Отношения, психология, жизненные ситуации

Отношение мужчины к женщине в исламе

Женщина в Исламе – превознесенная личность

Как-то раз, просматривая в интернете фото исламского характера, я наткнулась на снимки с содержанием слов, оскорбляющих праведной женщины. А именно, по мнению немусульман, ущемление прав исламских барышень: ее повиновение мужу; закрытое одеяние; слабоумие.

Неужели люди не замечают общее положение женщин в мире и в Исламе? А ведь Ислам является первой религией, которая подняла и превознесла женщину. До нее все остальные религии обходились с женским полом несправедливо. Она служила вещью, которая выполняла чьи-то желания. В некоторых европейских странах (Франция, Италия) жены находились в полном подчинении мужа. Мужчинам было позволено продавать их или давать во временное пользование другим лицам. У арабов времен невежества женщина имела статус уцененного товара. В то время бытовало настолько жестокое отношение к женскому полу, что отцы спокойно закапывали своих новорожденных девочек.

Женщины многих стран были вынуждены устраивать протесты, революции, чтобы освободиться от рабского положения и добиться равенства между полами. В некоторых государствах прекрасный пол буквально отвоевал свои законные права. Женщина более не была в роли «предмета», не подлежала купле, продаже, временному пользованию. Со временем и эта позиция не устроила многих особ. Они возжелали полного равноправия с мужчинами, что мы и наблюдаем в настоящее время. В западных и европейских странах «свободные женщины» поздно выходят замуж, в позднем возрасте имеют детей, трудятся наравне с сильным полом. Она теряет статус хранительницы очага, изначальную хрупкость.

Ислам возвышает женщину, а не наоборот. Если в странах, далеких от истинной религии и нравственных устоев, дамы сами борются за свои права и обязанности, то в Исламе Бог уже указал в своей книге общепринятое справедливое отношение к женскому полу.

«. жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму. » (перевод смысла, сура «аль-Бакара», аят 228)

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других». (смысл, сура «ан-Нахл», аят 97)

«Поселяйте их (женщин) там, где вы живете сами – по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их...» (смысл, сура «ат-Талак», аят 6)

«А те женщины и мужчины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в рай и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке..» (смысл, сура «ан-Ниса», аят 124)

Сам факт того, что мусульманка, выходя замуж, имеет полное право открыто высказывать свое мнение, свидетельствует о представленной им свободе выбора. И это право предоставил им Всевышний.

Целая сура «Марьям» названа в честь женщины. А также, согласно преданию, все паломники: мужчины и женщины, богатые и бедные совершают обряд хождения между горами Сафа и Марва в память о страданиях Хаджар (второй жены пророка Ибрагима (мир ему).

Женщина имеет право: расходовать из своего имущества как пожелает; развестись с мужем в случае невыносимого брака; выносить решения, высказывать мнения, участвовать в политической, социальной жизни общества. Она не принуждена вести домашнее хозяйство; заниматься уборкой, стиркой. Уход за домом – это дело желания, а не обязанности. Каждая хозяйка стремится содержать свое жилье в чистоте и опрятности и за это она, иншаллах, получит вознаграждение.

А теперь попытаемся немного разъяснить некоторые явления из жизни мусульманок, которые подвергаются нелестным отзывам и критике.

«Аллах заповедует вам относительно ваших детей. Мужчине достается доля, ровная доле двух женщин..» (смысл, сура «ан-Ниса». аят 11)

Различия между сыном и дочерью связаны с тем, что Ислам возложил на сыновей больше обязанностей, вследствие чего они нуждаются в дополнительном доходе (кормилец семьи, уход за немощными родителями).

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (смысл,сура «ан-Ниса», аят 34).

Это объясняется различием в физическом строении мужчин и женщин. Творец наделил мужчин способностью лучше переносить тяготы и поэтому обязал их опекать и оберегать женщин, обеспечивая всем необходимым.

«В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна ошибется, то другая напомнит ей..» (смысл, сура «аль-Бакара», аят 282).

Различия между полами, связанные с этим свидетельством, не носят общий характер, а связаны лишь с долгами и коммерцией, потому что в таких вопросах женщине свойственна забывчивость в силу того, что ей редко приходиться заниматься этим. Также различия установлены из-за особенностей, свойственных природе полов, а вовсе не ставит акцент на ее слабоумии, как утверждают некоторые индивиды.

Творец наделил мужчин привилегией иметь вплоть до четырех жен. Но этот факт совсем не унижает чувства верующей. Владея полными знаниями о полигамии: когда и в каких случаях должна происходить повторная женитьба, и какие обязанности возлагаются на многоженца, женщина вполне может возразить в случае их несоблюдения.

«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним. то довольствуйтесь одной. » (смысл, сура «ан-Ниса», аят 3).

Многоженство недопустимо, если мужчина неспособен предоставить каждой жене отдельное жилье и обеспечить ей и их совместным детям нормальные условия существования, или если полная занятость на работе мешает ему уделять женам должное внимание, ведь людям предписан брак для того, чтобы они находили покой и любовь.

«. не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей. » (смысл, сура «ан-Ниса», аят 129).

Ислам обязывает мужчин относиться к женам справедливо, то есть не быть привязанными к одной, оставляя другую без любви и ласки.

«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий» (смысл, сура «ан-Ниса», аят 34).

История видела и видит поныне тяжкие побои и избиения жен их супругами во всех странах мира. Но Ислам установил для побоев строгие рамки, чтобы они стали воспитательной мерой, а не акцией возмездия. Бить жен разрешается, если они совершают явную мерзость. Под мерзостью здесь может подразумеваться оскорбление мужа, его родственников словом или делом, супружеская измена. Хотя последнее является более тяжким преступлением и карается побитием камнями.

Сегодня в некоторых исламских странах сохранилась казнь «забрасывание валунами», которому подвергаются прелюбодеи (ки). В глазах иноверцев этот акт выглядит варварским пережитком прошлого. У меня вопрос: а смертная казнь через повешение, на электрическом стуле, введение пагубной инъекции – это более цивилизованно? Кодексы всех государств предусматривают наказания за преступления. Мусульмане следуют сунне и Корану. Мы верим в Судный День, могильные мучения, рай и ад. Мы знаем что, прелюбодеяние – это один тяжких грехов. Некоторым людям Аллах при жизни насылает страдания, чтобы ввести их в Рай. Возможно в казни «забивание камнями» есть своя мудрость – облегчить Вечные страдания грешникам через мучения при жизни.

Представляю, что творилось бы в так называемых «сверхразвитых» странах Европы, Азии, Запада, если бы там действовал закон – «смертная казнь» за разврат. Скорее всего, территории этих стран превратились бы в безлюдную пустошь.

Об этой теме много написано и сказано. Нет сомнения, что праведная поступает правильно, следуя за наставлением Бога. Интересен факт, что скромная мусульманская одежда без намека на заигрывание обсуждается и критикуется намного больше, чем национальная мужская одежда шотландцев.

Хадис гласит: «Той женщине, которая постится в месяц Рамадан, совершает пять намазов в день, слушается мужа и оберегает целомудрие, будет сказано: «Войди в рай через любые ворота»».

К этому правоверная и стремится, проявляя покорность и следуя устоям, предписанным Творцом всего мира. А те, кому не по нраву правильная человеческая жизнь без позорных утех, всегда будут обсуждать и высмеивать мораль, ценности и Ислам.

