Отношения, психология, жизненные ситуации

Отношение мусульман женщинам

Мусульманская женщина. Правда и ложь.

По неоднократным просьбам ))) и, чтобы показать, что в Исламе нет отношения к женщине как к инкубатору, и никто не заставляет ходить в "костюме пчеловода", хочу рассказать о месте женщины в Исламе.

Я буду основываться только на Коране. Никаких рассказов о реальных семьях, где женщину "гнобят" не будет.. Везде , во всех национальностях есть уроды. Многие мусульмане никогда не читали Коран и руководствуются только принципом ОБС (одна бабушка сказала) .

Стих 4:124 Корана: "И всякий кто совершает деяние добра, мужчина ль это иль женщина, и верует, — те войдут в Сад, и не будет даже в малейшем к ним несправедливости".

Так что Вас интересует в первую очередь?)))

а я знаю, что у мусульман хоронят сидя.

Когда узнала, была просто ошарашена.

Вы просто учтите, что мусульманская девушка (только без обид, пожалуйста) ,как правило, невинна и чиста. Родители обычно очень ревностно относятся к ее поведению вообще, и к общению с противоположным полом в частности, потому что все мы люди, человеки и мало ли влюбиться и соблазнится .

А выходить замуж не девственницей это все-таки, по крайней мере пока еще не есть гут.

Вот, что включает в себя никях, инициатива , конечно же со стороны МЧ :

Заключенный брак не должен быть ограничен временем. Кстати у шиитов есть такое понятие как мута (временный брак), и хотя официально со стороны исламских богословов он был запрещен, все-таки я знаю, что до сих пор встречается. Заключается типа соглашения допустим на 5 лет.. Если в течение этих 5 лет рождаются дети, то они являются законными детьми мужчины.. этот брак может по договоренности сторон стать постоянным.. В любом случае женщина имеет такие же имущественные права, как и при постоянном браке.

НО, как я писала выше, официально мута не существует,исключительно из-за того, что могут быть нарушены права женщины.

Желательно, чтобы жених сразу преподнес подарок.. Если же по каким-либо причинам он не может этого сделать, то должен назвать сроки выполнения. )))

Молитва (ду΄а) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.Хотя , например у нас принято жениться в среду. ))))

Упоминание свадебного подарка. Жених обычно с гордостью говорит при всем честном народе, что он дарит! И чем крупней подарок, тем громче

Чтение молитвы женихом и невестой — это очень волнующий момент.

После соблюдения всех предбрачных условий и условий необходимых для заключения брака, одним из главных является единодушное согласие сторон, начинается свадебная церемония. Согласно мусульманской традиции, Свадебная церемония начинается с брачной проповеди. Она читается имамом мечети. Однако проповедь может быть прочитан и самим женихом. Но в условиях России, когда ,как я писала раньше, знающих хотя бы чуточку об Исламе , просто кот наплакал ЛУЧШЕ, чтобы проповедь, все-таки, провел человек имеющий религиозное образование (например, имам мечети). Обязательно также присутствие как минимум двух свидетелей мужчин. Они должны быть благочестивыми и справедливыми мусульманами, соблюдать религиозную практику, быть далекими от распутства и неверия. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание.

Хиджаб — это вообще-то женская мусульманская одежда (в последнее время почему-то под хиджабом понимают только платок).

Хиджаб бывает внешний и бывает внутренний. Главнее хиджаб внутренний.. Под ним понимается внутренняя позиция, манера вести себя, согласующиеся с верой.

Часто бывает, что женщина носит хиджаб, потому что так хочет муж, а последнее время и совсем молоденькие девушки одевают хиджаб, чтобы выделиться и привлечь к себе внимание. )))) И при этом даже молитв не знают. ((

Это сродни тому как в начале 90-х годов вдруг стало модно носить на виду крест, и чем больше он был, тем круче. Носили в сочетании с декольте или вообще поверх водолазки именно как ювелирное украшение, хотя само название "нательный крест" подразумевает то, что носится он под одежду, на тело, и не должен быть виден. ))) Правила хиджаба таковы:

Хотя существует хадис, говорящий о том, что правоверный должен быть красиво одет, ибо этим он показывает что, все , что на нем одето даровано по милости Аллаха.

В целом следует избегать ярких блестящих цветов, особенно красного, сверкающих украшений, а также тканей, в которые вплетены блестящие нити. Можно носить все это дома, чтобы радовать мужа..))) Вообще дома, находясь с мужем приветствуется довольно фривольная одежда. )) а указанные критерии относятся лишь к той одежде, которую женщина надевает, выходя из дома, или находится в присутствии мужчин, не относящегося к категории Махрем ( близких родственников, с которыми ей запрещено вступать в брак).

Одежда должна быть достаточно плотной, чтобы скрыть цвет кожи: просвечивающиеся или прозрачные ткани в этом случае неприемлемы.

Одежда должна быть достаточно свободной, чтобы скрыть очертания тела: неприемлема облегающая, обтягивающая тело одежда, подчеркивающая его формы.

Не должна походить на мужскую одежду. Такие предметы гардероба, как брюки, должны быть женского стиля, покроя и пр.

Нежелательно, чтобы одежда выделяла вас из толпы. Хотя именно она и будет вас выделять, если вы живете не в арабских странах. )))))

Лучше избрать для себя «приспособленные» к мусульманскому стилю варианты западной одежды, например, костюм, состоящий из длинного прямого жакета и длинной юбки прямого покроя.

Вообще выбор одежды в огромной мере зависит от индивидуальности каждой женщины.

Ведь то, что подходит женщине в странах Арабского Востока, ведущей домашнее хозяйство или работающей дома, где она окружена многочисленными домочадцами, не подойдет женщине живущей в Москве, у которой кроме семьи есть еще и работа вне дома! А если она еще и бизнесвумен. ))))

Пожалуй одна из функций хиджаба заключается в том, чтобы показать, что носящая ее женщина — это мусульманка, гордящаяся (в лучшем смысле этого слова) своей верой.

Это и не должна быть одежда, свидетельствующая о славе и тщеславии ее обладательницы, т. е. быть «кричащей», покрытой камнями, с вплетенными золотыми или серебряными нитями и пр. Форумчане. Вы не все , наверно , видели как одеваются жены богатых мусульман. ))))) Это что-то с чем-то. Светские львицы ОТДЫХАЮТ. Нет,нет.. Никаких мини. НО. Нет, не смогу описать, это надо видеть. В принципе подходящую одежду можно выбрать и в дешевом магазине, и , что не удивительно в первых линиях коллекций ведущих модельеров мира.. Например у меня есть несколько юбок от Valentino. Жаль закрылись на Кузнецком.

Я не придерживаюсь вышеизложенного. Я не ношу брюк и мини-юбок, естественно коротких топов и прочей лабуды. ))) Понять что я мусульманка можно только по украшениям с арабской символикой, ну и ,если иду в мечеть, то одеваю сумашедше-красивый национальный платок.

Сразу следует сказать, что хиджаб принят в основном ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в арабском мире!! То что его стали одевать татарки, чеченки, или дагестанки ЭТО НОНСЕНС. Да, у нас носят платки, НО. повязывают его сзади.. уши с серьгами, шея с ожерельями должны быть открыты, чтобы В КОНЦЕ КОНЦОВ ВСЕ ВИДЕЛИ КАКАЯ КРАСОТА НА МНЕ ОДЕТА.

www.iwoman.ru

Отношение мусульман женщинам

Отношение церкви к Исламу всегда было неоднозначным и несло в себе глубокую теологическую подоплеку. Ислам противоречил средневековым представле¬ниям христиан о божественном плане истории и даже казался им неким религиозно-историческим вызовом. Порой отношение Православия к Исламу можно было даже назвать чересчур эмоциональным. Однако уже больше тысячи лет мусульмане и христиане живут в мире и согласии, будучи всегда готовыми прийти на помощь друг к другу.

