Отношения, психология, жизненные ситуации

Гюру эйестад самооценка у детей и подростков

Украинский интернет-магазин F.ua ®

ул. Машиностроительная, 44

ул. Малиновского, 12, ТРЦ «Метрополис»

пр-т Карла Маркса, 60 (маг.»ProStor») еще 170 адресов

ул. Рождественская, 14 еще 110 адресов

ул. Ставовая, 7В еще 97 адресов

пр-т Металлургов, 30

пр-т Коцюбинского, 32 еще 44 адреса

ул. 1-я Слободская, 62 еще 51 адрес

График работы CALL-центра:

пр-т Ушакова, 50 еще 36 адресов

ул. Гоголя, 20 еще 49 адресов

ул. Остафия Дашковича, 20 еще 44 адреса

пл. Независимости, 1 еще 42 адреса

ул. Леся Курбаса, 5 еще 30 адресов

пр-т. Мира, 50 еще 36 адресов

ул. Гетмана Мазепы, 175Б еще 35 адресов

ул. Бориса Тена, 9 еще 40 адресов

пр-т. Свободы, 77 еще 32 адреса

ул. Героев Майдана, 186В еще 38 адресов

Здесь получают заказы (Нова Пошта):

пр-т Мира, 99/101 еще 39 адресов

ул. Павлюченко, 33

Кропивницкий (Кировоград)

просп. Правды, 8 (корпус 1) еще 38 адресов

Вакансии интернет-магазина

  • Менеджер-консультант (IT, ноутбуки, фото)
  • Менеджер-консультант (Электроинструмент, инструменты для огорода и сада)
  • Контент-редактор

— Мы подберем индивидуальные подарки.

— Мы предложим индивидуальные цены на каждый компьютер и каждую мышку.

— Это не проблема. Наш интернет-магазин осуществляет доставку по всей Украине от Мариуполя до Львова.

m.f.ua

Самооценка у детей и подростков

В большинстве своем наши родители и родители наших родителей стремились добиваться у детей послушания. Времена были другими. Тяжелыми. Сейчас же мы стремимся воспитать в ребенке чувство ответственности, самодостаточность, желание иметь собственное видение жизни.

И тут большое значение имеет здоровая самооценка. Как наша собственная, так и детская.

Недавно я закончила читать книгу Гюру Эйестада «Самооценка у детей и подростков». Честно сказать не очень люблю зарубежных авторов в вопросах психологии и воспитания, но эта книга пришлась мне по душе.

Многие идеи автора показались мне схожи с мыслями Людмилы Петрановской. Читается правда книга чуть сложнее (Петрановскую я как художественную читала – так легко было).

Гюру затрагивает вопросы привязанности, круга безопасности. Как его создать? Как гармонично сочетать стремление ребенка к познанию мира и потребность в защите.

Что будет с ребенком, который ежедневно слышит колкие замечания? Вроде этих:

  • А я тебе говорила….;
  • И это благодарность за всё, что я для тебя сделал?
  • Видишь к чему привела твоя лень?
  • А дальше список можно каждый из нас может продолжить примерами из своей жизни.
  • Для родителей подобные слова могут ничего не значить, но в ребенке они убьют ощущение собственной значимости, а может быть и сформируют комплекс вины? Хотим ли мы этого?

    Конечно нет, но собственный негативный опыт, боль из детства порой вырываются наружу и мы говорим…. Детскую тонкую душу так легко ранить.

    Гюру Эйестад большим количеством примеров показывает нам:

    • как заложить фундамент личности будущего победителя;
    • как помочь ребенку сформировать здоровую самооценку и уверенность в себе;
    • как важно играть с ребенком, уметь услышать его;
    • как поддержать жажду познания.
    • Она говорит о любви, о доверии ребенка к себе – как о главном кирпичике в формировании самооценки.

      Самооценка у подростков

      Самым волнующим и интересным для меня оказался раздел о подростках. Ох, как боюсь я этого возраста. И он не за горами. Время летит искрометно.

      Важно сохранить доверие в отношениях, не «потерять» ребенка и помочь ему стать самодостаточной личностью.

      Автор рассказывает об особенностях развития и созревания мозга ребенка в подростковом периоде. И отталкиваясь от этих особенностей показывает модели поведения.

      «Мозг развивается и созревает, когда подросток пользуется им сам, а не пускает в ход готовый к употреблению родительский опыт. И один из способов стимулировать подростка напрячь мозг – выслушать его, а не поучать, быть с ним там, где он находится.»

