Отношения, психология, жизненные ситуации

Ребенок не хочет общаться с одноклассниками

Как помочь ребёнку стать более общительным в школе

Родители, время от времени узнавая подробности положения дел своего ребенка в школе, иногда становятся лицом к лицу с неприятным фактом — ребенок практически не общается со своими одноклассниками. Иногда он сам с обидой жалуется: « Одноклассники совсем не общаются со мной, что не так? ». Действительно, в чём тут дело — чрезмерная стеснительность, нервное расстройство, последствия плохого воспитания или особенность ребёнка? Попытаемся разобраться.

Почему ребенок трудно общается в школе

Психологам давно известно, что люди имеют разные темпераменты, разные характеры, привычки и склонности. Дети и подростки не исключение. Тем не менее человек — существо социальное, живет в обществе себе подобных, и потому задачей ведущих философов, педагогов и психологов последних нескольких веков было сгладить личностные противоречия между людьми, и позволить им конструктивно и продуктивно сосуществовать вместе на общее благо.

Школа в ее нынешнем виде была изобретена гуманистами девятнадцатого века, желавшими свести к минимуму классовые и национальные противоречия, существовавшие на тот момент, дать всем гражданам одинаковое базовое среднее образование.

В Российской Империи среднее образование было раздельным — мальчики и девочки не пересекались, наследники мещан и аристократов не пересекались с отпрысками крестьян и рабочих. Все могли жить отдельно в своих слабо пересекающихся мирах, и разница между уровнем образования детей была колоссальной.

С тех пор среднее образование прошло долгий путь к смешению, и нынче одноклассники вынуждены терпеть друг друга, дружить друг с другом, соперничать и конкурировать. Не каждый темперамент изначально настроен на столь постоянное и обильное общение с людьми, как того требует школа.

Все же, ходить в определенное здание пять-шесть дней в неделю и находится семь-восемь часов в контакте с людьми — утомительное занятие. Педагоги стараются повышать в детях усидчивость и способность к постоянному умственному и физическому труду, так как этого требует взрослая жизнь. Но не все к этому предрасположены, и потому в определенной степени многие дети в школе проходят через насильственную ломку своего характера.

Совместимость темпераментов в школе

Имея все это в виду, попробуем представить, как детская психика приспосабливается к этой обстановке. Очевидно, что наиболее приспособленными к таким условиям будут дети-экстраверты — общительные, активные, задиристые и физически развитые. Если при таких качествах у этих детей есть еще усидчивость и желание обрабатывать предлагаемый школой материал, они станут отличниками и хорошистами, будут неформальными лидерами в классе.

Если желания нет, и педагоги не смогут его привить, то такие ребята сбиваются в стайки троечников-хулиганов и сбрасывают излишек эмоций на более пассивных и спокойных ребят, часто негуманным образом.

Детям-интровертам — спокойным, неторопливым, малообщительным, необходимость постоянного хождения в школу может казаться мукой, даже если у них есть усидчивость и желание изучать науки.

Иногда родители устраивают таким детям обучение на дому, но в большинстве случаев для такого обучения нужна или подходящая медицинская справка, или материальная возможность оплачивать визиты репетиторов. Если же такой ребенок в учебное заведение все же ходит, то лучше бы ему быть физически развитым, иначе он рискует постоянно подвергаться нападкам и издевкам экстравертов.

Понятно, что общение у экстравертов складывается спонтанно, и часто носит иерархический характер. Мальчики-отличники чаще всего общаются с такими же, реже — с девочками-отличницами, еще реже — с хулиганами, и почти никогда со всеми остальными.

Мальчики-хулиганы — это наиболее общительная каста, т.к. им не только приходится постоянно поддерживать свой статус перед слабыми и замкнутыми мальчиками, как посредством тумаков и драк, так и показным ухаживанием за девочками, но и быть полезными для отличников в свете постоянно грядущих контрольных.

