Отношения, психология, жизненные ситуации

Приемы самооценки в начальной школе по фгос

Приемы самооценки в начальной школе по фгос

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег

общего образования второго поколения

ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

1. Задают основные результаты образования – общие и по ступеням

2. Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:

· учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)

· программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Предметные результаты — выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Системнодеятельностный подход — методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей,которыми должен овладеть выпускник.Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 — 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки («могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я” с образом «Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо” — «могу” — «хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

kpoxa.okt.edusite.ru

Примеры рефлексии на уроке. Проведение урока в начальной школе

Молодые педагоги, начинающие свой творческий путь, часто упускают такой важный элемент урока, как рефлексия. В реальности важный этап урока — рефлексия — сводится к 2-3 смайликам, листочкам разного цвета, которые должны выбрать дети в конце занятия. Часто учитель вообще забывает о проведении данного этапа и просто спрашивает у детей, понравилось ли им занятие. При этом по новым образовательным стандартам обязательным является итог урока — рефлексия.

Подобный прием дает педагогу возможность проводить анализ своей деятельности, выяснять «проблемные» места в рассмотренном материале. Рефлексия предполагает развитие у обучающихся навыков саморазвития, самосовершенствования. Полноценная рефлексия на уроках английского позволяет ребенку выстраивать четкую цепочку, приводить знания, полученные в ходе урока, в единое целое. Кроме того, ребенок учится сравнивать собственные достижения с успехами своих одноклассников, выявлять проблемы, преодолевать их.

Структура урока по ФГОС

Новые образовательные стандарты предполагают наличие в структуре любого урока, независимо от предмета, такого этапа, как рефлексия. Чаще всего она проводится в конце занятия, учитель выполняет организаторскую функцию, а основными действующими лицами являются ученики. Рефлексия – самооценка, самоанализ, возможность заглянуть «в себя». Для образовательного процесса она рассматривается как возможность самостоятельной оценки обучающимися своих эмоций, знаний, результатов теоретической и практической деятельности.

Необходимость рефлексии

Ребенок, который усваивает определенную тему, сможет оценить важность полученных знаний для будущей жизни. Кроме того, школьник должен понять, какие именно цели им были достигнуты в ходе занятия. Рефлексия на уроке русского языка помогает школьникам осознать личный вклад в решение проблемы, сделать обучение интересным процессом.

В зависимости от вида рефлексии, проводят ее на разных этапах урока. Это можно сделать при повторении домашнего задания, для закрепления нового материала, для проверки отдельных элементов темы.

Разновидности рефлексии

Есть несколько вариантов классификации рефлексии, рассмотрим данный вопрос подробнее.

  1. По содержательному компоненту. Предполагается письменная, устная, а также символьная проверка:

Когда и как проводит рефлексию

Рефлексию эмоциональности и настроения включают во все уроки в начальной школе. Она особенно актуальна для первоклассников. Такие ученики еще только адаптируются к школе, поэтому важно не «отбить» у них желания учиться. Приведем примеры рефлексии на уроке в 1 классе. Дети получают карточки со знаками, смайликами. По вопросу учителя они поднимают сигнальную карточку, демонстрируя свой эмоциональный настрой. Проводить такой опрос можно сразу после нового материала, после закрепления полученных знаний и т. д.

Подобные виды рефлексии на уроке помогают педагогу устанавливать полноценный контакт с детьми.

Учитель может включить музыку, выбрав мелодию, подходящую по тематике урока. Настроить детей на восприятие материла можно стихами, отрывком из классического произведения. Рефлексия в конце урока по ФГОС предполагает постановку четких вопросов: «Что ты узнал за урок? Как ты занимался на уроке? Доволен ли тем, как прошел урок?» Благодаря таким вопросам, дети учатся оценивать свой эмоциональный настрой, контролировать эмоции. Подобный подход помогает младшим школьникам находить аргументы для отстаивания своей точки зрения, формирует навык публичного выступления.

Рефлексия учебной деятельности

Такой вариант подходит для проведения проверки выполнения домашнего задания, защиты творческих проектов, во время закрепления новых знаний. В подобной деятельности ребята анализируют собственную активность, выявляют проблемы, ищут способы решения поставленных задач.

Приведем примеры рефлексии на уроке в начальной школе. Можно разработать для ребят лесенку успеха. Ребенок представляется в виде человечка, поднимающегося по лестнице. Чем больше школьник выполняет заданий, тем он будет выше. Дети анализируют свои успехи, сравнивают собственные достижения с результатами одноклассников, возникает здоровая конкуренция.

«Вагончики». Каждое задание, которое должен выполнить ребенок, предлагается в виде вагончика. Если рефлексия проводится на этапе проверки знаний, можно сделать 2-3 вагончика. Если ребёнок отвечает правильно на вопрос, поставленный учителем, в вагоне появляется «пассажир». Перед новым годом можно «украсить елку» новогодними игрушками, завершив так обычный традиционный урок. Рефлексии математика подвергается легко, к примеру, можно разнообразить проверку знаний необычными знаками и фигурами, чтобы детям было интереснее на занятии. В качестве оценки уровня полученных детьми знаний можно рассмотреть и дерево успеха. Ствол делают одинаковым для каждого ученика, а вот листья будут иметь разный цвет. Если ребенок отвечает на вопросы педагога правильно, он получает зеленые листочки для своего дерева. При большом количестве ошибок листики будут красного цвета, а в случае неточностей учитель вручает желтые листочки. К концу урока у каждого ученика будет свое собственное дерево, по цвету листьев легко определить, насколько хорошо ребенок усвоил рассматриваемый материал. Такая необычная технологическая карта урока – сигнал для учителя.

Если в классе есть современная интерактивная доска, на ней можно вывести слайд с фразами

По новым федеральным стандартам технологическая карта урока в начальной школе подразумевает указание вида рефлексии, времени ее проведения.

Существует множество требований, которые предъявляются к современному уроку в младших классах. Среди них сохранение психического и физического здоровья обучающихся.

