Отношения, психология, жизненные ситуации

Как развивать эмоциональность

Как развить внимательность?

«Ой, я такая невнимательная!» — всплескивают руками молодые девушки. До поры до времени это даже умиляет окружающих, но потом начинаются проблемы, и перед нами встает вопрос, как развить внимательность, потому что рассеянность не позволяет повысить эффективность работы.

Внимание и внимательность

Психология рассматривает внимательность, как свойство личности, полагая, что без него дальнейшее развитие личности будет невозможным. Человек, не умеющий сосредоточится на актуальном для себя предмете, не сможет эффективно работать над задачами и проблемами. Поэтому тренировка внимательности обязательна для тех, кто испытывает явный недостаток этого качества.

Как повысить внимательность? Считается, что все начинается с общей привычки проявлять внимание ко всему, что происходит в жизни. Многие специалисты рекомендуют стараться отказываться от механических действий, проявляя внимание к тому, что и как мы делаем. Постепенно такое внимание ко всем жизненным процессам перерастает во внимательность и способность сконцентрироваться в любой необходимый момент. Но это только один из способов, как улучшить свою внимательность. А вообще выработать это качество можно с помощью разных методов.

Как развить внимательность у взрослого?

С одной стороны то, что взрослые люди задаются вопросом, как тренировать внимательность, неправильно – научить их этому должны были родители и воспитатели в детском саду. А с другой стороны, что же делать человеку, которому в детстве эту способность привить не смогли, а теперь она ему очень нужна? Ответ очевиден – изучать способы, как развить внимательность и не забывать ее тренировать.

  1. Зачем нам нужна внимательность? Чтобы ощутить всю полноту жизни в конкретный момент. А это значит, что нам потребуются хорошо развитые чувства – осязание, обоняние, вкус. Проявляйте внимательность к мелким деталям – не проглатывайте на ходу чашку кофе с печеньем, а старайтесь почувствовать все оттенки вкуса. Нюхая парфюмерную продукцию, пробуйте распознать класс аромата, почувствуйте «ноту сердца», ощутите шлейф аромата. Так поступайте со всеми ощущениями, старайтесь учесть с помощью органов чувств все аспекты происходящих событий. Во время всех действий не забывайте обращать внимание и на свои мысли, анализируйте, какие эмоции вызывает у вас то или иное действие, что вы думаете о происходящем.
  2. Мы часто живем не здесь и сейчас, а смакуем прошлое или ищем утешение в будущем. О какой внимательности можно говорить, если вы целый день думаете о том, какой дождь шел, когда вы получили первое в своей жизни признание в любви? Прокручивая в голове сладостные моменты, вы не позволяете себе наслаждаться сегодняшним днем. Поэтому начните развитие внимательности с расставания с такими навязчивыми мыслями. Расширяйте свое сознание, поймите, что воспоминания и планы на завтра – это все очень хорошо, но у вас должно быть место и для настоящего. Не стесняйтесь проявлять здоровое любопытство к тому, что происходит вокруг.
  3. Есть так называемые «люди настроения» – пребывая в приподнятом состоянии духа, они способны горы свернуть, а когда на душе серость, работать их под дулом пистолета не заставишь. Какая уж тут внимательность! Поэтому необходимо научиться контролировать свои эмоции. Старайтесь все время находиться на хорошей волне, улыбайтесь – вам понравится.
  4. Обратите свой взор на свое тело, на то, как оно работает. Посмотрите, что с вами происходит, когда вы напряжены и нервозны и как вы ведете себя в расслабленном состоянии. Проанализируйте, как это влияет на вашу внимательность.
  5. Прекратите переживать по каждому поводу. То, что происходит с вами, всегда можно изменить, а бурные эмоции только мешают трезвой оценке ситуации. Поэтому учитесь принимать происходящее, тогда ваша внимательность к проблеме будет близка к совершенству.
  6. Разгадывайте головоломки на поиск предметов. Это поможет вам научить обращать внимание на мелкие детали, а не только оценивать картину в целом.
  7. womanadvice.ru

    Развитие эмоциональности

    Чтобы ваши эмоции хорошо понимали, нужно получать обратную связь и тренироваться.

  8. Впечатлительность, восприятие непосредственное и живое. Стоп! Нужно ли вам развивать впечатлительность? Может быть, стоит скорее научиться свою впечатлительность притормаживать? Это очень не простой вопрос, см.>
  9. Темперамент, включение высокоэнергичных эмоций. Это хорошее дело, с темпераментом поработать полезно. Смотри Развитие темперамента
  10. Эмоциональная выразительность, яркость эмоциональных проявлений. Смотри Развитие эмоциональной выразительности
  11. Импульсивное реагирование, привычка жить и реагировать на основании эмоций, а не на доводах разума. Если вы в жизни хотитет чего-то добиться и с головой у вас в порядке, то импульсивность вам не полезна, а вредна. Что с этим делать, смотри Развитие импульсивности

Если хотите коротко, то ваши главные упражнения:

  • Самое главное — лицевая гимнастика. Неразработанные мимические мышцы — блокировка эмоциональной выразительности. Смотри Лицевая гимнастика
  • Развитию эмоциональности способствует заранее подготовленное, отработанное выразительное чтение. Умеете ярко, выразительно, эмоционально читать тексты и стихи — будете эмоциональны и в других ситуация. Тренируйте выразительное чтение на специальных текстах: смотри пародии «У попа была собака» и «Сорок второй — ухмыльнулся старик».
  • Повышайте общую энергетику и темпоритм. Представьте, что у вас внутри зажжужал маленький моторчик, и вы начинаете делать все быстрее, живее, энергичнее.
  • На фоне повышенной энергетики тренируйте ударные выбросы энергии. Вначале потренируйте реальный удары, например в упражнении Рубка дров. Затем — ударные выдохи: упражнение ХА!. После этого потренируйтесь делать удары в речи: слова — удары. Акценты в речи. Акценты, как удары!
  • После этого у вас уже пойдет и эмоциональная гимнастика: тренировка смены эмоционального состояния. Делайте это чаще, настроение будет становиться бодрее, а эмоций — больше! Смотри Эмоциональная гимнастика
  • Дополнительные каналы развития эмоциональности

    Развитие эмпатии. Эмпатия? связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе не эмоциональные. При этом, развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности. Эмпатия дает больше поводов для чувств и эмоций — отсюда и большая эмоциональность. К тому же, тонко чувствующий, эмпатичный человек чаще удостаивается звания «эмоциональный», хотя на самом деле он просто тонко чувствующий и отзывчивый, а не эмоциональный.

