Отношения, психология, жизненные ситуации

Как общаться с ребенком в 12 лет

Как найти общий язык с ребенком-подростком?

Узнай, как общаться со своим ребенком в его «трудном» возрасте

«Трудным» у детей принято называть возраст примерно от 12-13 и до 16-17 лет. Именно в этом возрасте вашего ласкового, доброго и отзывчивого ребенка как будто подменяют на злое и колючее существо, которое истеричит, скандалит и все делает наоборот. Так в чем же причина и как с этим бороться?

Психологи утверждают — никак. Этот период надо просто пережить как стихийное бедствие. Однако его печальным последствием может быть потеря доверия со стороны ребенка и хороших отношений с ним навсегда. Чтобы этого не случилось, важно лишний раз не поддаваться эмоциям и вести себя правильно и мудро.

1. Запомните, что в этом возрасте ваш ребенок как будто «вынашивает» свою формирующуюся личность. Он нервный и нуждается в заботливом обращении. В этой ситуации родители должны проявить в первую очередь заботу и поддержку.

2. Каждый тинейджер, с точки зрения психологии, – человек с «пограничной» психикой. Это означает, что более или менее явно выраженное расстройство нервной системы в большинстве случаев является нормой.

3. Убедитесь, что ребёнок имеет возможность определённое количество времени находиться в одиночестве (один в квартире на время вашего отъезда, один в своей комнате после школы и т.п.). Поверьте, если подросток ни секунды не бывает один, он постепенно взорвётся («взрыв» – это, соответственно, истерика).

4. Помните также, что его комната – это его территория. За её пределами может происходить и решаться, что угодно, но в его комнате должны действовать его законы.

5. Некоторая степень свободы необходима подростку не менее, чем возможность иногда находится одному. Ничто не должно настораживать родителей сильнее (в плане благополучного психического развития ребенка), чем отсутствие у тинейджера потребности в свободе действий и слов.

6. Агрессия подростка, направленная на окружающих – это отражение подсознательной агрессии по отношению к самому себе, так же как и любовь к окружающим невозможна без любви и уважения к собственному «я». Эти чувства формируются у растущего человека под влиянием родительских эмоций по отношению к нему.

Как заключение, предлагаем родителям выучить 4 основных правила общения с ребенком-тинейджером:

— Держите ухо востро. Слушайте спокойно, не перебивайте тинейждера своими замечаниями. Вместо этого задавайте короткие уточняющие вопросы, типа: «Почему, ты думаешь, она это сказала?», или «И что ты по этому поводу думаешь?», чтобы показать, что вы внимательно слушаете и лучше понять его эмоции.

— Используйте язык тела. Вы можете показаться разозленной, даже если это не так. Не стойте над подростком, когда он сидит, и не складывайте руки в боки.

— Устраивайте семейные ужины. Дети, которые регулярно проводят время с семьей, реже попадают в неприятности и лучше учатся в школе. Кроме того, как бы там ни было, ваш ребенок нуждается в вас.

lady.tochka.net

О проблемах возникающих у родителей с детьми в возрасте 10—12 лет

Продолжается учебный год. Забот хватает не только ученикам, но и их родителям. В каждом школьном возрасте есть свои проблемы. Сегодня мы обсуждаем с ЕЛЕНОЙ ОСТАПЕНКО, психотерапевтом детского краевого психоневрологического диспансера, проблемы, возникающие у родителей с детьми в возрасте 10—12 лет, том самом возрасте, когда закончена начальная школа и начинаются средние классы.

Подростковый возрасте 10 до 15 лет очень важен для всей жизни человека. Именно в эти годы происходит пере­стройка всего организма: и физиологическая — под действием гормонов идет половое созревание, и психоло­гическая — ведущей деятельностью ста­новится интимно-личностное общение со сверстниками, то есть начинает раз­виваться общественно-полезная дея­тельность.

В младшем школьном возрасте ре­бенок больше общается с родите­лями, находясь как бы под их по стоянной защитой от внешнего мира. Начиная с 10 лет, общение со взрослыми, осо­бенно с родите­лями, уходит на второй план, а на первом — обще­ние детей друг с другом. Резко снижается авто­ритет родителей. В младших классах мама говорит, что надо хоро­шо учиться — ребенок старается. А у под ростков развивается внутренний про­тест против всего, на чем настаивают ро­дители, прежде всего — против учебы. « Не хотим учиться, хотим развлекаться и веселиться». Поэтому и класс не ста­новится для подростка тем коллективом, в котором ему комфортно жить и об­щаться со сверстниками, отсюда и не­желание ходить в школу. Зато появля­ются новые друзья в дворовых или уличных компаниях, новые « авторитеты» и « ку­миры».

« За лето мой десятилетний сын превратился в уличного мальчишку. В начальной школе не могли заста­вить погулять, теперь невозможно „загнать “ домой…»

Ничего страшного в этом нет. У ре­бенка появился свой круг общения — дворовая компания. В этом маленьком коллективе у ребят общие игры, общие интересы, и, главное, эти интересы со­вершенно другие, отличные от взрос­лых, направлены они на общение де­тей друг с другом. Идет своеобразная подготовка и адаптация к взрослой жиз­ни, к самостоятельности, потому что в этом коллективе ребенок решения при­нимает сам, без мамы и папы. А оторвать­ся от дворовойкомпании очень трудно, особенно и первые недели нового учеб­ного года, отдыхать летом намного приятней, чем учить уроки. Для учебы нужна мотивация.

