Отношения, психология, жизненные ситуации

Методика определения самооценки рубинштейна

Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней — «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

2. Очень здоровые

4. Более или менее здоровые.

5. Среднего здоровья

6. Более или менее больные

8. Очень больные

9. Самые больные

4. Более, менее умные

6. Более, менее неумные

2. С хорошим характером

3. С более или менее хорошим

4. С неплохим характером

5. С обычным характером

6. С неважным характером

7. С плохим характером

8. С очень плохим характером

9. С тяжелым характером

2. Очень счастливы

5. Не очень счастливы

6. Мало счастливы

8. Очень несчастливы

9. Самые несчастные

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

www.psiholognew.com

Методика определения самооценки рубинштейна

1. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, модифицированной А. М. Прихожан (1984,1988).

Вариант для младших школьников

Бланк методики с 8 вертикально расположенными линиями, представляющими собой биполярные шкалы (рис. 1). Длина линии — 100 мм. Верхняя и нижняя линии отмечены черточками, середина — точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:

0 здоровый — больной;

1 аккуратный — неаккуратный;

2 умелый — неумелый;

Методика проводится в 1 классе — индивидуально, во 2 классе — [ допускается фронтальное выполнение. Перед началом работы дается I общая инструкция.

Инструкция (дается устно)

«Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: «Я самый умный» или «Я не очень веселый». Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий».

Психолог рисует на доске вертикальную линию, отмечая ее верх и низ горизонтальными черточками, а середину — заметной точкой.

«Например, вот эта линия. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом верху этой линии (ставит крестик на самом верху линии) находятся самые здоровые люди на свете. Они никогда ничем не болели, даже не чихнули ни разу. А в самом низу (ставит крестик) находятся самые больные люди на свете. Они все время болеют и болеют очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывают здоровыми.

Посередине (ставит крестик в середине линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.

А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, где он нарисует свой крестик?»

«А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров. Куда он поставит крестик?»

Психолог предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным.

«Все поняли, как можно пользоваться такими линиями, чтобы рассказать о себе?» (Отвечает на вопросы детей.)

«А теперь я вам раздам листки, на которых нарисованы такие линии, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились».

Психолог раздает бланки, в 1 классе — с заранее подписанными фамилиями и всей необходимой информацией. Во 2 классе дети подписывают бланки сами, необходимо выделить на это специальное время и проверить правильность заполнения.

«Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находятся самые здоровые, а в самом низу — очень больные. А как каждый из вас оценит свое здоровье? Где поставит свой крестик?»

Психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на первой линии, подписанной «здоровый — больной».

«Теперь вы научились оценивать себя с помощью линий.

Посмотрите теперь на вторую линию. В самом верху написано «аккуратный», внизу — «неаккуратный». На самом верху этой линии крестик ставят самые аккуратные ребята, у которых в тетради никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в самом низу — ужасные неряхи, самые неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри внимательно на свой листок и поставь свой крестик».

Психолог вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на второй линии, подписанной «аккуратный-неаккуратный».

Так последовательно заполняются все 8 линий.

В 1 классе необходима инструкция психолога перед каждой линией. Во 2 классе обычно достаточно объяснений, сделанных на первых двух линиях, далее дети работают самостоятельно. Но ориентироваться следует на общий уровень класса.

После завершения работы психолог собирает листы.

Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейн: бланк для младшего школьного возраста

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-8. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье»)определяется высота самооценки — от «О» до знака «крестика».

Определяется средняя мера самооценки школьника. Ее характеризует медиана показателей по всем анализируемым шкалам.

Определяется степень дифференцированности самооценки. Ее получают, соединяя все крестики на бланке испытуемого. Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера самооценки и поэтому она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда пропускаются некоторые шкалы, крестики ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т.п.

ДЛя оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1, 2).

Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности.

Таблица 1. Показатели уровня самооценки

Таблица 2. Показатели дифференцированности самооценки

Оценка результатов в 4-балльной шкале:

4 балла- высокий или средний уровень самооценки при умеренной дифференцированности

3 балла — высокий или средний уровень самооценки при слабой или сильной дифференцированности

2 балла — все случаи очень высокой и низкой самооценки

1 балл — ребенок не принимает задания или выполняет его формально

Вариант для подростков и старших школьников Экспериментальный материал

Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога (рис. 2).

Рис.2. Методика Дембо-Рубинштейн: бланк для подростков

7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:

1 хороший характер — плохой характер;

2 умный — глупый;

3 способный — неспособный;

4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками;

5 красивый — некрасивый;

6 уверенный в себе — не уверенный в себе.