Для выполнения требований ФГОС важно не допускать перегрузки детей, их интеллектуального истощения. В настоящее время рефлексия проводится для реализации различных целей: воздействия на эмоциональную сферу, умственную деятельность. Новые государственные стандарты ориентированы на универсальные навыки, включающие в себя и рефлективные умения. Дети должны овладеть ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения получать знания. Включение младших школьников в активную познавательную деятельность достигается путем рефлексии.

В переводе с латыни это слово означает «обращение назад». От умения педагога воздействовать на эмоциональность своих подопечных напрямую зависит развитие детей. Рассматривая конкретные примеры рефлексии на уроке, можно упомянуть цветовые методики. К примеру, воспользовавшись «сказочным цветком», учитель сможет понять настрой детей на урок. В зависимости от того, какого цвета лепесток будет выбран ребёнком, можно определить его желание работать на занятии. После того как дети выберут отдельные лепестки, учитель составляет общий цветок.

Чтобы оценить степень удовлетворённости уроком у воспитанников, учитель может воспользоваться приемом «цветовая миниатюра». Дети выбирают карандаши того цвета, которое соответствует их состоянию после урока. Каждый рисует определенный предмет на общей картинке: травку, солнышко, цветы. В итоге получается общая картина, которая продемонстрирует педагогу настроение его воспитанников после изучения нового материала. Подобные проверки можно проводить на протяжении четверти, затем, воспользовавшись цветовой методикой Макса Лютера, получить представления об эмоциональном состоянии детей.

Интересный прием предлагают психологи для проведения рефлексии в 1-2 классах. Прием называется «Солнышко». Учитель просит детей закончить предложение: «Мое настроение сегодня как…» и предлагает ответы: солнышко, тучка с дождем, тучка, гроза и молния. Для наглядности на доску крепится середина солнца, а ребята получают от учителя облака, тучки, лучики. Те дети, которым понравилась их работа на уроке, крепят к серединке солнца желтые лучики, а те, кто недоволен собой на уроке, закрывают лучики тучками. Педагог в конце занятия подводит итог, учитывая полученную «солнечную» картинку.

Есть и такой необычный способ проверки эмоционального настроя младших школьников, как «Смайлики». Ребята получают листочки с «человечками-смайликами». Никаких эмоций у таких человечков нет, их должны нарисовать сами школьники. Помимо эмоций, можно дорисовать человечкам сумку, букет с цветами, воздушные шарики, то есть проявить свое воображение.

Рефлексия деятельности способствует оптимизации учебного процесса. С ее помощью школьники учатся осмысливать варианты работы с учебным материалом. Они вовлекаются в учебный процесс, повышают его эффективность и результативность. Данная рефлексия дает возможность педагогу оценивать работу каждого ребенка на отдельных этапах урока. Применяя рефлексивный прием «светофор», предполагающий использование карточек трех цветов: красного, желтого, зеленого, — педагог получает «обратную связь», анализирует восприятие детьми сложного учебного материала.

Прием «букет» помогает развивать и рефлексивные, и коммуникативные учебные действия младших школьников. Каждый ребенок получает от преподавателя разноцветные цветы. Учитель предлагает голубой цветок вручить тому ребенку, который был на уроке самым вежливым. Зеленый цветок предназначается самому спокойному, усидчивому однокласснику. Фиолетовый цветок нужно вручить самому скромному ребенку. Затем учитель подводит итоги и предлагает детям показать свои букеты.

Значение рефлексии содержания учебного материала

Проведение в конце урока рефлексии стало привычным явлением. С ее помощью учитель анализирует эмоциональное состояние ребят, проверяет степень усвоения новых знаний. Приемы для проведения могут быть разнообразными. Среди распространенных вариантов выделим «незаконченное предложение». Начало такого предложения может быть разным:

  • Сегодня я узнал…
  • Мне понравилось…
  • Я бы хотел снова услышать…
  • У меня сегодня получилось…
  • Теперь я точно умею…
  • Я бы хотел рассказать другим о…
  • Есть и такой распространённый прием, как «Синквейн». Он позволяет понять отношение детей к рассматриваемой в ходе занятия проблеме, объединить новые знания с теми навыками, которые уже сформированы у школьников. Что же собой представляет «Синквейн»? Это строфа из пяти строчек.

    Первая строка состоит из 1-2 основных слов, которые определяют содержание синквейна.

    Вторая строка предполагает прилагательные, которые охарактеризуют рассматриваемое понятие.

    Третья строка должна состоять из 2-3 глаголов, которые показывают действия по теме.

    Четвертая строка является коротким предложением, имеющим прямое отношение к изучаемому материалу.

    Пятая строка должна содержать синоним основного существительного.

    • Заголовок «Стихи Пушкина».
    • Прилагательные: удивительный, гениальный.
    • Глаголы: любит, думает, мечтает.
    • Суть темы урока: пробуждают добрые чувства.
    • Синоним: гений.

    Без такого этапа, как рефлексия, невозможно обойтись в современных общеобразовательных школах. Федеральные государственные стандарты четко указывают на возможность выбора педагогом варианта проведения рефлексии, но подчеркивают обязательность ее выполнения на каждом уроке. Дети, которые в ходе такой формы обучения учатся анализировать свои навыки, оценивать умения, не будут испытывать проблем в общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно формирование адекватной самооценки — основная задача проведения всех видов рефлексии в начальной школе.

    fb.ru

    Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе

    Глава 1. Понятие самооценки и самоконтроля и их роль в развитии детей5

    1.1Определение понятий самооценка и самоконтроль5

    1.2 Виды самоконтроля и уровни сформованности8

    1.3 Значение обучению самоконтролю учеников в начальной школе16

    Глава 2. Развитие самооценки и самоконтроля младших школьников22

    2.1 Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа»22

    2.2 Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе24

    2.3 Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля30

    Список использованной литературы39

    На современном этапе на первое место выдвигается развивающая функция обучения, которая способствует становлению личности младшего школьника и обеспечивает раскрытие его личностных способностей.

    В младшем школьном возрасте формирование главных качеств личности и психологических процессов протекает в процессе учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Ввиду этого является закономерным закономерно желание учителя начальных классов к культивированию у ребят способности к самоорганизации и регуляции работы, в первую очередь, учебной.

    Изучению роли самоконтроля и самооценки в учебной деятельности посвящено множество психологических исследований. Действие самоконтроля рассматривается в качестве необходимого условия успешности обучения, отмечается его роль для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.