      С подростками работают все те же приемы что и с малышами: активное слушание, отражение. Немного по другому, но все же работают.

      Теплота, требовательность и полное принятие – вот она основа в общении с подростком. Вместо ругани и манипуляции. И конечно же работа над собой, чтобы стать достойным примером для подрастающего поколения.

      Стоит ли прочитать книгу Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков»?

      Да! Стоит. Эта хорошая книга для думающих родителей. В ней разобрано множество примеров. И в отношении и детей, и в отношении подростков.

      www.prostomama.com

      «Блестящая книга. Я уверена, что она станет отличным подспорьем для думающего родителя. Это короткая и при этом почти всеобъемлющая, очень ясная мини-энциклопедия по осознанному родительству, изучив котору, вам будет значительно легче научиться ценить жизнь, своих детей и самих себя в своей такой непростой, но благодатной родительской роли».

      Ирина Млодик, канд. психол. наук, детский психолог, автор книг по детско-родительским отношениям

      Расти и взрослеть непросто. С трудностями сталкиваются все — и совсем еще малыши, и подростки, и почти взрослые юноши и девушки. Как помочь своим детям преодолеть период взросления без особых потерь? Как вырастить из них людей со здоровой самооценкой? Людей, которые чувствуют свою ценность вне зависимости от того, получается у них что-то или нет. Людей, которые умеют просить о помощи, когда в ней нуждаются.

      Почему книга достойна прочтения

    • Книга написана живым языком, насыщена яркими примерами, во многих из которых мы можем с легкостью узнать себя.
    • Практические советы, конкретные рекомендации позволят избежать конфликтов с детьми и подростками, сделать так, чтобы они стали более жизнерадостными, самостоятельными, мыслящими — и с бoльшим уважением прислушивались к нашим словам.
    • Пусть не всегда удается сделать все так, как нам бы хотелось, – никто не застрахован от ошибок, но вместо того, чтобы винить себя, сердиться или горевать, можно постараться их исправить. Книга предлагает нам прислушаться к своим реакциям, лучше понять собственные мотивы и чувства, а не подчиняться автоматизмам. Не будет преувеличением сказать, что книга поможет укреплению самооценки не только ребенка, но и родителя.
    • Гюру Эйестад — психолог, специалист в области клинической психологии. Преподает в Институте психологии (Университет Осло), имеет частную практику. Проводит занятия в Норвежском союзе психологов, а также в государственных и частных организациях и компаниях. Мама двух дочерей.

      bookinstein.com.ua

      Стресс – это мобилизация тела и нервной системы, приводящая к нарушению баланса, в то время как реакция на стресс – это способность нашего организма успокаиваться и восстанавливать баланс. Состояние младенцев всегда неустойчиво, они не способны обрести спокойствие и равновесие самостоятельно. Все потребности для маленького ребенка экзистенциальны, поскольку нет ничего, с чем он может справиться в одиночку. Поэтому стресс для младенца – это очень серьезно, и в отношениях привязанности ребенок получает самое важное умение – умение преодолевать и регулировать стресс.

      Мобилизация организма и дисбаланс, возникающие, скажем, когда ребенок проголодался или забеспокоился, запускают стрессовую реакцию. Происходит, в частности, учащение пульса и повышение выброса в кровь гормона стресса кортизола. Физиологическая мобилизация во время стресса естественна и целесообразна, она приводит организм в состояние готовности. Детям не вредно испытывать стресс, но переживать его в одиночку для них губительно. Младенцы не умеют успокаиваться самостоятельно, поэтому родители обязаны им помогать.

      Ребенок будет оставаться в стрессовом и неуравновешенном состоянии, если он предоставлен самому себе или не получает достаточно чуткую заботу и уход в первые годы жизни. Если родители отвергают поведение привязанности, такое как плач и хватание, завершение стрессовой мобилизации затрудняется. То есть отказ родителей быть безопасным укрытием приводит к тому, что ребенок продолжает находиться в состоянии стресса.

      Непрекращающаяся стрессовая мобилизация напрягает организм в целом и оказывает пагубное воздействие на головной мозг. Исследования показали, что повышенный уровень кортизола, сохраняющийся в течение продолжительного времени, тормозит развитие мозга и мешает процессу обучения. Поэтому так важно, чтобы ребенку помогали обрести ощущение безопасности и покоя.

