Отношения, психология, жизненные ситуации

Как общаться с ребенком дцп

Как общаться с мамами особых детей: как поддержать и не задеть?

Добрый день, дорогие читатели! Некоторые женщины спрашивают: как общаться с мамами особых детей? Что говорить знакомой, у которой ребенку поставили какой-то серьезный диагноз? Какие слова будут уместны, а какие — нет?

Разумеется, я не могу знать, что хотят слышать все мамы особых детей. Я могу только сказать про себя. Как я поняла, мои чувства похожи на чувства большинства женщин в подобных ситуациях. Но все люди разные. И могут быть исключения. Если кто-то поделится в комментариях своим видением — буду только рада!

Нужно учесть такой момент. Женщина, которая уже приняла состояние своего ребенка и свою ситуацию, очень отличается от той, которая еще не приняла. Грубо говоря, я сейчас уже внутренне пережила все эти события, и меня не заденут никакие неосторожные вопросы.

Единственное, меня раздражает, когда на мои беспокойства мне говорят «у тебя совершенно обычный ребенок, это все нормально» — позже объясню, почему. Но я не страдаю от этого, не впадаю в депрессию, просто немного раздражаюсь. Иногда — не немного, а сильно. Но ничего болезненного для меня уже нет.

Но так было не всегда. И все женщины проходят период принятия. Иногда — быстрее, иногда — всю жизнь. И с теми, кто еще не пережил это событие, лучше общаться осторожно. Поэтому, если ребенку вашей знакомой вдруг поставили диагноз «аутизм», «умственная отсталость» или что-то еще. С ней точно нужно общаться осторожно. Потому что почти невозможно пережить такое за один день или один месяц.

Итак, что же лучше говорить? Лично я мечтала услышать вот что (осознала я это совсем недавно): «Мне очень жаль, что у твоего ребенка такие проблемы. Это — действительно страшно. И это действительно сложные испытания. Мне хотелось бы поддержать тебя, хотелось бы как-то помочь. Я сама никогда не была в таком положении и не могу полностью понять твои чувства. Но если тебе захочется выговориться, просто выплакаться, пообщаться — ты всегда можешь обратиться ко мне. И если я могу дать тебе что-то еще ценное — скажи мне, я с радостью дам.»

Если же вы только знакомитесь с мамой особого ребенка. Мне кажется, лучше никак это не комментировать, просто слушать.

Дежурные фразы типа «Все будет хорошо!», «Ты справишься!», «Ты героиня, я бы так не смогла!» — могут быть неуместны. Потому что даже врачи в большинстве случаев не знают, будет ли все хорошо. Как в нашем случае с Лешей. А часто — наоборот, врачи уверены, что все будет плохо. И комментарий простой женщины, незнакомой с вашей ситуацией, будет звучать как усмешка.

Надо понимать, что мамы особых детей живут в другом мире. Те, кто уже пережил свое горе, пропускают мимо ушей все «неправильные» слова. Те, кто не пережил — закрываются, воспринимают все очень остро. Поэтому иногда действительно стоит не обсуждать с такими женщинами тему детей.

Особый ребенок требует много сил и заставляет проходить особый тренинг. Ломает многие убеждения. Например, почти все женщины неосознанно хотят гордиться своим ребенком. Я помню, как я гордилась Лизой. Она начала ходить в 9 месяцев, в 10 месяцев уже всем казалось, что ей больше года. Сейчас горжусь, как она танцует. И до сих пор Лиза выглядит взрослее своего возраста. Возможно, благодаря высокому росту.

И в то время, как Лиза покоряет своей осознанностью, Леша в 2,5 года выглядит на 1,5. Даже среди мальчиков. Даже среди неговорящих. Ну или в лучшем случае — на 2 года. И перед другими мамами гордиться совсем нечем.

Но это нам еще очень повезло! Многие мамы особых детей не просто не гордятся, а стыдятся поведения ребенка. Их можно понять. У детей с аутизмом или умственной отсталостью не написан диагноз на лице. Особенно — у маленьких. Определить, что с ним что-то не так, очень сложно. Только если ты сама — мама такого же ребенка, изучившая десяток книг и прошедшая десяток неврологов.

И со стороны 95% людей воспринимают твоего малыша, как просто неадекватного, невоспитанного, истеричного, избалованного и т.п.

Такой ребенок внезапно может стукнуть другого. Бросаться песком. Есть траву. Облизывать детскую горку. Дико истерить, даже если ему уже 4-5 лет. Иногда такого ребенка приходится нести домой на руках — орущего и вырывающегося.

У меня есть знакомая, которая для меня — образец спокойствия и принятия своего дитя. Мне кажется, я в ее ситуации очень сильно закрылась бы. А она — спокойная, открытая, легко общается со всеми женщинами.

Со стороны кажется, что ее дочери 5 лет, и она просто очень сильно невоспитанная. Девочка пристает ко всем людям с вопросами, кажется очень навязчивой, постоянно переспрашивает все, говорит громко, нетактично. Другие дети отвергают ее, а взрослые первую минуту терпят, потом начинают раздражаться. Поражаются ее «невоспитанностью».

