Отношения, психология, жизненные ситуации

Любовь в психологии личности

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ

Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой. Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении личности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.

Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» как «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию «личности» у различных исследователей было и остается различным. На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось три основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: глубинная, или психоаналитическая психология, гуманистическая психология; до некоторой степени особняком стоит психологическая теория личности германо-американского психолога К. Левина (топологическая психология).

Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их.

Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные «комплексы», которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов» и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили «эдипов комплекс».

Суть его в том, что в раннем детстве у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца. По Фрейду, эротическое влечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца («эдипов комплекс») сталкивается с другой силой – страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуальные побуждения («катастрационный комплекс»). Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными «комплексами».

Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда (которому, принадлежала заслуга привлечения внимания к сферам бессознательного и мотивации), даже если оставить в стороне версию о сексуальных влечениях и страхах ребенка, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, «сублимациях» и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и «цензурированию» влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т.д.

Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений встречало возражения и у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека. На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества.

К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» – беспокойством, объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение. Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

Основной принцип классификации личностей. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность»

Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая на совершенство или законченность, является тем не менее шагом именно в этом направлении.

В основу классификации положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие “Среды” берется в самом широком смысле этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п.

Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений:

1. По психическому уровню — на три последовательно повышающихся уровня

2. По психическому содержанию — на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Такое двойственное деление прямо и всецело вытекает из упомянутого выше основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития каждой отдельной человеческой личности. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой (и это самое важное) – тем прирожденным запасом физических и духовных сил, который в общей совокупности носит название “степени одаренности”.

В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело подчиняются влияниям среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям; начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания и пассивного приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются постепенно в творцов и преобразователей жизни.

Если деление по психическим уровням выражает собой степень активности приспособления личности к окружающей среде (или, на более высоких уровнях, степень приспособления Среды к собственным запросам и стремлениям личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление может идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между отдельными человеческими индивидуумами.

Различия эти обуславливаются, прежде всего, тем, что ни одного человека нельзя встретить совершенно одинакового развития всех отдельных психических функций или способностей.

Само собой разумеется, что в зависимости от различий темперамента и характера крайне различны будут также и те пути и способы, какими человек воздействует на окружающую жизнь, стремясь так или иначе приспособиться к ней; и вот эти-то именно индивидуальные различия в реакции индивидуума на окружающую среду и лежат в основе того, что называют делением личностей по их психическому содержанию.

Проблема, трудность, которая быстро обнаруживается при употреблении понятий «темперамент», «характер», «личность», заключается в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются.

Примером позиции, демонстрирующей недостаточную дифференцированность признаков, свойственных разным ингредиентам психической реальности, могут служить описания типов темперамента, предложенные американским психологом В. Шелдоном. Его исследования внесли существенный вклад в понимание природы фундаментальных структур психической реальности.

Вслед за этими исследованиями, начатыми в 1927 г., было проведено множество других, уточняющих или критикующих выдвинутый подходы его результаты, однако обращение именно к ним позволяет увидеть необходимость разработки и использования специальных процедур, направленных на дифференциацию соответствующих ингредиентов. Шелдон выделил три психических типа (назвав их типами темперамента), основываясь на данных о тесноте корреляционных связей между признаками, характеризующими психический облик человека.

При таком подходе в описание типа включаются недифференцированно темпераментные, личностные, характерологические и иные признаки. Это указывает на необходимость дополнять статистический анализ семантическим анализом психологического смысла, учитываемых признаков, понятий, используемых для описания психического облика человека, форм его активности. С позиций результатов ранее проделанного анализа такого рода дифференциация может быть произведена. Изложим один из ее вариантов в форме следующего описания.

— висцеротонического типа: расслабленность в движениях и осанке, замедленность реакции, безмятежная удовлетворенность, любовь к физическому комфорту, любовь к пище, удовольствие от пищеварения;

— соматотонического типа: уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам, энергичность, потребность в движениях, удовлетворенность от них, решительные манеры, громкий голос, любовь к шумным играм, потребность в деятельности в трудную минуту, склонность к риску, храбрость в бою, экстраверсия, безразличие к боли:

— церебротонического типа: сдержанность движений, чопорность, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, чрезмерная чувствительность к боли, тихий голос, боязнь вызвать шум, интроверсия.