    Известно, что эффективность и качество обучения математике обусловливается не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, которые предусмотрены программой, однако и развитием школьников, ввиду этого реализация развивающего обучения в практике является потребностью сегодняшнего дня. Как демонстрирует практика начального обучения математике, у многих школьников навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты или же их совершенно нет. По этой причине развитие навыков самоконтроля и самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты собственного труда является наиболее важной задачей, которые стоят перед педагогом.

    Объект исследования — развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников.

    Предмет исследования — самоконтроль и самооценка на уроках математики в начальной школе.

    Целью исследования является обобщение способов развития самоконтроля и самооценки, а также их применение на практике в начальной школе на уроках математики.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи

    изучить психолого-педагогическую, методическую литературу; дать определение понятиям самоконтроля и самооценки; определить педагогическое значение самоконтроля и самооценки; систематизировать приемы развития самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе.

    Гипотеза исследования: использование специальных заданий может способствовать формированию и развитию самоконтроля и самооценки младших школьников.

    Глава 1. Понятие самооценки и самоконтроля и их роль в развитии детей

    1.1Определение понятий самооценка и самоконтроль

    Задача формирования и развития учебной деятельности учеников занимает важное место в жизни школы. Ее решением должны заниматься с тех самых пор, как только ребята приходят в школу, поскольку именно «учебная деятельность считается главной в младшем школьном возрасте» и, соответственно, от характера ее становления будет непосредственно зависеть успешность будущего обучения школьников.

    Д.Б. Эльконин рассматривал учебную деятельность в качестве особой работы школьника, которая сознательно направленная им на реализацию целей обучения, что принимаются учеником как собственные личные цели. Предметом такой деятельности является сам школьник, она направлена на самоизменение учащегося. Наиболее главным в учебной деятельности считается человека на самого себя. Оценка изменений в ходе овладения знаниями является собственным предметом учебной деятельности. Именно по этой причине любая учебная деятельность начинается с того, что ребенку дают оценку. Через оценку ребенок выделяет себя в качестве предмета изменений в учебной деятельности. Изменения можно достичь сравнением желаемого и достигнутого.

    За последнее время проблема самоконтроля становится довольно актуальной в психологических и педагогических исследованиях. Это обстоятельство можно определить тем, что самоконтроль является наиболее важным фактором, который обеспечивают самостоятельную работу школьников. Его назначение состоит в своевременном предотвращении или выявлении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рационально начинать с формирования самостоятельного контроля. Также проверка демонстрирует, что именно навык самоконтроля, как правило, оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся [11, c. 87].

    Авторы, которые пользуются понятием самоконтроля, понимают его по-разному. Однако при всем разнообразии определений это понятие обязательно включает в себя такой признак, как сопоставление собственного действия — его хода, или его результата, или того и другого вместе — с эталоном, образцом. Важность формирования самоконтроля для успешного исполнения признают абсолютно все исследователи. Во всех работах идет речь, что самоконтролю необходимо обучать специально.

    Рассмотрим, как некоторые ученые определяют понятие самоконтроля.

    «Самоконтроль представляет собой умение школьника оценивать собственную работу с двух точек зрения: правильно ли я ответил? На все ли я дал ответы?» Довольно близко к такому определению самоконтроля является определение В.И.Страхова, который полагает, что «самоконтроль является формой деятельности, которая проявляется в процессе проверки поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов».

    Д.Б. Эльконин несколько по-другому формулирует понятие самоконтроля, однако смысл его в этом случае остается прежним: «Действие контроля заключается в сравнении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом посредством предварительного образа».

    В следующих определениях самоконтроль рассматривается более широко. Таким образом, в определении, которое было предложено И.И. Кувшиновым, самоконтроль отождествляется с сознательной деятельностью в целом: «Самоконтроль являет собой сознательное регулирование и организацию деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, которые дают возможность достичь поставленной цели”. Г.А.Соболева полагает, что «самоконтроль является умением критически относиться к собственным поступкам, действиям, чувствам и мыслям, управлять своим поведением и регулировать его. Самоконтроль находится в непосредственной связи с человеком» [14, c. 56].

    Самоконтроль является самостоятельной процедурой. В психолого-педагогическом словаре самоконтроль рассматривается в качестве сознания о оценки субъектом своих действий, которые подразумевают наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

    Оценка представляет собой процесс сопоставления реальных результатов с планируемыми целями.

    Отметка – это результат данного процесса, его условно-формальное проявление.

    Самооценка представляет собой компонент деятельности, который связан не с выставлением себе отметок, а с самой процедурой оценивания. Самооценка находится в непосредственной связи с характеристикой процесса выполнения заданий, его позитивными и негативными сторонами и менее всего с баллами.

    Самоконтроль и самопроверка являются неотъемлемыми частями самооценки.

    Основными функциями самооценки являются:

    — констатирующая – на основе самоконтроля (что из уже раньше изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

    — мобилизационно-побудительная (я много смогла сделать в работе, однако в этом вопросе я разобралась не до конца);

    — проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в предстоящей работе, мне обязательно необходимо повторить…).

    Основной смысл самооценки состоит в самоконтроле школьника, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе, своей деятельности и в самостимуляции.

    1.2 Виды самоконтроля и уровни сформованности

    В учебной деятельности самоконтроль является процессом сопоставления достигнутых результатов с заданной программой на определенном этапе обучения.

    Галустян О.В. придерживается мнения, что существует три важных компонента самоконтроля: мотивационный, процессуальный и волевой.

    Мотивационный компонент самоконтроля — внутренние побуждения, которые возникает в результате осознания противоречия между знаниями и умениями, которыми дети обладают и необходимостью овладеть новыми, более глубокими умениями, и качественно их совершенствовать.

    В Процессуальный компонент включено овладение системой базовых знаний и способов учебно-познавательной деятельности.

    Волевой компонент основывается на готовности совершить волевые усилия для преодоления познавательного затруднения и осуществить его в деятельности. Каждый из компонентов играет определённую роль, и если нет в наличии одного компонента, то и самоконтроль не может быть осуществлён в полной мере.