В статье использованы материалы из книги Салима аль-Бахнасави «Статус женщины в Исламе и мировых законодательствах».

Самира Магомедова (Турабова)

islamdag.ru

Согласно Корану мужчина не имеет перед женщиной никаких преимуществ, все равны пред Аллахом. Да, мусульманка не имеет право быть главой государства. Но это ограничение не имеет ничего общего с унижением ее достоинства, а связано с самой спецификой исламского государственного строя. В Исламе глава государства — это не просто символический правитель вроде английской королевы. Халиф обязан руководить коллективными молитвами, возглавлять армию, отвечать за национальную безопасность. В то же время мусульманка, согласно шариату, имеет полное право участвовать в политике, занимать важные государственные посты и должности.

Мусульманка имеет право на учебу. «Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманки», — говорил Пророк Мухаммад (мир ему). Вспомним слова того же Ницше: «Если женщина обнаруживает склонность к науке, то обыкновенно в ее половой сфере что-нибудь да не в порядке», или Демокрита: «Пусть женщина не рассуждает: это ужасно!»

Мусульманка имеет право иметь свой независимый источник дохода и тратить деньги по своему усмотрению. Лишь спустя тринадцать веков европейская женщина смогла полностью добиться для себя аналогичного права! Вплоть до конца IXX века в Англии, мужчина распоряжался личной собственностью и всеми видами доходов от ее имения и имущества жены по своему усмотрению.

Мусульманка имеет полное право голоса во всех социальных, политических сферах и на всех уровнях государственной политики. Достаточно вспомнить, что в США женщины добились своего избирательного права только в 1920 году! Не получила, а именно добилась — путем манифестаций, забастовок.

Женщина в Исламе имеет право на развод и не обязана терпеть притеснения мужа. Любой материальный и моральный ущерб считается достаточным основанием для развода, который дается женщине через суд. Отмечу, что развод чреват для мусульманина огромными материальными расходами. Муж обязан полностью содержать детей, платить своей бывшей жене за их воспитание, кормление до определенного возраста, оплатить найм жилья. Муж материально и морально заинтересован в сохранении брака. Не зря исламский мир славится крепкими семейными узами. Любимым коньком идеологических противников Ислама является проблема многоженства. Послушаешь их — так многоженство появилось с приходом Ислама.

Однако Библия, священная книга иудеев и христиан, вовсе не запрещает многоженства. В Библии рассказывается о том, что еврейский царь и пророк Соломон имел 700 жен и триста наложниц. То же самое говорится о царе Давиде. Сам Иисус также не выступал против многоженства, широко распространенного среди евреев в его эпоху. Запрет на полигамию ввела Римская Церковь, стремясь согласовать церковные положения с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская, в то же время, неограниченное количество наложниц и проституцию, которая процветала в Древней Греции и Риме. Арабы и многие другие народы в том числе и славянские могли иметь неограниченное количество жен.

faruh.ucoz.com

Бесправное положение женщины в исламе – миф

Ислам велит относиться к женщине очень уважительно, ущемление их прав строго наказывается.

Права женщин в исламе настолько важны, что даже в своей прощальной проповеди Пророк Мухаммед говорил о необходимости хорошего отношения к женщинам и доброте к ним, «потому что они – ваши спутники и преданные помощники», подчеркнула эксперт Иман Куанышкызы в интервью порталу Zakon.kz.

— Иман, вы много пишите об исламе и сегодня, накануне женского праздника 8 марта хотелось бы поговорить с вами о женщинах-мусульманках, их роли в семье и обществе. Многие думают, что в ислам женщины идут от безысходности, в основном из уязвимых слоев населения, забитые, неуверенные в себе, беззащитные, необразованные… Так ли это?

— Да, мне знаком такой стереотип. На самом деле люди приходят к религии, когда они готовы к духовному развитию, дальнейшему духовному познанию. Кто-то может осознать такую готовность в каких-то сложных жизненных обстоятельствах, понимая, что его обычного эмоционального ресурса недостаточно, чтобы полноценно жить дальше. Такой человек уже не хочет надеяться на авось или на гороскопы, он выносит свою духовную опору за пределы повседневного материального мира и обращается к Всевышнему. Для такого человека это шаг вперед, а кому-то со стороны может показаться, что это жест отчаяния, безысходности.

Вы знаете, каждый в исламе найдет то, что ему необходимо. Например, неуверенные в себе люди увидят, что ислам дает определенный свод правил, который помогает развиваться духовно, работать над собой, строить свою личность и идти вперед, несмотря на жизненные трудности.

Вообще стереотипы в нашем обществе имеют среди прочего и историческую основу. Я, к примеру, однозначно не могу согласиться с клеймом «необразованных» мусульманок, потому что даже в 19 веке наши предки старались давать знания своим дочерям, отправляли их на занятия к муллам, нанимали учителей, которые кочевали с их аулом. Понимая, что получение знаний является обязанностью каждого человека, в исламе вне зависимости от гендера наши уважаемые ата-бабалар считали своим долгом дать образование детям, несмотря на то, что это было дорогое удовольствие.

Далее, именно ислам принес в казахские степи понятие о том, что у женщины должны быть имущественные права — на махр или на наследство после смерти мужа. В тех редких случаях, когда семья не придерживалась положений ислама, женщине не принадлежало ничего, ведь уплачиваемый за нее калым уходил к ее родителям и родственникам, а данное ей приданое делилось между родственниками мужа, которые участвовали в выплате калыма за невесту.

Хочу отдельно отметить про стереотип «забитости» женщин. Казахи издревле воспитывали девочек свободолюбивыми, обучали их верховой езде, силе и ловкости, в то же время, прививая им приоритетность семейных ценностей и давая все необходимые навыки ведения домашнего хозяйства. Не каждая женщина могла выдержать кочевой образ жизни, поэтому нам по наследству передался этот духовный стержень от наших прабабушек вместе

с присущей им гибкостью и дипломатичностью.

— А в настоящее время, как вы думаете, положение мусульманки в обществе изменилось?

— Конечно, изменилось, причем во многих аспектах. Сегодня у них намного больше возможностей получать образование, причем любое — религиозное, светское, изучать иностранные языки, посещать специализированные курсы, развивать свои способности в какой-то узкой сфере. Мы также не ограничены географически, ведь можно учиться в престижных университетах дистанционно, не выходя из дома. Единственный парадокс: раньше наши предки обучали девочек у мулл, которые преподавали не только светские знания типа грамоты, счета и чтения, но и азы шариата. И это считалось нормой, многие наши бабушки получили базовое образование и почерпнули понимание наших традиций и обрядов именно на таких уроках. А сегодня девочке в платке нельзя зайти в обычную светскую школу, которой руководят потомки тех, кто когда-то сам днями просиживал в юрте, обучаясь у устаза.

Многие мусульманки смогли получить образование в престижных университетах за рубежом, включая Лигу Плюща, и сегодня они работают в частных компаниях на хороших должностях, например, в «большой четверке», развивают новые направления типа такафула (исламское страхование) или исламских финансов, это прекрасные юристы, экономисты, кадровики. У кого-то из них свой бизнес, кто-то пишет детские книги, а кто-то посвятил себя семье. Они владеют несколькими иностранными языками, воспитывают детей, занимаются благотворительностью. И глядя на них, язык не повернется сказать, что это ущербные, зомбированные личности, не имеющие четкого понимания своих целей в жизни. В таких случаях низкие общественные ожидания от данной социальной группы разбиваются вдребезги.

