Отношения, психология, жизненные ситуации

Методики диагностики самооценки младшего школьника

Добро пожаловать на сайт, который помогает учителям и школьникам в учебе и работе!

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Методическая разработка «Профессиональное сетевое образовательное сообщество»

КТД » Армейский калейдоскоп»

Конспект праздника для младших школьников. На празднике звучали песни про армию, были весёлые конкурсы

Ожившая графика. Ветвление — одна из трех (наряду с линейным выполнением команд и циклом) базовых конструкций алгоритмов. Все языки программирования имеют специальные операторы.

Данная презентация содержит практический материал для повторения, закрепления и отработки орфограмм по темам : Суффиксы и окончания. Предлоги и приставки.

С глубокой древности человека манило и привлекало к себе звёздное небо. Прекрасное безграничное звёздное небо, которое сводит с ума своей непостижимостью и величием… В нём.

Мероприятие для детей дошкольного возраста c участием родителей «Моя любимая семья»

Этот семейный праздник доставилмного всем радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а мы – творческой фантазией.

Четыре дня штурма г.Кенигсберга

Развитие лидерских качеств у обучающихся.

Данная проблема особо актуальна в настоящее время, так как только социально-активная личность сможет выбрать необходимую индивидуальную траекторию развития, которая позволит в.

Добавить эту разработку

Контрольная работа по теме "Метод координат" содержит в себе пять заднаний, два варианта

videouroki.net

Диагностика младших школьников

Диагностика темперамента младших школьников.

  • Изучение темперамента школьника методом наблюдения
  • Изучение самооценки младших школьников:

    Диагностика познавательных процессов младших школьников.

    1. Методика “Изучение переключения внимания”
    2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
    3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)
    4. Просмотр содержимого документа

      «Диагностика младших школьников»

      Диагностика младших школьников.

      Изучение личности младших школьников.

      Методика “Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка”

      Методика “Радости и огорчения” (методика незаконченных предложений)

      Методика “Кем быть?”

      Методика “Мой герой”

      Методика “Составление расписания на неделю” С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

      Методика “Неоконченные предложения” М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

      Изучение темперамента школьника методом наблюдения

      Изучение самооценки младших школьников:

      Модификация методики Дембо-Рубинштейн

      Методика “Изучение переключения внимания”

      Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

      Методика “Определение типа памяти”

      Методика “Изучение логической и механической памяти”

      Методика “Исключение лишнего”

      Методика “Изучение саморегуляции”

      Методика “Дорисовывание фигур”

      1. Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»

      Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.

      Цель: диагностика желаний детей.

      Оборудование: цветик-семицветик из бумаги.

      (методика незаконченных предложений)

      1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я раду­юсь, когда. », «Больше всего я огорчаюсь, когда. ».

      2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

      4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?»

      4. Методика «Кем быть?»

      Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.

      Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хо­тели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

      Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.

      Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.

      — на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?

      — на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?

      2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели быть похожими: на папу, ма­му, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.

      3. Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть, как. ».

      Инструкция испытуемому. «Представь себе, что ты заработал (тебе дали) . рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»

      7. Методика «Составление расписания на неделю»(С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф.Моргуна)

      Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количе­ство уроков. Уроки можно писать любые. Это и будет расписание на не­делю для нашей школы будущего.

      Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник.

      Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложе­ния, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

      1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто.

      3. Больше всего я люблю, когда учитель.

      4. Больше всего я не люблю, когда учитель.

      5. Больше всего мне школа нравится зато, что.

      6. Я не люблю школу зато, что.

      8. Я боюсь, когда в школе.

      9. Я хотел бы, чтобы в школе.

      10. Я не хотел бы, чтобы в школе.

      11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе.

      12. Если я невнимателен на уроке, я.

      13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я.

      20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках.

      21. Если нам не задают домашнего задания, я.

      22. Если я не знаю, как решить задачу, я.

      25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда.

      Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предло­жения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родите­ли, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащего­ся к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци­альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предло­жения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мо­тивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сум­ма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотива­ции учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод поданному показателю.

      а) легко включается в работу;

      б) действует со страстью;

      2. Как реагирует на замечания учителя:

      в) выслушивает и реагирует спокойно;

      г) молчит, но обижен.

      3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые e го очень волнуют:

      а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

      б) быстро, со страстью, но других не слушает;

      г) с большим волнением и сомнением.

      4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

      а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

      б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

      в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу оши­бок говорит мало;

      5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

      а) бросает, потом опять продолжает работу;

      б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

      г) проявляет неуверенность, растерянность.

      6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

      в) остается, не говорит ни слова;

      7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

      в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

      г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно. Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

      Таблица 1. Схема наблюдения за темпераментом школьника

      Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соот­ветствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

      Модификация методики Дембо-Рубинштейн

      Цель: исследование самооценки учащегося.

      Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начер­таны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качества­ми: «рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хоро­ший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

      Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по. (название качества). В верхней точке находится самый. (максимум качест­ва), в нижней — самый. (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.

      После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кро­ме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, та­ким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

      1. Методика "Изучение переключения внимания"

      Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.

      Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, на­писанными не по порядку; секундомер.

      Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен на­звать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

      Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуаль­но. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзамену­ют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясня­ет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского ал­фавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

      К = m / n х 100%, где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

      (методика Т.Е. Рыбакова)

      Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), се­кундомер.

      1. Методика «Определение типа памяти»

      Цель: определение преобладающего типа памяти.

      Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; се­кундомер.

      Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

      Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

      Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линей­ка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

      Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

      Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

      Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

      Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспо­нируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

      Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепо­том повторяет каждое из них. Затем записывает на ли­стке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

      Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

      Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо­го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). С = a /10, где а — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по то­му, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип па­мяти.

      2. Методика «Изучение логической и механической памяти»

      Цель: исследование логической и механической памяти методом запомина­ния двух рядов слов.

      Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

      Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить.

      Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер­вал между парой — пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает за­помнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

      Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в сле­дующую таблицу.

      Таблица 2. Объем смысловой и механической памяти

      Объем смысловой памяти

      Объем механической памяти

      Количество запомнив­шихся слов (В)

      1. Методика "Простые аналогии"

      Цель: исследование логичности и гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

      а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать,

      а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега,

      а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

      а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищ­ник

      а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

      а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад,

      а) полки, б) книги, в) читатель, г) библио­-

      текарь, д) сторож

      а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир,

      а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

      а) включить, б) ставить, в) ремонтировать,

      г) квартира, д) мастер

      а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

      г) большой, д) подъем

      Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, уста­навливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

      Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления сви­детельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем — 6-7 ответов, о дос­таточном — 4-5, о низком — менее чем 5.

      2. Методика «Исключение лишнего»

      Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

      1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

      2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

      3. Собака, лошадь, корова, лось.

      4. Стол, стул, пол, кровать.

      5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

      6. Очки, глаза, нос, уши.

      7. Трактор, комбайн, машина, сани.

      8. Москва, Киев, Волга, Минск.

      9. Шум, свист, гром, град.

      10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

      11. Береза, сосна, дуб, роза.

      12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

      Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти та­кое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов.

      1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

      2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).

      3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

      4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

      Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены родо­выми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний -7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым по­нятием.

      3. Методика «Изучение скорости мышления»

      Цель: определение скорости мышления.

      Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

      Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

      Обработка и анализ результатов:

      25-30 слов — высокая скорость мышления;

      20-24 слова — хорошая скорость мышления;

      15-19 слов — средняя скорость мышления;

      10-14 слов — ниже средней;

      до 10 слов — инертное мышление.

      Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:

      19-16 слов — высокий уровень мышления;

      10-15 слов — хороший;

      5-9 слов — средний;

      до 5 слов — низкий.

      4. Методика «Изучение саморегуляции»

      Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

      Оборудование: образец с изображением палочек и черточек ( I II II 1-1) на тет­радном листе в линейку, простой карандаш.

      Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течение 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образ­це, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной по­следовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание — полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также каче­ство самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, во­обще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по оконча­нии). Исследование проводится индивидуально.

      Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов об­щей способности к учению.

      1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, со­храняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, при­мерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает от­дельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необ­ходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполне­на не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

      2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведен­ное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремле­ние получить хороший результат у него имеется.

      3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохра­нить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и по­тому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

      4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не ис­правляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения знания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

      5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать каран­дашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на за­ключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

      Методика «Дорисовывание фигур»

      Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.

      Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигу­рами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной вет­кой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

      Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

      Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригиналь­ности производится подсчетом количества изображений, которые не повторя­лись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми счи­таются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

      Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

      1 тип — ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изо­бражение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

      2 тип — также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталя­ми.

      3 тип — изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

      4 тип — ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

      5 тип — заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 ти­пах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру­жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элемен­тов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель ка­рандаша, которым мальчик рисует картину).

      Список рекомендуемой литературы

      Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагно- стике. — Киев, 1989.

      Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.

      Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М., 1986. — С. 62-68. 23

      Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // На- чальная школа. — 1994. — N 1. — С. 16-18; N 8. — С. 4-8.

      Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. — М., 1978.

      Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М., 1981.

      Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987.

      Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. — М., 1991.

      Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. — М., 1993.

      Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. — М., 1991.

      Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей //Вопросы психологии. — 1988. — N 6. — С. 43-49.

      multiurok.ru

      Разработки уроков для учителей

      Если оценивать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние пять лет в образовательной индустрии, то абсолютное большинство из них связаны с повсеместным внедрением.

