Отношения, психология, жизненные ситуации

Приложение для самооценки

Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»

  1. Познакомить родителей с различными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки.
  2. Способствовать созданию в семьях условий для развития положительной оценки ребенком своей личности.
    • Методика “Какой Я?” (см. Приложение 1).
    • Методика «Цветик-восьмицветик»(Прохоров А.О., Велиева С.В.)(см. Приложение 2).
    • Подготовка информации для родителей: “Письмо-обращение детей к своим родителям” (см. Приложение 3).
    • Подготовка памятки для родителей “10 заповедей для родителей” (см. Приложение 4).
    • Презентация для родителей по теме (см. Приложение 5).

    Форма проведения: родительское собрание.

    Участники: педагог-психолог, родители, воспитатели.

  3. Вступительная часть.
  4. Разминка. Введение в проблему.
  5. Презентация по теме.
  6. Обсуждение результатов микроисследования.
  7. Обсуждения проблемы родителями и обмен мнениями.
  8. Заключительная часть. Рефлексия.

Организационный этап: Подготовить необходимое мультимедийное оборудование для просмотра презентации, доска с маркерами, бумага для записей, ручки.

1. Вступительная часть.

Выступление педагога-психолога: Здравствуйте уважаемые родители! Очень рада видеть Вас на нашем родительском собрании. И начать нашу встречу мне хотелось бы с притчи:

(притча) Пришел Ученик к Учителю и стал жаловаться на свою нелёгкую жизнь. Попросил он у Учителя совета, что же делать, когда столько всего навалилось и так трудно, что просто руки опускаются. Учитель, молча, поднялся, принёс четыре котелка с водой и поставил перед собой.

В один котелок он кинул морковку, в другой положил яйцо, в третий отправил – деревянную чурку, а в четвёртый всыпал раздавленные зёрна кофе.

Через какое-то время Учитель вынул все эти вещи из воды.

— Что изменилось? – спросил он.

— Ничего… – ответил ему Ученик.

Учитель кивнул и поставил все четыре котелка с водой на огонь. Когда вода в них закипела, он снова бросил в один котелок деревянную чурку, в другой – яйцо, в третий – морковку, в четвёртый – всыпал раздавленные зёрна кофе. Спустя некоторое время Учитель вынул морковь, деревяшку и яйцо, а в чашку налил ароматный кофе. И опять Ученик ничего не понял.

— Что изменилось? – снова спросил Учитель.

— Случилось то, что должно было случиться. Яйцо и морковка сварились, деревянная чурка не изменилась, а кофейные зёрна растворились в кипятке, – ответил ему Ученик.

— Это лишь поверхностный взгляд на вещи, – сказал Учитель. — Посмотри-ка внимательнее.

— Морковь — разварилась в кипятке и из твердой стала мягкой и легко разрушающейся. Даже выглядеть она стала по-другому. Деревяшка – совсем не изменилась. Яйцо – хоть внешне и не изменилось, но внутри стало твердым, теперь ему не страшны удары, от которых прежде оно бы вытекло из своей скорлупы. Кофе – окрасил воду, придав ей новый вкус и аромат.

На это Учитель ответил так:

— Вода – это наша жизнь, а огонь – это всяческие перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, яйцо, дерево, и кофе – типы людей. Ведь разные люди и меняются по-разному в тяжелые моменты жизни.

Человек-морковь. Таких людей большинство. Они лишь в обычной жизни кажутся твердыми, а в моменты жизненных передряг эти люди становится мягкими и скользкими. Они быстро опускают руки, винят во всех бедах других или непреодолимые внешние обстоятельства.

Немного придавило и … «морковки» уже в панике, они психологически раздавлены. Как правило, такие люди легко становятся жертвам моды, они легко внушаемы. «Морковки» хотят, чтобы у них всё было «как у людей», именно на таких делают свои состояния политики и удачливые торговцы.

Человек-дерево. Таких людей меньше, чем первых. Они не меняются, и в любых жизненных ситуациях остаются самими собой. Как правило, такие люди хладнокровны, они цельны и потому внутренне спокойны. Именно такие люди и показывают другим, что сложные жизненные обстоятельства – это всего лишь жизнь, а за черной полосой неизменно наступает белая.

