Отношения, психология, жизненные ситуации

Самооценка это процесс

Самооценка это процесс

Как полюбить себя? Нередко такой вопрос задают люди на консультациях у психолога. Ведь часто по жизни можно услышать изречение: «полюби себя и у тебя наладится жизнь». Многим индивидам абсолютно не понятно, к каким именно действиям этот лозунг призывает. Очень многие люди по этому поводу думают, что полюбить себя — это восхищаться собственной личностью и причислять […]

Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту. Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного […]

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне. Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри […]

Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» […]

Самообладание – это способность индивида сохранять внутреннее спокойствие, а также действовать взвешенно и разумно в сложных жизненных ситуациях. Происхождение самообладания связывают с поведенческими стереотипами – социальными и культурными установками, которые прививаются с детских лет. К чувству самообладания относят устойчивость к любым возникающим ситуациям, твердую руку и уверенный взгляд, точную реакцию и быстрый расчет, а также […]

Самореализация ребенка

Самореализация ребенка – это раскрытие детских личных возможностей, которые ведут к более счастливой и успешной жизни. У каждого индивида имеется ряд потребностей, без удовлетворения которых невозможно осуществление счастливой жизни. Очень сложно ребенку найти ту область, в которой он максимально раскроется, применит свои качества характера и достигнет определенных целей. Если личность находит такую область, то ее […]

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции. В […]

Самолюбие – это завышенная оценка своих сил, одновременно сочетающаяся с ревностным отношением к собственной личности и выражающаяся сильной чувствительностью к мнению о себе. Самолюбие отмечается у каждого индивида, однако выражается в разной степени. Излишне самолюбивые личности чрезмерно болезненно воспринимают критику в свой адрес и неимоверно переживают, когда им отказывают в чем либо. Ущемленное самолюбие способно […]

Самоуважение — это одна из важных психологических характеристик личности. Являясь наивысшим чувством собственного достоинства, самоуважение выступает в виде положительного мнения о самом себе. Уважающая себя личность наделена адекватной объективной самооценкой. Степень самоуважения определяет успешность индивида и его уровень счастья. Высокое самоуважение приводит к успеху, а также высоким достижениям в любых областях жизни, и напротив, низкое […]

Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для […]

psihomed.com

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его самооценки, дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной мотивации у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; самоконтроль. Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

psihomed.com

Самосознание и самооценка

Но те, чьи умы неразвиты, и кто не осознали себя, не способны понять, что происходит, даже если постараются.

Бхагавад-гита (гл. 15, текст II)

Знание себя, своих физических, психических и нравственных сил дает возможность человеку контролировать и регулировать свои действия и поведение. И вот здесь мы вплотную подходим к роли сознания в жизни и деятельности людей. Сознание — это высшая (интегрирующая) форма развития и проявления психики человека. Сознание определяет мысленное построение действий, контроль и управление человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире, постановку жизненных целей и задач, самосознание и отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру. Когда человек находится в состоянии бодрствования, он осознает все, что с ним происходит. Самосознание исторически наиболее поздний и хрупкий продукт развития психики человека.

Самосознание предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира.

Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.

Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Это очень ярко проявляется у детей, которые остро реагируют на оценку их качеств путем сопоставления с другими детьми: лучше Пети, хуже Вани. И обычно им хочется знать, в каком случае конкретно они лучше Пети и хуже Вани. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возомнит, что он всегда лучше других.

И очень важно в развитии самопознания перейти на другой, более высокий уровень сравнения — себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня: совершил смелый, решительный поступок или, наоборот, струсил. И вот здесь нам помогает развитие внутренних приемов самонаблюдения и самоанализа. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я». Для самопознания необходимо обладать хотя бы элементарной психологической грамотностью.

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). Определить ее вам поможет тест.