Отличный пример взаимопомощи мусульман и христиан – случай в американском городе Сакраменто (штат Калифорния) в апреле 2012 года, тогда местная христианская община осталась без храма. На помощь ей пришли мусульмане, предложив центр своей Лиги для проведения праздничного пасхального богослужения.

Отношение Ислама к Православию и другим религиям

Коран был ниспослан не только арабам, но и всем людям, в том числе иудеям и христианам. Пророк Мухаммед (Да благословит его Аллах и приветствует) – продолжатель пророческой линии, включающей Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) (Мир всем им), а Коран является продолжением предыдущих Писаний, которые были ниспосланы Единым Богом.

Сегодня довольно распространены мнения, что Коран проповедует нетерпимость и насилие, а Пророк Мухаммед (Да благословит его Аллах и приветствует) учил своей вере, держа меч в одной руке и Коран в другой. Невозможно представить себе что-то более далекое от истины. Ислам – религия любви и терпимости призывает верить во всех пророков мира и с большим уважением относиться к любой вере.

Коран гласит: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» (2:256). Это утверждает уважительное отношение Ислама к другим религиям (христианству, буддизму, иудаизму) и полную свободу личности в религиозных предпочтениях и абсолютную независимость человека в выборе его пути.

Коран разрешает сражаться исключительно для защиты от врагов и притеснителей, для утверждения свободы религии, прекращения религиозных гонений и защиты домов, которые служат для богослужения (речь идет о храмах всех религий, в том числе и мечети). «Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто повинуется Ему. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный». В случае же прекращения гонений следует отказаться от вооруженных действий и принять перемирие.

Нередки и утверждения, что Ислам запрещает дружбу с представителями других религий. Но как можно поверить в это, учитывая, что Священная книга позволяет праведному мусульманину взять в жены женщину иного вероисповедания? Отношения любящих супругов пронизаны чувством дружбы больше, чем какие-либо другие. И если даже в этом случае различие вероисповеданий не помеха, нет никаких оснований говорить о запрете иных отношений дружеского рода.

Единственный запрет касается дружбы с врагами и агрессорами. Аллах запрещает уважать тех, кто вел войну против верующих мусульман из-за их религии, изгонял их из домов и помогал другим изгонять.

Отношение Ислама к евреям

В средствах массовой информации активно обсуждается негативное отношение Ислама к евреям. Однако антисемитизму, как и любым другим видам расизма, не место в Исламе. В Коране нет ни слова о презрении к семитской расе. Напротив, в Священном Писании много говорится о «детях Израиля», как о потомках Пророка Ибрахима (Мир ему). Бог выбрал евреев для выполнения важной миссии, послал им многих пророков и даровал то, чего не даровал другим. Создатель возвысил их над другими народами земли и дал множество преимуществ.

Критике подвергаются лишь евреи, отвернувшиеся от истинного веления Бога и насмехающиеся над Пророком Мухаммедом (Да благословит его Аллах и приветствует) и Последним Откровением. Подобная критика присутствует и в других Писаниях, в том числе и в Ветхом Завете. А воспринимать ее стоит как напоминание и предупреждение всем, уклоняющимся от исполнения божественного предписания.

m.islam-today.ru

Отношения мусульман к представителям других религий

Некоторые мусульмане думают, что немусульмане не имеют в Исламе никаких прав. Но это не так. Как сообщается в достоверном хадисе, Пророк (мир ему и благословение) говорит нам:

«Тот, кто притесняет приверженца другой религии, ущемляет, даёт непосильную работу, берёт у него что-то без его согласия, я буду его оппонентом в Судный день» (имам Абу Давуд).

???? ???? ?????? ?????????? ? ???? ??????????? ? ???? ????????? ?????? ????????? ? ???? ?????? ?????? ??????? ???????? ????? ?????? ?????? ? ??????? ????????? ?????? ????????????

Однажды с Пророком (мир ему и благословение) произошёл удивительный случай. Перед ним пронесли тело покойного иудея. Пророк (мир ему и благословение) встал, сподвижники были удивлены и сказали: «Это тело иудея». Пророк (мир ему и благословение): «А разве он не человек?» Он продолжал стоять, пока не скрылась из виду похоронная процессия. И таких примеров в жизни Пророка (мир ему и благословение) было много. Он является образцом для подражания в налаживании взаимоотношений с людьми.

Некоторые ошибочно предполагают, что хорошее отношение к немусульманам, приветливость в обращении с ними является унижением для Ислама, его разрушением и наносит урон величию Ислама. Но это абсолютно не так. Напротив, когда мусульманин проявляет дружелюбие, открытость, готовность поддержать и помочь людям независимо от их религии, именно так он показывает величие Ислама, исламской этики и нравственности.

Находясь вдали от дома, невежественные люди относятся к немусульманам плохо, воруют у них, отнимают у них что-то не по праву, оправдывая себя словами: «Это немусульмане, какое нам до них дело». Когда в мысли вторгаются низменные страсти, искажаются символы Ислама, искажается понимание Ислама, который на самом деле учит справедливости, нравственности и добродетели по отношению ко всем созданиям Всевышнего.

Один из важных принципов и положений, которому Пророк (мир ему и благословение) уделял огромное значение – форма отношений между людьми. Он недаром призывал к Исламу, когда люди были спокойны, довольны и мирно общались друг с другом, потому что понимал, что люди — как море: при бушующих волнах невозможно увидеть дно, а когда оно спокойно – можно местами разглядеть даже рельеф дна и разные оттенки цвета морской воды.

Когда курайшиты потребовали выполнить условия Худайбийского договора, ущемляющие права мусульман, Пророк (мир ему и благословение) подчинился в целях сохранения мирного сосуществования мусульман и идолопоклонников. Наблюдая за образом жизни мусульман, в том же году многие идолопоклонники добровольно приняли Ислам. Учёные говорят, что в этот период Ислам приняло больше арабов, чем на протяжении 18-19 лет. По какой же причине? Благодаря спокойствию и миру.

Отправляясь в страны, где царит спокойствие, где не идут войны, где нет проблем, не упускайте шанс показать нравственность и этические нормы Ислама, пророческие нравы. Если немусульмане, живущие в исламских странах, увидят справедливость, уважение, хорошее отношение, правдивость и надёжность их жителей, всё это будет способствовать возникновению в мире милосердия, спокойствия и укреплению веры во Всевышнего.

Ещё один пример из жизни Пророка (мир ему и благословение), показывающий, что он заботился о добрых взаимоотношениях. Пророк (мир ему и благословение) повелел одним из сподвижников изучать различные языки. Зайду ибн Сабиту он повелел изучать иврит (еврейский язык), другому сподвижнику – персидский, чтобы люди могли общаться и знакомиться. Всевышний говорит:

??????????????? ???????? ??????????? ?????????????

«О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины — Адама и Хавы — и, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом…» Коран, 49:13.

Знакомство вызывает симпатии, сближает людей, делает их единомышленниками, и является прекрасным способом для приглашения в Ислам, для ознакомления с Исламом.

