Отношения, психология, жизненные ситуации

Ребенок 1 год не хочет спать один

Еще 9 статей на тему: Что поможет маме уложить малыша спать

Как помочь ребенку уснуть

Достаточно типичная картина. Уже девять часов вечера или даже одиннадцать, а ребенок даже не думает укладываться спать.

Зубы почищены, малыш сыт, уже «спят все игрушки», а малышу хоть бы что. Что делать в ситуации, когда ребенок не хочет ложиться спать? Давайте попробуем разобраться.

Почему дети не любят спать?

Откуда же берется детское нежелание идти спать? Американский психолог Алан Фромм предлагает следующую классификацию причин:

1. Для ребенка лечь спать – значит расстаться с каким­-нибудь интересным занятием или покинуть приятное общество (например, работающих маму и папу).

2. Дети знают, что взрослые еще не ложатся спать, и поэтому думают, будто мы разрешаем себе что-­то, что им не позволено.

3. Часто бывает, что дети еще не устали.

4. Иногда дети боятся темноты.

5. Возможно, у ребенка были страшные сновидения, и из-за этого возникла некоторая неприязнь ко сну.

6. Не исключено, что, уговаривая ребенка спать, взрослые слишком избаловали его, и теперь это служит хорошим поводом для манипулирования родителями.

Очень важно научиться замечать первые признаки утомления и усталости, это поможет переключить внимание ребенка и не допустить перевозбуждения перед сном. Сделать это несложно. Если вы отметили один или несколько из перечисленных ниже признаков, скорее всего, вашему ребенку требуется отдых:

• беспричинный плач, капризы;

• малыш начинает тереть глаза, зевать;

• сосет палец или погремушку, теребит пуговицу, сосет губу;

• нарушается координация движений, особенно рук, ребенок роняет игрушки, допускает ошибки в игре;

• замедляются движения, появляется вялость;

• возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;

• может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Как только вы заметили появление этих признаков, самое время отвлечь ребенка и настроить на сонный лад.

Время отхода ко сну – это хорошее время для укрепления эмоциональной близости с ребенком. Пусть оно будет приятным для вас обоих. Почитайте книжку малышу, спойте ему колыбельную, сделайте легкий массаж, говорите тихим и спокойным голосом.

Если ребенок очень эмоционален и подвижен, перед сном используйте короткую и простую фразу, например, «пора спать». Возможно, ее придется повторить несколько раз, но делайте это спокойно, повторяя нейтральным тоном, не переходя на приказные команды.

Подарите ребенку игрушку «для хороших снов». Это может быть небольшая мягкая игрушка (мишка, зайка, гномик, котенок и пр.). Расскажите ребенку, что эта игрушка будет дарить ему хорошие и добрые сны. Во время путешествия берите эту игрушку с собой, это простой способ дать малышу ощущение безопасности, где бы он ни спал.

Позвольте ребенку принять активное участие в подготовке ко сну: выбрать сказку, пижаму или колыбельную для прослушивания.

Для того чтобы подготовить ребенка ко сну, можно также использовать «ритуальные игры».

Часто детям бывает сложно оторваться от любимой игры или просмотра телевизора, когда родители начинают говорить о том, что «уже поздно и надо спать». Поэтому, можно использовать так называемые «сонные ритуалы». С одной стороны, они успокоят нервную систему ребенка, с другой – сделают приятным процесс отхода ко сну. Это спокойные игры и занятия, которые должны быть ежедневными, по возможности начинаться в одно и то же время и занимать не более 30 минут.

Важно выбирать спокойные игры, чтобы не произошло эмоционального перевозбуждения. Для грудничка это может быть одна и та же колыбельная на ночь. Для детей с года до трех лет можно использовать специальные игры.

Например, игра «Мишка» (Е.В. Ларечина). Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет за ним.

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет. (Показать, как Мишка идет по лесу.)

Вдруг упала шишка, прямо Мишке в лоб. (Правой рукой коснуться лба.)

Мишка рассердился и ногою – топ. (Топнуть ножкой по полу.)