Инструкция: Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера): аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом. В первый столбец — назовем его «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй — назовем его «Антиидеал» — слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

Из первого(«положительного») и второго («отрицательного») рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да — нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов и выводы

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы скорее всего себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате близком к 0,5 — нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице — заниженной, к 0,5 — нормальной.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности, вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Часто действуют по принципу «как бы чего не вышло». Это отражается на его внешнем виде: голова втянута в плечи, походка нерешительная, глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Окружающие иногда принимают такого человека за очень сердитого, злого, неконтактного. Это приводит к отчуждению, изоляции от людей, одиночеству. Человек с заниженной самооценкой очень раним.

Как показал психологический эксперимент, если всех таких страдальцев поставить рядом и попросить их найти друг в друге недостатки, то, как правило, будут названы не те, которые каждому из них омрачают существование.

Объективных критериев красоты или уродства, как правило, не существует. Некрасивыми или несчастливыми бывают именно те люди, которые себя таковыми считают.

Уход в свои недостатки и жизненные неприятности приводит к возникновению комплексов неполноценности. Именно эти комплексы, а не сами недостатки вызывают негативную реакцию окружающих.

Когда встречаешь человека со страдальческими глазами и стиснутыми губами, боящегося сказать слово и отводящего в смущении взгляд от собеседника, в сознании невольно возникает образ стены с колючей проволокой под током высокого напряжения. На эмоциональном уровне это выражается как нежелание общаться с таким человеком, на рациональном — в виде оценки его как некрасивого, неинтересного. Хотя присмотревшись, видишь, что у него приятное лицо, он может оказаться интересным собеседником и надежным другом. Но, чтобы все это увидеть, надо приложить немало усилий по преодолению барьера, воздвигаемого теми, кто считает себя непривлекательными (Булгакова Е. Г. Леплю самого себя // Раб. газета. 1987. 12 марта).

Человек с заниженной самооценкой, несмотря на все трудности, легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой. Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, уровень их притязаний превышает реальные возможности. Эти люди относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже грубое отношение к людям.

Можно привести пример с одной преподавательницей общественных наук в техническом вузе.

Будучи способным человеком и симпатичной женщиной, она переоценивала свои педагогические способности. После доброжелательной, но критической оценки коллегами методической стороны прочитанной ею лекции преподаватель К. вошла в конфликт со всем коллективом кафедры, обвиняя коллег в том, что они просто не доросли до ее уровня. Конфликтная ситуация привела к тому, что ей пришлось уйти с кафедры. К сожалению, история повторилась и на следующем месте работы.

Человек с завышенной самооценкой часто становится жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и, несмотря на свои подчас незаурядные способности, терпит в жизни крах.

Адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием. В психологической литературе понятия «саморегулирование» и «самоуправление» часто употребляют как синонимы.

Г. С. Никифоров под психическим самоуправлением понимает сознательное воздействие человека на свою психическую деятельность, собственное поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания. Вместе с тем, он разделяет по смыслу самоуправление и саморегулирование. Особенностью самоуправления является конкретизация мотивов поведения и деятельности, постановка целей, выбор путей их достижения. Самоуправление для человека — это решение вопросов о том, что и как делать. Саморегулирование — исполнение того, что было намечено. Переход от самоуправления к саморегулированию — это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегулирование подчинено, как правило, решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу: выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию идей самовоспитания.

Саморегуляция человека очень тесно связана с развитием умственной активности и пластичности, т. е. умением настраивать свое поведение в изменяющихся условиях.

Что же такое самовоспитание. Его можно понимать как процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки. Средства самовоспитания и приемы воздействия на собственную личность очень разнообразны.

Ф. Зимбардо предложил методы, которые помогут вам преодолеть низкую самооценку и сформировать ощущение уверенности в себе. Постарайтесь выполнить все предложенные действия. Каждое поможет вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия. Описанные ниже пятнадцать шагов помогут вам в организации ваших усилий.

studopedia.ru

Самооценка и психология мотивации

Знаете ли Вы, что примерно половину человечества вообще не волнует вопрос как повысить самооценку? И хоть вторая половина человечества зависит от внешнего мира больше, для большинства из них вопрос как поднять самооценку тоже не стоит, просто в силу того, что их внутренняя оценочная шкала «я — хороший», или «я — плохой» семантически не связана с понятием самооценки.

