Отношения, психология, жизненные ситуации

Профилактика семейных конфликтов это

Семейные конфликты. Профилактика и лечение

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга протоиерея Павла Гумерова «Семейные конфликты. Профилактика и лечение. Взгляд священника».

Книга протоиерея Павла Гумерова является по сути пособием по семейной конфликтологии. В первой части кратко изложены базовые понятия науки о конфликтах, разбираются способы решения конфликтных ситуаций. Последующие части посвящены профилактике и урегулированию семейных конфликтов.

Отец Павел напоминает, что главное в семейной жизни — это сохранение мира и любви, поэтому наиболее конструктивными, продуктивными стилями поведения в конфликтной ситуации являются сотрудничество и компромисс.

Целая глава в книге посвящена сильному конфликтогенному фактору — стрессу, в состоянии которого почти постоянно находится современный человек. Что же такое стресс и как с ним справиться? «Охлаждение веры, — отвечает отец Павел. — Боязнь, страх, неуверенность, депрессия происходят от маловерия или полного неверия в Промысл Божий».

В книге автор говорит не только о семейных конфликтах, но и о том, как супругам строить свои взаимоотношения, чтобы предупреждать конфликтные ситуации, то есть «стелить соломку».

Каковы причины измельчания мужского пола и «возмужания» женского? Как дальше жить, если в семье произошла трагедия: один из супругов изменил другому? Как справиться с ревностью и обидой? Можно ли простить предательство и как пережить разлуку?

«Вас не понимают близкие? У вас конфликты в семье или на работе, и вы хотите узнать, как их преодолеть? Книга отца Павла Гумерова поможет ответить на все эти вопросы и станет настольной для людей, которые хотят понять себя и других. Она глубока по содержанию и вместе с тем доступна в изложении. Подкупают ее искренность и доверительное отношение к читателю как к близкому собеседнику», — пишет о новой книге протоиерея Павла Гумерова православный семейный психолог И.А. Рахимова.

  • О конфликтах в семье.
  • Введение
  • Часть I. Немного конфликтологии
    • Глава 1. Ссора или конфликт?
    • Глава 2. Несовпадение взглядов: у каждого своя колокольня
    • Глава 3. Конструктивный конфликт лучше доброй ссоры
    • Глава 4. Разрешение конфликтов: стратегия и тактика
    • Глава 5. Стрессы и конфликты
    • Глава 6. Мужчина и женщина в ситуации стресса
    • Часть II. Профилактика — лучшее лечение
      • Глава 1. Три кита семейного счастья
      • Глава 2. Самое главное в браке. Как сохранить любовь
      • Глава 3. Что есть семейная жизнь и как на нее настроиться
      • Глава 4. Глава семьи и его помощница. Взаимное почитание
      • Глава 5. Психологические тормоза
      • Глава 6. Общение значит общность
      • Часть III. Супружеские конфликты
        • Глава 1. Почему мы разные
        • Глава 2. Идеализация
        • Глава 3. Разрешаем конфликт продуктивно
        • Глава 4. Семейные кризисы
        • Глава 5. Измена. Ревность. Расставание
        • Глава 6. Прощение
        • Часть IV. Семейные конфликты
          • Глава 1. Родители и дети
          • Глава 2. Подростковый бунт.
          • Глава 3. Вековечный конфликт, или «Мой зять украл машину дров»
          • Глава 4. Наши родители
        • Мир вашему дому!Заключение
        • Семейная жизнь Вопросы и ответы
        • pravoslavie.ru

          Конфликты между супругами: как уладить и не допустить

          Супружеские конфликты: причины возникновения, способы решения, методы предотвращения.

          Ученые изучили природу супружеских конфликтов и выявили наиболее часто встречаемые причины и источники их возникновения. К ним относят:

        • эгоизм;
        • сексуальную неудовлетворенность;
        • психологические напряжения из-за отсутствия внимания, заботы, ласки, подарков, понимания чувства юмора и т.д.;
        • пристрастность одного из супругов к вредным привычкам или зависимостям, которые существенно снижают качество полноценной жизни и приводят к неэффективной экономии бюджета;
        • разногласия по поводу материальных затрат или содержания;
        • неудовлетворенность в окружающей семейной обстановке (одежда, еда, построение быта и пр.);
        • супружеская неверность;
        • разные взгляды на отдых, рабочее время, хобби, потребности, интересы и жизнь в целом.
        • Существует и множество других факторов, которые нередко супруги указывают при разводе.

          Психологи также выделяют некие переломные моменты. Именно в эти периоды зафиксировано наибольшее количество распадов семей. Речь идет о 6 периодах после момента заключения брака:

          1. 1,5 месяца (молодожены только-только начинают узнавать друг друга в браке).
          2. 8 месяцев (бытовая жизнь становится серьезной опасностью).
          3. 2,5 года (супруги становятся друг другу менее интересными, в том числе и в сексуальном плане).
          4. 4 года (спустя это время в семье, как правило, уже есть ребенок, и сейчас он отнимает слишком много времени, появляются разногласия при воспитании).
          5. 7 лет (ученые склоняются к той версии, что каждые семь лет многие процессы в организме человека обновляются, с чем, собственно, и связан переломный момент).
          6. 12 лет (на этот период в большинстве случаев приходится кризис среднего возраста).
          7. Также стоит учитывать, что множество семей разводятся в первый год после рождения первенца.

            Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Ответ читай здесь.

            Природа каждого конфликта различна, поэтому им часто присваиваются разные типологии.

            Одним из наиболее раскрывающим сущность проблем такого рода считается такой вариант, где конфликты делятся на 3 основных вида:

            1. Актуальные. Они возникают по сиюминутному поводу, выражаются в ярких вспышках.
            2. Прогрессирующие. Они заметны в тех ситуациях, когда люди долго не могут приспособиться друг к другу ввиду разных причин. Поэтому растет нервное напряжение и недопонимание.
            3. Привычные. Эти конфликты связаны с теми противоречиями, которые давно устоялись между супругами, при этом ни один из них не хочет идти навстречу и решать проблему. Чаще такое поведение основывается на различиях в мировоззрении и воспитании. В большинстве случаев супруги не могут решить такие конфликты самостоятельно.
            4. Все эти ссоры могут переходить в разные стадии и в той или иной степени сказываться на качестве семейной жизни. Различными могут быть и последствия каждой ссоры.

