Отношения, психология, жизненные ситуации

Изучение самооценка личности

Методика изучения самооценки личности (С. А. Будасси)

Ответ в соответствии с ключом оценивается от 1 до 3 баллов.

Необходимо подсчитать сумму баллов по каждому свойству темперамента. Если показатель по шкале «искренность» 13-20 баллов, то надежность результатов высокая; 8-12 баллов – средняя; 1-7 баллов – низкая.

Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

Сангвиник. Высокие показатели активности, пластичности, экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.

Холерик. Высокие показатели активности, ригидности, экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.

Флегматик. Высокая активность, ригидность, интроверсия, эмоциональная уравновешенность, замедленный темп реакций.

Меланхолик. Низкая активность, высокая интровертированность, высокая эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Методика САН применяется для снятия данных в начале и в заключение диагностического обследования с целью отслеживания изменений в эмоциональном и функциональном состояниях испытуемого в процессе диагностики, для изучения кривых работоспособности, диагностики утомления и других видов функциональных состояний. Авторы методики: В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай (1973 г.).

Область применения методики САН очень широка. Методика может использоваться в исследованиях по эргономике, физиологии и гигиене труда, при работе со студентами, спортсменами и т. д. Опросник САН предназначен для оперативной оценки таких функциональных состояний, как самочувствие, активность, настроение.

Для диагностики функциональных состояний в методике САН В. А. Доскиным используются 30 биполярных шкал, сгруппированных в 3 фактора. В качестве обобщенных факторов, характеризующих различные аспекты актуального состояния, используются «самочувствие», в интегративной форме отражающее физиологическое состояние организма, «активность», характеризующая актуальный энергетический потенциал целостной (в том числе, психической) жизнедеятельности, и «настроение» — интегративный показатель отражаемого на эмоциональном уровне благополучия внутренних и внешних условий жизнедеятельности.

Шкала «Самочувствие» включает в себя характеристики утомления, силы и здоровья.

Шкала «Активность» состоит из характеристик, отражающих подвижность, скорость и темп протекания различных процессов и функций.

Шкала «Настроение» включает характеристики эмоционального состояния человека.

Для каждой из этих шкал подобраны пары антонимов, обычно используемые людьми для характеристики меняющихся со временем свойств состояния. Так, каждая пара задает локальную субшкалу. Испытуемому предлагается указать свое место на каждой субшкале. Методика САН представляет собой таблицу, состоящую из 30 пар слов противоположного значения. Каждую из трех шкал теста характеризует 10 пар антонимов. Каждая из субшкал является семибальной: между предъявляемыми парами слов расположены индексы (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3). Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.

Социально одобряемые (например, здоровый) и неодобряемые (например, больной) дескрипторы расположены попеременно то на правом, то на левом полюсах субшкалы. Такое расположение уменьшает вероятность искажения результатов.

Испытуемому предъявляется типовой бланк методики САН. По семибальной шкале испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Обязательно фиксируется время проведения методики.

Обследование может производиться как индивидуально, так и в группе при наличии в достаточном количестве текстов и бланков методики.

Обработка результатов. Сначала отмеченные цифры переводятся в баллы от 1 до 7 и кодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2 балла; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который, соответственно, принимается за 7 баллов. При этом следует всегда помнить, что положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим баллам и рассчитывается среднее арифметическое – как в целом по методике САН, так и отдельно по шкалам «активность», «самочувствие» и «настроение».

Исключаются из рассмотрения протоколы, в которых для всех субшкал отмечена одна и та же цифра. При неслучайном заполнении протокола величина среднего квадратичного отклонения не должна превышать 1,5. Поэтому протоколы, в которых среднеквадратичное отклонение оказывается выше этой величины, считаются фальсифицированными и также исключаются из рассмотрения и обработки.

Самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Интерпретация результатов: интерпретация результатов однократного проведения САН основана на сравнении с нормами. Однако значительно информативнее оказывается сравнительный анализ между собой показателей по трем шкалам, а также анализ динамики показателей при многократном проведении теста.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценка активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А вот по мере нарастания усталости соотношение между ними поменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Информативным с точки зрения «ведущего» функционального состояния может стать анализ показателей по трем шкалам между собой. Обычно, «ведущим» является самочувствие. А, например, у людей эмоциональных, часто «ведущим» оказывается настроение.

С целью наглядного представления полученных результатов по методике САН, может быть построен график, отражающий динамику показателей по трем шкалам с течением времени.

Инструкция: В каждой паре утверждений выберите одну цифру, которая наиболее точно отражает Ваше самочувствие в данный момент. Чем ближе цифра к утверждению, тем более сильно выражено. Старайтесь пользоваться всем диапазоном цифр, избегайте крайних цифр.

· На следующих страницах содержатся тест, который состоит из 50 заданий. Тест предназначен для измерения ваших способностей к обучению и познавательной деятельности.

· Для выполнения всех заданий теста вам отводится строго определенное время – 15 минут.

· Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. Помните, что в отведенное время ни один человек не сможет правильно решить все задания этого теста.

· Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа или пары чисел. Вы можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или самому придумывать правильный ответ.

ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Прежде, чем приступить к выполнению тестовых заданий, познакомьтесь, пожалуйста, с тренировочными образцами.

1. БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

(Правильный ответ – 5)

2. Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?

(Правильный ответ – 110)

3. Слова МИНЕР и МИНОР по смыслу являются:

3 – ни сходными, ни противоположными.

(Правильный ответ – 3)

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?

1. Первый блин комом.

2. Лиха беда начало.

3. Не красна изба углами, красна пирогами.

4. Не все коту масленица.

5. Старый друг лучше новых двух.

(Правильный ответ – 1, 2)

На выполнение 50 тестовых заданий вам отводится 15 минут. Если вы готовы приступить к выполнению тестовых заданий, засекайте время и переворачивайте страницу.

1. Одиннадцатый месяц года – это:

2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову:

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

4. Верно ли то, что сокращение «н. э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

5. Какое из следующих слов отлично от других?

5 – НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС?

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11. Слова СТУК и СТОК имеют:

3 – ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

14. БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову:

15. Какое число является наименьшим?

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова.

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2.

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:

73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 секунд?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 копеек?

28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. Запишите номер линии, соответствующей правильному ответу.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули», стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на тридцать три целых и одну треть процента. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

33. На платье требуется две целых и одна треть метра ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:

36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:

39. Если бы полкило картошки стоило 0.0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы поставили бы на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значения следующих фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ТЕСТА ВАНДЕРЛИКА

При обработке результатов по тесту Вандерлика за каждое совпадение ответа клиента с правильным начисляется один балл. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем выше суммарная оценка по тесту, тем выше на данный момент уровень интеллектуальной продуктивности клиента, тем лучше его способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности.

В случае оценки выше 24 баллов можно говорить, что уровень развития интеллектуальных способностей клиента выше среднего. Этого достаточно, чтобы освоить любую профессию и решить любую профессиональную задачу. Однако рекомендуется выбрать одну из профессий творческого класса, поскольку профессии исполнительского класса могут быть для него недостаточно интересными. При этом оценка выше 30 баллов свидетельствует об очень высоком уровне интеллектуального развития, который встречается очень редко.

При оценке от 16 до 24 баллов уровень развития интеллектуальных способностей может считаться средним. Это означает, что при достаточной подготовке, затратах времени и сил клиент может освоить большинство профессий, в том числе и определенное количество профессий творческого класса, а также в состоянии решать широкий круг стандартных профессиональных задач. Обучение и работа в сфере профессий творческого класса могут вызывать у него затруднения, которые, тем не менее, не являются для него непреодолимыми.

Наконец, оценка ниже 16 баллов свидетельствует о результатах ниже среднего. При этом результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкций. Поэтому низкий результат тестирования по данному тесту не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью углубленных методов психологической диагностики может дать более точную и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Однако если человек получил низкую оценку по данному тесту, можно предположить, что он будет испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса. Эти затруднения могут быть вызваны одной или несколькими причинами:

· недостаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах,

· недостаточными навыками анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения,

· недостаточным объемом имеющихся знаний, ограниченным словарным запасом, невысокой грамотностью,

· недостаточно высоким темпом мыслительной деятельности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам.

Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень развития логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, к поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности – это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, знакомство с геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.

Эти качества весьма важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Если человек обладает этими качествами не в должной мере, то ему может быть трудно заниматься сложными видами интеллектуальной деятельности, такими как учеба, решение проблем, принятие нестандартных и ответственных решений, организация собственной работы и работы других людей, управление, планирование, контроль, исследование, конструирование и проектирование.

Однако в его силах развивать эти качества. Ведь уровень развития интеллектуальных способностей – это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически, и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности – это не только условие обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и не потенциалы умственного развития, а только тот уровень развития умений и навыков познавательной деятельности, которые сформирован у человека на сегодняшний день.

Если человек не получил результатов по данному тесту, свидетельствующих о достаточно высоком уровне способностей к обучению, то ему рекомендуется один из следующих путей:

· проверить свои результаты с помощью других тестов,

· с помощью систематической учебы, тренировок и упражнений, накопления знаний, овладения навыками мыслительной деятельности и расширения познавательных интересов заняться развитием своих интеллектуальных способностей,

· ограничить свой выбор преимущественно профессиями, не требующими длительного обучения, анализа сложных ситуаций, принятия ответственных решений, организации своей деятельности и деятельности других людей.

Методика изучения самооценки личности (С. А. Будасси)

Инструкция: Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них баллами от 20 до 1. Оценку 20 поставьте в графе N слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку 1 – в той же графе слева от качества, которое менее всего желательно, полезно, значимо. Оценки от 2 по 19 расположите в соответствии с вашими отношениями ко всем остальным качествам. Помните! Ни одна оценка не должна повторяться.