    Для развития эмпатии полезно практиковать следующие упражнения:

    ?Все упражнения для «Страуса?»: «Запоминание лиц», «А что это он», «Как он смеется», «Я глазами других», «Сопереживание», «Перевоплощение», а также любые гадания и игры в «Ассоциации».

    www.psychologos.ru

    Как развивать эмоциональность

    Эмоциональность – это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Эмоциональность можно и стоит рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир проявлением эмоций и влияние их на поведение человека. Эмоциональность свойственна людям, ведь, проявляя эмоции, мы познаем жизнь, окрашиваем ее разными красками, пусть даже не самых приятных оттенков.

    Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere» – выдвигать, волновать, колебать. Эмоция процесс в равной степени психологический и биохимический, возникающий как реакция в ответ на происходящие с человеком события. Эмоции не зависят от объектов, на которые направлены. Одна и та же эмоция может быть проявлена в разное время по разному поводу и совершенно к разным людям и ситуациям, чего нельзя сказать о чувствах. Чувства более комплексны и всегда имеют адресата. С точки зрения эволюции эмоциональность более давняя форма проявления отношения человека к окружающему миру, посему эмоции присущи и животному, и человеку. Чувства же – прерогатива человека.

    Как развить эмоциональность

    Эмоция – это реакция на происходящее, которую можно назвать «здесь и сейчас». Эмоции проявляются в конкретный момент и отражают отношение проявляющего переживания к происходящему. Чувства, напротив, обладают относительной устойчивостью и постоянством и всегда имеют адрес – тот объект, на который направлены. Психологи выделяют эмоции, которые называют базовыми или врожденными. Названы они так потому, что присущи всем здоровым людям и проявляются одинаково на всех континентах и в разных национальностях. Базовые эмоции – эмоции общие для всех. На сегодняшний день выделено семь базовых: радость (счастье, довольство), гнев (злость, ярость), страх, печаль (грусть), интерес, отвращение и удивление.

    Способность выражать силу и энергию своих эмоций характеризует эмоциональность как качество личности. Многие психологи рассматривают эмоциональность как одну из основных составляющих темперамента. У холериков эмоциональность характеризуется молниеносной сменой эмоций, которые к тому же проявляются ярко. Эмоциональность меланхоликов внутри, там бурлят страсти, быстрота движений переживаний, но выплеск наружу еле заметный, незначительный. Сангвиники более медлительны и уравновешены, эмоции проявляют не столь бурно. Эмоциональность флегматиков в полном равновесии, рождение и проявление переживаний не яркое.

    Думаю, всем известны выражения «ничем не пронять», «толстокожий как слон», «холодный» и подобные. Все эти выражения говорят про низкий уровень эмоционального реагирования. Эмоциональность можно развивать.

    Чтобы успешно развить эмоциональность необходимо познакомиться с эмоциями и чувствами, выделить для себя те, которые человек испытывает наиболее часто, а также понаблюдать за поведением и проявлением эмоций, как у себя, так и у других людей.

    Далее важно ответить себе на вопрос «что я могу изменить в своем поведении?» Эмоциональность – это открытость миру. Психологи советуют больше общаться, ведь малообщительные люди, как правило, закрытые люди. Необходимо пробовать проявлять эмоции жестами, словами, говорить о чувствах, стать более открытым, чаще улыбаться. Это облегчает общение и понимание.

    Замечено, что не всегда отсутствие внешнего проявления эмоциональности говорит об отсутствии самих эмоций. Бывают случаи, когда из-за невозможности проявить свои переживания (не уместно, не вовремя, не воспитано и прочее) человек сдерживает их или иными словами подавляет, возникает внутреннее накопление эмоционального напряжения.

    Периодическое подавление собственных переживаний отрицательно сказывается на здоровье человека как физическом, так и психическом. Не выраженные эмоции грозят взрывом чувств, что может вылиться в истерику или в приступ агрессии и, несомненно, проявиться в теле повышением давления вследствие прилива крови к головному мозгу, тремором в конечностях, скажется также и на дыхательном аппарате.

    Эмоциональность без разрядки, похожа на спящий вулкан, готовый в любой момент к извержению и что станет отправной точкой остается только догадываться. В любой момент обязательно произойдет эффект последней капли и каковы будут последствия никому не известно. Стоит ли доводить до этого? Опасность взрыва связана не только с подавлением переживаний, но и с повышенной эмоциональностью человека.

    Высокая эмоциональность характеризуется быстрым возникновением раздражения и повышенной ответной реакцией. Если игнорировать накопление эмоций, то наступит точка не возврата и при таких условиях они возьмут верх.

    Высокая эмоциональность личности имеет свои плюсы и минусы. Можно считать, что это утверждение очень относительно, ведь сколько людей, столько и мнений. Давайте разбираться. Плюс состоит в том, что, проявляясь, эмоции выплескиваются наружу, не подавляются, не вытесняются, не заталкиваются поглубже, а выдаются в мир. Однако, высокая эмоциональность в основном разрушительна. Возможно, вам знакома ситуация, когда, потеряв контроль над собой, люди позволяют себе лишнее в отношении других людей (повышение голоса, оскорбление, стук дверью и т.п.). Какой потом осадок от смущений и переживаний по этому поводу остается зачастую у обеих сторон ситуации. Высокая эмоциональность негативно сказывается на отношениях и также негативно влияет и на самого человека, вгоняя его в чувство вины, заставляя оправдываться перед собой и окружающими, накапливая обиды.

    Как справиться с повышенной эмоциональностью

    Осознайте, что повышенная эмоциональность – это ваша черта характера. Проведите самоанализ. Определите для себя уровень своей эмоциональности, насколько вы вспыльчивы и нетерпимы. Можно пройти тесты, чтобы определить свой темперамент и эмоциональность.

    Заведите дневник эмоций, где будете описывать свой день и свои переживания. А лучше сразу после того как произошел всплеск эмоциональный записать что вы чувствовали, как переживали, как реагировало ваше тело, где отзывались и как происходило затихание эмоций. Перечитав написанное, оцените свое отношение к нему. Какая из ваших реакций была обоснованной. А какие переживания вы испытываете теперь?