Методика может проводиться фронтально — с целым классом или группой учащихся — и индивидуально с каждым школьником. При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый — больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-15 мин.

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

высота самооценки -от «0» до знака » «;

величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до » «; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

Определяется средняя мера каждого из вышеперечисленных показателей у школьника. Ее характеризует медиана, вычисляемая по всем анализируемым шкалам.

Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого всезначки » » (для определения дифференцированности самооценки)или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т. п.

Оценка и интерпретация результатов

Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки — 500 чел., девушек и юношей примерно поровну.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 3, 4).

Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что школьники с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижению этих целей.

Таблица 3. Показатели самооценки и уровня притязаний

Таблица 4. Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний

Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.

В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.

Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания

Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать их.

Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я не обязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее, чем на 5 мин.) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т. п.

Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым, но в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.

Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. При индивидуальном выполнении работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, при фронтальном проведении беседа обычно проводится после обработки результатов.

При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:

внимательно слушать школьника;

выдерживать паузу, не торопить школьника;

в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (Почему ты так оценил свой ум? характер?) переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал школьник и т. п.);

задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор;

не подсказывать «забытых» слов, выражений;

задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;

держаться свободно, без напряжения;

регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с соответствующими характеристиками речи школьника;

не давать оценочных суждений как вербальных, так и невербальных;

эмоционально поддерживая школьника, не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответе;

общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.

cito-web.yspu.org

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей

Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога представлен на рис. 1.

Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейна: бланк для подростков

Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя — на самую высокую.

Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.

Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).

7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:

0 здоровый — больной;

1 хороший характер — плохой характер;

2 умный — глупый;

3 способный — неспособный;

4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками;

5 красивый — некрасивый;

6 уверенный в себе — не уверенный в себе.

Методика может проводиться фронтально — с целым классом или группой учащихся — и индивидуально с каждым школьником.

При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый — больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-15 мин.

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

Ø уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

Ø высота самооценки — от «0» до знака «-»;

Ø величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «-»;

Ø в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

2. Определяется средняя мера каждого из вышеперечисленных показателей у школьника. Ее характеризует медиана, вычисляемая по всем анализируемым шкалам.

3. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «-» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верх­ней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотрен­ные инструкцией и т. п.

Оценка и интерпретация результатов (по проведенным экспериментальным данным)

Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1.1, 1.2).

Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степенью дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно Дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что школьники с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижению этих целей.

Показатели расхождения самооценки

Количественная характеристика, балл

Степень дифференцированности притязаний

Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

Степень дифференцированности самооценки

Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.

В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.

Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания

Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я не обязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее, чем на 5 мин.) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т. п.

При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:

Ø внимательно слушать школьника;

Ø выдерживать паузу, не торопить школьника;

Ø в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (Почему ты так оценил свой ум? характер?) переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал школьник и т. п.);

Ø задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор;

Ø не подсказывать «забытых» слов, выражений;

Ø задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;

Ø держаться свободно, без напряжения;

Ø регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с соответствующими характеристиками речи школьника;

Ø не давать оценочных суждений как вербальных, так и невербальных;

Ø эмоционально поддерживая школьника, не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответе;

Ø общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.

3/8 — хорошие контроль и рефлексия,

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,

5/8 — интенсивная духовная жизнь,

6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,

7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

Ø острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;

Ø желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах;

Ø хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти;

Ø поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Ø множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Методика диагностики самооценки

Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1—20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21—40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам

где ∑1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).

где ∑1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельно­сти и формирование чувства уверенности в успехе.

Бланк для ответов

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

www.pandia.ru

Методика Дембо Рубинштейна (в модификации Прихожан А. М.) для определения уровня самооценки (2 9 кл.)

Изучить психологические особенности вновь поступивших обучающихся с точки зрения успешной адаптации к новым условиям обучения.

Выявить учащихся, испытывающих трудности адаптации к новым условиям обучения в санаторной школе.

Целевая группа: вновь принятые учащиеся 2 – 9 классов.

Сроки проведения: октябрь-ноябрь.

Особенности проведения диагностики: индивидуально или в малой группе (по 3-4 чел.)

«Анкета новичка» (автобиографические данные) (учащ. 2 – 9 кл).

Тест-анкета самооценки учащимися изменений своего состояния и здоровья (автор Смирнов Н.К.) (5 – 9 кл.).

Методика Дембо – Рубинштейна (в модификации Прихожан А.М.) для определения уровня самооценки (2 – 9 кл.).

