Отношения, психология, жизненные ситуации

Коррекционная программа по повышению самооценки

Программа «Коррекция самооценки»

Проблемная самооценка может быть заниженной, завышенной и плавающей.

Заниженная самооценка – корень множества проблем. Неуважение к себе, неверие в свои силы, недооценка своих возможностей и способностей, трудности с тем, чтобы решиться на перемены к лучшему – все это симптомы низкой самооценки. Заниженная самооценка — причина того, что люди в глубине души считают себя недостойными, не заслуживающими хорошего отношения к себе, любви, высокой зарплаты. При заниженной самооценке они верят в то, что хорошее отношение к себе надо заслужить, стремятся угождать другим, терпят унижения и критику в отношениях, боятся проявить себя в профессии или назначить справедливую цену за свои услуги. Заниженная самооценка приводит к тому, что талантливые люди соглашаются работать на низкооплачиваемой работе, терпят неуважительные, а иногда и пренебрежительные отношения в семье, остро реагируют на насмешки, не верят в возможности активно влиять на ситуацию и менять ее к лучшему.

Завышенная самооценка неотделима от нереальных притязаний личности. Когда желания огромны, а оценка своих качеств и сильных сторон переоценена возникает мучительный разрыв между внутренними «хочу» и «могу». Возникает привычка требовать от других людей повиновения и уступчивости, а любая неудача вызывает гнев и приводит к обвинению не себя, а других. В этом случае, ключ к «выздоровлению» — выравнивание уровня притязаний и самооценки.

Плавающая, то есть нестабильная самооценка есть признак созависимости и непринятия себя. При обнаружении плавающей, нестабильной самооценки кроме данной программы потребуются еще дополнительная работа над Я- концепцией личности.

Отношения с людьми, внешний успех и внутреннее спокойствие – с адекватной самооценкой все это не проблема.

Коррекции самооценки посвящена эта программа краткосрочного психологического консультирования. Приходите и станьте уравновешеннее, ставьте реальные цели и добивайтесь большего, разрешите себе быть достойными всего самого лучшего.

Это курс для Вас, если Вы хотите:

  • почувствовать себя, достойной хорошего отношения к себе;
  • осознанно подготовиться к улучшению своей жизни
  • разрешить себе быть успешной, обеспеченной женщиной;
  • разрешить себе состоять в красивых и счастливых отношениях.
  • На курсе Вы получите:

  • понимание, почему Вы считаете себя недостойной (счастья, хорошего отношения, денег) и психологические упражнения, корректирующие этот компонент самооценки;
  • понимание, почему Вы с трудом принимаете похвалу и упражнения, корректирующие этот компонент самооценки;
  • психологические техники, позволяющие разрешить себе жить достойно, уважать себя;
  • преодоление страха того, что скажут о Вас другие люди, когда Вы откажетесь поддерживать несчастные отношения, работать на низкооплачиваемой работе, занимать невысокую должность;
  • алгоритм принятия внутреннего решения о повышении самооценки и конкретные упражнения по коррекции самооценки, дающие результат в обозримые сроки.

30 занятий по 60 минут.

Курс краткосрочного психологического консультирования проводится в виде индивидуальных занятий по Skype.

1-3 занятия в неделю по удобному Вам расписанию.

78 000 руб за 30 занятий

Администратор подберет удобное Вам расписание, поможет определиться с выбором психолога и расскажет о способах оплаты

Часто задаваемые вопросы

Позвоните нам по тел. +7(495) 643 33 25

Или закажите обратный звонок и наш администратор обязательно поможет Вам

thesolution.ru

Программа коррекционная работа с подростками

ЗАНЯТИЕ 11. ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ.

Цель: формирование чувства уверенности, повышение самооценки; поддержание позитивной самооценки.

ЗАНЯТИЕ 13. ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ.

Цели: создание условий для саморазви­тия; формирование навыков построения жизненной перспективы.

ЗАНЯТИЕ 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ.

Цель: подведение итогов своей собственной работы в группе и групповой работы.

