Отношения, психология, жизненные ситуации

Самооценка доу к аттестации

Аттестация воспитателя ДОУ

Аттестация воспитателя ДОУ

— Планирует и организует жизнедеятельность детей дошкольного возраста, осуществляет их воспитание и обучение. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации и социальной адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками (с группой или индивидуально) коррекционно — развивающую работу. Совместно с медицинским работником обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

— Внимательно относится к детям, обеспечивает удовлетворение в эмоционально-личностном общении, защиту от всех форм физического и психологического насилия, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

— Формирует у воспитанников нравственные качества, прививает им навыки ответственности, самостоятельности, культуры поведения. На основе индивидуальных способностей, интересов и склонностей вовлекает их в различные виды деятельности.

— Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Принимает участие в работе совета педагогов, систематически повышает педагогическую квалификацию.

— Изучает семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.

— Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Должен знать: Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; дошкольную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику дошкольного воспитания; основы дефектологии и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии); основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя.

Деятельность воспитателя и его качества оцениваются по четырех бальной системе:

4 – данное качество ярко выражено

3 – данное качество сформировано в достаточной степени

2 – данное качество имеет место

1 – сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе.

Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из четырех граф.

podsnezhniksad.ucoz.com

Рекомендации по вопросам проведения аттестации и государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения

По состоянию на март 2007 года

ПИСЬМО от 26.08.96 г. N 37-М

Направляем для использования в работе аттестационных комиссий по аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений всех видов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм Рекомендации по вопросам проведения аттестации и государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения.

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1996 года N 27 (зарегистрировано Минюстом России 04.03.96 N 1046).

Заместитель министра А.Г. Асмолов

Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 26.08.96 N 37-М

по вопросам проведения аттестации и государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения.

Аттестация — комплексная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в ДОУ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения проводимая в процессе его аттестации, является основой для принятия решения о его государственной аккредитации.

Государственная аккредитация — это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения его типа, вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой ДОУ.

копию устава ДОУ;

копию лицензии ДОУ на образовательную деятельность;

материалы самообследования (самоанализа) ДОУ;

гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации.

Самообследование (самоанализ) проводится в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 г. N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений" (приложение 1).

Таким образом, первоначальный анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе аттестации осуществляют администрация, работники и родители воспитанников.

Задачи самоанализа — выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного образовательного учреждения и ее возможные улучшения.

При проведении самоанализа используются следующие процедуры:

наблюдение в группах;

Самоанализ дошкольного образовательного учреждения проводится на основании системы критериев, посредством которых оцениваются следующие аспекты его деятельности:

содержание и методы воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении (образовательные программы и педагогические технологии, характер взаимодействия персонала с детьми);

кадровое обеспечение педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации работников);

организация деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и управление);

материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья).

подчиненности проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы управления образованием, проводящие аттестацию, обеспечивают дошкольные образовательные учреждения, проходящие аттестацию, необходимыми материалами, методическими разработками; составляют график проведения аттестации дошкольных образовательных учреждении с учетом поданных заявлении.

Заключение подписывается всеми членами аттестационной комиссии; член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

Заключение доводится до сведения работников ДОУ и представляется в орган управления образованием, проводящий аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для издания в двухнедельный срок с момента оформления заключения органом, проводящим аттестацию, приказа о признании ДОУ аттестованным или неаттестованным. Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в трехдневный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) дошкольному образовательному учреждению. Положительное заключение аттестационной комиссии является основанием для получения дошкольным образовательным учреждением

государственной аккредитации. По результатам аттестации дошкольное образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

Повторная аттестация может проводиться по требованию ДОУ не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

Аттестация ДОУ проводится по его заявлению один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Первая аттестация вновь созданного дошкольного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению не ранее чем через три года после получения лицензии.