      Испытывать стресс – это нормально, и надежная привязанность учит ребенка с ним справляться. Сенситивная, чуткая забота и уход, соответствующая насущным потребностям ребенка, уменьшает или сводит на нет возникшую вследствие стресса физиологическую мобилизацию, что дает ребенку возможность вновь приняться за исследование окружающего мира.

      Недостаточное регулирование стресса в ранние годы жизни приводит к проблемам в совладании со стрессом в будущем. Мелкие неприятности могут восприниматься как чудовищные, если мы не научились саморегуляции, если мы не способны успокоиться самостоятельно. Если вы, будучи взрослым человеком, к примеру, слышите критику в свой адрес, то, не умея регулировать стрессовые реакции, воспримете ее как крушение мира. Если же вы научились управляться со стрессом, то разумно оцените критику и примете решение относительно своих дальнейших действий. Умение справляться со стрессом делает нас менее уязвимыми и более внимательными.

      На практике хорошо развитая регуляция стресса означает сохранение способности мыслить разумно в момент эмоционального напряжения. Таким образом, мы можем оценить ситуацию, используя здравый смысл, найти из нее выход или заключить, что лучше ее принять. Плохо развитая регуляция стресса означает, что требуется совсем немного, чтобы мы потеряли голову и полностью отдались во власть эмоций и чувств. В тяжелых ситуациях нам необходимы и чувства, и разум. Способность мыслить здраво – это и есть сотрудничество разума и чувств.

      Цель привязанности – помочь ребенку развить высокий порог терпимости к эмоциональной активации. Надежная привязанность повышает порог терпимости: ребенок учится справляться с достаточно сильной активацией, не теряя при этом убеждения в том, что ситуация разрешима. Благодаря заботе родителей он осваивает стратегии саморегуляции и знает, что ты получаешь помощь, когда в ней нуждаешься. Ненадежная привязанность понижает порог терпимости: для срыва достаточно небольшой активации, а баланс восстановить сложнее.

      Как вы сами справляетесь со стрессом? Умеете ли расслабляться, приходить в себя после напряженного рабочего дня? Способны ли позаботиться о себе, когда сталкиваетесь с трудностями? Можете ли попросить о помощи других, если переживаете то, что неестественно переживать в одиночку (например, уход любимого человека)? Легко ли переносите критику? Можете ли довериться другим? У всех нас разные стратегии преодоления стресса и решения проблем. А источник всех стратегий – основополагающая привязанность к родителям.

      Лично я имею склонность к избегающей стратегии. То есть я пытаюсь справиться со всем на свете самостоятельно – прямо как маленький ребенок, который перестает искать утешения, поскольку родители все равно не реагируют или же слишком заняты своими заботами. Я не из тех, кто бежит к другим со своими проблемами. Преимущество этого таково: я чувствую себя самостоятельной и всегда знаю, что справлюсь. Недостаток – склонность к чрезмерной самодостаточности. Поэтому сознательные упражнения в том, чего мне так не хватает, – а именно способности верить в то, что другие мне помогут, – пошли мне на пользу. Я научилась просить о помощи, когда чувствую, что было бы лучше разделить ношу, а не тащить все на себе. Теперь у меня это получается. Это имеет ряд преимуществ – более близкий контакт с другими людьми, многие проблемы решаются быстрее и проще, а я чувствую, что в моей жизни стало больше радости и открытости.

      Зачем я все это рассказываю? Да чтобы показать, что взрослые люди могут работать над изменением и корректировать неудачно сложившийся тип привязанности. Проблемы, берущие начало в отношениях привязанности, не есть некий маргинальный феномен. Напротив – с этим в своей жизни должны работать многие взрослые разумные люди.

      psy.wikireading.ru

      "Блестящая книга. Я уверена, что она станет отличным подспорьем для думающего родителя. Это короткая и при этом почти всеобъемлющая, очень ясная мини-энциклопедия по осознанному родительству.

      "Блестящая книга. Я уверена, что она станет отличным подспорьем для думающего родителя. Это короткая и при этом почти всеобъемлющая, очень ясная мини-энциклопедия по осознанному родительству, изучив котору, вам будет значительно легче научиться ценить жизнь, своих детей и самих себя в своей такой непростой, но благодатной родительской роли". Ирина Млодик, канд. психол. наук, детский психолог, автор книг по детско-родительским отношениям

      Расти и взрослеть непросто. С трудностями сталкиваются все — и совсем еще малыши, и подростки, и почти взрослые юноши и девушки. Как помочь своим детям преодолеть период взросления без особых потерь? Как вырастить из них людей со здоровой самооценкой? Людей, которые чувствуют свою ценность вне зависимости от того, получается у них что-то или нет. Людей, которые умеют просить о помощи, когда в ней нуждаются.

