Отношения, психология, жизненные ситуации

Как общаться с детьми из детского дома

Общаться с ребенком. Как?

О книге «Общаться с ребенком. Как?»

Книга «Общаться с ребенком. Как?» Гиппенрейтер Юлии Борисовны поможет многим родителям наладить отношения с детьми.

Часто можно услышать жалобы родителей на то, что их дети непослушны, отбились от рук, делают, что им вздумается. И если поначалу это лишь небольшие шалости, то постепенно это может перерасти в нечто более серьёзное. На самом же деле, родителям следует обратить внимание на самих себя. Если вы считаете, что ваш ребёнок ведёт себя как-то не так, то это обусловлено вашими же методами воспитания.

Часто родители слишком сильно любят своё чадо, позволяя ему безнаказанно совершать нехорошие поступки. Иногда они и рады бы проявить строгость, но при взгляде в невинные глаза любимого ребёнка не могут устоять и сдаются. А ребёнок рано или поздно понимает, что ему всё сходит с рук.

Бывает же наоборот, когда родители стремятся максимально контролировать своих детей, постоянно ставя им какие-то условия и ограничения. Когда родитель ведёт себя словно хозяин ребёнка, а ребёнок должен выполнять все его приказы, то это тоже не приводит ни к чему хорошему. Дети чувствуют, что их подавляют, и могут плохими поступками выражать свой протест, показывать свой характер. Так они выражают право на собственное мнение. В результате из таких детей вырастают либо хулиганы, либо неуверенные в себе, закомплексованные молодые люди, которым потом трудно устроиться в жизни.

Книга расскажет, как найти тот самый баланс между любовью и строгостью, как говорить с ребёнком, чтобы он понимал взрослых, уважал их и прислушивался к их мнению. Юлия Гиппенрейтер даёт множество ценных советов, которые помогут улучшить взаимопонимание между детьми и родителями, избавят их от конфликтов. Родители смогут лучше научиться контролировать свои эмоции, проявляя в нужные моменты строгость или давая свободу ребёнку. Книга будет полезна родителям детей разного возраста, ведь понимание в семье важно в любое время.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Общаться с ребенком. Как?» Гиппенрейтер Юлия Борисовна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

avidreaders.ru

Как общаться с ребенком, воспитывающимся в закрытом детском учреждении.

Что нужно знать об особенностях детей:

Многочисленные исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях позволяют выделить такие распространенные особенности, как:

1. особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее)

2. эмоциональную уплощенность (обедненность эмоционального мира)

3. упрощенное и обеднённое содержание образа Я,

4. сниженное отношение к себе,

5. несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру,

6. импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения,

7. ситуативность мышления и поведения и многое другое.

Поэтому, если Вы собираетесь общаться с такими детьми, не стоит ждать бурной встречи, эмоциональных реакций, насыщенных рассказов детей о себе. Скорее всего, дети будут себя вести соответственно ситуации, исходя из своих собственных представлений и опыта.

Если Вы готовите информационный материал или выступление с презентацией для детей из детского дома, думаю, Вам пригодятся следующие рекомендации в подготовке материала:

1. Постарайтесь распределить материал по блокам и оформите его наглядно-образным сопровождением. Будет интересно, если в рамках Вашей темы ребята смогут что-то практически сделать вместе с Вами, это позволит закрепить материал и создаст эмоционально-окрашенные радостные моменты, что обогатит ребят воспоминаниями, кроме того, они смогут научить товарищей тому, чему научили их Вы.

2. Начиная выступление или занятие, следует учитывать, что у большинства детей наблюдается узость и бедность содержания мотивов, в большинстве случаев, мотивация возникает «здесь и сейчас» соответственно возникшей ситуации. Поэтому ожидать высокой заинтересованности на протяжении получаса не стоит, особенно, если дети – просто слушатели. Вот если Вы объявите конкурс, лучше на участие в другом конкурсе, например, городского значения, где обязательными условиями будут его активность и Ваше сопровождение, о… тогда Вы увидите внимание и работоспособность от детей. И такое положение дел позволит решит некоторые задачи: вы разнообразите содержание мотивов, расширите, обычно ориентированные на настоящее, временные перспективы, одним словом, ориентируете на будущее. Если Вы делаете что-то вместе, позаботьтесь, чтобы у Вас были помощники. И помните: 1. Сначала я делаю, ты смотришь. 2. Мы делаем вместе. 3. Ты делаешь, я оцениваю. 4. Ты делаешь сам и оцениваешь сам.

3. В беседе с детьми, демонстрируйте свою «Я-концепцию» (Я-какой?, помните как дети говорят: Я-принцесса, а как говорил Шрэк: «Я-как лук»), культивируйте в них самоуважение и самопринятие, хвалите за результат. Все дело в том, что у детей, воспитывающихся в детских домах слабая «Я-концепция», они ориентируются в самооценке на «Мы», в большинстве случаев отождествляя себя со своими товарищами – детдомовцами и таким образом, не видят свою индивидуальность и не демонстрируют ее.

4. Важным моментом в материале является вопрос о гендерной идентичности, ведь девчонкам, в большинстве случаев, приходится «выживать» среди сверстников, а мальчишки не знают что такое долг и обязанность. Демонстрируйте, например: женщины должны быть женственными, а мужчины сильными. Расскажите об обязанностях, которые Вам приходилось выполнять дома, о правилах этикета. Создайте опору на положительный эталон, а не на отрицательный, как это обычно бывает с детдомовцами.

5. Не ждите доверия от ребят, будьте готовы ответить на вопросы, а поэтому лучше, рассказывайте истории из своей жизни, будьте искренними, интересуйтесь жизнью ребят, их проблемами, ничего не обещайте, если не готовы исполнять, даже из вежливости. Будьте готовы к тому, что рассказывая про себя, ребенок может рассказывать невероятные выдуманные истории. Сочиняют они многое, хотят показать, что и сами не лыком шиты.

6. Не стоит говорить с детьми об их родственниках и близких – это может быть травмирующим.