висцеротонического типа: социофилия, ориентация на других людей, приветливость со всеми, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на семью, терпимость, бесхарактерность, жажда любви и одобрения, любовь к галантному обхождению, социализация пищевой потребности, общительность в состоянии опьянения;

— соматотонического типа: стремление к господству, власти, отсутствие такта, агрессивность и самодовольство, агрессивность в соревновании, ориентация на юношеские занятия;

— церебротонического типа: затруднения в установлении социальных контактов, склонность к интимности, неумение предвидеть отношение к себе других людей, потребность в уединении в тяжелую минуту, ориентация на пожилой возраст.

висцеротонического типа: стабильность эмоциональных проявлений, легкость выражения чувств, глубокий сон;

— соматотонического типа: психологическая нечувствительность, отсутствие жалости.

— церебротонического типа: скрытность чувств, контроль над эмоциями, чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность, трудность в приобретении новых привычек, недостаточный сон, хроническая усталость, устойчивость к действию алкоголя.

Приведенные описания демонстрируют не только возможности дифференциации проявлений, соответствующих разным психическим механизмам, но одновременно указывают на недостаточную четкость (а может быть, и некорректность) такого рода дифференциации. Требуется операционализировать эти различия. Но прежде чем перейти к решению этой задачи, отметим, что одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был П. Ф. Лесгафт. Кратко изложим его позицию, которая представляет интерес, прежде всего, как вариант типологизации личностных особенностей, отражающих инвариантные структуры внутригруппового взаимодействия.

Лесгафтпользовался тремя понятиями: темперамент, характер, тип. При этом, согласно Лесгафту, темперамент — это «степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение». Под характером он понимал «проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и твердо установленных разумом».

Тип трактовался Лесгафтом как степень сознательного отношения человека к окружающей среде, нравственного его развития. При этом разграничивались три уровня сознательной деятельности. На первом имеют место «отраженно-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений», на втором — «подражательно-рассудочные действия с внешне усвоенными нравственными основаниями», на третьем — «разумно-самостоятельные проявления с вполне усвоенными нравственными основаниями». Применительно к детскому возрасту и условиям школьного воспитания Лесгафт описал шесть типов.

Ребенок лицемерного типа повторяет то, что видит, всегда старается более легким способом достигнуть личных выгод и избежать деятельности; связанной с трудом и усилиями. Легко усваивает то, что сильно на него влияет, в особенности все внешние проявления окружающих. Способ его деятельности всегда практически-опытный, он старается хитростью и лаской обойти все затруднения, не особенно огорчаясь неудачей. Отношение к истине только внешнее, заучены одни только общие нравственные правила и шаблоны.

Честолюбивый отличается умением усваивать все памятью, действия находятся в зависимости от сильно развитых чувствований. Чувство превосходства является главным возбуждающим моментом. Отсюда гордость, самоуверенность, спесь, напыщенность, постоянное стремление первенствовать и властвовать над другими. Скромные серьезные занятия не привлекают. Деятельность возможна при надежде на внешний успех.

У добродушного типа развита главным образом аналитическая деятельность, привычка рассуждать над каждым новым явлением, при недостатке знаний мыслительная деятельность легко принимает характер фантазии; умственная деятельность сосредоточена преимущественно на выяснении личности человека, разборе собственных проявлений. Но деятельность поддерживается, пока существует умственный интерес. Недостаток состоит в несоответствии между умственными физическим трудом, а именно, преобладанием первого, отсюда недостаток возбуждений со стороны активно-физических органов тела и вследствие этого известная степень апатии и лени.

Мягко-забитый: нет условий, постепенно и последовательно возбуждающих его и тем самым способствующих его развитию. Делает так, как указано и что сказано; нет ни наблюдательности, ни знаний, ни нравственных понятий. Появляющееся у него упорство имеет характер пассивного состояния, из которого он не решается выйти. Дети этого типа всего труднее поддаются развитию, с возрастом у них формируется только узкая эгоистическая практичность и расчетливость, они совершенно безучастно и даже бездушно относятся ко всему окружающему.

