Отношения, психология, жизненные ситуации

Отношение к людям самооценка

Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.

Уровни самооценки личности

В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Существует три уровня самооценки личности:

  • Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
  • Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
  • Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.
  • Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.

    Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и от других дополнительных условий.

    Формирование самооценки личности

    Мнение человека о себе является довольно сложной психологической конструкцией. Процесс формирования самооценки личности протекает в ходе становления внутреннего мира и проходит различные этапы. Таким образом, можно сказать, что в течение жизни самооценка человека постоянно изменяется, становится более совершенной. Источником оценочных представлений является социокультурное окружение, реакции общества на какие-то проявления характера, действия, а также результаты самонаблюдения.

    Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений. Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности.

    Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.

    Следует подчеркнуть, что самооценка личности всегда носит субъективный характер. Причем это происходит независимо от того, формируется ли она под влиянием собственных суждений индивида о самом себе или мнения других людей.

    В основном у человека складывается адекватное мнение о себе, или неадекватное, то есть ошибочное. В этом случае говорят о наличии проблемы самооценки личности. Такого человека постоянно преследуют какие-то проблемы, нарушается гармоничность развития, он часто вступает в конфликты с окружающими. Кроме того, осознание реальных возможностей довольно сильно влияет на формирование тех или иных качеств. Например, адекватная самооценка личности способствует формированию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости, требовательности. А неадекватная – излишней самоуверенности или, наоборот, неуверенности.

    Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.

    www.neboleem.net

    Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

    Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследованиями теоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.

    Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-кон-цепции.

    Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

    Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

    По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

    Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

    Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

    Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.

    Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.

    Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.

    В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

    Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих.

    Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

    Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

    Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

    Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

    psyera.ru

    Низкая самооценка – причина ревности.

    Казалось бы, что самооценка человека влияет только на его отношение к себе, ведь «сам» подразумевает направленность на себя. В реальности самооценка влияет и на отношение человека к другим людям. Не верите? Когда человек имеет адекватную самооценку и живет в гармонии с собой, то его отношение к окружающим людям спокойное и доброжелательное. Человек с низкой самооценкой не любит себя и подозревает других в таком же неприятии.

    Низкая самооценка человека способна разрушить любые отношения.

    За примерами не нужно далеко ходить. Случай из жизни. Мужчина – рядовой инженер с обычной внешностью, женился на женщине, которая, по его мнению, слишком хорошо выглядит. Из-за низкой самооценки он не мог поверить, что женщина полюбила его как личность, а не материальные блага, которые он дает. В результате стал изводить себя и заодно подругу жизни, приступами беспричинной ревности. Спустя несколько лет, устав от постоянных необоснованных подозрений и нападок, супруга подала на развод. Мужчина никак не мог поверить, что жена уходит в никуда, а не к любовнику. И пристал к экс-супруге с расспросами:

    – Я семь лет за тобой следил, но ты так хорошо шифровалась, что не оставляла никаких следов. Ну признайся, было же?

    На что возмущенная женщина ответила:

    – Да с чего ты вообще взял, что у меня кто-то был?! У меня был любимый муж, и я была верна. Я ушла, потому что ты меня «достал» ревностью!

    – Никогда не поверю, что такая красивая женщина могла искренне любить такого неприметного мужчину как я, – ответил незадачливый ревнивец.

    Как видим, человек, имея низкую самооценку, не любит себя и, соответственно, не может поверить, что кто-то другой может любить его. Он слушает, но не слышит. Его мышление переворачивает все факты в соответствии с уровнем самооценки. Такому человеку тяжело жить, ведь он не допускает мысли, что достоин любви. И окружающим его людям тоже с ним трудно, потому что до него невозможно «достучаться». При этом у мужчины с низкой самооценкой может проявляться агрессия словесная или даже физическая к более успешной, по его мнению, супруге. Человек не может или не хочет в силу своих особенностей развиваться, а быть выше партнерши очень хочется. Как быть? И тогда человек начинает унижать партнера. Ведь слово унизить, идет от слова «низ». Т.е. человек создает себе иллюзию возвышения, принижая достоинства другого человека. И в результате таких пагубных действий разрушает все вокруг себя.