      Любящие мамы и папы поддерживают своих детей в процессе роста и развития, но одной лишь любви недостаточно. Важно занять осознанную позицию родителя: интересоваться потребностями и нуждами своего ребенка, задумываться о том, что вы сообщаете детям своим поведением, заботиться об атмосфере в семье. Это и есть ключ к воспитанию ребенка со здоровой самооценкой. И это под силу каждому.

      Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал здоровой самооценкой, — эта книга для вас. Вы узнаете об инструментах осознанного родительства и психологических особенностях детей разного возраста. Практические рекомендации, примеры из жизни и анализ конкретных ситуаций помогут вам использовать полученные знания в воспитании собственных детей.

      Книга будет полезна родителям и всем тем, кто так или иначе взаимодействует с детьми.

      — Книга написана живым языком, насыщена яркими примерами, во многих из которых мы можем с легкостью узнать себя.

      — Практические советы, конкретные рекомендации позволят избежать конфликтов с детьми и подростками, сделать так, чтобы они стали более жизнерадостными, самостоятельными, мыслящими — и с бОльшим уважением прислушивались к нашим словам.

      — Пусть не всегда удается сделать все так, как нам бы хотелось, — никто не застрахован от ошибок, но вместо того, чтобы винить себя, сердиться или горевать, можно постараться их исправить. Книга предлагает нам прислушаться к своим реакциям, лучше понять собственные мотивы и чувства, а не подчиняться автоматизмам. Не будет преувеличением сказать, что книга поможет укреплению самооценки не только ребенка, но и родителя.

      Гюру Эйестад — психолог, специалист в области клинической психологии. Преподает в Институте психологии (Университет Осло), имеет частную практику. Проводит занятия в Норвежском союзе психологов, а также в государственных и частных организациях и компаниях. Мама двух дочерей.

      Самооценка, уверенность в себе, воспитание, детско-родительские отношения.

      "Книга "Самооценка у детей и подростков" — настоящая находка для думающих родителей. Теплота и поддержка заложат фундамент личности будущего победителя, а колкое замечание, возможно ничего не значащее для вас, убьет в ребенке ощущение собственной значимости или, что еще хуже, сформирует не проходящий с возрастом комплекс вины. Мудрая Гюру Эйестад учит нас, как чувствовать мир ребенка, предупреждает о "втором младенчестве" подросткового периода, советует, как быть полезными нашим взрослеющим детям в период их становления. Одним словом, читайте, умнейте и учите своих детей дружить с самими собой!" Анатолий Ермолин,

      канд. пед. наук., лауреат премии Президента России в области образования, разработчик и руководитель корпоративной программы НК ЮКОС для детей и юношества "Новая цивилизация", один из инициаторов возрождения Скаутского движения в России

      "Что такое круг безопасности и как его создать? Как участвовать в игре малыша и как разговаривать с подростком? Как влияют на самооценку ребенка холодность или, наоборот, излишняя привязанность родителей? Норвежский психолог

      www.livelib.ru

      Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей

      Гюру Эйестад. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей

      Часть I. О самооценке и осознанном родительстве

      Глава 1. О самооценке

      Что такое самооценка?

      Есть ли разница между уверенностью в себе и самооценкой?

      Глава 2. Осознанное родительство

      Что такое осознанное родительство?

      Чувства и потребности ребенка

      Какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок

      Чем опасно неосознанное родительство?

      Взаимодействие в семье

      Разделение чувства вины и ответственности

      Инструменты для достижения осознанного родительства

      Часть II. Самооценка у детей (от рождения до двенадцати лет)

      Глава 3. Мозг – это конструктор

      Почему первые годы жизни имеют такое значение

      Память о годах, которые мы не помним

      Эксплицитная память: помнить

      Имплицитная память: знать

      Впечатления упорядочиваются и классифицируются

      Как повторяющийся опыт превращается в привычки

      Память как автопилот

      «Автобиография» имеет значение

      Глава 4. Инструмент осознанного родительства: аффективная настройка

      Разрыв связи и ее восстановление

      Настройка посредством речи – слышать по-настоящему

      Настройка через извинение

      Глава 5. Инструмент осознанного родительства: круг безопасности

      Динамика в круге безопасности

      Баланс и дисбаланс в круге безопасности

      Чрезмерная или ошибочная защита

      Сигналы, сообщаемые ребенком

      Мы не всегда все понимаем правильно – это нормально

      Серьезные нарушения привязанности

      Помочь родителю в себе

      Что дает ребенку круг безопасности?