I. «Открытки». Каждый подросток складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным симво­лом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь позитивное внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

Рекомендации: Возможно проведение 15-го занятия (заключительного) с целью более полного анализа участников своей собственной работы в группе или закрепления навыков внутреннего самоконтроля, навыков сдерживания негативных импульсов, навыков межличностного общения.

Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь./ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001.

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб, 2007.

Баева И. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.

Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Гедзь Е., Середенко Н. Профилактика девиантного поведения подростков/ психологический тренинг внутригруппового взаимодействия/. Школьный психолог № 29, 2004.

Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб., 2000.

Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины». М.: Генезис, 1997.

Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.

Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2005.

Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997.

Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. М, Просвещение, 2002.

Реан А. Социальная педагогическая психология. М, 1997.

Романов А. Направленная игровая терапия агрессивности у детей. Москва. Плэйт, 2004.

Романов А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Москва. Школьная пресса. 2003.

Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: «Академия», 1997.

Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности.// «Вопросы психологии», январь-февраль 2002.

Фоппель К. Как научить детей сотрудничать. М, Генезис, 1998.

Хухлаева О. Тропинка к своему Я. М., 2001.

Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Агрессия. СПб., 2002.

Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками. – М.: Первое сентября, 2004. – 208 с

Работа по данному факту должна проводиться с учетом дефекта. Следовательно нужна коррекционная работа по данной проблеме

Экзамен кандидатского минимума по специальности 13. 00. 03 — «Коррекционная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика.

Принята педагогическим советом гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25 VI вида»

«Коррекционно – оздоровительная работа и социальная компенсация отклонений в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями.

Архипенко, Г. М. Коррекционная работа с младшими дошкольниками / Г. М

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

«Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы с детьми и подростками

lib.znate.ru

Управление по делам образования г. Челябинска Управление образования администрации Калининского района г

Коррекционные занятия по повышению самооценки тревожных детей, развитию самосознания и самоотношения (Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих негативное самоотношение Е.В.Белинской «Я – единственный на планете», Санкт-Петербург, «Речь», 2005; Программы коррекции тревожности методом игровой терапии Л.М. Костиной «САМО-чувствие», «Это – я», С.Пет. 2001 г.);

«Фитотерапия». Детям, с повышенным уровнем тревожности, в «фитобаре» предлагались кислородные коктейли, различные чаи, настоянные на травах, витаминизированные напитки и соки.

Б) В проведенной работе мы использовали целый ряд терапевтических и коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного возраста:

Программы коррекции тревожности методом игровой терапии Л.М. Костиной

«Сказочная шкатулка», «САМО-чувствие», «Это – я», С.Пет. 2001 г.;

Т.В. Кунигель «Мой друг –мультик» — программа базируется на «детском» методе сказкотерапии и включает цикл занятий с использованием современного жанра кино – мультипликации. Санкт-Петербург, «Речь», 2005 г

В) Основным и ведущим методом в работе с детьми по снятию детской тревожности мы также выбрали арттерапию.

Использовали и другие методы, приемы и способы для снижения уровня тревожности и восстановления эмоционального равновесия:

«Занятия любимым делом» переключение внимания на, например, чтение, прослушивание любимой музыки, посещение кино, театра.

«Общение с близким человеком» — хороший способ для снятия нервного напряжения.

«Улыбка» — дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки в установление эмоционально-положительного контакта.

«Дыхание» — рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения.

«Сон» — этот прием хорошо восстанавливает эмоциональное равновесие (во время глубокого сна человек отрешается от мучивших его мыслей и неприятных эмоций).

«Интенсивная, до усталости, мышечная нагрузка» — самый естественный и эффективный способ устранения отрицательных эмоций. Очень хороши игровые виды физкультуры и спорта.

«Плавание» — обладает успокаивающим и расслабляющим действием.

«Физиологическое переключение органов чувств» может оказаться полезным для успокоения, что способствует переключению человека с отрицательных эмоций на положительные эмоции.

«Настройка на определенное эмоциональное состояние».

Ребенку мысленно предлагается связать:

— взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией,

цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом;

— спокойное, расслабленное – с другим;

— уверенное «побеждающее» – с третьим.