    Познакомьтесь со своими триггерами – ситуациями, которые запускают ваш организм снова и снова активизировать все системы и выдать эмоциональную реакцию, взбодрить вашу эмоциональность. Возможно, намного ранее в вашей голове образовалась модель поведения в ответ на стрессовую ситуацию. И, возможно, эту модель поведения вы постоянно повторяете. В такой момент спросите себя «Что конкретно сейчас я чувствую? Когда я проявлял подобные эмоции? Что является пусковым механизмом?» Сделать это также можно благодаря дневнику переживаний. Вы можете изменить свою модель поведения и свою эмоциональность. Не спешите. Знакомство с собой, своей эмоциональностью и проявляемыми эмоциями это не легкий труд. Не заставляйте себя делать все и сразу, слишком поспешные действия ведут к сопротивлению. Рост личности это всегда выход из зоны комфорта, а подобный выход дается не просто и требует затрат душевных, эмоциональных и физических. Но не унывайте «съесть слона» целиком сложно, но по частям очень даже можно. Если вам тяжело собраться с силами и встретиться со своей эмоциональностью, установите для себя более простые цели, более достижимые.

    Познакомьтесь с понятием персонализации, распознайте ее и боритесь с нею. Это понятие, которое способно вызвать повышенную эмоциональность. Оно может означать, что вы чувствуете себя ответственным за вещи, которые могут не иметь лично к вам никакого отношения или которые вы не можете контролировать.

    Боритесь с долженствованием. Заявления о том, что вы кому-то что-то должны причиняют вред и заставляют придерживаться стандартов, которые могут быть завышены. Нарушая очередное «должен», вы вполне можете испытывать отчаяние, вину, гнев. Вы можете избежать подобных ситуаций, изучив, что именно находится под этим «должен» и только потом решать так ли это на самом деле. Как следствие, вы не будете испытывать негативных эмоций. А слова «должен» и «надо» при необходимости можно заменить на слово «хочу» и дело пойдет намного проще.

    Действуйте только после того, как успокоитесь. Ваша эмоциональность порой не самый хороший советчик и действия под влиянием эмоций может привести к последствиям, о которых в дальнейшем вы можете глубоко сожалеть. Попробуйте успокоиться, прежде чем реагировать на ситуацию, которая вызвала сильную эмоциональную реакцию.

    Позвольте себе чувствовать свои эмоции. Корректируя свою эмоциональность, работая над повышенной эмоциональностью, не стоит становиться совершенно безэмоциональным, мы уже говорили о вреде подавления эмоциональных всплесков. Необходимо познакомиться и осознать эмоции, осознать также и то, что отрицательные эмоциональные всплески также необходимы как и положительные и стараться соблюдать их баланс.

    В середине прошлого века ученые заговорили о понятии эмоциональный интеллект. Понятие было введено тогда, когда было замечено, что высокий уровень интеллекта не всегда способствовал успешности человека в карьере и личной жизни. По мнению ученых, эмоциональный интеллект в отличие от интеллекта представляет собой способность правильно истолковывать эмоциональность, чувства и поведения других людей, интуитивно улавливать, в чем нуждается другой человек, а также иметь высокую стрессоустойчивость. Вся теория эмоционального интеллекта основана на предположении, что человек способен точно определять эмоции другого человека, а также на том, что эмоциональностью можно научиться управлять. Не только лицо, но и тело способно передавать эмоции и если наблюдать за этими проявлениями и научиться их замечать, можно прочесть все эмоции другого человека как открытую книгу.

    Но достаточно лишь наблюдений? Если ваша эмоциональность высока, за собственной бушующей эмоциональностью вы не увидите чужой. При низкой эмоциональности, вы не способны увидеть изменения в эмоциональном состоянии другого человека. Если ваши эмоции стереотипны, вы никогда не заметите тонкости настроения и окраску эмоциональности другого человека. В других вы будете ощущать и видеть лишь те эмоции, на которые способны сами. Ваш мозг выдаст вам реакцию, которая когда-то была наиболее эффективна. Необходимо научиться различать тона и полутона эмоциональных всплесков. И если ваш мозг способен от радости кричать и плакать, смеяться и хмуриться, тихо улыбаться, говорить о своем счастье или уходить внутрь, тогда ваш мозг сможет подстроить ваши эмоции к любой ситуации. Ваш диапазон проявления и восприятия эмоций расширится, а ваша собственная эмоциональность сбалансируется.

    Изучайте эмоции, новые слова для описания эмоциональных всплесков. Не просто «счастлив», а «безмерно счастлив», «тихо счастлив», «удовлетворен и счастлив», «благостен». Примеряйте эмоции на себя перед зеркалом. Эмоциональный рост, как и физический, требует времени и не всегда приятен. И будьте терпеливы.

    psihomed.com

    Как развить эмоциональность

    Любая ситуация, событие, впечатление у человека сопровождаются эмоцией. Психологи понимают под этим словом переживание своего отношения к происходящему, прошедшему или тому, что может произойти. В обычной речи слово «эмоция» трактуется более широко: психический компонент – переживание, дополняется физиологическим – сопутствующими изменениями в организме. Есть люди, которые от природы испытывают слабые эмоции, однако при желании можно развить эмоциональность.

    Эмоция выполняет важные функции:

  • она побуждает к действию, регулирует поведение. Бывает, что под воздействием эмоций отключается мышление – тогда вы действуете, не осознавая, что делаете. Это мотивационная функция;
  • выраженная эмоция позволяет понять человека, не зная его языка. Это коммуникативная функция;
  • выразительные движения, мимика, отражающие эмоцию, позволяют сообщить окружающим о своих потребностях, предупредить их об ожидающей опасности или, наоборот, удовольствии. Это сигнальная функция;
  • защитная функция позволяет человеку спастись от опасности. Под воздействием эмоции в кровь выделится тот или иной гормон и человек замрет или побежит. Эти механизмы вырабатывались тысячелетиями эволюции и до сих пор сильны.
  • Что такое эмоциональность

    В психологии эмоциональность характеризует качество, содержание и динамику эмоций. Она может быть сильной, когда эмоции ярко выражены, а может быть слабой, когда событие не оставляет следа в душе человека или когда этот след не заметен окружающим.