Больше я не буду шишки собирать. («Погрозить» пальчиком.)

Сяду я в машину и поеду спать. (Соединить ладони и приложить к щеке.)

Ручка – плюх, другая плюх! Бедные, упали. (Попеременно уронить сначала одну ручку, затем другую.)

Словно ниточки висят, как и я, устали. (Легко встряхнуть руки, усталое выражение лица, вялое – всего тела.)

Снова зайка прыг да скок, ходит по дорожке. (Пройти медленно по полу.)

Вместе с ним мы отдохнем, прополощем ножки. (Встряхнуть правую, потом левую ногу.)

Так трудились с зайкой мы, что устали сами.

Отдыхать теперь пойдем, на коленки к маме. (Посадить ребенка на колени и обнять).

После подобных игр можно заняться уборкой игрушек, превратив этот процесс в ритуальную игру. Можно сказать: «Игрушки устали и хотят спать, надо им помочь найти свой домик».

В процессе приготовления ко сну похвалите малыша за то, что он понимает, что нужно спать, убирать игрушки и т.д.

Для детей более старшего возраста подойдет совместное чтение книг или спокойная беседа перед сном. Можно рассказать «воображаемую» историю, дав возможность немного пофантазировать. Рассказывайте о каком­-нибудь особенном месте, которое знакомо ребенку, например, сад, полянка или лес. Описывайте это место медленно, тихим и спокойным голосом. Попросите ребенка закрыть глаза и попробовать представить, то о чем вы будете говорить. Рассказывайте о дружелюбных животных, добрых людях или мудрецах. Когда ребенок подрастет, он сможет сам продолжать историю.

Окончив ритуал, спокойно и твердо желайте ребенку спокойной ночи и выходите из комнаты.

Старайтесь также соблюдать ритуалы и время отхода ко сну во время путешествий, праздников и болезни ребенка. Детям трудно вернуться к установленному распорядку, если он был нарушен.

Одним из эффективных способов “заставить” ребенка лечь спать являются игры.

Ритуальными играми перед сном могут стать и игры с водой. Вода положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Соприкасаясь с водой, ребенок получает приятные ощущения. Многие родители замечают, что, играя с водой, дети успокаиваются и перестают капризничать. Звуки льющейся воды действуют благотворно, а игры с водой снимают эмоциональное напряжение.

Можно использовать следующие игры:

Игра «Переливай-ка». Для этой игры вам понадобится несколько стаканчиков и глубоких тарелочек. Покажите ребенку, как черпать воду и переливать из одной емкости в другую. Можно наливать воду в мисочки из маленькой лейки, а потом поить животных. Такие игры также развивают координацию движений и усидчивость ребенка.

Игра «Поймай льдинку». Опустите в тазик с теплой водой несколько кубиков льда и предложите ребенку поймать их.

Игра «Вылови игрушки». Предложите ребенку бросать в воду игрушки, а затем их вылавливать разными способами: двумя пальчиками или с помощью сита.

Игра «Водяная мельница». Поставьте водяную мельницу в тазик и покажите, как лить воду на лопасти мельницы, чтобы они крутились. Пусть ребенок поставит под мельницу миску так, чтобы туда попадала вода.

Ребенок проснулся ночью и не хочет больше ложиться спать. Что делать?

Всех детей время от времени могут беспокоить ночные страхи и кошмары. Ночные страхи могут тревожить даже годовалого малыша. Виной всему – яркие эмоциональные впечатления, которым дети подвержены так же, как и взрослые. Если ребенок посреди ночи вскрикнул или заплакал, прилягте рядом, обнимите его и прижмите к себе. Обычно со временем ночные страхи проходят.

Ночные кошмары редко одолевают ребенка до трех лет. От страхов они отличаются тем, что ребенок помнит содержание кошмарного сновидения. Обратите внимание на содержание мультфильмов, сказок и компьютерных игр. Избегайте перегрузок и переутомления, соблюдая режим дня.

