Отношения, психология, жизненные ситуации

Качества человека с завышенной самооценкой

Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка!

Заниженная самооценка может вызывать раздражительность, напряженность, тревожность. Причины возникновения такой самооценки связанны, с оценкой окружающими вашего поведения. Особенно это влияние заметно в детстве, например, если ребенок за каждую провинность, выслушивал какой он плохой, неуклюжий. То, через какое — то время он действительно начинает себя считать таковым. Большинство ученых считают, что самооценка окончательно формируется лишь ближе к подростковому возрасту. Но и в этот период она неустойчива, ситуативная, подвержена влиянию из вне. У взрослых самооценка более устойчива, и пошатнуть ее могут резко негативные события (финансовая несостоятельность, невозможность иметь детей, создавать отношения и т.д.) Так же на самооценку взрослого могут оказывать влияние личностные качества человека (стрессоустойчивость, умение справляться с трудностями и т.д.).

Заниженная самооценка у подростка проявляется в том, что он видит во всех своих действиях, суждениях, что то плохое, постоянно сравнивает себя с какими — то идеальными образами, у него возникают трудности с определением своих желаний, сложности с принятием комплиментов, похвалы, знаков внимания, неумением сказать нет, состоянием жертвы.

Второй полюс, куда может отклониться самооценка у подростка это в сторону повышения, хотя это встречается намного реже.

Завышенная самооценка – это переоценка человеком своих возможностей. Основная опасность такой самооценки в завышенных ожиданиях от окружающего мира, что приведет к депрессии, в случае неспособности человека удовлетворить свои амбиции в реальном мире.

Признаки завышенной самооценки: человек считает себя выше и лучше всех; если кто то переплевывает его, то человек считает себя обиженным; человек уверен в своей правоте, отрицает факт что может быть мнение отличное от его собственного; не умение прощать и просить прощения; частое употребление местоимение я; боязнь ошибиться, высокомерие.

Завышенная самооценка связанна с особенностями воспитания и возможно внешней привлекательностью человека.

Как мы видим завышенная или заниженная самооценка могут негативно влиять на поведение подростка, делая его несоответствующим той действительности, в которой он находится. Поэтому самооценка должна быть адекватной (реалистичной) И я согласен с Т. Лири: "Родители должны говорить своим детям, что любят их, несмотря на то, что они несовершенны, и что им есть куда развиваться. Но с детьми нужно быть честными. Главное, никогда не говорить ребёнку, что он лучший в мире".

Подросток в период своего взросления, пытается ответить на множество вопросов: Кто я? Что я могу? Чего я не могу? Как мне можно стать тем, кем бы я хотел стать? Естественно при ответе на эти вопросы подросток в первую очередь опирается на мнения родителей, или других значимых взрослых с которыми у него близкие отношения. Поэтому родители могут помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, так и быть причиной заниженной или наоборот завышенной самооценки.Адекватная самооценка помогает ребенку быть более спокойным, хорошо относиться к себе и к окружающим людям, подросток с такой самооценкой способен хорошо понимать свои возможности и ограничения.

Адекватная самооценка у ребенка формируется там, где есть уважительное отношение к мнению ребенка, конструктивная критика и признание того что ребенок ценен сам по себе вне зависимости от каких либо своих достижений и наград.

Уважительное отношение к ребенку и его мнению будет проявляться в уважение к решениям, потребностям, желаниям, целям вашего ребенка.Важно видеть границы, которые выстраивает ребенок и эти границы не нарушать.

Если родители бесцеремонно вмешиваются в жизнь ребенка, пренебрегают, нарушают его границы, это может повлиять на отношение ребенка с другими людьми и родителями. Для того чтобы этого не допустить родители должны постараться соблюдать «границы» своего ребенка. Для этого нужно выделить для него отдельную комнату ну или хотя бы свой угол, где он сможет хранить свои вещи, будет иметь возможность отдохнуть, уединиться, почитать и т.д. Категорически нельзя трогать без разрешения личные вещи ребенка, рыться в его карманах портфеле, читать личные записи. Бывает, что родители пытаются контролировать увлечения, дружеские отношения ребенка, стиль одежды. В этом ребенок также должен иметь самостоятельность, даже если вам его друг или его увлечения не понятны, постарайтесь отнестись к этому с уважением. Ребенок будет вам очень благодарен за это. Единственное когда необходимо вмешиваться в эти процессы, если вы понимаете, что они могут угрожать вашему чаду.