7. Часто бывает, что дети мало разговаривают, но вы не успеете оглянуться, как ребенок забрался к Вам на колени, старшие будут стараться до Вас дотронуться. Не стоит этого пугаться, дети, воспитывающиеся без родителей, имеют мало тактильного контакта и неосознанно это делают.

8. Если Вы приглашаете детей в гости:

· Не надо пытаться сразу осчастливить многих. Не приглашайте в гости большое количество детей. Все "воспитательные" моменты могут пойти насмарку из-за того, что дети и у вас дома фактически останутся в детдомовской среде — со своими друзьями, со стандартами группового поведения. Перед своими товарищами они, вероятнее всего, будут вести себя так же, как привыкли в детском доме. А когда ребенок один, он более чутко "прислушивается" к окружающей его новой обстановке, легче принимает новые правила жизни. Исключение — братья-сестры, особенно примерно одного возраста. Их разлучать (даже для гостей) не стоит.

· Прежде всего, давайте еще вот о чем договоримся: эти дети вам ничем не обязаны. Пока, по крайней мере. То, что вы взяли их к себе домой, к долгосрочным и тесным отношениям с вами еще не обязывает. Вы берете их в гости потому, что у вас, в первую очередь, есть такая потребность. Поэтому ждать от них сиюминутных благодарностей, внимания к вам и вашим домашним не стоит. Не обижайтесь. У большинства из этих детей такой "навык" просто еще не сформировался. Многие из них даже "спасибо" и "пожалуйста" не научены в должной мере говорить.· «Я в твои годы или идеальнее детство» Память человека устроена так, что неприятные моменты жизни вытесняются, а хорошие события выходят на первый план. Поэтому иногда взрослые идеализируют свое прошлое. Оказывается, что родители никогда не обманывали, не прогуливали школу, каждый день делали домашнее задания, были послушными, конфликтов с собственными родителями не имели, носили только приличную одежду. В действительности каждому человеку свойственно улучшать, идеализировать свои качества и достижения в жизни. Важно, чтобы мама и папа сохранили память о себе и периодически вспоминали о своих трудностях в детстве. Это даст больше терпения в ожидании результатов воспитания. Нужно помнить, что все мы люди и что мы меняемся постепенно.Универсальным рецептом будет стремление к пониманию истинных мотивов поступков детей, профессионализм, наблюдательность, эмпатия и вера в лучшую природу детей.

Психолог, преподаватель психологии, медиатор ЮФО Орешкина Н.Г.

2. Молодое Поколение Ххi Века: Актуальные Проблемы Социально-психологического . Авторы: под редакцией А. А. Северного

m.b17.ru

"Жизнь в детском доме — взгляд изнутри"

/по материалам статьи Людмилы Петрановской — психолога, автора книги «К нам пришел приёмный ребенок»/

Есть такие обывательские представления, что детям в детском учреждении одиноко, грустно и не хватает общения. И вот стоит нам начать ходить туда, мы устроим детям общение, и их жизнь станет более радостной. Когда же люди действительно начинают посещать детский дом, они видят, что проблемы у детей гораздо более глубокие и порой даже пугающие. Кто-то перестает ходить, кто-то продолжает, пытаясь изменить ситуацию, кто-то понимает, что для него единственно возможный выход – хотя бы одного ребенка забрать из этой системы.

В регионах еще можно встретить детские дома, где дети не ухожены, не лечены и так далее. В Москве подобного учреждения не найдешь. Но если мы посмотрим на детей из детских домов, благополучных в материальном плане, то увидим, что они отличаются от «домашних» по восприятию, по реакции на ситуации и так далее.

Понятно, что и детские учреждения могут быть разными: детский дом на 30 детей, откуда дети ходят в обычную школу, отличается от «монстров» на 300 человек.

У детей, попавших в детские дома, есть прошлые травмы, непростой собственный опыт. И вот с этими травмами они попадают не в реабилитирующие, а наоборот, стрессовые условия. Некоторые из этих стрессовых условий:

За последнее время многое изменилось, детские дома стали более оборудованными, но вместе с тем идет наступление «занормированности», диктат безопасности, «власть санэпидемстанции». «Вредными» объявляются мягкие игрушки, цветы на окнах и так далее. Но все-таки жить по-человечески хочется, и вот у ребенка появляется плюшевый мишка, с которым он спит, окна начинают украшать цветы. Перед проверками все эти запретные вещи прячутся в некоторых детских домах.

Очень сильно сократились у детей возможности заниматься чем-либо хозяйственно-полезным (опять же под лозунгом безопасности). Уже почти нет в детских домах мастерских, приусадебных участков, детям не разрешается участвовать в приготовлении пищи и так далее. То есть намечается тенденция «обматывания детей ватой» со всех сторон. Понятно, что в «большую жизнь» они выйдут полностью к этой жизни не готовые.

Дети в детском учреждении находятся в постоянной стрессовой ситуации. Вот если нас, взрослых, отправить в санаторий советского типа, где в палате – 6 человек, где в 7 часов утра – обязательный подъем, в 7.30 – зарядка, в 8 часов – обязательный завтрак и сказать, что это не на 21 день, а навсегда – мы же с ума сойдем. Из любых, даже самых хороших условий мы хотим попасть домой, где едим, когда хотим, отдыхаем, как хотим.

А дети в таких стрессово–режимных условиях находятся всегда. Вся жизнь подчинена режиму. Ребенок не может подстроить свой день под свое самочувствие, настроение. У него невеселые мысли? Все равно следует пойти на общее развлекательное мероприятие. Он не может прилечь днем, потому что в спальню чаще всего не пускают.

Он не может «пожевать» что-то между приемами пищи, как это делают дети дома, потому что во многих учреждениях еду из столовой выносить нельзя. Отсюда – «психологический голод» — когда дети даже из самых благополучный детских домов со сбалансированным пятиразовым питанием, попадая в семью, начинают беспрерывно и жадно есть.

Кстати, в некоторых учреждениях пытаются решить это вопрос так: сушат сухарики и позволяют детям их брать с собой из столовой. Мелочь? Но ребенку важно поесть в тот момент, когда он захочет…

3. Ребенок не может распоряжаться собой в этом жестком распорядке. Он чувствует, что находится в резервации, «за забором».

