Отношения, психология, жизненные ситуации

Самоанализ самооценка воспитателя

Цель самоанализа для педагога – изучение результатов своей работы, дальнейшее совершенствование профессиональной деятельности. Методические рекомендации и советы по написанию самоанализа, реальный опыт коллег и их готовые статьи по этой теме Вы найдёте в данном тематическом разделе.

Эти публикации пригодятся Вам при написании работ по самоанализу, их грамотной компоновке и построению. Здесь представлены все аспекты: самоанализ открытого занятия и НОД, отдельного вида деятельности, режимных моментов или тематических проектов; самоанализ профессиональной деятельности для аттестационной комиссии, и так далее.

Сборник материалов, полезных для аналитической деятельности педагогов.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 786 .

Самоанализ НОД «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность проводилась в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Присутствовало 6 человек. Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения благоприятные, дети дружные. Данная деятельность относится к разделу.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Веселое путешествие в страну Математику» с самоанализом Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Веселое путешествие в страну Математик а» Цель: обобщить математические представления детей. Задачи: Образовательные: • Систематизировать знания о составе чисел. • Продолжать учить решать задачи на сложение и.

Самоанализ — Самоанализ занятия «Рисование на молоке»

Публикация «Самоанализ занятия «Рисование на. » Профессиональный конкурс – большое испытание, волнительное и ответственное. Ведь на нем собрались лучшие воспитатели ТГО. Участие в таких в конкурсах — это возможность продемонстрировать свое профессиональное мастерство, талант и опыт. Это стимул к дальнейшему личностному и.

Самоанализ НОД во второй младшей группе «Космическое путешествие» Самоанализ НОД во второй младшей группе «Космическое путешествие» Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о дне Космонавтике. Задачи: Образовательные: — дать детям знания об.

Оценочный дневник проведенных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (анализ и самоанализ). День 1 Оценочный дневник проведенных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (анализ и самоанализ. День 1. НОД «Здравствуй, Весна!» (познавательное развитие — экологическое воспитание) Анализ занятия (методист) 1. Анализ положительных моментов Воспитатель знает задачи своей.

Самоанализ регламентировано-образовательной деятельности по познавательному развитию «Найди пару» в первой младшей группе Я организовала с детьми раннего возраста (2-3 года) регламентировано образовательную деятельность по познавательному развитию по теме «Найди пару». Тема соответствует календарно-тематическому планированию в рамках недели «Здравствуй, зимушка-зима!». Данная образовательная.

Самоанализ — Самоанализ НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группе

Статья «Самоанализ НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка». » Материал пригодится для воспитателей при аттестации. Воспитатель: Терехова Светлана Анатольевна. 1. Общие сведения о занятии. Дошкольники проявляют свои возможности и способности в соответствии с их возрастными особенностями; достаточно хорошо усваивают программный материал.

Самоанализ открытой НОД по образовательной области РЭМП в первой младшей группе «Путешествие» Самоанализ открытой НОД по образовательной области «познавательное развитие- РЭМП» в первой младшей группе «Незабудки» Тема: «Путешествие» Цели: Развивать умение формировать группы однородных предметов. Задачи: Образовательные: учить различать количество и размер предметов и.

Самоанализ занятия по познавательному развитию Самоанализ по познавательному развитию ( познавательно- исследовательская деятельность. Дата проведения занятия 12 апреля 2018. Занятие проводилось в средней группе в количестве 12 человек. Занятие проводила воспитатель Корякина М. В. Цель занятия :- формировать представления.

Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский детский сад №1 Кантемировского муниципального района Воронежской области Самоанализ сюжетно-ролевой игры: «Лесная больница» (2младшая группа №1) Воспитатель: Кнурова Н.В. п. Кантемировка 2018г. Самоанализ.

www.maam.ru

Персональный сайт Бобрик Ольги

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

воспитателя МКДОУ «Гоноховский детский сад №10 «Медвежонок»»

на основе профессионального стандарта «Педагог»

Бобрик Ольги Алексеевны

1.Самоанализ особенностей должностных функций воспитателя

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное) Программа «Детство».