Конструктивная критика с большим количеством позитивных подкреплений также является фактором, способствующим адекватной самооценке. Это не значит, что необходимо только хвалить ребенка, безусловно, критика должна быть и можно воспользоваться следующим алгоритмом для такой критики. Первоначально мы говорим что случилось (Ты опоздал на встречу!), затем мы проговариваем свои чувства по отношению к этому событию (Меня это очень расстроило!), после этого указываем последствия этого поведения (Мы опоздали на концерт), и в конце нашей обратной связи мы говорим о том, как нужно делать (В следующий раз приходи вовремя). В любой критике первоначально полезно сделать акцент на том, что у человека действительно получилось, отмечая его старание и стремление.

Каждый чувствовал, как неприятно когда тебя недооценили, высмеяли, растоптали твое усилие на корню. Безусловно, все это приводит к негативным переживаниям и как следствие снижению самооценки. Еще одна любимая манипуляция родителей сравнить успехи своего ребенка с другим. Это не только не подталкивает ребенка к изменениям но дает обратный эффект ребенок вообще не хочет ничего менять, у него опускаются руки. Излишние требования к ребенку (несоизмеримые с его возрастом), также могут вызывать у ребенка негативные чувства, связанные с собственной несостоятельностью, разочарование собой, своими возможностями. Поэтому логичнее постепенно развивать ребенка, каждый день, давать ему возможность преодолевать препятствие, которое казалось на сегодняшний день невозможным. Если ставить перед ребенком задачи, которые он не сможет на сегодняшний день преодолеть, даже с помощью близкого это приводит к тому, что ребенок совсем перестает что то делать, чего то достигать, не веря в свои силы, потому что планка слишком высока.

Конструктивная критика предполагает, что ребенок получил соизмеримую для его возраста, уровня развития задачу. Если это не так то и смысл в критике отпадает. Если мы даем ребенку управлять автомобиль в возрасте 12 лет, и он разбивает автомобиль, в данном случае критика может быть направленна только на самого себя.

Важным для ребенка является признание родителями его ценности как личности. Родители должны постараться принимать и уважать решения ребенка, даже если они кажутся им неправильными, мнение ребенка, его позицию по тому или иному вопросу, настойчивость ребенка в решении проблем (даже если эти решения были неудачными). Очень ценно, когда ребенка любят, говорят о том, как важно, что он появился в семье.

Это не значит, что нужно ребенку давать полную свободу в его деятельности, безусловно, должна быть какая — то сбалансированность между правилами принятыми в обществе и желаниями, потребностями ребенка. Через постоянное взаимодействие между ребенком и обществом (родителями) происходит узнавание ребенком границ дозволенного. Чем более адекватным, конструктивным будет это взаимодействие, тем более адекватная самооценка сформируется у ребенка.

Предлагаю вам ряд упражнений, которые помогут подростку сделать свою самооценку более реалистичной:

1.Тренируем умение принимать себя

Делим лист формата А4 на четыре части, в каждой из частей подписываем: внешность, мысли, чувства, действия. В каждом квадрате оцениваем, насколько по 100% шкале мы принимаем свою внешность, мысли, чувства, действия. Далее смотрим, где мы себя принимаем не на 100%. Записываем то, что нам не нравится, и что мы хотим исправить в себе. Если это можно исправить, пишем какие шаги, мы можем предпринять, чтобы это исправить, если это невозможно исправить, то принимаем, так как есть. Например: нам не нравиться наша фигура, мы пишем, что необходимо сделать, чтобы это исправить, нам не нравиться наше желание причинить, кому то вред, разбираемся, с чем оно связанно, как его можно преодолеть. Есть негативные эмоции, спрашиваем себя на кого они? зачем? почему возникли? Что в наших действиях или бездействиях нам не нравится, что мы можем сделать, как это изменить?

Составляем два списка качеств (по 10 штук), первый список это качества которые вам помогают добиваться цели, второй список это качества

которые мешают вам в достижение цели.