Злостно-забитый: ожесточенный, подозрительный, самолюбивый. Сознательная деятельность более всего сосредоточена на личной защите. Приученный к сильным впечатлениям мерами, связанными с оскорблением личности, постоянно стремится к перемене впечатлений, к сильным возбуждениям. Правдивость его условная, так как он никогда не постесняется сказать или поступить не согласно с правдой, если это будет иметь отношение к лицу ненавистному или даже заподозренному, а таким может быть каждое незнакомое ему лицо. Преобладает развитие памяти над рассуждением. Недостаточно приучается к отвлеченному мышлению, ему свойственны скорей наблюдательность и опытность.

Угнетенный: отмечается недостаточное стремление к отвлеченному мышлению. Ценит свой труд, обладает большой скромностью, терпением, терпимостью к окружающим, правдивостью, искренностью.

studopedia.ru

Личность в психологии

Личность — одна из центральных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. Черты личности — это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность . В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей.

Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.

Социальные привычки — социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.

Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.>), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.>). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

Личность в основных психологических теориях

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком. См.>

Личность в основных разделах психологии

Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность. В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Отсюда следующее (поведенческое) определение личности —

это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по У. Джеймсу) — это осознание себя и своего личного существования.

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. См.>

www.psychologos.ru

Виды любви в психологии

20 век – период различных открытий в разных областях науки. Психология не является исключением. Ученые исследовали эмоциональную сферу человека, а именно чувства. В результате этих соисканий были выделены некоторые особенности. В перечне оказались виды любви, определенные философами Древней Греции. Представленная статья сделает краткий обзор на эту тему.

Первый вид – любовь-сторге

Под этим видом подразумевают чувство понимания и дружбы с партнером. Люди, испытывающие такую любовь, прислушиваются к потребностям друг друга, умеют договариваться и идут на компромиссы. Подобные отношения наполнены тесным общением и глубокой душевной близостью. Разлука таким парам нестрашна, ведь верность партнера для них абсолютна и непоколебима, а чувства обладают стойкостью и никогда не угаснут.

Сторге на языке древности предусматривает доверие. Человек, чувствующий такую любовь, умеет прощать и ждать. В отношениях, возникших в результате сторге, отсутствует эгоизм. Бывает, что пути людей могут разойтись, и они расстаются, но все равно остается дружба, и в случае сложной ситуации они помогают друг другу.

Второй вид – любовь-агапе

Этот вид излучает альтруизм и указывает на обожание своего партнера. Жертвенная любовь, в которой человек может прощать своему любимому многое, отказываться от себя, своих желаний и потребностей. Часто первое чувство в жизни обладает чертами агапе, ведь оно тяжелое и трагичное.

Тот, кто любит, отдает все, а сам не получает абсолютно ничего, кроме страданий. В принципе, любовь к родине можно сравнить с агапе, когда человек согласен умереть за свою землю, не прося ничего взамен. Высшим проявлением такой любви является принесение в жертву себя и своих интересов на благо партнера.

Третий вид – любовь-эрос

Что значит платоническая любовь по сравнению со страстным чувством? Эрос способен поддерживать любовное пламя длительное время. Интенсивность эмоций, которые переживает человек, просто зашкаливает, и вряд ли что-нибудь сравнится с этими ощущениями. Часто бывает так, что страсть захватывает личность полностью, как говорится, в омут с головой, и ей сложно воспринимать реальность.

В этой ситуации проявляется психологическая зависимость от любимого партнера, и соответственно, человек может сделать многое, часто незаконное или не очень хорошее с моральной точки зрения (обман, убийство, кражу), чтобы любимый или любимая осталась с ним.

Разлука представляется просто невозможной, так как для поддержания эроса нужен постоянный контакт. В случае разрыва отношений на человека обрушиваются нестерпимые болевые ощущения. События воспринимаются как трагические, и даже любовь к матери может не остановить суицид.

Четвертый вид – любовь-мания

Представленный вид еще называют любовью-одержимостью. Мания несет в себе чрезвычайную опасность, ведь человек, помимо любви, постоянно ощущает ревность, неуверен в своем партнере и не доверяет ему. В плену этого чувства личность может пребывать длительное время.