« Дочери одиннадцатый год. В начальных классах училась хорошо, никогда не было проблем с приготовлением домашнего задания. Пос­ле лета с большой неохотой ходит в школу, а уроки делает чуть ли не со скандалом. Зато готова часами иг­рать в “стрелялки“ на компьюте­ре…»

Убедить « разболтавшуюся» за лето дочь начать учиться вы сможете, если только найдете мотивацию для учебы. Поговорите с ней, возможно, не один раз. Постарайтесь выяснить, чего же она хочет, какой видит себя во взрос­лой жизни, к чему стремит­ся в будущем и чем увле­чена сейчас. Именно сегодняшние интере­сы помогут стимули­ровать рабочую ак­тивность в шко­ле. Например, любит живот­ных, хочет стать вете­ринаром — для получе­ния выс­шего образования вра­ча-ветеринара необходимо хорошо закончить школу. Если все интересы сводятся только к игре в « стрелялки», тогда стимуляцией учебы может стать разрешение играть на компьютере.

Позво­ляйте сидеть за ком­пьютером только пос­ле того, как дочь вы­полнит домашнее задание, и родите­ли его проверили. Все хорошо—тогда можно разре­шить поиграть на компьютере, но не бо­лее двух часов. То есть развлечение идет в качестве вознаграждения. Разу­меется, такой подход к учебе собствен­ного чада требует от родителей зна­чительно больших усилий, чем когда ребенок предоставлен сам себе.

Услышала от знакомых, что со своим 10-летним сыном они рассчи­тываются за отметки: « пятерка» — пять рублей, « четверка» — четыре рубля, « тройка» — ничего не дают, а « двойка“ — сын возвращает ро­дителям два рубля. Разве можно так. »

В принципе, ничего плохого в этом нет. Как бы грубо это ни показалось — ребенок учится за деньги—здесь цель оправдывает средства, у ребенка есть мотивация, чтобы учиться лучше. Еще нет « привязки» к реальной жизни, 10-летний мальчишка не понимает, зачем ему учиться сейчас на « пятерки» и « чет­верки», и вообще, зачем учиться, когда можно на улице целый день в футбол играть или в кино сходить. А так мож­но учебой « заработать» деньги на какую-то давно желанную вещь, напри­мер, на плейер — что же здесь плохо­го? Такая мотивация учебы очень эф­фективно « работает» в наше время. Если ли хотите — капитализм входит в маши сммьи.

« Мои 11 летняя дочь не хочет носить в школу одежду, которую я ей купила, заявила мне: „Эту юбку и кофту будешь носить сама, а я хочу костюм, как у Лены“. А у Лены богатый папа, у меня таких денег нет. Что мне делать. »

Маме надо было сразу по­купать одежду для дочери только вместе с ней, обсуждая с доч­кой, что покупать. Найти компромиссное решение между желанием дочери и возможностями родителей. Родители не должны унижать и порабощать себя в угоду ребенку — это « перегиб ситуа­ции», а попытаться найти общее реше­ние, устраивающее обе стороны. Не­обходимо научиться договариваться с ребенком именно в возрасте 10—11 лет. Не научитесь теперь — с 16-лет­ней не договоритесь никогда. Возвра­щаясь к конкретной ситуации « костю­ма, как у Лены», предложите дочери за­работать самой на этот костюм. Не ког­да-нибудь, а теперь. И это « зарабаты­вание» совсем не обязательно должно выражаться в денежном эквиваленте. В 11 лет еще не отправишь на « летние заработки», а вот домашняя работа вполне по силам. Возможен такой ва­риант: « Ты месяц пылесосишь и моешь полы в квартире, и тогда мы идем по­купать с тобой тот самый костюм».

Об авторитетах и кумирах

Очень боюсь за 10-летнего сына. В нашем дворе полно парней с уголовным прошлым, а сын пос­леднее время просто пропадает во дворе. Боюсь, попадет он в дурную компанию…»

Кого станет уважать ваш сын, зави­сит от воспитания всех предыдущих 10 лет. Подсознательно ребенок выберет себе того « героя», на которого все эти годы давали ему установку родители. И не стоит бояться, что это будет уго­ловный элемент. Если родители сами настроены на положи­тельных людей и воспитывали этот на­строй в ребенке то он, пусть под­сознательно, бу­дет подражать родителям и никогда не выберет себе в кумиры уголовного авто­ритета. А лучше помочь ребенку выб­рать « авторитет», возможно, им станет тренер в спортивной секции или руководитель ка­кого-то кружка в Доме пио­неров, или учитель музыки в школе, организовавший школьный джазовый ансамбль. Помогая сыну най­ти сво­его « ге­роя», вы реши­те проблему занято­сти ребенка после школы, и уйдет ваш постоянный страх, что сын попадет под « дурное» вли­яние.