    В соответствии с уровнем сформированности действия выделяют некоторые виды самоконтроля:

    Лукьянова М.И. и Калинина Н.В. выделяют аффективный и когнитивный вид самоконтроля.

    В первом случае человек акцентируется на своих эмоциональных процессах и побуждениях. В когнитивном самоконтроле в качестве предмета выступают собственные представления и мысли.

    Так как действия, которые совершает человек, в некоторых случаях бывают не совсем адекватными наличному эмоциональному состоянию, неискренними по “отношению” к собственным мыслям, то можно отметить еще один вид самоконтроля — поведенческий [14, c. 89].

    Как правило, в учебной деятельности преобладает контроль результатов, который называют итоговый контроль. Он является первоначальной и простейшей формой самоконтроля, которую осваивают ученики. Его функция заключается в сличении результата с заданным образцом, происходит проверка. Взрослые сами учат детей именно такому контролю. Когда проверяется не то правильный ли ход проведения отдельных операций и их последовательность, а лишь полученный результат.

    Функция пооперационного контроля применяется для выявления полноты, правильности и последовательности произведенных действий. В психологической литературе этот вид контроля обозначается пошаговым. В первую очередь акцентируется внимание учеников на способ, который они использовали при осуществлении действий.

    Овладение планирующим контролем свидетельствует о приобретение необходимых черт саморегуляции учебной деятельностью. Ученики сознательно начинают строить свою учебную деятельность, они могут предвидеть возможные ошибки и затруднения, и своевременно отметить меры для их предупреждения.

    При формировании пооперационного контроля также используется графическое моделирование. В этом случае внимание учеников направлено на сам процесс, при этом необходимо установить связь между всеми этапами деятельности.

    Достаточно сложной формой контроля является предваряющий контроль, который также называют прогнозирующим. Эта форма дает ученику возможность предвосхищать результаты действия, которое еще не осуществлено. В учеников появляется возможность прогнозировать результаты деятельности, также могут предвидеть самые трудные этапы решения учебной задачи, и определить пути своего совершенствования.

    По элементам которые входят в самоконтроль различают:

    Исходя из способа получения информации о том, как протекает выполнение операции:

    Из того, какие органы чувств принимают участие участвуют в оценке выполняемой операции самоконтроль бывает:

    Самоконтроль также классифицируют по формам организации работы учеников, и делятся на следующие типы проверки:

    При фронтальной проверке коллективно осуществляется разбор правильности написанного текста, упражнение, которое ученики выполняли на уроке или дома. Такая форма достаточно простая и используется при начальном обучении учеников самоконтролю.

    Взаимный контроль проводится для того, чтоб проверить письменные и графические работы, а также для рецензирования устных ответов и сообщений. Взаимный контроль дает возможность углубить знания и умения учеников, влияет на развитие внимания, ответственности по отношению к делу, формирование навыка самоконтролю [16, c. 87].

    В индивидуальном контроле включены все виды самоконтроля, которые проводятся по этапам выполняемой деятельности. Она является основной и самой сложной формой самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно.

    Необходимым условием формирования самоконтроля является вовлечение учеников в различные формы проверки.

    В разных приемах присутствуют неодинаковые возможности в формировании разных видов самоконтроля. Но, обучение детей приемам проверки является средством формирования самоконтроля как компонента учебной деятельности.

    Г.В. Репкиной и Е.В.Заика разработали уровни сформированности действия, но при этом необходимо учитывать, что в «чистом виде» они практически никогда не встречаются.

    Первый уровень — отсутствие контроля.

    Действия, которые совершают ученики не контролируются абсолютно, поэтому ошибки допущенные детьми никак не замечаются и не исправляются. Часто они припускаются ошибок даже решая задания, которые им очень хорошо знакомы. Неоднократно также повторяются одни и те же ошибки даже после того, как их исправляет учитель, и ученик не может объяснить, почему он должен решать именно таким образом. Ученик также не замечает ошибки, которые допускают его сверстники. Не придерживается никакой последовательности при проверке своей работы.

    Второй уровень — контроль на уровне непроизвольного внимания [24,c,146].

    Ученики выполняют контроль неосознанно. Действия, которые ему знакомы он совершает без ошибок, при допущении может ее найти, но делает это не систематически. Ученик не способен объяснить ни саму ошибку, ни какой должен быть правильный вариант, только может уверенно сказать, что там ошибка присутствует.

    Третий уровень — потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

    При выполнении нового задания, ученик может допускать ошибки, но по просьбе учителя проверить свою работу или найти и исправить ошибку, ученик, практически всегда ее находит и может исправить при этом дает объяснение этому исправлению В часто повторяемых действиях ученик практически никогда не допускает ошибок

    Четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

    При выполнении задания ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. В результате, его действия безошибочны. Если ошибка все же допускается, то ученик самостоятельно ее находит и исправляет. Одну и ту же ошибку ученик повторяет крайне редко.

    Однако, при столкновении с новым видом упражнения или изменением условий выполнения, которые требуют внесения корректив в саму схему действия, ученик становится беспомощным.

    Пятый уровень – потенциальный рефлексивный контроль.

    Когда ученику приходится столкнуться с новым заданием, которое имеет внешнюю схожесть с тем, которое он выполнял ранее, ученик выполняет это задание по прежней схеме, даже не замечая, что схема не соответствует условиям. Допущенные ошибки он обнаруживает лишь при помощи учителя, при ответе на наводящие вопросы. После этого ученик пытается самостоятельно исправить свои действия, перестроить способ, который он применял, но пока он может сделать лишь при участии учителя. Задания, которые соответствуют схеме действий ученика, как знакомые ему, так и незнакомые, он выполняет регулярно и безошибочно, при этом контролирует свои действия непосредственно при выполнении. Ученик уверенно отстаивает свои результаты, при обосновании отталкивается от способов выполнения [2,c.47].

    Шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль.

    При выполнении нового задания, которое внешне похожее на те, которые ученик выполнял ранее, он способен самостоятельно находить ошибки, которые возникают при применении неверной схемы действий. Самостоятельно корректирует эту схему. Иными словами, ученик умеет контролировать как соответствие выполняемых действий обобщенной их схеме, так и соответствие самой обобщенной схеме условиям задачи которые были изменены.