    Люди, далекие от психологии, под эмоциональностью понимают эмоции, выраженные ярко, заметно для окружающих. Эмоциональным называют человека с непосредственным, живым, восприятием.

    Особенности развития эмоций у детей

    Человек не рождается с готовым набором эмоций – в течение жизни происходит развитие эмоций, они превращаются из простых в сложные, увеличивается их количество. Самое глобальное эмоциональное развитие случается в раннем детстве.

    Первые эмоции появляются у младенца в связи с удовлетворением или не удовлетворением его начальных потребностей. Он испытывает удовольствие, когда сыт, когда ему комфортно. Если ребенку холодно или жарко, если он не может уснуть или голоден, то он испытывает недовольство.

    Когда ребенок становится старше, его эмоции усложняются, они развиваются в процессе игры и исследовательского поведения. На первой ступени развития эмоций малыш получает удовольствие при достижении результата. Потом доставлять радость начинает сама игра – здесь эмоции связаны с протеканием процесса деятельности, но не с его завершением.

    Ребенок растет и учится предвосхищать эту эмоциональную палитру. В таком варианте развития эмоции зарождаются в начале действия, и уже результат и процесс выполнения не являются главными для него. Это момент соединения эмоции и интеллекта, в этом случае у будущего поступка оцениваются и последствия с результатами, и его общий смысл с предполагаемыми переживаниями.

    К школьному возрасту эмоции усложняются, они обретают более широкий смысл, разные переживания объединяются или борются друг с другом. Это развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста и младших школьников приводит к возникновению внутренней стороны жизни ребенка. Эмоции по-прежнему возникают из ситуаций, отношений, существующих во внешнем мире. Но их интерпретация в сознании, описательные «картинки» о них формируются под воздействием уровня желаний ребенка. От этой внутренней логики также зависит, в какие события ребенок включается, а какие оставляет без внимания, и как он себя ведет.

    Разделение внутренней и внешней жизни – признак готовности ребенка к школе. Общение с учителем и коллективом на уроках, учебная деятельность требуют сдерживать свои чувства, не выплескивать их на окружающих. Первое время ребенку это трудно, потому что дошкольник обычно сопровождает свои эмоции мимикой, движениями тела, междометиями. Для него это одно из средств общения, ведь роль эстетических эмоций в развитии личности ребенка огромна. А в начальной школе эти моторные реакции начинают постепенно заменяться речевыми. К концу младших классов речь ребенка становится заметно выразительнее, интонации обогащаются. Младший школьник учится справляться с волнением – держать его в себе. Он уже может отложить свои желания, подчиниться требованиям учителя и сконцентрироваться на занятиях.

    Упражнения для детей

    Детство – время, когда закладывается основа гармоничного развития эмоциональности. Для становления личности важно осознавать свои чувства. Для общения необходимо понимать состояние собеседника. Как и языку, ребенок учится этому самостоятельно, схватывая буквально из воздуха. Но все же не стоит пускать на самотек развитие эмоциональной сферы.

    Чтобы помочь ребенку развить эмоциональную сферу:

  • в первую очередь не отгораживайтесь от ребенка гаджетами, больше разговаривайте с ним обо всем;
  • пока ребенок совсем маленький, проговаривайте его эмоции за него, рассказывайте, как с ними можно справляться;
  • когда ребенок подрос, регулярно спрашивайте его, что он чувствует в данный момент, что понравилось ему сегодня в садике, а что огорчило;
  • поощряйте сюжетные игры на разные темы и дидактические игры на развитие эмоций;
  • вместе слушайте музыку и обсуждайте ее с малышом;
  • сообща читайте литературу, обсуждайте поведение героя, его мотивы, переживания;
  • не ограничивайте контакты ребенка со сверстниками;
  • следите, чтобы чувства ребенка не заключались сугубо пределами личных переживаний, но могли быть реализованы в конкретных действиях;
  • поощряйте труд, который может быть полезен для окружающих;
  • развивайте у ребенка эмпатию.
  • Упражнения для взрослых

    Проведен не один тренинг по сдерживанию эмоций, опубликовано множество советов на эту тему. Их полезно использовать в деловом общении: с начальством, коллегами.

    Если речь заходит о гармоничном развитии, когда взрослый человек или подросток задумывается о развитии творческого начала, эмоции лучше не сдерживать. Переживания придают остроту ощущениям, делают личность яркой и интересной для окружающих.

    Значение эмоций в жизни человека неоценимы. Они обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают живой интерес к окружающей действительности. Эмоции помогают личности глубже познать себя. С помощью переживаний человек узнает уровень своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

    При встрече двух людей кто-то один из них непременно берет на себя доминирующую функцию создания эмоциональной атмосферы. Но кто это будет и какой настрой он создаст? Лучше самому быть автором эмоциональной атмосферы, уметь легко настраивать окружающих на позитив. Для этого и нужно развивать эмоциональность.

    Существуют определенные особенности развития эмоций. Следующее упражнение делайте после предыдущего, не меняйте порядок:

  • Лицевая гимнастика. Неразработанные мимические мышцы блокируют эмоциональную выразительность. Если вы склонны к порядку, по очереди шевелите всеми мышцами лица. Если любите импровизировать – корчите рожи.
  • Выразительное чтение. Найдите текст, прочтите его, пометьте нужные для каждого предложения или даже слова интонации. А теперь сыграйте этот текст перед зеркалом или друзьями, запишите на магнитофон, проанализируйте.
  • Повышение энергетического уровня и темпоритма. Начните двигаться чуть быстрее своего обычного темпа. Делайте привычные действия с большей энергией.
  • Тренировка акцентов. Сначала попробуйте отработать настоящие удары, имитируя рубку дров. Потом подключите «ударные» выдохи, их лучше сопровождать звуком «ха!» Далее попытайтесь делать такие «удары» в речи – акценты.
  • Гимнастика для «прокачки» эмоций – это тренинг для быстрой смены состояния. Практикуйте ее по утрам, чередуйте позитивные/негативные энергичные/вялые состояния. Последним пусть идет энергичное и позитивное состояние, это взбодрит вас, и ваш день пройдет активно.
  • www.teatr-benefis.ru

    Развитие ребенка в 4 месяца

    Краткое содержание статьи

    На четвертом месяце жизни младенца происходят важные изменения в его социальном, психологическом и эмоциональном развитии. В этот период ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осознанно изучает игрушки и предметы, начинает проявлять активный интерес к происходящим вокруг событиям. Изменения происходят и в физическом развитии – пропорции тела ребенка постепенно приближаются к пропорциональным параметрам взрослого человека.