    Понимая это, человек, оказавшийся в роли объекта нападок, может не принимать злобные выпады близко к сердцу. Достаточно подумать: «Бедный, ты себя не любишь, и боишься, что все узнают о твоих комплексах. Тебе страшно, что тебя бросят». И тогда нападавший из агрессора превращается в жалкого страдальца. А на того, кого жалеют, уже не обижаются и можно легко охранить свое душевное равновесие.

    Любите и уважайте себя и своих близких. Развивайтесь, чтобы повысить свою самооценку. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на негатив.

    www.samoocenka-cheloveka.ru

    Заниженная самооценка

    Одной из самых серьезных проблем, которая мешает нам жить полноценной жизнью и добиваться в ней успеха в различных делах, является заниженная самооценка. Это действительно серьезная проблема, ведь человек с заниженной самооценкой занижает свои возможности – он не верит в себя, в свои силы, в свой успех, считая себя недостойным его, у него очень скромные амбиции. Но проблема заниженной самооценки – это неестественная для нас проблема. Эту проблему мы приобретаем, по мере того, как складывается наша жизнь в обществе. Если окружающие нас люди относятся к нам очень хорошо, и мы чувствуем себя рядом с ними, как рыба в воде, и имеем все необходимое для жизни, тогда мы собой довольны. Наше собственное мнение о себе формируется из нашей удовлетворенности своей жизнью.

    Таким образом, наша самооценка напрямую зависит от того, какие люди нас окружают, как они к нам относятся, какое мнение они нам навязывают о нас самих и обо всем, что нас окружает, ну и, разумеется, от нашего отношения ко всему этому. Без других людей нам сложно объективно себя оценивать, потому что без сравнения себя с другими, мы вообще можем не думать о себе плохо. Мы и не должны о себе плохо думать, это не в наших интересах, не говоря уже о том, что нам не следует сравнивать себя с другими, поскольку мы все разные и что еще важнее – уникальные! Так что, люди, люди и еще раз люди, которые нас окружают – вот кто сильнее всего влияет на нашу самооценку. Именно люди, своим отношением к нам, своим поведением, своим примером, вынуждают нас оценивать себя определенным образом. То есть, если бы мы жили на необитаемом острове, тогда наша самооценка никогда не была бы заниженной. Мы были бы озабочены вопросом выживания и оценивали бы себя именно с этой позиции. Но оценивали бы мы себя без всяких эмоций, а исключительно с практической точки зрения. Но в обществе людей мы больше склонны к тому, чтобы оценивать себя на эмоциях, а не с практической точки зрения, поэтому наше окружение – это почва, на которой мы растем и на которой созревает наша самооценка.

    Из вышесказанного мы можем сделать закономерный вывод – если наша самооценка занижена, значит, наше окружение не соответствует нашим интересам. То есть, нас окружают, неправильные люди, которые неправильно к нам относятся, не так, как надо нам. И с этим нужно что-то делать. Иначе, жизнь наша будет, не очень хорошей, не очень приятной. Подумайте, нужна ли нам заниженная самооценка, есть ли от нее польза? Понятно, что нет, она нам не нужна и пользы от нее никакой нет. Чем хуже, чем ниже мы себя оцениваем, тем мы менее эффективны, менее амбициозны, менее энергичны, менее счастливы. Нам выгодно думать о себе хорошо, очень хорошо, чтобы если и искать в себе недостатки, то в бодром и энергичном состоянии, ибо только в таком состоянии мы сможем эти недостатки исправить. А вот в подавленном и угнетенном состоянии, мы свои недостатки исправлять не сможем и не станем этого делать, мы будем оправдывать ими свое бездействие, и ссылаться на них, занимаясь самобичеванием. Не говоря уже о том, что человек с заниженной самооценкой склонен обижаться на всех и на все, а это сильно мешает ему выстраивать конструктивные и прочные отношения с другими людьми.