    Если ученик владеет актуальным рефлексивным контролем, способен самостоятельно обнаруживать и исправлять ошибки, а также отслеживать и контролировать свои действия, если он может сделать анализ деятельность с точки зрения полноты ее компонентов и при этом вычислить, каких именно звеньев не хватает в составе его умений, то можно быть уверенным, что в ученика формируется один из компонентов учебной деятельности –самоконтроль.

    Упражнения для развития умений самоконтроля, творческие задания, упражнения для развития психических процессов и другие формы и методы работы можно применять на любых уроках, которые органично будут вплетаться в их контекст.

    В подготовительный период и в период адаптации действия направленные на развитие самоконтроля интегрируется в курсе необходимо наблюдать за поведением детей, более глубоко изучать и познавать их характер и, при учете этих знаний, направлять развитие детей.

    Задача учителя начальных классов — развивать как умственную активность учеников, выработать прочные и глубокие знания, так и формировать навыки самоконтроля [2, c. 82].

    На современном уроке должно происходить усвоение основ науки, выработка умений и навыков, которые специфические для каждого предмета, развитие эмоциональной восприимчивости, мотивация самостоятельного добывания знаний и использование их в теоретических и практических задачах.

    Невозможно развить навык самоконтроля без развития внимания, воображения, мышления и память. Поэтому на уроках необходимо использовать задания для их формирования и совершенствования.

    Для этого, к примеру, можно предложить детям памятки “Как учить стихотворение”, “Как решать задачу”, “Как правильно списывать” и прочие.

    Существует ряд приемов, которые дают возможность учителю организовать урок, таким образом, чтоб дети могли практически тренироваться контролировать товарищей и одновременно формировать навык самоконтроля:

    сверка с написанным образцом; проверка по словесной инструкции; взаимопроверка с товарищем; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; коллективное выполнение задания и его проверка; сочетание коллективной и индивидуальной формы работы; выполнение задания по алгоритму; выполнение задания по наводящим вопросам; выполнение задания по предоставленному образу; проверка при использовании сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и определение самого рационального [16, c. 126].

    Самоконтроль является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают самостоятельную деятельность учеников. Он необходим для своевременного предотвращения или обнаружение уже совершенных ошибок. В учеников первого класса еще не сформирован навык самоконтроля. Ученики не всегда могут без сторонней помощи найти ошибки в своей работе и сделать исправления основываясь на сопоставлении собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы является необходимым элементом самоконтроля, которому необходимо учить.

    Так как ученики первого класса еще плохо осознают важность самоконтроля для решения поставленных перед ними задач, необходимо систематически и последовательно контролировать учеников, этот контроль может выполнять учитель, родители или же весь классный коллектив.

    Контроль извне является тем обязательным условием, при соблюдении которого создается необходимая основа для формирования самоконтроля. Таким образом, самоконтроль учеников не отменяет необходимый контроль учителя и не уменьшает его значимость, а наоборот усиливает его. Учителю необходимо систематически изучать и анализировать ошибки учеников, обращать внимание на внутреннее содержание, и выявлять причины их появления, а также принимать необходимые меры для предупреждения будущих ошибок.

    Очень важным приемом обучения первоклассников самоконтролю является применение коллективных проверок в сочетании с контролем педагога, так как в первую очередь ученика необходимо научить находить ошибки у человека (контроль). Со временем ученик начинает переносить полученные умения на собственную деятельность (самоконтроль). Таким образом, формирование контроля идет от контроля за действиями других к самоконтролю. Наиболее естественная ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика у доски. Под руководством учителя анализируется ответ или на доске выполняются упражнения, устанавливаются допущенные ошибки и затем ученики коллективно их исправляют. На первых порах ученикам по окончании ответа можно задать такие вопросы: Верен ли окончательный ответ? Правильный ли ход решения?

    В начальных классах дети учатся:

    — сравнивать результат своей деятельности с образцом, который задан в материальной форме;

    — воспроизводить состав контрольных действий и операций, которые задает учитель;

    — выполнять действия по развернутой инструкции;

    — осуществлять самопроверку по плану, который включает 1-2 пункта;

    — использовать для самоконтроля схемы-модели, которые заранее составляет учитель [24, c. 205].

    1.3 Значение обучению самоконтролю учеников в начальной школе

    В современной дидактике достаточно много внимания уделяют развивающей функции обучения, что содействует становлению личности школьника и обеспечивает полноценное развитие его способностей, а также самостоятельности. Развитие склонностей и способностей человека в разнообразных сферах, главным образом, зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке собственных возможностей.

    Самоконтроль как интегративное учебно-деятельностное умение, суть которого заключается в определении цели выполняемой работы, сопоставлении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, выявлении своих ошибок и неправильных действий и своевременной реализации их коррекции.

    Самоконтроль является наиболее важным компонентом учебной деятельности, однако даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность появляется у ребенка далеко не сразу. Ребенок, который вот-вот пришел в школу, хотя и начинает учиться под внимательным руководством учителя, однако еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога. Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как усвоение знаний, умений и навыков.

    Как продемонстрировал анализ психолого-педагогической литературы, существует две причины неполноценного развития самоконтроля у школьников младшего возраста [24, c. 317]:

    1) импульсивность характера ребенка, которая определяется динамическими особенностями нервной системы;

    2) несформированность приемов и способов организации работы, отсутствие соответствующих педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный личностный подход.

    Соответственно, деятельность педагога реализуется по двум главным направлениям.

    Первое направление непосредственно связано с профилактикой появления внешних причин неполноценного развития самоконтроля. Успешному формированию самоконтроля содействуют общие методы, среди которых выделяют создание благоприятной психологической атмосферы в классе, понижение эмоционально-психологических перегрузок ребят. Также этому способствуют и овладение основами организации работы учителя и учеников на уроке стимулирующей раскрытие возможностей школьника младшего возраста; работа в условиях позитивного познавательного конфликта; обращение к диалогическим формам взаимодействия; согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.

    Второе направление находится в связи с предупреждением появления внутренних причин становления самоконтроля. Среди субъективных условий и мер профилактики необходимо отметить следующие: актуализацию потребностей младших школьников в познании, поощрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, которые стимулируют развитие самоконтроля; многообразие интеллектуальной и практической работы, которая направлена на выявление значения самоконтроля в учебной деятельности.