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

Другая программа (указать, какая именно)

Количество воспитанников в группе на момент самоанализа 12чел.

Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность? (отметить нужное) – работа с одаренными детьми;

–работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

–обучение русскому языку воспитанникам, для которых он не является родным;

–работа в разновозрастной группе;

–работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и попавшими в сложную жизненную ситуацию воспитанниками;

–работа с детьми с ОВЗ;

–работа в группе кратковременного пребывания детей, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания;

–работа в группе предшкольной подготовки, дошкольной группе в малокомплектной школе;

–другое (указать, что именно)

2. Самооценка профессиональных достижений воспитателя дошкольного образования

в соответствии с ФГОС

дошкольного образования Сильные стороны профессиональной деятельности Профессиональные

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий Создаю условия для развития у детей познавательного интереса. Использую проблемные ситуации, стимулирующие детей к проявлению интереса к деятельности

Ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении Формирую у детей навыки самообслуживания, начиная с раннего детства. Использую игровые приёмы, стихи, потешки при формировании культурно-гигиенических навыков.

Ребёнок владеет активной речью, включённой в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек Создаю игровые ситуации общения; включаю всех детей в речевые ситуации. Ежедневно использую упражнения на развитие речи: артикуляционная гимнастика, потешки, прибаутки, чистоговорки и т.д.

Ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого Являюсь во всём примером для детей. Вместе с детьми играю в игры. В сюжетно-ролевых играх показываю образец взрослого в разных ролях.

Ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им Включаю всех детей в игровую совместную деятельность. Поощряю хорошие поступки детей, ставлю их в пример другим детям.

Ребёнок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства Ежедневно использую игровые ситуации со стихами, рассматриваем интересные детям картины, слушаем музыку.

У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) Использую комплексы упражнений на развитие координации движений, мелкой и крупной моторики.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребёнка складываются предпосылки грамотности

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими

Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Выводы по результатам самооценки профессиональных достижений:

— необходимо обратить внимание на область развитие речи, мелкой моторики, проговаривание чистоговорок.

-необходимо развивать творческую активность ребёнка.

В остальном работа ведётся в правильном направлении.

3. Самооценка психолого-педагогическиой компетентности воспитателя дошкольного образования.

действия) Самооценка в баллах

(0–2) Комментарий, примеры

1. Выявление педагогических проблем (проблемы, связанные с процессами обучения или воспитания) у обучающихся 2 Взаимодействие с другими педагогами образовательной организации, работающими с этими детьми; родителями или лицами, их замещающими и др.

2. Выявление логопедических проблему воспитанников 1 В детском саду нет логопеда, поэтому для выявление логопедических проблем у воспитанников обращаемся к районному логопеду.

3. Выявление психологических проблем у воспитанников 1 В детском саду нет психолога. Взаимодействуем со специалистом-психологом средней общеобразовательной школы.

Для выявления психолого-педагогических проблем у воспитанников проводит районная психолого-медико-педагогическая комиссия.

Выводы по результатам самооценки психолого-педагогической компетентности:

Взаимодействую со специалистами ДОУ, другими педагогами для выявления отклонений в развитии воспитанников

4.1 Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «педагог»

1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы 2 Достижения: умею разрабатывать основную общеобразовательную программу, рабочие программы для каждой возрастной группы.

Дефициты: затрудняюсь объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля.

2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования 1 Достижение: знаю и понимаю положение и требования ФГОС ДО.

3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды 1 Достижения: участвую в разработке и реализации программ развития ДОУ, вношу предложения по устранению недостатков.

Дефициты: нет образца, четких требований к программе развития.

4. Планирование и проведение учебных занятий 2 Достижения: умею составлять комплексно-тематический, календарно-тематический и перспективный планы. Оказываю помощь.

5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению 2 Достижения: регулярно анализирую эффективность знаний.

6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися 2 Достижения: осуществляю контроль и даю оценку в течении года на основе наблюдения за деятельностью воспитанников.

Дефициты: недостаток диагностических карт для 1младшей группы.

7. Формирование универсальных учебных действий 2 Достижения: формирую у детей желание получать новые знания.

8. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) 2 Достижения: формирую у детей основные знания об ИКТ.