« Вся комната моей 11-летней до­чери завешена плакатами и вырез­ками из журналов портретов запад­ных артистов. Даже дверцы ее шка­фа заклеены картинками с торсами совершенно незнакомых заокеанс­ких красавцев и красавиц. Ни уго­воры, ни требования убрать все эту пошлость со стен ни к чему не при­водят…»

Не стоит конфликтовать с дочерью. Это подражание западной моде в об­ществе на кумиров — артистов кино, эс­традных певцов или спортивных звезд. Чаще эта мода приходит к нам из Аме­рики. Даже если вам очень не понра­вится кумир вашей дочери, прежде чем требовать « убрать эту пошлость» со стен, поинтересуйтесь хотя бы — кто это. Информацию не трудно найти в том же Интернете или в молодежных жур­налах. Будете в курсе интересов свое­го ребенка, овладеете молодежным лексиконом — появятся общие темы для общения с дочерью. А станете раз­говаривать с подростком на одном язы­ке—поддержите свой пошатнувшийся авторитет.

« А как еще можно завоевать ав­торитет у подростка?»

К 10 годам ребенка очень важно по­менять стиль своего поведения с ним. Перестать быть « запрограммированным роботом» — дети к подростковому возрасту очень хорошо изучили, как пове­дут себя родители в той или иной си­туации, предсказуемость родителей рез­ко снижает их авторитет у ребенка. Если взрослый человек окажется в глазах ребенка непредсказуемым, оригинальным, не побоит­ся выглядеть иногда чудаком, то есть пока­жет, что он может быть разным в жиз­ни и не страшится реакции окружаю­щих на свое чуда­чество — таким роди­телем ребенок будет восхищаться и гордиться всю жизнь.

Материал подготовила Татьяна Попова

kraszdrav.su

Календарь развития ребенка: 11-12 лет

Этот возраст называют возрастом «декларации независимости». Поздравляем: ваш ребенок стал подростком.

Никакой жизненный опыт не в силах подготовить родителей к тому, с чем им приходится столкнуться, когда их ребенку исполняется двенадцать лет. Когда ребенок становится подростком, каждый ваш день начинает напоминать аттракцион «русские горки»: вы никогда не знаете, что случится в следующий момент. Можем вас успокоить, хотя это и слабое утешение: подросток этого тоже не знает.

Ребенок становится подростком не постепенно, а внезапно. В одно прекрасное утро он просыпается фактически другим человеком. Он оказывается на границе между детством и взрослостью. Теперь его черты характера выглядят так: вы можете на него положиться как на самого себя и одновременно наблюдаете ужасающую безответственность; ребенок на каждом шагу проверяет ваш авторитет неподчинением и вызовами и в то же время очень зависим от вашей оценки и поддержки. Многие родители признаются, что понятия не имеют, как общаться с внезапно выросшими детьми, как удовлетворить их потребность в независимости и мятеже, сохранив доверие и близость. Однако на практике каждая семья все же без особого ущерба проходит период адаптации к подростковым неожиданностям. Так что все ужасы подросткового возраста, которые нам показывают в кино, достаточно сильно преувеличены. Большинство родителей, оглядываясь назад, только хихикают, вспоминая, как серьезно они полагали, что их спокойная жизнь закончилась навеки.

  • Отличительным признаком начала подросткового периода является, конечно же, изменение тела. И это изменение никогда не проходит незамеченным для самого подростка. Телесные модификации свидетельствуют о том, что подросток развивается точно так же, как его ровесники. В среднем, девочки вступают в пубертат на два года раньше, чем мальчики. В период раннего подросткового возраста большинство девочек переживают резкий скачок роста, изменения в распределении жира на теле и развитие вторичных половых признаков: появляется растительность в области половых органов и начинает расти грудь. Большинство мальчиков обнаруживают, что в начале подросткового периода появляются жировые отложения в области живота, резко увеличивается размер яичек, ломается голос и появляются прыщи, волосы в области половых органов и ночные поллюции. Поскольку подавляющее большинство подростков не знают, что телесное развитие у всех проходит с разной скоростью, им нужно подтверждение того, что с ними все в порядке. Наблюдая за развитием сверстников, они могут сильно переживать, решая, что кто-то другой развивается правильно, а у него самого – отклонение от нормы. В это период ребенку нужно рассказывать о нормальном физиологическом развитии, предлагать для самостоятельного чтения книги, где говорится, что все люди разные, и нет нормы, единой для всех.

  • Многие подростки, озабоченные своей физической привлекательностью, могут использовать самые непредсказуемые методы по ее улучшению. Девочкам свойственно беспокоиться по поводу лишнего веса. Именно подростковый возраст наиболее богат диагнозами анорексии и булимии. Мальчики могут вычитать про стероиды или белковые добавки для бодибилдеров и тайно начать их принимать. Тогда как одна группа подростков начинает следить за собой: есть здоровую пищу, заниматься спортом, – другая игнорирует любую физическую нагрузку и проводит все свободное время перед телевизором и у компьютера. Именно сейчас закладывается основа будущего отношения человека к здоровому образу жизни, а авторитет родителей еще достаточно силен, чтобы ребенок мог обрести несколько полезных привычек.

  • Большинство двенадцатилетних детей сосредоточены на социальной жизни, друзьях и школе. Пока что чаще всего они дружат с ровесниками своего пола, однако начинают проявлять интерес и к сверстникам противоположного. Друзья могут полностью вытеснить родителей из списка влиятельных людей, подростки перестают доверять родителям сокровенное. Однако дружба в этом возрасте еще не настолько крепка, чтобы выдержать любые напасти. Подчас для того, чтобы два неразлучных друга рассорились навсегда, достаточно случайной сплетни. Потерю друга подросток обычно переживает очень тяжело, переживая затяжные депрессии.