Тем не менее, для каждого человека это место наименьшего сопротивления, а значит, в той или иной степени — это больное место, которое каждый человек защищает всегда, знает он об этом или нет. Так устроена психология человека. (Все материалы сайта по психологии человека здесь.)

Сознательно управлять собственным уровнем самооценки нормальный неподготовленный человек не может, поскольку самооценка личности целиком зависит от того, какую именно информацию человек получает по этой функции. Если информация для человека положительная — его самооценка растёт. Если же со знаком минус — падает.

Собственно, классические описания самооценки в психологии личности, кроме описания самого механизма формирования, указывают ещё и на собственное оценивание себя. Например, цитата из википедии:

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Прямым следствием подхода к самооценке как к оцениванию себя является соблазн использовать это свойство для мотивации человека на достижение целей, как своих, так и чужих. Различными способами воздействуя на свойство человека оценивать себя в сравнении с другими, формируется мотивация на достижение удовлетворения потребности высокой оценки себя как изнутри, так и извне.

В сети есть огромное количество публикаций на тему, как поднять свою самооценку, хотя большинство из них — как в плохой медицине: лечат не причину, а следствие. То есть, большое количество тренингов для повышения самооценки направлено на описанные выше общечеловеческие качества, якобы одинаковые для всех. И соответственно, приёмы тоже стандартные, как правило, включающие в себя некий мотивационный уклон, призванный поднять в собственных глазах мнение о себе.

Самооценка и позитивные аффирмации

К очень распространённым приёмам повышения самооценки относятся позитивные аффирмации, которые по сути своей — самовнушение. Конечно, в какой-то степени собственный положительный настрой влияет и на окружающую среду, позволяя находиться человеку в некоем положительном русле. Но по правде — в этом есть такой себе элемент обмана, конвенция. Как бы договор: я удерживаю в себе положительный образ, а окружающая среда положительно относится ко мне.

На самом деле, требуются немалые усилия для постоянного удержания такого образа. Ведь это искусственное состояние, загоняющее вглубь истинные причины переживаний человека. Хотя некоторым «борцам за самооценку» всё же удаётся всё время быть в состоянии такого позитива, не допуская даже слов в разговоре, которые могут нести отрицательную окраску.

Я не буду убеждать любителей такого позитива в том, что это не работает. Есть немалое количество приёмов, позволяющих успешно балансировать свою психо-эмоциональную сферу. И персонально для тех, для кого это работает, это больше похоже на игру. А что, если не игры, является основным двигателем развития человека?

Но необходимо отметить, что обманный путь может вести к обманной цели. Спросите себя, или их, что же дальше? Что там, в конце?

Способно ли постоянное внушение определённых состояний изменить человека качественно, причём, желательно, в лучшую сторону? Не кажется ли вам, что по сути, это избегание реальных проблем? Избегание реальных проблем — проблемы не решает. Это всего лишь метод страуса.

Разве вы никогда не видели пустых глаз за дианетической улыбкой на лице?

Итак, кажется, что чуть ли не единственное направление, позволяющее повысить самооценку личности я поставил под сомнение. Есть ли другие способы? Возможно и есть. Наберите в поисковой строке браузера вопрос типа повышение самооценки тренинг и получите много чего для почитать. Будет ли польза? Вряд ли. И вот почему. Зри в корень, говорил известный персонаж. Говоря простым языком — надо выяснить, откуда ноги растут.

Два смысла самооценки

Само слово «самооценка» имеет два разных смысла.