Параллельно с этим, в нашем обществе происходит нарастание исламофобии, а значит и определенной дискриминации, в результате чего многие практикующие мусульманки не могут реализовать свой потенциал. Так, за последние несколько лет многие учителя в платках остались без работы, как и практикующие мусульманки, состоявшие на госслужбе. Это произошло не потому, что они вдруг стали хуже работать, а по причине создания искусственных барьеров для них. Получается, что в отношении современных практикующих мусульманок происходит наложение общественных стереотипов на дискриминационные меры, что создает дополнительное психологическое давление на них. Сегодня мы являемся свидетелями того, как религиозность человека больше не воспринимается в качестве части его идентичности; ее стараются подавить исторически известными, привычными методами.

Между тем, недавно на Всемирном экономическом форуме в Давосе Малала Юсуфзай, известная мусульманка, которая борется за права женщин, говорила, что женщины должны сами выбирать свой стиль одежды, никто не вправе им указывать или навязывать, что носить и тем более, запрещать. И хотя в США или Западной Европе определенная негласная дискриминация в какой-то степени тоже присутствует, эти страны могут похвастать яркими примерами женщин-мусульманок, которые продвинули имидж страны, завоевав олимпийские медали или работали консультантами при Президенте США, принимая активное участие в формировании антитеррористической повестки. Не счесть известных профессоров в хиджабе, преподающих в университетах мирового класса, прекрасных программистов в Силиконовой долине, юристов, не говоря уже об обычных полицейских в хиджабах в Шотландии, которые тоже приносят пользу своей стране.

— То есть положение женщины в исламе не должно ассоциироваться с ее полным бесправием?

— Конечно, нет! Женщина в своих правах и обязанностях полностью равна мужчине перед Аллахом. Более того, женщине Создатель дал некоторые послабления в силу ее физиологических и психологических особенностей, например, в отношении поста и намаза.

Роль женщины в исламе очень важна, отношение мужчины к женщине строго регламентируется в Коране, где мужчинам вменено в обязанность быть попечителями, защитниками, поддержкой для женщин. Права женщины детально расписаны как в самом Священном Писании, так и в хадисах Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), их ущемление строго наказывается.

Первой мусульманкой-женщиной, уверовавшей в Пророка Мухаммеда, была его жена Хадиджа, с которой многие женщины берут пример. Она была крупным предпринимателем, отправляла свои торговые караваны в разные страны, воспитывала детей, занималась благотворительностью. Это замечательный пример динамичной и жизнерадостной личности, которая, несмотря на нелегкий жизненный путь, смогла стать прекрасной второй половинкой Пророку. Он очень ее уважал, ценил ее мнение и советы.

В отношении образования мусульманки берут пример с другой жены Пророка – Аиши, которая является крупнейшим исламским ученым, передавшим огромное множество хадисов. Вопреки устоявшемуся мнению, женщины во времена Пророка не были забитыми и психологически сломленными. Они принимали участие в военных действиях, заботились о своих семьях, получали образование, заучивали Коран, принимали участие в общественной деятельности, то есть вели полноценную жизнь, принося пользу окружающим людям.

Права женщин в исламе настолько важны, что даже в своей прощальной проповеди Пророк говорил о необходимости хорошего отношения к женщинам и доброте к ним, «потому что они – ваши спутники и преданные помощники». И это было сказано в VI веке, когда социальный статус женщины был чрезвычайно низким.

— Есть ли в исламе какие-то праздники, чествующие женщин, как, например, в светском обществе 8 марта — Международный женский день?

— В исламе нет каких-то специальных праздников, посвященных женщинам. Лично я считаю, что нет необходимости выделять какой-то один день, чтобы показать, как мужчины относятся к женщинам. Ежедневно мужчины должны проявлять заботу, понимание, поддержку, защиту, которые так необходимы нам, дочерям, матерям и сестрам. Почет и уважение к матерям закреплены в таких широко известных словах Пророка, как «Рай находится под ногами матери». Когда у него спросили, кто более всего достоин хорошего отношения, он три раза подряд ответил: «Мать», и только потом упомянул отца. Сегодня у многих казахов падает настроение, если им сообщают, что у них родится дочь, тогда как в исламе считается, что именно дочери могут ввести своего отца в рай, если он даст им хорошее воспитание. Это базовые ориентиры и ценности, которыми руководствуются мужчины при построении своей семьи.

— Каким вы видите будущее женщин в Казахстане?

— Однозначно ярким, наполненным достижениями в самых разных сферах. В силу природных способностей женщины более адаптивны, мобильны, гибки. Да, физически они слабее мужчин, но в долгосрочной перспективе они более терпеливы, креативны и дают богатое внутреннее наполнение всему, с чем работают. Сегодня женщины видят множество перспектив роста, будь то проекты, связанные с социальной сферой, типа образования или медицины, или технические направления, типа информационных технологий.

В каждую из нас Всевышний заложил уникальные способности, которые могут органично дополнить общий тренд развития в обществе, если, конечно, для этого будут созданы все условия.

Я мечтаю о том, что женщин не будут бить, насиловать, притеснять, воровать и насильно выдавать замуж. Я мечтаю о том, что женщинам не нужно будет выкидывать своих детей на мусорки из-за отсутствия механизмов реальной помощи. Я мечтаю о том, что на арену выйдут прекрасные специалисты с высокими достижениями, и общество будет видеть в них не платок на голове, а тот прогресс, который они смогли осуществить. Нужно перестать акцентировать внимание на отдельных религиозных, национальных, гендерных особенностях и начать видеть личность в целом. Не нужно политизировать желание человека развиваться духовно, не нужно заранее видеть в нем угрозу и тем более, формировать общественное мнение в этом ключе.

Мы – женщины, через нас Создатель дает жизнь, мы воспитываем наших детей и внуков, вдохновляем наших мужей на свершения, наша роль в обществе очень важна, а значит, и ответственность наша огромна.

www.zakon.kz

Что дозволено мужу по отношении к жене по исламу?

Это рождает множество стереотипов и предрассудков относительно того, как строятся, например, отношения в мусульманских семьях.

Важными понятиями для всех мусульман являются «халял», «макрух» и «харам». «Халял» — это то, то дозволено, разрешено и законом, и религией. «Макрух» — это нежелательное, но и не запрещенное действие. Прямого запрета оно не имеет, но если к нему относиться легкомысленно, то это путь к греху. «Харам» — это запрещенное законом или религией действие, за которое человека ждет кара после смерти, а при жизни его могут покарать соотечественники в соответствии с законами шариата.

Отношения мужа и жены в исламе

Мусульманство не так строго запрещает развод, как, например, христианство, однако в нем довольно четко расписано то, что дозволено мужу и что ему запрещено в отношении жены. Развод в этой религии крайне не приветствуется, однако есть ситуации, при которых мужчине по исламу запрещено создавать семью, а если он ее создал, то обязан развестись по первому требованию жены. Сюда относится, например, жестокость по отношению к женщине.

Люди, далекие от ислама, считают, что отношение мужа к жене в этой религии строгое, даже жестокое, что женщина находится в добровольном рабстве сначала у отца и братьев, потом у мужа. Все это далеко не так, как кажется. Обязанности мусульманского мужа по отношению к жене столь обширны, что могут запросто конкурировать с огромным этическим кодексом, принятым в любой другой религии или культуре. Приведем лишь некоторые требования ислама к мужьям.