Затраты на проведение аттестации оплачиваются ДОУ.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет психолого-педагогические требования к условиям воспитания и обучения детей (требования к образовательным программам и технологиям, к характеру взаимодействия взрослого с ребенком, к развивающей среде), а также максимальный объем нагрузки на детей на занятиях. Поскольку данный материал достаточно объемен, проведение самоанализа потребует от работников дошкольных образовательных учреждений длительной и углубленной работы. Педагоги подробно изучают критерии и оценивают их (проставляют баллы по трехзначной шкале). При этом педагоги получают возможность внимательно и подробно проанализировать

сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности, ознакомиться с новыми направлениями развития дошкольного образования и осознать собственные пути необходимых позитивных изменений. Именно развернутый и тщательный самоанализ является одной из форм рефлексивной деятельности педагога, а значит, средством его профессионального и личностного роста. Указанные критерии в свою очередь оцениваются по трехзначной шкале аттестационной комиссией на основе результатов самоанализа: члены аттестационной комиссии принимают за основу баллы, проставленные педагогами ДОУ, и вносят в эти оценки свои коррективы по результатам собственных выборочных наблюдений. Таким образом, по одним критериям члены аттестационной комиссии проставляют оценки (баллы) из результатов самоанализа, по другим критериям они подтверждают или изменяют оценки самоанализа, основываясь на собственных наблюдениях. В результате оказываются оцененными все критерии.

государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации — дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории этих субъектов Российской Федерации;

ведомственными государственными органами управления образованием — дошкольных образовательных учреждений, находящихся в ведении этих органов.

копию заключения аттестационной комиссии;

копию приказа о признании дошкольного образовательного учреждения аттестованным;

копию лицензии на ведение образовательной деятельности.

Свидетельство о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации выдается (высылается) ДОУ в трехдневный срок со дня оформления свидетельства о государственной аккредитации или принятия решения об отказе в государственной аккредитации.

В случае реорганизации (изменения организационно-правовой формы, статуса) ДОУ свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу.

Категория определяется на основе "Критериев отнесения дошкольного образовательного учреждения к соответствующим виду и категории", утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 г. N 448, приложение 3.

Дошкольные образовательные учреждения первой и второй категорий по результатам государственной аккредитации получают право на дополнительное финансирование, которое может предусматривать: введение дополнительных должностей в штатное расписание; и (или) 15-процентную надбавку к заработной плате работникам (всем или нескольким); и (или) ассигнования на развитие материально-технической базы учреждения; и (или) другое.

Объем дополнительного финансирования и его целевое назначение устанавливаются учредителем с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.

ориентированного отношения к ребенку, создания развивающей среды. При этом критерии оценки деятельности ДОУ становятся реальными ориентирами его развития.

Целесообразно использовать специальные процедуры согласования оценок всех участников аттестации: педагогов, заведующих, родителей, экспертов, — способствующие преодолению субъективизма в оценках. Математическая модель обработки оценок на основе баллов также обеспечивает наибольшую объективность. Поэтому педагогу имеет смысл проводить самоанализ совместно с заведующим или старшим воспитателем, в процессе чего по каждому критерию выставляются согласованные баллы. Смысл этой процедуры состоит в следующем. Любая оценочная деятельность несет в себе элементы субъективности в большей или меньшей степени и, следовательно, зависит от особенностей личности субъекта оценивания. Педагог, обладающий заниженной самооценкой, скорее всего будет в процессе самоанализа проставлять по критериям заниженные баллы, а педагог с завышенной самооценкой — соответственно завышенные. И то, и другое может отрицательно сказаться на оценке деятельности ДОУ экспертами. Ведь самооценки каждого педагога являются составной частью сводных данных по самоанализу и влияют на них как в сторону завышения, так и в сторону занижения.

Члены аттестационной комиссии, анализируя деятельность ДОУ, проводят выборочную проверку деятельности ДОУ по тем же критериям, опираясь на результаты самоанализа, как сводные, так и отдельных педагогов. При этом заниженные оценки в самоанализе могут побуждать членов аттестационной комиссии к более низким оценкам деятельности ДОУ. Вместе с тем завышенные оценки, представленные в самоанализе, могут вызвать недоверие членов аттестационной комиссии, поскольку в результате выборочной проверки деятельности

ДОУ обнаружится, что достижений, выраженных в этих высоких оценках, на деле не существует. Таким образом, субъективность оценок может привести к возникновению взаимного недовольства между членами педагогического коллектива, а также между коллективом ДОУ и членами аттестационной комиссии. Поэтому процедура совместного проведения самоанализа педагогами и заведующим (старшим воспитателем) позволяет скорректировать оценки (баллы) в направлении большей объективности. Такое же важное значение имеет процедура согласования оценок членов аттестационной комиссии. Она направлена на преодоление субъективности оценок отдельных членов аттестационной комиссии и дает возможность равноправного вклада каждого ее члена, независимо от его личностных качеств, в принятии решения и составлении заключения. Благодаря этой процедуре мнения отдельных членов аттестационной комиссии не будут доминировать над мнениями остальных.