А на самом деле эта девочка гораздо старше. Гораздо. И у нее серьезные особенности. Такие, что тот факт, что она вообще ходит и говорит — уже победа. Ее родители даже не смели надеяться на такое. Но она — ходит и говорит. Очень даже хорошо говорит! Для них это — радость и победа. Но для окружающих.

Впрочем, некоторые все же понимают вскоре, что в случае с этой девочкой проблема не в «невоспитанности». Но сострадания это не всем добавляет. Я помню, как однажды болтала на детской площадке с ее мамой. А девочка начала уходить куда-то (у них регулярно бывает такое). И какая-то бабуля высокомерно заорала: «Женщина! Смотрите, куда ваша дочь уходит! За вашей девочкой надо следить!»

Это было сказано с таким пренебрежением, с такой неприязнью и высокомерием. Меня бы это очень задело. Возможно, я бы подралась потом с этой бабулей. Но моя знакомая. Это не нарушило ее невозмутимости. Она спокойно догнала свою дочь, вернула на место, и продолжила общаться со мной, стараясь поглядывать за ребенком более внимательно.

Если у тебя никогда не было особого ребенка — очень сложно реально понять, через что проходят такие мамы. Сложно ощутить все тонкости и подобрать правильные слова в разговоре. Это примерно также, как женщинам без детей сложно реально понять и поддержать уставшую маму с грудничком. Как женщине, счастливой в семье, сложно понять и поддержать подругу, пережившую развод. Но мы можем просто выслушать. Не пытаться дать поддержку и понимание (или, не дай Бог, совет!). А просто выслушать.

Утверждения, что все нормально и все будет хорошо, опасны тем, что только увеличивают непонимание, стену между людьми. А еще — несут в себе запрет на эмоции.

Лично я, когда меня убеждали, что все будет хорошо, слышала примерно следующее: «Ты — мнительная и тревожная мама. Создаешь себе проблемы на ровном месте. Выдумываешь сложности там, где их нет. На самом же деле, все у твоего ребенка нормально. А врачи всегда плетут всякую чушь. Поэтому выкинь эту дурь из головы, все будет хорошо!»

Меня это задевало, потому что я никогда не была мнительной мамой. И вообще меня не напрягало, что Леша до 10 месяцев только мычал, не пытаясь повторять слоги! И отсутствие слов в 1,9 меня также не напрягало. И даже отсутствие указательного жеста (я и не знала тогда, что это — тревожный признак!). Я сама часто говорила окружающим, чтоб не накручивали себя из-за того, что малыш в год говорит лишь 2 слова вместо 10, положенных неврологом. И вообще мне была непонятна тревожность мам здоровых детей. Поэтому подобные высказывания в мой адрес всегда работали, как красная тряпка для быка.

У других женщин могут быть другие «красные тряпки». Но в любом случае нежелателен необоснованный оптимизм, непрошеные советы и отрицание проблемы.

И напоследок добавлю, что если у вас есть еще какие-то вопросы по этой теме — вы можете смело мне их задавать. Что знаю — то отвечу. Можете не бояться меня как-то задеть, отвечу с удовольствием.

Небольшой фильм о семьях, в которых есть дети с тяжелой формой ДЦП:

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. Я желаю вам счастья!

pozdnyakova.org

Как программист с ДЦП помогает не говорящим людям общаться с миром

Автор оригинальной статьи — Алена Агафонова с ресурса «Такие дела». Это информационный портал благотворительного фонда, основная цель которого — привлечение внимания общества к социальной проблематике. Публикуем статью с разрешения портала.

Российский программист Иван Бакаидов с ДЦП разрабатывает приложения, которые помогают общаться неговорящим людям. Он рассказал «Таким делам», как девочка с ДЦП, нажимавшая кнопку щекой, вдохновила его на первую программу, и пригласил людей, переживших инсульт, принять участие в тесте программ и восстановить коммуникации с семьей, друзьями и врачами.

Приложение DisType озвучивает написанное, DisTalk — позволяет создать фразу из картинок и воспроизводит ее, а DisQwerty — за минуту сконструировать фразу, нажимая только на одну кнопку. Приложением DisType можно пользоваться самостоятельно, и это самое востребованное приложение из этой группы. Два других, DisTalk и DisQwerty, рассчитаны на людей, которые не могут печатать — но им нужен будет помощник, загружающий картинки или фразы для готовых наборов. Скачать приложения можно на сайте проекта и в Google Play.

Рассказывает Иван Бакаидов, программист, автор проекта aacidov

Моей первой серьезной разработкой была программа DisQwerty — клавиатура для одной кнопки. Я ее разработал, когда познакомился с девочкой Линой. Ее форма ДЦП позволяла ей нажимать только одну кнопку, она делала это щекой.

Мы познакомились в школе в 2014 году, Линка училась во втором классе, я — в девятом. После уроков родители не могли нас забирать, и мы оставались на общешкольную продленку. Там я увидел, как Лина делает с воспитателем уроки по математике. Ей надо было выбрать из таблицы чисел от одного до девяти ответ на пример 2+2. Воспитатель сначала показывал поочередно на строки в таблице, Линка на нужной кивала, потом перебор шел между числами в этой строке.

