Отношения, психология, жизненные ситуации

Методики по изучению самооценки детей

Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека — это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как «самооценка». Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.
  • Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание

    Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

    Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

    Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешность», «признание сверстников», а также изменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

    Инструкция к проведению исследования

    Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце — максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

    Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:

    • здоровье;
    • способности и ум человека;
    • его характер;
    • пользуется ли он авторитетом у сверстников;
    • умение делать что-то самостоятельно, своими руками;
    • уверенность в себе;
    • внешность человека.

    Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

    При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм — 48 баллов).

    Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от «0» до «х». Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от «0» до «-«.

    Далее необходимо вычислить расстояние от «х» до «-«. Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

    Расшифровка показателей

    Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

    Показатели уровня притязаний

  • Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  • Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  • Низкий — ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.
    1. Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
    2. Завышенная — 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как «закрытость для опыта», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
    3. Заниженная — менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и «защитной» неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту «недооценку», чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.
    4. fb.ru

      Изучение самооценки детей

      Подготовка исследования. Для первой серии приготовить карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные), по 3 в каждом наборе; бумагу; 6 цветных карандашей. Для второй серии подобрать сюжетные картинки: а) ребенок, расставляющий стулья; б) ребенок, протирающий стол; в) ребенок, стирающий полотенце. Подготовить оборудование для выполнения соответствующих трудовых поручений. Для третьей серии потребуются кубы разной высоты в соответствии с возрастом детей.

      I ситуация – ребенку предлагают нарисовать картинку и объясняют, что если рисунок получится хороший, то его возьмут на выставку. По окончании работы ребенку задают вопросы: «Как ты считаешь, твой рисунок получился хорошо? Его можно или нельзя взять на выставку? Почему ты так думаешь?»

      Проведение исследования. Исследование включает 3 серии, которые проводятся по выбору или все (последовательно) с интервалом в 2-3 дня индивидуально с детьми 4-7 лет.

      Первая серия. Рисование

      I ситуация – ребенку предлагают нарисовать картинку и объясняют, что если рисунок получится хороший, то его возьмут на выставку. По окончании работы ребенку задают вопросы:

      II ситуация – ребенку говорят: «Здесь лежат карточки с узорами. Тебе нужно нарисовать какие-нибудь из них. Какие именно, выбери сам. В этой стопке – самые простые карточки. Это нарисовать легко. Здесь – потруднее, а это – самые трудные. Чтобы их нарисовать, нужно уметь хорошо рисовать. Если ты рисуешь плохо, выбери легкие узоры. Если рисуешь не очень хорошо, выбери узоры средней трудности. А если ты умеешь очень хорошо рисовать, то выбери трудные». Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем просят оценить свои работы и мотивировать оценку.

      Вторая серия. Трудовая деятельность

      I ситуация – ребенку показывают сюжетные картинки и объясняют: «Дети трудятся. Расставлять стулья проще всего. Протирать столы труднее: нужно уметь намочить и выжать тряпочку. Но труднее всего стирать полотенца: нужно отстирать так, чтобы они стали чистыми. С каким поручением ты бы справился? Почему ты так считаешь?»

      II ситуация – участвуют те же дети, что и в первой ситуации. Ребенку говорят, что нужно привести групповую комнату в порядок, затем повторяют то же, что и в первой ситуации, предлагая выбрать поручение, с которым он может справиться. Спрашивают, почему он выбрал именно это поручение. Затем ребенок трудится самостоятельно. По окончании работы ему предлагают оценить результат и мотивировать свою оценку.

      Составляют 3 дорожки из высоких, средних и низких кубов. Ребенку говорят: «Тебе нужно пропрыгать по одной дорожке. По какой, выбери сам. Вот эта дорожка самая легкая; кубы тут самые низкие. Вот эта потруднее, потому что кубы повыше. А эта — самая трудная, здесь самые высокие кубы. Если ты прыгаешь плохо, выбери легкую дорожку. Если прыгаешь не очень хорошо, выбери дорожку средней трудности. Если ты умеешь прыгать очень хорошо, то выбери самую трудную». Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем он должен оценить качество выполнения и мотивировать свою оценку.