4. Отсутствие личного пространства и нарушение личных границ.

Отсутствие дверей в туалетах, в душевых. Менять белье, совершать гигиенически процедуры даже подросткам приходится в присутствии других. Это стресс. Но жить, постоянно ощущая его, невозможно. И ребенок начинает отключать чувства. Дети постепенно учатся не испытывать стыда, стеснения.

Даже если в детском доме спальни на несколько человек, никому не придет в голову, что надо войти, постучавшись.

Понятие о личных границах у ребенка могут появиться, только если он видит, как эти границы соблюдаются. В семье это происходит постепенно.

Сейчас сиротам в обществе уделяют много внимания. Но чаще помощь, которую люди стремятся оказать детским домам, пользы не приносит, а наоборот – нередко развращает. Внешне получается – лоск в детских домах, а внутри – все то же отсутствие личного пространства.

Нет смысла покупать в учреждение ковры и телевизоры, пока там нет туалетов с кабинками.

5. Изоляция детей от социума

Когда говорят, что детей из детских домов нужно вводить в социум, речь чаще идет об одностороннем порядке: сделать так, чтобы дети ходили в обычную школу, в обычные кружки и так далее. Но не только детям нужно выходить, важно, чтоб и социум приходил к ним. Чтобы они могли пригласить в гости одноклассников, чтобы в кружки, которые есть в детском доме могли приходить «домашние» дети из соседних домов, чтобы жители этих домов приглашались на концерты, которые проходят в детском доме.

Да, все это требует от сотрудников лишней ответственности. Но здесь важно расставить приоритеты: ради кого вы работаете – ради детей или начальства?

6. Неумение общаться с деньгами

Многие дети в детских домах до 15 — 16 лет не держали в руках денег и потому не умеют ими распоряжаться. Они не понимают, как устроен бюджет детского дома, с ними не принято это обсуждать. А ведь в семье со старшими детьми подобные вопросы обязательно обсуждаются.

7. Отсутствие свободы выбора и понятия ответственности

В семье ребенок всему этому учится постепенно. Сначала ему предлагают на выбор молоко или чай, потом спрашивают, какую выбрать в футболку. Потом родители дают ему денег, и он может пойти и купить понравившуюся футболку. В 16 лет он уже спокойно один ездит по городу, а иногда и дальше.

Ребенок в детском доме с этой точки зрения одинаков и в три года, и в 16 лет: система отвечает за него. И в 3 года, и в 16 лет он одинаково должен ложиться спать в 21.00, не может пойти купить себе одежду и так далее.

Всем, кто работает с детьми в детских домах важно понять, что они имеют в виду: дети – это люди, которые потом вырастут и начнут жить жизнью нормальных взрослых; или дети – просто сфера ответственности до 18 лет, а что будет потом – уже не важно?

Странно ожидать, что у людей, у которых до 18 лет было 100% гарантий и 0% процентов свободы, вдруг в 18 лет вдруг, словно по мановению волшебной палочки, узнают, что значит отвечать за себя и за других, как распоряжаться собой, как делать выбор… Не готовя ребенка к жизни и ответственности, мы обрекаем его на гибель. Или намекаем, что во взрослом мире для него есть только одно место – «зона», где нет свободы, и нет ответственности.

8. Неверные представления о внешнем мире

Не вводим ли мы сами детей в заблуждение, делая так, что каждый выход в мир для них – праздник? Когда все носятся с ними, заняты ими. А еще по телевизору показываю этот мир, где как будто у каждого встречного – сумки дорогих марок, дорогие авто и мало забот…

Однажды психологи провели эксперимент и предложили детям из детских домов нарисовать свое будущее. Почти все нарисовали большой дом, в котором они будут жить, множество слуг, которые за ними ухаживают. А сами дети – ничего не делают, а только путешествуют.

Психологи сначала удивились, а потом поняли, что ведь дети так и живут: в большом доме, за ними ухаживает много людей, а сами они не заботятся о других, не знают, откуда берутся средства к существованию и так далее.

Поэтому, если вы берете ребенка домой на «гостевой режим», важно стараться вовлекать его в вашу повседневную жизнь, рассказывать о ней. Полезнее не в кафе ребенка сводить или в цирк, а к себе на работу. Можно обсуждать при нем семейные заботы: кредит, то, что соседи залили и так далее. Чтобы жизнь внешняя не представлялась ему сплошным цирком и Макдоналдсом.

Людмила Петрановская также отмечает, что волонтерам важно изменить тактику в отношениях с руководством детских домов и из таких просителей: «А можно мы поможем детям?» — стать партнерами, общаться на равных. Нужно говорить с ними не только о детях, но и о них самих, о возможных вариантах развития. И умные руководители будут прислушиваться, ведь им важно сохранить учреждение (рабочие места) на фоне того, что детские дома в том виде, в котором они существуют сейчас, обречены – может быть через 10 лет, может быть – через пятнадцать… Но сохранить можно, только реорганизовав, не пытаясь цепляться за старое.

burodd.ru

Первая встреча с ребенком из детского дома

Детская супермодель из Ярославля говорит о своей боли в стихах

Тайна и следствие: почему ребенку важно знать, что он – приемный

«Приемные дети – это большой опыт избавления от иллюзий»

«Старшие дети знают о моем детдомовском прошлом, младшие – еще нет»

«Приход ребенка в семью – точка невозврата»

Екатерина Дьяченко: «Российские компании нередко выбирают НКО на эмоциональном уровне»

Приемная семья: часы приема не определены

Мы поговорим о теме, вызывающей огромную тревогу у всех потенциальных родителей. Вот только что вы получили направление на встречу с ребенком и совсем скоро увидите его впервые.Вопросов, мучающих приемных родителей – множество: как узнать, что это мой ребенок? Как узнать, подходим ли мы ему как родители? Как себя вести на первой встрече? Что брать с собой?

Вторую часть текстовой расшифровки, где можно почитать о том, как организовать встречу с подростком, можно почитать ЗДЕСЬ.