    И что же нам, а вернее тем из вас, у кого занижена самооценка, следует с ней делать? Вероятно, вы согласитесь со мной, если я скажу вам, что самооценку нужно повышать, если она занижена. И даже если она не занижена – ее все равно нужно повышать, ибо, чем выше она будет – тем лучше. Как же это сделать? Ну, это можно сделать двумя способами – можно накачать себя соответствующим образом, воздействуя на свою эмоциональную сферу, а можно с помощью осознания отмести от себя все дурные мысли о себе и начать практично, без всяких эмоций себя оценивать. Вы какой способ предпочитаете? Я предпочитаю последний. Поэтому о нем мы в этой статье и поговорим. Я не люблю все эти психологические накачки, прокачки, откачки, хоть и использую их в своей работе с людьми в умеренных дозах, потому что это не так практично и не так эффективно, как понимание. Что проку надувать человека, как воздушных шарик, прокачивая его психику, если этот шарик может спуститься, либо с помощью других убеждений и внушений, либо с помощью соответствующих обстоятельств? Одним словом – это не очень эффективно, и для человека, решившего поднять свою самооценку всерьез и надолго, вариант с прокачкой своей психики – это не вариант. А вот полное понимание себя и своих возможностей, и их умелое использование – вот это действительно серьезный подход к делу. При понимании сути рассматриваемого вопроса, можно вообще, оценивать себя так, как вам выгодно себя оценивать, независимо от объективных обстоятельств.

    Думаете, наша самооценка должна отражать наши реальные возможности и жизненный опыт? Ничего подобного. Вы можете быть полным неудачником, совершившим в своей жизни массу ошибок, и при этом быть очень высокого мнения о себе. И вопреки убеждениям и утверждениям многих людей, в том числе и всевозможных специалистов – это ваше завышенное мнение о себе будет для вас намного полезнее, так называемой объективной самооценки. Почему? Да потому, что для вас гораздо важнее не то, кем вы были в прошлом и даже кем являетесь в настоящем, хотя учитывать это, безусловно, необходимо, а то, кем вы хотите стать. Вы хотите быть неудачником, хотите быть слабаком, хотите постоянно совершать в своей жизни ошибки? Уверен, что нет. Но если ваша самооценка занижена, тогда вы в чем-то считаете себя хуже других, вы убеждены в том, что что-то вам не по силам, в чем-то вы слабы и многое из того, что вы делаете – вы делаете неправильно. В общем, вам лучше знать – что вам в себе не нравится. Хорошо, возможно, объективно, это так, и вам необходимо знать о своих недостатках и слабых сторонах, чтобы иметь возможность, работая над ними, исправить их. Но вот тут-то и кроется ловушка, так называемой, объективной самооценки. Она не позволяет человеку начать работать над собой – ему не хватает для этой работы уверенности в себе, не хватает энергии, не хватает веры в лучшее, и в конечном счете желания, чтобы что-то начать в себе менять. Даже «легкий косметический ремонт» своей психики человек бывает не в состоянии сделать – считая себя неисправимым неудачником. Много ли вы знаете людей, которые имея заниженную самооценку – с воодушевлением, переполняемые энергией, работали над ее повышением? То-то и оно. Поэтому и не нужна многим людям правда о самих себе, ибо ничего, кроме расстройства, подавленности, опустошенности, уныния, печали и тому подобных негативных эмоций, она им не приносит. А как можно работать над собой, как можно стремиться к большему и лучшему, когда у тебя руки опускаются? Есть, конечно, очень сильные люди, которые могут посмотреть в глаза правде и использовать эту правду в качестве мощного стимула для работы над собой. Но таких людей, как вы сами понимаете, мало, очень мало.

    Когда мы боремся с заниженной самооценкой, мы в первую очередь боремся с отсутствием у человека веры в самого себя. Нам, ни какая-то там правда нужна, нам нужна красивая сказка о будущем – о нашем светлом будущем, если можно так выразиться, к которому любой уважающий себя человек должен хотеть стремиться. И он должен понимать, что эта сказка – она на самом деле сказка, но она может стать явью, если поверить в нее и начать работать над ее реализацией. Мы все должны это понимать. В такие моменты человек осознает, что он архитектор своей жизни, архитектор своей судьбы, архитектор своего счастья. Неважно кем он был, и кто он есть сейчас, важно – кем он может стать. Понимаете? Энергия нужна человеку, энергия, чтобы повысить свою самооценку, а затем и себя сделать лучше, чтобы объективно соответствовать высокому мнению о самом себе. Мы сначала себя придумываем, так сказать, проектируем, а уже потом делаем себя, а не наоборот. Наоборот, не эффективно. Дай человеку много денег – он надуется и будет мнить из себя невесть что. Отними у него эти деньги – и он снова сдуется, и снова станет неуверенным в себе неудачником. Зачем нам, зачем вам, такая зависимость от обстоятельств?