      Обработка данных. Определяют виды самооценки в разных видах деятельности: неустойчивая, устойчивая, заниженная, завышенная, адекватная. Анализируют, как самооценка зависит от возраста детей. Обращают внимание на то, соответствует ли предвосхищаемая самооценка своих умений, навыков (она дается перед выполнением работы) самооценке по результату.

      www.psyoffice.ru

      / методики изучения самооценки

      Методика «самооценка личности» (О.И. Мотков)

      (модификация методики Б.А. Сосновского.

      См.: Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.

      М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)

      Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.

      Адекватность самооценки – это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма — внутреннего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности.

      Обычно адекватность определяется путем соотнесения самооценки реального состояния личности с оценкой этих же качеств у некоей идеальной личности. Возможно и определение реальной выраженности качеств испытуемых с помощью экспертных оценок степени наличия этих качеств со стороны людей, хорошо знающих респондентов.

      В варианте методики Б.А. Сосновского испытуемому предлагается список из 30 слов, определяющих некоторые качества личности. Опрашиваемый сначала должен ранжировать их по степени ценности, ориентируясь на свой идеал личности (ставя на 1 место наиболее ценное качество, затем на 2 место — чуть менее ценное, и т.д.). Затем он ранжирует эти качества по степени их выраженности у себя (на 1 место ставится наиболее выраженное качество, на 2 – чуть менее выраженное, и т.д.). Т.е. таким образом испытуемый оценивает свое РЕАЛЬНОЕ Я. Третий раз он ранжирует эти качества, оценивая их по степени проявления, демонстрации для других людей (Я ДЛЯ ДРУГИХ). Далее подсчитываются коэффициенты ранговой корреляции между получившимися тремя рядами рангов.

      В представленном здесь варианте № 2 методики испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят, по моему мнению, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности» из списка Б.А. Сосновского, так как некоторые характеристики в его списке не являются, строго говоря, качествами личности, например, «знания», «умения», и, кроме того, предложенные им качества с трудом поддаются классификации).

      24 качества личности группируются в следующие ФАКТОРЫ : нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия, общая самооценка позитивности развития личности.

      Так как в этом списке представлены только положительные качества личности, то, при их оценке испытуемым по единой 5-балльной шкале, максимальную выраженность всех этих качеств можно считать полным самоотождествлением опрашиваемого с идеальной личностью, что будет указывать на явно завышенную самооценку, на наличие амбиций и отсутствие самокритичности.

      Таким образом, открывается возможность изучения адекватности самооценки не по тесноте связи между рядами проранжированных качеств по критериям идеала Я, реального Я и Я для других, а по другому, более точному показателю общей выраженности самооценки позитивных качеств личности, который не требует от испытуемого проведения процедуры насильственного размещения (ранжирования) в общем-то примерно одинаково значимых и примерно равноценных качеств личности в ряд по убыванию их ценности. Такая процедура ранжирования достаточно искусственна и искажает реальное положение дел в личности опрашиваемых.

      Мою гипотезу легко проверить, попросив испытуемых сначала оценить выраженность каждого из 24 качеств у себя на данный ближайший год жизни (выраженность реального Я), а затем – оценить выраженность этих качеств у некоей абстрактной идеальной личности (выраженность идеальной ЛИЧНОСТИ). Если у идеальной личности выраженность большинства качеств будет приближаться к 5 баллам, то, следовательно, эти примерно рядоположны по своей значимости и ценности, и их не имеет смысла ранжировать.

      Конечно, и в новой процедуре оценки выраженности своих качеств по 5-балльной шкале есть свои минусы, как в любой методике, требующей от испытуемого самооценки качеств. Возможен крен в самооценках в сторону социальной и личностной желательности. Однако при введении, в ходе анализа результатов по методике, уровня псевдовысокой, завышенной и потому неадекватной самооценки, и последующем размещении таких данных ниже высокого, но адекватного уровня выраженности самооценки личности, такие случаи «злостных» ответов в сторону социальной желательности будут автоматически учитываться и соответственно оцениваться по стандартизированной методике определения уровня выраженности результатов.