Партнер, которого любят, должен обладать огромным терпением и умением прощать. Часто такое чувство проявляется у холериков, с их импульсивностью и интенсивностью переживаний. Индивид, переживающий любовь-манию, характеризуется пониженной самооценкой, излишней ранимостью, тревожностью и неуверенностью в себе, что делает манию опасной.

Пятый вид – любовь-прагма

Вот уже описано 4 вида любви, приступим к следующему. Спокойствие и благоразумие – характеристики этого типа. Хотя мы говорим о чувствах, прагма отличается рациональностью и разумом. Она может подавить все остальные эмоции. Сознание всегда сопровождает такого человека, и он не теряет головы от страсти.

Эмоциональные краски достаточно тусклые в переживаниях прагмы, но довольно-таки надежные и добрые. Виды любви непросто описывать, но об этой можно сказать, что с годами она только крепнет и разгорается ярким, спокойным пламенем. Разумный расчет, прагматичный брак – здесь культивируется любовь-прагма.

Шестой вид – любовь-игра

Сложно назвать подобную любовь истинной и настоящей, ведь человек играет в нее. Он не отличается ни верностью, ни преданностью. Такому индивиду безразличны чувства другого человека, а его собственные не характеризуются глубиной. Принцип «количество, а не качество» приводит к большому числу краткосрочных отношений и отсутствию планов на ближайшее будущее.

Легкие и беззаботные отношения – вот их желание, а серьезная привязанность страшит и пугает таких людей. Можно ли назвать любовь-игру настоящим чувством? Вряд ли, ведь другие виды любви предусматривают не только свое наслаждение.

Естественно, эмоциональная сфера личности имеет свойство изменяться со временем. Она углубляется или становится более поверхностной. Представленные виды любви могут даже переходить друг в друга, например, из эроса в дружественную сторге.

Культурные отличия в психологии любви

Ничего удивительного нет в том, что разные культуры и общества по-разному смотрят на любовь и ее особенности. Ученые-психологи во главе с Робертом Левайном провели исследование на тему «Виды любви в психологии: культурные отличия». Респондентам был задан вопрос о том, женятся/выйдут ли они замуж за идеального человека, учитывая все качества, но без любви. Представители западного мира и стран, где культивируются западные ценности (Англия, Бразилия, Австралия, США), дали отрицательный ответ, а вот испытуемые из развивающихся восточных стран (Таиланд, Индия, Пакистан) приемлют брак без любви.

Также было произведено исследование установок на романтическую любовь у молодых людей из США, Японии и Германии. Ученые определили, что самыми романтичными оказались германские студенты, а вот японские в меньшей степени обладают этим качеством. Респонденты из США разместились посредине.

В западном обществе индивидуалистов пылкая любовь становится бурным переживанием личности. На время человек становится поглощенным этим чувством и не замечает, что творится вокруг, забывая о семье и друзьях. С кем заводить отношения, на ком жениться или за кого выходить замуж – индивид западной культуры в большинстве случаев решает сам. Того же, конечно, не скажешь о восточных странах, пропитанных коллективизмом. Там молодые люди должны учитывать мнение семьи или целой общины. Хороший брак – это просчитанный брак. Семьи часто договариваются о свадьбе, когда дети только рождаются.

Влюбленный представитель Европы будет думать о своих чувствах, а китаец – о том, что будут говорить люди. Молодые азиаты в своем большинстве переживают любовь-сторге или любовь-агапе, а вот их европейские братья более подвержены романтической любви или любви-эросу.

Китайцы обозначают близкие и значимые отношения словом «ган куинг» и высшим любовным поступком может быть помощь в ремонте водопроводного крана. Европейцы в романтической любви видят и сексуальную составляющую с различными интенсивными переживаниями.

Для корейцев очень важно чувство под названием «джунг», ведь оно отличается большей прочностью, чем просто страсть. Для того чтобы «джунг» возникла между партнерами, нужно время и многочисленные взаимные усилия. Со временем такая любовь только усиливается и расцветает.

Как видите, любовь зависит не только от своих внутренних характеристик, но и от культурных особенностей.

Она многогранная, страстная, спокойная и трагическая. Любовь к родине, к партнеру, к детям, к родителям. Это чувство повсюду и сопровождает нашу жизнь всегда.

www.syl.ru

Первая любовь в психологии

Что такое первая любовь в психологии? Первая любовь окрыляет и делает человека счастливым.