Один — это как бы как я сам себя оцениваю. Но то, как человек оценивает свои способности, возможности или действия в конкретных ситуациях, лежит в плоскости сознательной. И я бы отнёс это в зону философскую, где в одной крайности, совесть — лучший адвокат, а в другой — посыпание головы пеплом и стегание себя кнутом, не считая промежуточных состояний.

Иногда, для приведения себя в адекватность действительно требуется серьёзный «разбор полётов». И вот тут вполне возможен выход на понимание второго, основного, более глубокого смысла слова «самооценка».

Вопрос такой: откуда она взялась, эта самооценка? Откуда человек знает, что она занижена? А может завышена? Где критерий? Относительно чего считать?

А может ли человек вообще отвязаться от любой оценки себя?

Как ни печально — но нет, не может человек избавиться от самооценки. Как минимум потому, что это тот механизм балансировки, который позволяет человеку входить в резонанс с окружающим миром и черпать для себя энергию социума.

Когда-то этот механизм оценочного мышления постепенно настраивался значимыми для каждого из нас людьми: родителями, учителями и т. д. Потом он стал неотъемлемой частью каждого из нас, автоматически сигнализируя нам, хороший я или плохой.

И есть в этом одна очень важная деталь: анализ есть всегда, независимо от воли человека и поэтому механизм оценочного мышления практически неподконтролен разуму. И обмануть его крайне сложно даже с помощью манипуляций по типу позитивных аффирмаций.

Внутренняя «механика» человека устроена так, что именно это место, именно блок самооценки является источником колоссальной энергии для жизнедеятельности. Любая информация, которая имеет знак плюс для блока самооценки конкретного человека, пробуждает энергию для дальнейших свершений, вдохновения и воодушевления. Поэтому человек постоянно, даже не задумываясь об этом, делает всё возможное для того, чтобы получить плюс-подкрепление на свою самооценку. По сути всё, чем занимается человек всю свою жизнь, это обеспечение психологического комфорта в зоне самооценки, всеми силами и средствами защищаясь по этой функции.

Самооценка и психология отношений

Для каждого человека вот этот блок оценочного мышления крайне важен. Именно от него зависит и жизненная активность человека, и его успешность, и в то же время здоровье.

И такие вещи в психологии отношений как взаимопонимание или «выяснения отношений» со скандалами — это непосредственная работа блока самооценки. Каждый человек стремится иметь максимальную ясность в этом месте. Поэтому, с одной стороны он упрощает ситуацию для понимания, с другой стороны — он хочет получить некую гарантию психологической безопасности.

Окружающим, как правило, не понятны связанные с этим блоком мотивы поведения человека. Им они кажутся несоответствующими реальной обстановке, что только добавляет недопонимания причин развивающегося конфликта, если такой имеется.

По крайней мере юмора и шуток, затрагивающих их блок самооценки люди не понимают и не принимают. При этом, даже не реагируя на это внешне, их реакцию можно зафиксировать как вегетососудистую.

В зоне особого внимания

Человек невероятно чувствителен в области самооценки. И всё, что он делает всю жизнь — создаёт условия для получения плюсов. Но не зная этого механизма, подавляющее количество людей делают это инстинктивно, и поэтому часто неэффективно.

Ещё раз: очень важно обратить особое внимание на смысл слова «самооценка». Важно понять и принять то, что результат работы этого механизма не зависит от воли и разума человека. Именно поэтому я, вопреки распространённой трактовке, хочу большими буквами написать: САМООЦЕНКА — ЭТО НЕ ОЦЕНИВАНИЕ СЕБЯ! Это процесс автоматический, и для серьёзной работы, достаточно просто понимания для применения понятия: мы ничего не оцениваем сознательно, а самооценка человека — это механизм, регулирующий и балансирующий энергию, поступающую от социума, тем самым обеспечивая человеку его резонанс с социумом, то есть его адекватность существующей среде.

А оценивание себя — это немножко из другой области, о которой написано чуть выше. Которая, впрочем, и создаёт впечатление, что можно поднять самооценку всего лишь грамотно поработав с оценкой себя.