      Исходя из опыта работы с методиками, в которых самооценка личностных особенностей производится по 5-балльной шкале, псевдовысоким уровнем выраженности самооценки является диапазон от 4,51-4,71 балла до максимальной границы 5,00 баллов.

      Говорить о низком уровне выраженности самооценки личностных качеств как о неадекватно заниженном уровне развития личности гораздо сложнее. Такая самооценка, конечно, не желательна, но может быть вместе с тем достаточно реалистичной, адекватной самооценкой. Здесь следует провести анализ ответов по каждому пункту списка качеств. Если по всем пунктам даны низкие самооценки, то это действительно может говорить о заниженной и неадекватной самооценке, так как человек априори не может быть «плохим» по всем личностным параметрам. Нужно искать причины таких тотально низких, неадекватно обобщенных, одинаковых по стилю, ответов (возможно, депрессивное состояние, самобичевание после сильной неудачи, и т.п.). Если же часть ответов все-таки на среднем или даже высоком уровне, а часть – на очень низком, что в итоге может дать усредненный общий низкий уровень, то в этом случае, при дифференцированных по уровню ответах, низкий конечный уровень самооценки будет адекватным, реалистичным отражением положения дел в собственной епархии личности.

      Методика может использоваться испытуемыми, начиная с 12 лет. При объяснении некоторых понятий – и с более молодого возраста.

      БЛАНК методики «самооценка личности» (О.И. Мотков)

      Место работы (учебы)……………………… Дата обследования …………….

      Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже Список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из пяти возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне. Сохранение тайны ваших ответов – профессиональный долг экспериментатора.

      studfiles.net

      Методика Дембо-Рубинштейн

      Вопрос завышенной и заниженной самооценки всегда интересовал психологов, периодически предпринимались попытки по созданию действенных методик. Нельзя сказать, что все они были неудачными, но абсолютно точного способа диагностики пока не имеется. Одной из самых известных методик исследования самооценки является способ диагностики Дембо-Рубинштейн. Назван он так в честь создателей – Тамара Дембо разработала методику, а Сусанна Рубинштейн модифицировала ее для исследования самооценки.

      Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн

      Внешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом. Бланк методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит следующим образом: на листе бумаги имеются семь вертикальных линий (шкал), обозначающих здоровье, ум (способности), умение делать что-то своими руками, внешность, характер, авторитет у сверстников, уверенность в себе. Каждая линия имеет четкие границы начала и конца, а середина отмечена еле заметным штрихом. Верхняя граница обозначает высшее развитие качества (самый счастливый человек), нижняя – полное отсутствие качества (самый несчастный человек). От испытуемого требуется отметить на каждой линии чертой (–) степень развития каждого качества на данный момент. Кружком (О) нужно отметить тот уровень развития качеств, который бы заставил испытывать за себя гордость. Далее следует объективно оценить свои возможности и отметить крестиком (х) уровень, который может быть достигнут.

      Для простоты подсчетов высоту каждой шкалы нужно сделать 100 мм, а один миллиметр шкалы считать равным одному баллу (образец представлен на рисунке). На выполнение теста отводится 10-12 минут. Если вы собираетесь оценить собственную самооценку, то сначала пройдите тест, а потом читайте интерпретацию. Иначе ее понимание повлияет на результаты теста.

      Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн

      Для определения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн необходимо определить три ее параметра – высоту, устойчивость и реалистичность. Первая шкала «здоровье» в оценке не участвует, называясь пробной, остальные шкалы требуется оценивать.

      Высота самооценки. Количество баллов до 45 означает низкую самооценку, от 45 до 74 говорит о среднем уровне самооценке, а высокой соответствует 75-100 баллов. Завышенная самооценка может говорить о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей работы, сравнивать себя с другими. Также слишком высокая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для опыта, неспособность осознавать собственные ошибки. Низкая самооценка свидетельствует или о подлинной неуверенности в себе или о защитной реакции, когда за признанием неумения скрывается нежелание что-либо делать.