Испытывая это нежное чувство, он стремится к самосовершенствованию. Жизнь приобретает новый смысл, и каждый новый день преподносит яркие впечатления.

Первая любовь в психологии, с этой точки зрения – проверка на зрелость человеческой личности. И от того как пройти это первое испытание зависит окончательное ее формирование.

Юный человек должен пережить чувство влюбленности самостоятельно. Он должен принимать решения, слушая свое сердце, а не посторонние советы.

Когда мы впервые влюбляемся, для нас не имеет значения ни статус, ни материальное положение объекта любви. Самым главным становятся внутренние переживания и чувства, которые мы испытываем.

Что это такое первая любовь с точки зрения психологии

Это зрелая любовь характерна принятием личности другого человека и попытками его понять. Для юной влюбленности на первый план выходят собственные эмоции и впечатления.

С чем носить женские лоферы смотрите в статье: с чем носить лоферы.

Про диету на яблочном уксусе, читайте здесь.

Какие нужны аксессуары для активного отдыха, смотрите здесь.

Главный урок, который должны вынести влюбленные – научиться общению и заботе о второй половинке, проявлять к ней нежность и внимание. А также очень важно уметь контролировать свои эмоции и чувства.

Основы таких отношений

Поскольку первая влюбленность возникает в основном в юном возрасте и зачастую бывает платонической, то основой таких отношений служат:

  • идеализация объекта любви;
  • представление о его единственности и незаменимости.
  • Находясь в порыве первой влюбленности, молодые люди стремятся как можно быстрее оказаться со своей второй половинкой и проводить с ней дни напролет.

    Они пребывают в состоянии эйфории, которому характерно ощущение эмоционального возбуждения, подъем настроения и чувство безопасности.

    В такие моменты появляется желание отдавать и ничего не брать взамен от объекта своей любви.

    Проявление заботы, ответственного отношения и уважения к человеку характерно для состояния первой влюбленности.

    Проходит ли первая любовь у мужчин

    Очень часто представители сильного пола свою первую влюбленность в девушку запоминают на всю жизнь. Потому что для многих из них – это первое настоящее чувство.

    Случается и такое, что мужчина берет в жены женщину, похожую на его юношескую любовь. Первое чувство определяет развитие личности мужчины, раскрывает его черты.

    Фактически дает толчок, когда неуверенный в себе юноша способен приобрести качества настоящего мужчины.

    Во сне очень часто можно увидеть бывшего возлюбленного. Причиной этому может являться тот факт, что ваши мысли постоянно возвращаются в прошлое.

    Может быть, осталась какая-то недосказанность и неопределенность в прошлых отношениях, из-за чего появляются душевные терзания.

    Ведь всем известно, что ночные переживания являются отражением наших мыслей и происходящей действительности.

    Если женщина, которой снится первая любовь, состоит в законном браке, то это может быть сигналом того, что ей чего-то не хватает в отношениях с нынешним супругом.

    Она постоянно возвращается в мыслях в то время, когда она была счастлива. А подсознание подсказывает, что ее брак далек от идеала.

    В памяти о первой влюбленности сохраняются все пережитые эмоции. Если кто-то из близкого окружения в разговоре напомнил о бывшем объекте любви, то не удивительно, что он может присниться.

    Человек подсознательно может хотеть вернуться в прошлое, если там осталось важное незавершенное дело.

    Первая любовь в психологии в подростковом возрасте

    Подростковая влюбленность характеризуется первым порывом искренних, чистых чувств, испытывая которые юные люди начинают смотреть на мир по-новому.

    Они считают, что это лучшее, что могло с ними произойти. Это время, когда учеба и родители уходят на второй план.

    Видео: советы психолога — как помочь пережить первую любовь?

    Юноши и девушки становятся подвержены перепадам настроения и испытывают самые противоречивые эмоции.

    Подростковая любовь редко перерастает в серьезные отношения, но если такое случается, то этот период сыграет большую роль в формировании личности.

    Первая любовь затмевает собой весь мир и имеет важное значение в духовном развитии каждого человека.

