Отношения, психология, жизненные ситуации

Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников (стр. 10 из 11)

Большое внимание уделялось формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.

Во внеурочное время были проведены внеклассные занятия также направленные на развитие этих умений и навыков.

Вся проведенная работа была направлена на формирование навыка самоконтроля у учащихся 3 класса "Б" как одного из важнейших элементов учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.

2.3 Анализ результатов проведенной работы по развитию навыка самоконтроля

После проведения опытно-практической работы по развитию навыка самоконтроля были вновь проведены методики, описанные в пункте 2.1 выпускной квалификационной работы "Изучение навыков самоконтроля младших школьников в 3 классе "Б".

По результатам методики № 1 "Рисование бус" была построена таблица № 4.

Для показа результата была построена диаграмма № 4.

По результатам повторно проведенной методики № 2 были построены таблица № 5 и диаграмма № 5.

Также была проведена методика № 3. В соответствии с полученными результатами были построены таблица № 6 и диаграмма № 6.

После повторного проведения данных методик можно наблюдать положительную динамику развития навыка самоконтроля в результате использования методов и приемов на каждом уроке. Но для полного формирования этого навыка необходимо было бы уделить больше времени, в котором мы как раз были ограничены из-за короткого периода, в течение которого проходит преддипломная педагогическая практика.

Анализируя полученные результаты всех трех методик, мы видим, что учащихся класса по-прежнему можно разделить на 3 группы по уровню сформированности, но изменился количественный и качественный состав:

— учащихся, у которых контроль проявляется только в случае, если учитель ставит такую задачу было 5, а стало 4 человека (Александр С., Виктория Т., Маргарита Т., Григорий Ш.);

— учащихся, у которых навык самоконтроля развит крайне незначительно 14 человек (Александра Ч., Анжела З., Анна П., Армине Д., Артем У., Василий К., Виталий Д., Глеб К., Дарья Ж., Давид Ч., Иван М., Людмила К., Павел В., Юлия Г.);

— учащихся, у которых самоконтроль сформирован в достаточной степени было 2 человека (Александра Т. — Г., Алина Д.), теперь такие же результаты показывают 3 человека (Илья С., Александра Т. — Г., Алина Д.).

Полученные результаты доказывают правильность выдвинутой раннее гипотезы: формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

В данной работе была исследована тема "Методы и приемы формирования навыка самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности". Были рассмотрены теоретические основы формирования данного навыка у младших школьников, изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме, была проведена практическая работа, направленная на решение поставленной проблемы с использованием накопленного теоретического материала.

Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития.

Работа по формированию учебной деятельности занимает особое место в начальных классах. Она должна проводиться с первых дней пребывания детей в школе, т.к. учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и, следовательно, от характера её становления будет зависеть успешность дальнейшего обучения и развития учащихся.

Многочисленные факты наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке у каждого ученика необходимых навыков самоконтроля уделяется крайне недостаточно внимания, а нередко оно просто отсутствует.

В то время как и при отличных знаниях теории и умении применять ее нельзя полностью гарантировать себя от ошибок, и младшие школьники, даже зная как следует контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому они нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна как учебная деятельность, так и даже творческая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение.

Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Широко начинают использоваться системы развивающего обучения. Например, в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова формируется теоретическое мышление детей. Но, развивая мышление, нельзя оставить без внимания формирование компонентов учебной деятельности и в частности — самоконтроля. Ребенок не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы, если у него отсутствует контроль своих действий и действий товарищей. Таким образом, целью нашей работы было рассмотреть особенности формирования самоконтроля младших школьников и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.

Для начала перед младшими школьниками были определены однозначные, предельно четкие критерии контроля, которые были разработаны ими в процессе совместной деятельности с учителем. Только после этого мы приступили к формированию структурных звеньев самоконтроля у детей таких, как:

1. уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат;

2. сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;

3. оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния);

4. коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов (сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального).

mirznanii.com

Формирование навыков контроля и самоконтроля на уроках у младших школьников

Формирование навыков контроля и самоконтроля на уроках у младших школьников.