      Реалистичность самооценки. Нормальный уровень характеризуется результатом от 60 до 89 баллов, причем оптимальным считается показатель 75-89 баллов, который отражает наиболее реальное представление о своих возможностях. Результат более 90 баллов говорят о нереалистичном представлении о собственных возможностях. Результат меньше 60 характеризует заниженный уровень притязаний человека, что является индикатором неблагоприятного развития личности.

      Устойчивость самооценки. Об этом факте говорит соотношение между значками, расставляемыми на шкалах. Крестики должны располагаться между знаками «–» и «О». Расстояние между нулем и крестиком отражает интервал недостижимого, чем он меньше, а расстояние до крестика больше, тем выше уровень оптимизма. Кружки должны быть немного ниже самой верхней отметки, человек должен понимать, что идеал ему не нужен. Если самооценка неравномерна, показатели разных шкал «скачут», то это свидетельство эмоциональной неустойчивости.

      Применение данной методики для исследования самооценки может дать довольно точные результаты. Но стоит учесть, что самый точный анализ может произвести только специалист, так как любитель просто не обратит внимания на мелочи, имеющие очень большое значение.

      womanadvice.ru

      Методики изучения личности ребенка. В помощь вожатому и педагогу

      Диагностическое исследование важно как в работе педагога, так и вожатого. Вашему вниманию предлагается несколько диагностических методик, которые можно использовать вожатым в различные периоды смены.

      Незаконченное предложение

    5. Больше всего мне не нравится в лагере.
    6. По сравнению с другими наш отряд.
    7. Иногда я боюсь.
    8. Больше всего мне нравится.
    9. Думаю, что без проблем смогу.
    10. По-моему, лучший вожатый — тот.
    11. Многие ребята из нашего отряда.
    12. Когда кто-то кричит на меня.
    13. В будущем я хочу.
    14. Я бы на месте наших вожатых.
    15. По сравнению с другими я.
    16. Мне очень не нравится, когда ребята из нашего отряда.
    17. Для меня нет ничего хуже.
    18. По-моему, хуже всего, когда вожатый.
    19. Жду не дождусь, когда.
    20. Мне хотелось бы научиться.
    21. Я ценю в людях такие качества, как.
    22. Я не люблю думать.
    23. Мои друзья и я.
    24. Когда другие делают что-то лучше, чем я.
    25. В нашем отряде.
    26. Если бы меня спросили: «Что такое счастье?» — я бы ответил (а).
    27. Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит в отрядном уголке. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с окружающими. Вожатому следует обратить внимание, какие цвета используют воспитанники, все ли принимают участие в выполнении данного задания, как протекает процесс общения.

      Данная методика позволяет выявить, в чем силен ребенок, поэтому она состоит из шести так называемых сил.

      Для проведения данной методики потребуются: лист с изображением ступенек, ручка или карандаш.

      Первая сила — это сила нашего тела, она есть у каждого. Это способность чувствовать свое тело, умение трудиться, отдыхать. Это ловкость, выносливость. Подумайте о своем теле, нарисуйте себя на любой ступеньке восхождения к этой силе.

      Вторая сила — умение видеть, способность воспринимать пространство, цвет, форму. Умение видеть зрительные образы, рассматривать детали, картины, чертежи. Определите, на какой ступеньке вы здесь.

      Сила слуха — чувствительность к звукам природы, окружающе- го мира, умение играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать. Нарисуйте себя на этой лестнице.

      Сила мышления — дает возможность рассуждать и делать выводы, связывая причины и следствия. Люди, обладающие этой силой, любят задачи, головоломки, доказательства. А где вы на этой лестнице?

      Сила общения — сила которая открывает все двери, позволяет нравиться и устанавливать контакт с людьми, понимать состояние других людей. Нарисуйте себя здесь.

      Сила владения собой — умение владеть своими чувствами, кон- тролировать свои поступки. Решительность, настойчивость, терпение. На какой ступени вы?