Методика «Лица» (авторы Н.В.Лукьянченко, Т.Л.Ядрышникова) выявляет эмоциональное отношение к школе, отдельным школьным предметам (2 — 5 кл.).

Опросник «Чувства в школе» (автор С.В. Левченко) (2 – 9 кл.).

Методика Люшера М. для определения эмоционального состояния (2 – 9 кл.).

Методика «Диагностика тревожности» (в модификации Прихожан А.М.) ( 2-6 кл.)

Методика «Шкала тревожности» (по Кондашу) (7-9 кл.)

Тест-анкета «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащихся» (автор Смирнов Н.К.) – метод экспертных оценок (учащ. 2 – 9 кл.)

Краткое описание диагностического комплекса.

В «Анкете новичка» учащиеся отмечают автобиографические данные.

Тест-анкета самооценки учащимися своего состояния и здоровья (Смирнов Н.К.) позволяет определить психологическое и физическое состояние учащихся «новичков».

Для определения уровня самооценки и выявления детей с низким и высоким уровнем самооценки применяется методика Дембо – Рубинштейна (в модификации Прихожан А.М.).

Для изучения адаптационных процессов важно знать и учитывать эмоциональное отношение подростков к школе, классу, к школьным предметам. (Проективная методика «Лица» авт. Н.В.Лукьянченко, Т.Л.Ядрышникова).

Опросник «Чувства в школе» позволяет сделать вывод об эмоциональных проблемах учащихся, определить какие чувства превалируют. Психолог получает возможность увидеть, есть ли временная дезадаптация, присущая этому периоду, и насколько она выражена (определяется по количеству выборов «негативных» чувств).

Методика М. Люшера позволяет определить эмоциональный фон ребенка, т.е. его преобладающее настроение. А также выявить энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии.

Выявить уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной) у учащихся 2-6 кл. поможет методика «Диагностика тревожности» (Прихожан А.М.).

Методика «Шкала тревожности» (по Кондашу) также поможет выявить уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной) у учащихся 7-9 кл.

Метод экспертных оценок позволяет выявить учащихся с затруднениями адаптации в условиях школы. Предметом экспертной оценки являются: изменения в эмоциональном состоянии, образе жизни и здоровье учащегося в адаптационный период. Эксперты: кл. руководитель, воспитатели, лечащий врач, родители учащегося. Используется тест-анкета «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащегося» (Смирнов Н.К.).

Примечание: диагностический комплекс может использоваться не полностью, в зависимости от результатов обработки основных методик:

Методика Люшера М. для определения эмоционального состояния.

Методика Дембо – Рубинштейна (в модификации Прихожан А.М.) для определения уровня самооценки.

Методика «Лица» (авторы Н.В.Лукьянченко, Т.Л.Ядрышникова) выявляет эмоциональное отношение к школе, отдельным школьным предметам.

тест-анкета «Самооценка изменений своего состояния и здоровья» (Смирнов Н.К.),

метода экспертных оценок тест-анкета «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащихся» (Смирнов Н.К.)

Метод экспертных оценок

Экспертные оценки пока явно недостаточно используют­ся в психолого-педагогических исследованиях, хотя потенциал их высок и многие достоинства проявляются именно в об­разовательной среде. Главный инструмент при этом подходе — личность эксперта (от лат. ехрег1из — опытный) как человека, компетентность и опытность которого служат залогом объективности получаемых оценок. От эксперта ждут не применения верифицированных, валидных методик, а суждений и заключений, основанных на его опыте, наблюдениях и профессионализме.

При оценке отдельного школьника число экспертов должно быть не менее трех. Желательно включение в число экспертов классного руководителя ученика, учителя физкультуры, завуча по оздоровительно-воспитательной рабо­те, школьного психолога, социального педагога, школьного врача, воспитателя. В некоторых случаях привлекаются родители учащихся. Чем больше экспертов, тем выше объективность получаемой оценки.

Анкеты на каждого участвующего в обследовании ученика (или выбранных, например, из группы риска) заполняются экспертами независимо друг от друга в соответствии с прилагаемой инструкцией. Организует исследование обычно классный руководитель, зам. по здоровью или психолог. Отвечать можно не по всем позициям, а выбрав те из них (желательно как можно больше), оценка по которым будет объективной. Средняя оценка каждого эксперта вычисляется как частное от деления суммы всех выставленных им баллов на число позиций, по которым давалась оценка. Похожая анкета используется для получения самооценки от самого школьника. Для этого учителем проводится анкетирование учащихся (текст корректируется с учетом возраста школьников) со строгим соблюдением конфиденциальности ответов. Баллы может проставить сам учитель, проводящий обследование, в процессе беседы-интервью со школьником. Итоговая оценка для каждого школьника по каждой тест — анкете — среднее от суммы баллов всех экспертов и среднего балла самооценки.