    Именно поэтому она всегда оставляет свой след в сердце на всю оставшуюся жизнь. Это прекрасная пора безумств, которые наполняют жизнь смыслом.

    otveta.com

    Юношеская любовь. Психология. Любовь в юношеском возрасте.

    Любовь .…Какое прекрасное, удивительное чувство.… Каждый видит и понимает ее по – своему. Каждый по – разному ее чувствует и ощущает.

    Юношеская любовь. Подростки…. У них – самая невероятно – чудесная любовь. А вот родители, как раз, ее и боятся. Когда они видят свое чадо, целующееся у подъезда, их охватывает странный ужас. В тот момент, они совершенно забывают о том, что испытывали, когда-то, то же самое. Не стоит ругать подростка за поцелуй: вы должны понимать, насколько важен и прекрасен он в этом возрасте.

    Любовь в юношеском возрасте. Вообще, в этот возрастной период происходит очень много перемен. У подростков очень резко меняется настроение: сейчас они смеются, а буквально через минуту, могут уже ходить, охваченные мыслями и грустью.

    Подростковый возраст – опасен. Однако, родители часто этого не учитывают и «играют с огнем». Они бояться за своих детей, бояться, что они совершат множество ошибок. Однако, как это ни парадоксально, ошибки совершают сами родители, по отношению к своим детям – подросткам. Всем известно, что в это время у детей очень меняется внешность. Родители, в шутку, могут сказать что-то, типа: «Какой у тебя носик большой». Для ребенка – это катастрофа. Он воспримет это вполне серьезно, у него появятся комплексы по поводу носа.… В конечном итоге он будет «плавно переходить» по всем частям своего тела, придумывая совершенно необоснованные «некрасивости» своей внешности.

    Подростки – очень ранимы и впечатлительны. Они даже самый обыкновенный прыщик (самых маленьких размеров) воспринимают «в штыки». Так что, дорогие родители, наоборот старайтесь подчеркивать плюсы внешнего вида своего ребенка, чтобы он чувствовал себя как можно увереннее.

    Любовь в подростковом, юношеском возрасте. Если ваш ребенок, вдруг, начал закрываться у себя в комнате, начал часами «зависать» на телефоне, можно предположить, что он влюбился. Какие яркие, неописуемые чувства испытывает подросток в такой момент! Однако это быстро проходит. Подростковый возраст – «возраст тысячи влюбленностей». Именно по этой причине, мальчик, например, может «боготворить» одну девочку, но встречается он может, при этом, с двумя. А ведь вначале, казалось, что влюбился раз и навсегда….

    Не стоит требовать подростка слушаться вас «на все сто процентов», не нужно его наказывать, говоря: «Все, на улицу сегодня – ни ногой». Для них очень важно общение с друзьями, новые знакомства, новые впечатления…. Они могут впасть в страшнейшую депрессию, если не увидят того, кого внезапно полюбили (надолго или нет – неважно).

    Психология подростковой любви. Вообще, если вы не хотите, чтобы ребенок отдалился от вас – станьте для него другом, войдите к нему в доверие. Тогда он будет рассказывать вам все, делиться переживаниями, просить совета. Таким образом, вы займете «выигрышную позицию»: вам не нужно будет больше теряться в догадках, что происходит с сыном (дочкой), чем он (она) живет и дышит.

    Если в подростковом возрасте любовь – как «ураган», то в период юности это чувство носит более умеренный и спокойный характер. Юношеская любовь необычна. В ней есть свои «неповторимости». Например, уже интересно то, что дружба и любовь, в этом возрасте, очень тесно переплетено между собой. Дружба может легко «переплыть» в любовь, а любовь – в процесс ухаживания. Конечно, мало кто, в этом возрасте, всерьез начинает задумываться о заключении брака. Однако именно юношеская любовь «живет» в наших воспоминаниях вечно.

    Главное, что беспокоит юношей и девушек в таком возрасте – именно внешние проявления любви. Возникает много вопросов о первом свидании, о поцелуях…

    Если говорить о свидании, то тут – много различных нюансов. Такие, например, как выбор одежды, выбор макияжа (для девушек), поведенческие манеры…

    Поцелуй является первым шагом к интимности. Кстати говоря, интимной стороне отношений юноши придают гораздо большее значение, нежели девушки: у них доминирует эмоциональная сторона.