Если ребенку приснился кошмарный сон, не бойтесь поговорить об этом, не упрекайте ребенка в том, что он все придумал. Наоборот, попросите рассказать свой сон или нарисовать, пусть ребенок выплеснет напряжение.

Если ночные кошмары регулярны, проконсультируйтесь с психологом и неврологом.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно?

Начинать приучать ребенка засыпать самостоятельно лучше еще в младенческом возрасте. Иногда кладите ребенка в кроватку, пока он еще бодрствует, пусть пробует заснуть сам. Ночью старайтесь не брать ребенка к себе в постель, но при необходимости подходите к нему сами.

Уложив ребенка спать, выходите из комнаты. Если ребенок вскакивает, снова укладывайте его со словами: «Пора спать». Если после вашего ухода ребенок встает и начинает плакать, укладывайте его снова, повторяя фразу: «Пора спать». Не позволяйте ребенку искать развлечения в вашей компании.

Вы можете сидеть с ребенком, пока он не заснет, но каждый вечер увеличивать дистанцию, отодвигаясь дальше и дальше. Например, в первый вечер вы сидите на кровати, во второй – на кресле рядом с кроватью, на третий – на стуле в конце комнаты и т.д. Наконец вы оказываетесь в дверях, затем в соседней комнате.

Попробуйте укладывать ребенка позднее положенного времени, чтобы он быстрее заснул, но постепенно сдвигайте время укладывания, каждый вечер на 15 минут раньше, пока не достигните приемлемого времени.

Итак, чтобы помочь ребенку заснуть, вы можете использовать следующие приемы:

• Установите время отхода ко сну и старайтесь ему следовать. Отмечайте признаки утомления, если упустить этот момент – ребенок перевозбудится и его придется успокаивать.

• Установите порядок отхода ко сну. Пусть этот ритуал будет недолгим – не более 30 минут. Вы можете покормить ребенка, потом прочитать сказку или спеть песню, переодеть ребенка, потом покачать или сделать массаж.

• Выберите 1-2 игры, которые понравятся вашему малышу, они и будут ритуальными играми перед сном.

• Можно давать мягкую игрушку, которая ассоциируется у ребенка со сном.

• Во время вечернего туалета предоставьте ребенку возможность поиграть с водой.

Добрых снов вам и вашему малышу!

Софья Позднякова, детский психолог ЦППРиК «Преодоление»

журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь 2012

mama.ru

Почему ребенок не хочет спать? Новые исследования

Дети часто не хотят идти спать, придумывая самые разные отговорки: от простого «я еще не хочу спать» до «я хочу кушать/ пить», «расскажи сказку» и т.п. В этом ряду стоят и «мне страшно – там темно», и «там кто-то под кроватью…». Детки, которые еще не могут разговаривать, просто плачут, когда их укладываешь спать. Почему ребенок не хочет спать? Тайну раскрывают новые исследования.

Много лет назад практически во всех книгах по уходу за ребенком была опубликована теория известного психолога-бихевиориста Дж. Б. Уотсона о том, что детское нежелание идти спать – это патологическое поведение, баловство или следствие потаканий ребенку родителями. Совет родителям давался один: быть решительными, не поддаваться ребенку. Эксперты утверждали, что если ребенок не хочет ложиться спать один — это борьба желаний, силы воли. Родители должны были остаться победителями в этой битве ради блага самого же ребенка.

Но некоторые аналитики указывали на пробелы в таком объяснении. Например, почему дети выражают протест именно против отхода ко сну? Почему это не протест против объятий, игрушек. Почему они не хотят спать, если сон так им полезен?

Ученые сравнили поведение детей перед сном в тех культурах, где дети спят в одной комнате со взрослыми, или где используют совместный сон в одной постели. Оказалось, что дело не в самом сне. Дети бояться засыпать одни, в темноте, ночью.

Представители других культур, услышав, что детей отправляют спать в одиночестве, в другую комнату, приходили в ужас от жестокости родителей. Более всех такой подход шокировал представителей обществ охотников-собирателей. Они-то точно знают, почему дети не желают спать в темноте, в одиночестве.