  • Подросток учится уважать права и потребности окружающих. Вы можете ему помочь, прося (а нередко и требуя) соблюдать семейные правила, очерчивая собственные границы дозволенного. У каждого члена семьи должны быть личные обязанности по дому, в том числе и у подростка. Избегайте контроля и напоминаний. Если дело не сделано, а ваше терпение заканчивается, старайтесь не ругать ребенка, а говорить о своих чувствах, о том, как вам обидно и неприятно, что не исполняются принятые договоренности.

  • Оплотом этики, морали и нравственности для подростка остаются родители.

  • Подростку важны школьные мероприятия и участие в групповых авантюрах.

  • Чтобы предотвратить серьезные психические срывы, будьте особенно внимательны к настроению ребенка. Особо опасны депрессии и употребление наркотиков.
  • Портрет мудрого родителя, который помогает подростку вовремя повзрослеть

  • Знает особенности подросткового периода, представляет, чего можно ожидать от ребенка.

  • Хвалит, поддерживает и поощряет ребенка и его занятия. Выказывает искренний интерес чувствами подростка.

  • Организовывает семейные и дружеские мероприятия, где подросток участвует наравне со взрослыми.

  • Поощряет разумную и безопасную независимость и самостоятельность подростка, доверяет ему в выборе друзей и интересов вне дома. При этом всегда готов дать родительский совет и объяснить, почему компании подростков бывают разными, и чего следует остерегаться.

  • Находит время, чтобы выслушать подростка, побыть с ним, когда ему это нужно.

  • Устанавливает разумные и не чрезмерно жесткие правила поведения в семье, следит за их исполнением, не унижая ребенка нотациями и упреками. Всегда и во всем придерживается непреложного принципа уважения к ребенку и его личной ответственности.

  • Устанавливает штрафные санкции за несоблюдение общепринятых правил. Не повышает голоса, не запугивает и не устраивает скандалов. Четко соблюдает все договоренности, исполняет обещанное, невзирая на обстоятельства, и последовательно и твердо претворяет в жизнь как награды, так и наказания.

  • Не оставляет подростка одного на больший срок, чем это необходимо, чтобы закончить работу и доехать до дома. Обеспечивает ребенку компанию взрослого человека, если вынужден задержаться дольше обычного.

  • Дает ребенку посильные поручения и обеспечивает адекватную награду за труды.

  • Выделяет фиксированную ежемесячную (еженедельную) сумму на карманные расходы и не контролирует траты.

  • Демонстрирует заинтересованность успеваемостью ребенка и проповедует необходимость получения знаний.

  • Получает удовольствие от совместных с ребенком занятий.

  • Гордится способностями, успехами и достижениями подростка.

  • Обеспечивает подростку информационную поддержку о вариантах развития событий. Доверяет ребенку принятие решений на основании имеющейся информации.

  • Всегда находится на стороне ребенка и готов выслушать, понять, принять и простить в случае ошибки. Всегда готов прийти на помощь.

  • Уважает право подростка на уединение и личное пространство.

  • Не критикует при ребенке другого родителя. Ребенку необходимо любить и уважать обоих родителей.

  • Поднимает самооценку ребенка путем похвал и одобрения. Отмечает все успехи и достижения ребенка, а также попытки сделать что-либо хорошее.

  • Не критикует, не пилит, не ругает ребенка за несделанное. Использует тактику положительного подкрепления.

  • Не пытается быть лучшим другом подростку. Помнит, что его роль – быть принимающим и чутким родителем и наставником.

  • Выказывает уважение подростку. Считается с его мнением, выслушивает его спокойно, не перебивая и не доказывая, что ребенок неправ, даже если убежден в своей правоте.

  • С удовольствием знакомится с друзьями ребенка. Избегает суждений на основании внешности или первого впечатления. Никогда не отзывается о друзьях ребенка плохо, даже если они очень не нравятся.

  • Гостеприимен, с радостью принимает дома друзей подростка.

  • Позволяет подростку принимать решения, которые не могут навредить его здоровью и безопасности, например, выбирать стиль одежды.

  • Вовлекает подростка в дела семьи, в которых требуется принять решение, касающееся всех ее членов.

  • Принимает на себя ответственность за сексуальное образование подростка. В частности, проводит беседы, предлагает книги для самостоятельного чтения.
  • Портрет нормально растущего подростка

  • Верит в то, что в любом случае все будет хорошо.

  • Обладает уверенностью в себе (под уверенностью в себе мы подразумеваем гордость за себя и твердую веру в собственную способность к выполнению всего задуманного).

  • С удовольствием общается со сверстниками (особенно одного с собой пола).

  • С радостью включается в любую развлекательную деятельность.

  • Признает важность правил и честной игры.

  • Энергичен, полон энтузиазма и любознательности.

  • Особо успешен в спорте или отличается драматическим, музыкальным, художественным талантом.

  • Неплохо учится в школе, проявляет способности выходить из сложных учебных ситуаций с помощью смекалки.

  • Способен выполнять домашние задания без напоминаний (или с небольшими напоминаниями со стороны родителей).

  • Берет на себя ответственность за собственное здоровье.

  • Без страха и стеснения задает родителям любые вопросы.

  • В целом сговорчив и доброжелателен, хотя время от времени может быть непоследовательным и непредсказуемым.
    • Чистить зубы дважды в день с небольшим количеством качественной зубной пасты. Ежедневно пользоваться зубной нитью.

    • Посещать стоматолога раз в полгода для профилактического осмотра.