    Поэтому когда говорят, что самооценка человека должна соответствовать его реальному положению в обществе и его реальным возможностям – не воспринимайте эти слова всерьез. Сегодня вы, предположим, неудачник, а завтра, предприняв определенные действия, можете добиться успеха в чем-нибудь, в каком-нибудь деле, которое для вас важно, и тогда одна правда, сменится другой правдой. Важно эти самые действия – предпринять, а чтобы их предпринять, нужно быть такого о себе мнения, будто вы уже добились нужного вам успеха. Постарайтесь осознать эти мои, проверенные опытом многих людей, слова, в полной мере, и тогда вы будете думать о себе так, как вам надо о себе думать, а не как вас вынуждают думать о себе обстоятельства и другие люди. И ваша самооценка будет определяться вами, в зависимости от ваших интересов и ваших желаний, и не чем иным.

    psichel.ru

    Самооценка — то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.

    Показатели самооценки не очевидны. О самооценке человека можно судить на основании того, что человек о себе думает («Я в этом разбираюсь» — или «Я в этом лох», «Меня здесь знают и уважают» — либо «Я здесь никто»), что человек по поводу себя чувствует (гордость либо желание провалиться сквозь землю) и как человек себя ведет, как он себя держит (уверенно и робко, достойно либо тушуясь). См.>

    Иногда о самооценке говорят как о процессе оценивания, но чаще под самооценкой имеют в виду результат оценивания, итоговое живое мнение или ощущение человека по поводу себя.

    Ай да Штирлиц, ай да сукин сын! Молодец!

    У человека может быть высокая самооценка: «Я талантлив!» и одновременно низкое самоуважение: «Талантлив, и при этом порядочная скотина».

    Самый простой вид самооценки — оценка своей способности что-то сделать, с чем-то справиться. «Я умею прыгать через лужи» у ребенка или «Освоил быстрочтение» у взрослого – это все самооценка человеком своих способностей. Другой вид самооценки – личностная самооценка: то, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место по жизни.

    «Ты же знаешь, у меня плохой характер», «Я – не лидер, я всегда второй» или «У меня сложно с дисциплиной, я не умею себя организовывать!» — все это варианты различных личностных самооценок.

    Сюда входит и видение своего статуса, и важные для человека социальные роли, и видение жизненных задач, которые человек оценивает как «мне по силам». Личностная самооценка –– обычно скорее ощущение, нежели знание, чаще стиль жизни и поведения, нежели ясные формулировки, — эта самооценка более трудно формулируемая и менее внутренне дифференцированная, чем самооценка способностей.

    Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут сильно различаться. «Я прекрасно чувствую людей, талантливый музыкант и неплохо рисую, но по характеру разгильдяй, не уверен в себе, мнителен и не пойму, чего же я хочу» — позитивная самооценка способностей и одновременно негативная личностная самооценка.

    Личностная самооценка бывает стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях: так, обедневшая графиня все равно может ощущать себя дворянкой и вести себя соответственно, даже если сегодня ей приходится работать официанткой. У других людей самооценка плавающая, зависящая от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи.

    Так, многие талантливые творческие люди вдруг решают: «Если это мое произведение публика не поняла, значит я вообще никто!»

    Два основных вида самооценки — общая и конкретно-ситуативная. При этом самооценка бывает адекватной (высокой, средней, низкой) и неадекватной: заниженной или завышенной. Она может быть плавающей или стабильной, настоящей и «якобы».

    Самооценку ребенка обычно определяют родители своим отношением к нему. Шире — самооценка ребенка формируется в связи с отношениями в семье, поскольку сама семья является миром ребенка. Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка — прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец — авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка. Если вы хвалите ребенка — это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. См.>

    Главные факторы, которые определяют самооценку взрослого человека — статус и компетентность. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное, свою самооценку человек может определять сам — ведь это же «само»-оценка. Личный выбор здесь возможен всегда. Кто-то свою самооценку произвольно завышает, кто-то — занижает.