Человек-яйцо. Это такие люди, которых жизненные невзгоды только закаляют и делают крепче! Таких мало. В обычной жизни такие люди – никто, зато в тяжелые времена они словно твердеют, упорно преодолевая внешние обстоятельства.

— А что же с кофе? – воскликнул Ученик.

— О – это и есть самое интересное! Под воздействием невзгод зерна кофе растворяются в окружающей среде и превращают безвкусную пресную воду в ароматный, вкусный и бодрящий напиток! – ответил ему Учитель, с наслаждением прихлебывая из чашки ароматный кофе.

Человек-кофе. Это Особые Люди, и их – единицы, да и то не из каждой сотни. Эти люди не то что не меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, они сами изменяют жизненные обстоятельства! Они меняют старые отжившие идеи, изменяя их или заменяя на что-то прекрасное, извлекают пользу из неблагоприятных ситуаций, изменяя жизнь всех людей вокруг.

Поучительная притча, не правда ли? И я думаю, что каждый родитель не хотел бы, чтобы его любимое чадо в жизни оказалось бы морковкой, хотя понятно, что и до кофе далеко не каждый сможет дотянуть. Но ведь именно это в наших силах – силах родителей.

Известный психолог Эрик Берн в психологии личности ввел психологические понятия – «принц» и «лягушка». Он занимался исследованием личности человека, изучал причины, которые влияют на формирование того или иного типа личности и делил всех людей на «принцев» и «лягушек». «Принцами» он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать строить планы, ставить цели и успешно достигать.

«Лягушками» — людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и не способных достигать успеха. По мнению Берна, все люди рождаются «принцами» и лишь потом, в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращаются в «лягушек».

Ребёнок приходит в мир чистым и свободным. А затем. В его жизни появляются условия, правила, стереотипы, нормы, законы, носителями которых являются, кто? Правильно – родители. Вот о том, как нам воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства, ребенка со здоровой самооценкой мы с вами сегодня и поговорим.

Актуальность выбранной темы: Еще И.В. Гете писал: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!». Самооценка является основой личности каждого человека, в том числе ребенка. Это оценка самого себя, она закладывается в детстве и оказывает влияние на всю жизнь. Правильная самооценка имеет большое значение, так как помогает ориентироваться в своих поступках и желаниях, в окружающем мире и на пути к целям позволяет действовать оптимальным образом. Завышенная или заниженная самооценка препятствует гармоничному развитию ребенка и усложняет его жизнь.

2. Разминка. Введение в проблему.

Педагог-психолог: Символом обсуждаемой темы объявляется зеркало (символизирующее самооценку). Пожалуйста, нарисуйте на своих листочках зеркало, определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большое зеркало означает – огромное влияние самооценки на формирование личности ребенка, маленькое — незначительное. Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.

Педагог-психолог: Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей).

Вывод: Вопрос, о том, стоит ли уделять особое внимание формированию здоровой самооценки у ребенка, является актуальным. Вырабатывать здоровую самооценку у ребенка нужно, и нужно уже с первых лет жизни. Отношение к себе с годами может меняться, однако фундамент самооценки закладывается именно в детстве. Ведь даже грудной ребенок – это полноценный человек, просто еще маленький и беспомощный. Любящие родители должны помочь ребенку расти и развиваться и в разумных пределах предоставлять ему для этого свободу. Как сказал Максим Горький: «Любить детей – это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их – это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни». С помощью проработки сегодняшней темы и предложенных рекомендаций, я надеюсь, вы сможете найти подход к своему ребенку и сделать общение с ним приятным, эффективным, бесконфликтным. Возможно, что после сегодняшней встречи, вам придется пересмотреть и отношение к себе. Ведь, чтобы воспитать уверенную в себе личность с чувством собственного достоинства, нужно самим быть примером.

3. Презентация по теме. Просмотр презентации (Приложение 5)

4. Обсуждение результатов микроисследования.

Педагог-психолог: предлагаю сейчас провести упражнение «Аукцион похвал». Замечено, что обычно мы гораздо чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в выполнении учебных заданий, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей, воспитателей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты. Представьте себе, что ваш ребенок вас приятно удивил. Что вы ему скажете? Родители по очереди предлагают различные варианты похвал ребенку. Побеждает тот, у кого получилось лучше. Заповеди для родителей (см. Приложение 4) /выдать в виде памятки каждому родителю/.