У меня были некоторые базовые знания веб-разработки, и на каникулах я перенес этот принцип в код. В таблице вместо цифр была русская раскладка клавиатуры. Когда мы с учителем класса, где училась Линка, опробовали мой прототип, то пришли к выводу, что детям во втором классе проще выбирать картинки и целые слова, а не составлять слово по буквам. Я дал возможность учителю делать свои наборы из слов, картинок, строк стихотворений.

После того, как я увлекся идеей создания программ для альтернативной коммуникации и освоил API синтезатора речи, я решил сделать приложение, с помощью которого я сам мог бы общаться с миром. Что я умею? Я умею печатать. Соответственно, мне нужно приложение с полем ввода и кнопкой «сказать». Звучит слишком просто. Под влиянием моих друзей, социальных антропологов из Европейского университета, я пришел к выводу, что человек говорит часто одни и те же фразы. Тогда я добавил в DisType возможность добавлять фразы и сортировать их по категориям.

Например, у меня есть категория «Skype», где также добавлены фразы «Пропала связь, повторите, пожалуйста», «Я выключу видео, так как плохое соединение» и тому подобное. Эти фразы я могу сказать в пару нажатий.

Приложение DisTalk является виртуальным аналогом устройства GoTalk, где в сетке расположены пиктограммы и при выборе воспроизводится записанная фраза.

Работа над каждым приложением заняла не более десяти часов. Я самостоятельно разработал все три приложения, но из-за того, что код выложен в открытый доступ, десяток программистов внесли свои изменения. Они выполняют текущие задачи из списка или же предлагают свои идеи.

В июле 2017 года Лины не стало. В ее память я хочу переименовать проект в LINKa, от английского слова link — «связь». Сейчас мы готовим тексты и новый сайт.

Отзывы пользователей помогают делать приложения более удобными. Недавно одна женщина написала Ивану, что ее ребенок не может пользоваться приложением DisTalk, потому что картинки слишком маленькие. Он добавил регулятор размера. Другой пользователь предложил добавить украинскую версию программы и помог с переводом.

Сейчас Иван Бакаидов приглашает людей, перенесших инсульт, и их родственников протестировать приложения и дать обратную связь:

Это люди, которые также зачастую имеют проблемы с речью, но при этом уже обладают набором коммуникативных связей, именно поэтому мы делаем на них ставку. Им важно восстановить общение с миром, а не научится общаться почти с нуля, как это происходит с людьми с ДЦП. В результате интервью с семьями людей, которые перенесли инсульт, и специалистами, которые с ними работают, мы выявили у людей с постинсультными состояниями проблему с речевым образом и считаем, что программа DisTalk может помочь с его восстановлением, так как там используются картинки.

tproger.ru

Аутизм общение. Как общаться с ребенком-аутистом?

Как общаться с ребенком-аутистом?

У каждого аутиста наблюдаются серьезные проблемы с общением

А потому, чтобы просто быть рядом с ним, не говоря уже о взаимодействии, следует соблюдать целый ряд правил

Если вы родитель такого особенного малыша, то, со временем, вы найдете к нему подход, настроитесь на его, проявив свое чутье

Если же аутичный ребенок родился у ваших родственников или друзей, вам придется заранее освоить основы взаимодействия с ним, чтобы не повредить его и без того поврежденной психике

В любом случае, изложенная ниже информация может помочь вам наладить контакт с этим необычным человечком

7 основных способов общения с аутистом

Это основа основ во взаимодействии с аутичными детьми

Не каждый человек сможет выдержать медлительность и монотонность такого малыша

Не каждому понравится, что его вопросы и знаки внимания игнорируются

Не каждый способен смириться с асоциальным поведением особенного ребенка

Прибавьте к этому капризы, истерики, непослушание

Дети-аутисты у всего своего окружения проверяют запасы терпения, а также учат взрослых людей развивать это ценное качество характера

Просто всегда помните о том, что они ведут себя так не из вредности – им больно и страшно

Но они имеют право на жизнь и на то, чтобы быть такими

Старайтесь быть спокойными и выражать в сторону такого малыша лишь положительные эмоции

Постарайтесь принять их

Общение с особенными детьми – очень тонкое искусство

Как учесть их непохожесть на других людей, но при этом не акцентировать внимание на этих чертах?

Как наладить контакт с аутистом, не напоминая его постоянно, что он не такой, как все?

Постарайтесь просто принять как факт, что есть такие люди, что среди ваших знакомых или родных тоже есть такой человечек

С ним нужно общаться терпеливо, но при этом не стоит забывать, что он – всего лишь ребенок, который также нуждается в четко выстроенных границах и в назидательном отношении со стороны взрослых

Разделяйте с ними их интересы

Каждый человек, независимо от того, здоров они или имеет свои физиологические особенности, наделен рядом талантов

Так и маленькие аутисты наверняка имеют свои увлечения

Присмотритесь внимательнее к такому малышу – может быть, он

Если вы проявите истинный интерес к его деятельности, то сможете стать для аутичного ребенка кем-то вроде друга

Просто присоединитесь к нему, когда он ищет камни для своей коллекции

Дарите ему машинки

Хвалите и вешайте в рамку его картины

Вы увидите, как благотворно влияют на особенного ребенка такие простые знаки внимания

Профессиональный психолог делится секретами общения с аутистами

Разговаривайте с ними

Всегда говорите с маленьким аутистом, даже если он пока не владеет речью , даже если в ответ он произносит одно-единственное бессмысленное слово

Всегда проговаривайте свои эмоции, свои действия, свои намерения

Так вы личным примером учите ребенка общаться, устанавливаете с ним незримую связь, закладываете в его мозг программу, которая, со временем, сможет быть активирована вашими же усилиями

Если ваше чадо немного говорит, то, опять же, проявляйте терпение, когда он медленно и непонятно излагает свои мысли

Не перебивайте аутиста

Не подгоняйте его

Не договаривайте за него

Это очень важно!