    На что влияет самооценка? Сама по себе — ни на что. Самооценка — только инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит — вопрос отдельный. Один человек с низкой самоценкой опустит руки, другой — начнет работать над собой. Ваш выбор?

    Чтобы поднимать себе самооценку, нужно в первую очередь развивать свои реальные умения, повышать свою объективную ценность для людей и жизни. Однако есть и много простых фишек, которые решат вопрос хотя бы ситуативно.

    Самооценка и уверенность

    Высокая самооценка — практически то же самое, что высокое чувство уверенности в себе. Низкая самооценка — практически то же самое, что отсутствие чувства уверенности в себе.

    Любая самооценка может сочетаться с разной степенью уверенности высказываний и разной уверенностью поведения.

    «Я уверен, что с этим я не справлюсь: моя квалификация явно недостаточна» — высокая уверенность и невысокая самооценка.

    «Ну, не знаю. Но мне кажется, у меня это может получиться, мне же всегда везет!» — невысокая уверенность и высокая самооценка.

    www.psychologos.ru

    Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни.

    Для каждого человека самым значимым качеством всегда остаётся его отношение к жизни, и непосредственно к себе самому, что во многом определяет ход жизни человека. Самооценка человека не появляется сама по себе. Несмотря на то, что она изменяется в течение всей жизни, нельзя забывать о том, что её основы закладываются ещё в детстве.

    Термин «самооценка» большинство людей понимают, как отношение человека к своим успехам и неудачам, достоинствам и недостаткам, пониманию своей значимости в обществе.

    Существует несколько видов самооценки:

    1. Высокая, средняя или низкая (заниженная) самооценка. Самый распространённый вариант употребления термина. Зависит от отношения человека непосредственно к себе – своим достоинствам и недостаткам, положению в социуме. Очевидным оно становится особенно при наличии крайностей: очень высокая или очень низкая самооценка. Оба случая не приводят ни к чему хорошему, пагубно влияя на продуктивность деятельности, так как: или человек считает «ниже своего достоинства» делать что-либо, или у него от нерешительности просто опускаются руки.

    2. Адекватная самооценка или неадекватная самооценка. Самая важная сторона самооценки. Определяет верность оценивания человеком своих действий. При адекватной самооценке человек планирует свои действия с учётом всех возможностей и условий, объективно разбирая причины ошибок и неудач. Часто под влиянием эмоций и чувств он может переоценивать или недооценивать свои качества, – это неадекватная (повышенная или пониженная) самооценка.

    3. Стабильная или нестабильная (плавающая) самооценка. Отношение к себе порой изменчиво. Это определяется зависимостью человека от эмоционального состояния или других условий при принятии решения.

    4. Общая, частная (личностная) или конкретно-ситуативная самооценка. Человек оценивает себя по-разному в зависимости от области применения оценки: личностные качества, в общем смысле, в различных сферах жизни – это работа, семья и т.д., зависимо от ситуации. Они могут быть полностью противоположны друг другу. Общая самооценка, как и личностная – самая сложная, соответственно приобретается гораздо позже остальных.

    Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно оценивая свои силы и возможности, заранее планируя свою деятельность, адекватно реагируя на критику, трудности и ошибки. Таким образом можно поднять уровень самооценки и как следствие стать более успешным.

    www.yourfreedom.ru

    Завышенная самооценка

    В психологии активно используется такое понятие, как самооценка. Она влияет на поведение человека, принятие решений в различных ситуациях, отношение к миру и самому себе. Разделяют несколько видов самооценки, среди которых самой приемлемой является завышенная. Лучше проявлять признаки завышенной самооценки, нежели заниженной. Какие причины ее появления?

    Что такое самооценка? Это оценивание человека самого себя. Самое удивительное заключается в том, что одни виды самооценки базируются на оценивании индивида самого себя, а другие – на оценке, которую дают окружающие. Таким образом, самооценка – это то, каким человек себя видит. На чем основано данное мнение, уже влияет на то, какая самооценка у человека развивается.