    • Не курить и не употреблять жевательный табак.

    • Максимально ограничить употребление простых углеводов.
    • Двенадцатилетний подросток обычно не имеет никаких проблем с аппетитом. Однако в отсутствие родительского контроля дети этого возраста склонны питаться шоколадными батончиками, чипсами и газировкой. Регулярное употребление этих продуктов чревато появлением лишнего веса и возникновением проблем с желудком и кишечником.

    • Подростку нужно есть трижды в день, особенно важен питательный завтрак, состоящий из сложных углеводов и свежих фруктов и/или овощей.

    • Особенно важно в этом возрасте следить за питательностью продуктов и за тем, чтобы ребенок не переедал и не увлекался жирным и сладким, а также за количеством и уровнем физической нагрузки. В десять лет любой намек на ожирение воспринимается очень болезненно и приводит к развитию комплексов, которые могут сохраниться даже после бесследного исчезновения лишнего веса. Более того, исследования показывают, что дети, имеющие лишний вес в предподростковый период, склонны к полноте во взрослом возрасте.

    • Пусть семейные ужины будут традицией. Создавайте приятную обстановку, ведите за столом располагающие к хорошему настроению беседы.

    • Подавайте за столом пример хороших манер, учите ребенка правилам столового этикета.

    • Пусть на вашем столе будут только свежие натуральные продукты без консервантов, подсластитетелей, загустителей и прочих изобретений современной пищевой промышленности. Магазинным сокам предпочитайте домашние свежевыжатые или собственноручно сваренные морсы и компоты. Вместо покупки колбасы и сыра готовьте буженину; магазинные конфеты и печенье заменяйте сухофруктами и домашней низкокалорийной выпечкой. Пусть ваши дети не знают, что такое фаст-фуд, чипсы и кока-кола.

    • Учите ребенка выбирать продукты, богатые сложными углеводами и не содержащие транс-жиров.

    • Рассказывайте ребенку, что значит здоровое питание. Подавайте личный пример: основу рациона должны составлять свежие фрукты и овощи, на столе всегда должны быть зерновые продукты (хлеб, каши, цельнозерновые макароны), молочные продукты с пониженным содержанием жира, рыба и морепродукты, диетическое мясо.

    • Если школьное питание вас не устраивает, давайте ребенку с собой завтрак, состоящий из свежих овощей и фруктов, батончиков мюсли без сахара и йогуртов.

    • Пищевые привычки формируются в семье, поэтому следите за тем, чтобы все взрослые в вашем доме соблюдали правила здорового сбалансированного питания.
    • Вам может казаться, что ваш подросток «просыпает» всю свою жизнь, поскольку зачастую он может казаться сонным и апатичным. Однако на самом деле такое поведение свидетельствует о недостатке сна. Подростку нужно спать девять – десять часов в сутки, не меньше и не больше. Следите за тем, чтобы ребенок ложился и вставал в одно и то же время, даже в выходные дни.

    • У подростка должен быть взрослый, которому он доверяет, чтобы не стесняться задавать любые вопросы о сексе и отношениях мужчины и женщины.

    • Найдите ребенку подросткового врача, который сможет ответить на все вопросы ребенка честно и откровенно, в частности, расскажет, что все дети разные и развиваются по-разному.

    • Предоставьте подростку полную информацию о контрацепции и болезнях, передающихся половым путем.

    • Объясните ребенку, что иметь сексуальные желания совершенно нормально, но пока рано начинать половую жизнь.

    • Донесите до подростка мысль о том, что единственный надежный способ уберечься от незапланированной беременности и различных заболеваний – воздержание от секса.

    • Расскажите подростку о том, как научиться говорить «нет» в ответ на предложения о сексе.
    • Наркотики и другие психоактивные вещества

      Ваш подросток должен твердо знать, что:

    • Нельзя курить (в том числе безникотиновый табак), пить алкогольные напитки, злоупотреблять кофеином, употреблять какие-либо наркотики, таблетки для похудания или стероиды.

  • Следует избегать мест, где доступны алкоголь и наркотики.

  • Получить ощущения, сходные с наркотическими, можно очень просто, не употребляя никаких посторонних веществ. Хобби, спорт, общение с друзьями дают то же самое, что прием одуряющих веществ, но без риска зависимости.
  • Подростку необходимо высыпаться, ложиться спать и вставать в одно и то же время каждый день, включая выходные.

  • Убеждайте ребенка заниматься спортом, делать зарядку, бегать, делать упражнения как минимум три раза в неделю. Подавайте личный пример.

  • Ограничьте просмотр телевизора часом в день.

  • Проповедуйте принципы здорового питания.
  • www.medkrug.ru

    Общаться с подростком: как?