Можете присесть на корточки перед ним, когда он пытается что-то сказать, смотрите ему в глаза, держите за руку

Так вы оказываете особенному ребенку колоссальную поддержку

Всегда подкрепляйте свою речь жестами

Дети-аутисты, как правило, с трудом понимают речь

В общении с ними идеально работает правило: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Если вы зовете малыша к себе, сделайте соответствующий жест руками

Указывайте на предметы, которые вы хотите получить от него

Всегда держите в голове микроцели

Чем бы вы не собирались заниматься вместе с аутичным ребенком, всегда намечайте себе цель

сейчас мы идем гулять

сейчас он съест тарелку супа

сейчас он освоит это упражнение

Бесцельные коммуникации не приведут к положительным результатам

Ваша глобальная задача по восстановлению маленького аутиста ежедневно должна складываться из сотен маленьких целей, которых вы обязательно должны достигать

Просто любите их

Умеет ли разговаривать ваш ребенок-аутист

Быстро ли он прогрессирует

Дает ли вам спать по ночам

В любом случае, ему, как и каждому ребенку, нужна любовь

Старайтесь как можно чаще проявлять это чувство по отношению к малышу – целуйте, обнимайте его, если он, конечно, позволяет это делать , говорите ему об этом, дарите свое внимание, свою заботу, свое тепло

apicorrection.com

Особенности коммуникации детей с детским церебральным параличом

Клинические особенности детского церебрального паралича (ДЦП): определение понятия, этиология и патогенез, основные формы. Знаковые системы, используемые в вербальной и невербальной коммуникации. Развитие функции общения у здоровых детей и у детей с ДЦП.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

на тему: Особенности коммуникации детей с детским церебральным параличом

студентка 4 курса

Клинические особенности ДЦП: определение понятия, этиология и патогенез, формы ДЦП

Особенности коммуникации у нормальных детей и у детей с ДЦП

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно-мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., Шипициной Л.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 — 80% детей с ДЦП.

В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития коммуникативных возможностей детей с ДЦП.

Клинические особенности ДЦП: определение понятия, этиология и патогенез, формы ДЦП

Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам — в большой части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром. Первое клиническое описание ДЦП было сделано В. Литтлем в 1853 г. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля. Однако термин «детский церебральный паралич» принадлежит З.Фрейду. В 1893 г. он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей.

В 1958 г. на заседании ВОЗ в Оксфорде в классификации болезней этот термин утвердили и дали следующее определение: «Детский церебральный паралич — непрогрессирующее заболевание головного мага, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга».

Обозначая данное заболевание как «детский церебральный паралич», следует иметь в виду нарушения осанки и двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием либо повреждением головного мозга.

М.Я. Брейтман (1902) первым описал патологоанатомическую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект, и речь.

В 60-80-х гг. XX в, появились работы, посвященные изучению познавательных процессов и речи у детей с церебральным параличом.

В настоящее время ДЦП рассматривают как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. Наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.

Особенности коммуникации у нормальных детей и у детей с ДЦП

Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация — это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. Коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Функция коммуникации проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

2) пара- и экстралингвистическую;

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса;

4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также добавки к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а около речевыми приёмами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой системой, несёт смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

Общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В первые годы жизни речь ребенка возникает и развивается в процессе общения. Общение у новорожденных и у детей раннего возраста подразумевает способность останавливать внимание на лице, речи, зрительных и слуховых раздражителях. Уже в доречевом периоде формируются разные способы общения.

М.И. Лисиной (1974- -1981) были выделены три основных этана в процессе овладения речью как средством общения: довербальный, этан возникновения речи и этап развития речевого общения. Эмоциональное ситуативно-личностное общение со взрослым, доминирующее в первом полугодии жизни ребенка, является необходимой предпосылкой для формирования речи. При этом важное место в развитии общения играют его невербальные формы: крик, плач, улыбка, взгляд.

Речь как основное средство общения развивается через движение и в социальном контакте, и ее основа закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда у ребенка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.

У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми при ДЦП в 2-3 года оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Нарушение артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения с взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние.

В отличие от здоровых детей первые три года жизни дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству с взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты. При обращении к ним взрослого дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут поддержки и внимания взрослого. Экспрессивно-мимической речью, в отличие от здоровых детей пользуются крайне редко, чаще употребляют жесты.

Детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения. Их действия с игрушками и предметами носят единоличный характер, редко появляется желание действовать совместно с взрослым или подражать его действиям. Дети не обращают внимание на взрослого, игрушка или какое-нибудь новое занятие интересуют их больше, чем вступление в контакт со взрослым. Не наблюдается активного стремления разделить игру с партнером или обратиться к нему.