Преодолению субъективности в оценках способствует и сама процедура проведения аттестации: оценочной деятельностью занимаются различные участники аттестации — носители разных профессиональных и социальных позиций (педагоги и руководители дошкольных образовательных учреждений, члены аттестационной комиссии, родители). Представители каждой из названных позиций имеют свои слабые и сильные стороны с точки зрений объективности даваемых ими оценок. Так, педагоги и руководители ДОУ лучше других информированы о деятельности ДОУ и могут детально оценить все ее направления по каждому критерию. Вместе с тем уязвимость данной позиции характеризуется личной заинтересованностью. Члены аттестационной комиссии свободны от личной заинтересованности, однако их оценки выборочны и поэтому не могут быть такими детальными и полными. Наконец, родители — главные субъекты, которые заинтересованы в благополучии ребенка, в том, чтобы в ДОУ все было направлено на его интересы и потребности. Но при этом

позиция родителей лишена профессионализма, компетентного анализа психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей. Иными словами, родители, часто желая добра своему ребенку, иногда неосознанно наносят ему вред (например, известно, что идеалом многих родителей является максимальная нагрузка маленького ребенка многочисленными ."предметами", что противоречит интересам его здоровья и развития). Процедура аттестации предполагает опору на оценки всех ее участников, выведение некой "результирующей"

оценки, которая, аккумулируя в себе как сильные, так и слабые стороны оценивающих, становится тем самым более объективной. Специальное внимание необходимо уделять этике взаимодействия участников аттестации, особенно уважительному отношению к педагогу. Так, например, после проведения наблюдений в дошкольном образовательном учреждении и обмена мнениями члены аттестационной комиссии должны провести встречу с педагогами, высказать свои впечатления, отметить достоинства и возможные направления по совершенствованию работы дошкольного образовательного учреждения, ответить на вопросы. При этом предложения членов аттестационной комиссии носят рекомендательный характер, а коллектив дошкольного образовательного учреждения вправе выбрать направления улучшения и дальнейшего развития своей деятельности самостоятельно. Для того, чтобы право на такую самостоятельность было реализовано, присутствие работников местных органов образования на этих беседах является нежелательным. Важным этическим моментом является также соблюдение анонимности оценок родителей.

Использование указанных конкретных механизмов и процедур, соблюдение этики отношений между участниками аттестации определит сам ее характер. Только в этом случае аттестация станет импульсом для позитивных изменений дошкольного образования, а не источником конфликтности; стимулом для профессионального и личностного роста педагогов, и не грозным орудием бичевания их недостатков.

podsnezhniksad.ucoz.com

Самооценка доу к аттестации

для преподавателей СПО

Квалификация педагога-психолога позволяет ему с использованием своего жизненного опыта достаточно эффективно решать типичные профессиональные задачи.

Педагог-психолог владеет следующими технологиями педагогической диагностики и психолого-педагогической коррекции: (перечислить общеизвестные, а оригинальные кратко охарактеризовать). В своей работе И.О. использует разнообразные методические средства, например: (перечислить), которые он продолжает совершенствовать. Для организации занятий с учащимися и при осуществлении оценочно-ценностной рефлексии использует новую научно-ме¬тодическую литературу и профессиональные интернет-ресурсы (указать некоторые из них). Педагог-психолог достаточно свободно осуществляет прямую и обратную связь с другими людьми, легко устанавливает контакты с учащимися, их родителями и коллегами (привести примеры). И.О. эффективно организует взаимодействие педагогических работников и родителей учащихся с целью психологического сопровождения и коррекции поведения школьников (привести примеры).

Педагог-психолог может аргументировать свою позицию, обладает грамотной устной и письменной речью. Умеет выбирать адекватные формы и методы презентации результатов своей работы (привести примеры). Ф.И.О. способен осуществлять поиск, структурирование и адаптацию информации с учетом личностных особенностей учащихся, их родителей и педагогических работников, использует на своем АРМ программно-методические комплексы: (перечислить), а также цифровые ресурсы (перечислить). Установленную школьную документацию грамотно ведет на бумажных и электронных носителях.