    Наши дети растут — растут и проблемы, связанные с их воспитанием. Еще совсем недавно основной проблемой было то, как и чем накормить этого вечного «нехочуху». Еще вчера главным было понятно объяснить, почему нельзя брать чужие игрушки. А сегодня ребенок уже сам учит нас жить и частенько своим поведением ставит родителей в тупик. Как найти взаимопонимание (и можно ли его найти), когда по-детски уже не разберешься, а по-взрослому — еще не успел научиться? Поговорим о наиболее распространенных проблемах, связанных с воспитанием подростков. Но прежде отвечу на наиболее часто задаваемый родителями вопрос: «Какой период подросткового возраста самый трудный во взаимодействии с ребенком и почему?». Ответ следующий: самое трудное для родителей время (да и для самого ребенка тоже) — это промежуток между 13 и 14 годами. Именно в это время сомнения в возможностях собственной личности и ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ достигают наибольшей силы. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку по шкале признания со стороны сверстников. Все, что происходит в это время, накапливается в его психологическом багаже и имеет огромное значение для того, какой станет его взрослая жизнь. Именно в этот период времени человек имеет максимальную психологическую неустойчивость к различным влияниям извне, он полон сомнений в себе, часто подвергается психологическому давлению со стороны взрослых, и его личность может быть разрушена настолько, что в будущем ее будет сложно (а иногда просто невозможно) восстановить. Это необходимо помнить всем родителям, воспитывающим ребенка-подростка. Итак, основные проблемы этого возраста.

    ПРОБЛЕМА 1. «Мой ребенок меня не СЛЫШИТ»

    Пример «Моя 14-летняя дочь совсем от рук отбилась: она вообще не реагирует, когда я прошу ее что-нибудь сделать. Делает такой вид, будто меня и нет вовсе рядом. А мне уже надоело повторять: «Сколько раз тебе говорить. » — все равно нет никакого ответа. «Отстань!» — и то не всегда соизволит сказать. « Знакомая история? Что же делать в таких случаях, как «достучаться» до своего ребенка? Вам помогут следующие правила:

    Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд — ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: «Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять», «Сейчас тебе надо выучить физику» и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: «Уборка!», «Литература!».

    Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо — как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, — и. ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.

    Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).

    Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.

    Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас — этот прием работает и со взрослыми, например с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза — ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

    Правило 6. Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения — установите временное ограничение: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или «Мне понадобится твоя помощь через две минуты». При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.

    ПРОБЛЕМА 2. «Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время РАЗДРАЖЕН»

    Пример «Сыну 13 лет, он рос добрым и спокойным воспитанным мальчиком. Сейчас он уже, по его словам, полностью ощущает себя взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты — он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы ему ни сказали. Я только и слышу: «Ага, сейчас!», «Ты мне не указывай!», «Что ты вообще понимаешь?»».

    Психологическая причина подобного поведения: появление необходимости почувствовать себя взрослыми. Желание чувствовать себя взрослым есть, а истинной взрослости еще нет. Ребенок-подросток еще не может пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но уже потерял те преимущества, которые у него были в детстве. Вот подросток и не знает, как ему проявить свою «взрослость», и находит самый простой путь — грубость, дерзкие фразы, которые раньше он не мог себе позволить. И здесь родителям очень важно правильно повести себя, чтобы не просто наорать и «задавить» авторитетом, а исправить ситуацию.

    Правило 1. Если ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту. Направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Например: «Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Не надо так больше делать», «Говорить мне «отстань», когда я с тобой разговариваю, недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я больше это не повторяла».

    Правило 2. Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте — дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Почаще советуйтесь с ним в разных семейных вопросах — не исключено, что он предложит какое-нибудь свежее решение, да и грубить в такой ситуации нет никакой надобности, более того, грубость здесь будет выглядеть по-детски.

    Правило 3. Разъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Не думайте, что ребенок сам знает, как надо правильно себя вести. Ваш авторитет ему еще очень нужен. Только постарайтесь сделать это не в виде нравоучения, а во время дружеской беседы, еще лучше — на примере собственного опыта.

    Правило 4. Старайтесь не вступайте в пререкания. Не надо демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, уговаривать, ругаться — такая тактика только усугубляет подобное поведение. Практика показывает, что дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте. Например, смотрите отстраненно на что-нибудь, а если не помогает, закройтесь в другой комнате. Просто откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и делайте так ВСЕГДА.

    Правило 5. Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему замечание только с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Подростки ОЧЕНЬ болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, а это может привести к ярко выраженному оппозиционному поведению и лишь усилит грубость.

    ПРОБЛЕМА 3. «Мой ребенок все время врет»

    Пример «Мой сын все время мне врет — по любому поводу, в таких ситуациях, когда этого можно было бы и не делать. Даже по мелочам, просто так. Ведь во многих случаях вранье сразу же всплывает наружу, и он это понимает. И все равно врет! Почему?»

    Причина: К сожалению, в подростковом возрасте вранье, тем более если оно имело место и раньше, становится для ребенка привычнее, он врет чаще. В общении со взрослыми это проявляется потому, что появляется все больше секретов от родителей, а следовательно, и причин обмануть. В общении со сверстниками — чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности. Очень плохо, когда это становится привычкой, и утверждение «Само пройдет» здесь явно неуместно. Нужно постараться мягко, деликатно, но решительно отучить своего ребенка врать.

    Правило 1. Предполагайте честность и требуйте правдивости. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: «Все в нашей семье должны быть честными друг с другом». Но перед этим проанализируйте, какой пример честности подаете вы сами. Используете ли вы сами «невинную» ложь? Просили ли вы, чтобы ваш ребенок ответил по телефону, что вас нет дома, когда вы есть, и пр.

    Правило 2. Попробуйте выявить возможные причины обмана. Как правило, подросток начинает врать в первую очередь для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, взрослых, друзей. На втором месте зависть, отчаяние, обида или злость. А на третьем — страх перед наказанием или боязнь подвести родителей. Причем прямой вопрос на эту тему не срабатывает: он, как правило, сам точно не знает настоящих причин. Проанализируйте сами: когда началось вранье, кому он врет — всем или только некоторым?