      Обработка результатов: если ребенок рисует себя на первой и второй ступенях — это низкие показатели каждой из «сил» и заниженная самооценка. Третья и четвертая ступени — средние показатели и адекватная самооценка. Пятая и шестая ступени — высокие показатели и завышенная самооценка.

      Диагностика нравственной самооценки

      Детям предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны.

      Если полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в четыре балла; если больше согласны, чем не согласны, — оцените ответ в три балла; если не совсем согласны — оцените ответ в два балла; если совсем не согласны — оцените ответ в один балл.

      Вопросы:

      1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
      2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
      3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
      4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
      5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.
      6. Я думаю, что можно позволить себе нагрубить в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.
      7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
      8. Мне приятно дарить людям радость.
      9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
      10. Я думаю, что нужно быть доброжелательным ко всем окружающим тебя людям.
      11. Обработка результатов: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: за ответ, оцененный в четыре балла, ставится единица, в три балла — две единицы, в два балла — три единицы, в один балл — четыре единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.

        Например, четыре балла — это четыре единицы, и так далее. Интерпретация: от 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки, от 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки, от 16 до 10 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.

        Фантастический выбор

        Детям предлагается подумать, пофантазировать и ответить на вопросы.

      12. Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.
      13. Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
      14. У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай мысленно лепестки: что ты попросишь для себя?
      15. Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит ее только потереть шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
      16. Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
      17. Результаты данной методики могут быть оформлены письменно: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень будет интересен, так как они могут сравнить свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы анонимны.

        Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений в коллективе. Эту методику лучше всего использовать в основной период смены и перед отъездом детей из лагеря.

        Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу. Детям предлагается перечислить тех товарищей из отряда, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

      18. Кого из отряда ты бы хотел пригласить на свой день рождения?
      19. С кем из отряда ты бы отправился в кругосветное путешествие?
      20. С кем из отряда ты бы мог поделиться своими личными переживаниями?
      21. Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех товарищей из отряда. Обработка представляет собой занесение результатов в таблицу.

        Сводная таблица по количеству выборов

        Первый столбец таблицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и в другом случае фамилии должны быть изложены в одном и том же порядке.

        Цифра 1 ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра 2 — который был выбран вторым, 3 — третьим.

        В итоговых строках и столбцах:

        ВС — количество выборов, сделанных данным человеком.

        ВП — сумма выборов, полученных данным человеком.

        ВВ — количество взаимных выборов.

        Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений. Если человек получил наибольшее количество выборов, он относится к числу «звезд».

        Если получил среднее количество выборов — к «предпочитаемым».

        Если меньше среднего числа выборов — к «пренебрегаемым».

        Если не получил ни одного выбора — к «изолированным».

        Удовлетворенность ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:

        где ВВ — число взаимных выборов;

        ВС — число выборов, сделанных данным человеком.

        Так, если число ВВ равно 0, а число выборов, сделанных человеком (ВС), равно 3 и К = 0/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношениях.

        Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в отряде будет фиксироваться в случае примерного равенства: «звезды» + «предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».

        О низком уровне благополучия в отряде свидетельствует преобладание людей с низким статусом.

        Если в отряде будет фиксироваться ситуация, когда «звезды» + «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», то это покажет высокий уровень благополучия взаимоотношений в отряде, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

        Символ «X» обозначает, что данное поле заполнению не подлежит.

        Необходимо обратить внимание на то, что результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, на оценку индивидуальных качеств воспитанников, не должны выноситься на обсуждение отряда. Полученные данные используются вожатыми только в целях оптимизации своей воспитательной деятельности.

        Данная методика позволяет дать сведения воспитанникам о роли полушарий головного мозга.

        Попробуем составить о себе самое общее представление. Важнейшую роль в жизни человека играют большие полушария головного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом — корой. Кора отвечает за высшую нервную деятельность — речь, сознание, мышление, внимание, память. Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие. Правое полушарие отвечает за образное восприятие и мышление, за эмоции. Считают, что левое полушарие «направлено к людям», а правое полушарие «направлено к природе». Жизнь отчетливо указывает на существование двух категорий людей: художники (писатели, музыканты, живописцы, скульпторы и др.), у которых преобладает деятельность правого полушария, и мыслители, у которых преобладает деятельность левого полушария (логический тип мышления). Асимметрия полушарий является результатом умственной работы.