Каждый из нас должен знать, что он является послом Ислама, представителем Пророка (мир ему и благословение). Нужно украшать себя нравом Пророка (мир ему и благословение), такими его качествами, как надёжность, правдивость, справедливость. Общаясь с другими, мы показываем Ислам с хорошей или плохой стороны. Проявляя плохой нрав, скверные качества характера, в общении с немусульманами, мы показываем Ислам в плохом свете. Каждый из нас делает свой выбор: быть хорошим послом Ислама или наоборот. Это останется между нами и Пророком (мир ему и благословение).

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада ас-Сакафа

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

www.islam.ru

те, кто утверждает, что в Исламе плохое отношение к женщинам, вы хоть раз говорили с соблюдающей мусульманкой об этом?

Видя какое отношение к девушке (жене, матери, к сестре) в Исламе все больше девушек принимает Ислам!

Они считают, что в Исламе отношение лучше всех.

Это действительно так и их за людей не считают.

Создалось впечатление, что муслимок готовят на фабрике куриц-зомби.

Кстати, мужчиной и господином, они считают только муслима.

А всех остальных — недочеловеками.

Слава Бога, что я не мусульманка и родители мои не мусульмане!

Была даже у них на форуме.

Но была забанена там.

Отношение конечно плохое. Но кто решил следовать этой невежественной религии, готовы на любые унижения.

Вафа Султан — психиатр, уроженка Сирии, получила всемирную известность после того, как открыто сообщила на канале Al-Jazeera о подавлении женщин в исламском мире, и также когда заявила своему оппоненту-мужчине: “Помолчите, сейчас моя очередь! ”

Вафа Султан родилась мусульманкой. В течение 12 веков Сирия была христианской страной, но сегодня большинство населения там — мусульмане. Ислам — это религия, регулирующая каждый шаг в жизни своих последователей. Тем, кто отрицает свободу и личную ответственность, это может оказаться приемлемым, но это совершенно не способствует взаимоуважению и доверию.

Вафа Султан — неправильная мусульманка, потому что ведёт себя честно. Она разъясняет мусульманский способ мышления, разъясняет, как мусульманскому менталитету свойственно всё, вплоть до деталей, смешивать с чем-то негативным, даже о позитивных событиях отзываться в тёмных тонах. Они превращают в войну всё в своей повседневной жизни. Она связывает такое поведение с тем фактом, что ислам зародился в пустыне, где было мало природных ресурсов, и где постоянно грозила опасность нападения. Вафа не очень удивляется тому, что Мухаммед и другие мусульмане того времени жили тем, что грабили своё окружение, но ей кажется серьёзной проблемой то, что этот воровской менталитет был канонизирован в текстах, и что это стало вневременным примером для всех мусульман.

otvet.mail.ru

1. Действительно ли ислам притесняет женщину и попирает её права?

1. До возникновения ислама условия жизни женщины были весьма трудными. Ведь женщина не имела никаких гарантированных прав и с её мнением не считались. Ислам же вывел её из этого бесправного положения, возвысил её и избавил от большого притеснения, которому она подвергалась, дал ей возможность почувствовать себя достойным человеком, стоящим наравне с мужчиной, обеспечил ей законные права и снял с неё обвинение в том, что она, является корнем зла в мире. Ислам учит, что это сам шайтан наущал Адама и Хавву (Еву). Ведь в Коране сказано: «Но по наущению шайтана они (Адам и Ева) совершили грех, и он вывел их из рая» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 36).

2. Ислам утверждает, что все люди — мужчины и женщины — сотворены из одной души. Аллах Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 1). Это значит, что мужчина и женщина совершенно равны, как люди, и ни у одного из них нет никакого преимущества перед другим. А почёт, который Аллах даровал человеку в следующем аяте: «И Мы даровали сынам Адама почёт» (Сура «аль-Исраа» (Ночной перенос), аят 70), — оказан одинаково и мужчине, и женщине. А когда в Коране упоминается человек или сыны Адама, то имеется в виду и мужчина, и женщина. Но если речь идёт об одном из них — о мужчине или о женщине, — то употребляется термин «мужчина» или — термин «женщина».

3. Характеризуя отношения между мужчиной и женщиной, пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал, что мужчины и женщины одинаково равны перед Аллахом. Это значит, что нет никакой разницы между ними, разве только в добрых деяниях, которые творит каждый из них. На это указывает и Священный Коран: «Верующим, совершающим добрые деяния, будь то мужчина или женщина, непременно даруем прекрасную жизнь и воздадим награды лучше, чем их деяния» (Сура «ан-Нахль» (Пчёлы), аят 97). Аллах также внимает мольбе женщины, как Он внимает мольбе мужчины, и не погубит добрых деяний ни одного из них. Как сказано в Священном Коране: «И ответил им их Господь: «Поистине, Я не пренебрегу ни одним деянием, совершённым кем-либо из вас, мужчиной или женщиной, (ведь) одни из вас (происходят) от других» (Сура «Аль Имран» (Семейство Имрана), аят 195). И кораническое выражение «одни из вас происходят от других» доказывает, что мужчина и женщина дополняют друг друга и что жизнь не может продолжаться без их совместного участия.

4. Неужели после этой принципиальной позиции ислама по отношению к женщине, которая чётко определена в обоих источниках ислама — Коране и Сунне, — беспристрастный человек может обвинять ислам в том, что он притесняет женщину и попирает её права?

Здесь на самом деле несправедливо путают ислам как религию, основанную на веротерпимости, с отжившими обычаями и традициями и дурным отношением некоторых мусульман к женщине.

Объективное суждение об исламе и его позициях должно различать эти две вещи. Ведь такое тяжёлое положение женщины в некоторых исламских обществах является результатом распространенного в них невежества, а не результатом исламских учений.

2. Всегда ли женщина подчиняется мужчине?

1. Ислам дал женщине полную независимость от мужчины в экономической области; она имеет полную свободу и право распоряжаться любым видом своего имущества: продать, купить, подарить, инвестировать и т.п. без разрешения мужчины, если она правоспособна. И ни её муж, ни любой другой мужчина из её родственников не имеет права взять что-либо из её имущества без её разрешения.

2. Мужчина не может заставить женщину (даже отец, не может заставить свою дочь), выйти замуж за нелюбимого человека. Ведь выходить замуж женщина должна только по своему желанию и по своей доброй воле.

Однажды к пророку — да благословит его Аллах и приветствует! — пришла одна девушка жаловаться на отца, который хотел выдать её замуж за племянника, которого она не любила, чтобы улучшить своё положение. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — вызвал отца и предоставил девушке свободу выбора: выйти замуж за этого человека или отказаться. Девушка по своей доброй воле согласилась на этот брак и сказала: «О посланник Аллаха! Я была согласна с тем, что сделал отец, но я хотела, чтобы женщины знали, что отцы не имеют права навязывать своим дочерям мужей по своему желанию» (Этот хадис передал аль-Бухари в «ан-Никах»). Это значит, что отец не имеет власти заставить свою дочь выйти замуж вопреки её воле.

3. Женщина разделяет с мужчиной ответственность за семью и воспитание детей и немыслимо, что жизнь семьи может идти нормально без взаимного участия обеих сторон (мужчины и женщины). В противном же случае нарушается жизнь семьи, что отрицательно отражается на детях.

Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — возложил эту совместную ответственность за семью на мужчину и на женщину. Это ясно из следующего хадиса: «Каждый из вас — попечитель и отвечает за того, кого он опекает. Имам же опекун и отвечает за свою общину. И мужчина попечитель своей семьи и отвечает за неё, и женщина попечительница в доме своего мужа и отвечает за это» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Возложение подобной ответственности на женщину полностью снимает ложное обвинение в том, что женщина всегда подчинена мужчине. Ведь нет ответственности без свободы, а свобода несовместима с подчинением.