Теперь закройте левую часть бланка с оценками так, чтобы они не были видны. Далее, справа от столбца качеств в графе «n» отметьте оценкой 20 качества, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой 19 – качество, присущее вам несколько меньше и т.д.; наконец, оценкой 1 – качество, характерное для вас в наименьшей степени.

lektsii.org

Методика изучения самооценки личности

2.3.1. Методика изучения самооценки личности

В данном исследовании изучались три характеристики самооценки:

— уровень ее выраженности частных и общих самооценок;

— степень адекватности частных и общих самооценок;

— уровень дифференцированности общей самооценки.

Для изучения уровня самооценки была использована модифицирован­ный вариант методики Т.В. Дембо — Рубинштейн (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., 1998, С. 51-54). Текст методики представлен в Приложении 1.

Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагается оце­нить выраженность у себя определенных качеств личности с помощью визу­альной шкалы. Данная методика была в некоторой степени модифицирована в соответствии с задачами исследования.

Во-первых, с целью повышения удобства и простоты исследования для испытуемых и экспериментаторов визуальный вариант шкалы был заменен на числовой. Вместо 10-ти сантиметровой линии использовалась 10-ти балльная шкала (от 0 до 9). Испытуемый должен был оценить степень развития каждого из предложенных качеств по этой шкале.

Во-вторых, список оцениваемых качеств был существенно расширен. Это было сделано для того, чтобы получить данные, наиболее полно характери­зующие личность спортсмена. Состав характеристик личности для изучения самооценки был определен с помощью процедуры экспертной оценки, в ре­зультате которой был определен список качеств, которые могут оказывать влияние на самооценку. Это было сделано для того, чтобы при сравнении само­оценок характеристик личности и результатов их реального изучения можно было определить степень адекватности самооценки.

Г.В. Лозовой (2003) были определены нормативные уровни выраженно­сти самооценки с помощью методики такого типа для спортсменов:

— низкая — 1 — 5,4 баллов;

— средний — 5,5 — 6,5 баллов;

— высокий — 6,6 — 9 баллов.

2. Адекватность самооценки определялась путем расчета разницы между уровнем частных и общих самооценок качеств личности и результатов их ре­ального изучения. Чем она меньше, тем адекватность больше.

Для этого осуществлялась специальная обработка данных. Результаты изучения свойств личности были переведены в стандартные баллы (стены). Значения каждого из стенов определялось по формуле: wi = hm / hs; где wi — зна­чение отдельного стена; hm — максимальное число единиц, получаемых по ме­тодике, значения которой переводится в стены; hs- максимальное число баллов, которое можно получить по стандартной методике (в данном случае — 9). Полу­ченные данные сопоставлялись с самооценками с помощью различных видов анализа (в соответствии с задачами исследования в каждом конкретном случае).

1) Определение степени адекватности по величине расхождения между самооценками свойств личности и их реальной выраженности (в стандартных баллах): от значений выраженности каждой из характеристик самооценок вы­читалось значение выраженности соответствующих свойств личности, прибав­лялось значение максимальной разницы со знаком минус и прибавлялась еди­ница (Ai = -d max + 1; где Ai — показатель адекватности каждой из самооценок, -d max — значение максимальной разницы со знаком минус всей совокупности). Полученные показатели в полной мере могут использоваться в вариационной статистике, но не в математической, поскольку они непараметрические.

2) Сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента студентов с завы­шенным и заниженным уровнем самооценки относительно студентов с адек­ватной самооценкой. Общая самооценка считалась адекватной, если она «попа­дала» в диапазон X ± 0,5а (где X — это среднее арифметическое качеств лично­сти, переведенных в стены). Если самооценка оказывалась ниже этого значения, то она считалась заниженной, если выше — завышенной. Испытуемые распреде­лялись по трем группам: обладатели адекватной (п = 26), завышенной (п = 12) и заниженной самооценки (п = 10). Эти группы сравнивались между собой, если речь шла об изучении других показателей (например, особенностей адаптиро-ванности к деятельности). Данный вид анализа приемлем только для общего показателя самооценки.

3. Дифференцированность самооценки определялась посредством даль­нейшей обработки результатов изучения уровня самооценки личности.

Обработка, в зависимости от дальнейших математических действий при решении той или иной задачи, осуществлялась с помощью двух способов.

1) С помощью определения одного из показателей вариативности (дисперсии — а 2 , стандартного отклонения — S или коэффициента вариации — V), когда в качестве расчетной совокупности выступают не значения одного показателя самооценки у всех испытуемых экспериментальной или контрольной группы, а все показатели самооценки у каждого испытуемого в отдельности.

2) С помощью способа, предложенного Г.В. Лозовой (2003): сумма двух самых высоких оценок качеств делилась на сумму двух самых низких оценок.

Уровень дифференцированности самооценки может быть только общим. Г.В. Лозовой (2003) были определены нормативные уровни дифферен­цированности самооценки для спортсменов:

www.kazedu.kz