Муж-мусульманин обязан демонстрировать хороший характер по отношении к жене. Он должен укрощать свой дурной нрав, не изводить ее придирками и не проявлять жестокость.

Если муж приходит с работы, он должен спросить о самочувствии свою жену. И в зависимости от ее ответа действовать. Если она чувствует хорошо, ему дозволено наедине ее приласкать, обнять, поцеловать. А если вдруг она выглядит растерянной или огорченной, муж обязан расспросить ее о причинах и помочь в решение проблем.

Европейцы могут позавидовать некоторым вещам, если прочтут подробнее о том, что дозволено мужьям по отношении к жене по исламу. Вот, например, в христианских культурах не очень принято давать ложные обещания. В исламе считается, что для того, чтобы успокоить женщину, мужчине дозволено обещать ей золотые горы. Мужчина с чистой совестью и без греха может пообещать ей все, что она захочет, даже если точно знает, что выполнить это не в силах. Считается, что так как муж – единственный кормилец семьи, а жена сидит дома и воспитывает детей, то муж обязан лелеять в ней веру в лучшее.

Дома мусульманская жена вовсе не обязана ходить в чадре и парандже. Более того, мужчина обязан покупать ей лучшую одежду и самое красивое белье и украшения по первому запросу. Прятать свою красоту и сексуальность жена должна только на людях. Дома же мусульманскому мужу дозволено видеть ее во всей красе. При этом мужу не рекомендуется экономить ни на одежде, ни на питании для жены. То есть он может купить на последние деньги роскошные яства и максимально дорогие украшения, только лишь бы порадовать любимую жену. А вот скупость и скаредность мужа может в исламе считается грехом.

Большой спор возникает среди толкователей Корана и изучающих ислам религиоведов по поводу воспитания мужем своей жены. Многие уверены, что дозволено мужу по отношении к жене по исламу легкое рукоприкладство. На самом деле, муж в исламе хоть и должен воспитывать свою жену, но бить ее практически не имеет права. Женщины, которые не хранят честь семьи и не берегут ее имущество, могут быть наказаны мужем. Неблагодарность, вероломство и преступление против законов шариата муж может попытаться остановить самостоятельно, и только если ему это не удастся, тогда он обязан передать жену правосудию. Муж обязан оберегать молодую семью от сплетен, а жену – от наветов. С другой стороны, если сама жена отличается дурным нравом, любит склоки и сплетни, он должен воспитывать в ней уважение к старшим. Особенно это касается ситуаций, в которых молодая жена конфликтует с его сестрой или матерью. Для того, чтобы мир между семьей и старшими родственниками был более возможным, муж обязан хранить в тайне всю информацию о недостатках в характере и воспитании жены.

В случае семейных ссор, мужу по исламу полагается замолчать. Чтобы не раздувать конфликт, муж у дозволено хранить молчание в течение суток. Жена за это время должна прийти в себя, остыть и извиниться. Мусульмане верят, что женщина не в состоянии выдерживать молчание мужа долго, и это является для нее самым худшим наказанием. Даже самая гордая и строптивая жена способна за сутки взять себя в руки и найти мирные решения возникших недоразумений.

Большое внимание в исламе уделяется молитвам мужа за жену. Воспитанию мужем жены у мусульман придается огромное значение. Так что муж должен молиться Аллаху за любые улучшения в поведении жены, просить его о них, или благодарить, если они уже произошли. На мужчине же лежит и ответственность за несовершение греха. Считается, что женщина более порочна и слаба, а муж, как глава семьи и более сильный человек, обязан противостоять грешным мыслям жены. При этом муж не должен быть занудой, и обязан позволять жене проявлять мелкие пороки и недостатки, которые не ведут к греху. То есть он не должен к ней слишком придираться, и контролировать может лишь то поведение, которое может привести к хараму (запрещенному действию). При этом игры с женой, даже азартные, дома не считаются грехом, даже приветствуются, так как способствуют укреплению семьи, а вот выход в развлекательные заведения жене обычно запрещен, и муж должен следить за этим очень строго.

Как видно из выше сказанного, основы семейной жизни в исламе не сильно отличаются от семейных укладов приверженцев других религий. Понимание этого факта должно способствовать более мирному существованию людей разных культур и вероисповеданий рядом друг с другом.

www.allwomens.ru

Что разрешено мужчине по отношению к женщине в Исламе? Несколько штрихов о жизни по Шариату

Для начала определимся с основными понятиями.

"Халял" — это то, что разрешено законом и исламом.

"Макрух" – это то, что не нежелательно, но и не запрещено. В этом понятие нет прямого запрета, но помните, что это путь к греху.

"Харам" – это запрещено Всевышним, за такое содеянное человека ждет наказание и не имеет значение, когда Всевышний накажет – в этой или загробной жизни. Это – грех!

Кто далек от Ислама, думают, что отношение мужа к жене в Исламе слишком жестокое, что якобы женщина находится в добровольном рабстве у мужа. Но это не так!

Даже наоборот, благосостояние замужней мусульманки лучше, чем в других религиях. А, то что говорят по телевизору об исламе, это все сказки для того, что бы опорочить истинную правду, повесить ярлык террористов и этим помешать распространению Ислама. Ведь мусульманами уже трудно будет манипулировать, т.к. мусульмане не употребляют алкоголь, табак и наркотики, и уже нет рычагов веревочек, за которые можно человеком управлять.

Мусульманин – это прежде всего трезвомыслящий человек, рассудительный и обдумывающий каждый свой шаг как с точки зрения норм религии, так и сточки зрения пользы или вреда обществу.

Обязанности мужа в отношении к жене более велики, серьезны и ответственны. Они намного жестче чем традиции и устои народов.

По канонам (законам) шариата (ислама) муж-мусульманин обязан сдерживать гнев, не придираться и не проявлять жестокость. Когда муж возвращается домой, первое, что он должен сделать, это спросить жены самочувствие, а уж потом в зависимости от ее ответа вести подобающим образом.

Дома жена вовсе не обязана ходить с прикрытыми волосами и телом. Мужу разрешено любоваться ее прелестями и для этого он обязан одаривать ее одеждами, украшениями и благовониями. Прятать свою красоту под одеждой она обязана только на чужих людях. Муж не должен экономить на одежде, на питании для жены и для детей. Скупость по отношению к жене в исламе считается грехом.

Муж бить жену не имеет права, но жены, которые не сохраняют честь семьи и не берегут имущество, могут быть наказаны мужем.

Муж обязан оберегать семью от сплетен, а жену — от клеветы.

В случае семейных ссор, мужу по исламу рекомендуется замолчать, пока жена не успокоится и попросит прощения у мужа. Мусульмане уверены, что женщина не в состоянии долго выдерживать молчание мужа и это является для нее худшим наказанием от мужа. Даже самая своенравная жена за сутки одумывается и понимает что к чему.

Большое внимание в исламе уделяется молитвам мужа за жену. Муж обязан молиться Аллаху за любые улучшения в поведении жены, просить его, что бы жена стала лучше. Считается, что женщина более порочна и слаба, а муж, как глава семьи и сильнее и он обязан противостоять грешным мыслям жены. При этом муж не должен быть занудой и уметь прощать мелкие недостатки.