Педагог-психолог: с детьми нашей группы была проведена методика «Какой Я?». Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника (см. Приложение 1). Сейчас мы с вами проведем эту методику, а затем я ознакомлю с результатами ваших детей. У вас будет возможность сравнить, совпадает ли самооценка вашего ребенка с оценкой, данной им вами.

Педагог-психолог: а еще я хочу предложить вам для размышления результаты методики «Цветик-восьмицветик» (Прохоров А.О., Велиева С.В.) (см. Приложение 2). Эта методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, то есть к вам, их отношение к ребенку.

5. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.

Ознакомившись с результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы. Письмо-обращение (см. Приложение 3) /обсуждение и выдача каждому родителю/.

6. Заключительная часть.

Родители записывают на небольших листочках знания, приобретенные или расширенные на собрании, и приклеивают свои листочки к заранее приготовленному контуру пирамиды.

Вывод: Родители любят своих детей и, естественно, желают им самого лучшего. Все хотят, чтобы их дети были счастливыми, успешными, достойными, однако часто делают совсем не то, что нужно для достижения такой цели. Поэтому родителям просто необходимо знать, каким образом формируется у ребенка самооценка и как она влияет на его развитие и дальнейшую жизнь. Важно уметь видеть в ребенке личность и признавать ее право на свои мнения, желания, самостоятельность, конечно, в разумных пределах, с учетом возраста.

Педагог-психолог: А закончить нашу встречу мне хотелось бы стихотворением «Жизнь – бумеранг!».

doshkolnik.ru

Приложение для самооценки

Лист самооценки педагогической деятельности учителя. Аннотация: Приложение к . Для того. чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей.

Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая. Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по. достоинству оценить собственные сильные стороны.

Сайт Забайкальского государственного колледжа — Аттестация. Аттестация. Рекомендации для педагогических работников, претендующих на установление соответствия требованиям, предъявляемым первой или высшей квалификационным категориям. Составление заявления педагогическим работником, претендующим на первую или высшую квалификационную категорию (аргументированное изложение заявки аттестовать на ту или иную квалификационную категорию). На этом этапе педагогический работник имеет право получить консультацию, пройти курсы повышения квалификации, получить рекомендации по самоподготовке в ГУ ЦРПО Забайкальского края. Необходимо пользоваться образцами заполнения бланков заявлений на первую и высшую квалификационные категории.

Лист самооценки педагогической деятельности преподавателя. Для аттестации на высшую категорию заполняла лист самооценки. Своевременное заполнение различных электронных форм, баз данных. Подтверждение: лист оценки мероприятия, протокол мероприятия.

Бланк заявления формируется в печатном варианте, личная подпись — подписывается. Бланк заявления следует заполнять аккуратно, грамотно, не допуская сокращений. В описании результатов работы к основанию на соответствие требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, следует показывать качество педагогической деятельности в динамике за 3 – 5 последних лет в цифрах, фактах, в выводах. Например: Владею современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяю их в образовательной деятельности (указать конкретную информацию из опыта своей педагогической деятельности за последние 3- 5 лет)Имею стабильные результаты усвоения обучающимися (студентами) образовательных программ и показатели динамики их достижений, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (указать конкретную информацию из опыта своей педагогической деятельности за последние 3- 5 лет; Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания (указать конкретную информацию из опыта своей педагогической деятельности за последние 3- 5 лет). Подача заявления в аттестационную комиссию не позднее, чем за три месяца до окончания срока предыдущей аттестации (лично по адресу — г. Ленина, 2, 2 этаж, ГУ ЦРПО Забайкальского края; по факсу – (8.

Лист самооценки педагогической деятельности учителя. Ческой деятельности учителя (далее – Лист самооценки). После заполнения Листа самооценки рассчитываются средние значения.