Физически слабые мальчики-троечники или хорошисты таким образом оказываются предоставлены сами себе, и если общаются, то преимущественно только с такими же. А так как по натуре они общаться не особо склонны, то нередки случаи полных одиночек в этой категории.

В женской части класса состязательность, как правило, не носит столь жесткого характера, как в мужской. И хотя известный советский фильм « Чучело » в героях имел девочку-изгоя, стать полным изгоем в классе девочке сложнее, чем мальчику, по той простой причине, что в среде девочек нет естественного слоя хулиганов, применяющих физическое насилие на регулярной основе.

Во многом это заслуга порицаемого сегодня « патриархального » мира, который порицает тягу к насилию в девочке намного сильнее, чем в мальчике. Педагоги советской закалки также не уделяли женским дракам много внимания, и относились к ним поверхностно.

В целом, расслоение в женской школьной среде основано либо на успеваемости, либо, после достижения полового созревания, на внешних данных. Последнее также является одним из факторов в степени общительности девочки. Начиная с седьмого-восьмого класса, подростки, сами считающие себя некрасивыми или признаваемые таковыми, реже ходят на школьные дискотеки и имеют ограниченный круг общения.

Как помочь своему школьнику стать увереннее в классе

Исходя как из своего личного опыта, так и из этого анализа, родители могут задуматься — как облегчить социализацию ребенка, упростить его пребывание в школе и соответственно повысить успеваемость в учебе. Прежде всего, надо четко определить тип своего ребенка, его темперамент.

Любящая семья часто склонна закрывать глаза на недостатки чада, смотреть на него сквозь розовые очки и считать самым лучшим несмотря ни на что. На самом деле, честное признание недостатков может помочь начать работу над их исправлением, и облегчит взаимодействие с одноклассниками.

Мы очертили круг школьников, который имеет проблемы в общении с одноклассниками:

  • физические слабые мальчики, троечники или хорошисты;
  • некрасивые девочки, или признаваемые таковыми другими детьми;
  • двоечники и двоечницы, дети со слабой успеваемостью;
  • ребята с природной склонностью к замкнутости и уединению, домоседы.

В каждом случае, или комбинации из них, можно дать разные советы.

Если мальчик не имеет медицинских противопоказаний и является физически слабым по причине недостаточной активности — его можно отдать в спортивную секцию. Вид спорта в этом случае нужно выбрать аккуратно, т.к. цель — увеличить мышечную массу, улучшить осанку и дыхание, повысить самооценку.

Очевидно, что боевые искусства здесь не подходят, т.к. там такой мальчик будет чувствовать себя неуспешным по сравнению с имеющими все это изначально хулиганами. Здесь подойдут более щадящие, менее соревновательные виды спорта.

В случае с девочкой дело обстоит и легче, и тяжелее. С одной стороны, ученице с лишним весом можно и не худеть, а просто перестать оценивать себя глазами мальчика, не страдать от проблемы « что со мной не так ».

С другой стороны, это не избавит ее от издевок одноклассников. На нашем сайте есть специальный раздел, посвященный теме здоровья и диет, с помощью этих статей такая школьница может привести себя в соответствие с общественными ожиданиями.

Для домоседов подойдет задушевная беседа, возможно, какое-то поощрение высокой посещаемости. Например, разрешение сидеть дома все выходные, в обмен на учебную неделю без прогулов.

Детям со слабой успеваемостью стоит помочь найти любимые предметы, и сконцентрировать на них все внимание, раз уж не получается охватить все и сразу. Эти предметы они смогут « обменивать » на те, которые не знают, в старой и неискоренимой системе списывания.