Тест — анкетные методы диагностики,

основанные на принципах экспертных оценок

(Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.)

Тест — анкетные методы диагностики здоровья детей имеют следующие достоинства:

По результатам диагностики удается оценить состояние не только физического здоровья, но и психологического здоровья школьников.

Проведение таких исследований не требует материальных затрат, если не считать краткосрочного обучения педагогов.

3.Сами процедуры обследования являются элементом дополнительной мотивации учащихся на заботу о своем здоровье, тренировки навыков биологической обратной связи.

Главным инструментом диагностики при этом подходе служит не прибор, а человек, возможности которого неизмеримо выше самых совершенных технических средств.

Участие в процедуре диагностики учителей школы в качестве экспертов служит дополнительным фактором (рычагом) вовлечения их в работу школы, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Используемые методики позволяют проводить как скрининг с последующим выделением групп риска, так и мониторинг здоровья учащихся.

Проведение процедур психолого-педагогической диагностики хорошо сочетается с методами медико-физиологической диагностики и дополняет их.

Такой диагностический подход имеет три особенности:

• получаемые данные носят ориентировочный характер. Это не диагноз и не медицинское заключение, а лишь возможность выделить группы риска и зоны дальнейших, более углубленных исследований;

• в тест — анкетах учтено неблагоприятное воздействие на организм и психику сочетания нескольких факторов риска (кумулятивный эффект), при котором общий риск заболеваний резко возрастает;

• используется метод экспертных оценок (количественных и качественных).

Тест-анкета «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащихся» (Смирнов Н.К.).

Она предлагается педагогам, способным выступить в роли экспертов по оценке образа жизни и состояния здоровья учащихся (классным руководителям, социальным педагогам), а также родителям школьников. Каждый эксперт отвечает только на те вопросы, по которым располагает достаточными сведениями. По каждой позиции необходимо получить не менее трех оценок, иначе она исключается из общего подсчета ввиду недостоверности. Вычисляется итоговый балл для каждого школьника как среднее арифметическое оценок экспертов и самооценки.

Инструкция: выберите позиции, по которым Вы можете оценить учащегося. Оценивание проводится по 11-балльной шкале: от -5 (минус 5) — максимально негативные для здоровья учащегося изменения до +5 (плюс 5) — максимально положительные для здоровья изменения; 0 баллов — отсутствие изменений.

Шкала: -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5

Как изменилось состояние здоровья учащегося за оцениваемый период?

Как изменилось отношение учащегося к своему здоровью за оцениваемый период?

Как изменился образ жизни учащегося: режим дня, физическая активность, характер питания?

Как изменились ситуация в семье учащегося, его окружение?

Как изменилось материальное положение семьи учащегося?

Как изменились черты характера и поведение учащегося?

Как изменился интерес учащегося к учебе, стремление к знаниям?

Какова тенденция изменений во внешнем облике учащегося?

Как изменились у учащегося проявления утомления (по выраженности, скорости наступления, частоте)? (К -5 — усиление; к +5 — ослабление.)

Как изменились у учащегося проявления стресса, фрустрации (по силе, выраженности, частоте)? (К — 5 — усиление; к -1-5 — ослабление.)

Как изменилось у учащегося превалирующее настроение? (К -5 — ухудшение настроения; к +5 — улучшение.)

Чаще или реже стал учащийся жаловаться на свое здоровье? (К -5 — чаще; к +5 — реже.)

Какова динамика вредных привычек у учащегося?

Как изменился контакт (взаимопонимание, сотрудничество) школы с родителями учащегося?

Тест-анкета для самооценки учащимся изменений своего состояния и здоровья.

Инструкция: оцени изменения твоего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11-балльной шка­ле: от -5 (минус 5) — максимально негативные для здоровья учащегося изменения, до +5 (плюс 5) — максимально положительные для здоровья изменения, 0 баллов — отсутствие изменений.

Как изменилось за оцениваемый период состояние твоего здоровья? (К -5 — ухудшилось; к +5 — улучшилось.)

Как изменилось твое отношение к своему здоровью? (К -5 — стал реже, меньше заботиться о своем здоровье; к +5 — стал лучше, больше заботиться о своем здоровье.)

Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?

Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, выполнение комплексов упражнений, пробежки, лыжи и т.д.)?

Как изменился за это время характер твоего питания?

Как изменилось за это время материальное положение твоей семьи?

Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (Вредные —- к -5; полезные — к +5.)

Усилился или ослабел твой интерес, стремление к знаниям, связанным с проблемами здоровья?