              Способы разрешения супружеских конфликтов ^

              Основные способы, которые помогут исчерпать конфликт:

            5. Переговоры. Такой вариант подходит для тех супружеских пар, которые готовы к диалогу. То есть они готовы как говорить, так и слушать. И не просто слушать, а слышать. Разница состоит не только в том, что один дает возможность высказаться другому, но и стремится принять к сведению и всесторонне проанализировать то, что было сказано «оппонентом».
            6. Отказ от желания победы. Часто конструктивного выхода не удается достичь только потому, что каждый из супругов хочет остаться правым. Именно его слово должно быть последним. И точка. Любящие друг друга люди, желая этого, могут часами ходить вокруг одного и того же, прибегая не только к повышенному тону, но и к оскорблениям, унижениям и физической силе. А выход достаточно прост – либо каждый остается при своем мнении, а уж время покажет, кто был прав, либо отдать победу, чтобы исчерпать конфликт.
            7. Распределение сфер доминирования. Этот способ достаточно резок, и не каждая семья готова к нему прибегнуть. Здесь четко обозначаются границы доминирования в семье. Чаще лицом, принимающим решения, считается муж. В таком случае все попытки разногласия сразу пресекаются доминирующим лицом, которое оставляет за собой всю ответственность за принятое решение.

            Каковы основные причины конфликтов? Узнай в статье.

            О методах управления конфликтами и стрессами в организации читай здесь.

            Обсуждение приоритетов, планов, целей

            Семья не должна строиться на одних только чувствах. Нужен и конструктивный подход. Множество конфликтов и психотравмирующих последствий удастся избежать при помощи разговора (или нескольких), где каждый из супругов (а лучше – пока еще не состоявшихся) рассказывает о том, как видит модель идеальной семьи:

            • кто будет главным;
            • кто решает вопросы одного характера, кто – другого;
            • что входит в обязанности мужа и жены;
            • как распределяются роли после рождения ребенка и т.д.
            • Необходимо обсуждать и намеченные цели, которых желает достичь каждый из них. Именно так, путем анализа и обсуждения, удается достичь предупреждения множества супружеских конфликтов.

              Готовность к большой работе

              Пары, которым удалось избежать развода, знают, что семейного счастья, единства и благополучия нельзя достичь, ничего не делая. Каждый из супругов должен быть готов к тому, что придется проделать немало работы.

              В большей степени речь идет о моральной стороне. Нужно научиться многому и при этом не опустить руки при очередной сложности. Стоит быть готовым и к тому, что не всегда все будет получаться.

              Самое главное – не нужно расслабляться и начинать думать, что лишь вторая половинка должна вас понимать, уступать, слышать, заботиться и т.д. Необходимо проводить именно совместную работу.

              Умение общаться правильно

              Очень многие проблемы в семье возникают именно из-за неумения супругов общаться друг с другом. Сначала все начинается с малого – возникают обиды, затем – больше: ответная реакция, появление отвращения, поиск лучшего общения где-то в другом месте.

              Все это разрушает семью. Медленно и незаметно. А для того, чтобы в паре царили мир и спокойствие чаще всего нужно только научиться правильно разговаривать друг с другом.

            • избавиться от требований и заменить их просьбами;
            • начать говорить с супругом/супругой так, как вы хотели бы, чтобы общались с вами (стоит обратить внимание на слова и интонацию, способ подачи того или иного факта и т.д.);
            • научиться слушать и принимать чужое мнение (не нужно всегда думать, что прав лишь один – другая точка зрения всегда имеет место быть);
            • как можно чаще прибегать к ласке, нежности, юмору и доброму слову (кстати, все это в большинстве случаев способно быстро погасить разгорающийся конфликт) и т.д.
            • Чтобы избежать конфликтов в семье, нужно постоянно изучать друг друга, подстраиваться и учиться понимать. Каждый человек обладает своими особенностями, поэтому и подход к нему всегда нужен особенный, найти который можно всегда. Было бы желание.

              Видео: Супружеские конфликты

              Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

              Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

              gopsy.ru

              Семейные конфликты и их профилактика

              Понятие конфликта, его сущность и основные причины. Основные типы конфликтогенов, методы их предотвращения и разрешения. Классификации и причины семейных конфликтов, изучение кризисных периодов в браке. Некоторые правила для супругов во избежание споров.

              Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

              Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

              1. Понятие конфликта, его сущность

              2. Классификации и причины семейных конфликтов

              3. Функции конфликта

              4. Профилактика семейных конфликтов

              Список используемой литературы

              Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла.

              Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Изучение межличностных взаимоотношений в семье, изучение причин возникновения семейных конфликтов, т.к. семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

              В контрольной работе отражены исследования различных ученых. Одним из источников являлось пособие Емельянова С.М. Практикум по конфликтологии. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.,2000 с.251

              Целью контрольной работы является, актуализация теоретических знаний по дисциплине психология и педагогика. Подробное изучение материалов согласно выбранной темы. Правильное и грамотное составление основной структуры работы. Составление и выполнение поставленных задач.

              Для реализации поставленной цели были выявлены следующие задачи:

              2. Осуществить краткий теоретический анализ, использовать теоретические источники по данной теме.

              3.Составить введение, заключение и выводы.

              Структура контрольной работы определена объектом исследования, состоянием разработки темы, целью и задачами контрольной работы. Она состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка используемой литературы.

              Изучив литературу по теме «Конфликты в семье и их профилактика», было выявлено:

              1.Понятие конфликта, его сущность

              Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Конфликт (лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

              Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

              Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены — слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.

              Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Однако сам по себе «одиночный» конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конфликтогенов» — их, так называемая, эскалация.

              Эскалация конфликтогенов — на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

              Какова же общая схема этого процесса «обмена любезностями»? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив «обидой на обиду». При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

              Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше — простить обиду. Однако число желающих «подставить другую щеку» не множится.

              Выделяют три основных типа конфликтогенов:

              Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми?

              1. Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

              2. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).

              Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не уничтожать условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и последствия.

              Конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

              Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Гришина Н. В. « Психология конфликта » -. М., 1996 с. 15-18

              2. Классификации и причины семейных конфликтов

              1. Семейные конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений. Важнейшей особенностью семейных отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативной и регулятивной.

              2. Семейные конфликты отличаются и по причинам: ограничение свободы действий, самовыражения членов семьи; отклоняющееся поведение членов семьи (алкоголизм и др.); наличие противоположных интересов, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи; авторитарный тип взаимоотношений сложившихся в семье в целом; наличие трудноразрешимых материальных проблем; авторитарное вмешательство родственников в семью; сексуальная дисгармония партнеров в браке и др.