      Регулирование чувств и эмоций

      Борьба со стрессом

      Следствия сложившейся привязанности

      Глава 6. Тихая гавань: что тебе надо делать, когда мне неспокойно

      Телесный контакт необходим

      Примите детскую зависимость

      Когда уместно активное слушание и отражение?

      Глава 7. Поддержка жажды познания: что тебе надо делать, когда я чувствую, что все в порядке

      Дай мне возможность тебя порадовать

      Поиграй со мной

      Используйте чувство юмора

      Смешите ребенка и шутите так, чтобы ему было понятно

      Дай мне возможность научиться

      Поток и самооценка

      Уважайте интересы ребенка

      Смотри за мной и помогай мне

      Глава 8. Безопасное познание: как устанавливать границы?

      С какой целью вы устанавливаете границы?

      Потребность ребенка в безопасности

      Прививание нравственных ценностей

      Неосознанное установление границ

      Не нервничайте, меньше кричите и ругайтесь

      Как воздействует ругань?

      Чем заменить ругань?

      Пусть на вас посмотрят со стороны

      Поиграйте с ребенком в игры, которые ему интересны

      Укрепляйте самооценку ребенка, работая над собой

      Часть III. Самооценка у подростков

      Глава 9. Развитие мозга в подростковом возрасте

      Золотой шанс для укрепления самооценки

      «Сейчас или никогда»

      Не только гормоны

      Глава 10. Исследование жизни в подростковом возрасте: великий проект становления

      Подросток в кругу безопасности

      Подростковый протест – обязателен для всех?

      Что значит быть взрослым?

      Подросток может вас отвергнуть

      Подросток в вас нуждается

      Быть родителем подростка: как к этому подготовиться?

      Делайте все возможное, чтобы сохранить контакт

      Старайтесь слышать, а не поучать

      Чувствовать, что тебя «прочувствовали»

      Зависимый и самостоятельный – две стороны одной медали

      Глава 11. Безопасность в подростковом возрасте: быть под оптимальным наблюдением

      Ослабьте контроль, но не теряйте его

      Не просто контролировать, но включаться и помогать

      Родители, проявляющие теплоту и требовательность

      Открыться или вновь запереться

      Глава 12. Установление границ в подростковом возрасте: взрослый, с которым можно поговорить

      Теплота в установлении границ

      Установление границ для защиты подростка

      Вмешайтесь, но не наказывайте

      Последствия – это совсем не то, что наказание

      Разумеется, вы вправе рассердиться

      Будьте тем, кому можно открыться

      Подросток может ошибаться – примите это

      Загляните глубже, чем «нравится» или «не нравится»

      Подросток может быть неуверенным в себе – примите это

      Обсуждайте с подростком причины установления границ и последствия их нарушения

      Помогите подростку избегать однообразия

      Поддерживайте увлеченность и достижения

      Личные границы подростка

      Личные границы родителей

      Недовольные подростки – или недовольные родители?

      Почему родители ругают подростка?

      Мы ругаем от бессилия

      Когда родители манипулируют

      «Она делает это, чтобы привлечь внимание»

      Что мы можем сделать вместо того, чтобы ругать

      Смиритесь с тем, что теперь ваша власть ограниченна

      Учитесь переносить бессилие

      Выбирайте, за что стоит побороться

      Будьте на стороне подростка

      Будьте достойным примером

      Работайте над собой

      Глава 13. Подростковый возраст: уникальная возможность улучшить самооценку

      Часть IV. Осознанное родительство

      Глава 14. Уверенный и свободный

      Пять заповедей осознанного родительства

      Все нуждаются в страховочной сетке

      Никогда не поздно исправить погрешности

      1. Немного подробнее о методике «Детки могут!»