      «Выделение Фрагмента рисунка . Работа с фрагментами рисунка»

      Цель моего урока это научить учащихся научится собиратьрисунок из имеющих деталей инструментов графического редактора.

      Сложные темы орфографии. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Предлоги. приставки. Практический материал.

      Классный час ко дню космонавтики в 1 классе «Гараринский урок. Космос — это . »

      Презентация " Четыре дня штурма Кенигсберга" выполнена к очередной дате взятия г. Кенигсберга, Презентация содержит наглядную анимацию, звуковое сопровождение и.

      Контрольная работа «Метод координат»

      videouroki.net

      Тесты для школьников. Диагностика младших школьников.

      Изучение личности младших школьников.

      Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»

      Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)

      Методика «Кем быть?»

      Методика «Мой герой»

      Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

      Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

      Диагностика темперамента младших школьников.

      Изучение темперамента школьника методом наблюдения

      Изучение самооценки младших школьников.

      Модификация методики Дембо-Рубинштейн

      Диагностика познавательных процессов младших школьников.

      Методика «Изучение переключения внимания»

      Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

      Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

      Методика «Определение типа памяти»

      Методика «Изучение логической и механической памяти»

      Методика «Простые аналогии»

      Методика «Исключение лишнего»

      Методика «Изучение скорости мышления»

      Методика «Изучение саморегуляции»

      Методика «Дорисовывание фигур»

      Изучение личности младших школьников.

      1. Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»

      Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

      2. Методика «Цветик-семицветик»

      Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

      3. Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)

      Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики: 1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда. «, «Больше всего я огорчаюсь, когда. «. 2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения. 3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку. 4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?» При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

      Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

      studfiles.net

      Тесты для школьников. Диагностика младших школьников. Содержание

      P первый психологический портал Пятигорска.

      Тесты для школьников. Диагностика младших школьников.

      Изучение личности младших школьников.

      Методика “Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка”

      Методика “Радости и огорчения” (методика незаконченных предложений)

      Методика “Составление расписания на неделю” С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

      Методика “Неоконченные предложения” М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

      Диагностика темперамента младших школьников.

      Изучение темперамента школьника методом наблюдения

      Модификация методики Дембо-Рубинштейн

      Диагностика познавательных процессов младших школьников.

      Методика “Изучение переключения внимания”

      Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

      Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

      Методика “Определение типа памяти”

      Методика “Изучение логической и механической памяти”

      Методика “Простые аналогии”

      Методика “Исключение лишнего”

      Методика “Изучение скорости мышления”

      Методика “Изучение саморегуляции”

      Методика “Дорисовывание фигур”

      Цель: изучение желаний младших школьников.

      Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вооб­ще.

      2. Методика «Цветик-семицветик»

      Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цве­тик-семицветик». Возможен просмотр мульт- или диафильма. Каждому вручает­ся приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы.

      Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материаль­ные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ни­ми), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сло­мать, выбросить и т.п.).

      3. Методика «Радости и огорчения»

      Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

      3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной сто­роне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании ра­боты лепестки собираются в ромашку.

      При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с соб­ственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полу­ченные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, домини­рующих мотивах поведения и действий.

      Обработка полученных материалов может включать классификацию профес­сий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письмен­ных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.

      5. Методика «Мой герой»

      1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):

      — есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?

      Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

      Цель: выявление направленности потребностей.

      Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

      Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

      Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

      Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное рас­писание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы бу­дущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном распи­сании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагно­стику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предме­там.

      8. Методика «Неоконченные предложения»

      Цель: диагностика мотивации учения.

      Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально.

      2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто.

      7. Мне радостно, когда в школе.

      14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я.

      15. Я всегда могу проверить, правильно ли я.

      16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я.

      17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я.

      18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я.

      19. Мне всегда интересно, когда на уроках.

      23. Если я не знаю, как написать слово, я.

      24. Я лучше понимаю, когда на уроке.

      Изучение темперамента школьника методом наблюдения

      Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

      1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

      в) действует спокойно, без лишних слов;

      г) действует робко, неуверенно.

      а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

      б) возмущается тем, что ему делают замечания;

      3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые eго очень волнуют:

      в) медленно, спокойно, но уверенно;

      г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

      а) быстро соглашается;

      г) проявляет неуверенность.

      а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходи­мые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

      б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого дос­таточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

      Пункты плана наблюдений

      Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

      Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки. Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компо­нент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетво­ренности собой.

      В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенно­сти (0,3 — низкий; 0,3-0,6 — средний; 0,6-1,0 — высокий). Уровень неудовлетворен­ности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учи­тывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хо­чет экспериментатор. Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

      1. Методика «Изучение переключения внимания»

      Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

      2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

      Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

      Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

      Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вы­черкнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству про­смотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле

      К = m/n х 100%, где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

      3. Исследование особенностей распределения внимания

      Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

      Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставле­ние количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

      gigabaza.ru