Начало школьного обучения и воспитания ребёнка является переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в её организации,в новых обязанностях ребёнка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание- с приходом в школу ребёнок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания-науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощённой в них человеческой деятельности.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

«Учебная деятельность – это деятельность, направленная на приобретение опыта одним из ее участников» (Т.В. Габай).

Учебная деятельность как специфическая форма индивидуальной активности осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Младший школьный возраст – период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.

Младший школьник, становиться субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития.

Поэтому формирование учебной деятельности становится приоритетной целью начального образования.

Учебная деятельность направлена на решение учебной задачи. Еще С.Л. Рубинштейн отмечал необходимость принятия учебной задачи: «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося».

Потребность в учебной деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, мотив – к усвоению способов их воспроизводства посредством учебных действий, направленных на решение учебной задачи.

Учебная деятельность состоит из пяти последовательных элементов, задающих ее целостность:

Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действия самоконтроля должно осуществляться на протяжении формирования, развития становления учебной деятельности.

Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.

Самоконтроль – явление многогранное. В психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению этого понятия.

Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как личностное качество.

Другие считают самоконтроль важнейшим компонентом в системе саморегуляции. Педагоги считают самоконтроль важнейшим учебным умением. В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей учебной деятельности.

«Самоконтроль младших школьников – развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценивать свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности».

«Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?»

«Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов» (В.И.Страхов).

«Самоконтроль – это осознание и оценка субъектов собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека как компонент саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции» (А.В. Петровский).

«Самоконтроль – это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения своих действий и поступков, движения с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям, правилам и требованиям общества. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий» (В.Л. Крутецкий).

«Самоконтроль – проверка собственными силами самих себя, своего поведения и регулирование их путем внесения соответствующих корректив. Это умственные, двигательные и чувственные компоненты процесса деятельности человека, позволяющие ему на основе поставленной цели и намеченного плана (путем сличения, сравнения с ним) следить за своими действиями и результатами этих действий и на основе этого сознательно регулировать их» (В.А. Ковалевская).

«Контроль есть в конечном итоге действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с непосредственно данным его образцом» (Д.Б. Эльконин).

«Самоконтроль – это сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее достичь поставленной цели» (И.И. Кувшинов).

«Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им». (Г.А. Соболева).

«Самоконтроль» — это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности – непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.

При всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе – с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

функция организации и управления учебной деятельностью.

Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только сами исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.

Включенные в содержания самоконтроля контрольно-оценочная и регулировочная функции относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к ее планированию.

Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.

Существует две формы самоконтроля:

Внешняя (осознаваемая) произвольная;

внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля.

Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с произвольной на непроизвольную после совершения ошибочного действия.

Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне — от учителя или учащихся. Конечно, механизм самоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным.

Изучение психолого-педагогической литературы, раскрывающей проблемы начальной ступени обучения, позволяет выделить ряд возрастных особенностей, имеющих важное значение для активизации и развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности. О ребёнке в данном возрастном периоде можно говорить как о личности, поскольку он осознает своё поведение, может сравнивать себя с другими и к концу дошкольного возраста формируется ряд новых психических образований:

-осознание своего «Я», выделение самого себя, своего «Я» из мира объектов;

-стремление к общественно- значимой деятельности;

-способность управлять своим поведением;

-умение делать простые обобщения; овладения речью;

-умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

Самоконтроль как свойство личности приобретается в процессе развития.

Так в 1классе дети учатся:

-сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

-воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

-выполнять действия по развёрнутой инструкции;

-осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

-использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем;

Во 2 классе ученикам предлагается:

-сравнивать промежуточный результат с эталоном;

-перечислять последовательность действий и операций контроля;

-выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

-осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

-участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям;

В 3 классе ученики тренируются в:

-сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

-составлении проверочных заданий для самоконтроля;

-коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

-выполнении действий по инструкции с ограничениями;

-самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

-составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя;

В 4 классе школьники упражняются в:

-сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

-определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;

-выполнении действий по общим инструкциям;

-самопроверке по плану с отсутствующими (неопределёнными) звеньями;

-целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога;

Педагогические условия развития самоконтроля

-формирование положительной мотивации к самоконтролю;

-осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности;

-осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности;

-оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.