В процессе общения дети 2-3 лет с ДЦП крайне редко пользуются речью. Экспрессивно-мимические средства общения, оживленный взгляд, двигательные спонтанные реакции появляются не сразу и являются кратковременными, монотонными и маловыразительными. В процессе общения дети с ДЦП предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами подчеркнуто восклицательного характера, выражая таким образом свои эмоции (например, вместо слова «дай» дети используют гримасы, как бы разговаривая сами с собой). Установление контакта со взрослым происходит только при его инициативе и поддержке. Слабо проявляется эмоциональное состояние или желание поделиться впечатлениями.

Таким образом, у детей с ДЦП в возрасте первых трех лет формируются те же мотивы и формы общения, что и у здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно. Это можно объяснить как естественной гиперопекой взрослых по отношению к больному ребенку, так и слабой познавательной активностью детей, обусловленной сенсомоторной недостаточностью и социальной изоляцией в домашних условиях. Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребенка с ДЦП и с недостаточным развитием функций, включающих моторные компоненты.

Дети с церебральным параличом в дошкольном и школьном возрасте обычно еще менее многословны, и их ответы менее разнообразны.

Выделяют пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП:

— связанных с нарушением движений;

— связанных с нарушением мозга;

— из-за длительной госпитализации;

— из-за социально-эмоциональных проблем;

— в связи с физическим дефектом.

Нарушение дыхания, работы мышц гортани и горла, артикуляторных мышц отрицательно влияет на формирование плача, гуления и лепета в доречевой период. Ослабленная когнитивная деятельность и отсутствие коммуникативного опыта — основные факторы, влияющие на формирование коммуникативных навыков.

Когда ребенок с двигательными нарушениями пытается начать разговор, ему приходится сталкиваться с разными сложностями. Кроме того, ему сложно зачастую установить контакт, так как нередко его взгляды, движения, слова бывают неверно поняты. После неудач в контактах у детей с ДЦП редко появляется желание инициативы.

Двигательные нарушения влияют и на невербальное общение. Если руками невозможно делать понятные жесты, передача сообщений усложняется. Навыки невербального общения будут развиваться только тогда, когда окружающие встретят подобные попытки с пониманием.

Впервые в специальной психологии описание развития личности ребенка с дефектом было дано Л.С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Следовательно, психологическим фактом двигательный недостаток при ДЦП становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.

Эффективность коррекционно-логопедической работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и, соответственно, от использования дифференцированных методов коррекции. При разработке методов коррекции учитываются ведущие расстройства при различных формах дизартрии.

К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам — в большой части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др.

Детский церебральный паралич — непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга.

На данный момент большое количество детей страдают детским церебральным параличом.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения с взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.

Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик, психических процессов свойств и состояний. Коммуникативный компонент является центральным, способствующим вхождению ребенка с ДЦП в мир взрослых людей и сверстников; социально-личностный компонент обеспечивает социальную насыщенность и направленность общения, взаимосвязь потребности личности и ожидания социума; психолого-дидактический компонент, определяет содержание и методическое сопровождение образовательного процесса, психологическую поддержку, способы выполнения действий, которыми должен овладеть ребенок. Критериями формирования коммуникативных навыков у детей с ДЦП выступают следующие компоненты: базовые (умение выразить просьбу, требование, желание), социоэмоциональные (выражение чувств, эмоций, навыки социального поведения) и диалоговые (умение начать, поддержать и завершить разговор).

Особенность формирования коммуникативных навыков у детей с ДЦП заключается в том, процесс протекает постепенно, с прикреплением дополнительных, альтернативных средств, стимулирующих речевую активность.

Также необходимо отметить, что одним из важнейших условий успешной работы по формированию коммуникативных навыков является совместная работа педагога и родителей, их взаимодействие. Для этого педагоги проводят консультации, дают задания родителям. В процессе работы формируется правильное отношение детей и их родителей к болезни и возможностям ребенка, дается установка на то, что все люди (и здоровые тоже) различны и имеют разные возможности реализации своих желании. Все люди имеют разные способности, главное — найти свое место в жизни с оптимальным учетом возможностей и наклонностей.

1. Шипицина Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001, с. 15 — 19

2. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003

3. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

4. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977

5. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997

6. Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. М., 1985, С. 214 — 223.

7. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985

otherreferats.allbest.ru

Детский церебральный паралич: 15 основных симптомов ДЦП

Детский церебральный паралич – это группа двигательных расстройств, которые возникают в результате повреждения разных структур мозга в околородовом периоде. Иногда первые проявления болезни становятся заметными сразу после рождения. Признаки наличия ДЦП начинают проявляться в грудном возрасте.

Причины развития ДЦП

Заболевание возникает вследствие воздействия повреждающих факторов на центральную нервную систему ребенка во время родов и в первый месяц его жизни. Эти факторы приводят к неправильному развитию или гибели определенных участков мозга.