Отмечаешь ли ты изменения в своем внешнем облике? Если да, то в какую сторону? (К —5 — в худшую; к + 5 — в лучшую.)

Чаще (быстрее) или реже стало наступать у тебя состояние утомления на уроках и дома? (К -5 — более быстрое и частое наступление; к +5 — реже наступающее утомление.)

Чаще или реже стало наступать у тебя состояние стресса?

Как в среднем изменилось за этот период твое настроение? (К -5 — в худшую сторону; к + 5 — в лучшую.)

Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на свое здоровье? (К — 5 — чаще; к -Ь5 — реже.)

Изменился ли за это время контакт твоих родителей со школой?

(Проводящий анкетирование учитель перед раздачей школьникам анкет должен разъяснить им процедуру оценивания, так как это не просто привычные ответы «да — нет», а оценка изменений. Необходимо удостовериться, что учащиеся понимают как проводить оценку в баллах по шкалам, пояснить на примерах, но не из вопросов анкеты.)

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

для обучающегося ГБООУ АО АСШИ № 1

Спецификой деятельности ГБООУ ОА АСШИ № 1, основанной в 1971 году, является лечение и обучение более 200 детей г. Архангельска и Архангельской области с диагнозом «сколиоз». Для всех учащихся независимо от тяжести заболевания в школе созданы благоприятные условия, способствующие умственному и физическому развитию личности, подготовке успешной социализации детей с проблемами здоровья к жизни в обществе. В условиях оторванности от семьи, перехода в новый детский коллектив, проблем со здоровьем, наши дети особенно нуждаются в поддержке и помощи педагогов, медицинских работников, школьного психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в процессе коллективных групповых и индивидуальных занятий.

Программа индивидуальной работы выстраивается исходя из принципов учета «зоны ближайшего развития» (предполагает сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии), возрастных особенностей, учета психологических проблем детей с заболеванием «сколиоз», добровольного участия в занятиях. Работа осуществляется с помощью арт-терапевтических методов.

Оказать помощь подростку, повысить качество его психического здоровья, а возможно и качество жизни в целом можно через индивидуальную работу с ним, где возможно решение следующих задач:

расширение границ самовосприятия;

оказание помощи в отреагировании переживаний и фантазий, способствующих изменению поведения и улучшению состояния здоровья через формирование внутренней картины здоровья;

активизация способности к разрядке эмоционального напряжения.

развитие эмоциональной устойчивости и активизация внутренних ресурсов.

За основу в разработке индивидуальной программы работы взяты упражнения и техники, предложенные М.В. Киселевой (М.В. Киселева Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов. Спб.: Речь, 2006. – 160 с.) и медитативные сказки С.А. Черняевой (Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2007.).

Показания к прохождению данного цикла занятий: дети с проблемами адаптации, повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, негативным представлением о себе; дети, переживающие сложные жизненные ситуации.

Цели программы индивидуальной работы:

1.Развитие личности, коррекция образа «Я» и принятие его.

2.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Активизация процесса рефлексии, осознания и принятия себя.

Прояснение видения и представления о своем физическом «Я».

Мобилизация ресурсов организма, снятие напряжения.

Количество занятий: от 8 до 14.

Длительность одного занятия (сессии) составляет 45-60 минут.

Периодичность: 1-2 раза в неделю.

Материалы: бумага (А-4, А-3), краски, кисти, стаканчик с водой, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, простой карандаш, ластик, трубочка коктейльная, шерстяная нить, стекло (10х15), тексты сказок, музыка.

1.Подготовительный. Организационные процедуры, знакомство с материалами, исходная диагностика.

2.Основной (коррекционно-развивающий). Творческая деятельность. Интуитивное познание. Оценка промежуточных результатов.

3.Заключительный. Завершение работы, оценка конечных результатов.

Ребенок лучше осознает собственные переживания и эмоциональные состояния.

Наблюдаются проявления идентичности (осознание и принятие себя в физическом и психологическом плане, позитивного самоотношение).

Идет ослабление проявлений утомления, раздражительности, эмоционального напряжения.

Повышается уверенность в себе; снижается тревожность в ситуациях, предполагающих самовыражение.

Делает самостоятельные попытки в планировании перемен на ближайшее будущее.

— значительные перерывы между арт-терапевтическими сессиями, что снижает терапевтический эффект;

— неготовность родителей и окружающих близких взрослых к изменениям, происходящих в ребенке;

— наличие страхов у родителей, влияющих на детей.

Тематика занятий и содержание подбираются с учетом результатов диагностики и проблем в развитии.

gigabaza.ru