              3. Особенности семейных конфликтов проявляются в их динамике, а также в формах протекания. В целом динамика семейных конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство, развитие открытого противоборства, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта).

              4. Существенной особенностью семейных конфликтов является и то, что они могут иметь тяжелые социальные последствия. Нередко они заканчиваются трагически. Часто приводят к различным заболеваниям членов семьи. Тяжелые последствия семейные конфликты имеют для детей.

              При анализе семейных конфликтов, особенно супружеских, важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи.

              Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов в этот период составляет до 30 % от общего числа браков.

              Второй кризисный период связан с появлением детей. Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. У супругов появляются новые нелегкие обязанности по уходу за ребенком, его воспитанию. В связи с этим у них существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по вопросам воспитания ребенка. В этот период усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений.

              Третий период кризиса семьи совпадает со средним супружеским возрастом (10-15 лет совместной жизни), который характеризуется насыщенностью друг другом, появлением дефицита чувств.

              Четвертый период кризиса семьи наступает после 18-24 лет супружеской жизни. Основная причина семейного кризиса в этот период связана с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможных измен мужа.

              Одной из основных функций семьи является то, что семья служит источником развития личности для всех входящих в нее членов. Семья является источником развития личности лишь в том случае, если она сама развивается. Распад семейных отношений чаще всего означает то, что члены семьи не смогли подняться в своем личностном росте на ступеньку выше и предпочли разрушение отношений преобразованию их. Естественно, что на каждом этапе существования семьи от супругов требуются разные шаги для сохранения отношений, но общей для всех этапов является необходимость осознания того, что в данный момент в семье происходит.

              В процессе взаимодействия супруги влияют друг на друга, вследствие чего их автономные взгляды претерпевают значительные изменения. После заключения брака должно произойти постепенное слияние двух «я» — мужа и жены, произойти отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Лучшим вариантом является тот, в котором достигается максимально возможное слияние интересов и потребностей. Положительную роль в этом процессе играют готовность супругов открыто обсуждать возникающие разногласия и желание искать компромисс. Отрицательную — установка на манипулирование другим супругом, что предполагает отказ от искренности в отношениях с ним, выработку изощренных методов воздействия на него с целью подчинить себе другого и тем самым одержать победу .

              Если по каким-либо причинам интересы, желания не становятся общими (почему можно наблюдать частое противопоставление их), сохраняется автономность двух «я», то брак становится конфликтным и неустойчивым. Что определяет установки супругов, тормозящие становление единства в молодой семье? В.А. Сысоенко указывает по этому поводу на то, что хотя большинство браков в наше время заключается по любви, любовь эта зачастую эгоистическая, т.е. другого любят за то, что он нужен, без него невозможно удовлетворение каких-то жизненно важных потребностей, т.е. любят скорее всего самого себя, а не объект любви. Однако не всегда брак заканчивается разводом. В процессе взаимодействия супругов эгоистические установки могут трансформироваться в альтруистические. Сысоенко В.А. Супружеские конфликты., М.: Мысль, 1989. 173 с.

              Таким образом, семейный конфликт на начальных этапах супружества призван выполнять две функции:

              1) Быть источником образования новой системы ценностей семьи, общих ценностных ориентаций супругов, на основе чего будет происходить отождествление их потребностей, интересов, желаний, намерений.

              2) Быть средством переработки собственных эгоистических установок, что предполагает отказ от поиска и использования манипулятивных техник воздействия на другого и развитие альтруистических черт собственной личности.

              На более поздних этапах развития семьи большую роль в возникновении семейных конфликтов начинает играть то, что «семья является непосредственным активным участником множества тесно переплетенных между собой социальных образований, явлений, процессов» . В результате своей деятельности за пределами семьи он или она получают представление о возможности существования других — по сравнению с семьей — типов межличностных отношений, иерархических структур этих отношений, других способов поведения. Значимые изменения в представлениях хотя бы одного из супругов о необходимом характере семейных отношений или о себе самом могут привести к тому, что старая структура семейных отношений перестает удовлетворять его, что приводит к конфликтам. И в этом случае смысл конфликта состоит в том, что он является источником развития как семейной группы в целом, так и личности отдельных ее членов. Деструктивные же явления, связанные с этим конфликтом (нарушение ранее установленных отношений, максимальное психологическое напряжение, отрицательное влияние переживаний на деятельность супругов в других социальных группах), нейтрализуются тем быстрее, чем быстрее осуществляется подъем на новый, более высокий уровень в развитии семьи и личности ее членов.

              С появлением в семье ребенка, по мере его взросления, он также может быть источником информации для родителей, которая может приводить к внешним и внутренним конфликтам и способствовать как развитию личности членов семьи, так и развитию самой семьи. Так, по мнению А.У. Хараша и О.М. Дерябиной, «ребенок предъявляет взрослому возможность, став на его (ребенка) точку зрения, увидеть мир обновленным, без призмы готовых стереотипических картинок в голове… Неконвенционально воспринимая самого взрослого, ребенок возвращает родителю его точное «зеркальное изображение», свободное от конвенциональных искажений» . Регулярно возникают противоречия между лидером (родителем или родителями) и последователями (ребенок или несколько детей в семье). В результате конфликта должно измениться поведение родителя (родителей) или же ожидания ребенка (детей) относительно поведения родителя (родителей), что приведет к наступлению «фазы гармонии», после чего вновь появляются «возмущения» в системе, связанные с очередными противоречиями между поведением родителей и ожиданиями детей. Хараш А.У., Дерябина О.М. Ребенок в семье — воспитуемый или воспитатель? // Семья и личность. www. Psylive. ru « Психология жизни.»

              Таким образом, родительско-юношеский конфликт тоже призван способствовать развитию семьи и отдельных ее членов в направлении к большей осмысленности своей жизни и к большему опосредованию поведения членов семьи ценностями культуры. Если же родители вместо изменения своего поведения в сторону к большей осмысленности и культурности выбирают ужесточение авторитарного контроля за поведением своего ребенка, то конфликт только усиливается, что еще больше заставляет родителей искать другие пути, проявлением чего является, в частности, их обращение к психологу. Девиантное поведение детей в подростковом и юношеском возрасте, что наиболее часто является причиной родительско-юношеских конфликтов, как зеркало отображает и при этом усиливает изображение тех качеств личности родителей, которые являются язвами их души. Конфликт в данном случае поднимает проблему недостатков семейной жизни и побуждает решать ее.