Как видно основы правильной семейной жизни в исламе не сильно отличаются от семейных укладов и общечеловеческих ценностей.

Понимание этого способствуют мирному сосуществованию людей разных культур и вероисповеданий вместе.

malsagoff.livejournal.com

Женщины в исламе: права, обязанности, отношение

Жизнь на Востоке окутана тайнами, загадками и кучей стереотипов. Для большинства жителей планеты восточная жизнь ассоциируется с гаремом, многочасовыми молитвами и несчастными женщинами, над которыми каждый день издевается муж. Европейская жительница никогда не одобрит выбор своей дочери, если та захочет выйти замуж за представителя исламской культуры. Пора открыть завесу загадочной и таинственной жизни на Востоке: какое отношение к женщинам в исламе считается нормальным, какие права и обязанности они имеют, и настолько ли ужасна их жизнь, как принято считать.

Чтобы разобраться, почему бытует мнение об ущемлении в правах восточных женщин, углубимся в историю. В древнеарабском доисламском обществе положение женщин действительно было плачевным. В патриархальной Аравии им не находилось места даже за столом: когда мужчины принимали пищу, женщины ели отдельно в неприспособленном для трапез помещении. Богатейшие люди заводили гаремы из десятков, а иногда из сотен жен, которые часто подвергались насилию посторонними мужчинами из-за провинностей мужа. Когда у женщины из гарема рождалась девочка, то ребенка могли отнять, а роженицу избить, зато если рождался мальчик — устраивался большой праздник.

В VII веке пророк Мухаммед начал проповедовать ислам — в арабской среде зародилась новая культура. Появились первые права восточной женщины: право на труд, на наследство, а также возможность отказаться от брака и развестись. Беременная женщина в исламе больше не подвергалась насилию, а новорожденных девочек не отнимали у матери.

По сравнению с тысячелетием назад, сегодня женщину в исламе сложно назвать ущемленной в правах. Исламские страны до сих пор строго следуют законам Шариата, однако большинство женщин получили не только ряд прав и свобод, но и крайне уважительное отношение со стороны мужчин и государства.

К основополагающим правам женщины в исламе, о которых ранее не шло и речи, относятся следующие:

  • право на самостоятельное распоряжение своим имуществом;
  • право на защиту судом от клеветы и иных противоправных действий в отношении чести и достоинства;
  • право на образование и работу;
  • право участвовать в политической жизни государства и пр.
  • Правда, в некоторых странах для женщин до сих пор существуют ограничения. Например, в Саудовской Аравии голосовать на выборах могут только мужчины, а вот в Пакистане женщины получили право не только голосовать, но и стать членами парламента.

    О традиционной одежде

    Принято считать, что чадра и хиджаб — символы униженного положения женщины в исламе, однако на сегодняшний день простой пример опровержения такого стереотипа привела Турция. М. К. Ататюрк — реформатор и первый президент Турецкой республики. Еще 70 лет назад он объявил войну парандже и феске, называя их символом невежества и безвкусицы. Более того, характерная мусульманская одежда долго была под запретом, и те, кто появлялся на улице или в общественном месте в не положенном виде, подвергались наказанию и штрафу. Только в 2013 году женщина-парламентарий впервые за 83 года существования турецкого парламента поднялась на трибуну в мусульманском платке, чем вызвала огромный резонанс в турецком и мировом обществе. На данный момент, после долгого правительственного запрета, женщины вернули право носить традиционную одежду. Как говорят турчанки, хиджаб придает чувство уверенности и защищенности, а некоторым даже поднимает самооценку.

    Паранджа, хиджаб, чадра — жители Европы не видят никаких отличий в одежде. И очень ошибаются.

    Паранджа – халат из плотной черной ткани, который полностью прикрывает тело, оставляя лишь прорезь для глаз. Такая одежда считается самой строгой в восточной культуре.

    Чадра по сравнению с паранджой — наряд более либеральный. Это легкое покрывало, которое оставляет лицо открытым.

    Хиджабом называют любую исламскую одежду, подходящую под требования Шариата. На Западе под таким понятием имеют в виду традиционный головной платок.

    Однообразный и бесформенный стиль одежды для женщины в исламе навязан не обществом и не государством, а религией. Истинная мусульманка искренне уверена в том, что носить такую одежду — это святая обязанность, которая говорит о ее чести и достоинстве. К слову, и чадру, и хиджаб, и паранджу придумали сами мусульмане. В священном Коране говорится только о том, что на людях женщины «не должны показывать какие-либо части тела, кроме того, что необходимо».

    Главные обязанности женщин

    В жизни женщин в исламе встречаются моменты, которым позавидует любая европейская жительница. Если последние работают, кормят семью, убираются в доме и воспитывают детей, то обязанности женщины в исламе выражаются только одним главным требованием перед мужем и государством — хранить семейный очаг. В то время как огромное количество феминисток по всему миру борются за права бедных и несчастных восточных женщин, те просто сидят дома, готовят ужин и следят за детьми. Однако к такой обязанности требуется подходить весьма ответственно. Дом, в котором живут мужчина и женщина ислама, соединенные узами брака (джава?з), приобретает священную ценность. Потому уборке в доме мусульмане уделяют особое, крайне тщательное внимание. Более того, до прихода мужа все дети должны быть накормлены и опрятно одеты. Сама же женщина обязана успевать за собой ухаживать и каждый вечер радовать мужа на супружеском ложе. Отказаться от интимного обязательства женщина может только в исключительном случае, ведь ее святой долг — это покорность перед мужем.

    Если еще совсем недавно женщины исламских государств не имели права не только на работу, но и на образование, то сегодня, например, 9 из 10 женщин в Саудовской Аравии имеют среднее или высшее образование. В ОАЭ и вовсе образование каждой женщины является обязательным требованием государства. Все потому, что на их плечи возлагается крайне ответственное задание — обучать детей как современным наукам, так и религиозным знаниям.

    Преимущества и привилегии

    У большинства восточных красавиц есть право на труд, но работать по причине нехватки денег они не обязаны. Заработок и обеспечение семьи — исключительно мужской долг. Более того, если муж настолько беден, что не в состоянии содержать свою жену, то шариатский суд определяет необходимую сумму и принуждает ближайших родственников мужа дать деньги в долг. Если нужной суммы не окажется и у них, то муж вынужден пойти на принудительные работы, чтобы иметь возможность рассчитаться с долгами.

    Ни один уважающий себя мусульманин не должен ограничиваться только обеспечением семьи. Подарки и дорогие украшения для жены — обязательный и необходимый атрибут семейной жизни. Также женщина в исламе после замужества получает «махр» — нескромный денежный выкуп за невесту. Им она может распоряжаться исключительно на свое усмотрение.

    Обязанности мусульманина перед женой

    Как же часто в современных СМИ пишут о том, что мусульманские мужья избивают и мучают своих жен. Несомненно, такие случаи встречаются. Но почему никто не обращает внимания на то, сколько женщин в Европе подвергается такому же унижению? На сегодняшний день сложно сказать, что в исламских странах домашнее насилие встречается чаще, чем в остальных. Более того, у истинно верующего мусульманина есть святые обязанности перед своей женой:

  • проявлять лучшие качества при общении с супругой: чуткость, нежность, обходительность;
  • при наличии свободного времени помогать в воспитании детей;
  • интересоваться мнением жены при решении семейных вопросов;
  • спросить согласие у жены при желании отправиться в путешествие или надолго покинуть дом;
  • не расстраивать жену плохой новостью, не рассказывать о долгах и проблемах;
  • при посторонних людях всегда положительно отзываться о своей избраннице.
  • Гарем — слово, отпугивающее всех славянок, которые положили глаз на восточного мужчину.