До 10 тыс. лет назад все мы были охотниками-собирателями. В то время оставить ребенка одного в темноте означало предоставить ночному хищнику легкую добычу. И это были не «монстры из-под кровати». Хищники реально бродили рядом, принюхивались вблизи жилищ людей. Хижины из растений не могли служить надежной защитой. Защиту обеспечивали взрослые, особенно, когда их было много. Крик младенца от испуга был привлечением внимания взрослого, что повышало шансы ребенка выжить. Будущим поколениям передалось это генетически. Те, кто не кричал, спокойно принимали свою участь. В прошлом взрослого, оставившего ребенка в темноте спать одного, можно было мягко назвать «небрежным». А при малейшем крике к ребенку спешил любой взрослый.

Итак, не желая идти ко сну, призывая криком во время сна, ребенок проявляет гены охотников-собирателей, когда спать в темноте в одиночестве без протеста было настоящим самоубийством. Он не проверяют вашу силу воли, не соревнуется.

Такое положение ученые называют примером эволюционного несоответствия. Мы имеем несоответствие нашего генетического существа с условиями окружающей среды. Условия формирования наших генов и современные условия значительно отличаются. Именно ночью ребенок в прошлом имел наибольшие шансы быть съеденным. Сегодняшний ребенок ночью, в одиночестве не подвергается большой опасности. Детский страх кажется нам иррациональным, баловством, проверкой нашей решительности. И взрослые начинают сражаться с ребенком, а не отвечать на его инстинкт. Они не готовы подбежать на его крик о помощи, «гарантирующий жизнь», – они борются с ним.

Какой же совет родителям в преодолении данного эволюционного несоответствия? У вас есть альтернатива, но она мало обрадует многих. Выхода только два: можно соревноваться с ребенком долго и мучительно или можно следовать инстинктам и оставить ребенка спать рядом с собой.

Что вы сделаете сегодня, когда ребенок опять не захочет идти спать?

roditeli.ua

Как укладывать спать ребенка от года до двух лет 67

Большую тревогу у многих родителей вызывает то, что их дети с трудом засыпают и спят неспокойно. Основной причиной этого является несоблюдение режима сна: ребенка укладывают не в твердо установленные часы, а когда придется или когда родителям покажется, что ребенок хочет спать.

Приведем пример. Годовалый Саша, упитанный здоровый мальчик — любимец семьи. Взрослые то и дело возятся с малышом, носят его на руках. Вот кому-то показалось, что Саша хочет спать. Его укладывают в кроватку и стараются укачать, но это не удается: ребенок вертится и кричит. «Значит, не хочет спать», — решают взрослые. Мальчика берут из кроватки и стараются чем-нибудь развлечь, ненадолго это удается, но скоро ребенок начинает плакать. Его снова кладут, но малыш не унимается. Саша действительно хочет спать, он даже переутомлен, но, возбужденный бестолковой возней с ним, не может заснуть. Дело обычно кончается тем, что его снова с раздражением укладывают, и мать, не считаясь ни с каким режимом кормления, сует малышу что-нибудь вкусное, и даже дает ему грудь. Саша успокаивается и засыпает, измучив родителей и измучившись сам.

Укладывать детей спать необходимо в установленное время, всегда в одни и те же часы. Только при этом условии у детей образуется прочная привычка и к определенному времени они захотят спать. Но даже если по каким-либо причинам сон придет не сразу, ни в коем случае не следует брать ребенка из кроватки.

Причиной плохого засыпания является обычно перевозбуждение ребенка перед сном. Такое перевозбуждение часто вызывают сами родители. В возрасте 1-2 лет ребенок становится особенно забавным, он многое понимает, на многое реагирует, многому подражает. Взрослые охотно играют с ребенком, забавляясь сами.

Лучшее средство привести ребенка в спокойное состояние — это предоставить ему возможность перед сном поиграть одному. Для этого, конечно, надо создать подходящие условия: дать игрушки, интересные для ребенка, но игры, с которыми не требуют быстрых движений; очень хорошо также выйти с ребенком на воздух и спокойно погулять.