Ответь на следующие вопросы по второму списку: как вы относитесь к таким качествам у себя, как бы вы отнеслись к наличию таких качеств у других людей? Могут ли качества из второй колонки быть для вас полезными? Как говорил Теун Марез: «Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности»

Посмотрите на ваши качества, которые вы считаете, мешают вам, и попробуйте написать, какую эти качества играют положительную роль! Потом напишите, где это качество вам пригодится!

Составьте список того что для вас важно и ценно. И поставьте напротив каждой ценности, насколько вы ее реализуете в своей жизни. Например, для меня ценно, заботиться о близких и я реализую это на 80%. А рядом вы ставите, насколько бы вы хотели это реализовывать. Далее расписываем, чего мне не хватает. Например, в эти 20% входит желание быть рядом с мамой чаще. Дело в том, что если есть что — то для нас ценное, но мы это не реализуем, это вызывает у нас неудовлетворенность собой.

m.b17.ru

Заниженная и завышенная самооценка – уклад личности

Под термином «самооценка» понимается отношение человека к самому себе, своей внешности, способностям и отношениям с окружающим миром. Самооценка определяет направленность мнения о самом себе, мнения, которое может быть как положительным, так и резко отрицательным. Проблемы с адекватной самооценкой чаще всего характерны для людей, склонных к депрессиям, тревогам и вспышкам гнева.

Самооценка — вещь не определяющая генетикой, свое отношение к самому себе человек не получает в наследство, оно формируется годами и выражается в наборе определенных убеждений. От самооценки зависит поведение человека и его взаимодействие с окружающим миром, она влияет на то, что мы о себе думаем, как и какие решения принимаем. Самооценка, так или иначе, влияет на личную жизнь, выбор партнера и модели семейных отношений, на карьеру и отношения с коллегами. То, как мы оцениваем собственную личность, отражается на специфике воспитания наших детей.

В психологии, как правило, рассматривается два аспекта самооценки: заниженная и завышенная самооценка, но прежде чем говорить об этих двух полюсах, давайте определим от какой «нормы» самооценка уходит в ту или иную сторону.

Характеристики позитивной самооценки

  • Набор четких и твердых ценностей, убеждений и принципов, которые человек способен защищать и отстаивать. Если какое – либо событие или новая информация идет вразрез со сформированным ранее убеждением, человек с позитивной самооценкой способен провести анализ и изменить свое отношение к проблеме в соответствии со сделанными выводами.
  • Человек с позитивной самооценкой не боится принимать решений, он доверяет своим собственным суждениям и не сожалеет о сделанном выборе.
  • Позитивная самооценка позволяет человеку комфортно чувствовать себя в сегодняшнем дне, он не живет прошлым или призрачными мечтами о будущем, не терзается вопросами «а что, если бы».
  • Позитивная самооценка помогает человеку адекватно оценивать свои силы и верить в свои способности решать проблемы, переживать неудачи и в случае необходимости обращаться за помощью.
  • Наличие интересов и хобби, которые приносят удовольствие, дарят энергию и вдохновение.
  • Человек с позитивной самооценкой интересен в общении, он уважает окружающих, и не теряет собственного достоинства.
  • Адекватная самооценка помогает человеку противостоять манипуляциям со стороны других людей, но вместе с этим такой человек неравнодушен к чужим чувствам и нуждам, он принимает общественные нормы и следует им.
  • Позитивная самооценка исключает самоуничижительное поведение и отношение к себе, человек чувствует себя равным другим, несмотря на разницу в успешности, статусе и финансовой состоятельности.
  • Характеристики заниженной самооценки