«Приятное воспоминание». Ребенку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

«Использование роли» (сказкотерапия). В трудную ситуации ребенку предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого героя), войти в эту роль и действовать как бы в его образе — используется для успокоения, расслабления, снятия мышечного и эмоционального напряжения.

«Релаксация», «Ароматерапия», «Фитотерапия» — используется для снятия эмоционального, мышечного напряжения и расслабления.

Г) Рекомендации тревожным детям:

Максимальное увеличение физической нагрузки (активное занятие спортом, физкультурой и т.д.);

Соблюдение режимных моментов (особенно сна);

Общение с близким человеком – проговаривать и обсуждать с ним все свои страхи, тревоги, проблемы;

Научиться настраивать себя на определенное эмоциональное состояние, адекватно оценивать окружающую действительность (мысленно проигрывать все возможные ситуации);

Контролировать, по возможности, свои эмоции и поступки в трудной ситуации (примерять «образ любимого героя»);

Переключать внимание с одного вида деятельности на другой (например с подвижной игры на чтение или прослушивание любимой музыки, посещение театра, кино, занятие любимым делом (рисованием, конструированием, танцами)).

Использование в повседневной жизни фито — и аромотерапий.

Пытаться самостоятельно выстраивать позитивные отношения и общение с окружающими людьми.

Работа с педагогами:

Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной психологической работы. Во всех случаях требуется введение

специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости – некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют как родители, так и педагоги.

А) Комплекс мероприятий для педагогов по снижению уровня детской тревожности:

Индивидуальные и групповые консультации (см. «Игротерапия общения» М.А. Панфиловой «Как помочь тревожному ребенку?», «Игротерапия с тревожными детьми»; «Уроки общения с ребенком», Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» -, Москва, «ЧеРо», 2004 г.);

Семинары-практикумы (см. «Игротерапия общения» М.А. Панфиловой «Игры для релаксации», «Театрализованные игры»; Программа коррекции тревожности методом игровой терапии Л.М. Костиной «Сказочная шкатулка», С.Пет. 2001 г.);

Психологические тренинги (см. «Игротерапия общения» М.А. Панфиловой «Умеете ли вы контролировать себя?»; Тренинговая программа для педагогов и родителей Е.В. Белинской и Ю.С. Шиманович «Сказочный калейдоскоп», Санкт-Петеребург, «Речь», 2005 г.);

Анкетирование для воспитателей (см. «Игротерапия общения» М.А. Панфиловой – анкета № 2);

Терапевтические занятия для взрослых (см. «Игротерапия общения» М.А. Панфиловой «Одна минута на разговор», «Чувство другого», «Угадай, что я придумал»; Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» — уроки общения с ребенком для взрослых, Москва, «ЧеРо», 2004 г.);

«Игротерапия для взрослых» ((см. «Игротерапия общения» М.А. Панфиловой: «Игры для релаксации», обучающие, терапевтические, коррекционные, развивающие игры; Программа коррекции тревожности методом игровой терапии Л.М. Костиной «Сказочная шкатулка», С.Пет. 2001 г.).

Б) Психологическая и методическая литература, терапевтические и коррекционно-

развивающие программы, используемые в работе с педагогами для снижения

уровня детской тревожности:

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» — уроки общения с ребенком для взрослых, Москва, «ЧеРо», 2004 г.;

Тренинговая программа для педагогов и родителей Е.В. Белинской и Ю.С. Шиманович «Сказочный калейдоскоп», Санкт-Петеребург, «Речь», 2005 г.;

Программа коррекции тревожности методом игровой терапии Л.М. Костиной

«Сказочная шкатулка», С.Пет. 2001 г.;

М.А.Панфилова «Игротерапия общения» — тесты и коррекционные игры, Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.

Программа развития самосознания Н.А.Сакович «День за днем в стране «Фантазия»», Санкт-Петербург, «Речь», 2005 г.;

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих негативное самоотношение Е.В.Белинской

«Я – единственный на планете», Санкт-Петербург, «Речь», 2005 г.;

Ю.С. Шиманович «Добро пожаловать в сказочный мир», Санкт-Петербург, «Речь», 2005 г.;

Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и динамика», Москва-Воронеж, издательство НПО «МОДЭК», 1999 г.