И.О. готов к ведению психологической диагностики и консультированию дистанционными методами.

Педагог-психолог достаточно свободно ориентируется в действующем образовательном законодательстве и может его использовать при решении своих профессиональных задач.

Он может определить факторы, препятствующие развитию личности учащихся, и принимает эффективные меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного характера). И.О. оказывает консультативную помощь учащимся, их родителям, педагогическим работникам в соответствии со своим графиком работы. При проведении психологической диагностики активно использует ИКТ.

Педагог-психолог определяет степень нарушений в развитии учащихся и проводит их психолого-педагогическую коррекцию, принимает активное участие в разработке программ психолого-педагогического сопровождения учащихся, имеющих различный уровень познавательной активности.

Ф.И.О. регулярно участвует в работе педагогических и методических советов (указать даты и темы отдельных выступлений) подготовке и проведении родительских собраний (указать даты и темы отдельных выступлений). Педагог-психолог обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся при работе с ними. При своей работе не допускает нарушений требований охраны труда и пожарной безопасности.

atestat.umk-spo.biz

Школа успешного учителя

Активная методическая помощь педагогам

Аттестация на квалификационные категории: первая и высшая

Аттестация на квалификационные категории: первая и высшая

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

Новый порядок аттестации педагогических работников был введен в действие с 1 января 2011 года.

Аттестация является важным инструментом развития профессионализма педагогических работников .

Аттестация на квалификационные категории: первая и высшая. Она имеет две цели:

1. Оценка уровня квалификации педагога для установления соответствия требованиям занимаемой должности и требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа их профессиональной деятельности.

2. Стимулирование повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.

С 1 января 2011 года вступил в силу Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года №209 и являющийся федеральным нормативным правовым актом прямого действия.

В соответствии с требованиями нового порядка аттестации экспертные заключения и приложения к ним на работников общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования внесены изменения и дополнения.

Основное отличие действующего Порядка аттестации от предыдущего Положения – это наличие двух видов аттестации: с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории.

Основанием для аттестации на 1 и высшую категорию является заявление педагогического работника.

Порядок аттестации не предусматривает никаких ограничений при подаче заявления для педагогических работников, изъявивших желание пройти процедуру аттестации. Успешность аттестации во многом зависит от аргументированности его заявления.

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, не имеющий категорий;
  • педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
  • 2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

    • педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
    • педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
    • Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

      Кто подает заявление об аттестации

      Каждый учитель делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы в любое время.

      Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

      Как подать документы на аттестацию

      1. Учитель, решивший подать заявление , собирает пакет документов:

    • заявление по установленной форме ( образец);
    • ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
    • новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;
    • портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

    2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ — в столице эти функции выполняет Московский центр образовательного права, находящийся по адресу ул. Большая Декабрьская, дом 9.

    3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

    Требования к категориям

    Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

    Требования к первой квалификационной категории:

  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.
  • Требования к высшей квалификационной категории:

  • установлена первая квалификационная категория;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

    При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

    Рассматривая такое требование как активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания эксперты будут принимать во внимание распространение опыта на муниципальном и/или региональном, и/или федеральном уровнях, что ещё более ценно. Как обобщить опыт педагога

    При подготовке к процедуре аттестации педагогический работник готовит портфолио. Педагоги могут проявить себя в работе районных методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщить опыт своей работы, также вести научно-исследовательскую и экспериментальную работу.

    Кроме того, учитель может представить результаты не только своего труда, но и достижения учащихся. Это результаты творческих конкурсов различного уровня, научно-практической конференции учащихся, дистанционные олимпиады, в копилку педагога могут пойти результаты областных контрольных работ, районных и областных предметных олимпиад.

    Прежде чем написать заявление при подготовке к процедуре аттестации, педагогический работник вправе получить консультации, рекомендации по самоподготовке как в подкомиссии, так и, в случае необходимости, в Аттестационной комиссии или пройти обучение на курсах повышения квалификации.

    Педагогические работники вправе подавать заявления в течение всего календарного года. Аттестационная комиссия рассматривает заявление аттестуемого работника в течение месяца, затем в течение двух месяцев проходит собственно процедура аттестации.

    Ведущая роль в аттестации педагогических работников отводится экспертам, наиболее значимую роль играют сделанные ими выводы и подготовленное ими экспертное заключение.