      2. Полезная информация

      Литература, использованная для работы над книгой в целом

      Литература, использованная в работе над частью I «О самооценке и осознанном родительстве»

      Литература, использованная в работе над частью II «Самооценка у детей (от рождения до двенадцати лет)»

      Литература, использованная в работе над частью III «Самооценка у подростков»

      Литература, использованная в работе над частью IV «Осознанное родительство»

      Прочитав эту книгу, вы:

      • осознаете: пусть не всегда удается сделать все так, как нам бы хотелась, – никто не застрахован от ошибок, и вместо того, чтобы винить себя, сердиться или горевать, лучше постараться их исправить. Книга предлагает прислушаться к своим реакциям, лучше понять собственные мотивы и чувства, а не подчиняться автоматизмам: и тем самым помогает укрепить вашу собственную самооценку;

      Здоровая самооценка означает умение действовать исходя из своих ощущений.

      Когда появляется ребенок, ты словно оказываешься перед зеркалом. И не просто зеркалом, ведь твой собственный ребенок – это самое изобличающее зеркало из всех, в которые ты когда-либо заглянешь. Ты обнаружишь свои сильные и слабые стороны, поэтому быть родителем – наилучшая возможность для саморазвития из всех, которые тебе когда-либо представятся. Не упускай ее! Это поможет укрепить самооценку – как ребенку, так и тебе самому.

      Отзывы и комментарии читателей

      Пользователь 2 декабря 2015, 17:14

      Это одна из самых основных книг, которые нужно прочитать каждому родителю, если они хотят вырастить счастливого ребенка. Именно счастливого, а не выполняющего программу жизни или нереализованные мечты своих родителей. Книга о том, что могут сделать родители, чтобы воспитать уверенного в себе, успешного человека. А ведь успешными становятся именно те, кто чувствует себя уверенно, принимает себя, точнее тот – у кого высокая самооценка. И родители, как никто другие вносят свой вклад в её формирование. Это удача, если книга попадет в руки родителей малыша: разобравшись они смогут верно помогать своему малышу осваивать мир, именно возрасту от 0 и до 12 посвящена основная часть книги. Но даже если вы уже родители подростка (кем была и я, когда читала эту книгу) – оказывается, жизнь дает вторую возможность. Именно в подростковом возрасте можно изменить то, что не успели сделать раньше. Поднять подростку самооценку, дать возможность поверить в свои силы и способность самому строить свою счастливую жизнь. Этому посвящена вторая часть книги и я очень рада, что она попала ко мне в руки и помогла изменить ситуацию в моей семье. Желаю всем удачного прочтения и понимания своих детей и подростков!

      Купить бумажную версию

      Гюру Эйестад. Описание. Цитата «Блестящая книга. Я уверена, что она станет отличным подспорьем для думающего родителя. Это короткая и при этом почти всеобъемлющая, очень ясная мини-энциклопедия по осознанному родительству, изучив котору.

      Эта книга для всех, кто взаимодействует с детьми.Здоровая самооценка — это та самая «палочка — выручалочка» на все случаи жизни!

      knigalit.ru

      Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей

      Я один, но, чтобы жить, мне нужно встретить тебя.

      Ирвин и Мириам Польстер

      В одиночестве нельзя обрести здоровую самооценку. Младенец с рождения открыт и восприимчив к человеческим отношениям. Он активно ищет контакта со взрослыми, находящимися рядом. Только через общение со взрослыми, которые о нем заботятся, ребенок начинает воспринимать самого себя.

      Когда я впервые посмотрела в глаза своей новорожденной дочери, я подумала: вот душа, которой я должна помочь проявиться! И, едва подумав так, я почувствовала, что все мое существо говорит «да» задаче: быть матерью этой девочки. Четыре года спустя я пережила это снова: взгляд новорожденной, новая душа в маленьком тельце, девочка, полностью зависящая от моей способности заботиться о ней… И снова все мое существо ответило «да», соглашаясь принять малышку, помочь ей стать частью этой жизни.

      Чтобы помочь ребенку сформировать самовосприятие и укрепить самооценку – помочь ему обрести самого себя, – необходимо быть с ним все годы, пока он растет и взрослеет. Появиться на свет ребенку помогает другое тело. Так и детское сознание зреет и распускается только при поддержке взрослого.

      Когда появляется ребенок, многие новоиспеченные родители испытывают едва ли не шок. Из-за отсутствия опыта близость с новорожденным может возникнуть не сразу. Любовь приходит со временем и постепенно растет – в течение первых недель и месяцев. А бывает, что всепоглощающая любовь возникает моментально, с первого взгляда.