    Да, гаремы до сих пор существуют. И для мусульман это совсем не экзотика, а обычный уклад семейной жизни. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, однако это крайне нежелательно, если первая ведет достойный образ жизни и соблюдает все предписания Аллаха. Иначе мужу будет очень сложно уделить равное внимание каждой. Купил жене платье — купи по такому же и всем остальным. Кстати, крайне редко все жены живут под одной крышей: муж должен купить отдельные дома для всех. Если все жены согласны жить вместе, то существуют определенные правила:

    • женщина может попасть на ложе к мужу только в порядке очереди;
    • ни одна из жен не должна видеть, как муж заходит к другой женщине;
    • старшая жена обязана руководить всеми остальными женщинами в доме;
    • младшая жена воспитывает всех детей.
    • Сегодня сложно встретить женщину, которая находится в гареме не по своей воле. Ведь содержателем гарема может быть только весьма обеспеченный человек, который обязан предоставить всем своим женам настоящую райскую жизнь.

      В исламе институту семьи и брака уделяется особое внимание, а развод не одобряется обществом. Однако встречаются моменты, когда без него не обойтись: муж не исполняет свои прямые обязанности или приносит недостаточно денег в семью. Процесс развода до безобразия прост — достаточно три раза сказать «Талак, талак, талак» («развод, развод, развод»).

      Если желание развода поступило от женщины, то она обязана отдать мужу все свадебные подарки, если от мужа, то бывшая супруга забирает половину имущества. Если женщина обнаружила факт измены, то она в праве забрать себе все, что было нажито совместно.

      После развода женщина обязана выжидать срок «идда» — это определенный промежуток времени, в течение которого запрещена возможность заключения нового брака. Такое ожидание необходимо для абсолютной убежденности в отсутствии беременности. Если женщина все-таки оказалась в положении, то бывший муж обязан обеспечивать как ее, так и будущего ребенка. Если же менструация наступает и беременность исключается, то женщина переезжает в родительский дом и живет там 3 месяца, выходя на улицу только по важным делам. Существует только один случай, когда женщина сразу после развода имеет право выйти замуж без ожиданий: если не было интимной близости с бывшим мужем.

      Разводы хоть и не считаются желательными, но допускаются Кораном. А вот Библия, кстати, развод запрещает.

      fb.ru

      Отношение мужчины к женщине в исламе

      Не так давно на страницах многих сайтов была опубликована статья профессора Казанского государственного университета г-на Шарифа Азимова «Женщина в исламе: правда и вымысел». В своей статье профессор не ограничивается объяснением положительного учения ислама о месте женщины, как можно было бы сделать вывод из заголовка. Напротив, он подвергает критике христианское и вообще библейское учение о женщине (так, как он его себе представляет) и силится доказать, что исламское несравненно возвышеннее, справедливее и «равноправнее» христианской и иудейской религий в этом вопросе.

      Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики этой религии со стороны немусульман. Надо отметить, что современная полемика о месте женщины в исламе ведется, как правило, вовсе не с христианских позиций, а с позиций «гуманизма», «либерализма» и «общечеловеческих ценностей». Однако это вовсе не должно служить для мусульманских апологетов поводом грубо перетолковывать христианское учение в том смысле, которого оно не имеет. Вот как это делает г-н Азимов в своей статье.

      Пытаясь «защитить Ислам и внести свой вклад в торжество последнего и истинного Послания» от упреков в полигамии, унижении женщины и низкой нравственности, г-н Азимов «переводит стрелки» на христианство, пытаясь доказать, что все вышеперечисленное не в меньшей степени свойственно христианству.

      Мусульманский апологет пишет: «А что же Новый Завет? Как отмечает отец Юджин Хиллман в своей глубокой и серьезной книге «Новый взгляд на многоженство»: «. нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство». Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил».

      Г-ну Азимову следовало бы обратиться к первоисточникам, вместо того, чтобы доверять отдельным тенденциозным примерам современной протестантской литературы, которые скорее являются проекцией внутренних комплексов авторов, нежели объективным научным исследованием вопроса.

      Для православных читателей статьи (а в настоящее время большинство русскоязычных жителей России относит себя именно к этой конфессии) ни Юджин Хиллман, ни Дэвид Джитари не являются авторитетами, тем более такими, чтобы из их «глубоких и серьезных» книг достаточно было бы приводить одни выводы, без аргументов. Гораздо весомее было бы, если бы наш казанский исследователь поместил бы в своей работе развернутые цитаты из церковных авторов первых веков, в которых бы говорилось о полигамии ранних христиан.

      Единственный аргумент, который нам предлагают: что в Новом Завете будто бы нигде нет прямого отрицания полигамии. Однако такое отрицание присутствует через однозначное утверждение моногамного брака: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два (!) одною плотью, так что они уже не двое (!), но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6, то же Мк 10:7-8, Еф 5:31). Моногамные браки однозначно утверждаются Господом как единственно естественная и законная форма семьи, при этом Он ссылается на то, что в начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк 10:6-8).

      Так же и в другом месте: Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк 10:11-12, Лк 16:18). Употреблено все так же в единственном числе: один муж — одна жена.

      Рассмотрим же теперь указания ранних христианских авторов первых двух веков по Р.Х., свидетельствующих о браках христиан:

      «Мы охотно пребываем в узах брака, но только с одною женщиною, для того, чтобы иметь детей, и для сего имеем только одну жену или же не имеем ни одной» (Минуций Феликс. Октавий, XXXI).

      «И жену каждый из нас, которую он взял по установленным у нас законам, имеет только для деторождения» (Афинагор. Прошение о христианах, 33).

      «Если муж или жена умрет, и один из них вступит после этого в брак, согрешает ли вступающий в брак? — Не согрешает, говорит он, но если останется сам по себе, то приобретает большую славу у Господа» (Ерм. Пастырь, II, 4).

      «Мы далеки от того, чтобы осуждать благословенный Богом союз мужа и жены, лишь бы союз этот был один. Адам был единственным мужем Евы, и Ева — единственной женой его… Знаю, что патриархи имели по нескольку жен, имели также и наложниц. Но, хотя синагога и была прообразом нашей Церкви, однако содержала много вещей, которые отменены были Новым Законом. Новый Закон был ожидаем именно потому, что старый был несовершенен… Упущения и пропуски первого откровения показывали, что надлежало усовершенствовать Закон, и это исполнено Господом нашим в Евангелии и апостолом Его в посланиях, где отменено все лишнее и объяснено все запутанное» (Тертуллиан. К жене, I.2.).

      Из приведенных цитат вполне очевидно, что моногамия представлялась единственной естественной формой брака для христиан. Что же касается описанной в древних книгах Библии примерах полигамии, то она воспринималась как нечто совершенно неактуальное, и получало вполне стройное и логичное осмысление. Многоженство, согласно учителям Церкви, было дозволено как послабление немощи человеческой природы, отпавшей от Творца, с того же времени, как посредством Откровения укрепилось в людях Богопочитание, полигамия была упразднена, и человечество смогло вернуться к первоначальному, установленному еще в раю Самим Богом образцу брачных отношений.