Родителям это наверняка вспоминается, когда вы общаетесь с бывшими одноклассниками. Подлатывая свои слабые стороны, каждый школьник может выйти из гетто социально порицаемой школьной группы, и начать полноценно общаться.

mjusli.ru

Как наладить отношения с одноклассниками: решение проблем

К сожалению, не у каждого ребенка в школьном коллективе складываются дружеские отношения с одноклассниками, причем эта проблема психологического характера не зависит от возраста детей. Бывает так, что дети не воспринимают некоторых учеников в классе, начиная с начального звена, но чаще всего отношения усложняются в подростковом возрасте. Ребенок, являясь изгоем в коллективе, замыкается в себе, неохотно ходит на уроки, становится агрессивным, обидчивым, его легко задеть, казалось бы, самой безобидной фразой.

Причины плохих отношений с одноклассниками

Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребенка, учат его взаимодействию с социумом на своем примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей. Как утверждают психологи, отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того что стали жертвами нападок. Они с легкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников (слова, поступки) выдавая ожидаемую реакцию. Если ребенка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».

Бывает и так, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того что ребенок не умеет общаться, он замкнут, молчалив, избегает диалогов, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе со сверстниками мешает и неумение общаться, а также незнание элементарных правил поведения. Например, если ребенок зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения, вряд ли кто-либо захочет с ним дружить.

Иными словами, отвергаемые дети не умеют осмысливать свои поступки, управлять эмоциями, принимать верное решение, как поступить в той или иной сложной ситуации. Они очень ранимы и уязвимы. Любой ровесник, проронивший грубое слово в адрес такого ребенка, незамедлительно становится его врагом, и, напротив, одноклассник, оказавший ему самую незначительную помощь или поддержку, становится лучшим другом в его мыслях. В свою очередь оказавший эту поддержку даже не подозревает об этом, не считая свой поступок героическим и удивляясь, насколько благодарен ему отвергнутый всеми товарищ. Замечено, что дети, которые не умеют находить контакт со сверстниками, стараются найти поддержку среди педагогов, жалуясь на своих обидчиков.

Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Вряд ли сложные в общении дети смогут самостоятельно исправиться и найти общий язык с одноклассниками. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, а именно родители и педагоги.

На родительском собрании классный руководитель проводит беседу о том, как помочь ребенку найти друга, преодолеть застенчивость и побороть внутренний страх перед окружающими. Советы педагогов могут стать очень действенными.

Не всегда родители имеют представление о том, как проходят дни их сына или дочери в школе, как складываются отношения в коллективе и часто не знают о том, что их ребенок испытывает сложности. Если в его поведении прослеживаются некоторые странности, он редко приводит или вообще не приводит в дом друзей, не рассказывает о своей школьной жизни, об одноклассниках и вообще ведет себя замкнуто, стоит поговорить с классным руководителем и выяснить, все ли в порядке. Можно побывать на уроках, посмотреть, как ребенок ведет себя с другими детьми, общается ли с ними. В случае, если будут выявлены признаки того что ему некомфортно в школе, родителям придется озаботиться тем, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками.

Признаки того что школьника отвергают:

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.
  • Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику, ведь насмешки со стороны сверстников могут привести к серьезным психологическим заболеваниям.

    Решение проблем с одноклассниками – задача непростая, но нужно направить все силы на ее решение, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая судьба формирующейся личности, ее успех и благополучие. Человек на протяжении всей своей жизни проводит в социуме, вот еще одна причина того, что ребенка важно научить вести себя с окружающими . В школе решает, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками психолог и классный руководитель, стараясь привлечь к этой проблеме и родителей.

    Как наладить отношения с одноклассниками в 13, 14 и 15 лет

    Что могут предпринять родители? С раннего возраста объяснять сыну или дочери, что улыбка и дружелюбие привлекают людей, поэтому нужно постараться вести себя приветливо, чаще улыбаться. Не стоит быть резким и грубым, но в тоже время важно уважать и любить себя, тогда и окружающие будут относиться с уважением.