Дефициты: нет оборудования для работы подгруппами

9. Формирование мотивации к обучению 2 Достижения: побуждаю у воспитанников интерес к знаниям, желание узнавать новое.

10. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 1 Достижения: осуществляю мониторинг индивидуального развития 2раза в год.

Дефициты: недостаток в образцах индивидуальных карт.

Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблиц 8 в соответствии с указанной трудовой функцией

4.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

1 Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды 2 Достижения: осуществляю непрерывный контроль за поведением воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды.

2. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности 2 Достижения: реализую в своей деятельности современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, проектные, ИКТ-технологии

3. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера 2 Достижения: ставлю воспитательные цели способствующие развитию в детях таких качеств как: доброта, отзывчивость, дружелюбие, честность, осознание вины.

4. Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации 2 Достижения: организую свою воспитательную деятельность в соответствии с уставом ДОУ и правилами внутреннего распорядка.

5. Проектирование и реализация воспитательных программ 2 Достижения: основная общеобразовательная программа МКДОУ «Гоноховский детский сад №10 «Медвежонок»» несёт как обучающие, воспитательные, так и развивающие функции.

6. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.) 2 Достижения: организую воспитательные возможности в различных видах деятельности.

7. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка) 2 Достижения: создаю игровые ситуации, приобщающие ребёнка к умению переживать и передавать свои эмоции.

8. Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления — —

9. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации 2 Достижения: принимаю активное участие во всех традиционных мероприятиях жизни ДОУ

10. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни 2 Достижения: воспитываю разностороннею личность.

11. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде 2 Достижения: воспитываю уважение к детям другой нации и религии.

12. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка 2 Достижения: приобщаю родителей к участию в жизни группы и детского сада.

4.3 Трудовая функция «Развивающая деятельность»

1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития 1 Достижения: с помощью специалистов выявляю проблемы воспитанников.

Дефициты: затрудняюсь в составлении документов при необходимости отправления на ТПМПК

2. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе 2 Достижения: поддерживаю и организую доброжелательную обстановку для воспитанников, поддерживаю комфортный микроклимат в коллективе.

3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка 2 Достижения: при оценки показателей динамики развития ребёнка, использую метод наблюдения и общения.

4. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью — —

5. Оказание адресной помощи обучающимся 2 Достижения:осуществляю индивидуальный поход к каждому воспитаннику.

6. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума — —

7. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребёнка — —

8. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу — —

9. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни 2 Достижения: формирую у детей гражданскую позицию, формирую культуру здорового и безопасного образа жизни.

10. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения 2 Достижения: формирую у воспитанников толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

11. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся 2 Достижения: формирую культуру поведения у воспитанников.

(трудовые действия) Самооценка в баллах

(обоснование выставленного балла)

1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 2 Достижения: участвую в разработке основной общеобразовательной программы в соответствии ФГОС. Умею разрабатывать рабочие программы.

2. Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребёнка в период пребывания в образовательной организации 2 Достижения: участвую в создании безопасной и комфортной среды в условиях ФГОС

3. Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами 2 Достижения: планирую свою деятельность в соответствии с ФГОС

4. Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста 2 Достижения: провожу мониторинг 2раза в год, делаю анализ образовательной работы.

Дефициты: нет образцов карт.

5. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка раннего и/или дошкольного возраста — —

6. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями — —

7. Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития 2 Достижения: занимаюсь саморазвитием, повышаю уровень компетенции.

8. Формирование психологической готовности к школьному обучению 2 Достижения: формирую положительную мотивацию к обучению в школе.

9. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья 2 Достижения: формирую доброжелательные отношения между сверстниками, создаю позитивный климат в группе; выстраиваю партнёрские взаимодействия с родителями.

10. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства 2 Достижения: использую все виды деятельности: предметная, познавательно-исследовательская, конструирование.

11. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов 2 Достижения: создаю все условия для свободного выбора детьми игровой деятельности.

12. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 2 Достижения: поощряю детскую инициативу, оказываю помощь в разных видах деятельности.

13. Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учетом его особых образовательных потребностей 2 Достижения: учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей при планировании образовательного процесса.

Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией.

Компетенции (трудовые действия), оцененные

баллом «0» Ранжирование

дефицитов по годам

их восполнения Примечание

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Трудовая функция «Педагогическая деятельность

по реализации программ дошкольного образования»

bobrikolga.moy.su

Самоанализ самооценка воспитателя

Бакушина Татьяна Борисовна

— педагогический стаж – 23 года

— согласно аттестации 2007 года была присвоена первая квалификационная категория по должности «воспитатель».

1. ДОУ комбинированного вида «Татьянка» является звеном муниципальной системы образования города Одинцово, обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития.

Основной целью программы развития ДОУ является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном социуме.

Основные задачи, решаемые педагогическим коллективом и мной: создание оздоровительной учебно-воспитательной системы, обеспечивающей восстановление и укрепление здоровья детей через интеграцию оздоровительной деятельности в педагогическую;

— обеспечение интеллектуально-личностного развития детей через интеграцию дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей;

— обеспечение целенаправленной социализации личности ребенка: введение его в мир природных и общечеловеческих связей и отношений, передача ему лучших норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, воспитание умений подчинять свои интересы определенным правилам;

— изменение пространственно-предметной среды, обеспечивающей социально-эмоциональное развитие и саморазвитие ребенка;

— подготовка к дальнейшему обучению в школе;

— координация усилий ДОУ и семьи для создания оптимальных условий развития ребенка.

Основной целью моей профессиональной деятельности является обеспечение организации педагогического сопровождения деятельности детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей; создание условий для полноценного развития, укрепления и сохранения здоровья детей, подготовка их к обучению в школе.

Весь воспитательно-образовательный процесс с детьми мною строился на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, а также ряда парциальных программ: Л. Г. Петерсон «Ступеньки»; Т. А. Ткаченко «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет»; Е. Г. Зверева-Андреевская «Окружающий мир»; Е. В. Колесникова «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

2. Дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются все основные качества, формируются ответственности и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании суммы знаний, но и в развитии базовой способности личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни, основ экологически целесообразного поведения, формирования коммуникативных навыков, поведенческих структур. Сегодня в условиях изменения социальной жизни, проникновения коммерциализации в духовную сферу, размывания нравственных критериев в воспитании ребенка важно опереться на нравственные основы жизни. Эта проблема является очень важной и актуальной, поэтому мною выбрана тема « Культура поведения. Развитие коммуникативных отношений у детей», которая потребовала более углубленной работы. Изучение сути проблемы открыла ряд противоречий:

— между недостаточно глубоким содержанием задач по нравственному воспитанию и необходимостью вести весь процесс с учетом позиции данной проблемы;

— между низкой культурой современного общества и необходимостью прививать ее с детства;

— между неумением родителей установить правильные межличностные отношения со своими детьми и реальными трудностями в воспитании.

Очертив круг противоречий, педагогический процесс был направлен на формирования языковых и речевых способностей ребенка, умений и навыков культуры речевого общения, способов овладения детьми практического общения в различных жизненных ситуациях, на преодолении разрешение проблем, противоречий, выборов, конфликтов и столкновений, развитие нравственного чувства, сознания, привычек нравственного поведения, формирования предпосылок чтения и письма.

Для решения данной проблемы мною разработан и реализован педагогический проект «Социальная подготовка детей к школе. Формирование поведенческой культуры старших дошкольников», который был направлен на развитие у детей представлений о человеке, обществе и культуре, воспитания и уважения к традициям русского народа, развитию интереса к истории родного края, формированию чувства национальной гордости, используя все виды деятельности.

Так как, именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются основы его взаимоотношений с окружающими людьми, мною составлен и апробирован перспективный план «Повышение педагогических знаний родителей, их социального и культурного уровня», разработаны критерии по воспитанию коммуникативных отношений, культуре поведения.

Использование инсценировок, драматизации, различных видов кукол способствует не только развитию коммуникативных (речевых) способностей дошкольников. Но и позволяет ребенку реализовать себя в разнообразных видах театра (кукольный, настольный, теневой, бибабо), совершенствованию мыслительных процессов, развитию и точности ориентировки в пространстве.