Необходимо соблюдать сроки подачи заявления на квалификационные категории (первую и высшую): — за 3 месяца до окончания даты предыдущей аттестации; — если пятилетний срок предыдущей аттестации уже истек и заявление подаётся на соответствие требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, то в заявлении следует указывать «квалификационной категории не имею». Заявление на высшую квалификационную категорию может подать тот педагогический работник, который имеет установленную первую квалификационную категорию, проработавший в данной должности не менее двух лет. Заполнение Листа самооценки и подача его в Аттестационную комиссию в течение месяца после даты подачи заявления (возможна подача Листа самооценки одновременно с заявлением). Доведение до сведения педагогического работника сроков проведения аттестации, установленных Аттестационной комиссией для каждого работника индивидуально с учётом срока действия ранее установленных категорий. Выезд экспертной группы в образовательное учреждение аттестуемого педагогического работника. Прохождение аттестации на установление соответствия требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям предполагает: — показ педагогическим работником 1- 2- х уроков (занятий, мероприятий) с обязательным последующим самоанализом; — собеседование с педагогическим работником; — собеседование с руководителем образовательного учреждения (его заместителем); — наблюдение за поведением обучающихся (студентов) и педагогическим работником на уроке (занятии, мероприятии) и переменах; — опрос обучающихся(студентов), их родителей, коллег педагогического работника; — анализ организации рабочего пространства; — анализ рабочих программ и материалов к урокам (занятиям, мероприятиям) (дидактических и методических); — результаты проводимых в ОУ опросов и диагностик обучающихся (студентов); — результаты самооценки педагогического работника и данные диагностики его компетенций; — результаты учебной деятельности обучающихся (студентов); — анализ участия обучающихся (студентов) в олимпиадах, конкурсах, проектах; — анализ записей в дневниках (тетрадях) обучающихся(студентов); — анализ подготовленных педагогическим работником характеристик обучающихся (студентов); — анализ журналов и результатов их проверки; — анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации; — используемые (созданные) способы и методы педагогической деятельности; — результаты участия в конкурсах педагогического мастерства; — проведение тестирования на знание предмета (при необходимости); — проведение тестирования (собеседования) на знание нормативных и программно — методических материалов по предмету; — анализ имеющихся поощрений и наказаний. Вынесение решения Аттестационной комиссии о соответствии (несоответствии) требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной комиссии, занесение решения и необходимых сведений в аттестационный лист работника.

Направление в образовательное учреждение аттестационного листа и выписки из приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Издание приказа по образовательному учреждению об установлении педагогическому работнику первой или высшей квалификационной категории на срок её действия. Образец заявления. В аттестационную комиссию Министерства образования,науки и молодежной политики Забайкальского краяот .

Методическая разработка Лист самооценки педагогической в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Для каждого урока в листе самооценки есть отдельная графа: 1. Рядом с рисунком изделия здесь расположена шкала&nbsp. Как правильно написать приложение? Как правильно заполнить лист самооценки? Как подготовиться к проведению квалификационных испытаний?

ditccontact.weebly.com

Приложение к вопросу 5. Таблица 6

Регулярность и полнота обновления данных в ЭБД

Процент заполнения и актуализации ЭБД

% педагогического, учебно-вспомогательного, административного персонала, имеющего оборудованные ПК рабочие места и доступ к ЭБД

Регулярность и частота использования результатов мониторинга в управленческой деятельности в ОУ

Использование результатов мониторинга в целях информирования родителей и обучающихся о результативности деятельности ОУ

Приложение к вопросу 6. Таблица 7

Регулярность проведения мониторинговых исследования по выявлению потребностей и удовлетворенности обучающихся и родителей реализуемой ОУ образовательной программой

Степень удовлетворенности обучающихся и родителей реализуемой ОУ образовательной программой (средний показатель за три последних учебных года)

Наличие обучающихся по индивидуальным учебным планам (за исключением детей, обучающихся по состоянию здоровья на дому)

Процент выпускников, которые получили за ЕГЭ по математике, русскому языку положительные отметки (средний показатель за три года) *

Процент обучающихся, справившихся с итоговыми контрольными работами при прохождении ОУ последней аккредитации (аттестации)

Наличие обучающихся – призеров олимпиад, предметных конкурсов областного уровня (показатель за три последних учебных года)

Муниципальное образовательное учреждение Ширинская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение Николо-Горская основная общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение Петровская средняя общеобразовательная школа

Моу школа №73 построена в 1954 году, расположена в микрорайоне ОАО «Ярославский радиозавод» под названием Липовая гора

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторная школа – интернат №10

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 г. Ярославля

Моу сош №60 функционирует с 1959 года в микрорайоне фабрики «Красный Перевал» города Ярославля

Учредитель школы – Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района

Моу дод дюсш «Старт» спортивное многопрофильное учреждение дополнительного образования, основное предназначение которого реализация.