Г) Рекомендации педагогам при работе с тревожными детьми:

Необходимо обсуждать с детьми их проблемы, тогда тревожные дети смогут почувствовать, что аналогичные ситуации случаются и с другими детьми.

Чаще называть ребенка по имени.

Чаще хвалить в присутствии других детей и взрослых.

Не торопить при выполнении каких-либо заданий.

Давать пристижные поручения и задания (для повышения самооценки и самотношения тревожного ребенка)

Использовать только методы положительного стимулирования.

Не сравнивать результаты тревожных детей с результатами других детей.

Переключать внимание ребенка на занятие любимым делом.

Максимально повышать мышечную нагрузку ребенка – интенсивные занятие физкультурой, спортом (можно использовать плавание, как успокаивающий и расслабляющий вид спорта), ритмикой, хореографией, подвижными играми.

Настраивать ребенка на положительное эмоциональное настроение.

Использовать методы аромо- и фитотерапии для стабилизации положительного эмоционального состояния.

По возможности использовать максимальное количество приемов арттерапии, как отдельно, так и в комплексе (изотерапию, игротерапию, музыкотерапию, сказкотерапию и т.п.) в повседневной жизни, как средства для самовыражения, снятия отрицательных переживаний и эмоций тревожных детей, и как средства стабилизации положительного эмоционального состояния.

Также, необходимо отметить, что важным моментом в работе по профилактике

и преодолению детской тревожности является:

снятие внутренних зажимов;

обретение ребенком двигательной свободы, пластики движений, которые можно проводить при помощи преподавателей соответствующих дисциплин (ритмики, хореографии, физкультуры и др.) и т.д.;

правильно выстроенные детско-родительские отношения;

для повышения эффективности профилактической и коррекционной работы требуется дополнительная работа по «терапии среды» — как семейной, так и ДОУ – это положение, особенно важное для дошкольников;

Таким образом, на основе выстроенного нами алгоритма работы по снижению уровня детской тревожности, и внедрения его в практику МДОУ ДС КВ № 57, количество детей с повышенным уровнем тревожности в ДОУ, значительно сократилось, о чем свидетельствуют результаты контрольной проверки эффективности проведенной работы, в которую были включены такие мероприятия как: контрольный диагностический срез, наблюдение за детьми, опрос и беседа с педагогами, анкетирование и собеседование с родителями.

Особенности формирования коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Интегративные процессы, в которые вовлекается все большее число детей с интеллектуальной недостаточностью (задержкой психического развития), подразумевают не только формирование социальной направленности каждой личности, но и активную социальную включенность. Развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных навыков играет важную роль в становлении личности ребенка и его дальнейшей социализации.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведения людей. Как межиндивидуальный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимодействующих объектов.

Мы знаем, что коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.

Исходя из этого понятно, что суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание между участниками коммуникации.

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мы отметили, что ребенок, который мало контактирует со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.

Наблюдения дали нам возможность определить, что детей с интеллектуальной недостаточностью, вступающих в коммуникативные отношения со взрослыми и сверстниками, можно условно разделить на две группы:

— дети, легко вступающие в контакт и быстро его прерывающие;

— дети, с затруднением вступающие в контакт со взрослыми и детьми.

Наши наблюдения показали, что дети, плохо идущие на контакт, редко смотрят в лицо и, особенно, в глаза того, с кем общаются. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет, т.е. на его руках, а если такой ребенок и смотрит в лицо другому человеку, то не для того, чтобы вступить с ним в контакт, а лишь из любопытства.

Временная непродолжительность контактов, бедность их содержания объясняется недостаточной зоной актуального развития, низким уровнем знаний и представлений об окружающем мире, нарушением психических процессов, недостаточным уровнем развития познавательных процессов.

Учитывая психические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, нами были определены следующие направления в работе по формированию коммуникативных навыков.

воспитывать организованность и выдержку;

развивать умение вести себя дома и в общественных местах;

развивать умение выполнять правила поведения на улице;

развивать умение оценивать свои поступки;

развивать умение концентрировать внимание на собеседнике, реагировать на окружающих;

развивать умение соблюдать очередность в разговоре;

развивать умение применять навыки коммуникации в повседневной жизни.