    Психология родителей. К сожалению, родители частенько вмешиваются в жизнь своих детей. И очень обидно бывает, когда сын пришел знакомить свою девушку со своей мамой, а она маме совсем не понравилась (или внешне, или по характеру, или еще по каким – либо причинам). Естественно, начинаются ссоры и скандалы, которые, собственно говоря, никому не нужны. Парень в замешательстве: кого же выбрать…Маму или любимую девушку? Тут нельзя выбирать!Это – несправедливо! Дорогие родители, ваш ребенок навсегда останется вашим ребенком, но он никогда не будет вашей марионеткой, игрушкой, судьбой которой вы вправе распоряжаться. Возможно, вы просто ревнуете своего сына (свою дочь) к его (ее) половинке. Но вы должны понимать: абсолютно каждый человек имеет свое право «законное» на личную жизнь, и абсолютно у каждого человека всегда есть место, в сердце, которое «посвящается единственной (или единственному), а не вам, родители. Выбор неравный. Мама – это родитель, а избранница (избранник) – это человек, с которым, возможно, свяжется жизнь. Не прав тот родитель, который ставит своих детей перед таким выбором.

    Юношеская любовь. Примите и смиритесь с выбором своих детей. Ведь вы хотите для них счастья, верно? Тогда, вполне логично то, что если ваша дочь или ваш сын выбрали свою половинку, значит в ней есть что-то, что непременно сделает их счастливыми. Даже если этот «союз» — не навсегда, дайте влюбленным насладиться друг другом, а не продолжайте указывать на недостатки вашего предполагаемого «зятя» или «невестки». Поставьте себя на место своего ребенка. Ну, что? Каково? Как бы вы чувствовали себя, если бы ваши родители так же с вами поступили, «подвергнув» вас нелегкому и глупому выбору? Только не надо говорить, что вы бы выбрали родителей. Не врите самим себе: вы бы их не выбрали, а просто поступили бы так, как они того хотят, вот и все. А сами бы мучились, проводили бессонные ночи, искали бы недостатки в своем любимом человеке (которых, собственно-то, и нету), убеждали бы себя в том, что родители правы и так далее. Но ведь сердце – не обманешь…. Оно будет всегда «биться» тем, кого любит, оно будет всегда «чувствовать» того, кто так ему дорог. Не разбивайте сердца, наполненные настоящей Л юбовью !

    sunhi.ru

    Психология любви и отношений – одна из самых сложных и дискуссионных тем. Ее понятия трудно укладываются в стройные концепции и четкие закономерности. Ведь любовь – чувство, не подвластное рассудку, не зависящее от житейского опыта, не желающее покоряться даже психоанализу. Ей же покорны все возрасты, расы и национальности.

    Находящиеся под ее влиянием люди способны порой на сумасшедшие поступки. Они стремятся достать с неба звезду, видят небо в алмазах и насыщаются стихами. Это дает основание некоторым исследователям считать любовь одной из форм душевного недуга. Однако нет, пожалуй, на земле человека, не мечтающего заболеть им.

    Психология любви и отношений – путь к истинной гармонии

    Бесспорно, дела амурные – тонкая материя, и судить о них за научной кафедрой – задача неблагодарная. Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении: любовь – это чудодейственное лекарство, помогающее человеку почувствовать себя полноценной личностью.

    Да, конечно, не всем оно помогает. У кого-то на него аллергия со времени первой любви. Кто-то страдает от его побочных эффектов: конфликтов, ревности, измен . Кто-то жалуется на его неэффективность. На кого-то оно вообще не действует.

    Психологи уверяют: до любви надо дорастать. Необходимо изучать и созидать себя с детства, дружить со своим «Я», четко определить его границы и возможности. Только понимая и принимая себя, можно понять, чем живет и дышит избранник, какие у него потребности, желания, интересы, цели в жизни .

    Психология любви и отношений, базирующаяся на доверии и взаимопонимании, не терпит дилетантства и лени в межличностных контактах. Только ежедневный душевный труд позволяет влюбленным парам воплотить в жизнь свои мечты.