Причины внутриутробного развития ДЦП

  • преждевременная отслойка плаценты;
  • нефропатия беременных;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • токсикоз;
  • инфекции во время беременности (краснуха, герпес, сифилис, токсоплазмоз, цитомегаловирус);
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • угроза аборта;
  • соматические болезни у матери (сахарный диабет, пороки сердца, гипотиреоз, артериальная гипертензия);
  • травмы во время беременности.
  • Причины, обуславливающие ДЦП во время родов

  • нарушения родовой деятельности;
  • узкий таз;
  • преждевременные роды;
  • ягодичное предлежание плода;
  • крупный вес плода;
  • стремительные роды;
  • родовая травма.
  • Причины появления ДЦП после родов

    • асфиксия новорожденного;
    • аспирация околоплодными водами;
    • аномалии развития легких;
    • гемолитическая болезнь новорожденного.

    Симптомы детского церебрального паралича

    Заболевание имеет разные проявления. Они зависят от степени поражения и локализации его в головном мозге. Первые признаки могут быть заметными сразу после рождения, но в большинстве случаев симптомы ДЦП проявляются спустя несколько месяцев, когда наблюдается явное отставание ребенка в физическом и умственном развитии.

    ДЦП у грудничка можно заподозрить если:

  • ребенок долго не держит головку и не переворачивается;
  • отсутствуют осознанные движения конечностями;
  • малыш не интересуется игрушками;
  • при попытке поставить ребенка на ножки, он становится на носки, а не на всю стопу.
  • К основным симптомам ДЦП относятся:

    1. Патологический мышечный тонус. Напряжение может быть слишком сильным (спастическим) или, наоборот, мышцы ослабевают (гипотония). При повышенном тонусе конечности находятся в неестественном положении. При гипотонии мышц появляется слабость, тремор, частые падения.
    2. Парезы. Могут поражать одну сторону тела (противоположную пораженному участку мозга) или распространяться на все конечности. Паретичные конечности отстают в развитии, могут быть тоньше и короче здоровых. Появляются типичные деформации скелета – деформация грудной клетки, сколиоз.
    3. Болевой синдром. Развивается в результате костных деформаций. Боль локализуется в спине, шее, ступнях, плечах.
    4. Нарушение глотания. Возникает в результате пареза мышц глотки и гортани. У детей появляются проблемы с приемом пищи. Новорожденные и груднички не могут сосать грудь или бутылочку, старшие дети испытывают трудности при глотании. Нарушается контроль над слюноотделением, может наблюдаться слюнотечение.
    5. Нарушение речи. Развивается вследствие нарушения иннервации или пареза губ, языка, горла, голосовых связок.
    6. Патологические движения. Движения больного неконтролируемы, резки, внезапны. Ребенок может непроизвольно поворачивать или кивать головой, принимать неестественные позы, гримасничать.
    7. Контрактуры суставов. Проявляются в виде ограниченных, тугих движений в суставах. Это обусловлено неравномерным действием мышц на сустав.
    8. Задержка умственного и психического развития. Встречается не у всех больных детей. Проявляется в виде нарушения восприятия, неспособности к обучению, поведенческих расстройств, олигофрении.
    9. Судорожный синдром. Присутствует у 20 – 30 % детей с ДЦП. Судороги могут проявиться в раннем детстве или через годы после начала болезни. Судорожные припадки частично замаскированы под непроизвольные движения ребенка с ДЦП.
    10. Частичная или полная потеря слуха. Встречается довольно часто.
    11. Нарушения зрения. Наиболее распространенными офтальмологическими нарушениями при ДЦП являются косоглазие и близорукость.
    12. Проблемы с зубами. Дети, больные ДЦП, склонны к появлению кариеса из-за аномалий развития зубной эмали и трудностей при чистке зубов.
    13. Непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Обусловлены слабым контролем над соответствующими группами мышц.
    14. Функциональные нарушения ЖКТ.
    15. Эндокринная патология. Встречается в 50% случаев ДЦП. Проявляется в виде детского ожирения или дистрофии, гипотиреоза, задержки роста и полового созревания.
    16. Основными проявлениями ДЦП в дошкольном возрасте являются:

    17. Нарушение познавательной деятельности.
    18. Нарушение речевых, двигательных, сенсорных функций.
    19. Ограничение социальных связей.
    20. Низкая способность к обучению.
    21. Пространственные нарушения.
    22. Виды детского церебрального паралича

      Существует 5 видов ДЦП, которые отличаются зоной поражения головного мозга:

    23. Спастическая диплегия – занимает первое место по частоте возникновения среди всех случаев ДЦП. Характеризуется поражением зон мозга, которые контролируют движения конечностей. Отличительным признаком ее выступает полный или частичный паралич ног и рук.
    24. Гемипаретическая форма – поражаются корковые и подкорковые структуры одного из полушарий мозга, отвечающие за двигательную активность. Характеризуется поражением одной стороны тела, противоположной больному полушарию мозга.
    25. Двойная гемиплегия. Имеет самые тяжелые проявления. Поражаются оба полушария мозга.
    26. Гиперкинетическая форма. Чаще встречается совместно со спастической диплегией. Страдают подкорковые структуры. Характерным признаком являются непроизвольные движения, усиливающиеся при волнении или утомлении.
    27. Атонически-астатическая форма. Развивается при поражении мозжечка и проявляется расстройствами координации движений, равновесия, слабостью мышц.
    28. В зависимости от возраста ребенка ДЦП подразделяется на такие формы:

      1. Ранняя (до 6 месяцев).
      2. Начальная остаточная (6 месяцев — 2 года).
      3. Поздняя остаточная (от 2 лет).
      4. Осложнения и последствия болезни

        Заболевание имеет хронический, но не прогрессирующий характер. Усугубление состояния здоровья возможно при вторичных осложнениях или сопутствующих патологиях – эпилепсии, инсульте, кровоизлиянии, соматических заболеваниях, врожденном пороке сердца.