              Итак, проанализировав конфликты, которые возникают на различных этапах существования семейной системы, мы можем легко определить, в каком направлении должен стимулировать психолог-консультант общение в конфликтующей семье на различных этапах ее существования. Отказ же членов семьи от решения тех проблем, которые привели к конфликту, расставание, развод создают в большинстве случаев только иллюзию разрешения личных проблем. Те же самые проблемы могут возникнуть и во втором и в третьем браке и решать их все равно придется. Но если даже супруги и не вступят в брак в следующий раз, они могут столкнуться с подобными проблемами, например, и в своей профессиональной деятельности (с эгоистическими и манипулятивными установками и в профессиональной группе далеко не уедешь). Наконец, они могут столкнуться со своими нерешенными в браке личностными проблемами и в родительско-юношеских конфликтах.

              Таким образом, основная функция семейных конфликтов — стимулировать развитие личности членов семьи по пути к совершенствованию.

              4. Профилактика семейных конфликтов

              Для профилактики семейных конфликтов. В качестве основы приведу те советы которые приводятся в интернет сайте.

              Эти советы автор делит на советы для молодых жен для молодых людей.

              Для молодых жен

              Не стесняйтесь своей слабости, если вы боитесь темноты не можете носить тяжелые сумки или вбивать гвозди. Зато если муж вбил гвоздь, то праздник должен быть на всю округу. Мужественность развивается быстрее, если мужчина чаще выступает как защита и опора слабой женщины. Умение поощрять проявление способностей любимого определяет и деловую карьеру мужчины, которая во многом зависит от расположенности жены обнаруживать неустанный интерес и соучастие в его профессиональных делах он должен быть уверен, что найдет в жене не только заинтересованного слушателя, но и друга, который, прежде всего, попытается понять и разделить его позицию, встать на его оборону независимо от объективных обстоятельств. Содействие женщины в поддержании чувства собственного достоинства у всех членов семьи в значительной степени определяет её собственную жизнестойкость и самочувствие. Чрезвычайно украшает женщину такт и церемонность. Даже если ей хочется сказать “да” то ей не следует торопиться

              Основные жизненные ценности формируются в родительской семье. Образ, идеал любимой женщины во многом навеян воспоминаниями молодого человека об образе моей матери. И если жена хочет понять какие качества особенно ценит в ней муж полезно внимательной любовно изучать мать и бабушку мужа. То, что многие мужчины выбирают себе жену основываются на том насколько она похожа на мать — факт надежно установленный. Поэтому, зная о свойствах матери мужа можно, в какой-то степени предсказать качество которые определяют выбор этого мужчины. Не удивительно, что понимание женских качеств, которые он ценит в матери поможет жене понять и развить те качества своего характера которое особенно ценит муж. От сюда становится понятной пагубность противопоставления себе свекрови и стремление поссорить с нею мужа. Это нарушает идеальный образ жены, вносит глубокий разлад в его душевную жизнь и разрушает его психическое здоровье. Мать может ревновать сына к жене, учитывая это надо ни в коем случае учитывать возраст свекрови. Например, желательно выбирать ей подарки как женщине, а не как пожилому человеку. Если хотите сохранить мир в семье не вмешивайте в ссоры мужа со свекровью, так как подобное вторжение обидит ее какой бы не была ваша позиция. Лучше просто выражать растерянность и озабоченность.

              Для молодых мужей

              Поэтому заметив в поведении жены подобный трюк нужно, прежде всего подумать о том, что удовлетворена ли ее потребность в любви.

              Неудовлетворенная женщина может заменить мужа как объект нежной привязанности маленьким сыном. Это приводит к слишком раннему развитию у него чувственности, что похищает часть его будущей мужественности. Раздражение нелюбимой жены в основе сценария “все мужчины подонки” который мать неосознанно навязывает дочери.

              Как показывают результаты исследований в жизни многих мужчин центр тяжести их интересов приходится на служебный дела, а у женщин, особенно в определенном возрасте доминируют проблемы семейных отношений. Отсюда понятно что при утрате новизны в отношениях у женщин раньше чем у мужчин может возникнуть неудовлетворенность семейным общением и скука начинает активно разъедать интимные отношения. В подобной ситуации мужчине следует преодолеть лень и организовать нестандартные ситуации, что поможет ему и жене повернутся друг к другу новыми гранями своего характера.

              Что же такое удачный комплемент? Это не штамп, а проявление доброжелательного внимания, человеку нужно говорить то, что больше всего поддержит его в данной ситуации. Делая комплимент помни, что в каждом человеке есть хорошее. Выделяя и подчеркивая это хорошее не поскупимся на похвалу — в этом и состоит искусство комплимента, его положительная роль, он закрепляет лучшее в человеке фиксируя это лучшее.

              Женщины удачный подарок рассматривают как глубокое понимание их желаний способность мужа перейти от декларирования чувств к поступкам. Например, муж вопит: “Я тебе так люблю, что готов подарить тебе все звезды и луну в придачу” — “не надо луну — хочу черевички”. Благой порыв иссякает под влиянием прозы жизни — и других неприятностей.

              Помните, что любовь нельзя воскресить, а тем более пробудить упреками и призывами.

              Любовь держится на человеческих достоинствах, ее не укрепить постоянным подчеркиванием недостатков. Можно воскресить радостным (исступленно восторженным) настроением.

              Если мужчины более склонны к любви в периоды тревог и опасностей, то женщины в спокойной и располагающий обстановке.

              Если любовь ослабевает то следует искать новые способы вознаграждения и поощрений, так как старые постепенно снижают свою ценность — к ним привыкают. www.Psychologov.net

              Смысл конфликта состоит в том, что он является источником развития как семейной группы в целом, так и личности отдельных ее членов. Конструктивно разрешаемые конфликты присущи всем супружеским союзам. Деструктивные же явления, связанные с семейным конфликтом нейтрализуются тем быстрее, чем быстрее осуществляется подъем на новый, более высокий уровень в развитии семьи и личности ее членов.

              Конфликты обычно вызываются какой-то сложной проблемой. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причины конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения.

              Конфликты проходят не бесследно, и наносят супругам психологические травмы.

              Одним из способов урегулирования супружеских конфликтов является психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты. Психологическое консультирование проходит в две стадии: диагностика конфликта и восстановление супружеских отношений.

              Однако психологическое консультирование сталкивается с рядом проблем: проблема времени, различная степень конфликтности семейной жизни у супругов, наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения.

              На основании изложенного теоретического заключения необходимо сделать следующие выводы:

              1. Составил биографический список по теме: «Конфликты в семье и их профилактика».