  • Постоянная жестокая самокритика, на основе которой укореняется чувство недовольства собой. В таком состоянии человек склонен преувеличивать важность и величину своих ошибок и не готов себе их прощать.
  • Заниженная оценка сопряжена с гиперчувствительностью к критике со стороны других, замечания и советы воспринимаются как нападки, какими бы конструктивными они не были.
  • Хроническая неспособность принимать решения и брать на себя ответственность, связанные с боязнью неудачи или совершения ошибки.
  • Заниженная самооценка вызывает преувеличенное желание угодить окружающим, опять-таки из страха сделать что-то не то или не так.
  • Перфекционизм, который приводит к постоянному недовольству собой из- за неспособности достичь поставленной совершенной цели.
  • Враждебность и раздражительность, которые могут быть спровоцированы совершенно незначительными вещами или обстоятельствами.
  • Ощущение ненужности и ничтожности.
  • Негативное отношение к жизни в целом, и как следствие неспособность получать от нее довольствие.
  • Заниженная самооценка традиционно ассоциируется с целым рядом проблем социального и личного характера, особенно у подростков и молодых людей. Большинство случаев ранних беременностей, самоубийств, детской преступности и плохой успеваемости нередко связаны с заниженной самооценкой. Однако в последнее время многие концепции в психологии были пересмотрены и сформированы новые положения, касающиеся личностных качеств человека и заниженной самооценки в частности.

  • Относительно низкая самооценка не является стопроцентным фактором риска для детской преступности, насилия, наркомании, алкоголизма, необразованности или расизма.
  • Низкая самооценка повышает вероятность самоубийства и попыток убить себя, депрессий, подростковых беременностей и травли одноклассниками или другими людьми. Однако в каждом отдельном случае заниженная самооценка – лишь одних из ряда факторов риска.
  • Несмотря на отсутствие четкой взаимосвязи, заниженная самооценка в детстве может быть связана с нарушениями пищевого поведения в подростковом возрасте и, как следствие проблемы с поиском работы и карьерным ростом в будущем.
  • Огромное влияние на формирование самооценки человека играют его родители, и дело здесь не столько в генетике, сколько в количестве любви, заботы, внимания и интереса, которые ребенок или подросток получает в семье. Серьезный удар по самооценке кроме прочего наносят физическое и сексуальное насилие.
  • Личные успехи и неудачи также играют важную роль в специфике самооценки человека.

Завышенная самооценка формирует у человека неправильное представление о собственных способностях и значимости в обществе. Завышенная самооценка способствует формированию неверного представления о своем месте в обществе и об окружающих людях. Несмотря на разные причины развития такого уровня самооценки, выражается она практически всегда одинаково, хотя решения этой проблемы могут быть разными.

Завышенная самооценка заставляет человека делать вещи, которые при адекватной оценке действительности он бы не делал, думать о том, о чем бы он думал, говорить то, чего говорить не стоит. Исход таких действий может быть разным, но нередко и они приводят к переоценке собственных сил и отношения к себе и миру.

Характеристики завышенной самооценки

  • Люди с завышенной самооценкой верят, что могут сделать абсолютно все и других людей, их потребностей и мнений, они просо не замечают.
  • Завышенной самооценке присуща исключительная уверенность в собственной правоте и невозможности ошибки.
  • При завышенной самооценке человек не способен оценить риск своих действий.
  • Такой человек уверен, что он всем нравится, он громко говорит, жестикулирует и является зачинщиком конфликтов.
  • Завышенная самооценка часто сочетается с беспринципностью и безразличием к окружающим. Здесь же нередко присутствует склонность к нарциссизму, тщеславие, любовь к себе, излишняя самоуверенность.
  • Человек с завышенной самооценкой уверен, что он лучший во всем и все окружающие от него просто в восторге, хотя на деле такие люди воспринимаются как выскочки и невежи.
  • При завышенной самооценке человек чрезмерно много внимания уделяет своей внешности и здоровью, он стремиться иметь лучшее из материальных благ.
  • Заниженная самооценка в большинстве случаев легче поддается корректировке, нежели завышенная, однако, несмотря на существование множества самых разных методик, универсального сценария действий, позволяющих нормализовать отношение человека к себе и окружающему миру, не существует. Так, например, людям с заниженной самооценкой психологи рекомендуют почаще хвалить себя даже за незначительные успехи, за то, что не проспали, за то, что правильно выполнили задание или идеально прожарили тост. Формирование адекватной самооценки требует времени и определенных усилий, не стоит ожидать волшебных превращений, нужно просто полюбить себя и мир вокруг.

    teammy.com

    Самооценка собеседника

    Поведение человека, его отношение к себе, к окружающим и к миру вообще в первую очередь определяется его самооценкой. Самооценка может быть нормальной либо завышенной или заниженной. Поняв, как человек относится к самому себе, мы можем достаточно точно определить, чего ждать от общения с ним.