        Последствия детских церебральных параличей:

      5. нарушение социальной адаптации;
      6. отсутствие положительной динамики лечения;
      7. инвалидизация;
      8. трудности при приеме пищи, связанные с нарушением глотания;
      9. мышечные контрактуры.
      10. Как ставится диагноз ДЦП?

        Диагностика ДЦП – задача врача-невролога. Окончательный диагноз ставится ближе ко второму году жизни, так как моторные нарушения у новорожденных могут иметь транзиторный характер.

        Основные диагностические методы:

        1. Осмотр. Оценивается общее состояние, слух, мышечные функции, зрение, рефлексы.
        2. Электроэнцефалография.
        3. Электромиография.
        4. Электронейрография.
        5. МРТ, КТ головного мозга.
        6. Лечение детского церебрального паралича

          Вылечить заболевание полностью невозможно, но активные комплексные реабилитационные мероприятия помогают развить двигательные, интеллектуальные и речевые навыки.

          Максимальные усилия по реабилитации ДЦП нужно прилагать в возрасте до 8 лет, так как в это время мозг наиболее активно развивается.

          Реабилитационная терапия включает:

        7. ЛФК. Занятия должны проводиться ежедневно. Во время курса профессиональной реабилитации может использоваться дополнительное оборудование – пневмокостюмы, специальные тренажеры, фитбол.
        8. Массаж (классический, точечный, сегментарный).
        9. Технические средства – ортезы, ходунки, вставки в обувь, инвалидные коляски, костыли, позволяющие компенсировать двигательные нарушения.
        10. Занятия с логопедом.
        11. Хороший результат в комплексе с реабилитационными мероприятиями приносит физиотерапия и анималотерапия. В лечении ДЦП используют:

        12. оксигенобаротерапию;
        13. электрофорез с Эуфилином, Никотиновой кислотой, Магнезией, Кальцием;
        14. тепловые процедуры;
        15. электростимуляцию;
        16. водолечение;
        17. грязелечение;
        18. хвойные, кислородные, йодобромные, радоновые ванны;
        19. иппотерапию (контакт ребенка с лошадьми);
        20. дельфинотерапию.
        21. Для купирования симптоматики и лечения осложнений используют медикаментозную терапию:

        22. В случае эпилептических припадков назначают противосудорожные препараты – Натрия оксибутират, Седуксен, Магния сульфат.
        23. Миорелаксанты (при формах сопровождающихся гипертонусом мышц или спастикой) – Мидокалм, Амизил, Скутамил-Ц, Метамизол.
        24. Противопаркинсонические препараты – Циклодол, L-ДОФА.
        25. Спазмолитики и анальгетики при выраженном болевом синдроме.
        26. Ноотропные препараты – улучшают мозговое кровообращение (Пирацетам, Актовегин).
        27. Метаболические препараты (аминокислоты, АТФ, Глицин).
        28. Для коррекции психоэмоционального состояния — антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы.

        Хирургическое лечение ДЦП:

      11. Тенотомия – операция, создающая опорное положение парализованной конечности. Проводится в случае формирования контрактур, появившихся в результате длительного напряжения мышц.
      12. Операции по удлинению костей, пересадке сухожилий – проводятся с целью стабилизации скелета.
      13. Спинальная ризотомия – прерывание патологической импульсации из спинного мозга. Проводится в случае грубой симметричной мышечной спастичности, ведущей к развитию болевого синдрома и контрактур.
      14. Операции на головном мозге – избирательное разрушение структур, которые провоцируют неврологические нарушения.
      15. Большое значение в лечении церебрального паралича придается программе социальной адаптации ребенка. Реабилитологи, психологи, педагоги работают над тем, чтобы ребенок освоил навыки самообслуживания, доступные для него умения, получил психологическую поддержку.

        Посещение специализированных детских садов и школ способствует расширению познавательной деятельности ребенка с ДЦП, дает возможность общаться с другими детьми и вести активную жизнь.

        Какой результат даст лечение?

        При непрерывном комплексном лечении можно значительно уменьшить риск появления костных деформаций и контрактур, обучить ребенка навыкам самообслуживания, развить доступные моторные и речевые функции и социально адаптировать малыша. Дети, прошедшие качественное реабилитационное лечение и не имеющие интеллектуальных нарушений могут посещать общую среднюю школу.