              2. Осуществил краткий теоретический анализ, использовал теоретические источники по данной теме.

              3.Составил введение, заключение и выводы.

              Список используемой литературы

              2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.,2000 с.251

              3. Хараш А.У., Дерябина О.М. Ребенок в семье — воспитуемый или воспитатель? // Семья и личность. www. Psylive. ru « Психология жизни.»

              4. Сысоенко В.А. Супружеские конфликты., М.: Мысль, 1989. 173 с.

              Социально-психологические различия супругов. Причины супружеских конфликтов. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта. Психологическое консультирование конфликтных семей.

              Сущность семейных конфликтов, причины возникновения. Созидательный и разрушающий конфликт. Основные этапы и фазы семейного конфликта. Способы разрешения и предупреждения супружеских конфликтов. Сущность методики: «Ролевые ожидания и притязания в браке».

              Функционирование конфликта, его структура, функции и типология. Причины возникновения, основные этапы развития и стадия завершения конфликта. Типология конфликтных личностей. Способы предотвращения конфликтов, избегание проявления конфликтогенов.

              Классификация и разновидности семейных конфликтов в зависимости от субъектов взаимодействия. Основные причины и предпосылки семейных конфликтов, формы поведения супругов и пути разрешения. Возрастные кризисы детей и их влияние на взаимоотношения.

              История возникновения и развития конфликтологии и ее практики. Анализ исследований в области социологии и психологии конфликта. Особенности формирования семейных отношений. Причины, классификация, способы предупреждения и разрешения семейных конфликтов.

              Специфика, типы, причины и способы разрешения семейных конфликтов. Характерная особенность демонстративного и эмоционального конфликтов. Причины ссор в семье: жилищный вопрос, финансовые трудности, измена, постоянные трудности и состояние депрессии.

              Характеристика, сущность социальных конфликтов. Основные этапы протекания конфликта. Способы разрешения конфликтов. Основные конфликты в сфере власти в современных условиях. Изменение конфликтной ситуации. Методы переговоров, использования посредничества.

              Классификация и типология конфликтов. Субъекты конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Функции конфликтов. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения. Модели развития конфликта. Управление конфликтами.

              Изучение сущности и видов конфликта — столкновения противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезных разногласий; споров, грозящих осложнениями. Анализ причин конфликтов — конфликтогенов. Особенности межличностного и внутриличностного конфликта.

              Анализ особенностей горизонтальных, вертикальных и смешанных конфликтов. Классификация конфликтов по социальной формализации и социально-психологическому эффекту. Черты конфликтной личности. Причины семейных конфликтов. Кризисные периоды в развитии семьи.

              otherreferats.allbest.ru

              о психологии, мужчинах, женщинах, отношениях, любви, семье, здоровье, кулинарии и не только…

              Профилактика конфликтов в отношениях родителей и детей

              Буквально на днях мы с вами дорогие читатели блога Он и Она рассматривали причины конфликтов в семье. Сегодня хочу предложить не менее важную, а если уж совсем откровенно, то, наверное, одну из главных тем – конфликтов между родителями и детьми. Как известно лучшее лечение “заболевания” – это его профилактика. Вот и конфликты, есть некая степень болезненности в отношениях. Как вы понимаете, вид, и степень конфликта зависит, конечно, от возраста ребенка.

              Рассмотрим сначала общие профилактические направления в конфликтах родителей с детьми. Итак, профилактика конфликтов в отношениях родителей и детей .

              повышение уровня педагогической культуры родителей, позволяющей знать и учитывать особенности возрастного развития ребенка, его эмоциональных состояний;

              адекватное распределение трудовых обязанностей, основание традиции взаимопомощи, формирование совместных увлечений, позволяющих выявить возможные противоречия и найти пути их разрешения;

              сказали – сделали – словесные требования должны соответствовать воспитательному процессу;

              обязательная заинтересованность внутренним миром ребенка, его проблемами, переживаниями, эмоциями, увлечениями и т.д.

              Вот, пожалуй, самые общие рекомендации по профилактике конфликтов в отношениях с детьми, применимыми в принципе для любой возрастной группы.

              Конструктивному разрешению конфликтов с маленькими детьми могут способствовать следующие моменты:

              помните всегда об индивидуальности ребенка;

              каждая новая ситуация требует нового взгляда и решение – не забывайте об этом;

              старайтесь понять, что требует ваш ребенок;

              для того чтобы произошли перемены – нужно время, об этом необходимо помнить;

              если ваш ребенок вам противоречит – воспринимайте это как факторы нормального развития;

              для того, чтобы вас услышали – будьте постоянными;

              как можно чаще предлагайте альтернативные выборы;

              конструктивное поведение не забывайте одобрять;

              для того, чтобы изменить ситуацию пытайтесь искать совместные пути выхода из нее;

              пытайтесь уменьшать количество “нельзя” на “можно”, в пределах разумного конечно;

              если наказываете – не забывайте о справедливости;

              логически аргументируйте свое решение наказать, объясните ребенку негативные стороны и последствия его проступка;

              поощряйте ребенка морально, а не материально;

              подавайте пример своим положительным примером в поведении;

              не забывайте о легкости переключения внимания у ребенка.

              Помните о самом главном – должно быть так, что на первом месте в вашей семье будут задачи связанные с воспитанием и заботой о ребенке. И тогда ребенок всегда будет центром и смыслом в супружеских отношениях, а не их помехой.

              bugachevskaya.ru

              Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 15

              Единственный разумный способ обучать людей – это подавать им пример.

              Отцу, естественно, не могло понравиться новое увлечение сына, но он смог вразумить его весьма оригинальным способом. Священник нашел диски этой группы и стал вечерами в присутствии сына прослушивать их. И не только слушать, но и живо комментировать тексты. Через несколько дней сын не выдержал, подошел к отцу и сказал: «Папа, давай выключим это». После этого «Ленинградом» он больше не увлекался.

              Из этого маленькой истории можно почерпнуть большую мудрость, ибо тут заключаются все основные для родителей правила поведения в отношении детей-подростков.

              Во-первых, батюшка не стал бороться с увлечением сына путем запретов и давления. Потому что давление вызывает в подростке дух противления. Даже если он внутренне согласен с разумностью запрета, он будет противиться из юношеского упрямства. К тому же «запретный плод сладок».

              Во-вторых, отец подошел с уважением к подросшему сыну, потратил время, чтобы разобраться в проблеме, а не просто крикнул: «Прекрати слушать всякую бесовщину!» То есть вник в проблему, чтобы судить о ней со знанием дела.