Умение концентрировать внимание на собеседнике, реагировать на общение окружающих

Это умение развивается и совершенствуется у человека на протяжении всех лет жизни. Оно имеет большое значение не только в сфере коммуникации, но и во всех остальных сферах жизнедеятельности. Работая в данном направлении, мы включаем ребенка в сюжетно-ролевые игры, где определенная роль возлагает на ребенка обязанность быть внимательным к участникам игры и реагировать на игровые действия.

В формировании коммуникативных навыков подражание играет первостепенную роль. Подражая, ребенок учится передавать особенности звучащей речи, мимику, жесты. Особое значение при этом мы отводим играм-драматизациям. Именно в них ребенок приобретает навыки коммуникации, используя вербальные и невербальные знаковые системы. Игры – драматизации мы берем из знакомых сказок: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка» и другие.

Умение соблюдать очередность

Соблюдение очередности – главное условие нормального разговора. Когда ведётся разговор с собеседником, мы то говорим, то слушаем. «Говорить» и «разговаривать» — совсем не одно и то же. Многие из нас встречали людей, которые, несмотря на умение говорить, были неважными собеседниками. Бывает также, что люди не умеют слушать. У них может быть прекрасная артикуляция и слух, но настоящего разговора они предложить не могут. Другие внимательно слушают, но сами в разговор вступают с трудом, чаще всего по причине робости. Эти же проблемы касаются и детей с интеллектуальной недостаточностью. Правильный, доставляющий удовольствие разговор получается тогда, когда два и более участников говорят по очереди, отвечая на слова собеседника. Для этого нами используются мини-диалоги, сценки, веселые стихи, в которых есть вопросы и ответы.

Умение пользоваться коммуникативными навыками в повседневной жизни

Ценность коммуникативных навыков и удовлетворение, которое человек получает от овладения ими, определяется тем, как ему удается их использовать. Овладевая навыками правильной речи, расширяя представления об окружающем мире, участвуя в играх – драматизациях наши дети учатся использовать свои несложные умения и навыки для выражения социальных, эмоциональных и физических потребностей.

Умение завязывать и поддерживать разговор

Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умением отвечать на слова собеседников. Дети, хорошо овладевшие умением соблюдать очередность, нередко приходят к этому балансу самостоятельно, однако бывает, что естественным образом такой баланс не достигается. Мы работаем с детьми, которые любят поговорить, но то, что говорят им другие, не слушают. А есть такие, которые вступают в разговор только тогда, когда с ними кто-нибудь заговорит, но сами редко завязывают беседу. Ни та, ни другая крайности не способствуют истинному, полноценному общению, и поэтому налаживание баланса является важным направлением в нашей работе по формированию коммуникативных навыков. Мы стараемся всем своим поведением передать ребёнку свою уверенность в том, что он сможет нам ответить, осознать свою роль в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Средством формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста является сюжетно- ролевая игра.

Процесс формирования коммуникативных способностей строится нами на основе следующих дидактических принципов:

— принцип активности и сознательности ребенка;

— принцип систематичности и последовательности;

— принцип наглядности, учитывающий наглядно-действенный и наглядно-­образный характер

— принцип доступности, предусматривающий соответствие формируемых представлений, знаний,

способностей возрастным и индивидуальным возможностям детей;

— принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков;

— принцип связи содержания сюжетно-ролевых игр с жизнью и опытом детей;

— принцип воспитывающей и развивающей направленности.

В нашей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, такие как:

1. недоразвитие познавательных процессов;

2. недоразвитие речи, как средства коммуникации.

Основные задачи формирования:

1. Учить выполнять игровые действия совместно с педагогом, по подражанию,

образцу, простым словесным инструкциям;

2. Развивать сопровождение игровых действий речью;

3. Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм;

4. Создавать условия для возможности поиграть в новую игру, вызывать желание играть в нее;

5. Закреплять интерес и потребность в эмоциональном общении с педагогом, с детьми по ходу игры, используя вербальные и невербальные средства общения.