    Выделяют такие виды самооценки:

  • «Я+, Вы+» — стабильная самооценка, которая основывается на положительном отношении к окружающим и самому себе.
  • «Я-, Вы+» — низкая самооценка, в которой человек проявляет такое качество, как самобичевание. Человек чувствует себя хуже, ниже и несчастнее остальных.
  • «Я+, Вы-« — завышенная самооценка, основанная на поиске недостатков, ненависти к окружающим и подтверждении позиции, что окружающие люди плохие. Обычно такой человек всех обвиняет, кроме самого себя, и считает окружающих «козлами», «идиотами» и прочими названиями.
  • С самооценкой человек не рождается. Она формируется в течение жизни. Зачастую она становится такой, какой была у родителей, что объясняется теми качествами характера и отношением, которое человек перенимает у своих мамы и папы.

    Считается, что лучше обладать завышенной, нежели заниженной самооценкой. В такой самооценке действительно есть свои преимущества, о которых следует поговорить на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

    Что такое завышенная самооценка?

    Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.

    Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.

    Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.

    Отрицательной стороной могут выступать:

    1. Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
    2. Эгоизм.
    3. Переоценка собственных сил.

    Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.

    Признаки завышенной самооценки

    Завышенную самооценку можно легко определить по характерным ей признакам. Самое примечательное, что бросается в глаза, — это то, что человек возвышается над окружающими. Это может происходить как по его воле, так и потому, что люди сами его возводят на пьедестал. Завышенная самооценка – это отношение к себе, как к Богу, королю, лидеру, и видение окружающих как ничтожных, недостойных людей.

    Другими признаками завышенной самооценки являются:

    • Убежденность в собственной правоте, несмотря на то, что могут приводиться доказательства и доводы на подтверждение противоположной точки.
    • Убежденность в существование только единственно правильной точки зрения – его личной. Человек не может даже согласиться с тем, что может существовать другое мнение, особенно если оно противоположное. Даже если он вдруг примет чужую точку зрения, то однозначно будет считать ее неправильной.
    • Оставление последнего слова за собой. Человек уверен, что именно он должен делать выводы и определять, что делать дальше и как обстоят дела.
    • Неумение извиняться и просить прощение.
    • Убежденность в виновности других людей и окружающей среды в собственных бедах. Если что-то не получается, виноваты другие люди. Если индивид достигает успеха, значит, это все благодаря ему самому.
    • Постоянное соперничество с окружающими за право называться самым лучшим.
    • Стремление быть идеальным и не совершать промахов.
    • Высказывание своего мнения даже тогда, когда его не спрашивают. Человек уверен, что другие люди всегда желают слышать его мнение.
    • Частое употребление местоимения «я».
    • Наступление раздражительности и чувства «выбитого из колеи» при наступлении неудач и промахов.
    • Пренебрежительное отношение к чужой критике. Человек считает, что критика является неуважением по отношению к нему, поэтому не обращает на нее внимания.
    • Неумение просчитывать риски. Человек всегда готов браться за трудные и рискованные дела.
    • Боязнь показаться перед окружающим слабым, неуверенным в себе, беззащитным.
    • Чрезмерный эгоизм.
    • Личные интересы и увлечения, которые ставятся всегда на первое место.
    • Склонность к перебиванию, поскольку предпочитает больше говорить, нежели слушать.
    • Склонность к поучению других, даже если речь идет о какой-то мелочи. Происходит это даже тогда, когда его не просят ничему поучать.
    • Тон высокомерного характера, а просьбы – приказного.
    • Стремление быть во всем самым-самым и лучшим, первым. В противном случае он впадает в депрессию.

    Люди с завышенной самооценкой

    Выявить людей с завышенной самооценкой достаточно легко по их высокомерному и надменному поведению. В глубине души они могут ощущать одиночество и тоску, неудовлетворенность собой. Однако на внешнем плане они всегда стараются быть на высоте. Чаще они не являются лучшими, однако всегда себя такими воспринимают и стремятся казаться быть. К окружающим при этом они могут относиться агрессивно, высокомерно, вызывающе, надменно.

    Если пообщаться с человеком с завышенной самооценкой, то можно проследить одну линию – он хороший, а другие люди плохие. Причем это происходит постоянно. Человек с завышенным оцениванием самого себя видит в себе только достоинства. А когда речь заходит о других, то здесь он готов говорить только об их недостатках и слабых сторонах. Если разговор начинает идти в сторону того, что другие хорошие, а он оказывается в чем-то плох, тогда впадает в депрессию или агрессию.