При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.

lib3.podelise.ru

20 способов повысить самооценку

Отказаться от любой деструктивной критики и самокритики.

Деструктивная критика – это негативная оценка человека, действий или событий, что подразумевает попытку навязать миру свою точку зрения. Навязывание — это насилие, а жизнь не любит насилия, поэтому не тратьте свою энергию на то, что обернется против вас же. Если вы не можете без критики, измените ее с деструктивной на конструктивную, способствующую исправлению ситуации.

Отказаться от негативных мыслей, перестать терроризировать себя разрушительными установками. Мысли творят наше будущее – о чем думаем постоянно, то и притягиваем. Думаем о плохом – притягиваем плохое, думаем о хорошем – притягиваем хорошее. Подпитывайтесь позитивом и распространяйте его вокруг – это эффективный способ повысить самооценку.

Перестать винить себя и оправдываться. Если вы сделали что-то неправильно, и вас в этом обвиняют, просто признайте это, как факт. К чему лишние эмоции и оправдания? Да, виноват, да, исправлюсь. Не загоняйте себя в чувство вины и не ищите оправданий – это всё в прошлом. Будьте в настоящем и думайте о будущем творчески и позитивно – такой способ мышления наиболее оптимален для человека.

Больше общаться с позитивно настроенными и уверенными в себе людьми, которые не пытаются на вас давить или делать «ниже». Выберите или перестройте свой круг общения, так как от этого напрямую зависит ваша самооценка и уверенность в себе. Говорят «С кем поведешься – от того и наберешься».

Заниматься любимой деятельностью, которая приносит настоящую радость или удовлетворение. Если это не про вашу работу, значит нужно найти хобби, которое будет давать вам ощущение, что жизнь проживается не зря. Делая то, что вам по-настоящему нравится делать, вы обретаете уверенность в себе и, возможно даже, смысл жизни, а это значительно поднимает самооценку.

Быть терпеливым с самим собой. Меняя себя и внедряя в свою жизнь новую позитивную модель поведения, нам хочется немедленного вознаграждения за свои действия, но следует учитывать, что в материальном мире следствие отделено от причины каким-то количеством времени, и не всегда воздаяние приходит сразу.

Планировать свое будущее. Поставьте себе реальные (вполне достижимые) цели, распишите реальные шаги по их достижению и регулярно воплощайте их в жизнь – это эффективный способ достижения успеха и обретения уверенности в себе. Не откладывайте на завтра и не позволяйте уму обдумывать больше, чем реально необходимо, так как уму свойственно думать много лишнего, сомневаться и находить оправдания, «почему бы этого не сделать». Если разум (а у женщин — интуиция) говорит «надо» и «лучше вот так», значит надо, и именно так.

Прекратить жалеть себя и других. Если мы жалеем, значит, соглашаемся, что человек не может справиться с проблемой, что жизнь несправедлива, и что в следующий раз жертвой могу стать я. Если можете помочь человеку – помогите, но не настраивайтесь на негативную волну сочувствия и жалости, потому что сделаете хуже и себе, и другим. Попытки получить жалость и сочувствие (вместо реальной помощи) – это проявление подсознательного желания, «чтобы другим было не лучше, чем мне».

С благодарностью принимать подарки судьбы. Очень часто люди думают, что слепая судьба посылает блага таким как я — недостойным. Судьба никогда не ошибается – просто существует задержка во времени, и мы не всегда можем отследить, за что нам пришло то или иное благо. Принимая подарки судьбы, продолжайте делать добрые дела, делитесь позитивом с другими, и вам будет возвращаться все больше и больше добра. Такой способ взаимодействия с миром наиболее разумен.

Не быть самонадеянным: «один в поле не воин». Просить о помощи — это не признак слабости, а свидетельство мудрости. Слабый стесняется и проигрывает, а сильный, когда ощущает, что нуждается в опоре, просит о поддержке, потому что он сам никогда не отказывает в помощи, если это в его силах и не противоречит здравому смыслу. Мы можем решать задачи, которые жизнь ставит перед нами, но никто не говорит, что это нужно делать в одиночку. Наоборот, взаимодействие с окружающим нас миром — это залог успеха. Найдите свою опору — и вы станете во много раз сильнее, обретете уверенность в себе и научитесь доверять окружающему миру.