Итак, самооценка личности — процесс автоматический, подсознательный и крайне важный. Влиять непосредственно на результат мы не можем. А что мы можем?

Мы можем влиять на информацию, которая приходит на наш блок самооценки. Мы не можем влиять на работу этого блока, но мы можем влиять на окружающую нас обстановку, чтобы получать ту информацию, которая будет расцениваться как положительная, повышая тем самым самооценку.

В принципе, здесь секрета особого нет. Ведь каждый из нас в той или иной степени это уже делает. Но действуя сознательно, можно избежать существенных ошибок, приводящих порой к очень печальным последствиям и неверию в то, что в жизни можно что-то изменить.

Что для этого нужно? Нужно каждому из нас персонально разобраться:

  • к какому типу относится его блок самооценки?
  • как именно механизм самооценки действует именно для него?
  • какие у него есть инструменты и способы влияния на окружающую среду?
  • ну и собственно, как стать уверенным в себе и поднять самооценку, используя собственные качества и свойства как технологию?
  • Начнём с того, что существует всего

    8 типов самооценки личности

    Но каждая личность имеет только один тип самооценки из восьми, данный от природы и не изменяющийся в течении жизни.

    Это значит, что каждому из нас важен только один из восьми типов информации из окружающей среды. И та информация, которая в одном человеке пробуждает жизненную энергию, для других семи типов не имеет особого значения, и наоборот.

    Надо точно знать, какими именно свойствами обладает ваш блок самооценки, чтобы понимать, какие именно решения требуется применить, чтобы повысить свою самооценку. Задача эта непростая, но имеет ключевое значение для всей остальной работы.

    Применительно к нашей задаче, необходимо определить свой тип информационного метаболизма (ТИМ).

  • Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ) — «Дон Кихот»
  • Сенсорно-этический интроверт (СЭИ) — «Дюма»
  • Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) — «Гюго»
  • Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ) — «Робеспьер»
  • Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ) — «Жуков»
  • Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) — «Есенин»
  • Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ) — «Гамлет»
  • Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ) — «Максим»
  • Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ) — «Наполеон»
  • Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ) — «Бальзак»
  • Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ) — «Джек»
  • Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) — «Драйзер»
  • Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ) — «Гексли»
  • Сенсорно-логический интроверт (СЛИ) — «Габен»
  • Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) — «Штирлиц»
  • Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ) — «Достоевский»
  • На рисунке представлен довольно эффективный соционический тест, но сразу хочу предупредить, что на сегодня не существует однозначно гарантированного способа определить свой ТИМ.

    Существует довольно большое количество тестов в сети. Достаточно просто набрать в поиске словосочетание «соционика тест», и постараться пройти их хотя-бы несколько. Прочитайте описания результатов, почувствуйте, насколько вы этому соответствуете. Если результаты не о Вас, пройдите тест ещё раз или выберите другой тест.

    Не придавайте глобального значения описаниям ТИМов, чтобы понапрасну не вводить себя в заблуждение. Они, как правило, очень субъективны и принципиально не могут описать тип человека. Правильная соционика — это не типология личности, это наука об информационном метаболизме. Из популярной соционики нас интересует только тип информационного метаболизма (ТИМ).

    Помните, что успешность правильного типирования напрямую зависит не от того, какие качества Вам больше нравятся, а от наличия определённых качеств в Вас. И даже если Вы ошиблись сейчас, не огорчайтесь. Работая над собой в этом направлении, рано или поздно Вы всё равно выйдете на правильный ответ, так как не почувствовать, от какой именно информации Вам больно — просто невозможно.

    Интересовать нас в первую очередь будет 3-я, так называемая болевая функция по модели К. Это аспект координации, место наименьшего сопротивления, место проблем и решений, принципа самоутверждения и зона реализации. (Если ориентироваться на модель А, то в ней эта функция 6-я, и называется «активационная»). Как я уже говорил, их всего восемь:

    • субъектная интуиция — Горький и Драйзер;
    • объектная интуиция — Гюго и Штирлиц;
    • субъектная сенсорика — Робеспьер (Декарт) и Достоевский;
    • объектная сенсорика — Гамлет и Джек Лондон;
    • субъектная логика — Дюма и Есенин;
    • объектная логика — Наполеон (Цезарь) и Гексли;
    • субъектная этика — Бальзак и Габен;
    • объектная этика — Дон Кихот и Жуков.