              И наконец, он показал сыну глупость и пошлость его нового увлечения на наглядном примере, как бы с его стороны, как будто говоря ему: «Ага, ты считаешь себя взрослым. Подумай, может ли взрослый уважающий себя человек слушать подобную дрянь?»

              Переходный возраст, подростковый период – время очень непростое как для родителей, так и для самих детей. И пережить его можно только если запастись любовью, уважением и пониманием. Именно уважения и понимания в первую очередь молодежь ждет от нас. Они полагают, что уже стали взрослыми, и хотят, чтобы мы беседовали с ними, как со взрослыми людьми. Мне довольно часто приходилось проводить уроки и беседы со школьниками, выступать перед весьма сложными подростками, но всегда я придерживался одного правила: относиться к моим молодым слушателям с таким же уважением, как если бы я выступал во взрослой аудитории.

              Даже если мне специально задавали провокационные, каверзные вопросы, я стремился максимально обстоятельно и аргументированно ответить на них, не теряя при этом самообладания и уважения к своим совопросникам. Это всегда вызывало ответное уважение у моих слушателей. И могу сказать, что мои уроки ребята слушали с большим вниманием, тем более что я выбирал для общения с ними интересные для молодежи темы.

              Наши отношения с детьми с наступлением переходного возраста должны быть пересмотрены. То, что было приемлемо со школьниками 8–10 лет, не пройдет с подростками. Ошибки, допущенные при воспитании детей, в подростковом возрасте уже не исправишь. Родителям остается только усиленно молиться за своих детей и постараться стать для них не авторитарными руководителями, а авторитетными старшими товарищами.

              Но наша беседа посвящена не воспитанию подростков, хотя, конечно, этого вопроса мы неизбежно будем касаться. Речь пойдет о том, как общаться с детьми в этот непростой период. Как понять их и найти с ними общий язык. Кстати, о воспитании подростков можно прочесть в моей книге «Малая Церковь».

              В годы так называемой перестройки на экраны страны вышел документальный фильм «Легко ли быть молодым?» Эта картина довольно откровенно рассказывала о жизни и проблемах современной молодежи и наделала тогда много шума. Помню, мой дед, только увидев название фильма, проворчал: «Легко ли быть молодым? Тоже мне, вопрос. Лучше бы спросили: легко ли быть старым!» Думаю, что и в юности, и в пожилом возрасте есть свои большие трудности. Оба этих периода являются кризисными, а значит очень непростыми, требующими адаптации, перестройки. Молодой человек только входит во взрослую жизнь, потому этот период так и называется – переходным; а человек среднего возраста, старея, тоже переходит в новую фазу своего жизненного развития. И неизвестно, кому труднее – молодым или старым.

              Почему переходный возраст является наиболее трудным периодом в жизни ребенка, и в чем его особенности? Время, когда дети становятся подростками, а потом юношами и девушками, – это период взросления, бурного роста и изменения всего организма. Но главное – происходит активное формирование и становление личности. Переходный возраст начинается в 12–13 лет, а к 18 годам обычно заканчивается. Хотя в некоторых случаях может затянуться до вступления молодого человека во взрослую жизнь. Сейчас вообще подростки взрослеют медленно. Очень часто родители начинают рассказывать о проблемах с детьми, и складывается впечатление, что речь идет о подростках 15–17 лет, а оказывается, их детям уже сильно за 20. В этом, конечно, и больше вина родителей, которые никак не хотят приучать своих чад к самостоятельности, ответственности и взрослому образу жизни. Например, один мой знакомый папа, когда его детям было уже больше 20 лет, продолжал их будить каждый день в институт, а по воскресеньям – в церковь.

              Переходный период – время большого стресса. Активный рост организма, гормональная перестройка, половое созревание, становление личности, выбор жизненного пути, вступление во взрослую жизнь – все это является немалыми проблемами для недавних детей, и они не всегда знают, как с ними справиться. Это часто выливается в агрессию, противление родителям, подростковый бунт и неадекватные поступки. У подростка вдруг может резко измениться характер, он начинает грубить или становится скрытным. Его настроение может постоянно меняться. От радостного, возбужденного до депрессивного. Психика становится неустойчивой. У многих молодых людей в этот период появляются мысли о самоубийстве; они могут чувствовать себя глубоко несчастными, всеми оставленными и никому не нужными. И иногда эти мысли могут перейти в действие. Думаю, каждый знает примеры, когда подростки бросались под поезд, прыгали с крыши или резали вены из-за неразделенной любви или других проблем.

              Подросток взрослеет и начинает самоутверждаться, и это нормально, но делает он это часто совершенно неправильными методами, через непослушание, хамство, свержение авторитетов и норм поведения. Родителям нужно понять, что обижаться на своих взрослеющих детей в этот период нельзя, они как бы находятся в состоянии детской болезни, и потому мы в принципе не можем требовать от них нормального поведения: они не совсем адекватны. Мы же не обижаемся на человека, если у него хронический кашель и он ночью мешает нам спасть или у него болят уши и он нас плохо слышит. Так и подростки нуждаются в том, чтобы мы относились к ним со вниманием и пониманием. Они не нарочно хотят нас обидеть, оскорбить и задеть, просто у них проблемы, и они не знают, как с ними справиться. Очень хорошо в это время вспомнить себя в подростковом периоде, свои переживания, ощущения, трудности, стремления, и тогда нам будет гораздо легче понять наших детей.

              Я не зря сравнил переходный возраст с детской болезнью. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что детскими болезнями, например ветрянкой, краснухой, коклюшем, болеют почти все дети, но потом, переболев, они получают иммунитет и уже не заболевают ими во взрослом возрасте. Но если человек не переболел детскими хворями в детстве, а заболел ими уже будучи взрослым, он переносит их гораздо тяжелее, и они могут иметь тяжелые последствия.

              Почти все подростки пробуют курить, пить пиво, не слушаются старших, дерзят учителям и обманывают родителей. Бояться этого не следует, просто нужно правильно на это реагировать. Но нельзя и не обращать на это внимания, просто действия родителей в этот период должны быть весьма осторожными и разумными. Если подросток переболел детскими «болезнями» и чудачествами, а родители правильно вели себя в это время, он приобретет иммунитет и во взрослом возрасте не наделает глупостей.