Содержанием детских игр нами выбраны социально-бытовые темы, рекомендованные общеобразовательными программами дошкольного воспитания таких, например, как «Радуга», «Детство», «Истоки», «Дом радости» и др. В перечень сюжетно- ролевых игр коррекционно — развивающих программ для детей с нарушением интеллекта входят такие игры, как: «Семья», «Доктор», «Магазин», «Школа» и др.

Таким образом, учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, при формировании коммуникативных навыков нами достигается важная цель: овладение вербальными и невербальными средствами коммуникации и применение их в различных коммуникативных ситуациях. А также решается основная задача по успешному становлению человека, его адаптации в обществе и дальнейшей социализации.

Аверин В.А. Психология детей и подростков. — С.Пб., 1998.

Андреев Г.М. Социальная психология. — М., 2001.

Андриенко Е.В. Социальная психология. / Под ред. Сластенина В.А. -М. 2000.

Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы. дошкольное воспитание 1998, N 7, 38.

Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре. Психология и педагогика игры дошкольника Под ред. ЗапорожцаА.В. — М., 1966.

Бадалян л.о. Детская неврология. — М., 1989.

Баряева Л.Б. Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблема

интеллектуального развития. — С-Пб., 2001.

Белобрыкина О.А. Речь и общение Ярославль, 1998.

Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников М., 2004.

Бирюкова М.В. Роль игры в воспитании детей имбицилов дошкольного возраста. Дефектология, 1971, N 3,35.

Блажновкова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология, 1994, N 1,25.

Бодалев А.А.Психология о личности. -М.,1988.

Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление.

refdb.ru

Коррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности и повышение самооценки у младших школьников «Лучик света» (стр. 1 )

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сосновская общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

Коррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности

и повышение самооценки у младших школьников

1. Пояснительная записка. 3

2. Целевой раздел. 5

3. Содержательный раздел. 6

3.1. Установочный блок. 6

3.2. Коррекционный блок. 6

4. Организационный раздел. 15

4.1. План занятий. 15

4.2. Диагностические методики. 18

4.2.1. Тест школьной тревожности Филлипса. 18

4.2.2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации . 22

4.3. Система условий реализации. 23

5. Литература. 25

6. Приложения. 26

6.1. Информация для педагогов и родителей «Тревожность». 26

6.2. Рекомендации родителям. 29

6.3. Рекомендации педагогам. 29

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе развития общества возрос интерес к проблеме исследования уровня самооценки и тревожности детей младшего школьного возраста. Методологическую основу исследования составляют системно-функциональный и системно-структурный подходы, рассматривающие состояние тревоги и самооценку как цельные интегрированные явления, отражающие отношение между предметным миром и человеком или между людьми. Теоретической основой выступили исследования , , , , Ф. Райса, и др.

Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. [3] считает, что личность с повышенным уровнем личностной тревожности склонна воспринимать угрозу своей самооценке, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в разных жизненных ситуациях. Дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

[1] выделяет два основных вида тревожности:

1) ситуативная тревожность, порожденная конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство;

2) личностная тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

Термин «личная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того, как часто и интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

По мнению А. Дубровиной [2], одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве. Принудительное участие в делах, которые его не интересуют, ставит в ситуацию неизбежного неуспеха.

Уже через шесть недель после начала учебного года у младших школьни­ков обычно повышается уровень тревож­ности, что свя­зано с кризисным периодом развития, со сменой деятельности. Тревожность ребенка во многом зависит и от уровня тревожности окружающих его взрослых: высокая тревожность педагога или родителя передается ему; в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в напряжении, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степени трудности целей, которые он ставит перед собой.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др. Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность, уверенность в том, что собственными усилиями можно добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется в их поведении и чертах личности, они выбирают легкие задачи, как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого боятся учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества; выбирают задачи, которые им не по силам, а после неуспеха продолжают настаивать на своем или переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и уровень притязаний. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений учителей и сверстников относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.

Так у ребенка в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — один из основных компонентов самооценки. Самооценка обнаруживается не только в том, как школьник оценивает себя, но и как он относится к достижениям других. Дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой склонны переоценивать достижения товарищей. Ребенок не рождается с отношением к себе, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Актуальность предлагаемой программы обусловлена потребностью современного общества, которое все более стали волновать не только проблемы умственного и физического развития детей, но и вопрос психического здоровья будущего поколения.