    Важно при этом построить не хлипкий замок на песке, а семейный бастион любви, где под одной крышей будут уживаться эмоциональная близость, моральные обязательства и физическое влечение. Соединившим свои судьбы мужчине и женщине предстоит достичь высот в дружбе, партнерстве, интимных отношениях. Только тогда их союз будет жизнестойким и долговечным, не боящимся ни бытовых проблем, ни кризисных периодов.

    Психология мужчин в любви

    Если женщина – даже в эпоху повальной эмансипации – всегда готова к серьезным отношениям с противоположным полом, то о мужчинах этого однозначно не скажешь. «Что у них на уме?» — терзаются дочери Евы, мечтающие о суженом, с которым можно создать надежный семейный очаг.

    Специалисты считают: психология мужчин в любви определяется во многом древними инстинктами охотника-добытчика-завоевателя:

    • стремлением самостоятельно делать свой выбор;
    • желанием быть единственным у избранницы, доминируя в супружеских отношениях;
    • потребностью привлекать внимание не одной, а многих женщин.

    Современные мужчины, как и их древние предки, по-прежнему любят покорять сердца возлюбленных. Охотничий азарт способен заставить их совершать неимоверные подвиги. Однако, стоит им только получить желанное «да» от своей избранницы, заручиться ее ответными чувствами, и пыл может быстро остыть. Эту особенность мужского нрава надо иметь в виду юным барышням, неопытным и доверчивым.

    Доминирование – еще одна фишка мужской психологии. Он должен быть в доме хозяином, принимать решения, отвечать за благополучие семьи. И это нужно учитывать современным амазонкам, отчаянно борющимся за лидерство в отношениях. Иначе, получив бразды правления, они будут вынуждены справляться с обязанностями как хранительницы очага, так и его защитницы.

    Психология мужчин в любви не допускает превосходства над ними. Представитель сильного пола никогда не согласится делить свою пассию с соперником. Вот почему не стоит испытывать ненаглядного ревностью . Большинство мужчин не прощают измен и уходят от жен, хотя бы раз променявших их на кого-то другого.

    Не следует забывать и старую истину о том, что мужчина любит глазами. Его избранница должна всегда выглядеть на «5». Это касается и фигуры, и прически, и макияжа, и одежды. В то же время мужчина любит и ушами. Ему доставляет неизъяснимое удовольствие слышать, как возлюбленная восхищается его доблестью и подвигами, в том числе и в постельных баталиях. Главное – не переборщить с дифирамбами: грубая лесть не ускользнет от проницательного мужского ума.

    Мудрая женщина, тактично управляющая отношениями с мужчиной, дающая ему понять, что он самый значимый человек в ее жизни, сможет получить то, что она хочет: преданного мужа, заботливого отца и рачительного хозяина.

    Первая любовь в психологии

    Первый опыт в любви – важнейшее испытание в жизни человека. От того, как он его пройдет, зависит успешность процесса формирования его личности, завершающегося к 16-18 годам. Юношеская любовь – это не только первый поцелуй, первое признание. Это еще и первое самостоятельно принятое решение – сложное, не поддающееся привычным алгоритмам.

    Кто-то лихо справляется с этим экзаменом, а кто-то с треском его проваливает. Благо, что экзаменатором в этой ситуации является сам ученик, у которого есть возможность взять реванш во время пересдачи. Но желательно исправлять ошибки уже с новым избранником.

    Первая любовь в психологии считается лишь пробным камнем. Она редко бывает настоящим чувством. Поэтому лучше не застревать на ней, а, сохранив в душе теплые воспоминания, двигаться дальше, навстречу более зрелым отношениям. Перенесенный в настоящее груз прошлых незавершенных отношений будет лишь повергать в депрессию и апатию.

    Еще опаснее, когда романтические чувства настигают в возрасте в 30-40 лет. Такая запоздалая первая любовь в психологии расценивается как катастрофа. Она рушит сложившийся уклад жизни, разоряет семейные гнезда, ломает карьеры. Всему свое время: на пике жизненного пути не годится пятиться назад, устремляясь в розовый туман юности.

    И уж совсем непозволительно пройти мимо любви. Не узнав ее медового вкуса с запахом полыни, не пройдя ее нелегких испытаний, не испив до дна ее чашу, трудно сказать, чего ты стоишь на этой земле.

    rostduha.ru