В формировании положительной мотивации к самоконтролю личности учащегося ведущую роль играют:

-самопознание в учебной деятельности;

-активность в учебной деятельности;

-путем анализа результатов своей собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих сверстников, с общепринятыми нормами;

-путём осознания отношения других людей к себе, и отдельных качеств личности, поведения, деятельности;

-путем самонаблюдения своих состояний, мыслей и чувств.

Активность как качество личности иногда рассматривают как внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности, которые стимулируют ее активность.

-способность к целеполаганию;

-умение сличать полученный результат с намеченными целями и устанавливать расхождения между ними;

-способность критически оценивать свою работу;

-умение осуществлять коррекцию своей деятельности.

-сложность выполняемой деятельности;

-окружающая среда (шум, освещение и т. д.);

-режим труда и отдыха (чрезмерное напряжение, переутомление, состояние эмоционального стресса, монотонность в работе ведут, как правило, к ослаблению самоконтроля и, соответственно, к возрастанию вероятности ошибочных действий).

К структурным элементам самоконтроля Н.Д.Левитов относит:

1.Внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам.

2.Наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых приемов и т.д.

3.Мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека.

4.Точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении.

Таким образом, одним из элементов самоконтроля является усовершенствование исполнителем своей деятельности, участие его в решении творческих заданий.

Ответственным моментом в обучении учащихся самоконтролю является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты. Очень важно с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения.

Общая эволюция самоконтроля представляется в таком виде: первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, представленным учителем. Самопроверка на основе имеющихся знаний становится доступной детям позже, когда накапливается определённый фонд хорошо закреплённых приёмов и операций. С конечного результата действия самоконтроль постепенно распространяются на все более ранние фазы деятельности.

Выделяются следующие направления формирования самоконтроля:

— контроль со стороны учителя;

— контроль со стороны родителей;

Важную роль воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на:

-установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умения решать задачи, принятым нормам и образцам;

— выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях;

— выявление сформированности приёмов взаимоконтроля;

— выявление потребности в самоконтроле.

Ученику необходимо научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

— показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому учебного материала и контроль результатов обучения;

— ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

— сообщать учащимся, после какого объёма учебного материала контроль и цель проведения того или иного контроля;

— объяснять выставляемую оценку, исходя из критериев оценки;

— просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

— научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей (взаимоконтроль «ученик-ученик»).

При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать

Для этого учитель должен:

— предлагать учащимся оценить ответ товарища, сделать замечания по существу ответа, попытаться предложить другой вариант ответа или решения;

— приучать учащихся контролировать деятельность учителя;

— демонстрировать учащимся типичные ошибки;

Ученик должен научиться осуществлять наблюдения за своей учебной деятельностью, осуществлять самоанализ, самооценку, и самоконтроль.

Для этого учитель должен:

— вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий;

— не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, а дать ученику возможность найти свою ошибку;

-не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, а помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем;

— формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе выполнения задания.

При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципами посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности.

Изменения самоконтроля проявляются в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий.

Определение уровня развития самоконтроля у младших школьников осуществлялось с помощью критериев:

— наличие потребности в самоконтроле (стремление к самопроверке и отношение к внешнему контролю);

— овладение различными видами самоконтроля (способность действовать по заданному образцу, умение действовать строго по инструкции, способность придерживаться плана проверки, способность к программированию и планированию, умение выполнять поставленную задачу и руководить своим действиями в соответствии с заданными правилами);

— уровень произвольного самоконтроля (умение принять учебную задачу и её сохранение, самостоятельность, сосредоточенность, включаемую в работу).

Модель развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности является целостной, т.к. все составляющие ее компоненты взаимосвязаны друг с другом и работают на конечный результат, представленный новообразованием личности ребенка — самоконтролем, являющимся фактором успешной учебной деятельности.

