, понимать как важен его голос.

      Правительство, которое мы имеем, законы, по которым мы живём, напрямую зависит от нашего сознательного участия в политической жизни общества.

      «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы. И каждый не одну играет роль».

      Динамика современной жизни во многом заставляет личность приспосабливаться и трансформироваться, меняя свою социальную роль.

      Говоря о социальной структуре общества как о совокупности взаимодействий социальных общностей и отношений между ними, важно отметить, что именно гетерогенность или степень пестроты общества является одной из причин разнообразия социальных ролей, а так же основным показателем социальной структуры в общем.

      Большинство людей обладают множеством статусов и исполняют свои роли в соответствии с ними. В данном случае статус и роль – это две составляющие одного феномена. Если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – поведением в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Компонентами статуса являются: статусные права и обязанности; статусный диапазон, как установленные рамки, в пределах которых осуществляются права и обязанности; статусные символы — внешние знаки отличия; статусный образ (совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должны выглядеть и вести себя представители одного статуса) и статусная идентификация, а именно определение степени соответствия своему статусу. Данные компоненты определяют дифференциацию социальных ролей.

      Понятие соц. роль, введенное социологом Мидом, включает в себя модель поведения, ориентированную на определенный статус в социальной системе. Принято выделять два вида социальных ролей: институционализированные (социальные роли матери, дочери, жены) и конвенциональные (социальные роли, принимаемые по соглашению). Соц. статус человека, его положение в обществе, во многом определяет его соц. роль.

      Многообразие соц. ролей личности связано с социализацией, процессом усвоения соц. ролей и культурных норм. Многие социологи делят факторы социализации на четыре условные группы: мегафакторы (планета); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (регион, село, город,); микрофакторы (семья и домашний очаг). Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. Их состав варьируется на разных возрастных этапах. В юношеском возрасте, к примеру, таковыми являются родители. Их также можно отнести к агентам первичной социализации, так как развитие межличностных отношений в данном случае происходит в малых группах. Вторичная социализация происходит на уровне больших соц. групп (коллеги по работе). Множество соц. ролей человек осваивает еще на уровне первичной социализации. Семья как агент помогает ребенку усвоить нормы морали и поведения, таким образом, в начале жизни человек уже играет роли сына\дочери, ученика и т. д. На каждом этапе жизни возможно менять и трансформировать свои соц. роли. Например, стилизованный механизм социализации позволяет в рамках определенной субкультуры молодому человеку стать не только поклонником какой-либо группы, но и перевоплотиться в самого кумира, становясь его почти точной копией.

      Говоря о смене соц. роли, важно рассмотреть понятие социальной среды как совокупности материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Теоретически можно выделить две основные среды:

      -макросреду — социально-экономическую систему в целом; и

      — микросреду — непосредственное социальное окружение. Для каждой из них характерен различный ролевой набор, а так же различные ценности (например: макро- идеология, микро- семья). Философ Кули в своей «Теории зеркального Я» утверждал, что личность – это совокупность психологических реакций человека на мнение о нем окружающих людей. Из этого следует, что за сменой соц. роли и соц. статуса может последовать ролевой конфликт. Ролевой конфликт связан с тем, что каждый человек исполняет несколько ролей, и эти роли далеко не всегда согласуются друг с другом, а также с потребностями и ценностями самого человека. Конфликт часто протекает на глубинном уровне и внешне малозаметен, но при этом оказывает большое влияние и на жизнедеятельность человека, и на моральный климат в его обществе. В таком случае человек в большинстве своем неосознанно или же наоборот, хорошо осознавая происходящее, приостанавливает процесс смены соц. ролей с целью разрешить возникшие противоречия.

      Термин соц. мобильность, введенный социологом Сорокиным, означает изменение места, занимаемого человеком или группой людей в соц. структуре. Под социальной мобильностью понимается в принципе любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная (перемещение некого индивида, к примеру, из кришнаитской религиозной группы в баптистскую) и вертикальная. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая(понижение в должности). С моей точки зрения, наиболее важным фактором изменения соц. роли является именно социальная мобильность, так как смена места работы или религии, например, могут быть причинами полной смены соц. набора индивида.

      Генри Форд, американский автомобильный магнат, является прекрасным примером человека, сменившего за свою жизнь множество социальных ролей. Родившись в семье ирландский эмигрантов, Форд провел первые 16 лет своей жизни в качестве помощника фермера на небольшом семейном угодии в пригороде Детройта, штат Мичиган. С 18 лет, уехав от семьи в город, он исполняет обязанности инженера-механика, а позже и главного инженера на предприятии «Электрическая компания Эдисона». Позже, с 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё и в 1903 году основал Ford Motor Company (Форд Мотор Компани). Далее история об успешном восхождении по карьерной лестнице известна каждому. Вот, как человек, на протяжении своей жизни сумел переместиться из низших классов в самый верх американской пирамиды общества.