    От того, какого типа блок самооценки зависит и характер самооценки, и то, что именно, какая именно информация будет иметь влияние на самооценку личности. Это значит, что для другого человека такая же информация может вовсе не иметь значения. Но самое важное то, что для каждого типа есть своя собственная зона решений.

    Как повысить самооценку — по типам

    Субъектная интуиция — Горький и Драйзер

    Самооценка этих людей зависит от целостности внутренней ситуации в понимании самого человека. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

    Самое главное для этих людей — состояние внутреннего покоя и гармонии. Как правило, эти люди хорошо себя чувствуют в ситуации, когда всё определено, а сам человек превращается в элемент системы.

    Как повысить самооценку для ТИМов Горький и Драйзер

    Для повышения самооценки требуется так организовать внешнюю ситуацию, чтобы внутреннее равновесие не нарушалось. Это может быть организация в своей жизни какого-либо внешнего распорядка, иерархии, функционирования, служебного расписания, должностных обязанностей. Чтобы все функции были на своих местах.

    Объектная интуиция — Гюго и Штирлиц

    Здесь самооценка зависит от целостности внешней ситуации. Это последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

    Должен быть порядок и распорядок во всём

    Как повысить самооценку для ТИМов Гюго и Штирлиц

    Решения для повышения самооценки должны лежать в области изменения и балансировки внутреннего состояния. По сути, восстановление целостности внешней ситуации и соответственно, повышение самооценки для этих людей возможно через изменение их собственного состояния, изменения настроения, вплоть до изменения собственных внутренних критериев.

    Субъектная сенсорика — Робеспьер (Декарт) и Достоевский

    Для Робеспьера и Достоевского их самооценка зависит от их внутренних ощущений: вкусовых, тактильных, сексуальных. От их самочувствия и состояния здоровья. Приятно — не приятно.

    По сути, субъектная сенсорика — это ощущение комфорта и надёжности. Самооценка этих людей сильно страдает, если появляется дискомфорт на уровне ощущений, или хоть какое-то сомнение в надёжности как окружающей обстановки, так и собственного здоровья.

    Как повысить самооценку для ТИМов Декарт и Достоевский

    Повышение самооценки для этих людей находится в области активной деятельности, связанной с действием, движением, поступками, работой с внеш­ностью, с жестами и мимикой. Это — воля, умение, сила, влияние, деньги, имидж.

    Если есть проблемы со здоровьем — значит надо что-то делать. Если есть проблемы с сексом — значит надо что-то делать.

    Самооценка Декарта и Достоевского почти полностью зависит от их собственных действий в соответствии с их моральными нормами и принципами, приверженность которым обеспечивает представителям этих типов вполне целостную внутреннюю ситуацию.

    Объектная сенсорика — Гамлет и Джек Лондон

    Элементы, влияющие на самооценку этих типов информационного метаболизма — это форма, действие, движение, поступок, внеш­ность, жесты и мимика. Воля. Умение, сила, влияние, деньги, имидж.

    «Как я выгляжу» и «что я умею делать» — таковы принципы их самооценки. Это мастерство, умение что-то делать руками. Это имидж: всегда можно заметить некоторую экстравагантность в одежде этих типов.

    Это уверенность, что я хороший, если я сильный, если я все умею, если у меня есть деньги.