Действия самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с соответствующими образцами (конкретно — данными или существующими в сознании).

По мере усвоения любого учебного действия, которое начинается с того момента, как выделен образец действия, обучающийся многократно возвращается к образу, сопоставляет с ним свои действия, анализирует их, корректирует как сами действия, так и представления о них. Образец же, с которым школьник сопоставляет совершаемые им действия, может быть представлен как во внешнем, так и во внутреннем плане: это может быть памятка, содержащая запись последовательности действий при решении текстовых задач, или запечатленный образ действий учителя.

В работе по формированию действий самоконтроля у младших школьников следует придерживаться принципа преемственности в обучении.

Дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют задания в игровой форме: «Сделай как у меня», «Сделай так же», «Найди различия», и другие, способствующие развитию устойчивости, концентрации внимания на сравниваемых предметах, развитию произвольности их деятельности и формированию самоконтроля. Такая игровая практика полезна и младшим школьникам в целях отработки навыков самоконтроля.

Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения важны такие задания, которые специально нацеливают на:

— анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении;

— сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде.

Очень часто у ученика возникает убеждение, что «он понял» и «знает» на том основании, что в классе после объяснения учителя он смог привести свой пример и заслужил одобрение, больше к этому предмету не возвращается, не попытается сам убедиться, запомнил он материал или нет.

В этом случае отсутствует контроль над результативностью своего труда. По существу дела учащийся не знает, выучил он урок или нет.

Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем заключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может только констатировать факт «Я не умею решать задачу», « Я не могу выучить стихотворение» — и не понимать, что именно вызывает трудность, что мешает решить задачу или выучить стихотворение. Если начать его расспрашивать, он называет причины, подчас очень далёкие от действительности, ссылаясь на плохую память, на собственную неспособность.

В формировании у школьников самоконтроля неоценима помощь родителей. Прежде всего, необходимо довести до сознания ребенка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучить ребенка (и в процессе работы и по её окончании) сравнивать свою работу с каким-то образцом: если это стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если «письмо», то с прописями и т.д. Нередко случается так, что в классе ребенок действует совершенно правильно, потому что учитель постоянно напоминает ему об этом. Но, готовя уроки, словно забывает о необходимости сравнения выполняемой работы с образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников.

Вообще, чем раньше ученик поймёт необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Необходимо предупредить родителей, что большую ошибку делают те из них, кто берёт функцию контроля на себя и стремится, как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки, просматривают его тетради с домашними заданиями, беспокоятся, всё ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя принялся за уроки и выучил все, что задано, и т.д.

В начале первого класса подобная помощь нужна ребенку. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка. В противном случае ребенок, как правило, не чувствует ответственности за плохо выполненное задание.

Необходимо предупредить родителей о том, что с течением времени, когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им необходимо будет проследить чтобы первичное впечатление понятности урока он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен.

Вот обычные признаки кажущейся понятности задания:

— заявление ребёнка, что он может делать упражнения раньше, чем выучит правила;

— утверждения, что в классе было так понятно объяснено, что учить и повторять не требуется;

— уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, так как забыл в момент, когда вызвали, но вообще-то он всё знает хорошо.

В последнем случае ребёнок иногда действительно может после опроса припомнить дома забытый материал, а родители легко идут на поводу у своих детей и часто готовы спорить с педагогом, доказывая, что их сын или дочь знали заданное. Необходимо довести до родителей и самих учащихся ту простую психологическую истину, что такое непроизвольное припоминание не может служить показателем того, насколько хорошо был в действительности выучен урок. Кроме того, нужно, чтобы ребёнок понял, что само по себе первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Если этот момент упустить из виду, то может получиться такое явление: чем лучше объясняет учитель в классе новый материал, тем меньше начинают работать ребята дома. Такую ситуацию учителю вообще трудно вообще трудно выявить без взаимодействия с родителями. Без контакта с ними он вряд ли сможет узнать, что у некоторых ребят появилось мнение, что он, учитель. Настолько хорошо все объясняет, что учить что- либо излишне.