              Главные правила общения с подростками почти те же, что и с детьми вообще. О них мы говорили в предыдущей беседе. Основные принципы – это любовь и понимание. Этого ждут от нас дети любого возраста, хотя, конечно, подростковый период имеет свои особенности. Если ребенок недополучил в детстве любви, это может весьма плачевно сказаться на его дальнейшей жизни. Ведь, как правило, преступники – это либо дети из неблагополучных семей, либо дети, вообще лишенные родителей, воспитанные в детских домах и интернатах. Конечно, ребенок из обеспеченной, внешне благополучной семьи тоже может пойти по преступной стезе, но, во-первых, таких случаев довольно мало, а во-вторых, достаток семьи вовсе не свидетельствует о наличии настоящей родительской любви.

              Помню, один священник рассказывал, как посещал колонию для малолетних преступников. Он прочел в глазах ребят одно – их очень сильно недолюбили в детстве.

              Когда подросток уходит из дома или связывается с плохой компанией, он ищет того, чего ему не хватало в семье: любви, понимания и уважения. И еще, может быть, авторитета старшего. И даже когда он попадает в молодежную банду, он может получить там замену всему этому. Там его понимают, не относятся к нему как к маленькому, уважают, он имеет свое дело в новой «семье», и он видит пример для подражания в лице старших «товарищей». Они в «авторитете», и они ведут его за собой.

              Поэтому задача родителей – создать в семье такие условия, чтобы подростку не хотелось убежать «на страну далече» и искать чего-то вне дома. Он должен почувствовать, что его семья дает ему поддержку, заботу и понимание. Семья – это собрание самых лучших и верных друзей. Конечно, у юноши и девушки могут быть друзья и приятели. Но родители должны быть в курсе, с кем дружит и проводит время их ребенок. Они должны познакомиться с его друзьями, пригласить их в гости, желательно познакомиться и с их родителями. Потому что сейчас для их чада авторитет друзей-товарищей может быть гораздо выше родительского, и если ребенок связался с не очень хорошими людьми, они могут оказать на него большое отрицательное влияние. Главное, что нужно понять родителям: дети становятся проблемными и «трудными» из-за проблем и трудностей в семье. Либо у супругов плохие взаимоотношения, либо ребенок не получил в семье должного воспитания, либо к его проблемам никто не прислушивается. Особенно это нужно знать родителям, чьи дети еще не достигли подросткового возраста, чтобы не упустить момент. Все, что мы хотим вложить в ребенка в плане воспитания, нужно сделать до переходного возраста. Потом дети практически перестают воспринимать наши наставления. Зато если ребенок получил должное воспитание, в юношеском возрасте он будет знать, что такое хорошо, а что такое плохо, и сможет сделать правильный выбор.

              Нередко бывает такой вариант: родители (особенно отцы) не уделяли особого внимания воспитанию ребенка, а в подростковом возрасте спохватились и начали усиленно наверстывать упущенное и требовать от чада очень многого. Это вызывает отчуждение, ребенок начинает все больше отдаляться от родителей. Один мой знакомый очень мало времени уделял своим дочкам. Он сам рассказывал мне, что, когда они были маленькими, почти никогда не гулял с ними. Помню, он даже с какой-то гордостью говорил: «Я ни разу в жизни коляску не катал!» Так что получилось? Дочери выросли, и с ним они почти не общаются. Но если в семье теплая дружная атмосфера, если домочадцы уделяют время общению, совместным делам и занятиям, кризис подросткового возраста проходит легко. По проведенным исследованиям, в большинстве семей родители разговаривают с детьми в среднем 15 минут в день. Можно ли после этого говорить о каких-то хороших взаимоотношениях?

              Ребенок должен чувствовать в родителях старших друзей. Им можно высказать свое мнение, с ними можно обсудить насущные вопросы, поделиться проблемами. Однако со стороны родителей не должно быть излишней навязчивости. Важно не переборщить. Если подросток пока плохо идет на контакт, попробуйте найти дело, которое будет интересно и ему и вам.

              И вообще больше интересуйтесь, чем он живет и увлекается. Родители могут влиять на увлечения ребенка, подсказывая и предлагая ему интересные книги, фильмы или музыку.

              Если мы беседуем с подростком и его мнение не совпадает с нашим, не нужно «давить» его родительским авторитетом. Наше возражение и критика только тогда будут иметь действие, когда будут аргументированными и авторитетными. Например, отроку нравится определенная музыка, фильмы, сайты или стиль одежды. Важно не голословно отрицать что-то – это неизбежно вызовет конфликт, – а вместе разобраться, обсудить. Может быть, вы преувеличиваете опасность того или иного увлечения, а может быть, сможете предложить что-то свое. Нужно не только и не столько что-то запрещать, но и, разобравшись в теме, ненавязчиво дать нужное направление, предложить альтернативу. К примеру, подросток увлекается рок-музыкой и слушает тот же «Ленинград». Но русский рок – явление очень разнородное. И выступая против не понравившейся вам группы, можно при этом разрешить слушать других рок-исполнителей. Такие мастодонты отечественного рока, как Ю. Шевчук, К. Кинчев, В. Бутусов, являются людьми православными. Немалое количество рок-коллективов имеют в своем репертуаре песни на духовные темы.

              Также можно помочь молодому человеку в выборе литературы. Сейчас молодежь увлекается романами Пауло Коэльо. В его произведениях содержится много оккультного, эзотерического, а значит, они неприемлемы для православного человека. Нужно не только рассказать об этом ребенку, но и предложить что-то взамен, например книги Дж. Толкиена, К. Льюиса или что-то другое.

              Кстати, критику всегда лучше начинать с похвалы. Скажем: «Ты такой умный, серьезный парень, разбираешься во всех проблемах, а слушаешь примитивную попсу». Или: «Ты такая у меня серьезная девушка, так много помогаешь, весь дом на тебе, а в комнате у тебя беспорядок».

              Похвала, поощрения – это то, что ребенок ждет от нас в любом возрасте, и родителям обязательно нужно хвалить детей за достижения и просто хорошие поступки, конечно, соблюдая при этом меру, чтобы ребенок не «зазвездился». Ведь в этом возрасте подростки, как правило, и так имеют преувеличенное представление о своих способностях. Но, тем не менее, родители гораздо большего добьются от детей, если будут говорить им простые, теплые слова благодарности за то, что они делают для дома, для семьи.