      Мусульмане смогут это понять, если они вспомнят, что точно также в Сунне объясняется тот факт, что Иаков, почитаемый в исламе одним из пророков, имел женами двух родных сестер, что запрещено нормами Корана. Наконец, даже иудейскими авторами отмечено, что «практически каждый случай полигамии, описанный в Библии, связан с несчастьем. Например, хотя Сарра сама поощряла Авраама взять в наложницы Агарь, кончилось все тем, что обе женщины возненавидели друг друга. Два поколения спустя, Иаков женился на сестрах Лии и Рахили: результатом этого полигамного брака было горе, омрачившее и следующее поколение, сын Лии возненавидел первенца Рахили Иосифа. Библия с неодобрением описывает и многочисленных жен, которых много позже взял себе Соломон, потому что они приносили в Израиль идолопоклонство».

      Полигамия имела место в древности, но не имеется никаких указаний на Божественное ее установление — в Ветхом Завете нет ничего, что бы специально разрешало полигамию. Это было чисто человеческое установление. Наконец, даже в Ветхом Завете имеются цитаты, которые прямо указывают на нежелательность многоженства: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор.17:17). Из этой цитаты видно, что многоженство «развращает сердце», и Господь призывает не делать этого.

      Далее, указание на то, что полигамия была распространена среди евреев Палестины I века, не соответствует действительности.

      В период возвращения из Вавилонского плена полигамные браки исчезают полностью среди еврейского народа. Ранняя раввинская литература определяет законы семейной жизни исключительно для моногамного общества, рассматривая возможность заключения брака со второй женой как нечто практически невозможное или давно отжившее. Из 2 800 мудрецов, которые упоминаются в Талмуде, только один имел двух жен. Элементарный анализ фактов доказывает, что моногамия стала нормой для всех еврейских общин задолго до распространения христианства и, соответственно, проповеди Христа. Отсюда понятно, почему Господь в Евангелии строго осуждает полигамию хронологическую (когда муж брал следующую жену, разводясь с предыдущей), но не осуждает полигамию единовременную (когда муж одновременно имеет несколько жен) — в это время такой уже просто не было среди слушателей благой вести.

      Известные нам примеры из исторических источников соответствующего периода единодушно говорят о моногамии иудеев Палестины I века. Характерно, что даже саддукеи, подходившие ко Христу с каверзным вопросом о воскресении, должны были для представления ситуации, когда бы у одного из супругов имелось бы несколько законных «партнеров», предположить заведомо выдуманный пример женщины, которая выходила поочередно замуж за семерых братьев и потому породила сомнение, для кого из них она воскреснет (Мф 22:24-28, Мк 12:19-23, Лк 20:28-33).

      Из этого следует, что то восприятие брака, согласно которому у одного мужчины единовременно не может быть больше чем одной жены, и у одной жены — больше одного мужа, разделялось всеми тогдашними иудеями как нечто само собой разумеющееся.

      Избитым аргументом мусульманских апологетов, стремящихся защитить мусульманскую полигамию, является утверждение, что лучше все же человек будет в «законном браке» иметь половые отношения с несколькими женщинами сразу, чем, мол, ходить к проституткам и иметь любовниц, как на «христианском Западе». Не удержался от этого аргумента и г-н Азимов: «Стоит спросить себя, что же является более унизительным для женщины, «варварское» многоженство или «цивилизованная» проституция?»

      Однако, во-первых, такое сравнение совершенно некорректно. Супружеская измена и просто блуд — не часть православной догматики, но, согласно христианству, тягчайший грех, приравниваемый к убийству, тогда как многоженство — неотъемлемая часть Ислама, закрепленная в его Священном писании (Коране) и Священном предании (Сунне).

      Во-вторых, полигамия в мусульманских (даже в самых-самых шариатских) странах вовсе не решает проблемы проституции. Проституция, супружеская измена и прелюбодеяние весьма широко распространены в мусульманском мире. И в Исламабаде, и в Карачи, и в других городах арабских государств существуют своего рода кварталы красных фонарей, которые содержаться «правоверными» и посещаются тоже ими. Это распространено в связи с тем, что брак, по мусульманскому праву и обычаю, может заключать лишь тот человек, который способен содержать жену. И если хочешь иметь четыре жены — надо обеспечить содержание всем четырем, а это могут себе позволить лишь очень немногие. Поэтому основная масса мусульман — или еще холостых, или тех, кому уже надоели одна-две «законные» жены, — активно посещают проституток-мусульманок.

      Наконец, в-третьих, развращение Запада произошло вовсе не из-за соблюдения Христовых заповедей, а как раз вследствие отступничества от Христа.

      Что же касается настоящих, верующих христиан, то тут можно с уверенностью сказать, что чистые браки между ними, в соответствии с заповедями христианства — обычное явление, более того, в нем нет ничего удивительного, но самые совершенные принимают на себя даже подвиг безбрачия. Только для одержимого греховными страстями ума это представляется невозможным, Господь же подает чадам Своим, состоящим в супружестве, благодать любить друг друга всю жизнь и быть счастливыми друг с другом.

      Так что даже вторичные браки, заключаемые овдовевшими Церковь, хотя и позволяет, снисходя к немощи отдельных чад, воспринимает как нежелательное. А по 40-му правилу Номоканона, «многоженство, т. е. четверобрачие и так далее, называется делом скотским и совершенно чуждым человеческому роду, а почему и недопустимо во Святой Церкви, по 80 правилу Василия Великаго, где велено расторгать таковые браки, и таких супругов подвергать епитимии на четыре года».

      Далее в своей статье г-н Азимов развивает нападки на Священное Писание:

      «Трудно говорить о Новом Завете как о писании, которое призывает к уважению матери. Напротив, может возникнуть впечатление, что Новый Завет считает доброе отношение к матери препятствием на пути Бога. В соответствии с Новым Заветом, нельзя стать хорошим христианином и достойным учеником Иисуса (мир ему), если ты не ненавидишь свою мать. Ему приписывают такие слова: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лука, 14:26)».

      Крайне удивляет в этих словах полное игнорирование понимания Библии, содержащегося в Священном Предании той общины, которой и была написана и составлена эта Книга. Вообще игнорирование такой немаловажной реалии православного христианства как Предание — общая черта современного мусульманского сравнительного богословия, в том числе и отечественного. Причиной тому является, вероятно, отчасти невежество, а отчасти зависимость от зарубежной исламской критики протестантизма, которому, действительно, чужда такая реалия. Тем не менее, это все же довольно странно, особенно если учесть, что в суннитском исламе сходная реалия присутствует.

      Ведь вряд ли бы г-н Азимов отнесся с одобрением, если бы какой-то критик ислама, цитируя Священную книгу мусульман, давал при этом лишь собственное понимание ее слов, игнорируя Тафсир (традиционное мусульманское толкование на Коран). Мусульманские апологеты не устают повторять, что Коран нельзя мыслить вне Предания-Сунны (на основе которой, складывается, в частности, и Тафсир). Странно, почему они в таком праве по умолчанию отказывают христианам. Почему-то автор разбираемой статьи не удосужился ознакомиться с пониманием христианами столь смутившей его цитаты. Хотя бы в исследовательских целях ему не помешало бы поинтересоваться, как понимается данное место в Предании Церкви — творениях Святых Отцов.