        Зная особенности своего головного мозга, можно прогнозировать успехи в определенных областях человеческой деятельности.

        Как же узнать, какое полушарие у нас ведущее? Разработан метод экспресс-анализа характера, основанный на четырех врожденных признаках. Эти признаки не меняются до конца жизни.

      22. Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если это левый — вы человек эмоциональный, если правый — у вас преобладает логический склад ума.
      23. Попробуйте «прицелиться», глядя на мишень через карандаш. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, даже агрессивном характере, левый — о мягком и уступчивом.
      24. Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы склонны к кокетству, правая — склонны к простодушию.
      25. Если при аплодировании удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой — вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.

      Обозначьте левый глаз — Л, левую руку — Л, правый глаз — П, правую руку — П.

      ПППП — для вас характерны консерватизм, ориентация на общепринятое мнение, не любите конфликтовать и спорить.

      ПППЛ — определяющая черта характера — нерешительность.

      ППЛП — характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. Это контактный тип характера, у девушек встречается наиболее часто.

      ППЛЛ — редкий тип характера, близок к предыдущему, но мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера.

      ПЛПП — сочетание аналитического склада ума и мягкости, чаще встречается у девушек — тип «деловой девушки». Медленное привыкание к чему-то новому, осторожность, терпимость.

      ПЛПЛ — слабый и самый редкий тип характера, беззащитны, подвержены влиянию.

      ЛППП — распространенный характер. Основная черта — эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Легко поддаются влиянию, счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.

      ЛППЛ — тип «маленькой королевы», характерны мягкость, наивность.

      ЛЛПП — присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

      ЛЛПЛ — преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип, практически не встречается у мужчин.

      ЛЛЛП — эмоциональность, энергичность, решительность,

      часто принимают решения наспех.

      ЛЛЛЛ — антиконсервативный тип характера, эмоциональны, эгоистичны, упрямы, иногда замкнуты.

      ЛПЛП — самый сильный тип характера, таких людей трудно в чем-то убедить, они с трудом меняют свою точку зрения, энергичны, упорно добиваются поставленной цели.

      ЛПЛЛ — настойчивы, склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.

      ПЛЛП — легкий характер, такие люди легко находят себе друзей, любят путешествовать, часто меняют свои увлечения.

      ПЛЛЛ — непостоянство, независимость, желание все делать самому. Способность анализировать помогает успешно решать сложные задачи.

      «А напоследок я скажу. »

      1. С каким настроением ты прощаешься с лагерем?
      2. Что из смены запомнилось больше всего?
      3. Какое из проведенных дел тебе понравилось больше всего?
      4. Если бы ты был организатором лагеря, что бы ты изменил?
      5. Нравится ли тебе наш отряд?
      6. Что для тебя было самым трудным?
      7. Чему ты научился во время лагерной смены?
      8. Какие проблемы ты хотел бы обсудить в последний вечер?
      9. Как ты считаешь, мог бы ты время, проведенное в лагере, провести где-нибудь интереснее и полезнее для себя?
      10. Хочешь ли ты на следующий год приехать в наш лагерь?
      11. Психогеометрическая самооценка личности

        Эта методика поможет изучить личность ребенка не только в лагере, но и в школе. Вначале необходимо провести предварительную беседу о том, что любая из геометрических фигур символизирует качества характера.

        Установка перед проведением

        Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь самоанализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут. Доверьтесь собственной интуиции. Если испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения. На первом месте — это ваша основная фигура, она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то можно выбрать комбинацию, состоящую из двух или даже трех фигур.

        О чем же поведают выбранные ребятами фигуры?