      Возвращаясь к повседневной жизни, я хочу сказать о том, что достигаемый статус всегда свидетельствует о появлении новой соц. роли. Моя прабабушка, ветеран Великой Отечественной войны, в послевоенные годы получила назначение на должность руководителя мед. части небольшого поселка Котельнич. Будучи матерью четырех детей и вдовой солдата, она стала еще и руководителем на новой должности. Исходя из этого, можно сказать, что, благодаря приобретению нового статуса у моей прабабушки появилась новая соц. роль.

      В заключении необходимо сказать, что в современном мире, с его высокой социальной мобильностью, существенно возросли возможности сменить амплуа. Актеры по несколько раз за день вынуждены перебегать с большой сцены на малую и к тому же «подрабатывать» сразу в нескольких «театрах». Возможно, будучи весьма талантливым, человек нового тысячелетия, попытается освоить как можно больше ролей и утратит связь с истинным своим обликом. Кроме того, честолюбивые попытки расширить диапазон своих социально-ролевых возможностей могут привести к подмене ценностей и потере осознания своей принадлежности и своего статуса. К сожалению, ко всему вышесказанному можно добавить, что темп современной жизни не позволяет доиграть до конца свои роли, а, наоборот, заставляет актеров сменять друг друга в пестрой череде спектаклей.

      stupinaoa.narod.ru

      Сочинение по теме: Самоценность и самооценка

      Какая схожая внешняя звуковая оболочка у этих слов-терминов! И как они, в то же время, не похожи! Одно отнюдь не обязательно предполагает другое. Обсудим вместе?

      Многим ведь хватает того, что они уже имеют. Так гораздо легче, удобнее, безопаснее. Живи, как все, ни лучше и ни хуже. У тебя – стабильная бедность, хватает – и ладно.

      С другой стороны, пройти по жизни сторонкой и даже доброй памяти о себе не оставить – как-то оно обидно и досадно. Люди не амбициозные серы и бесцветны. К сожалению, таковых сейчас большинство. Из той же социологии с политологией, кстати, термин: какократия – власть посредственностей. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы найти этому массу подтверждений…

      Еще Пушкин в частном письме заметил: «Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя». И все-таки позволю себе не согласиться с классиком. Самооценка и то, что человек думает о себе, — только малая толика правды. То, как тебя видят со стороны и воспринимают окружающие, — в этом и будет вся полнота информации о том или ином субъекте.

      Никому не надо объяснять смысл слова «эгоизм». А еще есть эготизм – термин французского философа начала ХХ века М.Нордау. И переводится он именно как самоценность, самодостаточность. Это когда человек не страдает от одиночества, ему вполне хватает себя, своих увлечений, душевных сокровищ. Классическое стихотворение Ф.И.Тютчева « Silentium !» (Молчание) – своего рода заповедь эготиста. Типичным эготистом в русской словесности был В.Набоков. А одним из первых про «самостоянье человека», как «залог величия его» написал А.С.Пушкин в черновых набросках к «Евгению Онегину».

      Каковы здесь «подводные камни»? Во-первых, неадекватность самооценки, и, как следствие, «звездная болезнь». А ведь чем выше забираешься – тем бывает больнее падать. Во-вторых, многие, особенно в наше время, норовят самоутверждаться любой ценой, когда другой человек в их глазах – только средство, орудие, но никак не цель.

      Объективность самооценки во многом зависит от нашего отношения к критике. Немногие реагируют на нее нормально и спокойно, потому что не избалованы ею. Многих она болезненно ранит и ущемляет самолюбие.

      Итак, каковы же общие выводы? Самоценность человека становится очевидной только в годы его зрелости. Четких критериев самооценки тоже не существует: один ставит себе в заслугу карьерный рост, другой – успехи на творческом поприще. Впрочем, и возможность самооценки, и определение самоценности (пусть очень субъективное) все равно упирается в фигуру самого человека.

      formaslov.ru

      Презентация к уроку по психологии (10 класс) по теме: «Самопознание и развитие личности». — презентация

      Презентация была опубликована 4 года назад пользователемnsportal.ru

      презентация и методическая разработка к интегрированному уроку обществознание-психолог в 10 классе

      Презентация 10 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Презентация к уроку по психологии (10 класс) по теме: «Самопознание и развитие личности».». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

      1 Тема урока: Самопознание и развитие личности

      2 1.Самосознание и самопознание 2.Роль самооценки в формировании личности 3.Самоисповедь как средство познания своего Я План урока :

      3 Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон

      4 Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

      5 Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

      6 Виды самопознания Опосредованное Совершается путем анализа собственной деятельности Непосредственное Выступает в форме Самонаблюдения

      7 ФазаВозрастные рамки Характерные особенности Пассивная фаза3 – 8 мес.Познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я Активная фаза12 – 15 лет 20 – 30 лет Большое внимание уделяется внешнему образу, облику, одежде, физической подготовке Внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации Фаза падения60 – 70 летСчитает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное Фазы самопознания

      8 «Автопортрет» практическая работа Первый этап. На отдельном листе напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Второй этап — анализ работы.