    Как проходит аттестация

    Процедуры проведения аттестации

    Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.

    Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

    1. В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.
    2. Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.
    3. Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается. Если учитель не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».
    4. В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

    Обжалование решения аттестационной комиссии

    Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

    Процедура аттестации включает в себя проведение экспертной оценки и проведение самооценки педагогической деятельности аттестуемого.

    edu-lider.ru

    Как помочь воспитателю пройти аттестацию

    Организация методического и психологического сопровождения аттестуемого

    Детский сад «Елочка», г. Новый Уренгой

    Аттестация педагогических кадров — очень важная процедура в оценке профессионализма и качества их работы. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

    Определенного внимания заслуживает мнение юриста А.П. Жирова о понятии аттестации как правовой категории. К аттестации он относит установленную государством форму периодической проверки специальной, трудовой правоспособности определенной категории работников и качество выполнения ими своей трудовой функции с целью установления соответствия аттестуемого занимаемой должности, повышения им профессионально­делового и моральнополитического уровня, а также содействие администрации в улучшении подбора и расстановки кадров. Именно с этих позиций следует подходить к оценке аттестации в свете новейшего законодательства.

    Такое назначение аттестации установлено Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приложение к приказу Минобразования России от 26.06.2000 г. № 1908).

    Выделим актуальность данной темы: аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образованием. Ей отводят различное место в структуре управления:

    — процесс стимулирования персонала к эффективной профессиональной деятельности (Т.Е. Ковина);

    — управленческий инструмент оценивания (С.Г. Молчанов);

    — механизм внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н.В. Эмануилова);

    — кадровый ресурс обеспечения системы образования.

    Вместе с тем необходимо выделить ряд проблем, существенно осложняющих процедуру аттестации, среди них:

    1. Недостаточный учет психологических факторов, влияющих на проведение аттестации. Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации. Кроме того, педагоги болезненно относятся ко всякого рода вмешательству в свою профессиональную деятельность, к оценке их труда.

    2. Непонимание отдельными руководителями своей роли в стимулировании роста квалификации, развитии профессиональной компетентности педагога и, как следствие, выбор для себя в ходе подготовки и проведения аттестации педагогических кадров позиции стороннего наблюдателя.

    3. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых. Недостаточно четко формулируются цели, задачи и методы работы с педагогами: кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога.

    Для успешного решения этих задач была разработана модель взаимодействия администрации в лице заместителя заведующего по воспитательно­методической работе (далее читать — «методист») и педагогапсихолога дошкольного образовательного учреждения с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

    Перед нами встали вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

    Для себя мы выделили ряд задач, решение которых осуществлялось пошагово:

    Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривалась нами как система, обеспечивающая развитие профессионала и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.

    Второй шаг — определение принципа текущего, повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.

    Третий шаг — построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого, где акцент в проведении аттестации смещен на межаттестационный период.

    Модель данной деятельности была разработана и апробирована в педагогическом коллективе муниципального дошкольного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад “Елочка”», г. Новый Уренгой.

    Современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подбору, подготовке, организации деятельности кадров, но и их оценке. Это становится фактором повышения роли аттестации как важнейшей организационноправовой формы оценки профессионального труда работника.

    Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебновоспитательного процесса, требуют существенных изменений в целях, методах и технологиях работы методической и психологической службы учреждения.

    Все большее значение придают сегодня сами педагоги повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности.

    Практика показывает, что к аттестации педагоги относятся поразному. По данным опроса дошкольных работников г. Новый Уренгой, среди положительных сторон аттестации они отмечают повышение оплаты труда, возможность проявления творческой инициативы, повышение профессиональной компетенции, продуктивности педагогического труда.

    В данных методических рекомендациях предлагается модель взаимодействия заместителя заведующего по воспитательно­методической работе (далее читать — «методист») и педагогапсихолога с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

    Модель нашей деятельности предполагает использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследования, обучения и практическое решение.

    Эта работа ведется в три этапа:

    — этап проведения и анализа аттестации.

    Рассмотрим более подробно этапы работы.

    Первый этап — подготовительный

    Цель подготовительного этапа: формирование у аттестующегося представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.

    Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых будет способствовать эффективной организации аттестационного процесса:

    1. Четко определенные цели участников образовательного процесса по отношению к аттестации:

    — Заведующий учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;

    — Методист организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем;

    — Педагогпсихолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.