        Психологические свойства геометрических фигур

        Диагностика волевых качеств ребенка

        В лагерной смене немало дел, требующих волевых усилий, настойчивости, способности преодолевать трудности. Важно в самом начале смены узнать волевые качества воспитанников, чтобы безошибочно поручать им то или иное трудное задание. В этом поможет вожатому диагностика волевых качеств. Детям предлагаются вопросы, на которые они должны ответить «да», если согласны с вопросом, «нет» — при несогласии, «не знаю» — при сомнении, неуверенности.

      12. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом вновь вернуться к ней?
      13. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то не очень для тебя приятное (например, рано встать в выходной день)?
      14. Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли ты взять на себя ответственность настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны с максимальной объективностью?
      15. Если тебе прописана диета, сможешь ли ты преодолевать кулинарные соблазны?
      16. Найдешь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
      17. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
      18. Быстро ли ты отвечаешь на письма?
      19. Если у тебя вызывает страх предстоящий визит к стоматологу, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть его и не изменить своего намерения?
      20. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?
      21. Сдержишь ли ты данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот? Иными словами — являешься ли ты человеком слова?
      22. Без колебаний ли ты отправляешься в путешествие в незнакомый город?
      23. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий и прочих дел?
      24. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным задолжникам?
      25. Отвлечет ли тебя очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?
      26. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались слова собеседника?
      27. С силой воли дела обстоят неважно. Ребенок делает то, что легче и интереснее, даже если это может повредить ему. К обязанностям нередко относится спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Его позиция выражается примерно так: «Что, мне больше всех нужно?» Любую просьбу, обязанность он воспринимает чуть ли не как физическое насилие. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.

        Сила воли у ребенка средняя. Если он столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Не переусердствует, но данное слово сдержит. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет. Это не с лучшей стороны характеризует его в глазах родителей и учителей.

        С силой воли все в порядке. На ребенка можно положиться, он не подведет. Его не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда его твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

        Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

        Воспитанникам предлагается ответить на предложенные вопросы, оценив, насколько свойственно им то или иное поведение в конфликтной ситуации. Можно заготовить бланки на каждого ребенка и провести диагностику (см. табл.).

        Ключ: А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).

        А — жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят до последнего на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть, уверены, что всегда правы.

        Б — примиренческий стиль, ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

        В — компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

        Г — мягкий стиль, проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

        Д — уходящий стиль, этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

        www.razumniki.ru

        Изучение влияния тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста

        Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер.

        Наибольшее количество работ посвящено детям 5—8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны (Захаров А.И., Кисловская В.Р., Кочубей Б.И., Новикова Е.С. и др.) [5, с.58].

        Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастающего поколения. Как показывают исследования, профессиональный интерес психологов к изменению личности несовершеннолетних, к особенностям формированию тревожности в процессе учебной деятельности весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд работ по изучению проблем тревожности младших школьников [6, с.219].

        В связи с тем, что тема влияния тревожности на самооценку изучена мало и не полно, проводимая нами работа актуальна.

        Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое изучение влияния тревожности на самооценку младших школьников.

        Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей младшего школьного возраста существует взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценки.

        Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа:

        1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме страхов у старших дошкольников, определение особенностей проявления страхов. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

        2. Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по двум методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.

        3. Контрольно-обобщающий: математико-статистическая обработка экспериментальных данных, проверка гипотезы и оформление работы.

        В исследовании изучения влияния уровня тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста были использованы следующие методы и методики:

        В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс методов и методик:

        1. Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;

        2. Эмпирический: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам:

        а) исследование самооценки по методике Т.В. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

        б) тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

        в) исследование школьной тревожности методика Б.Н.Филлипса (Beeman N. Phillips).

        3. Математико-статистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднее значение.

        В исследовании приняли участие учащиеся 2 «б» класса МБОУ СОШ № 108, в количестве 23 человек. Для осуществления психолого-педагогического исследования мы использовали 3 (три) психодиагностические методики, направленные на изучение тревожности и самооценки у младших школьников.

        В ходе проведения психодиагностической методики «Исследование самооценки» Т.В. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан были получены результаты, представленные на рисунке 1.