Процесс нравственного воспитания эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. В этом мне помогает диагностика.

Сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по нравственному воспитанию норм поведения; научились в игровых ситуациях ставить цели и искать их пути решения; у детей более высокий уровень самостоятельности, нравственной культуры положительных отношений; повысился познавательный интерес к истории родного края, городу Одинцово – «малой родине», появилось понимание значимости родного города. На педагогическом совете обобщен опыт моей работы «Культура поведения. Развитие коммуникативных отношений у детей».

3. Содержание воспитательно-образовательного процесса, проводимого мною с воспитанниками, носит развивающий характер и направлен на достижение целей, заложенных в образовательном разделе программы развития ДОУ. Я являюсь активным участником разработки и реализации образовательного раздела программы, принимаю участие в проведении анализа, реализации воспитательных и образовательных программ. Апробирую в своей работе инновационные методики и технологии. Приветствую все новое, передовое и проектирую свою деятельность на будущее.

4. ДОУ закладывает основы, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе. Для реализации программы развития и своих планов считаю, что самым главным является развитие познавательных и творческих способностей. В группе создаю атмосферу доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, поощряю проявление его индивидуальности:

— индивидуальный подход реализуется путем составления гибких учебных планов;

— возможность выбора, согласно которому ребенку предоставляю право самому выбирать интересующую его деятельность;

— комплексный подход, предполагающий реализацию как специальных, так и общеразвивающих, общеобразовательных задач;

— преемственность, которую реализую в процессе сотрудничества с логопедом и обязательно с родителями.

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Содержание обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:

— побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

— проблемные и игровые обучающие ситуации;

— проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

— развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

— задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

— учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

— методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

В группе организован кружок «Танграм». Участие в кружке помогло детям реализовать свои творческие возможности, раскрыться как личность, обеспечивая удовлетворение образовательных потребностей детей с отличающимися возможностями.

Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающ0ая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр математики, Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки, Центр развития речи, «Веселые пальчики» — развитие мелкой моторики. Основные цели организации Центров:

— ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;

— каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;

— для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.

Каждому ребенку представлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

Педагогический процесс организован на основе создания проблемных ситуаций мною, как педагогом, и поиском выхода из них детьми. При рационально организованной развивающей среде, где дети экспериментировали, исследовали, моделировали, конструировали и играли с изготовленными своими руками предметами.

Полноценно решать задачи воспитательно-образовательного процесса помогают мне: разные виды занятий (комплексные, модульные, интегрированные); подбор интеллектуальных игр. Все занятия проводятся с использованием традиционных и развивающих методов и приемов.

5. В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников. Использую:

— проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь преднамеренно создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

— исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;

— метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Здесь я решаю задачу активно помогать детям в их деятельности;

— интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

В своей работе применяю здоровьесберегающие технологии: двигательный режим – применение разумного сочетания специально организованной и свободной деятельности детей; использование малых физкультурных форм – гимнастика пробуждения, физкультминутки, гимнастики для глаз и пальцев, частые смены динамических поз, дыхательные гимнастики, закаливание, музыкотерапия, релаксация, в комплекс утренней гимнастики включаю упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки и т.д. Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает, позволило снизить заболевания и количество часто болеющих детей. Вся работа строилась с опорой на комплексную программу М. А. Васильевой, методическое обеспечение Т. М. Бондаренко, методические разработки Л. Е. Журовой, элементы программы Е. И. Колесниковой, «Основы безопасности детей школьного возраста» Н. А. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» И. Ф. Мулько, «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.

6. Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

Созданная в группе развивающая среда способствует формированию у детей культуры поведения, взаимопомощи, культуры речи. Учу гасить детскую агрессивность , воспитываю доброе отношение к окружающим. Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работы в парах, самостоятельную работу с раздаточным материалом, индивидуальные работы, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т.д. Подгруппы составляю с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо — плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий. Вся моя деятельность направлена на формирование адекватной самооценки детей, на то, чтобы каждый ребенок воспринимал себя как умного и успешного Мои воспитанники принимали участие в праздничном концерте «День города Одинцово», в городских спортивных соревнованиях Чистякова Настя заняла 2 место в беге на 100 м, Ваня Мельников занял 1 место в городском конкурсе «01».