    Правило 3. Несмотря на то, что ваш ребенок уже не малыш, продолжайте объяснять ему, почему обманывать плохо. Приводите веские аргументы, сопровождая их наглядными примерами, близкими возрасту ребенка: вранье может привести к неприятностям, часто к очень большим; репутация тоже страдает, группа сверстников перестает тебе доверять (в подростковом возрасте это имеет очень большое влияние); обман обижает, особенно самых близких людей и т. д. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку самому понять, к чему может привести подобное поведение, и дожидайтесь на них ответа. Например: «Если ты не будешь держать слово, как я могу верить тебе?» и т. д.

    Правило 4. Помните, что подростки чаще всего обманывают, чтобы привлечь внимание. Исходя из этого, старайтесь реагировать на преувеличение или искажение правды не слишком остро. Если ваш ребенок поступил именно так, постарайтесь сохранить спокойствие — от вашего крика и причитаний ему захочется только сбежать куда подальше, но никак не стать честным.

    Правило 5. Введите «штраф» за ложь. Причем выберите такой метод, чтобы ваш ребенок в результате его использования расхотел обманывать. Например, пусть каждый раз, обманув, пишет извинения «пострадавшему» — матери, отцу и пр. (вам полезно будет почитать написанное, чтобы понять своего ребенка).

    Проблема 4. «Постоянное стремление к власти»

    Пример «Наша 13-летняя дочь стала командовать всеми своими друзьями и считает, что все должно быть только так, как ей хочется. Она сама решает, на какой фильм они с друзьями пойдут в кинотеатр, и добивается этого, как только может, даже если не все «за»; она рассказывает, с кем кому лучше дружить или не дружить, — потому что ЕЙ не нравится. Сначала я успокаивала себя, что это неплохо, все задатки лидера, но теперь это переходит все границы. Вижу: если она не остановится, то из-за этой чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей».

    Психологическая причина: стремление доминировать в подростковом возрасте чаще всего вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой (очень частый спутник пубертатного периода) и просто — отсутствием коммуникативных навыков. «Раз у меня получается добиться своего, значит это хорошо, значит друзья меня уважают», — рассуждает подросток.

    Конечно, вы не в состоянии в корне изменить властный дух ребенка, но вы можете научить его считаться с мнением других.

    Правило 1. Тщательно разберитесь в поведении подростка. В чем бы ни была причина его властного поведения, главное — чтобы он отдавал себе в этом отчет.

    Правило 2. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его (не удивляйтесь, этот метод одинаково действенный и для младших школьников, и для подростков) — поощрение всегда стимулирует к тому, чтобы почаще так себя вести.

    Правило 3. Командирам надо дать понять, что их поведение — неуважительное, а зачастую и причиняет боль. Поэтому предложите ребенку «сменить роль»: «Представь, что ты — это. которой подруга постоянно диктует, что делать, что не делать, что можно, а что нельзя. О чем, по-твоему, она сейчас думает? что чувствует?»

    Правило 4. Объясните, что нужно соблюдать очередность. Это хорошо — всегда быть первым, но не надо при этом жестко подавлять и ущемлять окружающих. Ведь хотя в своем маленьком кругу он — командир, не исключено, что в новом будет считаться выскочкой. Объясните ему, что во многих случаях, чтобы тебя признавали первым, надо сначала уметь «стать в очередь», намного важнее уметь контролировать перепады настроения, уметь ждать и соблюдать очередность.

    Правило 5. Объясняйте своему ребенку, что «командовать» также означает брать на себя ответственность за свои команды. «Вожак» должен понимать и даже чувствовать, какие действия группы наилучшим образом подходят для ее членов. Он должен заботиться о группе в целом и о каждом человеке в частности. Даже если это иногда в каком-то конкретном случае идет вразрез с личными желаниями лидера. Только тогда «командир» может стать настоящим Лидером, Лидером успешной группы, которая уважает своего предводителя.

    Мы рассмотрели только маленькую часть проблем, которые испытывают родители при общении с подростками. К обсуждению этой темы мы еще обязательно вернемся на страницах нашего сайта. А пока нам бы хотелось, чтобы родитель, воспитывающий ребенка-подростка, понял, что быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в мощнейших физиологических сдвигах, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий от будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжелейшие испытания в поисках собственных путей в новом для него мире. Как бы тяжело вам ни было, не оставляйте его одного на этом участке жизненного пути, станьте его «проводником». Тяжелый жизненный период пройдет, а вашу помощь ребенок никогда не забудет. Успехов вам и вашим детям, которые уже и не дети вовсе, но еще и не взрослые.

    www.greenmama.ru

    Девятилетний ребенок – это уже совсем взрослый человечек, который может вести с вами умные беседы, аргументированно выражать свои мысли, внимательно слушать, запоминать и перерабатывать информацию. Но в то же время это еще ребенок с не сформировавшейся полностью психикой, и за ним нужен, как говорится, глаз да глаз. Дети быстро растут физически и психически, вытягиваются вверх, взрослеют. В девятилетнем возрасте очень важной для ребенка становится школа, он очень хочет успевать по всем предметам, беспокоится о том, как выглядит среди одноклассников.