Итоговый контроль или контроль по результату.


Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно. Мы сами учим детей именно такому контролю. Так, для того чтобы проконтролировать правильность арифметического действия, ученикам рекомендуется проверить его другим действием: сложение — вычитанием, деление — умножением и т. д. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.

Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведённых действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый. Он в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.

Предваряющий (прогнозирующий) контроль

Еще более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия.

Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования.

По входящим в самоконтроль элементам различают самоконтроль:

По способам получения информации о протекании выполняемой операции контроль бывает:

По типу участия органов чувств в оценке выполняемой операции выделяют контроль:

По формам организации работы учащихся самоконтроль делится на:

При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т. д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю.

Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т. д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.

К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно.

Ответственным моментом в обучении учащихся самоконтролю является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.

Очень важно с самого начала дать учащимся указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения.

В структуре самоконтроля можно выделить следующие звенья:

-уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приёмы работы и полученный результат. По мере овладения данным видом работы, знание образцов будет углубляться и совершенствоваться;

-сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;

-оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок, и выявление их причин;

-коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований.

Выделяют 5 компонентов умений самоконтроля и самооценки:

1.Умение планировать и конструировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности.

2.Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным познавательным маршрутом.

3.Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.

4.Умение корректировать и совершенствовать свою учебно–познавательную деятельность.

5.Умение оценивать собственную учебно-познавательную деятельность и её результаты с выходом в рефлексивную позицию.

Рефлексия- умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы сущности:

— физическую (успел — не успел)

— сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

— интеллектуальную (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал);

— духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя других).

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный результат не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении.

1.Надо создать потребность в самоконтроле. Учащиеся должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность ответа.

2.Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3.Надо сообщать учащимся способ проверки решенной задачи, уравнения, неравенства. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.

4.Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путём проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.

5.Иногда учитель преднамеренно допускает ошибки на доске.

6.В тех темах, в которых возможно, проводить наблюдения и практические работы по математике. Самоконтроль при выполнении лабораторных

работ осуществляется обычно повторным измерением и вычислениями (при возможности – другим способом), иногда непосредственным измерением искомой величины.

7.Полезно иногда предлагать самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.

8.Полезно иногда предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища

Уровни сформированности действия самоконтроля

Первый уровень-отсутствие контроля

Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. Часто допускаются ошибки даже при решении хорошо знакомых задач. Не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Некритически относится к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любым исправлением, в том числе, когда оно тут же меняется на противоположное. Неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Не может объяснить, почему действия нужно совершать именно так, а не иначе. Не замечает ошибок, допущенных другими учениками. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований («грязно», загнуты углы»). При просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотнося свои действия ни с какой схемой.

Второй уровень- контроль на уровне непроизвольного внимания.

Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо осознаваемая учеником схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счёт многократного выполнения одного и того же действия. Контроль же в форме специального, целенаправленного действия по соотнесению выполняемого учеником процесса решения задачи с усвоенной им схемой действия отсутствует. Ученик действует импульсивно, хаотично, но за счёт непроизвольного запоминания схемы действия и непроизвольного внимания как бы предугадывает направление схемы правильных действий, однако не может объяснить, почему следует делать так, а не иначе, легко отказывается от своего решения. Хорошо знакомые действия может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить её самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни сам ошибку, ни правильный вариант, даёт лишь формальные ответы типа: так неправильно, так надо. Что касается новых, хорошо усвоенных действий, то ошибки в них допускаются часто, и при этом не замечаются и не исправляются.