7. Так как у детей разные уровни развития, я провожу два раза в год диагностическое обследование по всем разделам программы М. А. Васильевой для того, чтобы правильно составить планирование работы с учетом индивидуальных способностей. Цели диагностики:

— выявить уровень усвоения программы;

— уровень развития познавательных процессов;

— уровень общей осведомленности;

— оценку результативности индивидуального образовательного маршрута в объеме определенного периода.

Таким образом, данные, полученные в ходе диагностики, позволяют прогнозировать развитие конкретного ребенка. Прежде чем начинать проводить диагностику, я изучаю критерии для определения качественного уровня знаний, умений, навыков; определяю алгоритмы действий: определяю цели и задачи; предмет исследования (что исследовать и когда) ; выбираю методы (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, анализ продуктов детской деятельности и формы – индивидуальные, групповые). За основу своей диагностики беру вариативный набор игровых тестовых заданий разной сложности. Игровой характер заданий снимает эмоциональную напряженность ребенка (ребенок может ее испытывать, чувствуя, что его проверяют), Тестовые задания включаются в режимный процесс (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка, часть занятия и т.д.), не нарушая обычного режима жизни детей в группе. Такой подход к диагностике позволяет мне сравнить качество и достижения ребенка только с его собственными качествами и достижениями на более ранних этапах, подобрать наиболее эффективные формы для индивидуальной работы и для дифференцированного обучения и воспитания детей. Он помогает мне реализовать личностно-ориентированный подход, позволяет рационально использовать свое рабочее время, продумывать 3 занятия, тщательно готовится к рабочему дню, значительно активизировать детей на занятиях, позволяет систематизировать взаимосвязь со специалистами (тренер по физкультуре, учитель-логопед, музыкальный руководитель, тренер по плаванию), а родителям позволяет увидеть динамику развития своего ребенка.

8. Проанализировав результаты психолого-педагогических исследований по диагностике, я смотрю по каким разделам программы уровень усвоения программы у детей ниже. Из этого планирую занятия по этой теме в большем объеме. Например, увидев, что мои дети показали недостаточный уровень знаний в разделах: дни недели, времена года, стараюсь каждый день уделять этому внимание. Утром и вечером организую дидактические игры на эту тему, на прогулке – подвижные игры на эту же тему, рассматриваем иллюстрации, картинки в индивидуальной работе, рисуем рисунки, схемы, отгадываем кроссворды, делаем коллажи. Если в группе есть дети, у которых отсутствует положительная динамика развития, то я обращаюсь за консультацией к другим специалистам (логопеду и др.). Психологическое изучение готовности детей 6-7 лет к школе, проводимое старшим воспитателем ДОУ показало: из 24 детей в начале года школьная зрелость – 23 ребенка, сомнительная зрелость – 1, незрелость – 0. К концу года школьная зрелость – 100%.

9. Все дети разные: по темпераменту, характеру, состоянию здоровья. Некоторые дети малообщительны, замкнуты, гиперактивные, тревожные дети. Моя задача, найти контакт с каждым ребенком, помочь ему адаптироваться в социальном мире. Дифференцированный подход веду по двум направлениям6 оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении материала. Учитывая рекомендации психолога и других специалистов, этих детей беру на индивидуальную работу. Организую работу в смешанных подгруппах, где «слабые» дети имеют возможность видеть особенности выполнения заданий «сильными» детьми. Детям с опережающим развитием на занятиях предлагаю дополнительные задания разной степени сложности. В организации обучения использую дифференцированный подбор материала, который позволяет учитывать индивидуальные возможности детей: сильным – более сложный вариант материала, слабым – упрощенный вариант. Веду индивидуальную работу, учитывая их склонности и интересы. Индивидуально-дифференцированный подход помогает мне учитывать познавательные интересы и особенности мальчиков и девочек. Мальчики, например, более ориентированы на экспериментирование.