    Процесс формирования у школьников младшего возраста самоконтроля в учебной деятельности содержит в себе три этапа [7, c. 69]:

    а) возбуждение у школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;

    б) обучение учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его формирования;

    в) реализация длительной тренировочной работы, которая направлена на выработку умений самоконтроля.

    Самоконтроль у школьников младшего возраста играет ведущую роль, ввиду того, что:

    — овладение учениками действиями самоконтроля общего характера содействует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, что способствует активизации их учебно-познавательной деятельности;

    — овладение этими действиями предоставляет возможность школьникам грамотно и правильно планировать свою учебную деятельность, осознанно корректировать все составляющие ее действий;

    — освоение действий контроля содействует формированию следующих качеств человека: инициативы, самостоятельности, ответственности и т.п.

    Характерные особенности действия самоконтроля у различных школьников могут быть самыми разными, и они также могут находить свое проявление в уровне автоматизированности его протекания и является ли он самостоятельным развернутым действием или включен ли в процесс исполнения учебных действий; в его направленности контролируется весь процесс выполнения действий или только их результаты, в критериях, на основе которых строится контроль материализованная или идеально представленная схема-образец, во времени ее реализации после действия, в процессе действия и до его начала.

    Эти и остальные особенности контроля и являются предметом его диагностики.

    Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.

    Характеризуя типовую начальную школу, необходимо выделить следующие особенности конструирования его содержания:

    • во-первых, в течение многих десятилетий изменялось лишь предметное содержание обучения;

    •во-вторых, наблюдалась постоянная смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись);

    •в-третьих, происходило “ущемление” одних предметов за счет других, то есть создавался некий “флюс” в содержании, например, одни предметы считались «главными», а другие – не очень…

    Причиной этого было недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных, наиболее важных для развития младшего школьника целей образования.

    Педагогическое сообщество в настоящий момент осознало, что коренные изменения в системе образования связаны не с корректировкой его предметного содержания– эти изменения возможны на основе целевой ориентировки всех компонентов методической системы на формирование тех психических новообразований, которые характеризуют статус ребенка младшего школьного возраста и обеспечивают в полной мере его личностное и психическое развитие.

    Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что их разработчики попытались расшифровать и конкретизировать приоритетную цель образования: обобщенный результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования представлен как сплав личностных, метапредметных и предметных требований к младшему школьнику, который завершил обучение в начальной школе. Очень важен и следующий шаг разработчиков стандартов – создание программы универсальных учебных действий разных видов, которая с очевидностью может стать основой для получения высоких результатов начального образования. Но такая перспективная идея требует существенных изменений в построении процесса обучения младших школьников. Выделим некоторые, наиболее значимые, с нашей точки зрения, необходимые изменения.

    Принципиально важным является изменение отношения учителей к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Опять речь идет об осознании важности формирования у школьника самоконтроля и самооценки, развития у него адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности, формировании умений осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий.

    Не секрет, что решение этой задачи требует психологической перестройки учителя, осознания им того, что контроль и оценка педагога не только не противоречат, но и тесно связаны с уровнем сформированности самоконтроля и самооценки ученика. Гармония их “отношений” является условием успешности обучения, формирования учебно-познавательных мотивов и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

    В младшей школе необходимо обращать отдельное внимание на развития самоконтроля и саморазвитие. На протяжении обучения в начальной школе необходимо сформировать определенные умения (таблица 1,2) [12, c. 241].

    Таблица 1. Развитие навыков самоконтроля младших школьников

    Таблица 2. Оценка и самооценка своей деятельности.

    Глава 2. Развитие самооценки и самоконтроля младших школьников

    2.1 Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа»

    Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» создана в соответствии с ФГОС II поколения, отличительной особенностью которого является системность требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы НОО, к его структуре и к условиям реализации.

    Цель УМК обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.

    Главными особенностями курса математики являются:

    гармоничное сочетание арифметических, геометрических и логических составляющих курса; содержание знаний, необходимых для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования; приобретение учащимися навыков логического и алгоритмического мышления, а также развитию у них пространственного воображения и интуиции; формирование умение выполнять устно и письменно арифметического действия на множестве натуральных чисел, решать текстовые задачи, представлять, анализировать и интерпретировать данные; знакомство учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами; включение с 3 класса заданий по информатике [8, c. 149].

    «Обучение не только математике, но и математикой» — ведущая идея линии УМК по математике, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий.

    УМК «Начальная инновационная школа»

    1. Литературное чтение – Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова.

    2. Математика – Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева.

    3. Окружающий мир – В.А. Самкова, Н.И. Самкова.

    4. Английский язык – Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, Ж.Перрет.

    5. Физическая культура – В.Я. Барышников, А.И. Белоусов.

    6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. – под общей редакцией чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова.

    7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основысветской этики – М.Т. Студеникин.

    УМК по математике учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами и компьютерной программой мониторинга успеваемости.

    2.2 Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе

    Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

    Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

    В своей работе можно использовать следующие приемы самооценки и самоконтроля [8, c. 160]:

    1) Словесные приемы

    а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

    – Что ты узнал на уроке?

    – За что себя можешь похвалить?

    – Над чем еще надо поработать?

    – Какие задания тебе понравились?

    – Какие задания показались трудными?

    – Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

    б) используются наглядные пособия, которое помогают в оценивании своих достижений

    Сегодня на уроке я …

    Я могу похвалить…

    Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого- либо предмета. Например: изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

    Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

    5) Личный дневник школьника

    Используем дневник школьника, авторами которого являются Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева и другие с одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации, самоконтроля и самооценки [6, c. 88].

    Начинать можно работу с того, что на родительском собрании знакомят родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе нужно знакомить детей с содержанием дневника.

    В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка. Например « На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например « Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и другие.

    При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе «План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.

    Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.

    При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.

    6) «Портфель ученика»

    Работу с «Портфелем ученика» начинаем с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.

    В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявлялись причины неудач, ставилась цель к учебной деятельности в 5 классе.