Мы поговорим о теме, вызывающей огромную тревогу у всех потенциальных родителей. Вот только что вы получили направление на встречу с ребенком и совсем скоро увидите его впервые. Вопросов, мучающих приемных родителей – множество: как узнать, что это мой ребенок? Как узнать, подходим ли мы ему как родители? Как себя вести на первой встрече? Что брать с собой?

Если вы берете совсем маленького малыша, вы должны учитывать, что дети до трех лет – это биологические существа, это представители животного мира. То есть для них физические параметры значат очень много, если не всё. Поэтому когда мы идем на встречу с малышом, мы должны вести себя предельно аккуратно. Что это значит: удобная неяркая одежда, желательно вообще без украшений, никаких резких запахов.

Наши дети находятся в обстановке с низкой стимуляцией. У них очень мало впечатлений. Они постоянно видят одни и те же стены, одних и тех же людей. В домах ребенка они привыкли к людям в белых халатах, и внезапное появление яркого пятна с множеством стимуляции может сильно их испугать.

Одевайтесь так, чтобы можно было без сомнений сесть или лечь на пол.

Если предполагается прогулка на детской площадке (а это хорошо, когда есть возможность подойти к детям, когда они гуляют, и как бы присоединиться к этой прогулке), то пусть вас не пугают грязные ботинки и сопливые носы.

Я знаю случаи, когда родители одевались нарядно, как на праздник или на смотрины, и получалось нехорошо – дети пугались, кричали, отбивались.

Самый хороший способ подойти к маленьким детям и к животным – сделать вид, что вы пришли вообще не к ним, а просто шли мимо. Ну вот просто я здесь гуляла и нашла такую симпатичную лавочку, и села посидеть на свежем воздухе.

И можно еще чем-нибудь занять себя. В этой статье «Как я была плюшевым мишкой» эта методика подробно описана. Суть ее в том, что ты просто садишься и что-нибудь перебираешь в руках или рассматриваешь. Цветочек или еще что-нибудь. Это подходит для детей от года до трех лет.

Младенцев конечно приходится брать на руки и это тоже лучше делать максимально «неконкретно». Не так, будто вы пришли выбирать счастье всей своей жизни. А просто: вот лежит ребенок, вы пришли его подержать. Потому что наша тревога передается во всем – в том, как мы дышим, как мы держимся, в том, как у нас зажаты или не зажаты плечи. Передается и в голосе. Когда мы боимся, у нас перехватывает дыхание, горло зажато. Дети всё это чувствуют и начинают кричать, отбиваться.

Нужно быть также готовыми к тому, что состояние младенцев часто может испугать. То, что мы видим на фотографии, и то, что мы видим потом в реальности, может сильно отличаться. Состояние ребенка может вас изумить. К примеру, он может совсем не реагировать на вас.

Но это конечно тяжелые случаи. Ведь бывает, когда ты приходишь, а ребенок улыбается, тянется, идет на ручки. Тут конечно никаких проблем нет.

Если в группе одновременно много маленьких детей

Если вы приходите в группу, а там 20 детей бесятся, кричат, а ваш один стоит где-то в углу, отколупывает кусочек штукатурки, тут действуют те же самые рекомендации. Вы спокойно, не направленно располагаетесь где-нибудь рядышком и ждете, пока он сам к вам подойдет. А потом просто позволяете ему по себе лазить, знакомиться с собой. Ваша задача в этот момент – быть максимально пассивными. Ни к чему не призывать, ничего не инициировать. Не говорить: «А пойдем покрутимся на карусельке, а пойдем погуляем». Вы чужак, вы вообще непонятное существо с другой планеты. Особенно это касается мужчин. Многие дети даже к трем годам никогда не видели мужчин.

Еще одно правило – пожалуйста, проследите, чтобы в ваших карманах не было чего-то такого, с чем вы не могли бы расстаться – например, мобильного телефона, кошелька, ключей от машины. Лучше всё это оставить в кабинете у врача или у директора.

Считайте, что вокруг вас – обезьянки. Потому что всё будет выпотрошено в ту же секунду, а отнять что либо будет трудно.

В карманы можно положить маленькие игрушечки, может быть бараночки. Я бы не стала класть конфеты. Наша задача – транслировать сообщение «Я неопасный». Не «Я твоя мама» и не «Я твой папа», а «Я – неопасный».

В первую встречу ребенок просто должен пойти на этот первый контакт.

Бывает, что родители разнаряженные, приехали с сумками подарков, с едой всякой интересной для всех детей. Сидят они в кабинете директора, ребенка им приводят туда и говорят: «Это твои мама и папа». И ребенок уходит в истерику – крики, вопли. Конечно, так нельзя делать.

При первой встрече ребенок обязательно должен быть в привычной обстановке, например, «в группе», в спальне. Там, где он чувствует себя в безопасности. Лучше всего на прогулке, конечно. Это идеальный вариант.

Если первая встреча проходит в привычном для ребенка месте, ему не придется тратить энергию на приспособление к среде в то время, когда он должен налаживать контакт с вами.

Поговорите с воспитателями, как лучше. Я думаю, что если вы объясните свою позицию, вам предложат какие-то варианты.

И инициатором общения должен быть ребенок, а не вы. Потому что в противном случае вы можете получить ситуацию, когда вы подумаете, что ребенок вас не принял, хотя это совсем не про вас, а про обстановку, в которой произошло знакомство.

Как правило, об этих условиях персонал домов ребенка совсем не знает, но на то вы и взрослые люди, чтобы предварительно договориться. Это не сложно, вы же не делаете ничего криминального. Вы можете сказать: «Можно я приеду, когда группа будет на прогулке?» или «А можно я приду, когда группа будет играть и тихонечко зайду и посмотрю?».

Стройте свой запрос таким образом, чтобы было понятно, что от персонала не потребуется дополнительных усилий.

Как называть себя при первой встрече?

Когда дети уже большие, знают слова «мама», «папа» – у них могут быть воспоминания о том, что они жили дома. С ними – проще. Они легче вступают в контакт. Но первые вопросы детей вызывают большую тревогу родителей.

Как отвечать на вопросы: «Кто я такой?», «Зачем мы пришли?»

Я всегда агитирую за чистую правду. На вопрос «кто ты», отвечать – «Я – Маша», «Я – Катя».