    Развитие ребенка в 9 лет (что должен уметь)

    В это время в каждой группе формируется лидер, могут возникнуть аутсайдеры, выделяются дети, которые являются зачинщиками проказ и шалостей. Но все же самым главным является формирование навыков общения, процесс выражения мыслей и установления контакта. Дети все делают быстро – двигаются, едят, читают, говорят. Им нравится, когда на них обращают внимание. Они рассуждают на темы дружбы, сопереживания, осуждения.

    — прекрасно ориентироваться во времени;

    — рассказывать смешные истории, проявлять чувство юмора;

    — проявлять обостренное чувство справедливости;

    — применять отработанные навыки самообслуживания;

    — с удовольствием читать книги и обсуждать прочитанное;

    — соблюдать правила – писанные и неписаные, позитивно относиться к ним;

    — следит за порядком на своем столе, в портфеле;

    — общается в коллективе и в группе ровесников;

    — заботятся о домашних животных и младших братьях или сестрах;

    — помогает по дому в мелких делах.

    Питание ребенка в 9 лет

    9-летний ребенок редко жалуется на отсутствие аппетита, скорее может есть за двоих. Это и неудивительно – им требуется большое количество энергии для роста тела, формирования тканей. Два-три раза в день необходима полноценная вареная пища, а остальное можно оставить на перекусы полезными продуктами, содержащими сложные углеводы – фрукты, овощи, кондитерские изделия. Особенно важно, чтобы в меню входило достаточное количество продуктов для питания без переедания.

    Фаст-фуд, кока-кола и чипсы должны попадать ребенку только для того, чтобы попробовать их вкус, но никак не являться постоянными продуктами. Морс и компот намного лучше утолит жажду и даст больше полезных веществ, чем магазинные напитки «из бутылок». Прививайте ребенку культуру правильного питания — пусть он сам выбирает продукты без консервантов и транс-жиров.

    Режим дня ребенка в 9 лет

    Режим девятилетнего ребенка подчиняется в большей степени занятиям в школе. Чтобы вовремя приходить в школу, лучше следовать постоянным правилам — ложится спать в одно и то же время, вставать по будильнику, собираться в школу без спешки, обязательно завтракать, а после школы несколько часов отвести отдыху на свежем воздухе, подвижным играм. Затем делать уроки. Перед сном снова отдыхать, принимать ванну или душ.

    Убедитесь в том, что ваш ребенок не игнорирует чистку зубов, каждые полгода водите его на профилактические осмотры к стоматологу.

    Занятия с ребенком в 9 лет

    Дети этого возраста относятся к группе риска по попаданию в опасные ситуации. Это могут быть ДТП и другие травмы, обман мошенниками. Школа ведет большую профилактическую работу в этом направлении, но только семья может закрепить эти знания. Просматривайте совместно фильмы, обсуждайте ситуации, акцентируйте внимание на важных вопросах. Мнение компании часто является важным для младшего школьника — невзирая на убеждения родителей и учителей он может поддаться влиянию друзей и совершить неблаговидный поступок. Главным стимулом к этому является желание доказать свою «крутость», взрослость, самостоятельность. Присматривайтесь к компании, в которой общается ваш ребенок, старайтесь тактично оградить его от неблагоприятного влияния. Разговаривайте, интересуйтесь его делами, обсуждайте возможные варианты поведения. Следите, чтобы он не находился в прокуренных помещениях и не подвергался пассивному курению.

    Игры и игрушки для детей в 9 лет

    Наиболее подходящие игры для этого возраста подбираются в соответствии с основными целями развития. Дети развивают способности мыслить критически, учатся отстаивать свою точку зрения при помощи веских аргументов. Лучше всего покупать им игры на развитие мыслительной деятельности, памяти, аналитических способностей, интеллекта. Интересны задания, отрабатывающие умение решать задачи в несколько действий. Кроме этого, не стоит оставлять без внимания подвижные игры на свежем воздухе — футбол для мальчиков, танцы или гимнастику и так далее. Лучше всего записать ребенка в секцию или кружок.

    Воспитание ребенка в 9 лет

    В норме девятилетние дети очень общительны и не доставляют своим родителям много хлопот.

    Хотя авторитет семьи потеснили друзья и одноклассники, родители могут оставаться очень близкими, и это во многом способствует поддержанию адекватной самооценки и уверенности в себе. Опора в лице родителей и членов семь очень важна, именно для того чтобы справляться сложными для своего возраста задачами, которые возникают ежедневно.

    Полезные советы родителям

    Осуждать ребенка за мелкие шалости нужно как можно реже , и тем более никогда не стоит делать это при чужих детях или посторонних людях. Через период детских шалостей проходят все дети, не стоит акцентировать на этом внимание. Лучше всего переключить внимание на что-то более полезное и важное. Пусть ребенок считает, что его шалости – это неинтересное событие, о котором даже говорить не стоит, тогда и не будет мотива для их выполнения. Дети шалят тогда, когда им скучно – организуйте им подвижные игры, например, с поиском клада в парке или настоящий шашечный турнир с медалями и призами. Если вы будете для своего ребенка «своим в доску», вы всегда будете в курсе, что с ним происходит.

    © 2012—2018 «Женское мнение». При копировании материалов — ссылка на первоисточник обязательна!

    Главный редактор портала: Екатерина Данилова

    Электронная почта: zhenskoe.mnenie@mail.ru

    Телефон редакции: +7 (965) 405 64 18

    zhenskoe-mnenie.ru