        Как предупредить ДЦП

        Профилактика заболевания включает:

        • корректное ведение беременности;
        • соблюдение беременной женщиной здорового образа жизни;
        • предупреждение развития гипоксии плода;
        • выбор подходящего способа родоразрешения;
        • грамотное ведение родов;
        • использование щипцов и прочих вспомогательных инструментов при родах только в крайних случаях.
        • Несмотря на тяжелое течение болезни, при незначительных повреждениях интеллекта дети с ДЦП ведут практически обычный образ жизни наравне со сверстниками. В зависимости от тяжести поражения мозговых структур, времени постановки диагноза и тактики лечения – ДЦП может практически не отражаться на качестве жизни малыша. Огромную роль при адаптации таких детей в социуме играют родители.

          doktordetok.ru

          Как общаться с ребенком дцп

          Присоединяйтесь – это бесплатно!

          Статья «Из личного опыта работы с детьми с ДЦП»

          Детский церебральный паралич в нашем случае, проявляется в виде двигательных, психических и речевых нарушений. Несмотря на всевозможные усилия со стороны родителей, девочка не может обслуживать себя, она не овладела ходьбой. Поэтому учебные занятия проходят на дому, три раза в неделю, соответственно учебному плану школы, по программе YIII вида.

          Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, поэтому любой урок с таким учеником – это, в первую очередь – общение. Общение, которое даёт уверенность в себе и умение нравиться себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и адаптироваться в социуме.

          Свои учебные занятия я начинаю с урока чтения, на котором проще установить контакт с ребёнком. Обязательно проговариваем какое сегодня число, месяц, год, день. (слайд 2) Когда девочка поступила в первый класс, у неё отсутствовал навык сидения, поэтому весь учебный процесс сводился к диалоговому общению между учителем и ученицей. Я стала работать с ребёнком в третьем классе, к тому времени она ещё не освоила навык чтения, не фиксировала взор на картинке в учебнике, испытывала трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении. Начинали работу с упражнений в устойчивости фиксации взора, развитию пространственного восприятия. Это такие игровые занятия, как «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом», последовательный показ картинок, построение геометрических форм и предметных изображений из палочек, (слайд3) занятия по размещению геометрических фигур в соответствии с инструкцией (слайд 4, 5,6) и др. Далее следовала работа с сюжетными картинками; (слайд 7) описание окружающих предметов (любимой игрушки, дерева под окном, человека). (слайд 8)

          На сегодняшний день мы уже легко составляем целый рассказ по картинке, если девочка испытывает трудности, можно помочь ей наводящими словами. Существенно затрудняет обучение чтению нарушение зрения, ребёнок путает начертания букв, воспринимает только крупный шрифт, (слайд 9) под определённым наклоном, в удобном положении. (слайд 10,11,12,13)

          В работе по развитию речи ребёнка с ДЦП очень важно развитие слухового внимания, здесь мне помогают такие игры-упражнения, как «Определи направление звука», «Отгадай, кто кричит», «Отгадай, на каком инструменте играют», «Сосчитай удары ». В минутки релаксации мы слушаем и угадываем звуки природы.

          После урока чтения мы переходим к уроку русского языка. Ученица, обладая хорошей памятью, успешно усваивает правила, орфографически и орфоэпически грамотно произносит слова. Этот урок не вызывал бы особых затруднений, если бы девочка могла писать. Из-за расстройств мышечного тонуса, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку. В настоящее время возможности ребёнка находятся на уровне доизобразительного черкания. (слайд 14,15,16) Справиться со сложностями на этом уроке нам частично помогают современные технологии. Благодаря организации муниципального центра дистанционного обучения детей-инвалидов мы смогли приобрести специальную клавиатуру для детей с ДЦП, которая позволяет заменить письмо печатанием отдельных слов.

          Одним из трудных уроков для нас является урок математики. В 1–2-м классе была плохо усвоена таблица сложения в пределах 20. (слайд 17) Таблица умножения усвоена, а случаи деления даются с трудом. И, так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, необходимые таблицы мы держим перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая срабатывает в необходимый момент. (слайд 18) Часто на уроке математики используем карточки- помогайки. (слайд 19,20,21) Так же нашим помощником является калькулятор, с крупными кнопками. (слайд 22,23,24)

          При работе над задачей обязательны схема или рисунок. Ввиду слабого зрения нам удобно такой рисунок делать на экране компьютера. И только после этого – поиск решения. (слайд 25,26)

          Широкое распространение сейчас получает дистанционное обучение детей-инвалидов. На базе нашей школы создан муниципальный центр обучения детей с ОВЗ. Каждому такому ребенку проводится домой интернет и устанавливается компьютер с комплектом специального оборудования, в зависимости от заболевания. Компьютеры устанавливаются и в школе для учителей, которые работают с детьми-инвалидами. Общение между преподавателем и учеником происходит по скайпу. Дети слушают объяснения и отчитываются по сделанным заданиям.

          Такое же оборудование установлено и у моей ученицы. Этот способ обучения я использую, когда наступает пик вирусных и инфекционных заболеваний, которые не желательны для детей-инвалидов, чтобы избежать контакта с ребёнком. Удачно дистанционными получаются уроки чтения или окружающего мира, когда с ребёнком просто можно вести диалог, рассматривать иллюстрации, рассказывать и показывать. Но в нашем случае такой урок без помощи родителей не может быть осуществлён.

          Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Поэтому, совместно с классным руководителем мы организовываем встречи со здоровыми детьми, т.е. с одноклассниками.

          Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением психолого-педагогического сопровождения ребёнка и тесным контактом с родителями.

          www.uchportfolio.ru