Целью коррекционной программы является снижение уровня тревожности детей, повышение уверенности в себе, повышение самооценки. Были поставлены задачи:

1) снижение тревожности детей;

2) повышение самооценки детей;

3) обучение участников группы способам осознания негативных эмоций;

4) снятие мышечного напряжения;

5) повышение общей коммуникативной культуры учащихся.

К ожидаемым результатам можно отнести снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня соответствующего возрастной норме, повышение самооценки учащихся, развитие культуры общения, принятие школьника коллективом сверстников.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя:

— диагностику уровня тревожности и самооценки с помощью теста школьной тревожности Филлипса и методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации до и после коррекционной работы;

— наблюдение за поведением детей в школе (отзывы педагогов)

pandia.ru

Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя»

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы.

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.

Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с учащимися подросткового возраста и недостаточность практической разработанности этой проблемы в рамках общеобразовательного учреждения.

1.2. Научное обоснование программы.

В современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее актуальных. Усложняющие задачи, выдвигаемые в ходе общественного развития и связанные с ними эмоциональные и физические перегрузки, последствия информационного взрыва, обострение социальных проблем, приводят к повышению влияние стрессового фактора на человеческую жизнь. Поэтому феномен тревожности становится наиболее важным проявлением развития личности.

Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, 1980; Н.Д.Левитов, 1969; Р. Сарасон, 1975 и др.). Ряд исследователей вместе с тем с тем всё шире анализируют данный феномен и предлагают более глубокий анализ тревожности как личностного свойства (Р.Б. Кеттел, 1976; Ч. Спилбергер, 1980; К. Роджжерс, 1951).

Сегодня изучаются как общие вопросы тревожности: источники тревожности (Д.В. Аткинсон, О. Ранк), роль и специфика связей тревожности и мотивации личности (О.В.Дашкевич, А.М.Прихожан), так и более частные вопросы: возрастные особенности и тип акцентуации (Л.Н. Захарова, Б.И. Кочубей).

studfiles.net

Коррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности у младших школьников

ЩЕГЛОВА Вероника Александровна

Коррекционная программа, направленная на снижение

уровня тревожности у младших школьников

Приложение (11 занятий коррекционной программы)…….……………..13

Тревожность — это состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как не­большое волнение повышает результативность. Однако, если тревожность ста­новится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятель­ность, ухудшает ее результативность.

Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуа­циях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низ­кой результативностью и отрицательными оценками других, переживается бо­лезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожнос­ти выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы со сто­роны учителя и психолога. 1

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Если у конкретного ребенка есть совпадения по 15-20 пунктам, можно говорить о высокой тревожности. 2

По видам различают ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность проявляется в конкретной ситуации и связана с оценкой слож­ности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой. Личностная тревожность — устойчивое образование и характеризует особый тип реакций индивида в самых разнообразных ситуациях. Человек с личност­ной тревожностью будет проявлять ее во многих сферах, особенно там, где необходимо преодолевать трудности (реальные или мнимые). Всякая новая, необычная, соревновательная, оценочная ситуация вызывает тревожность, которая, как правило, оказывает деструктивное влияние на поведение и достиже­ния.

В качестве причин тревожности выступают следующие:

— тревожность обусловлена во многом психодинамическими свойствами, ча­ще тревожность обнаруживают дети с меланхолическим или холерическим ти­пом темперамента;

— тревожность может быть и прижизненным образованием, формировать­ся под влиянием типа семейного воспитания, характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, другими словами, неблагоприятная психологическая атмосфера стимулирует появление неуверенности в себе и тревожности;

— тревогу порождает и собственный опыт неудач, это может приводить к тому, что даже успех ребенок расценивает не как результат собственных дей­ствий, а как везение;

— тревожность может возникать и у детей с хорошей результативностью, высоким положением в группе сверстников, здесь тревога обусловливается чрезмерными притязаниями дошкольника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований.