Легко возбудимые дети обычно долго не засыпают потому, что лежа в кроватке они много двигаются. С трудом засыпают дети, которых раньше укладывали спать с завернутыми, а то и с завязанными руками и ногами. Когда впоследствии такой способ укладывания становится невозможным, дети, не имеющие привычки лежать со свободными руками и ногами, усиленно двигают ими, а это мешает им заснуть.

Те дети, движения которых во время бодрствования были ограничены, которых часто носят на руках, не чувствуют нормального физического утомления, содействующего хорошему сну. Поэтому детям должна быть предоставлена возможность побольше двигаться.

Приемы укладывания спать должны стать чем-то привычным для ребенка, неизменно изо дня в день повторяющимся, тогда они тесно свяжутся у него с представлением о сне и будут содействовать быстрому засыпанию. Желательно, чтобы укладывал ребенка спать всегда один и тот же человек. Само собой разумеется, что он должен делать все спокойно, ласково разговаривать с малышом.

Многие матери, боясь, что ребенку будет холодно во время сна, ставят его кроватку у горячей батареи, укрывают его теплым одеялом даже в достаточно теплой комнате. Между тем, как мы указывали, единственным верным средством, обеспечивающим хороший сон, содействующим быстрому засыпанию, является свежий, прохладный воздух. Поэтому в холодную пору года, если только мороз не больше 15-18° и нет северного ветра, с детьми надо выходить на улицу именно в те часы, когда им следует спать.

Необходимо по возможности полнее использовать для сна ребенка на воздухе раннюю весну: март, апрель. В это время в воздухе еще нет пыли, поглощающей ультрафиолетовые лучи солнца, необходимые детскому организму.

В летнюю пору, если вы живете за городом, для сна ребенка выберите тенистое место в саду. Если ребенок проводит лето в городе, в жаркую пору дня его лучше укладывать в прохладной комнате, а часы бодрствования проводить с ним на воздухе.

Укладывать ребенка спать на ночь надо в спокойной, привычной для него обстановке. Накрыв одеялом, погладив ребенка по головке, следует выключить яркий свет и уйти в другую комнату или в этой же комнате заняться чем-либо, стараясь не шуметь. Неяркий свет лампы, находящейся вдали от кроватки, не помешает ребенку спать. Когда же ребенок заснет,, взрослые могут негромко разговаривать, включить дополнительное освещение, но так, чтобы свет не падал на лицо ребенка.

Многие родители, желая, чтобы ребенок скорее заснул, носят его на руках, качают в кроватке, поют ему песни, дают пустышку. Эти неправильные приемы способствуют выработке у ребенка вредных привычек. Он уже-не в состоянии заснуть без укачивания, без пустышки.

Нередко можно видеть пустышку во рту у спящего на воздухе ребенка. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы эти «прибавочные раздражители», как их называл известный врач-педагог профессор П. Ф. Лесгафт, стали привычной потребностью ребенка.

Порой матери, укладывая спать детей полутора-, двухлетнего возраста, чтобы успокоить их, рассказывают им что-нибудь, часто одну и ту же историю, например про то, что все детки спят, и киска спит, и курочки спят, и т, д. Однако подобные рассказы только мешают быстрому засыпанию. Так, двухлетний Федя постоянно требовал перед сном, чтобы мать рассказывала ему про то, как папа ехал на поезде, сам подавал реплики, делал добавления к рассказу и всячески старался не заснуть, чтобы подольше слушать любимый рассказ.

Привыкнув засыпать под рассказы, ребенок не отпускает от себя взрослого, и как только тот умолкает, почти уснувший малыш пробуждается. Вырастая, ребенок становится все требовательнее. Удовлетворять его требования взрослым нелегко, они раздражаются, наказывают ребенка.

Как уже говорилось, быстрее всего ребенок засыпает на свежем воздухе. Если же нельзя создать условий для сна на воздухе, то укладывать ребенка зимой надо в комнате при открытой форточке. За полчаса до того, как ребенку надо будет вставать, форточку закрывают.