4. Мужчина не может запретить женщине пользоваться своими законными правами в жизни или ходить в мечеть для поклонения (Ибн Маджа передал этот хадис в «Предисловии», т. 1, стр. 8). И если некоторые мусульмане, опираясь на отжившие обычаи и ложные нормы, не придерживаются этих исламских позиций относительно женщины, то это считается или незнанием ислама и его предписаний, или неправильным пониманием его ясных учений.

3. Почему при разделении наследства женщина получает меньше мужчины?

1. До ислама женщина была лишена права на получение какой-либо доли наследства. Но ислам поступил с ней справедливо и предписал ей определённую долю наследства, несмотря на недовольство многих арабов того времени из тех, которые были убеждены, что только мужчины имеют право на наследство, поскольку они сражаются с врагами.

Ислам в большинстве случаев предписывает мужчине долю в наследстве, равную доле двух женщин. Это указано в Священном Коране: «Аллах предписывает относительно ваших детей: «Сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 11).

Кто опрометчиво судит о вещах, тот может считать, что это умаляет достоинство женщины и попирает её права как человека, имеющего равные права с мужчиной. На самом же деле ислам совершенно далёк от того, чтобы делать различие в доле мужчины и женщины в наследстве причиной для умаления достоинства женщины. Различие доли мужчины и женщины в наследстве нисколько не связано с их достоинством и значением, а является результатом обязанностей каждого из них.

2. Ведь ислам обязывает мужчину обеспечить свою жену и всех членов своей семьи. В то же время он не обязывает женщину тратить из своего имущества ни на кого. И если мы произведём простое арифметическое действие, то нам будет ясно, что финансовое положение женщины, чья доля в наследстве равна половине доли мужчины, лучше, чем финансовое положение мужчины. Ведь из своей доли мужчина, согласно шариату, должен обеспечить свою жену и своих детей — мальчиков и девочек, — мать и отца, если у них нет источников дохода, и своих неимущих сестёр, если у них нет того, кто их обеспечивает.

Это значит, что доля мужчины в наследстве постоянно уменьшается из-за этих многочисленных обязанностей. Женщина же отвечает только за себя, и она имеет полную свободу распоряжаться своей долей наследства, самостоятельно, независимо от мужчины увеличивая её, и у неё нет никаких финансовых обязанностей по отношению к членам своей семьи. Муж же обязан содержать её, даже если она богата. И это значит, что её доля наследства всегда увеличивается.

Из вышесказанного явствует, что женщина не подвергается никакой несправедливости или умалению своего достоинства. Подобное деление наследства даже, может быть, более выгодно для неё.

3. Есть и другие случаи, на которые указал Священный Коран и которые подробно определил исламский шариат, когда мужчины и женщины получают одинаковые доли наследства, как указано в двенадцатом аяте суры «Женщины».

Египетское управление, выносящее решения по религиозно-юридическим вопросам (Дар аль-Ифтаа аль-Мисрийа) свидетельствует о том, что многие копты Египта обращаются к исламской системе деления наследства, поскольку она решает все ссоры и искореняет причины разногласий между наследниками.

4. Почему свидетельство женщины не равно свидетельству мужчины?

1. В исламе не во всех случаях свидетельство мужчины является равным свидетельству двух женщин. Ведь по некоторым вопросам принимается свидетельство только женщин и категорически не принимается свидетельство мужчин. Это свидетельство относится ко всем вопросам, касающимся женщин, и в которых не осведомлены мужчины. Это доказывает нам, что свидетельство должно быть основано на опыте и знании, а не на том, к какому полу относится свидетель: мужскому или женскому.

2. Что касается торговых вопросов и деловых отношений в экономической области вообще, то роль женщины в этом ограничена и её опыт мал, и наоборот, мужчина имеет больший опыт, поскольку он ежедневно и постоянно занимается этими вопросами. Поэтому указание Корана относительно этих вопросов: свидетельство одного мужчины равно свидетельству двух женщин исходит из того, что опыт мужчины в этой области равен опыту двух женщин.

Дело же здесь не в недоверии к женщине или умалении её достоинств, а в жизненном и практическом опыте. Женщина также может иметь этот опыт, и судья может принимать свидетельство одной женщины, если оно вызывает доверие. Ведь немыслимо, что судья может принять свидетельство неграмотного человека с ограниченным опытом и отказаться принять свидетельство образованной женщины, имеющей практический жизненный опыт.

5. Какова позиция ислама относительно работы женщины на высоких постах?

1. Ислам не запрещает женщине занимать высокие государственные посты. Она имеет право занимать те посты, которые подходят её натуре, знаниям, способностям, квалификации. Что касается хадиса пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — на который опирались факихи, доказывая, что женщинам не разрешается занимать общественные посты: «не преуспеет народ, который себе в руководители взял женщину» (Этот хадис передан аль-Бухари в книге «аль-Магази и аль-Фитан»), то он был сказан по особому случаю. Когда пророку — да благословит его Аллах и приветствует! — сообщили, что персы провозгласили царицей дочь Хосроя, он произнёс этот хадис. Из этого хадиса факихи сделали вывод, что женщине нельзя руководить мужчинами, т.е. стать президентом или халифом. Но мы не должны забывать, что Священный Коран с похвалой говорит о царице Сабы в суре «ан-Намль» и высоко оценивает её мудрость в решении государственных вопросов. Это имеет важное значение, поскольку показывает, как высоко оценивает Коран женщину, её способности и благоразумие, когда она находится на высшем государственном посту.

2. Многие исламские учёные в разные периоды ислама придерживались прогрессивной точки зрения относительно общественной деятельности женщины. Ведь имам Ибн Хазм сказал, что женщине можно стоять у власти.

Такого же мнения придерживается имам Абу Ханифа — основатель известной богословской правовой школы. Имам Ибн Гарир ат-Табари сказал, что женщины могут разрешать без исключения все вопросы, которые могут разрешать мужчины. Передано, что второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб назначил аш-Шифаа бинт Абдуллаха аль-Махзумийа кади аль-Хисба (контролёром за соблюдением мер и весов) на рынке в Медине. А это гражданско-религиозный пост, требующий опыта и строгости (См. Д-р Йусуф аль-Карадави «Фатава Муасира». 1 серия, изд-во «Дар Афак аль-Гад», стр. 63. См. также Мухаммад аль-Газали «Сто вопросов об исламе», т. 2, стр. 260, 262, 276).

3. Ислам не запрещает женщине занимать высокие посты в государстве, пока она достойна этого, но общественная деятельность женщины и её работа вне дома не должна осуществляться за счёт выполнения обязанностей перед семьёй, детьми, мужем. Ведь семья — ядро общества. Если она разрушается, то разрушается и общество. Поэтому в интересах всего общества необходима гармония между работой женщины вне дома и её ответственностью и обязанностями перед семьёй.

6. Какова позиция ислама относительно хиджаба (покрывала) и права женщины на образование и работу?

1. Хиджаб, предписанный женщине исламом, не требует ничего от неё, кроме соблюдения пристойности в её одежде и общем виде, чтобы не подвергаться преследованиям со стороны мужчин. Хиджаб в этом случае — охрана и защита для женщины, а не путы, сковывающие её движение. Хиджаб — не значит, скрывать лицо или скрывать руки в перчатках. Это не является учением ислама, а исходит из обычаев и традиций, сложившихся в некоторых обществах, и ислам не несёт никакой ответственности за это. Если хиджаб одна из добродетелей ислама, то он также является одной из добродетелей христианской религии. Доказательством этого служит одежда, которую носят христианские монахини и которая закрывает тело женщины и её волосы, скрывая всё, кроме лица и кистей рук. Евангелие также требует от женщины, чтобы она закрывала свои волосы во время молитвы (См. 1-е послание Павла к Коринфянам, 11 глава).