    Человек с нормальной самооценкой обычно успешен в жизни. Он чувствует себя удачливым и счастливым. Он позитивно относится и к себе, и окружающим. Общаться с таким человеком очень приятно, потому что он уважает и себя самого, и своего собеседника. Он умеет построить общение так, чтобы другие чувствовали себя с ним на равных и чтобы не страдало ничье чувство собственного достоинства.

    Завышенная самооценка. Человек с завышенной самооценкой в глубине души неудовлетворен собой. Ему хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле, поэтому он ведет себя подчас вызывающе, агрессивно или высокомерно, надменно. Он постоянно подчеркивает свои заслуги, любит хвалить себя, а о других при этом высказывается неодобрительно, позволяет уничижительные реплики. Ему хочется доказать всему миру, что он хороший, он всегда прав, тогда как другие плохие, не правы. Он очень болезненно воспринимает критику – воспринимает ее достаточно агрессивно. И постоянно требует, чтобы окружающие признавали его превосходство.

    Не стесняйтесь ставить таких людей на место. Сначала делайте это мягко и деликатно, например, намекните им, что «Я – последняя буква в алфавите». Если это не подействует, выскажитесь более откровенно: «Почему ты считаешь, что ты лучше всех?» Но только не опускайтесь до оскорблений. Ваша задача – не унизить собеседника, а обратить его внимание на то, как он себя ведет. Не повышайте голос, говорите максимально спокойно и даже с некоторой долей сочувствия. Помните, что люди с завышенной самооценкой – обычно плохие друзья, потому что ни в грош ни ставят других и стремятся дружить только с теми, кто может быть им полезен. Если такой человек унижает вас – не принимайте это близко к сердцу. Помните, что по сути дела он сам несчастен, потому что не может быть самим собой и все время вынужден играть какую–то чужую роль.

    Пониженная самооценка. Человеку с заниженной самооценкой кажется, что другие люди во всем превосходят его, что они лучше, умнее, талантливее, красивее, благополучнее и счастливее. При этом он считает самого себя слабым и беспомощным и не видит способа как–то изменить себя и свою жизнь. Такие люди часто бывают тихими, робкими, они ранимы, ведут себя нерешительно, стараясь держаться в тени. На критику реагируют очень болезненно –иногда слезами, часто замыкаются в себе и переживают глубоко внутри, считая во всем виноватыми только себя. Им больше других нужны поддержка и похвала. Почаще замечайте их достоинства, положительные качества. Хвалите их за любую мелочь, даже если они будут смущаться от похвал и комплиментов. Демонстрируйте им, что они хорошие, достойные люди, что вы прекрасно к ним относитесь. И они будут самыми преданными вашими друзьями. Только не позволяйте им рабски привязываться к вам – лучше всячески помогайте обрести чувство собственного достоинства.

    Бывает, что заниженная самооценка превращается в настоящую болезнь, доводит человека до депрессии или до саморазрушительного поведения (употребление наркотиков, алкоголя и т. д.). Спасти могут только добро, любовь и искреннее желание помочь. Если дело зашло уже слишком далеко – обратитесь за помощью к психологам и психотерапевтам.

    Учитесь позитивно относиться и к себе, и к другим, вырабатывайте у себя манеру общаться, свойственную человеку с нормальной самооценкой. Для этого нужно в первую очередь обрести чувство собственного достоинства. В таком случае, даже если у вашего собеседника завышенная самооценка, ему очень трудно будет поставить себя выше вас – ведь он обязательно почувствует, что вы уважаете себя и вас трудно унизить. А собеседнику с заниженной самооценкой ваша спокойная доброжелательность поможет чувствовать себя более уверенно.

    Наблюдайте за людьми, учитесь по выражению лица, походке, манере говорить определять уровень их самооценки. Это поможет вам избежать ошибок – вы будете знать, с каким человеком вести себя более жестко, с каким – мягко, кого нужно поставить на место, а кого похвалить и поддержать.

    www.styleadvisor.ru