    Для оценки уровня развития младенца, которому уже исполнилось 4 месяца, большое значение имеют особенности зрительного восприятия и формирования речевых навыков. Даже если ребенок немного отстает от своих сверстников, это легко можно скорректировать при помощи специальных занятий и развивающих игр. Бывает и так, что несоответствие навыков младенца существующим стандартам является первым признаком серьезных неврологических расстройств и других тяжелых патологий, поэтому родители должны знать особенности развития ребенка в 4 месяца.

    Сколько должен весить ребенок в четыре месяца

    В течение первого года жизни младенец должен проходить ежемесячный плановый осмотр у участкового педиатра. На каждом приема малыша обязательно взвешивают, измеряют его рост, окружность головы и грудной клетки. Это важнейшие антропометрические показатели, позволяющие оценить состояние здоровья ребенка и правильность его развития.

    Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

    Например, несоответствие размеров грудной клетки возрастным нормам может свидетельствовать о нехватке витамина D3 и быть признаком рахита – прогрессирующего нарушения обменных процессов, вызывающего дистрофию костной ткани и патологии нервной системы. Слишком большая окружность головы в некоторых случаях может быть клиническим проявлением гидроцефалии – опасного заболевания, при котором происходит скопление цереброспинальной жидкости в желудочках головного мозга. Для своевременной диагностики этих заболеваний необходимо контролировать изменения в данных параметрах и вовремя обращаться за медицинской помощью.

    Не менее важно регулярно измерять рост и вес ребенка – это поможет вовремя заподозрить патологии эндокринной системы (например, нарушение синтеза инсулина и гормонов надпочечников). Вес ребенка в 4 месяца может колебаться от 6 до 7 кг. Средняя прибавка в этот период составляет около 700-750 г, так как двигательная активность младенца еще находится на низком уровне. Средний рост четырехмесячного ребенка – 64 см. Некоторые дети в этом возрасте вырастают до 68 см – это также считается вариантом нормы, если в анализах крови и мочи не выявлено никаких отклонений.

    На вес и рост ребенка в 4 месяца могут влиять следующие факторы:

    • тип вскармливания (дети, получающие в качестве питания молочные смеси, набирают вес немного быстрее);
    • наследственность;
    • масса тела при рождении;
    • психоэмоциональная обстановка в семье;
    • количество и продолжительность прогулок.
    • Важно! Если показатели физического развития намного отличаются от нормальных значений, ребенок нуждается в комплексном обследовании, так как этом может быть признаком неврологических, эндокринных расстройств, а также заболеваний сердца и сосудистой системы.

      Что должен уметь ребенок в 4 месяца

      В этот возрастной период активно развивается мышечная система ребенка, помогая младенцу осознать свое тело, изучить его и подготовить к выполнению основной задачи первого года жизни — умению ходить.

      Мышцы ребенка в 4-5 месяцев уже достаточно крепкие, чтобы он мог выполнять многие действия:

      • осознанное хватание предметов (не путать с рефлекторными действиями) и перекладывание их из руки в руку;
      • удерживание головы в положении лежа на животе и поднимание верхней части туловища с опорой на ладошки ;
      • переворачивание со спины на живот и обратно;
      • приподнимание плечевого корпуса и головы в положении лежа на спине (первые попытки сесть);
      • хватание за перекладину или руку взрослого лежа на спине с попытками подтягивания;
      • способность придерживать ручками грудь матери или бутылочку при кормлении;
      • приподнимание ягодиц и отталкивание ножками в положении лежа на животе (задатки ползания).
      • После того, как малыш освоит все перечисленные навыки, его лучше спускать на пол, ограничив пространство для передвижения при помощи подушек или специальных напольных манежей. Это положительно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии ребенка и позволяет изучать окружающий мир с нового ракурса.

        Важно! Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка, если он сам не предпринимает попыток сесть и не может самостоятельно удерживать спину. Слишком ранние попытки посадить кроху могут стать причиной заболеваний позвоночника (остеохондроза, сколиоза). У девочек подобная практика может привести к нарушению функционирования репродуктивных органов и загибу матки.

        На четвертом месяце жизни в организме ребенка происходят важнейшие физиологические изменения, затрагивающие почти все органы и системы и определяющие степень его здоровья и развития в будущем.

      • Слух. Ребенок способен определить источник звука. Нормой в этом возрасте считается, если малыш проявляет ответные реакции на обращенную к нему с расстояния 2-2,5 метров речь.
      • Зрение. Возможности органа зрения по восприятию и дифференциации различных оттенков и цветов расширяются, улучшается острота зрения. У многих детей в этом возрасте может измениться цвет глаз. Ребенок хорошо видит не только вблизи, но и подобно взрослому человеку, на расстоянии 20-30 см. В 4 месяца младенец должен уметь фокусировать взгляд на игрушках и других предметах, а также людях, которые с ним разговаривают. Многие дети рождаются с легкими формами косоглазия, возникающего из-за слабости зрительных мышц. В 4 месяцам это состояние должно пройти. Если этого не происходит, необходимо показать младенца врачу, чтобы исключить патологии органов зрения и различные формы неврологических расстройств, например, ДЦП.
      • Слезные железы. На четвертом месяце жизни плач ребенка уже сопровождается слезами, а не просто громкими звуками с негативной окраской.
      • Волосы и ногти. Волосы также начинают активно расти в возрасте 4-5 месяцев. Быстрее растут и ногтевые пластины, кожа околоногтевых валиков уплотняется. Это связано с нормализацией пищеварительных процессов и улучшением всасывания полезных элементов, которые непосредственно влияют на питание волосяных фолликулов и клеток эпидермиса.
      • Пищеварительная система. К 4 месяцам в организме младенца нормализуется выработка пищеварительных ферментов, необходимых для переваривания и расщепления пищи. Это проявляется следующими признаками: устранение кишечных колик, уплотнение каловых масс (оформление стула), регулярность испражнений, расслабленность брюшных мышц. Ребенок становится спокойнее. Налаживается аппетит, улучшается качество сна. Некоторые дети в этом возрасте могут перейти на восьмичасовой ночной сон с одним ночным кормлением.
      • Типичные рефлексы новорожденных уже почти не прослеживаются. Остаются только некоторые рефлексы: сосательный, рефлекс ползания, рефлекс Моро. Частично может сохраняться поисковый рефлекс, который со временем заменяется реакцией на визуальный раздражитель (оживление малыша при виде бутылочки со смесью, груди, приготовленной к кормлению), хватательный рефлекс, рефлекс Галанта. Если хоботковый рефлекс, рефлекс Бабкина, рефлекс автоматической ходьбы все еще есть у ребенка к четвертому месяцу жизни, это может указывать на поражение центральной нервной системы.
      • Психическое и эмоциональное развитие