На вопрос «А ты моя мама?» можно ответить «Ну если ты захочешь, я буду ей». Конечно только в том случае, если вы планируете забрать именно этого ребенка. Можно также сказать, что вы пришли с ним познакомиться, попросить его показать свою группу. То есть опять же нужно отдать инициативу ребенку. Все люди так устроены: когда инициатива у них, им кажется, что и контроль у них. И от этого они чувствуют себя в безопасности.

Для меня самую большую сложность с дошкольными детьми представляет ситуация, когда вся группа на тебя набрасывается и все кричат «Мама-мама, забери меня отсюда!».

Для меня это самая сложная ситуация. Или «Мамочка, ты за мной пришла?», «Нет, она за мной пришла». Вот это очень тяжелая ситуация.

В этот момент обычно захлестывают чувства, подкатывает ком к горлу, сжимается все, действительно хочется всех их сразу забрать.

Что же с этим делать?

Во-первых, нужно глубоко вдохнуть и выдохнуть. Успокаиваем себя дыханием. Можно несколько раз. Во-вторых, постараться не отвечать на это ни в этот момент, ни позже. Ходим, улыбаемся, гладим по головам, опять же, лучше всего сесть на пол. Предложить что-нибудь поделать: поиграть, порисовать, книжку им почитать.

Но этот вопрос – заберем ли мы всех – отставить в сторонку. Мы пришли за конкретным ребенком и наблюдаем за ним.

Первая встреча может много сказать о ребенке. У нас есть возможность увидеть, как он обращается с новым, а новизна еще долго будет присутствовать в вашей с ним жизни. Можно понаблюдать: кидается ли он опрометью (плохой вариант, с контролем все плохо). Или долго не подходит (это хороший вариант, говорит о том, что скорее всего психика ребенка на более зрелом уровне). Посмотреть, как он взаимодействует с детьми в группе, как он действует при возбуждении. Вы внимательно наблюдаете, и может быть, даже стоит это записать. Потому что так он будет себя вести и потом.

Что взять с собой из дома ребенка

Желательно брать домой какие-то привычные для ребенка вещи, которые первое время смогут быть для него «переходным объектом». Это может быть одежда, игрушки, фотографии, или какая-то другая особенная вещь, к которой ребенок привязан. Например, косыночка. Удивительная вещь – во многих домах ребенка принято спать в косынке. То есть если вы эту косыночку, в которой ребенок привык засыпать, не возьмете из дома ребенка, то у вас будут огромные проблемы с засыпанием. Поэтому лучше узнать это у сотрудников дома ребенка.

Также можно попросить подушку, наволочку, ложку алюминиевую, если у вас дома ее точно нет. Какой-то предмет, который может стать связующим звеном.

Какую игрушку можно взять на первую встречу

Если вы привезете ребенку слишком интересную игрушку, день может быть потерян. Игрушку желательно выбрать такую, чтобы она могла быть переходным объектом, чтобы вы могли говорить от её имени.

Удачный вариант – игрушки, которые можно надеть на один палец. Не те, что как перчатка, на все пальцы, а именно на один палец. Например, одеть две таких игрушки, и пусть они общаются.

Такие игрушки можно купить в магазине Икея или сделать самим. Это просто отрезанный от перчатки палец с нарисованными глазками, короной, вышивкой и т.д.

Эта игрушка сможет говорить от вашего имени и ее можно будет потом оставить, чтобы ребенок играл с ней в ваше отсутствие.

Если нет пальчиковых игрушек, то подойдут киндер-сюрпризы. Двухлеткам наверное рано, а трехлеткам, особенно когда фигурка без деталей, можно.

Нужно понимать, что у маленьких детей очень маленький объем памяти. Поэтому нельзя отдавать ребенка до трех лет в детский сад. В этом возрасте ребенок не может удержать в памяти образ матери. В три года объем памяти увеличивается настолько, что он уже может удержать этот образ в течение дня.

В два года ребенок может прожить без матери несколько часов, обязательно в знакомой обстановке.

А если мать привела его в незнакомую обстановку и ушла, у двухлетки может развиться паническая атака с состоянием до предынфарктного. Посмотрите фильм «Джон», где это хорошо показано.

Приносить ли еду и что оставлять, пока идет процедура усыновления

В хороших учреждениях ребенка готовят к усыновлению, если уже нашлись родители. Например, можно оставить воспитатели оставляют фотографии и они показывают их детям. Особенно малышам – это мама, это папа, здесь ты будешь жить. В ситуации, когда вас нет, воспитатели поддерживают эту связь.

Если есть возможность, договаривайтесь об этом. Сулите что-нибудь, спрашивайте, как можно это сделать. Но чтобы связь оставалась и укреплялась, пока вас нет.

Еду приносить хорошо. Это очень мощный стимул, который включается сразу, на клеточном уровне. Притом это может быть какая-то мелочь, но то, что вы его покормили, запускает сильный механизм. Единственное – нужно заранее подробно расспросить у врача, что можно приносить. Они чаще всего в диатезе, с кожей проблемы почти у всех.

Принесенная вами еда должна быть нейтральной, сладкой и знакомой одновременно.

У «Агуши» есть серия детских компотов из сухофруктов. Так как в учреждении дают компоты, скорее всего на него не будет никакой реакции. Баранки тоже не дают такой реакции.

С фруктами могут быть проблемы: ребенок может не опознать их как еду. Поэтому тоже уточните это заранее. Нарезанное и почищенное яблоко будет скорее принято, чем апельсин. Можно принести пастилу или вафли.

И конечно, вы должны запастись едой для всех детей. Налетают они как саранча, и только успеваешь эти упаковки вскрывать, поэтому подумайте, как вы будете ее раздавать. Или это будут индивидуальные упаковочки – вафелька в красивой бумажечке или как-то еще.

Если ребенку тревожно при встрече с вами

Если вы видите, что ребенок весь зажат, в глаза не смотрит, пытается сделать вид, что его вообще здесь нет, вы можете сесть рядом на корточки, аккуратно взять за ручку. Только старайтесь смотреть не глаза в глаза. Такой прямой взгляд может восприниматься как агрессия, а чуть-чуть рядом, в сторону. И при этом можно поглаживать, почесывать, если он позволяет, не отстраняется, если у него нет телесной травмы. Погладить по спинке, грудке, животику, ручке.