    Кроме того, родители могут приглашать в гости школьных товарищей своего ребенка. Полезно рассказывать на примере собственного опыта, о том, какие проблемы могут подстерегать в детстве и как их разрешать. Не нужно запрещать проявлять эмоции, пусть даже негативные, ведь эмоциональность – это то, что поможет установить правильные взаимоотношения с людьми, жить полной жизнью, радоваться и негодовать. Хороший результат принесет обсуждение родителей с ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, а также нахождение путей для их разрешения или предотвращения.

    Задумываясь о том, как наладить отношения с одноклассниками, нельзя исключать и того, что бороться с проблемой придется долго, возможно даже придется перевести ребенка в другую школу, если его пребывание в стенах данного учреждения приводит к частым конфликтам с окружающими. Тем более, часто бывает так, что дети сами выбирают себе жертву среди тех, кто уязвим.

    Многие родители, стараясь взять решение проблем с одноклассниками в свои руки, идут в школу разбираться с обидчиками ребенка, но так делать нельзя, поскольку это лишь усугубит ситуацию, дети будут продолжать вредить, только исподтишка. Лучше всего вынести этот вопрос на родительском собрании, либо научить ребенка самостоятельно разрешать сложные ситуации, непременно поддерживая его и помогая советом. При благоприятном семейном климате формируется успешная, уверенная в себе личность. Зная, что дома его любят, понимают и поддерживают, школьник легче переносит жизненные трудности, быстрее адаптируется в социальной среде.

    Если ребенку с раннего возраста прививаются такие качества, как общительность, доброта, дружелюбие, отзывчивость, скорей всего перед ним не встанет вопрос, как наладить отношения с одноклассниками в 13 лет, 14 и 15. Родителям необходимо быть правильным примером для сына или дочери и всегда показывать, как следует вести себя с окружающими людьми.

    vkapuste.ru

    Правила переписки по WhatsApp: как общаться с родителями одноклассников вашего ребенка?

    Прикрепление к общему чату в WhatsApp — стандартная процедура для большинства родителей, чьи дети пошли в детский сад или в школу. Конечно, дело это сугубо добровольное, и вы можете отказаться от такого предложения. Но если вы согласились принимать участие в коллективном обсуждении насущных и не очень проблем, лучше сразу взять дипломатический тон, а в критичных случаях неизменно сохранять нейтралитет.

    1. В общем чате в вотсапе лучше принимать решения с однозначным ответом: идем ли в выбранный музей, сколько денег собираем на подарки детям и т.п. Для решения личных вопросов лучше выделять время и встречаться. Письменная речь чревата множеством толкований и надуманными интерпретациями. А это – благодатная почва для возникновения недопонимания и даже взаимных обид.
    2. Участие в горячих дискуссиях ни к чему не приводит. Это бессмысленная трата времени: шансов решить сложный вопрос в переписке просто не существует.
    3. Всегда следите за своей письменной речью и не позволяйте себе переходить на оскорбления. Имейте в виду, что некоторые родители используют «нецензурные высказывания» как улику и основание для обращения в правоохранительные органы, если конфликт достигает максимума.
    4. Никогда не берите на себя труд переубеждать своих оппонентов. А чтобы поставить точку в бесполезном споре, достаточно сказать: «Я услышала ваше мнение».
    5. Если вы не поддерживаете коллективную идею, вы имеете полное право отказаться: «У меня свое мнение на этот счет. Я подписывать такую бумагу не буду».
    6. Если кто-то из родителей жалуется вам на несправедливое или некорректное обращение с их детьми, не впадайте в панику. Всегда анализируйте тот контакт, который есть между учителем и вашим ребенком. Если у кого-то отношения с педагогом не сложились, это не означает, что у вашего ребенка дела тоже все плохо.
    7. Если вы недовольны поведением учителя, обсуждайте проблему с ним, а не с родителями других детей.

    8. Если вы по каким-либо причинам не можете сдать деньги на общие задачи или не считаете такую идею удачной, вы никому ничего не обязаны объяснять. Да, так устроен мир, и в этом вопросе другим остается только вашу позицию принять. Достаточно фразы: «Я приняла решение в этом не участвовать». Если вам неловко говорить об этом, используйте текстовые средства связи – смс или сообщение по вотсапу.