    По результатам проделанной работы проводилась конференция, на которую приглашали будущих классных руководителей. Для выступления были предложены следующие вопросы:

    – Чем отличился на протяжении всех 4 лет обучения.

    – По каким предметам был успешнее?

    – Какие предметы не совсем удавались? В чем причина?

    – На что будешь обращать внимание в 5 классе?

    – Какую цель поставишь в 5 классе?

    7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.

    В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, необходимо провести самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используют следующие вопросы:

    – Что удалось в этой четверти?

    – По каким предметам результаты получились лучше?

    – Что не получилось? В чем причина?

    – Какую цель поставишь в следующей четверти?

    В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого можно использовать следующие вопросы:

    – Какими результатами первой четверти можешь гордиться?

    – Над чем еще необходимо поработать?

    – По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

    – Какую цель поставишь на следующую четверть?

    Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Используем при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель [13, c. 101].

    Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:

    1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

    2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

    3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

    4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;

    5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

    Учителя начальных классов практикуют применение еще одной формы обучения, которая очень нравится детям младшего школьного возраста — это групповая работа. Практика показывает, что первая попытка может быть неудачной, и в некоторых случаях может оттолкнуть учителя от использования такой формы обучения в дальнейшим. Возможной причиной неудачи может быть недооценка роли групповой работы, понимая ее исключительно как возможность разнообразить учебную деятельность. Между тем, групповая работа является полноценной самостоятельной формой организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

    Когда ученики овладеют умениями работать в парах, можно вовлекать их в групповую работу. Необходимо отметить, что групповая работа наиболее эффективна, когда учебный материал включает то что уже известно ученикам с неизвестным.

    Такой подход побуждает у детей чувство взаимопомощи, и к обсуждению возникающих догадок. К примеру учитель может делить детей на команды по несколько человек, в каждой из которых будет капитан.

    К примеру, на уроках математики школьники могут использовать таблички с цифрами, с помощью которых они отвечают на вопросы. Учитель должен поощрять правильные ответы команд, например, звездами – выигрывает команда, набравшая наибольшее количество звезд.

    Главная идея работы в группах может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

    Следует рассмотреть главные принципы работы в группах:

    Взаимозависимость членов группы, которая создается на основе: совместной цели, которая достигается лишь коллективными усилиями; внутригрупповых ролей, функций, которые распределяются; единого учебного материала; общих ресурсов; одного поощрения, которое распределяется на всех [9, c. 99].

    Индивидуальная ответственность каждого отдельно.

    Все участники группы отвечают за свои успехи, а также успехи одноклассников.

    Равная доля участия всех членов группы.

    Коллективная учебно-познавательная, творческая и другая работа учеников в группе на основе взаимопомощи и поддержки достигается, зачастую, или определением внутригрупповых ролей, или делением общего задания на определенные фрагменты.

    Рефлексия представляет собой обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества для будущего их улучшения.

    Учеными выделяются признаки, которые обеспечивают уникальность деятельности группы:

    непосредственное взаимодействие между учениками (коллективная работа, сотрудничество ребят); опосредованное руководство работой ученика со стороны учителя (последний контролирует работу всей группы в целом: раздает задание, инструкцию, как его выполнять; дает оценку результатам труда группы, все дети самостоятельно руководят своей работой внутри группы).

    Анализ групповой деятельности ребят дает возможность выделить некоторые этапы ее организации. На первом этапе ребята учатся работать совместно в процессе выполнения учебных заданий. С самого начала подобное обучение протекает в процессе фронтальной работы учеников.

    2.3 Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля

    Для развития навыка самоконтроля существуют методы и приемы, которые необходимо включать в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы необходимо использовать как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира, москвоведения), так и во внеклассной работе.

    Методы и приемы необходимо включать в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяют расширить время воздействия на учащихся.

    Среди основных методов и приемов можно выделить:

    — сверка с написанным образцом;

    — проверка по инструкции;

    — взаимопроверка с товарищем;

    — коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

    — сочетание коллективной и индивидуальной работы;

    — выполнение задания по алгоритму;

    — проверка с помощью сигнальных карточек;

    — подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

    Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу [17, c. 134].

    На уроках математики нужно использовать методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления.

    В уроки математики на различных этапах также включаются методы и приемы развития самоконтроля. Например, при проведении устного счета эффективным методом формирования навыка является проверка с помощью сигнальных карточек. Когда красная карточка — это неверный ответ, а зеленая — верный.

    А при закреплении нового материала необходимо выбирать метод, с помощью которого учащиеся учатся отбирать из предложенных вариантов решения поставленной задачи самый оптимальный.

    Для того чтобы научить учащихся проверять свою работу самостоятельно, а не надеяться на родителей, можно предложить им алгоритмы проверки домашнего задания. На уроке нужно объяснить и показать, как работать с этим алгоритмом.

    Пример алгоритма по математике:

    Прочитай еще раз задание.

    Проверь, правильно ли ты списал данные.

    Если ты решаешь задачу, проверь, правильно ли ты записал ответ, на все вопросы ответил.

    Если ты решаешь пример, содержащий несколько действий, проверь порядок действий.

    Если ты решаешь примеры, выполни устную проверку своих вычислений.

    Если ты решаешь уравнение, подставь значение Х в начальное уравнение.

    Когда выполнил всю работу, проверь, все ли задания ты сделал и все ли ты проверил.

    Проверка домашнего задания осуществлялась во время проведения устного счета, учащимся задавались вопросы по тому, как он осуществлял проверку своей работы.

    Приведем примеры для развития навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста на занятиях математики.

    Для развития самоконтроля ученикам можно предложить сложить самые простые узоры или рисунки из геометрических фигур, которые есть у ребят, к примеру:

    б) елку из треугольников:

    в) узор из геометрических фигур:

    Все задания можно очень легко изменить. К примеру, задание с пирамидкой: учитель ставит пирамидку с пятью кольцами разных цветов, которые он набрал в определенном порядке. Дети уже довольно хорошо знакомы с этой игрушкой, лишь в основу сбора уже необходимо положить последовательность, не обращая внимания на размеры колец.