И разговаривать спокойным, ровным голосом – любую ерунду можно нести. Но если вы в состоянии контролировать свою речь, можно говорить: я понимаю, что тебе страшно, у тебя колотится сердце (а если вы его погладили, вы это уже чувствуете). И ладошки у тебя мокрые – разворачиваем ладошки – действительно мокрые. И у меня тоже ладошки мокрые, смотри. Когда я шла к тебе, я очень волновалась. Давай вместе бояться.

Есть такая техника – присоединение к дыханию. Она будет прекрасно работать на вас и потом, когда вы будете его укладывать спать, а он никак не засыпает.

Сначала присоединяемся к дыханию. То есть если он быстро и поверхностно дышит, и вы подышите также. А потом начать замедлять этот ритм и голос тоже – тише, тише, медленнее. Дыхание приходит в такт речи и потихонечку ребенок расслабится.

Присоединение к дыханию – это хорошая, действенная техника. Если дома ребенок никак не может заснуть, нужно попросить его лечь, положить ему руку на грудку и поглаживать его, используя эту технику. Тогда он расслабится и уснет.

Кто может присутствовать на первой встрече

Если есть какой-то сотрудник дома ребенка или психолог, который хорошо знает ребенка и который может присутствовать на встрече, это отлично, это идеальная ситуация.

Есть такое понятие, как «переходный объект». Это то, к чему ребенок привязан в отсутствие родителей – мягкая игрушка, подушечка, кусочек одеяла из дома. Если ребенок все время в одном детском доме и там хорошие специалисты, у него обязательно возникает привязанность к кому-то. И лучше, чтобы именно этот человек передавал ребенка родителям и благословлял его на этот переход в приемную семью.

Потому что когда у тебя за спиной стоит человек, который о тебе заботится, который тебя любит, гораздо легче сделать этот шаг к чему-то новому, неизвестному.

Вторую часть текстовой расшифровки, где можно почитать о том, как организовать встречу с подростком, можно почитать ЗДЕСЬ.

changeonelife.ru

Реабилитация детей из детского дома

В статье освещаются особенности реализации индивидуального подхода в системе реабилитации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме. В учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индивидуальный подход реализуется путем создания адаптационных сред (психологическая, социальная и т.д.), направленных на решение конкретных проблем каждого ребенка. Занятия в данных средах ориентированы на учет своеобразия и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Попав в детский дом, дети дошкольного возраста испытывают стресс, глубокую психическую травму в результате переживания негативного опыта жизни в асоциальной семье и от факта разрыва с семьей. Для преодоления этих травматических последствий важнейшее значение имеет правильно организованный лроцесс реабилитации, ориентированный на восстановление способностей и психических функций, а также утраченных социальных связей и восполнение среды жизнедеятельности. Данный процесс имеет цель снять острое состояние, затрудняющее процесс нормального развития ребенка.

Дошкольный возраст — период, когда ребенок особенно сенситивен к социальным влияниям и устремлен на познание окружающего мира (все органы его чувств задействованы в этом процессе); когда закладываются первоосновы личностных компонентов, а также когнитивной и аффективной сфер, происходит интенсивное сенсорное, физическое развитие. Недаром этот период считается ключевым в жизни человека.

Уникальность дошкольного возраста, с эдной стороны, и стрессовое состояние ребенка, оказавшегося в условиях детского дома, с другой — диктуют необходимость срочной помощи, срочного включения его в систему реабилитационной работы детского дома.

Важнейшим условием осуществления процесса реабилитации ребенка дошкольного возраста является реализация индивидуального подхода, представляющего собой систему психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребенка условий реабилитации- В детском доме индивидуальный подход имеет особую важность в связи с большой неоднородностью особенностей его воспитанников.

В детском доме индивидуальный подход реализуется через создание адаптационных сред, направленных на преодоление проблем каждого ребенка дошкольного возраста. Данные среды создаются специалистами Реабилитационной службы, действующей в детском доме (психолог, педиатр, дефектолог, логопед и др.). Каждый специалист реализует определенное направление реабилитационной работы; соответственно, каждая из данных сред имеет свои цели и задачи, свое оборудование, направленные на индивидуальную работу с ребенком. В индивидуальных занятиях специалисты решают проблемы, характерные именно для данного ребенка и связанные со своеобразием его психики и личности, а также с индивидуальными особенностями:

• работа с прошлым (принятие прошлого: почему ребенок оказался в детском доме, что будет с ним дальше);

• снятие последствий жестокого обращения, насилия;

• развитие речи, познавательных потребностей, игровых умений и т.д.

Важная роль отводится социальному педагогу, который организует социальную среду, включающую в себя методический кабинет (там воспитатели и педагоги получают возможность познакомиться с новыми технологиями и новыми тенденциями в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей), детскую площадку и т.д. Социальный педагог, осуществляющий сбор информации о прошлой жизни ребенка и истории семьи, создает таким образом базу, на которой основаны усилия всех специалистов. Так, именно во время сбора информации о семье психолог прорабатывает имеющийся у ребенка-дошкольника жизненный опыт и намечает примерную модель его настоящей жизни.

В процессе реабилитации сложно переоценить роль психолога. Имея самые различные заболевания, ребенок прежде всего переживает душевную травму. Если ее не преодолеть, реабилитировать малыша практически невозможно. Психолог реализует деятельность психологической среды, направленной на формирование самовосприятия, нормализацию поведенческих реакций, психотерапевтическую работу и т.д. Задача данной среды — создание благоприятной атмосферы для психологической профилактики, коррекции и развития дошкольников.

Особое значение придается психотерапевтической работе, связанной с ведущим видом деятельности — игрой: она закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы.

Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, становится мощным средством реабилитации детей-сирот. В реабилитационной работе с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома, игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. Применение игр в работе е детьми дошкольного возраста — лишь одно из средств в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка-дошкольника.

Задачи, решаемые в ходе игровой деятельности:

1. Осознание ребенком событий окружающего мира через подражание, социализация, восприятие норм поведения, существующих в обществе.