    9. Совет будущим лидерам родительского комитета: когда речь заходит о сборе денежных средств на дополнительные нужды класса, относитесь с пониманием и уважением к чужому мнению и к чужим жизненным обстоятельствам. Это дело исключительно добровольное, и никто не имеет права принуждать других и требовать.

    10. Если будут среди родителей в вашем классе такие, кто не сдаст деньги, не травите за это их детей, когда придете забирать из школы своего ребенка. Не раздувайте огонь, не судачьте за их спинами, не высказывайте свое возмущение при детях (в том числе при своих в кругу семьи). Отношения между детьми стоят дороже, а им вместе предстоит учиться целых 11 лет.

    www.parents.ru

    Ребенок не хочет общаться с одноклассниками

    4 сентября 2012 г., 14:12

    Что делать? Сын 5-тиклассник ни с кем в классе не находит общий язык.Его друг, это заметив,перестал с ним общаться.Ему тяжело ,всё держит в себе,переживает.Вытягиваю из него всё «клещами».

    4 сентября 2012 г., 14:43

    А до 5 класса находил общий язык с одноклассниками? Или он перешел в другую школу?

    4 сентября 2012 г., 14:49

    Моя сестра перешла в конце 4 класса, сейчас в 5 пошла, тоже не может подружиться. есть девочки с которыми разговаривает на переменах,но общая картина грустная. Частенько на переменках одна. Она ранима очень и ужас как стеснительна,радует что никто не задирается к ней. Надеюсь привыкнет, бывает говорит как ей плохо там одной.

    А что сделать?Только надеяться. говорю ей,ну сама подойди поговори.

    Может перевести его в другую школу?

    4 сентября 2012 г., 14:59

    Ниче не понимаю. сегодня 4 сентября — дети второй день всего пошли в школу, и то что еще нет друзей ничего страшного! а если вы имеете в виду прошлый учебный год, тогда почему только сейчас этим озаботились?

    4 сентября 2012 г., 15:23

    А что говорит учительница? А вообще у мальчика друзья есть?

    Вы чем-то помочь можете? Детский праздник дома устроить например? Или еще куда-то пригласить ребятишек?

    4 сентября 2012 г., 15:31

    К психологу идите. У сына в параллели, тоже в 5 классе примерно началось, был такой человек, его до конца 9 вот так вот добивали. Он после 9 ушел. Я говорила своему сыну, чтобы он с ним общался, а мой ребёнок мне сказал, что он не хочет ни с кем разговаривать и что у него что-то не в порядке с нервами, я сделала вывод, что это травма, которую нанесло ему общество. Поэтому идите к психологу и меняйте школу, если есть возможность, если нет, такой-то нужно найти варианты взаимодействия с этим коллективом, устройте праздник и пригласите класс. И обязательно найдите для сына хобби.

    4 сентября 2012 г., 15:38

    До 5-го класса тоже были проблемы,я к учителю подходила,ответ один:"Всё хорошо"Он хорошист ,если у дочери в классе был культ отличников,то здесь культ озорников(только не поймите неправильно, я не против ни тех ни других)стал дружить с новым мальчиком, который став "стареньким"и поняв климат в классе стал вести себя ,как все.

    4 сентября 2012 г., 15:57

    У ребенка отец есть?

    4 сентября 2012 г., 16:05

    Можно походить на специальные тренинги для детей и подростков. Наверняка в вашем городе есть какой-либо тренинговый центр. Для детей проводят тренинги общения со сверстниками, лидерства, уверенного поведения, есть различные программы. Знакомая свою дочь водила, очень довольна была результатом.

    4 сентября 2012 г., 16:30

    Бедные дети. Как им тяжело в современной школе. Раньше акцент был на дружбе в классе, а сейчас чёрте-что. У меня в 10-ом классе тоже была травма,которую мне нанесло "общество"(с).Это когда я в новый класс перешла.Из-за этого у меня всю оставшуюся жизнь социофобия, не выношу общества).