Любить свои недостатки и беды. Любые трудности и проблемы делают нас сильнее, если мы их преодолеваем, а не сопротивляемся. Сопротивление ситуации лишь усиливает ее, потому что мы не пытаемся принять её, а отталкиваем. Следовательно, решения нет, а скорректировать ситуацию можно, только приняв её. Справляйтесь с возникающими проблемами и ситуациями, это здорово повысит вашу самооценку.

Заботиться о своём теле, ведь это не одежда, которую вы можете сменить по желанию в любой момент. Содержите тело в чистоте, лечите и предупреждайте болезни. Больной человек всегда слабее здорового. Зачем создавать самому себе лишние трудности?

Доводить все дела до конца, так как незаконченные дела снижают самооценку и уверенность в себе, напоминают нам о поражении и слабости. Никогда не бросайте дела на полпути — тогда вам будет не в чем себя упрекнуть. Это замечательный способ постепенного повышения уверенности в себе.

Не зацикливаться на обладании. Любая принадлежащая вам вещь, может внезапно исчезнуть или сломаться. И чем она была дороже, тем тяжелее её потеря, и тем больше эта утрата вас ослабит. Также и люди, которых мы пытаемся себе присвоить, в любой момент могут от нас уйти, а зависимость остается. В конечном счете, всё принадлежит Богу, а в нашем пользовании находится только временно, не забывайте об этом. Поэтому будьте благодарны за то, что у вас есть, но не привязывайтесь к этим временным вещам.

Перестать показывать свою значимость и делать вид, что вы лучше других. Если вы не соответствуете образу, который демонстрируете, окружающие будут ставить вас на место, и вы будете выглядеть смешно. Кроме того, таким поведением вы будете притягивать того, кто захочет помериться с вами тем, чем обычно меряются, и вы можете позорно проиграть, что никак не поспособствует повышению самооценки.

Преодолеть свои страхи. Страхи — это самый главный разрушитель вашей уверенности в себе. Старайтесь чаще делать поступки, которые боялись делать, но обходитесь без глупостей, никому не нужного геройства и неоправданного риска. Может оказаться, что преодоление страхов – это наилучший способ добиться успеха.

Помогать людям, приносить пользу обществу и настраивать других на позитивную волну. Это придаст вам уверенности в себе; а когда вы поймете, что приносите людям пользу, уже не будете считать себя неудачником.

Действовать решительно и целенаправленно, не оглядываясь назад и не переживая о прошлых неудачах. Сконцентрируйтесь на цели и смело идите к ней; и когда вы её достигните, уже не будет необходимости поднимать самооценку.

Изучать мудрость, пытаясь проникнуть в самые важные тайны жизни («кто я?», «что я здесь делаю?», «как это все устроено?» и получить ответы на эти вопросы.) По мере самопознания и духовного роста исчезают комплексы, неуверенность в себе и другие проблемы материального существования.

Любить себя сейчас и всегда. Вы – уникальный человек, с неповторимым набором качеств и способностей, вы – неотъемлемая часть жизни, у вас уникальная роль и место в жизни. Бог создал вас именно таким; если бы он хотел вас другого – сделал бы другим. Творец принимает вас именно таким, какой вы есть в каждый момент времени, поэтому нет смысла не принимать себя и не любить. Понимание этого сильно улучшает самооценку, не так ли? Поэтому никогда не ждите, что придет тот светлый миг, когда вы заслужите свою же собственную любовь, а то эта минута просто никогда не наступит.

visualife.newmobapp.com

Приложение 14 Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Рекомендации для родителей

Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний в подготовке детей к школьному обучению. Но также известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.

Родители должны помнить об основных правилах в воспитании:

1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать. подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует

Продолжение приложения 14

3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть.

5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

7. В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

rushkolnik.ru

Приложение №2 "Шкала самооценки"

Методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

Цель. Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность). Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

Порядок исследования. Текст методики зачитывается экспериментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее приготовленных бланках. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. Испытуемые, отвечая на утверждения первой части опросника (М° 1-20), выбирают один из четырех вариантов ответов: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу. Для второй части опросника (утверждения № 21-40) варианты ответов иные: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.

Инструкция. "Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов один, наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да.

После того, как будут зачитаны все предложения первой части, предлагаются новые варианты ответов: "Для следующих 20 утверждений, которые будут вам предложены, варианты ответов другие: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда. Вы так же выбираете самый подходящий и записываете соответствующее ему число".

Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 – (å1), затем сумма остальных чисел: №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19,20 – (å2). Затем вычисляется показатель уровня реактивной тревожности:

Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:

где å1 – сумма чисел-ответов на утверждения №№ 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

å2 – сумма остальных чисел по пунктам №№ 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Если полученная сумма меньше 30 – это показатель низкой тревожности,

31-45 – умеренная тревожность,

46 и более – высокая тревожность.

Мне ничего не угрожает.

Я нахожусь в напряжении.

Я испытываю сожаление.

Я чувствую себя свободно.

Меня волнуют возможные неудачи.

Я чувствую себя отдохнувшим.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

Я уверен в себе.

Я не нахожу себе места.

Я не чувствую скованности, напряженности.

Я слишком возбужден, и мне не по себе.

Я испытываю удовольствие.

Я очень быстро устаю.

Я легко могу заплакать.

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

Обычно я чувствую себя бодрым.

Я спокоен, хладнокровен и собран.

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

Я слишком переживаю из-за пустяков.

Я вполне счастлив.

Я принимаю все слишком близко к сердцу.

Мне не хватает уверенности в себе.

Обычно я чувствую себя в безопасности.

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

У меня бывает хандра.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

Я уравновешенный человек.

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

При профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.

Ниже методика "Прогноз" разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

www.newreferat.com

Более десяти лет я работаю в начальной школе и вижу, что есть немало ребят, которым необходима педагогическая поддержка и психологическая помощь с моей стороны (ведь не будешь же бегать каждую минуту к школьному психологу). Прежде всего, меня волнует то, как каждый ребенок относится к себе, насколько хорошо ему в школе. Подскажите, пожалуйста, как можно это определить?

Светлана Владимировна, г. Москва

Уважаемая Светлана Владимировна! Спасибо Вам за вопрос. В своем письме Вы затронули одну из острых проблем современной начальной школы – формирование положительного отношения ученика к себе, к значимым для него окружающих людям – одноклассникам, учителю. Ведь именно от того, насколько ребенок позитивно относится к себе, будет зависеть успешность его отношений с другими, с миром.

Статья опубликована при поддержке Интернет-магазина KremlinStore.ru. Интернет-магазин KremlinStore.ru, это место в котором всегда можно найти новинки из ассортимента таких компаний, как Apple, HTC, Samsung, SGP, Kajsa и других. Если вам нужен чехол для iphone 5S или дополнительный аккумулятор, то вы с легкостью найдете их на официальном сайте магазина http://kremlinstore.ru.

Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому учитель во многом ответствен за ее формирование. Начиная с первых дней обучения в школе самооценка ребенка зависит от успешности в учебной деятельности, от характера межличностных отношений в классе: с учителем, одноклассниками.

Предлагаем разработанную нами методику «Лесенка», которая эффективно используется в течение ряда лет учителями на практике с целью изучения самооценки младших школьников.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный.

Групповой вариант позволяет учителю оперативно выявить уровень самооценки его учеников.

При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку школьника, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Ниже описывается технология проведения методики «Лесенка». Рисунок к методике приводится в Приложении.

Групповое изучение самооценки младшего школьника

Учебные материалы: у каждого ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

1. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

2. Повторить инструкцию еще раз.

3. Поблагодарить ребят за работу.

Индивидуальное изучение самооценки младшего школьника

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. Обязательно поблагодарите ученика за ответы.

Учебные материалы: для ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.

1. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».

2. В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

3. Поблагодарите ребенка за работу.

Интерпретация результатов

При анализе полученных данных исходите, пожалуйста, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

По нашей статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь:

«Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников.

«Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

В наших исследованиях было показано, что ученики, стабильно проявляющие интерес к совместной деятельности, имеют более высокий уровень межличностных отношений, хорошо адаптируются к школе.

Поэтому организация совместной деятельности младших школьников (работа в парах, в группе, в коллективе) как на уроке, так и во внеучебное время должна стать одним из направлений деятельности учителя.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Таким образом, уважаемая Светлана Владимировна, используя в своей практике методику «Лесенка», Вы можете не только изучать самооценку своих учеников (предлагая выполнить методику повторно), но и отслеживать характер ее изменения, выявляя причины этого процесса.

Желаю Вам успеха в этом многотрудном, но благодарном деле!

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки младших школьников

nsc.1september.ru