              Пару слов скажу о церковном воспитании подростков, ибо это весьма непростая и болезненная тема. Ведь очень многие молодые люди, которых родители с детства водили в церковь, потом отходят от храма и церковной жизни. Здесь два основных момента. Вера, молитва, участие в таинствах – все это должно быть для самих родителей не формальным обрядом, а частью жизни, потребностью души. Тогда они смогут привить это все детям. Ведь родители для детей – первый пример во всем. Если мы требуем от детей опрятности – сами должны одеваться в чистую, аккуратную одежду; если хотим, чтобы ребенок молился и соблюдал пост, – сами должны не делать себе послаблений в посте и не пропускать молитв и церковных служб. Кроме родительского примера детям нужны заинтересованность и объяснения. Им не должно быть скучно в храме, и они должны получать от родителей простые, живые и доступные объяснения духовных вопросов. В посещении служб следует избрать разумную меру согласно с возможностями детей, чтобы не переусердствовать и не вызвать отторжения от храма. В духовном воспитании важно подавать материал интересно. Можно рассказать про наступающий праздник или пересказать житие ныне празднуемого святого своими словами, можно подобрать интересные книжки для детей, благо сейчас продается много художественной православной литературы и фильмов. Сложно представить, что дети переходного возраста будут читать «Лествицу» или «Поучения аввы Дорофея», но в этом возрасте важно, чтобы интерес подростка к церковной теме не угас, а для этого нужно потрудиться. Когда я вел уроки «Основы православной культуры» в школе, то, проводя беседы с учениками, использовал фильмы. Например, показывал детям фильм «Quo vadis» по роману Г. Сенкевича «Камо грядеши», а потом беседовал с ними о подвиге мучеников.

              Подростки перестают ходить в храм часто потому, что родители не уделяют их духовному росту и воспитанию достаточного внимания. Они за ручку водят ребенка в 4 года к причастию, водят его в 7 лет к исповеди и думают, что этого достаточно. Но в 12–16 лет дети требуют большего. Только тогда он останется в Церкви, когда церковная жизнь будет вызывать у него интерес. Поэтому нужны и родительские беседы, и книги, и общение с воцерковленными сверстниками, и, может быть, какая-нибудь помощь храму, чтобы подросток чувствовал свою причастность к приходской жизни.

              Говоря о взаимоотношениях родителей и подростков, невозможно обойти тему запретов. Запреты, поучения, наставления – это то, что особенно вызывает конфликты в паре «отцы и дети». Но все же любой нормальный родитель понимает: без запретов обойтись нельзя, потому что мы несем перед Богом ответственность за наших детей, за их духовное и телесное здоровье.

              Когда дети достигают переходного возраста, запреты и даже поучения надо свести к минимуму. Запрещать что-то можно только тогда, когда родители видят, что ребенку угрожает опасность.

              Если запретов будет слишком много, они просто потеряют всякую цену. Подросток должен чувствовать: родители не ограничивают его свободу, и если они что-то запрещают – значит, это действительно нужно. Любой запрет должен объясняться.

              Один мой знакомый является настоящим подвижником семейного воспитания. Он организовал близ Владивостока православную деревню «Семейный очаг». В этом поселке живут несколько семей, в каждой из которых по 7–9 детей. Несколько родных и несколько приемных, притом приемные – трудные подростки из детских домов. И вот этот человек, зовут его Олег Петрук, рассказал, что в их деревне дети не курят, не пьют и не ругаются матом. Я спросил его, как ему удалось создать такие условия, и он ответил, что регулярно по вечерам проводит беседы с детьми на духовные темы и также о вреде табака, алкоголя и сквернословия. И конечно, дети, видя, что родители и старшие товарищи не курят и не ругаются, берут с них пример.

              Я также по просьбе своих прихожан проводил беседы с их детьми, которые стали увлекаться пивом, о влиянии алкоголя на юношеский организм, и эти беседы имели действие. Так что дети ждут от нас толкового объяснения наших запретов.

              Конечно, полностью оградить подростка от всех бед не получится. Дети покуривают, пробуют алкоголь, совершают другие проступки часто не потому, что склонны ко греху, а потому, что находятся в поиске, становлении, им хочется все испытать на собственном опыте и, конечно, почувствовать свою «взрослость». И если в семье не курят, а пьют только по праздникам, вероятность того, что юноша или девушка «подсядут» на табак и алкоголь, очень мала. Однако родителям нельзя не обращать внимания на такие вещи. Курение, употребление спиртного, хамство родителям – все это должно пресекаться, но, опять же, запрет должен сопровождаться грамотными и конструктивными разъяснениями. Кроме объяснений о вреде тех или иных пороков, нужно дать понять подростку, что мы очень переживаем за него, что родительская обеспокоенность вызвана любовью и неравнодушием к нему.

              Есть такое понятие, как подростковая гиперсексуальность. Подростки переживают половое созревание, у них происходит гормональный всплеск, и это вызывает повышенный интерес к теме сексуальных отношений. В этом возрасте очень важно, чтобы молодые люди не наделали больших грехов. Они должны получить знания по половым вопросам не от своих школьных или дворовых друзей, а от родителей. И родителям нужно не только дать правильные объяснения в интимной области, но и рассказать детям о семье и браке как о величайшей человеческой ценности, о необходимости хранить целомудрие до супружества и о недопустимости половой жизни до брака. Вести подобные беседы нужно, конечно, очень осторожно, чтобы не вызвать ненужного интереса к этой деликатной теме. Вообще повышенный интерес к интимной теме в этом возрасте очень опасен, он может привести к растормаживанию сферы влечения и серьезным грехам.

              Родительские беседы должны иметь, конечно, не только запретительно-дидактический характер. С подростками можно разговаривать о чем угодно, но нужно постараться, чтобы это было для них интересно.

              Очень важно беседовать с детьми о выборе жизненного пути. Сейчас мечта большинства молодых людей, вступив во взрослую жизнь, поменьше работать, побольше отдыхать и развлекаться. Притом не так важно, где работать, лишь бы побольше платили. Это, конечно, полное безумие, потому что работа занимает весьма значительную часть нашей жизни, и заниматься ею просто ради того, чтобы было достаточно денег на отдых и развлечения, по меньшей мере, глупо. Потому что работа тоже может стать источником радости и огромного удовлетворения.

              Одна наша прихожанка, разговаривая с дочерью о выборе профессии, сказала: «Не так важно, где ты будешь работать, главное – чтобы это приносило пользу людям».

              Не следует впадать в отчаяние и уныние, если ваш ребенок в переходном возрасте проявляет непослушание и готов спорить с вами с пеной у рта. Этот период надо просто пережить, вооружившись терпением, любовью и родительской молитвой. Если вы по-настоящему любили своего ребенка в детстве, ему было хорошо в родительском доме, он, когда станет взрослым, обязательно будет вспоминать родительские советы и наставления с благодарностью.

              www.pravoslavie.ru