    Психологопедагогическое сопровождение аттестуемого на подготовительном этапе

    — Аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность;

    — Эксперт проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным крите­риям.

    2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что особенно важно для установления доверительных отношений с педагогом.

    3. Составление плана методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа (Приложение 1) и анкетирования (Приложение 2).

    4. Комплектование банка нормативноправовой базы аттестации и банка методических идей.

    5. Оформление документов, необходимых педагогу для участия в аттестации.

    На этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и их уточнение относительно заявленной категории и анализирует собственную деятельность за некоторый период (но не более 5 лет).

    Требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий см. в Приложении № 2–3 Приказа Государственного комитета РФ по высшему образованию и Министерства образования РФ от 14.12.1995 г. № 622/1646.

    В нашем учреждении довольно четко отработан механизм оценки профессиональных и личностных возможностей каждого педагога учреждения (Приложение 1).

    Цель данного этапа: информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых.

    Работа на данном этапе проводится в нескольких направлениях:

    1. Диагностическое направление, которое позволяет дать объективную оценку педагогической деятельности, выявить уровень воспитательно­образовательной работы. На основе проведенного психолого­педагогического анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.

    Оценка деятельности педагога представляет собой сложный интегральный показатель, включающий в себя отражение целой совокупности факторов. Данная оценка должна соответствовать следующего рода требованиям (Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина):

    — объективность (предполагает оценку педагога по конечному результату его деятельности);

    — универсальность (предложенные критерии должны быть применимы для педагога ДОУ);

    — точность (строгое соблюдение определенных правил при оценивании педагогов);

    — надежность (требует проверки выдвинутых критериев на практике);

    — гибкость (наряду с жесткими показателями оценка должна включать интегральные критерии, позволяющие развивать приоритетное направление работы педагога);

    С нашей точки зрения комплексная оценка деятельности педагога — это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентаций, профессиональных установок и профессионально важных личностных качеств, направленный на решение педагогических задач, гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов профессионального роста и психолого­педагогической экспертизы.

    Результаты диагностики становятся исходным пунктом для развивающей деятельности, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между диагностикой и развивающей деятельностью опосредованная, она преломляется через функцию психолого­педагогического анализа.

    Итак, главная задача нашей деятельности — не в том, чтобы дать педагогу экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению своих профессиональных проблем. Только от желания самого педагога зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации. Для роста педагогического мастерства и развития педагогических способностей педагогов мы взяли за основу по рекомендации А.К. Марковой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности:

    — педагогические способности: коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;

    — профессиональные знания: методики преподавания, знания педагогики и психологии;

    — гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы;

    — педагогическая техника: умение управлять собой, умение взаимодействовать.

    2. Развивающее направление. Это создание рациональной системы мероприятий, которая воздействует на работу педагога через:

    — внесение поправок и устранение недочетов;

    — обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности.

    Психологопедагогическое сопровождение аттестуемого на этапе «Партнерство»:

    — расширение знаний в области педагогики, психологии и смежных дисциплин;

    — повышение уровня профессионализма и психологической компетентности;

    — создание условий для возможности проявления творчества, новаторства и вовлечение педагога в исследовательскую, экспериментальную деятельность;

    — развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;

    — формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.

    Система мероприятий, проводимых в рамках модели, на данном этапе направлена на достижение педагогом цели своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах.

    Здесь главным для нас является реализация индивидуального подхода, создание условий для успешного восхождения по «лесенке профессионального мастерства» (Приложение 3).

    Особенности индивидуальной работы с педагогом зависят от уровня его самооценки и стажа педагогической деятельности. Самооценка подразумевает оценку своей деятельности, положения в коллективе и своего отношения к членам коллектива. От нее зависит активность личности и стремление к самосовершенствованию. Педагогический стаж, особенности профессионально­педагогической деятельности оказывают непосредственное влияние на становление педагога как профессионала. Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее эмоциональное состояние.

    На этом этапе мы также стараемся учесть те условия, которые необходимы для обеспечения профессионального выполнения развивающей функции воспитателя с учетом современных требований. Под развивающей функцией мы понимаем деятельность педагога, направленную на научно обоснованное (психологически оправданное) стимулирование психического развития дошкольников, которое базируется на совокупности специальных условий, методов и средств (психодиагностических и развивающих), а также собственной позиции педагогапрофессионала. Профессиональное выполнение развивающей функции обеспечивается содержанием знаний, умений и профессионально­личност­ных качеств.