      Преподобный Ефрем Сирин говорит, что эти слова Господь произнес, «чтобы ученики Его не относились легкомысленно к Его учению и наставлению» (Толкование на Четвероевангелие). «Смотри же, — пишет блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании, — в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания, и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания». Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37). Для того, чтобы профессору Казанского университета это стало понятнее, мы напомним один хадис: «передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас по-настоящему, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и сына своего»» (Ал-Бухари, 14).

      «Более того, Новый Завет описывает Иисуса (мир ему) как безразличного и даже не уважающего свою мать».

      Долгие часы, проведенные над Библией г-ном Азимовым, потрачены, как видно, впустую. Быть может, при более внимательном чтении мусульманский профессор смог бы обратить внимание на то, как Евангелие последовательно подчеркивает, что Иисус с детства был в повиновении у Своей Матери (Лк 2:51). Из послушания ей Он совершил и Свое первое чудо (Ин 2:1-11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (Мф 19:19, Мк 10:19, Лк 18:20) и, напротив, именно за нарушение почтения к матери Он порицал современных Ему фарисеев: Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф 15:4-6, то же Мк 7:10-12). Именно из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (Лк 7:12), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству.

      Как разительно это возвращение матери сына с поведением основателя ислама, который, участвуя в сражениях и отдавая приказы истреблять пленных, лишил сынов столь многих матерей своего времени! Наконец, следует вспомнить, что Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав ее на попечение одному из Своих учеников (Ин 19:26).

      В лице Мухаммеда мы не увидим ничего подобного, ибо, будучи сиротой, он был не в состоянии личным примером научить своих последователей должному отношению к матери. Почтение делами, выражаемое к матери, не относится к деяниям, которые совершал основатель ислама.

      Ученики же Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой такой Пример, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф 6:1-3). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол 3:20). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою (Рим 16:13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и др. (1 Тим 1:9).

      В своей хуле на Священной Писание г-н Азимов доходит до совсем невообразимых вещей: «Библия считает преступной только внебрачную связь женщины (Левит, 20:10, Второзаконие, 22:22, Притчи, 6:20 — 7:27). В соответствии с библейским определением, если женатый мужчина спит с незамужней женщиной, то таковое вообще не считается преступлением. Женатый мужчина, имеющий внебрачные связи с незамужней женщиной, не является прелюбодеем, равно как и незамужняя женщина, вступившая с ним в связь, не является прелюбодейкой. В соответствии с библейским определением, если женатый мужчина спит с незамужней женщиной, то таковое вообще не считается преступлением. Женатый мужчина, имеющий внебрачные связи с незамужней женщиной, не является прелюбодеем, равно как и незамужняя женщина, вступившая с ним в связь, не является прелюбодейкой».

      Но об этих словах никак иначе не скажешь: либо наглая ложь, либо грубое невежество. Седьмая заповедь звучит одинаково для мужчин и для женщин: не прелюбодействуй (Втор 5:18, Исх 20:14) За прелюбодеяние полагается смертная казнь равно и мужчине и женщине (Лев 20:10), равно предписывается: не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых (Втор 23:17).

      Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч 6:32), человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь…Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал. (Сир 23:22, 30).

      Именно блуд со стороны древних евреев становится причиной отвержения Израиля: Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц (Иер 5:7).

      А система двойных стандартов, более жесткая к прелюбодейке, чем к прелюбодею, известна как раз в исламе, так что, возможно, г-н профессор просто перепутал: «. и услышал от него Пророк: «Мой сын работал на этого человека и совершил прелюбодеяние с его женой. В возмещение убытков я отдал ему 100 овец и девушку-рабыню». Пророк ответил: «Забери своих овец и рабыню обратно, а сын твой получит 100 ударов и будет на один год изгнан. Покаявшуюся же прелюбодейку побейте камнями» (Малик 493:1524).

      Казанский профессор рисует прямо-таки сказочные условия для женщины в исламе («Такова кораническая концепция супружеских отношений: любовь, милосердие, покой, отсутствие права собственности друг на друга и двойной морали») и даже утверждает, что «в Исламе женщине предлагается некое равноправие».

      Объективности ради, мы изложим некоторые факты, о которых умолчал мусульманский апологет, и предоставим читателям самим судить, насколько эти заявления правдивы.

      Коран учит, что: «Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них» (Коран 4,38 по пер. Крачковского).

      Согласно распространенному хадису-изречению «пророка», большинство женщин окажутся в аду. Ибн ‘Умар рассказывал, что пророк сказал: О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей огня — это вы. И одна женщина из их числа спросила: Почему большинство обитателей огня — это мы? Он сказал: Вы много проклинаете и неблагодарны к мужьям. Я не видел, чтобы у кого-то из обладающих разумом, было бы больше недостатков в вере и уме, чем у вас (Муслим, 1879). Согласно другому хадису, «пророк сказал: я не оставил после себя искушения более вредоносного для мужчин, чем женщины» (аль-Бухари и Муслим). Таким образом, мы видим, что Сунна полна высказываний оскорбительных и унизительных для женщин.

      Пытаясь убедить читателя, что в исламе наличествует «некое подобие равноправия между мужчиной и женщиной», автор выпускает из виду, что полигамия сама по себе свидетельствует о глубоком диссонансе в правах: женщина, в отличие от мужчины, не может позволить себе иметь несколько мужей. Женщина обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). Так что все прокламации о равенстве являются не более, чем недоброкачественным рекламным трюком.

      Ставя вопрос о полигамии в современном западном мире, автор должен поставить тогда вопрос и о полиандрии в современном мусульманском мире, ибо традиционное мусульманское обоснование полигамии не вписывается в реалии сегодняшнего дня: женщины-бизнесмены вполне могут позволить себе содержать четырех мужей.

      Понятно, что на такую постановку мусульманин-традиционалист не пойдет, но тогда к чему лукавить, говоря о каком-то «равноправии» в исламе?

      Любой из четырех браков может быть расторгнут, и число последующих браков и разводов не регламентируется. Шариат знает несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Хотя поводы для развода достаточно точно определены, муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз’ «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен выделить жене необходимое имущество «согласно обычаю». Разведенная женщина в течение трех месяцев остается в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена же может требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: если муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств на ее содержание.

      Согласно шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. Женщинам также запрещено следовать за похоронной процессией. Мужчина-мусульманин имеет право жениться на иноверке, но мусульманка выйти замуж за иноверца не может.

      Только в исламе существует чудовищное постановление, что если разведенные муж и жена захотят снова сочетаться браком, то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину (!), развестись с ним, и только после этого вернуться к прежнему: Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся (Коран 2.230).

      В Коране прямо предписывается бить непокорную жену: увещевайте, избегайте их на ложе супружеском и бейте их (Коран 4:34). Даже до нынешнего дня и в самой Европе из-под пера ученых шейхов выходят специальные книги, посвященные тому, как надо «правильно» бить жену!

      В качестве «домашнего задания» остается только сравнить мусульманское понимание женщины как ущемленного в правах, «наиболее вредоносного», «имеющего недостатки в вере и уме» нижестоящего существа, обреченного в большинстве своем оказаться в итоге в аду, и христианское понимание женщины как созданной по образу Божию (Быт 1:27) сонаследницы благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь (1Пет 3:7), которая в браке имеет право быть единственной любимой (Еф 5:28), являясь в этой любви образом Святой Церкви (Еф 5:23).

      www.pravoslavie.ru