      9 «Я» и окружающий мир Внешность человека оказывает влияние на восприятие человека другими людьми

      10 Что такое самооценка? «Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции. И никто из нас не в состоянии изменить ее в одиночестве». Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

      11 Самооценка Я — идеальноеЯ — реальное Я – воспринимаю сам себя Я – глазами окружающих

      12 Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими)

      13 Тест на выявление уровня самооценки. 1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то? а) очень часто 1 балл; б) иногда 3 балла. 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы: а) постараетесь победить его в остроумии 5 баллов; б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора 1 балл. 3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое: а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда 5 баллов; б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств 1 балл; в) в сложной ситуации главное не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить 3 балла. 4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы: а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное 3 балла; б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его 4 балла; в) обидитесь, но не подадите вида 1 балл. 5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека? а) да 1 балл; б) нет 5 баллов; в) не знаю 3 балла.

      14 6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите: а) духи, которые нравятся вам 5 баллов; б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся 3 балла; в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче. 7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? а) да 1 балл; б) нет 5 баллов; в) не знаю 3 балла. 8. Задевает ли вас, когда ваши знакомые и друзья добиваются большего успеха, чем вы? а) да 1 балл; б) нет 5 баллов; в) иногда 3 балла. 9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? а) да 5 баллов; б) нет 1 балл; в) не знаю 3 балла. 10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета: а) голубой 1 балл; б) желтый 3 балла; в) красный 5 баллов.

      15 Подсчет баллов 5038 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом. Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

      16 Как поднять самооценку: 7 советов 1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество. Нет ничего высокоморального в застарелых тараканах и застенчивости. Вы должны понять и глубоко принять эти слова – они сами по себе добавят вам уверенности, повысят самооценку. Наше сознание работает на нас! 2. Совет от Бодо Шефера: ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично». Заносите в него даже незначительные успехи каждый день. Повторение – мать учения, таким образом вы убедите свое подсознание, что вы – ого-го!))) И самооценка пойдет вверх. 3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли. Например, начните бегать по утрам или изучать иностранный язык. (Кстати. Еще один очень полезный «навык» в мышлении успешного человека заключается в том, что его занятия служат сразу многим целям. Бегая по утрам, мы поднимаем самооценку, заботимся о здоровье и настраиваемся на продуктивный день. Очень важно осознавать это! Тогда вы будете чувствовать, что жизнь более полна и более успешна, а значит, это на самом деле придет в жизнь! Кроме того, такое мышление позволяет добиваться отличных результатов в других сферах, не только в саморазвитии и области психики. В бизнесе, например.)

      17 4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;))) Успешный человек с адекватной самооценкой всегда адекватно признает свои ошибки. 5. Не откладывайте дела. Задумали что-то – приступайте к делу сразу. Потом уйдет энтузиазм, пропадет уверенность – и что в итоге? Разочарование от очередной мертворожденной идеи (самооценка падает ниже плинтуса…) и растраченное впустую время на бесплодное мечтание. Задумал – сделал. Задумал – сделал. 6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно. Подтверждения – это костыли для самооценки. Уверенный в себе человек и так знает, что он может чуть меньше, чем ВСЕ. 7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь! (последний совет спер из какого-то глянцевого журнала, но мне нравится;) Успешного подъема и адекватной самооценки!

      18 Основные формы самонаблюдения Личные дневникиАнкетыТесты

      19 Самоисповедь и самооценка. Самоисповедь-полный внутренний отчет перед самим собой. Облегчение Опыт на будущее Уяснение ситуации дневник

      20 Самоисповедь и самооценка. «Я» сложно и противоречиво, подвер- гает само себя оценке и осмыслению

      21 Особенности самопознания: направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность; присутствует субъективность; большое значение в познании собственного Я имеет точка зрения и оценка окружающих; происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни; присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию).

      22 Темы для написания ЭССЕ: «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя» (Н.Н.Пирогов) «Человек – это знание, которое познает самое себя» (Е.Евтушенко)

      www.myshared.ru