      Возникает ли она вмиг или приходит постепенно, родительская любовь – основа формирования самовосприятия и самооценки ребенка. Отсутствие безоговорочной любви, возникающей между родителями и детьми, снижает самооценку ребенка. Именно любовь со стороны взрослых – ее стержневой элемент. Выросшие дети могут однажды сказать: «Я просто всегда это знал – мама и папа души во мне не чают, они любят меня». Если, испытав растерянность первых недель, вы начинаете с удовольствием возиться с ребенком, радуетесь общению с ним, тогда, по всей видимости, с самооценкой ребенка все будет в порядке.

      Однако сама по себе любовь – не гарантия здоровой самооценки. Большинство детей растут в семьях с любящими родителями, но, несмотря на это, многие страдают от неуверенности в себе и низкой самооценки. Расти и взрослеть – не просто, и каждый ребенок время от времени сталкивается с разного рода трудностями. Дети нуждаются в безграничной любви, но не меньше они нуждаются в нашей помощи. Порой очень нуждаются! Быть родителем – очень сложная задача, и требует она от нас немало – одной лишь любви к ребенку недостаточно. В дополнение к любви необходимо здравомыслие и осознанность. Обычно любовь возникает сама по себе, а вот осознанность требует изрядной работы. Нашим детям нужно, чтобы мы осознавали их потребности и свое поведение по отношению к ним. В моей книге речь идет именно об этом.

      Родители не могут нести ответственность за развитие своих детей в одиночку. Забота о подрастающем поколении – в значительной степени задача общества. Кроме того, все дети с раннего возраста подвергаются влиянию культуры. И не только через родителей – носителей культурных ценностей своей страны, – но также и через детские сады и школы, общение с окружающими, организованный досуг, СМИ, участие в социальной жизни. Самооценка детей и подростков формируется в зависимости от того, как они принимаются и оцениваются обществом.

      Рамками культуры ограничены и возможности по осуществлению родительских обязанностей. Хватает ли у нас времени на родительство, или работа отнимает все силы? Получают ли родители помощь и поддержку, в которой нуждаются? Благоприятна ли социальная обстановка для роста и развития ребенка? Но все же особая ответственность ложится непосредственно на нас – взрослых, ставших родителями. Мы должны удовлетворять базовые потребности ребенка так, чтобы в будущем он чувствовал себя уверенно в социальном взаимодействии и отношениях с другими людьми. Эта книга посвящена именно ответственности родителя, и даже шире – ответственности взрослого. Ведь на самооценку ребенка влияют не только родители. Бабушка или дедушка могут олицетворять саму надежность. Сосед, учитель или родители сверстника порой становятся очень значимы. Но для большинства детей мама и папа важнее всех.

      Мы не будем подробно останавливаться на всех аспектах формирования самооценки – в частности, на роли общества, – не потому, что культура не имеет значения, а потому, что это была бы уже совсем другая книга. Кроме того, мы не будем фокусироваться на отношениях ребенка с другими детьми – сестрами, братьями и друзьями, поскольку в этой книге речь идет об ответственности взрослых. Но мы не станем забывать о том, что близость, общность и опыт взаимодействия в этих отношениях весьма значимы для формирования самооценки. А также о том, что учить общению с другими детьми – это часть ответственности взрослых.

      Наша цель – сосредоточиться на том значении, которое попечение и забота самых близких людей имеют для формирования самооценки ребенка. Отношения родителей и детей – это и есть фундамент самооценки.

      Страшновато? Большая ответственность? Разумеется. Но все это исполнено глубочайшего смысла, а кроме того подталкивает нас, взрослых, к развитию. Занимая осознанную и активную позицию по отношению к формированию самооценки своих детей, мы повышаем собственную самооценку. От этого выигрывают все. И мы не раз будем говорить об этом на страницах этой книги.

      Именно это самое важное: занять осознанную позицию родителя. Интересоваться потребностями и нуждами ребенка, задумываться о том, что мы сообщаем детям своим поведением, заботиться об атмосфере в семье. Осознанное родительство (наряду с любовью) – это ключ к формированию у ребенка здоровой самооценки. В главе 2 я подробнее остановлюсь на том, что означает осознанное родительство. Там же пойдет речь о двух основных инструментах осознанного родительства, о которых мы будем говорить и во многих других главах. Вот эти инструменты:

      im-reader.com