        Действия ребенка становятся более упорными и целенаправленными, характер уравновешивается, постепенно сходит на нет возможность возникновения неожиданного плача безо всяких очевидных причин. В этом возрасте ребенку интересно быть одному, изучать свое тело, поэтому некоторые дети могут посвящать занятиям без участия взрослых до 30 минут

      • Гуление. В 4 месяца ребенок активно гулит во время бодрствования и пытается произносить первые слоги, используя согласные звуки.
      • Эмоциональность. Четырехмесячный малыш ярко выражает свои эмоции: смеется, проявляет радость, важничает. Ему нравится общаться со взрослыми.
      • Ребенок учится реагировать на слова мамы или другого человека, который находится с ним большую часть времени. Многие дети в этом возрасте реагируют не только на речь близкого человека, но и на его присутствие. Это может проявляться активным гулением, улыбками, растягиванием согласных звуков (чаще всего «а», «о» и «у»).
      • На четвертом-пятом месяце жизни ребенок узнает голос знакомых ему людей. Реакция может проявляться поворотом головы, улыбкой, активными движениями руками и ногами. Положительные эмоции могут возникать во время прослушивания знакомой музыки, песен, любимых сказок.
      • Появляются зачатки общения жестами. Малыш может протягивать ручки, тем самым показывая свое желание оказаться на руках у матери.
      • Младенец проявляет признаки заинтересованности в окружающих его вещах. Если он хочет взять какой то предмет или получше рассмотреть его, то его губки вытягиваются «хоботком», дыхание учащается и малыш тянется к предмету.
      • Активное познание собственного тела. Руками ребенок ощупывает свои ножки, тем самым как бы фиксируя в сознании факт наличия, изучает их, сосет пальцы на ногах.
      • Важно! Признаком здорового социального и эмоционального развития является разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Когда ребенок видит незнакомого человека, он проявляется беспокойство, начинает кричать и плакать, пытается отвернуться в другую сторону. В присутствии мамы или других близких людей ребенок улыбается, активно гулит и проявляет признаки заинтересованности в общении.

        «Певучесть» у младенцев 4-5 месяцев является признаком здорового эмоционального развития и социальной адаптации. В этот период важно больше разговаривать с ребенком, играть в игры, при этом объясняя все действия и называя окружающие предметы. Положительно влияет на эмоциональное и речевое развитие чтение сказок и пение спокойных песен, например, колыбельных. Даже если мама не занимается с ребенком, но в это время находится с ним в одном помещении, следует чаще общаться с младенцем, чтобы улучшить психоэмоциональное восприятие, которое во многом определяет характер и личностные качества ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

        Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяца

        Как развивать четырехмесячного ребенка

      • Подвесные игрушки. Это могут быть мобили, игрушки, закрепленные на перекладине или просто предметы разного размера, формы, цвета, фактуры, издающие звуки, подвешенные на прищепках на веревочке или резинке поперек кроватки. Со временем старые, надоевшие игрушки заменяют новыми, а старые прячут и через некоторое время используют вновь.
      • Погремушки. В возрасте четырех месяцев ребенку будут интересны легкие погремушки. Желательно, чтобы они были разные. Также как и подвесные игрушки они за счет тактильных ощущений, звука, цвета способствуют развитию ребенка. Лучше всего, если это будут пластмассовые или деревянные погремушки, которые легко мыть. Ребенок непременно попробует игрушку на вкус. Рот в этом возрасте — это важнейший орган познания окружающего мира, поэтому препятствовать тянуть все подряд в рот, значит сдерживать нормальное развитие ребенка. Основная забота мамы — это обеспечить чистоту всех предметов, которые находятся в доступной близости от малыша.
      • Прятки. Бурю восторга наверняка вызовет игра с ребенком в прятки. Играть можно, используя разные варианты: прятаться за пеленкой или закрывать глаза руками, а потом вновь «находиться» с возгласом «ку-ку». Крохе будет интересно понаблюдать и за мягкой игрушкой, которая то прячется, то опять возвращается. В конце игры дайте потрогать ее руками.
      • Сорока-белобока. Вспомните эту игру из вашего детства и она также как и вам когда-то понравится вашему малышу. Также не забывайте о пальчиковых играх, приговаривая при этом забавные потешки.
      • Подтягивание. Четырехмесячный малыш вполне может подтянуться, зацепившись за опору, а если это у него плохо получается, потренируйте его. Дайте зацепиться ручками за большие пальцы, а указательными зафиксируйте ладошки и слегка потяните. Ребенок непременно попытается подтянуться. Такое упражнение помогает развить мышцы и постепенно ребенок сможет уже почти сидеть. Вместе с тем, оставлять его в сидячем положении еще нежелательно, поэтому необходимо вернуть кроху в положение лежа.
      • Прыжки. Поскольку мышцы шеи и спины ребенка уже достаточно окрепли, то можно попробовать, поддерживая ребенка под мышки, поучить ребенка прыгать. Сидя приподнимите малыша над коленями и опустите на ножки, но так, чтобы он не успел полностью перенести на них весь свой вес. В этот момент опять приподнимите ребенка. Обязательно общайтесь при этом с крохой. приговаривая какой-нибудь ритмичный стишок, улыбайтесь, чтобы малыш не испугался.
      • Разговорчики. Постарайтесь поговорить с ребенком в форме диалога. Скажите ему что-нибудь, а потом выдержите паузу и вы наверняка услышите ответ. Больше разговаривайте, описывая и рассказывая окружающие предметы. Общаясь, не забывайте выражать свои эмоции, чтобы ваше лицо было хорошо видно малышу. Конечно же смысл слов он не поймет, но ваши эмоции все ему скажут.
      • Игрушки для развития четырехмесячного ребенка

        Большое значение в правильном развитии для младенца 4-5 месяцев имеют игрушки. Педиатры советуют приобретать для ребенка такого возраста следующие игрушки:

      • яркие погремушки, колокольчики и другие игрушки для привлечения внимания и стимулирования навыков ползания;
      • тканевые игрушки и лоскутки для развития тактильного восприятия;
      • тканевые мешочки, заполненные различными крупами для развития тактильных ощущений;
      • тряпичные браслеты и игрушки с подвесками для развития мелкой моторики.