    4 сентября 2012 г., 16:46

    если в секции будет тоже самое — проблема в сыне. возможно нужен детский психолог, надо расшевелить и вытащить его из его скорлупы.

    если он легко сойдется с другими детьми — проблема в классе. возможно в школе его окружают люди не его круга. например вы небогатая семья, а все состоятельные. или вы интеллигентная семья, а там в основном дети рабочих. тогда есть смысл сменить окружение. в школе обязательно должно быть комфортно ребенку, от этого зависит половина успеха в учебе

    4 сентября 2012 г., 17:57

    4 сентября 2012 г., 18:00

    Нужно разобраться поближе, понять в чем проблема: в вашем сыне из-за неумения общаться или в одноклассниках, из-за того, что они двоечники-озорники и травят хорошиста. В первом случае нужно обратится к психологу, так как школа — это общество в миниатюре и мальчик должен уметь приспособиться. Во втором — следует сменить школу на более перспективную, где ваш сын будет в кругу хорошистов, у которых хорошо учиться — это престижно.

    4 сентября 2012 г., 18:25

    Я вас умоляю)))) КТО будет травить ХОРОШИСТА из-за оценок? Ни разу не видела, чтобы двоечники смеялись над троечниками)) Даже отличников не травят, если они, конечно, не ябеды и т.п. Это как раз двоечники не в фаворитах, тем более, их обычно на 2-ой год оставляют.

    Скорее всего ваш сын сам настроил против себя коллектив. И скорее всего, сделал что-то действительно дурацкое, раз его именно ТРАВЯТ, а не просто игнорируют. Поговорите с ним, а лучше с учительницой и одноклассниками. Думаю, они вам расскажут из-за чего к вашему сынку такое отношение.

    4 сентября 2012 г., 19:12

    У мальчика проблемы, не может адаптироваться в социуме, нужна помощь специалистов однозначно, нужно разбираться в ситуации. У моей знакомой сын 5классник, класс весь против него, никто не общается, потому что мальчик реально гонит, мама воспитывала его как принца, все на тарелочке с голубой каемочкой, вещи самые лучшие, даже фломастеры самые дорогие, поездки в разные страны всегда с обильными покупками, высказывания у мальчика тоже странные, что он будет богатым, жена будет такая то. Короче дети его стали игнорить или издеваться, подкалывать.

    Хмм у нас такие избалованные наглые прынцы и прынцессы правили классом, а гнобили все скромных и бедно одетых детей из неблагополучных семей.

    4 сентября 2012 г., 19:28

    та же проблема.сейчас записались на бокс.нужно ходить в школу, разговаривать с педагогами, родителями. Ребенок должен чувствовать вашу защиту, что вы за него горой. я тут наобщалась с родительницами. Сделала вывод. что у нормальных родителей и дети нормальные. А у хабалок, особенно тех, кто без образования-дураки, но они чувствуют поддержку семьи, знают. что как бы себя не вели, родители порвут за них глотку.Поэтому нужно ходить в школу, разбираться, пока это пятый класс, а не девятый, к примеру. И бойтесь прослыть скандальной мамочкой.

    4 сентября 2012 г., 19:29

    то есть наоборот не бойтесь прослыть скандальной мамой, не бойтесь этого никогда.

    отдайте его в спортивную секцию, для мальчика это все равно важно и нужно.

    со спортом аккуратно надо. спорт — это все-таки соревнования, там тоже любят гнобить слабых, ведь надо быть победителем, а уж подающих надежды могут гнобить еще больше.ю лушче отдать ребкна в социальное какое-то место, где дети делают одно дело : например театральную струдию, скаутский и краеведчиский кружок, где детьми занимаются и именнно организовывают вместе, куржок по его интерсам: может юнаты, моделирования и т.п.

    m.woman.ru