    Все дети обязаны собрать пирамидку соответственно образцу. После этого задания несколько усложняют. К примеру, ученику дают карточку с нарисованными цветными кольцами, а также с учетом их размеров:

    Дети должны надеть кольца так же, как и на образце, затем пишут на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, при этом считают их сверху вниз.

    Это задание также усложняют. Каждому ученику предоставляется карточка, где изображены нарисованные незакрашенные кружочки.

    Школьники их закрашивают соответственно образцу:

    Выполнив работу, ученики сами ее проверяют.

    Каждой паре детей дают одну карточку с примерами [1, c. 46]:

    Они составлены так, что ответ одного – это начало другого. Ответы всех примеров школьники записывают на необходимой ступеньке. Каждый ученик самостоятельно может себя контролировать. Также можно составить и таким образом, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, где его записали:

    Отмечая ответы примеров на каждой ступеньке, ребята контролируют себя: по порядку ли они идут.

    3. Игра «Число-контролер».

    Школьникам раздают карточки, на которых написаны примеры:

    Решив их, ребята могут самостоятельно себя проконтролировать, потому что сумма всех ответов равняется числу 10.

    В таких упражнениях присутствуют огромные возможности для развития у ребят приемов самоконтроля. В частности, продуктивными считаются те из них, где ребенок может сравнить учебные действия и их конечный результат с заданным образцом [1, c. 52].

    1) В одной вазе 10 роз, во второй вазе на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?

    Ребенку предоставляются карточки с вариантами решения, затем ученик рассуждает, и сверяет с результатами, которые он получил при решении задачи в уме. При выборе правильной карточки для задач и оценка их решения активизирует действие самоконтроля, а также способствует развитию гибкости, устойчивости, самостоятельности мыслительной деятельности. При безошибочном решении задачи можно сделать вывод о достаточном уровне развития самоконтроля.

    Стоимость ручки — 12 рублей, карандаша 4 рубля. Сколько стоит пенал, если за всю покупку заплатили 36 рублей?

    На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных, включенных в условие задачи. Ученик должен объяснить, что обозначает каждое выражение, и выбрать те, которые являются решением задачи:

    Выполняя задачу, ученик анализирует арифметические действия, которые можно произвести с данными задачи при постановке разных вопросов.

    В море вышло 20 лодок. Вернулось 8 больших и 6 маленьких лодок. Сколько лодок осталось в море?

    Ученики должны решить задачу по плану:

    1. Найти, сколько лодок вернулось.

    2. Найти, сколько лодок осталось в море.

    3. Записать решение выражением.

    4. Вспомнить, как нужно вычесть сумму из числа.

    5. Объяснить каждое свое выполняемое действие.

    Предложенные варианты заданий нацеливают ученика на осознанный контроль своих действий, он анализирует их содержание, соответствие заданным схемам и образцам.

    Очень эффективным приемом формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как большинство учеников намного внимательней проверяют работы своих товарищей. Дети, объединившись в пары, могут обменяться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым из них работу.

    К примеру, детям, которые сидят за одной партой предлагается одна карточка, на которой есть две задачи и задания:

    1. Решить задачи.

    2. Проверить решение у своего товарища.

    3. Сделать вывод о том верно ли решение.

    4. Найти, сколько всего тетрадей. Если в ответе получилось 22, то задачи решены, верно.

    Оля имеет 5 тетрадей в клетку, и на 2 тетради меньше в линейку. Сколько все го тетрадей имеет Оля?

    Олег купил 6 тетрадей в линейку, и на 2 тетради больше в клетку. Сколько всего тетрадей купил Олег?

    Эта форма работы способна развить интерес к действиям контроля и самоконтроля. Такой тип заданий усиливает мотивацию, и активизируют внимание ученика, способствует формированию ответственного отношения, как к решению задачи, так и к выполнению контроля [22, c. 77].

    Одним из приемов самоконтроля – “ разноцветные поправки”. Пишется математический диктант. После говорится, что есть возможность сделать поправки (карандашом синего цвета), причем наличие или отсутствие поправок не будет сказываться на отметке. На следующий день сообщается, что есть возможность еще раз вернуться к работе и улучшить ее (поправки карандашом синего цвета). Сопоставление поправок по ходу работы ручкой и разноцветных карандашей позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы.

    Используемые методы и приемы направлены на развитие навыка самоконтроля, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий.

    Большое внимание необходимо уделить формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.

    Во внеурочное время необходимо проводить внеклассные занятия также направленные на развитие этих умений и навыков.

    Все работа и задания направлены на формирование навыка самоконтроля у учащихся как одного из важнейших элементов учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.

    Наше исследование было посвящено вопросу, который очень мало разработан в психологии и педагогике, касающийся формирования самооценки и самоконтроля учащихся в младших классах.

    Множество фактов наблюдения в психологии и педагогике, которые непосредственно связаны с занятиями по математике, говорят о том, что в педагогической практике мало внимания уделяется необходимым навыкам самооценки и самоконтроля младших школьников, а довольно часто оно просто отсутствует. Школьники младшего возраста сталкиваются с проблемой, что не умеют себя проконтролировать, а также не всегда производят действие самоконтроля и самооценки. По этой причине им крайне необходимо особое побуждение, чтобы самоконтроль и самооценка существовали в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к его образцу. Соответственно, необходимо обучать детей самоконтролю. Без него просто невозможна творческая деятельность. Воспитание навыков самоконтроля и самооценки у школьников имеет огромное значение, в частности, в изучении математики. Их роль существенно возрастает еще по той причине, что на современном этапе большая часть внимания уделяется созданию на занятиях проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений.

    Целью нашего исследования было определение путей формирования самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, проведя наблюдение и эксперимент с ребятами, мы делаем вывод, что наша гипотеза подтверждается. Эффективность формирования навыка самоконтроля у школьников младшего возраста достигается в результате применения разнообразных приемов, среди которых можно выделить взаимную и индивидуальную проверку выполненного задания; решение задач разными способами и решение специально подобранных заданий. Ввиду этого обучение самооценке и самоконтролю должно присутствовать в процессе объяснения нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность. Помимо этого, навыки самоконтроля и самооценки, которые школьники получают в процессе изучения математики, безусловно, пригодится в дальнейшим в их трудовой деятельности и в научном творчестве.

    heapdocs.com