Отношения, психология, жизненные ситуации

Критерии самооценки урока

12.8. Анализ и самооценка урока

Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества являются анализ и самооценка своего урока. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели или могут привести. Анализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начата следующего, т.е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (см. Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 и др.). Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.

Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

Осуществление развития учащихся в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, сказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения? Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована и др.

Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом? Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято учителем из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)? Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)? Какие приемы организации учащихся на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с классом? С отдельными учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?)

Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему? Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?

Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

Некоторые специальные задачи. К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков учителей-мастеров, своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается прежде всего на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий. В.А. Сухомлинский правильно подчеркивал, что на уроке учитель «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя» (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 164), раскрывает перед ними свой духовный мир, свое духовное богатство.

Вопросы и задания для самоконтроля

Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе. Сформулируйте основные требования к нему.

Определите, что лежит в основании типологии современных уроков. Какими могут быть типы и виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели?

Опишите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуру.

Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.

Посетите в школе 2—3 урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы учащихся на них.

Определите сущность самостоятельной работы как педагогической категории и охарактеризуйте ее основные признаки.

Проанализируйте типы и виды самостоятельных работ, найдите основания их классификации.

Дайте характеристику самостоятельной деятельности учащихся в процессе выполнения ими различных видов самостоятельных работ.

Разработайте по предмету вашей специальности систему заданий по теме для самостоятельной работы учащихся на уроке.

Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?

Назовите основные факторы, определяющие эмоциональную атмосферу урока.

Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и их разновидности в системе уроков по теме?

Дайте характеристику системы уроков по теме и определите ее функции в активизации учения школьников.

Составьте план проведения экскурсии и определите, каким дидактическим требованиям должно соответствовать ее проведение.

studfiles.net

2. Подготовка учителя к уроку; тематическое и поурочное планирование. Анализ и самооценка урока.

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).

Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.

3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.

На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:

– дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

– название темы урока и класса, в котором он проводится;

– цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

– структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

– содержание учебного материала;

– методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

– учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

studfiles.net

14.5. Анализ и самооценка урока

Качество и эффективность урока зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка собственного урока. Анализ своей работы м- один из самых мероприятий повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов и, прежде всего, от привычки учителя к вдумчивому анализу своих действий и полученных последствий и результатов. Анализ урока следует проводить сразу после его окончания, в начале следующего. Самооценка основывается на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз-анализирует определенный план, выясняет, что ему удалось, а что нет, пытается найти причины неудачи и закрепить то, что удалось успешно.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (Зотов Б.Ю., Махмутов М.И.). Т.А.Ильина выделила десять параметров, по которым учитель может осуществить самоанализ и самооценку урока. Предлагаем эту схему с незначительными ее сокращениями и модификациями.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко выделены элементы урока данного типа и правильно определены дозировки времени на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Или все требования программы по данной теме (вопросы) получили отражение в уроке? Насколько активными были ученики при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, возбуждение познавательного интереса)? Верно составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно продуманная методика решения отдельных «блоков» нового материала? Имел учитель достаточные знания? Как и что нужно изменить в изучении нового материала и почему? Имела место организация первичного закрепления? Как осуществлялась проверка знаний, умений и навыков учащихся? Имел место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место привлечение учащихся к основным мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было организовано преодоления посильных трудностей? Появились мотивы интеллектуального возбуждения? Как и чем был обеспечен развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись межпредметные и предметные связи? Были использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности), задача поискового характера? Или сообщалась на уроке информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имел место эстетическое развитие учащихся? Средства были для этого использованы?

4. Воспитание в процессе урока.

Или вполне были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Как формировалось мировоззрение: имело ли место разъяснения мировоззренческих идей, формирования отношений, оценочных суждений, или обнаружил урок влияние на выработку взглядов и убеждений учеников? Как обеспечен на уроке связь обучения с жизнью? Что способствовало воспитанию гуманного отношения к людям, ответственного отношения к работе и ее результаты? Были использованы воспитательные возможности оценки знаний? Какое воспитательное влияние личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и учеников с позиции реализации принципов обучения? Как была организована самостоятельная работа учащихся? Какой ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализированная? Какова ее эффективность?

Правильно выбранный метод (методы) ознакомление с новым материалом? Полностью были использованы возможности привлечения учащихся к самостоятельной работе? Использовались технические средства обучения, их эффективность? Достаточно разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Рационально были выбраны методы проверки и контроля знаний? Правильно организовано индивидуальное, фронтальное и комбинированное опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она место вообще? Соблюдались общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста, индивидуальных особенностей учащихся и т.д.)?

Или все необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организационной деятельности и познавательной деятельности учащихся? Виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушания, записи помощь ученикам в их самостоятельной работе). Приемы организации учащихся на работу были использованы? Имел место контакт с классом? С отдельными учениками? Каким был внешний вид учителя?

8. Работа учащихся на уроке.

Была проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на различных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Или обращалось внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформления, бережное отношение к учебникам)? Которая была дисциплина на уроке, почему? Правильными были приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Или достигали они цели? Если нет, то почему? Какое отношение учащихся к предмету, к учителю?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточно освещена классная комната? Как влияет на занятия покраска стен, панелей, парт? Соответствуют ли мебель возраста учеников? Удачно составленное расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перерыв, предшествовавшей данном урока? Не были ли задержаны ученики на данном уроке после звонка?

10. Некоторые специальные задачи.

К числу таких специальных задач относятся те, которые касаются исследования школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения.

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока является неисчерпаемым. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по 2 — 3 из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя в данный момент его работы. Самоанализ уже является началом подготовки учителя к новому уроку.

Вопросы и задания

1. Дайте определение урока. Какими условиями и факторами определяется выбор цели урока?

2. Чем объясняется целесообразность использования урока как основной формы организации обучения в современной школе? Сформулируйте основные требования к нему.

3. Что служит основой типологии современных уроков? Какими могут быть типы и виды уроков, если классифицировать их по основной дидактической целью. Охарактеризуйте каждый из таких типов и видов уроков, а также определите преимущества и недостатки каждого из них.

4. В чем сущность фронтальной, индивидуальной и групповой формы организации учебной деятельности учащихся на уроке? Охарактеризуйте преимущества и недостатки каждой из них.

5. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

6. На что необходимо обратить внимание учителю в процессе анализа и самоанализа урока?

1. Ващенко Г. Общие методы обучения. Учебник для педагогов. — М., 1997. — 415 с.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /

Под ред. М.Н. Скаткина. — Второй изд. перераб. и доп. — М .: Просвещение, 1982.- С.

3. Зотов С. Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984

4. Кириллова Г.И. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М, 1980.

5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. А.В. Долженко. — М .: Высш. шк., 1986. — С. 260-265.

6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М: Просвещение, 1977. — 240 с.

7. Махмутов М.И. Современный урок. — Второй изд. — М., 1985. — 191 с.

8. Онишук В.А. Урок в современной школе. — М., 1985.

9. Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. — М .: Сов. шк.,

тысячу девятьсот семьдесят три. — 159 с.

10. Формы обучения в школе: Книга для учителя / Под ред. ЮЛ. Рисованного. — М .: Просвещение, 1992.- 160 с.

11. Яковлев Н.Н., Сохора AM Методика и техника урока в школе. — М.,

studbooks.net