      Все игрушки должны быть яркими и выполненными из безопасных материалов. Преимущество следует отдавать изделиям, окрашенным в природные цвета: желтый, зеленый, красный, синий или оранжевый.

      Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

      1. Массаж и гимнастика. Основой физического развития ребенка в этот период является массаж и специальная гимнастика для младенцев. Упражнения лучше всего выполнять в первой половине дня, когда ребенок проявляется максимальную активность, а массаж дает максимальный лечебный эффект после вечернего купания перед подготовкой ко сну. Для массажа можно купить специальное детское масло с экстрактом лаванды – оно отлично смягчает кожу и обладает успокаивающим действием, помогая настроиться на сон.
      2. Купание. Купать кроху в этот период рекомендуется каждый день, так как потовые железы работают активно, и выделяющийся пот может вызывать раздражение чувствительной кожи. Для купания можно использовать отвары лекарственных трав, морскую соль или хвойные экстракты, но перед их применением необходимо проконсультироваться со специалистом. Например, хвойный экстракт (концентрат) не подходит для гиперактивных младенцев и детей с повышенной возбудимостью.
      3. Прогулки. Прогулки должны быть регулярными и продолжительными. Общая длительность прогулок в теплую погоду должна составлять 3-4 часа. В холодное время года пребывание на улице необходимо ограничить до 2 часов, но совсем отказывать от прогулок нельзя, так как они укрепляют иммунитет и способствуют лучшей адаптации к разным погодным условиям. Если позволяют погодные условия, лучше брать ребенка на руки, чтобы он мог изучать окружающий мир, цвета, формы.
      4. Развитие ребенка в 4 месяца редко по всем параметрам соответствует идеальным значениям, но это не должно быть поводом для беспокойства, если врач не видит нарушений в функционировании важнейших систем детского организма. Если будут выявлены серьезные отклонения в антропометрических и других показателях, ребенку будет назначено профильное обследование.

        topotushky.ru

        Как развивать способности человека в 2018 году

        1)учебные (обеспечивающие усвоение знаний, умений и навыков) и творческие (позволяющие создать новый, оригинальный продукт деятельности);

        2)общие (универсальные для всех видов деятельности) и специальные (необходимые для успешного выполнения конкретного вида).Специальные способности в свою очередь делятся на частные, каждая из которых базируется на своих умственных операциях. Математические способности, например, опираются на математическую память, логическое мышление, быструю переключаемость. Конструктивно-технические способности требуют развитого технического, пространственного мышления. Музыкальные способности развиваются при наличии музыкального слуха, памяти, чувства ритма. В основе литературных способностей лежит наблюдательность, эмоциональность, образная память, выразительность речи. Художественно-изобразительные способности проявляются в чувстве пропорций, соотношений, видении света и цвета и т.д.

        В младшем школьном возрасте появляется больше возможностей для всестороннего развития личности: можно выбирать кружки, секции, творческие и учебные центры. При этом надо помнить, что развивать способности в какой-то одной области мало. Следует вести развитие в нескольких направлениях, чтобы оно не было однобоким.

        Для развития музыкального слуха, например, используются такие упражнения: пропеть звук, сыгранный на инструменте; определить интервал на слух; простучать ритмический рисунок; проиграть один из голосов полифонического произведения.

        Логическое мышление упражняют путем операций с понятиями (обобщение, анализ, сопоставление и т.д.). Задания: найди лишнее слово в группе (муравей, муха, стрекоза, пчела, комар, галка); на соотношение части и целого (кухня, шкаф, посуда, крышка); обобщение, подбор общего понятия для ряда частных (дождь, снег, град = осадки).

        Для развития двигательных навыков, ловкости, гибкости, координации движений используются подвижные игры, отдельные гимнастические упражнения (кувырки, стойки и т.п.).

        www.kakprosto.ru

        Сочинение-рассуждение

        Урок ФГОС. Сочинение-рассуждение.Урок разработан для учащихся 6 класса.

        Просмотр содержимого документа

        Рассуждение как тип текста,

        его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

        • развивать навык написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи»;

        • выяснить роль имени прилагательного в художественной речи;

        • добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;

        • обогатить память шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений;

        • развивать такие качества, как художественная зоркость, эмоциональность;

        • расширение и углубление знаний по культуре речи; формирование навыков правильного написания;

        • предупреждение речевых ошибок при составлении предложений;

        • развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений.

        • формирование нравственных качеств учащихся;

        • воспитание любви к природе.

        Вспомнить компоненты сочинения-рассуждения.

        Учиться работать по алгоритму написания рассуждения.

        Устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы.

        Обсудить языковые особенности текста-рассуждения.

        Применять клише (скрепы) для написания рассуждения.

        (Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся, отметка отсутствующих.)

        — Садитесь. Это урок развития речи. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? Обратите внимание: я раздала вам файлы с рабочими материалами для урока.

        2. Сообщение темы и цели урока.

        — В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль, т.е. будем работать в паре. Попытаемся разобраться, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить на примере теста, содержащего прилагательные. В связи с этим выясним роль имени прилагательного в художественной речи. И к концу урока мы должны научиться писать сочинение-рассуждение. Откроем тетради и запишем число, кл.работа,тема урока (тему сочинения).(слайд 2)

        Формулирование задач урока. (работа со слайдами 3-4)

        Работа по теме урока

        Какие вы знаете типы речи?

        В чем особенность каждого типа речи? (слайд 5)

        Рассуждениесловесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли. (слайд 6)

        Объяснение учителя. Углубление знаний.

        СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ (тезис, оказательства, вывод.)

        ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ

        * Что такое тезис? (Тезис – высказывание какой-то мысли.)

        * Что такое аргументы? (Аргументы – доказательства (или опровержения) этой мысли: а)…б)…в)… т.д., сопровождаемые примерами.