2. Ислам не отнимает у женщины её права на образование, наоборот, он считает получение знаний обязательным долгом и предписанием, в равной степени как для мужчины, так и для женщины. Это явствует из хадиса пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Учение — предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Этот хадис передал Ибн Маджа в «Предисловии»).

История мусульман знает имена многих талантливых женщин, выдающихся в религиозных науках, поэзии и литературе. Женившись на Хафсе, которая знала основы чтения и письма, пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — пригласил аш-Шифаа аль-Адавийя, чтобы она, в добавление к чтению и письму, учила её искусно и красиво писать.

А’иша — жена пророка — была более сведущей и более знающей в вопросах религии, чем многие сподвижники пророка. И пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — советовал обращаться к ней за разъяснением религиозных вопросов.

3. Ислам также не запрещает женщине работать. Ей дано право выбирать подходящую работу в соответствии с её способностями, знаниями и квалификацией. И ни в тексте Корана, ни в тексте хадисов нет ничего, что запрещает женщине учиться или работать. Женщина ещё во времена посланника уже выполняла много разных работ и миссий, помогая армии или врачуя раненых, и выполняла другие работы, которых требовали условия и обстоятельства того времени.

4. Надо делать различия между ясными учениями ислама, охраняющими и защищающими женщину, и некоторыми отжившими обычаями и дурными традициями, мешающими прогрессу женщин и препятствующими ей пользоваться её правами на учёбу и труд в некоторых мусульманских обществах. Ведь подобные обычаи и традиции никак нельзя отнести к исламу. Ислам же, который почитает женщину, заинтересован в том, чтобы женщина развивала свою личность, поскольку это даёт ей возможность лучше воспитать своих сыновей и дочерей и участвовать тем самым в формировании сильного, здорового поколения, которое стремится к развитию своего общества, к его прогрессу и процветанию.

7. Не соответствует ли хиджаб современной жизни?

1. Каждая нация имеет свой собственный характер, свои устоявшиеся обычаи относительно еды, питья, одежды, жилья и т. п. Всё это отражает культуру нации, её цивилизацию и её вероучения. Аллах создал людей разными и отличающимися друг от друга по многим признакам. Такое различие будет существовать до Последнего дня. То, что подходит одной нации, может совсем не подходить другой. Индийская женщина, например, имеет свою национальную одежду (сари). И никто — даже в западных странах — не порицает её за это, хотя эта одежда, может быть, непрактична. Сари носит и простая индийская женщина, и в своё время носила премьер-министр Индии Индира Ганди. И никто не говорил, что эта одежда мешает индийской женщине работать или удерживает её от трудовой деятельности.

2. Европейская женщина вплоть до начала XX века в большинстве случаев скрывала свои волосы и носила длинную одежду, и никто не осуждал её за это. Но мода на западе развивалась и постоянно менялась пока не дошла до современного состояния, когда там уже не соблюдаются никакие правила или критерии. Это, может быть, изменится через какое-то время в зависимости от решения домов моды.

3. Что касается одежды мусульманской женщины, то ислам не требует от неё ничего, кроме приличия и пристойности в её внешнем виде, чтобы не вызывать соблазн и не подвергаться преследованиям со стороны мужчин. И нет основания считать, что исламская одежда мешает женщине работать и трудиться. Ведь во многих государственных учреждениях мы видим женщин разного возраста, которые в обязательном порядке носят исламскую одежду и так же нормально выполняют свою работу, как и их коллеги, которые не носят хиджаб. Это значит, что подобное обвинение абсурдно и не имеет под собой никакого разумного обоснования. И никто не проводил научного исследования, которое доказало бы это предположение.

Дело в том, что Запад стремится к тому, чтобы его ценности, обычаи и традиции господствовали повсюду, но это противоестественно, поскольку каждая нация имеет свой собственный характер. Мусульманской женщине должно быть предоставлено такое же право, что дано индийской и европейской женщинам: иметь свой собственный характер и следовать национальным традициям в одежде и поведении.

4. В настоящее время многие мусульманские женщины занимают самые высокие посты и наилучшим образом выполняют свою работу, несмотря на то, что носят исламскую одежду. Ведь госпожа Беназир Бхутто, которая была премьер-министром одного из самых крупных исламских государств, носила одежду, очень близкую к исламской, и наилучшим образом справлялась со своими обязанностями. То же самое относится и к премьер-министру Бангладеша, которая носит похожую одежду.

8. Почему ислам разрешает многоженство?

1. Ислам не был первой религией, разрешающей многоженство, и сам не выдумал эту систему. Наоборот, ислам — первая религия, которая организовала брак и ограничила многоженство строгими рамками, установив на него суровое ограничение.

Когда возник ислам, многоженство уже разрешалось — и безгранично — не только у арабов, но, так или иначе, у всех наций.

Ислам своими новыми законами постепенно ликвидировал дурные обычаи, распространённые в обществе. Ведь трудно ликвидировать сразу уже укоренившиеся с давних пор обычаи и традиции. Такое постепенное изменение происходило и с вопросом многоженства.

2. Ислам ограничил число жён, которое в доисламские времена не было ограничено, максимально четырьмя жёнами, как указано в Священном Коране: «Женитесь на женщинах, которые вам нравятся, — на двух, трёх, четырёх» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 3). Но определение числа жён было ограничено очень строгим условием: необходимость установления справедливости между жёнами. Это значит, что отношение ко всем жёнам должно быть во всех делах одинаковым.

Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — предупредил, чтобы не нарушить это условие, в следующем хадисе: «Кто имеет двух жён и отдаёт предпочтение одной из них перед другой, тот в День воскресения подвергнется суровой каре» (Ибн Маджа передал этот хадис в «Бракосочетании», 1-ая часть, стр. 633).

3. Благородный Коран предостерёг, что трудно установить справедливость между жёнами и что человек, сколько бы он ни старался, не сможет установить полную справедливость между жёнами. Это явствует из текста Корана: «Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к жёнам, если бы даже очень стремились к этому» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 129). Если дело обстоит так, что трудно одинаково справедливо относиться к жёнам, то мужчине в таком случае надлежит ограничиться только одной женой. Это ясно и открыто сказано в Благородном Коране: «Если же вы опасаетесь, что не сможете быть одинаково справедливыми (с жёнами), то женитесь на одной» (Там же, аят 3).

4. Из вышесказанного следует, что ислам не предписывает иметь четырёх жён и не изобрёл многоженство. Ведь многоженство уже существовало, а ислам хотел мудро исправить его, не вызывая сильного потрясения в обществе. И это доказывает нам, что в исламе в основном имеют только одну жену, а многоженство является исключением, хотя ислам допускает это исключение по разумным причинам и для исправления определённых ситуаций. Например, во время войн, когда на полях сражения погибает много мужчин, и женщины остаются без того, кто их содержит. Это исключительный случай, когда разрешается многоженство с целью не допустить женщину сбиться с правильного пути.

Женщина может страдать от хронической болезни, которая мешает ей выполнять свой супружеский долг, или она может быть бесплодной. Чтобы защитить мужа от разврата, ему разрешается жениться ещё на другой женщине, которая обладает абсолютно одинаковыми с первой женой правами. Ислам допустил это исключение (многоженство), чтобы ликвидировать опасность незаконных внебрачных отношений с их последствиями, против которых не возражает западный мир.