    Как повысить самооценку для ТИМов Гамлет и Джек Лондон

    Как правило, понижение самооценки у этих людей происходит, если они чего-то не могут сделать, либо форма не соответствует их представлению о себе как о хорошем. Область решений для повышения самооценки Для Гамлета и Джека Лондона лежит в области повышения сенсорной надёжности, (в первую очередь это крепкое здоровье), и сенсорного комфорта в сочетании с нормативной стороной их жизнедеятельности, то есть, применяя внешний распорядок жизни и правила, хотя, возможно, они и не восторге от такого распорядка.

    Субъектная логика — Дюма и Есенин

    Их самооценка непосредственно связана с их компетентностью в любых вопросах. Конечно, это их собственная логика, их собственное понимание, объяснение, описание, концепция, теория, система образов.

    Их принцип самооценки — как я понимаю. Если я правильно понимаю, я — хороший человек.

    Ощущение компетентности — повод для хорошего отношения к себе, мощная прибавка энергии, плюс-подкрепление. В полемике человек данного типа логичен, напорист, вальяжен, старается подчеркнуть свою компетентность, показывая при этом некомпетентность оппонентов.

    Серьёзным ударом по самооценке для этих типов может быть прямое или косвенное обвинение их в некомпетентности.

    Как повысить самооценку для ТИМов Дюма и Есенин

    Чтобы повысить свою самооценку этим людям необходимо постоянно расширять свой кругозор, увеличивая свою информационную вооружённость. Если что-то непонятно, нужно узнать, разобраться, прочитать инструкцию, обратиться к специалисту.

    Хорошим приёмом для повышения самооценки, или по крайней мере для защиты собственной самооценки, является включение элементов собственного отношения к данному вопросу. Зачастую это даёт возможность уйти от доказательств своей компетентности или высказыванием мнения по данному вопросу, или переключением внимания собеседника на другую тему.

    Объектная логика — Наполеон (Цезарь) и Гексли

    Самооценка этих людей основана на стабильности внешнего порядка. Принцип самооценки: «Если в мире, в котором я живу, есть порядок, значит я хороший человек». Всё это — логика объективного мира: объективные обстоятельства, факты, методики, статистика, реальная связь событий, законы, моя территория.

    Нарушение порядка на их территории — серьёзный минус для самооценки Цезаря и Гексли. Причём в понятие «моя территория» входит и физическое пространство и социальное. Как, например, «мои люди».

    Как повысить самооценку для ТИМов Цезарь и Гексли

    Нестабильность внешнего порядка, покушение на логику внешнего мира или территорию, можно компенсировать, опираясь на собственную компетентность в данных вопросах, создавая при этом определённое отношение людей к себе, но выдерживая при этом комфортную дистанцию с внешним миром и с людьми.

    Субъектная этика — Бальзак и Габен

    Зона самооценки этих людей — это их собственное отношение к людям и к внешнему миру. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

    Их принцип самооценки: любовь к кому-либо есть повод для хорошего отношения к себе, т. е. если я кого-то люблю, то я хороший человек.

    Как повысить самооценку для ТИМов Бальзак и Габен

    Решить проблему самооценки эти люди могут через определение отношения людей к ним, задействуя при этом своё собственное понимание. Это даёт возможность приблизить или отдалить объект, вызывающий беспокойство. Отдаляя объект в область абстракции, ему легко можно присвоить идеальные черты, которые ничто не мешает любить и не раздражаться по пустякам. (Если я раздражаюсь, значит, не люблю. А если не люблю, значит, я плохой.)

    А ещё проще и надёжнее любить домашних животных.

    Объектная этика — Дон Кихот и Жуков

    Зона проблем с самооценкой этих двух типов — это отношение мира и людей ко мне. Как посмотрели, как сказали, не обидел ли я кого-нибудь, как я могу отказать?

    Принцип самооценки для Жукова: «Я нужен людям, значит, я хороший». Оценка со стороны других людей — повод для хорошего или плохого отношения к себе. Жуков обязательно должен быть нужен, иначе он уходит в болезнь, а всю свою колоссальную энергию начинает тратить на лечение, серьёзно усугубляя ситуацию.