        * Вывод, или заключение.

        * От чего зависит степень убедительности сообщения?

        ? От количества и качества аргументов;

        ? от порядка изложения аргументов;

        ? от формы их изложения.

        Лингвистика? (Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.)

        Лингвистическое сочинение? (основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал)

        ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ

        НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ»

        Анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала.

        У.: Обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные (Слайд 11)

        (4)Сижу над прудком в парке. (5) дно засыпано листьями. (6)И они блестят в воде, как блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

        У.: Какую же картину природы вы себе представили? Проверим, что у вас получилось.

        У.: Неплохо. А теперь давайте сравним, насколько мы близки к оригиналу:

        (Слайд 12) (1)Теплый, солнечный день. (2)Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень.

        (4)Сижу над маленьким прудком в парке. (5)Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. (6)И они блестят в воде, как медные блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя невероятными смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

        У.: Почему у писателя текст интереснее, образнее, красивее, чем у нас?

        У.: С помощью чего автор добился такого точного описания природы? (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ) (Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.) (слайд 13)

        У.: Использование какого художественного средства выразительности помогает автору создать яркую, образную картину? (Эпитет)

        У.: Что мы знаем об эпитете? (Доценко Д.)(Эпитет – это образное определение)

        Эпитет (образное определение) — слово, определяющее предмет и подсказывающее его свойства.

        В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

        У.: Найдите в данной пейзажной зарисовке эпитеты, выраженные именами прилагательными (Теплый (день), Бабье (лето), сырую (осень), целебная (тишина), невероятными (смельчаками) )

        У.: Какова их роль в данном произведении?

        Эпитеты делают описание более наглядным, ощутимым, придают ему образность и яркость (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ).

        У.: Какое словосочетание, содержащее в себе эпитет, обратило на себя ваше внимание своей необычностью? (Целебная тишина.)

        У.: Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)

        У.: Обобщим сказанное вами о роли прилагательных в речи:

        1. Писатели используют имена прилагательные, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, то есть прилагательные украшают нашу речь.

        2. Прилагательные помогают автору выразить своё отношение к тому, о чём он пишет.

        3. С помощью прилагательных-эпитетов описываемые явления становятся точными, меткими, выразительными.

        4. Прилагательные помогают нам представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники. Слайд 14.

        Если я называю эпитет, вы вытягиваете руки вперед и два раза хлопаете в ладоши перед собой.

        Если прилагательное употреблено в прямом значении, то поднимаете руки вверх и потягиваетесь. Золотое кольцо (руки вверх), золотая осень (два раза хлопаем), бабье лето (два раза хлопаем), бабье платье (руки вверх), целебное питьё (руки вверх), целебная тишина (два раза хлопаем).

        РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ

        У.: Ребята, а какие вопросы встают перед нами, когда нам надо написать сочинение?

        (С чего начать? Что писать в основной части? Как закончить?)

        У.: Давайте посмотрим на экран и выясним, правильно ли мы определили этапы работы:

        Этапы работы (СЛАЙДЫ 16,17,18)

        Продумать вступление. В нём должны содержаться ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ о ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ и ЕГО РОЛИ В РЕЧИ

        Их должно быть не менее двух аргументов

        Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса

        Вывод должен содержать ИТОГ всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису

        СБОР МАТЕРИАЛА НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (СЛАЙД 19)

        ЧЕРНОВИК (слайд 20) – кол-во обзацев.

        1) ВСТУПЛЕНИЕ. (слайд 21)

        У.: Мы с вами только учимся писать сочинение на лингвистическую тему, поэтому в этот раз я подготовила вам вступление сама. Давайте попробуем выявить из него тезис. Но теперь следует вступительную часть закончить, т.е. сделать переход к основной части и записать это в черновик. (Можно пользоваться памятками)

        У.: Так ли это важно – связывать части? (Да, связки должны быть обязательно)

        2) АРГУМЕНТЫ (слайд 22-24)

        У.: Не забыли, в сочинении должны быть аргументы. Посмотрите еще раз на текст Федора Александровича Абрамова. Выберите два прилагательных, которые, на ваш взгляд помогут нам доказать, что они очень важны для раскрытия основной мысли текста? (бабье, целебная)

        У.: Как прилагательное «бабье», входящий в состав фразеологизма, позволяет нам понять, что описывается ранняя осень? (Бабье лето)

        У.: Сообщение Леонова А., когда приходит бабье лето. Что характерно для этого времени года?

        У.: Какова роль прилагательного «бабье» в данном тексте?

        У.: Продолжаем подбирать аргументы. Какое прилагательное-эпитет, на ваш взгляд, выражает авторское отношение, описывая то состояние природы, которое благоприятно воздействует на человека? (Прилагательное целебная ) Давайте запишем слово, объясняя его роль в речи.

        Запись ответов в черновиках:

        Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов передает своё впечатление от увиденного, выражает своё внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.

        3) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (слайд 25-27)

        У.: Аргументы мы подобрали. Теперь нам надо завершить работу. И вновь обратимся к презентации. На слайде и на листках, лежащих на партах, вам предложены варианты заключений. Прочитайте их и выберите тот вариант, который, на ваш взгляд, больше всего связан с тезисом и вашими аргументами.

        «ОЗВУЧКА» написанного совместно СОЧИНЕНИЯ.(слайд 28)

        У.: Итак, мы все вместе написали сочинение, Давайте прочитаем, что же у нас получилось.

        Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту Федора Абрамова.

        Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору подчеркнуть характерные признаки ранней осени, зарядить читателя хорошим настроением, передать психологическую атмосферу тишины, душевного покоя.

        Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов передает своё впечатление от увиденного, выражает своё внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.

        Таким образом, мы убедились, что обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня, позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок, помогает понять авторское отношение к описываемому.

        5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 29)

        — С чего начинается написание сочинения-рассуждения? (Начинается сочинение со вступления-тезиса).

        — Что сообщается во вступлении? (Во вступлении сообщаются общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи).

        — Из скольких предложений может состоять тезис? (Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более).

        — Что вы знаете о написании аргументов.

        — Что нужно помнить о выводе? (Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису).

        ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи» на основе текста С. Аксакова о лебеде. При работе над сочинением пользуйтесь раздаточным материалом. (слайд 30)

        multiurok.ru