9. Считается ли запрещение брака мусульманки с иноверцем расизмом?

1. Действительно, ислам разрешает мусульманину жениться на не мусульманке (христианке или еврейке) и не разрешает брак мусульманки с иноверцем.

На первый взгляд это считается как бы неравенством, но если знать настоящую причину этого, не будет повода для удивления и исчезнет иллюзия неравенства. По этому поводу существует исламская точка зрения, которая поясняет смысл этого запрещения. А все исламские законы имеют определённый смысл и отстаивают жизненные интересы всех сторон.

2. Брак в исламе построен на любви, милосердии и душевном покое. Ислам стремится к тому, чтобы семья была построена на прочных основах, гарантирующих продолжение супружеской жизни.

Ислам — религия, которая уважает все предыдущие Небесные религии и делает веру во всех предшествующих пророков неотъемлемой частью исламской религии. И если мусульманин женится на христианке или еврейке, то ему повелено уважать её вероучение и ему нельзя — с исламской точки зрения — мешать ей исполнять обряды своей религии и мешать ей ходить в церковь или синагогу для их исполнения. Так ислам стремится обеспечить уважение мужа к религии своей жены и ее обрядам. И в этом — гарантия и защита семьи от крушения.

3. Но если не мусульманин женится на мусульманке, то отсутствует уважение мужа к религии своей жены. Ведь мусульманин верует в предшествующие религии и в прежних пророков Аллаха, уважает и почитает их. Но не мусульманин не верит в пророка ислама и не признаёт его. Более того, он считает его ложным пророком и часто верит в распространяемые против ислама и его пророка Мухаммада клевету и ложные измышления, а их множество.

И если даже муж — не мусульманин открыто не говорит это перед женой, то всё равно она будет жить под гнётом неуважения к её религии со стороны своего мужа. И в этом не помогут слова умиротворения и любезности. Ведь вопрос здесь — вопрос принципа. А взаимное уважение между мужем и женой является основой продолжения супружеской жизни.

4. Ислам поступает логично по отношению к самому себе, запрещая брак мусульманина с не мусульманкой, которая исповедует иную религию, кроме христианства и иудаизма. Это запрещено по той же причине, по которой запрещены браки мусульманки с иноверцем.

Ведь мусульманин верит только в Небесные религии. Другие же религии — лишь человеческие религии. И в данном случае — если оставить любезности — не будет уважения и почтения к религии жены. Это отрицательно влияет на семейную жизнь и не обеспечивает любви и милосердия, необходимых для супружеских отношений.

www.islaam.ru

Хадисы об отношении к женщине

Права женщин неприкосновенны Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!» (Ахмад, Ибн Маджа, аль Хаким)

Нужно прощать ее недостатки От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий не будет ненавидеть верующую. Если ему не нравится в ней какая-то черта, то он будет доволен какой-то другой». (Муслим)

Нельзя женщину выдавать замуж без ее согласия Передают со слов Абу Мусы аль-Ашъари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас захочет выдать замуж свою дочь, пусть спросит о её согласии». (ат-Табарани) Передают, что Ибн Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина, которая уже побывала замужем, имеет на себя больше прав, чем её опекун, а девушка может выйти замуж только после совещания с ней, и знаком её согласия является молчание». (Муслим) В одной из версий хадиса говорится: «Опекун не имеет власти над женщиной, которая уже побывала замужем, а сирота может выйти замуж только после совещания с ней». (Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Хиббан)

]За воспитание и заботу о детях положена награда Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Я рассказала ему (об этом), а он сказал: «Эти девочки защитят от пламени (ада) того, кому они были посланы в качестве испытания». (Бухари, Муслим)

Права матери Сообщается от Абу Хурайры, что как-то один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Твоя мать». Он спросил: «А кто потом?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Твоя мать». Он спросил: «А кто потом?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А кто потом?» Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Твой отец».(Бухари, Муслим)

Избегание насилия Передается в сахихе Муслим, что: «Пророк никогда не бил своими руками ни женщину, ни ребенка». А его жена Сафия говорила о нем: «Никогда я не видела никого лучше характером, чем Посланник Аллаха». (Ат-Табарани)

Забота о правах женщин Передают со слов Джабира ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И бойтесь Аллаха в (том, что касается) женщин, ибо вы взяли их как то, что доверено вам Аллахом, и сделали их дозволенными для себя по слову Аллаха» (Муслим, Абу Дауд)

Наилучшие – те, кто наилучшим образом относятся к своим женам Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан)

Женщины имеют право на образование Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) женщины сказали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Мужчины не дают нам возможности поговорить с тобой, выдели же для нас (особый) день по своему усмотрению!» И он пообещал (женщинам выделять для них такой) день, (с наступлением которого) встретился с ними, стал наставлять их и давать им свои веления (относительно установлений религии)» (Муслим, ан-Насаи, ибн Маджа).

dumsk.com

Мусульмане о 8 марта

Вопрос празднования светских праздников остается одним из самых обсуждаемых вопросов среди российских мусульман. Международный женский день, по традиции отмечаемый 8 марта, не является исключением. Корреспондент ИА IslamNews решил выяснить мнение представителей мусульманской общественности и обратился к ним с просьбой высказать свое мнение о Женском дне.

Диляра Ахметова – заместитель главного редактора информационно-аналитического портала «Ислам в Российской Федерации&raquo

К празднованию Международного женского дня как дня проявления уважения и внимания к женщинам, матерям, женам, женщинам-коллегам по работе я отношусь положительно. В сегодняшнем эмансипированном мире 8 марта – это дата, которая позволяет женщине вспомнить, что ее предназначение – не только работа, карьера, но в большей степени семья, что непременные атрибуты женственности – это не должность и положение, а мягкость, доброта, красота. В этом весь парадокс, ведь в советское время традиция празднования 8 марта была введена в прямо противоположных целях – для того, чтобы укрепить в обществе антиженственный, антисемейный и, в общем, антиобщественный принцип феминизма, возложения на женские плечи мужских задач.

Тем не менее, я считаю, что акцентирование внимания на истоках праздника нам не дает ничего, кроме раскола, причем не столько в обществе, сколько в сознании мусульман – ведь в данном случае мусульманская и российская гражданская идентичности остаются по разные стороны баррикад.

Попытки вычеркнуть его из общественной жизни под предлогом того, что это «праздник феминисток&raquo или даже «праздник женщин легкого поведения&raquo и т.п. в обществе, на мой взгляд, приняты не будут. Выглядеть это будет как попытка перечеркнуть именно советский период нашей истории. Возможно, имеет смысл не акцентировать внимание на персоне Клары Цеткин и прочих, а ввести в практику празднование женского дня в первые выходные весны, как и было принято в нашей стране на протяжении десятилетий.

Галина Альшабах – руководитель культурно-просветительского центра «Голубушка&raquo (г.Москва)

Я не праздную 8 марта, так как этот праздник не мусульманский, также как и Новый Год, 23 февраля, День сварщика, День электрика и тому подобные «знаменательные&raquo даты. Тем не менее, к инициативе мусульманских организаций, которые проводят в этот день образовательные мероприятия, конференции и т.п., я отношусь положительно. По моему мнению, для того, чтобы говорить о женских правах, проблемах и нуждах, не обязательно ждать какого-то специального дня.

Альмира Адиатуллина – председатель общественной организации женщин Татарстана «Муслима&raquo

Так как я родилась в первой половине прошлого века и была воспитана пионерией и комсомолом, я воспринимаю 8 марта как историческую дату. Это наша история, напоминание о тех временах, когда женщину чествовали именно в этот день, ведь в другое время она, к сожалению, оставалась в стороне. Конечно, по исламу женщина должна быть уважаема каждый день в году, но, на мой взгляд, пока наше общество не готово к этому.