Чтобы повысить учебную мотивацию у детей, стараюсь подбирать задания, от выполнения которых дети получают удовольствие, у них повышается самооценка. На занятиях идет постоянное усложнение заданий, которые рассчитаны на «зону ближнего развития» ребенка. Использую в своей работе совместную деятельность детей, которая способствует формированию положительных взаимоотношений, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбадривать их.

10. С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги- родители.

Таким образом, педагогический процесс в группе представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.

11. Эмоциональному благополучию детей способствует и взаимное доверие педагогов и родителей. В своем сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы работы: родительские собрания, консультации, «круглые столы» на различные темы, индивидуальные беседы, дискуссии, открытые занятия, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование. В группе работает «служба информации», где родители могут познакомиться с новыми печатными изданиями, получить сведения о работе ДОУ, группы, о том, чес занимался ребенок сегодня в саду. Родители участвуют в оказании помощи в ремонте групповой комнаты. В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей. По результатам анкетирования, главной задачей которого было выяснить степень удовлетворенности родителей условиями жизнедеятельности детей в группе, 95% дали высокую оценку работе коллектива.

12. Коллектив нашего детского сад с большим творческим потенциалом относительно стабилен, коллектив единомышленников, создана единая педагогическая среда. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, взаимодоверия, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Стараюсь не навязывать свое мнение, прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы и конфликты. Требовательна к себе. Делюсь своим опытом с коллегами и знакомлюсь с их опытом, их методическими находками. Не отказываю никому в помощи. Являюсь педагогом-наставником для молодого специалиста.

13. Динамично развивающаяся система образования требует от педагогов непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции. Этому способствуют следующие формы организации работы:

— самообразование (изучаю новинки педагогической литературы, периодические издания для педагогов и детей, вопросы психологии, слежу за теле-радио передачами для детей);

— регулярно посещаю курсы повышения квалификации при ИПК и ПРНО Московской области: «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации приоритетный направлений развития образования» 2008 г., «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства» 2009 г., «Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий» 2011 г.;

— использую обобщенный опыт педагогов ДОУ г. Одинцово.

Принимаю участие в семинарах и педагогических советах ДОУ:

— «О культуре поведения и этике педагогов» — доклад, 2997 г.;

— «Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду» — доклад, 2008 г.;

— «Круг представлений ребенка, который должен сложиться у него перед поступлением в школу» — доклад, 2008 г.;

— «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства» — семинар, 2009 г.;

— «Рука развивает мозг» — математические игры «Танграм», «Лабиринты»» — семинар, 2009 г.;

— Консультации для родителей «Критерии готовности ребенка к школе» — семинар, 2009 г., «Обеспечение безопасной жизнедеятельности в семье», 2010 г., «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству», 2011 г.

Принимала участие в методических объединениях, где проводила открытые занятия по ОБЖ и экологическому воспитанию: 2008 г. – интегрированное занятие театрализованной деятельности и ОБЖ «Огонь – друг, огонь – враг»; 2007 г. – «Санитары садов» с посадкой фруктового сада; 2008 г. – «Школа пешеходных наук» (для инспекторов ГАИ); 2010 г. – «Осторожно, ОГОНЬ».

14. Несмотря на большой стаж в педагогической работе в своей профессиональной деятельности испытываю определенные трудности: недостаточное оснащение ТСО, своевременным демонстрационным и наглядным материалом по познавательному развитию, развитию речи, достаточного количества игрушек и пособий для сюжетно-ролевых игр, разного вида конструкторов, мозаик и т.д. Для информирования собственного педагогического мнения, соответствующего духу времени, надо много читать, думать, переосмысливать свой педагогический опыт. Хотела бы больше изучить вопрос личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. У вновь поступающих в группу ежегодно выявляется дефицит лексики, смысловых связей, поэтому одним из центральных направлений в работе мною определена проблема развития лексической системности. На решение этих проблем буду направлять максимум усилий. Время требует использования в своей деятельности новых информационных технологий, я пока еще в недостаточной степени освоили компьютер. Для этого в моих планах на будущее – посещение курсов «Пользователь персонального компьютера».

mdou79.my1.ru