        Исходя из того, что исследование проводилось в начальной школе с младшими школьниками, то мы изучали лишь уровень самооценки ребят, уровень притязаний мы не брали во внимание, потому что ребенок еще не может адекватно оценить в себе развитие тех или иных качеств [7].

        Мы получили следующие результаты из проведенной методики:

        У 43,48% (10 человек) завышенная самооценка. У успевающих учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми. Переоценка себя и своих сил может также привести к нервному истощению и разочарованию в собственных силах.

        У 52,17% (12 человек) адекватная самооценка, что способствует адекватному развитию личности ребенка, хорошей школьной успеваемости, нормальной оценке своих сил и возможности.

        У 4,35% (1 ребенка) заниженная самооценка. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

        В ходе проведения методики «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена были получены результаты, представленные на рисунке 2.

        В ходе исследования выявили, что:

        У 21,74% (5 человек) высокий уровень личностной тревожности. Что может указывать на некомфортную обстановку в классе, завышенные требования родителей, нервное перенапряжение.

        У 65,22% (15 человек) средний уровень тревожности. Можем предположить, что дети со средним уровнем тревожности комфортно чувствуют себя в классе и дома, хорошо справляются с уроками.

        У 13,04% (3 человек) низкий уровень тревожности. Можно предположить, что эти дети обладают нормальной самооценкой и высоким уровнем социально-психологической адаптации.

        В ходе проведения методики «Школьной тревожности» Б.Н.Филлипса (Beeman N. Phillips) были получены следующие результаты, представленные на рисунке 3.

        В ходе исследования детей на уровень школьной тревожности мы выяснили, что:

        У 17,39% (4 человек) высокий уровень тревожности. Возможно, что присутствуют эмоциональные нарушения (предпосылки к неврозу, страх перед выступлением перед классом, боязнь ответа у доски). Завышенные требования родителей к учебе, не обращая внимания на эмоциональный комфорт школьника.

        У 60,87% (14 человек) низкий уровень тревожности. Что указывает на нормальную самооценку себя и своих знаний, уверенность в себе.

        У 21,74% (5 человек) повышенный уровень школьной тревожности. Он свидетельствует о том, что дети испытывают трудности в школьной деятельности, не всегда справляются с требованиями учителей, отвлекаются от объяснений на занятиях.

        Перед обработкой результатов диагностик методом ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена мы выдвигаем две временные гипотезы:

        Н0 – не выявлена взаимосвязь тревожности и самооценки у младших школьников.

        Н1 – выявлена взаимосвязь тревожности и самооценки, чем выше уровень тревожности у младших школьников, тем ниже их самооценка.

        В ходе исследования мы установили прямую зависимость самооценки от тревожности по методикам «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан и «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. После проведенных вычислений подтвердилась Н1 гипотеза (уровень личностной тревожности влияет на самооценку младших школьников. Чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка). Корреляция между уровнем личностной тревожности (А) и уровнем самооценки (В) статистически значима и является прямой, т.е. чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка у младшего школьника.

        Также применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена к проведенным методикам: диагностика уровня школьной тревожности Филлипса и «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. В результате проведенных вычислений, мы получили подтверждение гипотезы Н1 (чем выше уровень школьной тревожности, тем ниже уровень самооценки). Корреляция между уровнем школьной тревожности (А) и уровнем самооценки (В) статистически значима и является прямой, т.е. чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка у младшего школьника.

        Таким образом, проведя исследование и выполнив необходимые расчеты мы можем сделать вывод, что младшие школьники переживают кризис 7 лет, что влияет на повышение тревожности и снижение самооценки. Возможна ситуация и наоборот: повышена и тревожность, и самооценка, что тоже указывает на негативное развитие личности. И требует коррекции психолога и внимания родителей и учителей за такими детьми. Повышенную тревожность и неадекватную самооценку важно вовремя заметить и начать проводить психолого-педагогическую коррекцию. Необходимо работать в команде: родители, учитель, психолог. Важно не допустить развитие тревожности в тревогу или страхи, а неадекватную самооценку в невроз.

        e-koncept.ru