Тагир Атмурзаев – председатель культурно-просветительского центра «Радуга&raquo (Кабардино-Балкария)

8 марта для меня – это день, посвященный матерям, сестрам, женам, всем женщинам, которых мы уважаем и ценим. В этот день я прошу у Всевышнего, чтобы наши женщины всегда были счастливыми, любимыми и богобоязненными. Женский день – это лишний повод сказать женщинам приятные, добрые, теплые слова, вспомнить о том, как пророк Мухаммад (мир ему) относился к женщинам.

Наша организация планирует провести праздники, приуроченные как к Международному женскому дню, так и к другим светским праздникам – например, к 9 мая.

Зейнаб Нестерова – активистка центра «Источник&raquo (г. Санкт-Петербург)

С днем 8 марта у меня связано одно очень знаменательное для нашей семьи событие. Когда-то, в далеких 90-х, мой муж, который тогда еще не был мусульманином, привез из Москвы Коран в переводе Крачковского и совершенно серьезно подарил его мне на 8 марта. Я тогда над ним посмеялась, и съехидничила: «Ты бы мне еще паранджу на 8 марта подарил!&raquo. Но он настаивал: «Ну, давай, почитаем, разве не интересно, о чем там?&raquo. Через 7-8 лет я приняла ислам.

Что касается празднования Женского дня, то я считаю, что он давно утерял свое «коммунистическое&raquo значение, влился в историю нашей страны, став обычным гражданским праздничным днем. Конечно, это не должно быть для нас, мусульман, поводом для праздника как такового, однако ничего запретного в поздравлении других я лично не вижу.

Полагаю, что нам, мусульманам, следует использовать любую возможность для контакта (соблюдая нормы шариата, разумеется), ни в коем случае не отдаляясь и не обосабливаясь от общества, и 8 марта – как раз один из таких удобных случаев. Эти возможности следует использовать как на индивидуальном уровне, так и исламским организациям. Например, можно организовать «девичник&raquo, пригласив своих знакомых-немусульманок, однокурсниц, коллег по работе, а вместе с ними и подруг-мусульманок. Такого рода собрание может послужить прекрасным поводом, чтобы рассказать о роли женщины в исламе. Наверняка мусульманкам будет задано много вопросов и получится интересный диалог. Можно устроить демонстрацию мусульманской одежды, день восточной кухни и т.д.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России

Как мусульманин я вообще не считаю праздниками ничто из того, что имеет основание не в Исламе, потому что отмечание дней такого рода и превращение их в праздники имеет зороастрийское происхождение. Оно связано с культом времени и культом определенных дней солнечного календаря, в то время как наши мусульманские праздники привязаны к лунному циклу. Поэтому они не имеют ничего общего с космическим ритмом и космическим круговоротом вечного возвращения, носят не природный, а теологически-концептуальный характер и не зависят от состояния космоса.

Космические праздники ритуального характера, привязанные к солнечному календарю, – это наследие зороастрийской культуры, в которой у каждого дня из 365 был свой ангел – фаришта, отвечавший за этот день, и год вращался как карусель, когда один и тот же день, один и тот же ангел, оказывается через полный оборот в одной и той же точке. Поэтому каждый день имел значение и был одним из ритуальных праздненств.

К космическим праздникам относится и 8 марта, поскольку и в календаре православной церкви это некая дата. 8 марта, таким образом, имеет двойной характер: это левый красный праздник, приуроченный к первой забастовке ткачих в Чикаго в 1887 году, он институциализирован Кларой Цеткин как первое вхождение женщин в политическую борьбу. Второй аспект этого праздника – религиозный. Это делалось часто, поскольку левые нередко ставили на место сакральных дат собственные праздники.

Тем не менее, нынешнее состояние общества с его постсоветским менталитетом очень хорошо демонстрирует амбивалентность такого подхода: одни и те же дни кто хочет, празднует, как бывшие советские праздники, кто – как православные. Все это свидетельствует о глубоко укорененном языческом отношении ко времени как к круговороту, как к некоему циклу, и возвращает нас к тем бедуинам, которые, как приводится в Коране, отказывались поклониться Всевышнему Аллаху, говоря: «Мы живем и умираем, и убивает нас только время». Таким образом, празднование подобных дат сопряжено с непониманием природы длительности, с идолопоклонством, с отказом от исповедания веры в Единого Бога.

Марат Алимов, председатель мусульманской общины «Милость&raquo, Бутово

Я отношусь к этому весеннему празднику только положительно, всегда поздравляю и дарю подарки моей жене и теще, а также тем женщинам, кого я знаю по бизнесу и преподавательской деятельности. Это лишний повод проявить внимание и сделать приятное родным и знакомым. Ведь пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что «даже хорошее слово, которое поднимает человеку настроение – уже милостыня&raquo. Об этом же говорит Аллах в Коране.

Марьям Смирнова, заместитель председателя Организации мусульман г. Архангельска

История этого праздника мне известна, но, как мне кажется, в России у этого праздника другой оттенок. У нас поздравляют любимых женщин, мам, сестёр. В Европе в этот день женщины проводят демонстрации и митинги в защиту своих прав.

Я считаю, что так как мы является гражданами России, и 8 марта здесь – это государственный праздник, то мы должны относится к нему с уважением. Лично я собираюсь поздравить своих родственников-немусульман, чтобы укрепить родственные связи. Но сама его праздновать не буду.

Я приветствую инициативу мусульманских общин, которые проводят мероприятия 8 марта. Однако, на мой взгляд, их не обязательно привязывать именно к этому празднику. Ведь мусульмане обязаны заботиться о женщинах, любить их и уважать не только один раз в год. После того как я приняла ислам, у меня возникло такое ощущение, что праздник женщин отмечается каждый день.

Кибиден Шамшуалимов, имам мечети «Иман&raquo, председатель региональной общественной организации мусульман Омска

Я положительно отношусь к этому празднику, сам поздравляю свою жену и трех дочерей. Мы – мужчины, должны быть благодарны женщине, должны всячески проявлять к ней уважение и любовь за то, что она воспитывает наших детей, хранит наш очаг и несет ответственность за дом. Пророк Мухаммад (мир ему), отзывался о женщинах только с уважением: «любимая жена – половина рая&raquo, говорил он.

Гюзель Якупова, общественный деятель

Считается, что 8 марта женщине дали свободу, но на самом деле это не так. Современных женщин не только освободили от обязанностей, но и лишили многих прав.

Каждый сам волен выбирать – отмечать ему этот праздник или нет. У мусульман есть свои праздники, и я не понимаю, почему мы должны заострять внимание, а тем более отмечать праздники людей другой культуры и вероисповедания.

Наиля Зиганшина, руководитель общественной организации «Союз мусульманок Татарстана&raquo

В мире нигде 8 марта не отмечают с таким размахом, как в нашей стране. Конечно, говорят о том, что это международный женский день, но этот праздник такого масштаба ни в одной стране мира не приобрел. Я ничего не имею против женского дня как такового, но, как известно, именно 8 марта – в день так называемой «независимости женщин» – в Узбекистане и Таджикистане женщины сняли платки и провозгласили свою «независимость».

Поэтому 8 марта, на мой взгляд, мусульманам праздновать нежелательно. Во-первых, в Исламе есть только два праздника. Но поскольку 8 марта – государственный праздник, то кто хочет, может его отмечать. Несмотря на это, конечно же, нежелательно отмечать праздник, который исконно не является мусульманским. Во-вторых, я против понимания женского дня как дня «независимости женщин».