    Таким образом, критика в их адрес всегда провоцирует отрицательные эмоции. Они начинают негативно относиться к тем, кто их критикует.

    Единственное, что они ждут от окружающих, — это подтверждение позиции того, что они во всем превосходят. Это происходит через похвалу, одобрение, восхищение и прочие проявления в адрес людей с завышенной самооценкой.

    Причины завышенной самооценки

    Самооценка начинает формироваться с детства, поэтому причины ее завышенности можно найти в неправильном воспитании. Завышенная самооценка является результатом поведения родителей, которые постоянно восхищаются, умиляются и во всем потворствуют своему чаду. Что бы он ни сделал, все является правильным. Каким бы он ни был, в нем все хорошо. В итоге у ребенка формируется мнение о собственном «Я» как абсолютно идеальном и совершенном.

    Завышенная самооценка у девушки является зачастую гипертрофированной, когда она вынуждена занимать свое место в мужском мире. Нередко она основывается на внешних данных: красавицы всегда переоценивают себя, нежели не красавицы.

    У мужчин завышенная самооценка формируется на уверенности в том, что они являются центром Вселенной. Если это подтверждается поведением других людей, особенно женщин, тогда самооценка растет. Такие мужчины часто являются нарциссами.

    Людей с завышенной самооценкой среди мужчин намного больше, чем среди женщин, что психологи связывают с нормами воспитания обоих полов.

    Завышенная и заниженная самооценки

    Противоположностью завышенной самооценки является заниженная. Самооценка – внутреннее оценивание человека себя, своего потенциала, жизненной позиции и социального статуса. Это влияет на то, как он будет жить, относиться к себе и к окружающим.

  • Завышенная самооценка характеризуется неправильным оцениванием самого себя в сторону возвышения. Человек не видит себя реального, а оценивает надуманный образ. Он считает себя во всем лучше других. Он идеализирует свой потенциал и внешние данные. Человеку кажется, что его жизнь должна быть лучше других. Вот почему он готов идти по головам даже друзей и родных.
  • Заниженная самооценка является следствием тоже неправильного воспитания, однако когда родители постоянно утверждали, что ребенок плохой и другие детки лучше него. Она характеризуется негативным оцениванием себя и своего потенциала. Нередко она основывается на мнении окружающих или на самовнушении.
  • Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, когда человек не видит реального положения дел.

    Вот почему предлагается убирать перекосы в своем характере. К примеру, завышенную самооценку предлагают убирать такими методами:

  • Прислушиваться к чужому мнению и считать его тоже правильным.
  • Слушать окружающих молча.
  • Видеть собственные недостатки, которые часто скрываются за ширмой завышенной самооценки.
  • Завышенная самооценка у ребенка

    Формирование завышенной самооценки у ребенка начинается с детства, когда малыш подчиняется родительскому воспитанию. Она формируется на поведении родителей, которые восхищаются любыми мелочами, которые проявляет малыш – его уму, сообразительности, первому шагу и т. д. Родители словно игнорируют его недостатки, никогда не наказывают, а во всем и всегда поощряют.

    Неумение ребенка видеть за собой недостатки приводит к отсутствию социализации. Когда он попадает в группу сверстников, то не может понять, почему им не восхищаются, как это делали родители. Среди других детей он является «одним из», а не «самым-самым». Это может вызвать агрессию по отношению к детям, которые могут быть при этом в чем-то лучше него.

    В результате у ребенка появляется множество трудностей в налаживании контактов с окружающими. Он не хочет понижать свою самооценку, при этом агрессивно относится ко всем, кто кажется лучше него или критикует.

    Чтобы не развивать в ребенке завышенной самооценки, родителям следует понимать, когда и за что хвалить его:

  • Хвалить можно за поступки, которые малыш сам совершил.
  • Не хвалят за красоту, игрушки, одежду и пр.
  • Не хвалят за все подряд, даже за самое мелочное.
  • Не хвалят за чувство жалости или желание понравиться.
  • перейти наверх

    Все люди обладают самооценкой. По частоте распространения завышенная самооценка стоит на втором месте. Кажется, что лучше обладать ею, нежели заниженной самооценкой. Однако нередко итогом неадекватной завышенной самооценки является резкий переход ее к заниженной.

    psymedcare.ru