2. Выражение в игре любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без страха и выражение их вне игры.

3. Компенсаторное удовлетворение чувства самостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры.

4. Разрешение внутренних конфликтов.

5. Эмоциональное преодоление последствий неблагоприятного опыта жизни в семье.

6. Моделирование будущего ребенка.

7. Отражение его роста и развития.

Психолог использует игровую деятельность как терапевтическое средство по двум основаниям:

а) игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.)

б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации — «навязчивое поведение».

Применение психологом различных игр и специально разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использованием игры является эффективным средством преодоления переживаний, травмирующих ребенка дошкольного возраста. Снятие психического напряжения, травматического опыта, страхов в игре происходит путем формирования способности к восприятию новых впечатлений и переноса фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, доверия к взрослым окружающим ребенка. Пример. Илья К., 5,7 лет

Мальчика доставили из семьи, где с ним жестоко обращались. Был замкнут, с детьми не играл, со взрослыми в контакт не вступал. Везде ходил с игрушкой (заяц), которую привез из дома. Воспользовавшись этим, психолог начал проигрывать различные ситуации с «зайцем» и игрушками из детского дома: как заяц познакомился с ними, как играет и т.д. Постепенно такие занятия принесли результат: у ребенка появилось желание общаться с психологом, он стал «открываться», рассказывать некоторые подробности своей жизни. После занятий, проведенных психологом в сенсорной комнате, Илья сам стремился контактам и с детьми, и с воспитателем.

Помимо игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста психолог использует техники арттерапии, анималотерапии, которые помогают им раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, нужными кому-то.

Важным средством психотерапевтической работы является использование так называемой «Киши жизни» (хронологическая и терапевтическая работа с жизненной историей ребенка), которая направлена на сохранение старых и формирование новых привязанностей. Совместно с ребенком психолог создает «Историю жизни ребенка», которая заносится в альбом, куда помещаются рисунки, фотографии, записи о важных событиях жизни ребенка. Этот альбом помещается в надежное, но доступное для ребенка место, чтобы при необходимости он мог им воспользоваться. Данный альбом помогает ребенку осознать события, которые с ним произошли. «История жизни ребенка» — это инструмент для работы психолога и других специалистов детского дома с каждым конкретным дошкольником. Пример.

В детский дом поступил из асоциальной семьи (пьющие родители лишены родительских прав), где он подвергался жестокому обращению. Категорически не хотел ни с кем общаться, пока его не вернут домой. Говорил, что родители его любят и скоро заберут обратно, что все будет хорошо. В процессе работы психологом не толковалась «Книга жизни», в которую вместе с мальчиком заносились события его жизни. Антон делал рисунки в этом альбоме, что дало возможность психологу определить, какому именно виду жестокого обращения подвергался ребенок и как выстроить работу с ним. Постепенно, все чаще обращаясь к своей «Книге жизни», Антон начал понимать, почему он попал в детский дом, что в этом доме есть люди, которым он нужен.

Для ребенка-дошкольника, помещенного в условия детского дома, особое значение приобретают развивающие игры, которые помогают развить различные психические процессы. Зачастую у детей старшего дошкольного возраста, поступивших в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается значительное отставание познавательной деятельности, у них не формируются предпосылки готовности к школе. В связи с этим педагог-дефектолог, логопед организуют игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и т.д. Деятельность специалистов по развитию психических функций осуществляется в рамках педагогической среды, в структуру которой включены кабинет коррекционной педагогики, логопедический кабинет, музыкальный зал, живой уголок (есть в каждой группе), игровой уголок, мастерская «Мастерица» (кружки вышивания, плетения из бисера), кружок по работе с деревом и т.д.

Педагоги проводят индивидуальные замятия с ребенком, выбирают программы обучения (общеобразовательная, коррекционная, индивидуальное обучение; класс в соответствии с биологическим возрастом или с уровнем знаний и пр.). Распределение учебной нагрузки происходит с учетом психоэмоционального состояния и в соответствии с актуальными возможностями ребенка. Понимание роли снижения мотивации к обучению в связи с утратой интеллектуального контроля и одновременно постепенное восстановление его и последующий перенос этой способности в эмоциональную сферу — в этом состоит «поддерживающий», терапевтический эффект обучения. Специалисты постоянно отслеживают динамику развития познавательной сферы ребенка, предлагая детским социальным работникам организовать дополнительную развивающую среду для данного ребенка (кружки, секции).

Воспитатели, проводящие с детьми большую часть времени, реализуют задачу организации «живой» среды для ребенка. С одной стороны, это выстраивание границ в общении, помощь в усвоении правил поведения и формировании навыков самообслуживания, а с другой — эмоциональная поддержка и принятие, забота об удовлетворении физических и эмоциональных потребностей ребенка в повседневной жизни. Опыт показывает: крайне сложно контролировать поведение ребенка, у которого не сформировалась привязанность к кому-нибудь из окружающих его людей. Почему? Ограничения и запреты действуют до известного предела, а самоконтроль может быть основан на добровольном послушании, источник которого — доверие к взрослым и позитивные отношения с ними.

Воспитатели информируют специалистов Реабилитационной службы об актуальном состоянии ребенка, делают «адресные» запросы о помощи к разным специалистам и выполняют их рекомендации. Новый позитивный опыт в отношениях, социально значимые достижения в повседневной жизни, организуемой воспитателями, успехи в учебе, достигаемые при помощи педагогов, выстраивание новых отношений с родственниками в сотрудничестве с детским социальным работником, работа с внутренними переживаниями и переосмысление прошлого опыта в ходе занятий с психологом — все это необходимо для восстановления самоуважения ребенка и его доверия к другим людям.