Обозначим некоторые общие пути преодоления тревожности:

— прежде всего, следует попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности, т. е. повысить самооценку, вселить уверенность, обу­чить навыкам общения и взаимодействия с другими, обеспечить условия для высоких результатов деятельности;

— важно обучать детей специальным навыкам саморегуляции, которые по­могают справиться с тревожностью;

а) полезно применять рациональную психотерапию, т.е. показать, что тревогу испытывают все люди и дети, что она необходима и помогает спра­виться с поставленной задачей, поэтому пугаться этого состояния не следует;

б) следует настроить ребенка на определенное эмоциональное состояние перед деятельностью, актуализировать для этого “приятные воспоминания”: “Помнишь, прошлый раз, как у тебя хорошо получилось!”;

в) необходимо специально обучать детей контролированию своих жестов, голоса, научить улыбаться для снятия напряжения;

г) медики и психологи рекомендуют учить детей специальному дыханию в ситуации тревоги: вдох вдвое длиннее, чем выход, задержка дыхания;

д) “мысленная тренировка” — научить ребенка мысленно вначале с по­мощью взрослого проигрывать ситуацию тревоги как после совершенного дей­ствия, так и до деятельности;

— в практике коррекционной работы используют и такой прием, как дове­дение до абсурда: ребенку предлагается сыграть сильный страх, тревогу и т. п.;

— большое значение в работе с тревожными детьми имеет позиция взрос­лого, его умение подбодрить ребенка, вселить уверенность: вовремя брошен­ная ободряющая фраза, улыбка, сочувствие, поглаживание по голове, похло­пывание по плечу – все это способствует повышению жизненного тонуса, сня­тию напряжения;

— известно, что для тревожных дошкольников невыносимо ожидание собы­тия, какого-то дела, такое ожидание буквально изводит их, поэтому по воз­можности таких детей нужно избавить от травмирующего ожидания;

— преодолеть тревожность помогают различного рода двигательные упраж­нения, обучение детей двигательным навыкам, культуре движений, владению своим телом и эмоциями — важный фактор в повышении их уверенности в себе и снятии тревожности;

— недопустимо усиливать тревожность ребенка страхом наказания, как само наказание, кроме наказания огорчением самого взрослого, так и пред­чувствие и боязнь его должны быть устранены. 3

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель — выявить индивидуально-типические проявления тревожности у младших школьников, проследить взаимосвязь ее с самооценкой детей, с реальными достижениями ребенка, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.

— наблюдение за детьми в самых различных ситуациях (параметры прояв­ления тревожности: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, повышенная чувствительность к критике, часто не может сдержать слезы);

— беседа с учителем о поведении детей в школе, о проявлениях тревожности;

— беседы с родителями о поведении детей дома, проявлениях тревожности в ситуациях вне школы;

использование методик : опросник для выявления тревожного ребенка 4 ; тест школьной тревожности Филипса; для изучения самооценки можно использовать такие методики: А.И.Липкиной «Три оценки» 5 , тест «Дерево» Коха, методика «Лесенка».

Цель — создать установку у детей и родителей на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные ме­ханизмы.

— собрание родителей детей, нуждающихся в коррекции. Обсуждение основных направлений работы с такими детьми дома;

— индивидуальные беседы с родителями с целью создания установок на коррекцию у детей уровня тревожности;

— беседы с учителем с целью создания установок на коррекцию у детей уровня тревожности;

— проведение ненавязчивого настроя младших школьников на выполнение определенной деятельности (“предвкушение” деятельности, занятия).

Цель — постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», по­вышение уверенности в себе, повышение самооценки.

— изменение отношения учителей к детям с высоким уровнем тревожности (создание си­туаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, при­влечение детей к оценке себя с акцентом на положительные стороны);

— рациональное объединение детей для выполнения определенной дея­тельности, игры и т. п.;

— активизация положительного “общественного мнения”, позитивных оце­нок других детей по отношению к тревожному ребенку;

— обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком до­ма, нацеливание их на изменение отношения к ребенку;

— использование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов (психогимнастика, релаксация, игротерапия, тренинг и др.).

Последовательность занятий психокоррекционной программы

refdb.ru