Третий уровень — потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ученик, как правило, находит её и исправляет и может при этом объяснить свои действия. Вводимые схемы действия осознаёт и может сличить с ними собственный процесс решения задачи, хотя делает это не всегда, особенно при выполнении новых действий. Выполнив действие без осознанного контроля , тут же по просьбе учителя может проконтролировать его ретроспективно и в случае необходимости внести необходимые исправления. Как самостоятельное, целенаправленное действие, контроль такому ученику доступен и действие может им выполняться, но происходит это преимущественно только после окончания действий по просьбе учителя. Одновременно совершать новое действие и соотносить его со схемой ребёнок затрудняется. Что касается хорошо освоенных или неоднократно повторенных действий, то в них ребёнок почти не допускает ошибок, а если допустит, может самостоятельно найти их и исправить. Во всех случаях, исправляя ошибку, ребёнок может обосновать свои действия, ссылаясь на усвоенную и осознанную схему действия.

Четвёртый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

В процессе выполнения действия ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщённую схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причём случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Может правильно объяснить свои действия. Может безошибочно решать большое число разнообразных задач, построенных на основе одного и того же способа действия, умело соотнося их с усвоенной схемой. Осознанно контролируются действия других учеников при совместном выполнении заданий. Однако, столкнувшись с новой задачей или изменением условий действий, требующих корректив в саму схему действия, ученик оказывается беспомощным и не может отступить от заданной схемы. Другими словами, ученик может успешно контролировать не только итог, но и процесс выполнения действия и по ходу его выполнения сверять совершаемые действия с готовой наличной схемой, однако проконтролировать соответствие самой схемы действия имеющимся новым условием он не может.

Пятый уровень — потенциальный рефлексивный контроль.

Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее, ученик точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что эта схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью учителя и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник- несоответствие применённого действия новым условиям. Обычно после этого ученик пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее, это ему удаётся сделать с помощью учителя. Под руководством учителя может переходить к выделению принципов построения плана действий соответствующего типа, то есть устанавливать соотнесение между основаниями выбора и построения действия и их обобщённых схем в зависимости от изменения условий. Задания, соответствующие применяемой схеме действий, как знакомые ему, так и незнакомые, выполняет регулярно безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом применённых способов.

Шестой уровень — актуальный рефлексивный контроль.

Решая новую задачу, внешне похожую на решаемые ранее, ученик может самостоятельно обнаружить ошибки, возникающие из — за несоответствия применяемого им обобщённого способа действия (или схемы) новым условиям задачи. В связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия, т.е. принципов его построения. Другими словами, ученик умеет контролировать не только соответствие выполняемых действий обобщённой их схеме, но и соответствие самой этой обобщённой схемы изменившимся условиям задачи. В ряде случаев ученик может приступать к такой коррекции действий ещё до начала их фактического выполнения в соответствии с усвоенной схемой, определив её неадекватность новым условиям заранее, как бы «прокрутив в уме». Помощь учителя может встречать отрицательно, пытаясь сначала выработать новый способ самостоятельно.

Модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников.

1. Потребность в контроле;

2.Осознание назначение контроля;

3.Умение обнаруживать ошибку (свою, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях);

4.Умение объяснить ошибку;

5.Умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя;

6.Умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия;

7.Умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи;

8.Умение осуществлять межличностный рефлексивный контроль (реконструировать способ действий товарища);

9.Умение осуществлять проверку;

10.Умение составлять план проверки;

Приёмы формирования самоконтроля на уроках.

2.Специально организованное списывание.

4.Комментированное письмо с указанием орфограмм.

5.Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

6.Работа с «Орфографическим словариком».

7.Индивидульная карта самоконтроля.

-диктант с обоснованием

-диктант с постукиванием

-диктант «Проверяю себя»

-диктант «Найди слова»

-диктант-игра «Кто больше запомнит»

1.Сверка с образцом.

2.Повторное решение задачи.

3.Решение обратной задачи.

4.Проверка полученных результатов по условию смыслу задачи.

5.Решение задачи различными способами.

7.Примерная оценка искомых результатов.

8.Проверка на частном случае.

9.Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.

11.Неправильное готовое решение какой- то математической задачи.

12.Завершить неполное решение задачи.

13.Решение задач с недостающими или лишними данными.

Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.

-неправильная буква зачёркнута;

-подчёркнуто слово с ошибкой;

-подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой;

-подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;

-на полях поставлен знак ошибки, а рядом — указание на часть слова или часть речи;

refdb.ru