    Принцип самооценки Дон Кихота: «Если меня любят, ценят, значит, я хороший человек». При этом, как мы уже говорили, возникает прибавка энергии иногда вплоть до эйфории. Но вот что-то произошло, и отношения испортились — настроение падает, энергии нет, все плохо, жизнь не мила. Если такая ситуация длится какое-то время, то отрицательная самооценка приводит к уходу в болезнь по типу невроза.

    Как повысить самооценку для ТИМов Дон Кихот и Жуков

    Повышение собственной самооценки возможно через выражение собственного отношения к ситуациям и к людям, оперируя во внешнем мире фактами, объективными обстоятельствами и реальной связью событий. Таким образом можно существенно увеличить свою вооружённость как в области защиты от дураков, так и в области создания для себя положительного психологического фона в виде объективно наработанного авторитета, уважения к реальным заслугам и достижениям, а также взаимного позитивного отношения тех людей, к которым было выражено искреннее собственное положительное отношение самого Дон Кихота или Жукова.

    Самооценка — это энергия жизни

    Итак, мы рассмотрели восемь различных блоков самооценки. Конечно, для глубокого понимания этих механизмов и овладения мастерством управления ими, этой статьи явно мало, и конечно придётся приложить некие усилия для этого.

    Важно осознать, что восемь различных блоков самооценки, — это восемь типов жизни, базирующихся на разных ценностях. Да, люди могут иметь самые разные профессии, жить в самых разных условиях, иметь самое разное и образование, и воспитание, — но получать энергию для жизни каждый человек будет только одним из восьми описанных способов.

    И теперь, в дополнение к сказанному вначале статьи, следует обратить внимание на огромную пропасть между любыми видами самовнушений и реальными действиями для сбалансированного обеспечения самого себя энергией жизни.

    Как стать уверенным в себе и повысить самооценку, используя собственные качества и свойства как технологию?

    Из всего сказанного напрашивается очень важный вывод: поднять самооценку и стать уверенным в себе, можно, освоив технологию применения определённых для каждого типа информационного метаболизма приёмов взаимодействия с окружающей средой.

  • Необходимо обязательно выяснить, какая именно ВАША «конструкция», используя соционику как инструмент, объясняющий, как именно лично Вы информацию принимаете, перерабатываете и выдаёте в окружающую среду. Как минимум, это даст Вам возможность понять, обладателем какого именно блока самооценки Вы являетесь.
  • Далее, как можно глубже постарайтесь разобраться, как, всего лишь применяя некоторые приёмы, которые будут работать лично для Вас, обеспечить себя приемлемым уровнем поступления положительной информации на блок самооценки.
  • При этом помните, что это — элемент балансировки. У Вас не получится организовать ТОЛЬКО плюса. На какой бы уровень Вы не забрались — всегда будет работать принцип относительности. То есть любая энергия не бывает сама по себе, а лишь тогда, когда есть разность потенциалов, когда есть куда перетекать. Загляните в статью «Боевые искусства в психологии отношений», там об этом кое-что есть. Это значит, что добывая себе энергию для жизнедеятельности, надо обеспечить её реализацию. Иначе на первый план может выйти та же нереализованность, которая автоматически понизит Вашу самооценку до адекватного существующему положению уровню.
  • И в заключение этой публикации — маленькое чудо: Вы знаете, что такое счастье? Ну, если без поэзии, то Счастье — это процесс получения положительной информации на свой блок самооценки. Именно поэтому не очень правильно называть счастье — состоянием. В нём нельзя просто пребывать, да ещё и всё время. Это процесс, действие, движение — это резонанс с социумом, при котором человек обеспечивается достаточной энергией для жизнедеятельности. Резонанс с той частью социума, в которой он живёт, С ЧАСТЬЮ — и есть СЧАСТЬЕ.

    Овладев этими инструментами, Вы сможете сознательно формировать свою счастливую жизнь, всего лишь научившись в нужной степени резонировать с социумом.

    dvoeplus.com