    Определяя сущность и содержание развивающей функции, мы проанализировали имеющиеся позиции по данной проблеме.

    Авторы, говоря о данной функции, в первую очередь подразумевают деятельность педагога, направленную на развитие умственных способностей, познавательной активности и самостоятельности (Е.В. Петрова, В.В. Богословский, О.В. Лешер и др.). При этом отмечается тесная связь обучения и развития.

    Развивающее воздействие педагога нацелено на всю личность ребенка в целом. А.А. Реан и Я.Л. Коломинский считают, что образовательное учреждение как социальный институт должно осуществлять развитие детей в следующих направлениях:

    — развитие социальной сферы;

    — развитие устойчивости к стрессам;

    — развитие уверенности в себе и самопринятия;

    — развитие позитивного отношения к миру и принятия других;

    — развитие мотивации, самоактуализации, самосовершенствования.

    Таким образом, наиболее перспективными и оптимальными с точки зрения современных педагогических ценностей являются условия, в которых упор делается на развитие всех сторон личности ребенка. Эти ценности и определяют требования к знаниям, умениям и профессионально­личностным качествам педагогов нашего учреждения. Для этого нами были выделены основные критерии психологического и методического анализа деятельности аттестуемого педагога (Приложение 4).

    Коррекционное направление предполагает профессиональную поддержку и оказание помощи аттестуемому в преодолении проблем:

    — формирование у педагога интереса к практической психологии;

    — предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности;

    — формирование способности к восприятию нового;

    — коррекция нарушений личностных дисгармоний и мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, и т.д.

    Реализация данного направления включает проведение педагогом­психологом и методистом: занятий по компьютерной программе антистрессовой подготовки «ИБИС» (игровое биоуправление и саморегуляция, научнопроизводственная фирма «АМАЛТЕЯ», СанктПетербург); психологического тренинга, индивидуального консультирования, решений педагогических задач, заполнения карты готовности педагога к аттестации.

    Показателями эффективности нашей работы на этапе «Партнерство» являются:

    — повышение психолого­педагогической компетентности педагогов;

    — улучшение эмоционального самочувствия педагогов;

    — снятие напряжения и чувства дискомфорта;

    — создание наиболее комфортных условий для развития всех сторон личности ребенка.

    На этом этапе определяются цели и задачи по представлению аттестующимся результатов своей педагогической деятельности экспертной группе. Здесь проходит обобщение педагогического опыта, вынесение итогового решения экспертов и заполнение аттестационного листа. Председатель аттестационной комиссии объявляет итоговую оценку с выводами о педагоге как о специалисте с точки зрения организации воспитательно­образовательной работы с детьми, родителями, коллегами, и как о личности, обладающей определенными качествами.

    Как оценить нашу деятельность? Как проследить рост профессионально­личностных качеств педагога?

    План психолого­педагогического сопровождения аттестуемого на этапе проведения и анализа аттестации

    Заместитель заведующего по ВМР

    Проведение аттестации внутри ДОУ

    Изучение документов, приложений, результатов анкетирования.

    Проведение аттестации на основе выбранной формы (просмотр открытого занятия, собеседование, экзамен)

    Составление экспертного заключения.

    Аттестация педагогов ДОУ.

    Повышение уровня научнометодической культуры педагогов

    Мы для себя выделили несколько критериев:

    1. Анализ прохождения аттестации педагогами учреждения.

    2. Участие педагогов в городских, окружных и российских мероприятиях.

    3. Изучение профессионального самопознания педагогов.

    4. Изучение достижений педагога — Лестница Мастерства.

    5. Изучение социально­психологического климата в коллективе.

    6. Качество подготовки дошкольников к начальному школьному обучению.

    Анализируя результаты, можно отметить, что на протяжении последних лет в коллективе сохраняется благоприятный социально­психологический климат. Практика показала, что внедрение модели методического и психологического сопровождения педагогов в период аттестации создает условия веры педагога в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов. За четыре года в учреждении прошли аттестацию примерно 76% педагогов, из них подтвердили свою квалификационную категорию 34%, повысили — 38%.

    Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества проходило:

    — на уровне образовательного учреждения через открытые занятия (8), семинары (4), конференции (2), «круглый стол» (2), выпуск журнала для педагогов ДОУ — методический вестник «С думой о детях» (10);

    — на муниципальном уровне через открытые занятия (4), семинары (1), консилиум (1), «круглый стол» (4), городскую творческую группу педагогов­психологов (1), руководство городским мастерклассом (1) и городским методическим объединением педагогов­психологов (4), телевизионные программы: «Игра в жизни дошкольника»; Проект «Волонтерская бригада»;

    — на региональном уровне: научнопрактическая конференция «Психологическое сопровождение образовательного процесса» (1), «круглый стол» «Детство, материнство, семья» в рамках форума женщин Ямала на тему «Мы за будущее в ответе» (1);

    — на федеральном уровне: фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (4), Всероссийская заочная научнопрактическая конференция «Модернизация системы профобразования на основе регулируемого эволюционирования», национальная научнопрактическая конференция федерации психологов России, научнопрактическая интернетконференция «Психология и семья».

    С целью оказания всесторонней помощи детям дошкольного возраста происходит тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ (администрацией, медицинскими работниками, педагогом­психологом, воспитателем по изобразительной деятельности, инструктором по физической культуре, учителемлогопедом и др.); специалистов городских психолого­педагогических служб (ПМПК, городское общество психологов, социально­реабилитационный центр «Садко», Центр социально­психологической помощи детям, подросткам и молодежи Управления семейной и молодежной политики, медицинскими психологами МГМБ).

    Итак, в своей работе мы всегда следуем утверждению: если в педагогическом процессе нам удастся создать условия веры педагога в себя, в свои силы, то педагог сам будет выбирать профессионально­личностные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить к своей цели по Лестнице Мастерства; оптимальной будет и позиция педагога, ориентированного на успех, что позволит обеспечить рост личностных достижений ребенка.

    И в заключение хочется отметить, что представленная модель методического и психологического сопровождения аттестуемого устраняет несогласованность действий различных субъектов аттестации, гарантирует осознанность включения аттестующегося педагога в экспертизу и делает его полноправным субъектом, гарантирует объективность аттестационных решений о присвоении квалификационной категории.

    Такой подход к аттестации педагогических кадров внутри учреждения позволяет избежать многих проблем в организации педагогического процесса, повысить качество образования и мастерство наших педагогов.

    1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

    2. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. М.: Книголюб, 2004.

    3. Борисов В.Н., Ковалев О.Г. и др. Психологическая подготовка педагогической деятельности.

    М.: Книголюб, 2002.

    4. Воронина Г.Л. Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы развития/ Материалы окружного научнопрактического семинара, г. Новый Уренгой, 26–30 ноября 2002 г. Ч. 1, 2. Салехард: ЯНОИПКРО, 2003.

    5. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М.: Издво «Скрипторий», 2005.

    6. Дьяченко О.М. и др. Психолог в дошкольном учреждении. М.: Издво «ГНОМ и Д», 2002.

    7. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей.

    М.: УЦ «Перспектива», 2000.

    8. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. СПб.: Питер, 1997.

    9. Каплунович Т.А., Гусев А.Г. и др. Моделирование и экспертиза педагогического опыта: Монография. В. Новгород: НРЦРО, 2001.

    10. Каплунович Т.А., Федорова Е.А. Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации кадров: Учебное пособие. В. Новгород: НРЦРО, 2003.

    11. Кирова Т.Ф., Федорова Е.А. Вариативные модели аттестации педагогических работников: Научно­методические рекомендации. В. Новгород: НРЦРО, 2002.

    12. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

    13. Крылова М.Б. Аттестация. Аттестация? Аттестация! Система внутришкольной методической учебы педагогов. // Завуч, 2004, № 1, с. 82.

    14. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ. М.: Издво «Скрипторий», 2003.

    15. Шебанова Е.М. Аттестация педагогических кадров. М.: Издво «Астрель», «АСТ», 2003.

    16. Шурова Н.В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей ДОУ. // Психолог в дет­ском саду, 1999, № 1, с. 82.

    Карта самоанализа аттестуемого (на основе профессиограммы А.К. Марковой)

    Ф.И.О. педагога_________________ Дата проведения ___________

    dob.1september.ru