Особую роль в процессе реабилитации приобретает медицинская среда. Дети, поступающие в детский дом, имеют многочисленные хронические заболевания различных систем организма, замедляющие их полноценное развитие; для них характерны невротические проявления, требующие немедленного медикаментозного вмешательства. Лечение, медицинская реабилитация осуществляются следующими специалистами: врачом, организующим деятельность данной среды, и медицинской сестрой. Врач проводит наблюдение, профилактику и медицинские назначения в случае выраженных невротических проявлений и аффективных вспышек, соматических и психосоматических проблем; составляет рекомендации воспитателям, сообщает информацию всем специалистам. Медицинская среда предусматривает процедурный кабинет, врачебный кабинет, тренажерный зал, ЛФК, массажный и физиокабинет, фитобар, сухой бассейн и т.д.

Для ребенка старшего дошкольного возраста физическое развитие имеет основополагающее значение: в этот период происходит совершенствование общей моторики и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Сочетание возможностей терапевтических сред в зависимости от потребностей конкретного ребенка призвано способствовать решению конкретной ситуации каждого ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в детском доме. Таким образом происходит реализация индивидуального похода и осуществление индивидуального плана реабилитации.

www.agushi.ru

Как общаться с детьми из детского дома

(Можно ли взять ребенка из детского дома в гости?)

Всем детям хочется иметь родителей, если их нет, то, хотя бы, взрослых друзей. Они хотели бы общаться с ними за пределами своего детского дома, побывать у них в гостях. Есть и люди, готовые приходить к детям в детские дома и интернаты, приглашать их в гости.

Хотя не всем чиновниками и руководителям детских учреждений такая помощь понятна и удобна, специалистам отлично известно, что при правильной организации дела, такое общение безусловно полезно для детей! К тому же, известно, что до 30% таких семей, через некоторое время, оформляя одну из постоянных форм семейного устройства.

Семьи, берущие ребенка в гости, называются в разных регионах и учреждениях по-разному, в одних – « гостевые семьи » , в других « Семья выходного дня » , но суть одна – это семьи, решившие стать ребенку друзьями, наставниками. Поэтому для простоты и точности будем называть их Наставниками.

Что нужно знать и понимать прежде чем стать наставником:

– Никаких законодательных актов на эту тему не существуют, в некоторых регионах есть ведомственные инструкции, например в Ивановской и Московской областях, а значит нет и универсальной схемы оформления и стандартного перечня требуемых документов.

– Пребывание ребенка в гостях не является формой семейного устройства, и пока ребенок будет находится в гостях его опекуном остается директор детского учреждения. Он отвечает за ребенка, следовательно он и только он, принимает окончательное решение отдавать ребенка в гости ли нет.

– Это ответственное решение и, несмотря на то, что порой очень хочется взять ребенка буквально завтра, для успеха этого предприятия необходимо потратить время и усилия для подготовки себя, своего дома и своей семьи. Прежде всего разберитесь сами с собой и честно ответьте себе зачем вам нужно приглашать ребенка в гости; в чем может состоять ваша помощь; чем придется пожертвовать вам и вашим близким.

– Часто дети не имеют понятия что такое дом и рассматривают возможность побывать в гостях исключительно с точки зрения возможности повышения своего статуса среди одногруппников и получения, хотя бы на время, личного пространства, материальных благ. Поэтому не рассчитывайте ни на их благодарность ни на быстрый успех.

Существуют некоторые логические и наработанные практикой ограничения, поэтому советуем сразу учесть, что:

– Ни один разумный руководитель детского учреждения не отдаст ребенка в гости сразу надолго – на все каникулы и, тем более, на всё лето, да ещё и на море. Грамотный руководитель предложит вам программу сближения, если нет, то предложите это сами. Лучше начать с малого – с общения на территории учреждения, затем прогулки в городе и только потом посещение дома.

– С выездом на отдых или лечение за рубеж отдельная песня и, если вы не НКО, – можете смело забыть об этой идее.

– Брать ребенка в гости из другого региона (города) не разумно, это тяжело и для ребенка и сложно для руководителя учреждения, потребуется больше гарантий, а значит оформить такие "гости" будет гораздо сложнее и дольше.

– Не планируйте брать в гости ребенка младше 7 лет. До этого возраста ребенку трудно объяснить, почему его возвращают, да и вам придется не сладко. Конечно бывают исключения, но на практике это особые ситуации ориентироваться на них не стоит.

– Не стоит брать в гости сразу нескольких детей, иначе не вы их будете воспитывать, а они вас и ваших родственников!

– Не все дети захотят пойти к вам в гости.

– Общение должно быть регулярным, а не от случая к случаю. Ребенку сложно объяснить, что дела важнее встречи. Если ваши планы имеют свойство регулярно нарушаться – не спешите начинать общение с ребенком.

Прежде чем отправиться в детское учреждение Вам необходимо будет:

– Подготовиться морально к тому, что ребенок будет занимать почти всё ваше время и у вас существенно прибавится ответственности.

– Подготовить дом и домашних с учетом: безопасности пребывания ребенка и ваших домочадцев; места, где он может расположится никому не досаждая; распределения обязанностей и поддержки на случай, если вам придется срочно заняться чем-то другим, а не ребенком.

Как мы уже говорили выше, перечня документов, установленных законодательно нет, поэтому этот перечень будет сильно зависеть от местных норм и воззрений руководителя учреждения. Как правило, перечень хотя и короче, но всё же близок к тому, который просят предоставить при установлении опеки:

Рекомендуемые нами документы:

1. Копия паспорта (всех страниц с данными: первая, регистрация, семейное положение, дети, и др.).

2. Заявление с просьбой разрешить стать наставником и порекомендовать кого из детей (если у Вас нет никого на примете) можно приглашать в гости т.к. многие дети в детских учреждениях имеют родственников и они их забирают на выходные.

3. Копия лицевого счета.

4. Справки от терапевта или врача общей практики из поликлиники. Если у вас есть медицинская книжка — ещё лучше.

Это некий супперминимум. Нормально было бы иметь:

5 . Справки от психиатра и из КВД.

6 . Рекомендация от органов опеки по вашему месту жительства

7. Акт обследования ваших жилищно-бытовых условий – если надумаете потом оформить опеку этот документ пригодится.

У нас регулярно проводятся встречи будущих наставников они встречаются со специалистами и опытными наставниками, если вы проживаете в Москве или недалеко – приходите.

Прочитайте памятку для наставников. В ближайшее время мы выложим дополнительные материалы по наставничеству.

infamily.org