Самый главный негативный момент в подобной «независимости» – это отказ от покрывала, предписанного Шариатом. Потом, как в Исламе женщина может быть независимой? Если женщина абсолютно независима, это значит, что жена не слушает мужа, дочь – отца. С точки зрения Ислама, это не вписывается ни в какие рамки.

Кончено, в России все равно родственники поздравляют нас, мусульманских женщин, с 8 марта, однако сами мы его не справляем и не придаем этому празднику какого-либо значения.

Каусария Хайдарова, корреспондент программы «Мусульмане&raquo на телеканале РТР

Меня пугает любой фанатизм, будь то перегибы в сторону запрещения праздника или же наоборот – бессмысленное стремление во что бы то ни стало отметить Международный женский день с размахом и одарить любимых женщин неоправданно дорогими подарками.

В современном мире этот изначально феминистический и политически ориентированный праздник уже давно утратил свое первоначальное значение. Если спросить на улице случайного встречного, знает ли он кто такая Клара Цеткин, скорее всего мы не получим вразумительного ответа. Время изменилось. И люди изменились. Сегодня 8 марта – это праздник весны и женственности.

Хорошо, если кому-то 8 марта напомнит о бабушке, или маме, или о первой учительнице, которую давно хотелось навестить, а все как-то недосуг. Я знаю, что в Узбекистане этот праздник вообще отмечается как День матери. Есть женские мусульманские сообщества, которые прекрасно празднуют этот день, не нарушая каноны: собираются вместе с детьми на чаепития, готовят друг для друга меленькие сюрпризы. Это же здорово!

Висам Али Бардвил, мусульманский деятель Республики Карелия

Что касается понятия «праздника», то для нас 8 марта не является таковым, потому что у нас понятие праздника – Ид – имеет и духовное значение. Пророк (мир ему) сказал, что праздник – это веселье, и Аллах назначил для этого два дня (Ид аль-адха и Ид уль-фитр).

Но этот день празднует страна, наши соотечественники. Ислам не запрещает того, чтобы мы уделяли внимание какой-то определенной проблеме, например, вопросам о правах женщин. Я думаю, и мусульманам стоит об этом говорить: в этот день можно организовать какие-то форумы, круглые столы, конференции, чтобы чисто практически поднять этот вопрос.

А внимание к женщине должно быть все время, как мы понимаем. Конечно, мы должны всегда думать о том, что женщина – это мать, дочь, жена, сестра. Мужчина имеет обязанности перед ними. К сожалению, в наше время часто эти обязанности не выполняются среди мусульман, и нередко даже религиозные мусульмане не понимают своих обязанностей перед женщиной.

Есть и другая проблема: например, женщина мусульманка не играет сегодня свою роль в умме. Есть много-много вопросов, которые на самом деле надо поднять и поговорить. И 8 марта можно использовать для этого, я не вижу здесь ничего плохого. Другое дело, что проблемам женщин не должно уделяться время только один день в году.

Что касается поздравлений с 8 марта, то адресовать их немусульманам можно. Они же поздравляют нас с нашими праздниками, которые для них не имеют никакого значения. А мы знаем, что для немусульман этот день – действительно праздник.

Поэтому я считаю, что это хороший жест со стороны мусульман, когда они поздравляют женщин: коллег по работе, соседей, родственниц. И подарки тоже здесь уместны. Но сами мусульмане не должны прививать такие праздники в нашей среде. Надо стараться быть хорошим круглый год и дарить жене подарки в любой день года.

Фяриха Ситдикова, председатель рязанской религиозной организации мусульман «Нур»

Лично мое отношение к этому празднику положительное. Женщина играет огромную роль: дает жизнь человеку, растит детей, работает. И наши женщины заслужили этот праздник. Я считаю, этот день надо проводить в семейном кругу с детьми, а мужчины пусть поздравляют, отдают должное женщинам, их труду, их месту в нашей жизни.

Игнорировать этот праздник мы не можем, мы должны смотреть на мир открытыми глазами. Это праздник международного значения, следовательно, я считаю, что мусульманки тоже должны этот праздник отмечать. Но отмечать – это не значит водку пить и вести себя недостойно. Нет, наоборот, надо подчеркнуть в этот день, что женщина достойно должна нести свое имя и выполнять свои задачи.

Если реально смотреть на вещи, то мужчина, который каждый день заботится о своих женщинах, уделяет им внимание, дарит подарки – это, конечно, идеал. Какая женщина сегодня испытывает чувство такого праздника каждый день? Конечно, праздник в душе у женщины должен быть всегда, если она воспитывает детей и живет рядом с любящим, заботливым мужем. Но ведь это есть далеко не у каждой женщины. Сейчас многие женщины поставлены в такие тяжелые условия. Посмотрите только на наши рынки…

8 марта надо использовать, чтобы посмотреть на труд женщины другими глазами, скрасить ей этот день. Мимо этой даты мусульмане пройти не могут. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы женщина, созидательница, жила каждый день как праздник. Но, увы, куда ни посмотришь – нет этого. А так хотелось бы! Хотя бы один раз в году.

Абдуррауф Забиров, муфтий Пензенской области

Мы всегда должны по-доброму относиться к женщинам, согласно хадису «Лучшие среди вас те, кто по-доброму относится к своим супругам». Пророк (мир ему) заповедовал мужчинам, чтобы они не обижали женщин, были милосердны к ним, проявляли теплоту, и не только на словах, но и своими делами. Существует огромное количество хадисов о женщинах.

Из этого следует, что если мы будем хорошо к ним относиться, то в нашей жизни всегда будет праздник. Пророк (мир ему) никогда не бил своих жен, не кричал на них, и мы должны стараться подражать ему на протяжении всей своей жизни, а не только один день в году.

Если честно, среди мусульман довольно неоднозначное отношение к этому празднику, да и не только, среди православных тоже. Некоторые запрещают отмечать этот праздник, другие принимают его как государственный. Но в любом случае – это не национальный, не религиозный праздник.

Между тем, мы можем дарить подарки, так как это укрепляет любовь между людьми. Мужской ли праздник, женский ли, мы всегда должны подпитывать нашу любовь, воспитывать в себе нравственные качества. Поэтому ничего предосудительного в том, чтобы поздравить женщин с этим праздником, я не вижу.

Сам праздник неоднозначен даже для тех, кто его празднует. Но дело не в празднике, а в самом отношении к женщине. 8 марта – это повод подумать о роли женщины в нашем обществе. Нельзя возлагать на женские плечи тяжкий труд и поздравлять ее в год один раз. Мы должны способствовать тому, чтобы женщина играла ту роль, которую должна играть.

А сегодня женщину обижают, ее превратили в средство торговли, рекламы. И ответственны за это мужчины, я считаю. Мы должны возродить статус женщины, уберечь ее от пороков, помогать ей и быть опорой в жизни, ведь, согласно хадисам, женитьба на праведной женщине – это исполнение половины всех предписаний веры.

Что же касается легитимности этого праздника с точки зрения Шариата, то существуют различные мнения ученых, и мы должны обращаться к ним. Например, к фетве Юсуфа аль-Карадави, где сказано, что мы можем придерживаться государственных праздников.

Лично я считаю, что сегодня мужчинам нелишне напомнить о роли женщины. В оценке этого вопроса необходимо найти золотую середину, мусульманам не следует перегибать палку. Ведь это очень деликатный вопрос – женщины все-таки!

www.islamnews.ru