Детей в возрасте после полутора лет при укладывании надо привлекать к некоторому самообслуживанию. Малыши это делают с удовольствием. Чтобы самообслуживание стало привычным, надо постоянно напоминать ребенку о том, что он должен делать: «Принеси стульчик; поставь около кроватки; сними ботинки или туфли (уже расшнурованные, расстегнутые), поставь их под стул; сними штанишки; все положи на стульчик». Ребенок может сам влезть в кроватку.

www.kidly.ru

Как приучить спать ребенка в своей комнате

У каждого ребенка свои индивидуальные ритуалы укладывания, засыпания. Все зависит от стиля воспитания родителей, от темперамента, характера и здоровья ребенка, от возраста. Многим детям до трех лет нужно много телесного контакта, они лишь тогда успокаиваются, когда чувствуют тепло маминого дыхания, тела. Поэтому этих деток нужно приучать спать с 3 лет в своей комнате, это время, когда у малыша формируется самостоятельность.

Как приучить спать ребенка в своей комнате?

Не все дети могут легко расстаться с привычкой спать в родительской постели, помогут эти несколько советов.

Бывает, ребенку уже лет шесть, а он не хочет спать один. И в этом виноваты родители, они в свое время не настояли на своем, проявляли мягкосердечность и продолжают позволять дочке или сыну пользоваться ситуацией. Нужно не резко, но настойчиво объяснить своему ребенку, что он уже большой и стал самостоятельным. Перевод в отдельную спальню следует осуществлять постепенно, не допуская стрессов, он должен знать, что иногда у него будет такая возможность спать с родителями. И этот факт расслабит и успокоит ребенка.

Действовать нужно твердо и мягко, хвалить за послушание и поощрять его. Чтобы малыш понимал, что у него распланирован каждый вечер, не меняется ритуал, что сначала будет умывание, потом нужно надеть пижаму, попрощаться с игрушками, мама почитает перед сном сказку, ребенок повернется на бочок, закроет свои глазки и заснет с любимым мишкой.

Спать нужно ложиться в строго определенное время и если малыш боится спать один, то можно на время оставить включенным ночник. Постарайтесь выработать в ребенке положительное отношение к месту обитания, к кроватке, застилайте вместе с ним постельное белье, чтобы он знал, что он хозяин своей кровати и своей комнаты.

Нужно посидеть рядом, погладить малыша и подержать его за руку. Тяжело будет первое время, но если четко выполнять и согласовывать все действия, то через 3 недели ребенок будет спать один. Если ночью ваше чадо пришло к вам, нужно немного посидеть с ним, отвести в его кроватку, но с собой не оставлять.

Нужно чтобы члены семьи поддерживали желание родителей, чтобы ребенок спал в своей кровати и знал, что его любят и ему доверяют.

Если не удается «переселить» ребенка в его комнату, нужно понять, почему ребенок отказывается спать один, возможно вашей любви и заботы ему недостаточно и он пытается таким образом обратить на себя внимание родителей. Следует проанализировать свое поведение, сделать нужные выводы, тогда вы сможете в семье избежать разногласий и постепенно наладится сон ребенка в его кроватке.

Чтобы ваш ребенок быстро засыпал и спал один, нужно выполнить несколько правил:

  • Перед сном не играть в достаточно активные игры.
  • Ребенок должен знать, что если вы сказали, что он будет спать в своей комнате, то следует выполнять это обещание.
  • Проявить настойчивость и сказать, что ребенок уже большой и нужно вести себя по взрослому, а значит спать нужно только в своей комнате.
  • Пообещайте, что, к примеру, по субботам ребенок будет спать с вами. Возможно, в течение дня малышу не хватает общения и телесного контакта с родителями, поэтому он и пытается таким образом компенсировать этот недостаток.
  • И еще в доме все соблюдают строгий режим и правила сна. В доме доброжелательная спокойная атмосфера.

Воспользуйтесь этими советам и тогда ваш ребенок научится один спать в своей кровати и в своей комнате.

www.allwomens.ru