Отношения, психология, жизненные ситуации

Самооценка и психологические защиты

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Самосознание личности. Самооценка. Механизмы психологической защиты.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В.С.Мерлину): сознание отличия себя от остального мира; сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания: выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); осознание своей активности – «Я управляю собой»; осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Основные механизмы психологической защиты:

1. Вытеснение — универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений, влечений, желаний. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например, в фобиях и страхах).Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам: 1) вытесненное все-таки прорывается в сознание; 2) неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.

2. Реактивные образования — это замена Ego нежелательных тенденций на прямо противоположные.

3. Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» — основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.

4. Сублимация — один из механизмов психологической защиты личности, который снимает напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики (инстинктивной энергии) в социально желательные для человека и общества формы деятельности. Иными словами, сублимация — это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности.

5. Идентификация — это процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом, идеалом. Идентификация — это неосознаваемое перенесение на себя чувств, черт, особенностей, которые присущи другому человеку или живому существу.

6. Проекция — это приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям. Проекция — это механизм защиты от своих неосознанных асоциальных желаний и влечений с помощью приписывания другим людям социально нежелательных влечений, склонностей и особенностей.

7. Интроекция — это включение в собственную психологическую структуру «Я» внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.

8. Замещение — это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого объекта. Иными словами, замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

9. Деперсонализация — это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от восприятия их на эмоциональном уровне.

psyvision.ru

Психологическая защита — механизм действия человеческой психики, позволяющий восстановить душевное спокойствие.

ИЗОЛЯЦИЯ, уход от реальности:

== молчаливость, чрезмерно быстрый уход от ч-л, с работы, одиночество, малая контактность,

== опьянение (наркотики, алкоголь — водка, прир. алкалоиды — кофе, чай),

== компьютер(игры, интернет, программирование), телевизор, музыка, книги,

== коллекционирование, увлечение — например горные лыжи, спорт, вождение авто, то есть та деятельность в которую человек погружается с головой.

== фантазийная активность — написание рассказов,книг ср. фикшнмания

== скрытность — то есть нераскрывание своих увлечений и себя. применяется в той или иной степени большинством людьми. Обычно мало рассказывают о себе при длинной психологической дистанции. но и при близкой некоторые индивиды защищаются.

== нацеленность только на восприятие — без обдумывания происходящего

== загадочность притягивает, о вас знают мало, вы интересны, пока вы интересны вы находитесь в центре внимания, от вас не знают что ожидать.

== защита от негативных эмоций, которые могут быть вызваны взаимодействием с другими людьми (злость, агрессия, отчаяние и т.д)

== защита от негативных эмоций других людей, которые могут вызвать анпример страх, бессилие

== уход от решения проблемы, погружение в виртуальный мирок созданный изолятором

== негативное отношение других людей.

== возможность через источник увлечения манипулятивно воздействовать на человека или вызывать необходимые для к-л от человека действия

население смотрит популярные сериалы и фильмы — уход от реальности, погружение в кино-мирок

Какие ситуации — стрессовые, вызвавшие негативные эмоции.

нет, имхо в стрессовых ситуациях неэффективная защита. Потому что при сильном стрессе сложно избавиться от навязчивого воспоминания. Поэтому лучше выбирать такую форму изоляции которая во время активности потребует 100% внимания. То есть внимание не должно быть рассеянным. Это достигается, когда деятельность полностью занимает мыслительный процесс. Только в этом случае защита эффективна.

Лучше заменить с течением времени другой защитой, а еще лучше заняться устранением проблемы вызвавшей применение защиты.

== принятие проблемы и работа по ее устранению

== активная жизненная позиция

==игнорирование ч-л(ситуации, проблемы), вызывающего беспокойство

== незамечание позитивных или негативных реакций оппонента ( и возникающее в соответствии с этим слабое понимание реакций)

== незамечание позитивных или негативных сторон чего-либо, восприятие либо в белой либо в черной краске. При вере в что-то человек отрицает факты кторые могут опровергнуть свои убеждения и мал того, ищет факты, которые подтверждают его убеждения, например даже набирает себе группу сторонников, приверженцев. это основание для формирования новых научных гипотез, школ, концепций и т.д.

== элементарное незнание («Я не знаю, значит мне это не нужно»)

== отрицание полезности чего-либо

== отказ от чего-либо

== не признавание, игнорирование

== перекладывание на другого

== отсутствие активности, невыполнение работы, затягивание сроков выполнения, промедление

== переход в другую сферу деятельности

== обида, жесты обиды(топание, надувание губ и т.п)

== повторение прошлых вариантов поведения

== непринятие нового, ретроградство

== сохранение эмоционального равновесия

== сохранение текущего положения дел

== отказ от потрясений от изменений, консерватизм.

== поддержание/сохранение самооценки и своих убеждений

Новое чаще всего опасно. Поэтому лучше жить по старому. Старое уже проверено, надежно, известно. Сравни: человек пользуется холодильником 30 лет, хотя можно было купить новый — неизвестно, что можно ожидать от нового холодильника. Несмотря на то, что он может быть гораздо лучше старого.

Поскольку научение человека происходит определенным образом, у человека могут отсутствовать другие варианты поведения. Поэтому необходимо создание и моделирование новых вариантов поведения, что является очень трудоемким и затратным процессом и может требовать внешнего вмешательства.

== отказ от решения серьезных проблем

== поддержание негативного состояния, сохранение текущей негативной ситуации

== сохранение негативных характеристик характера

== вызывание и поддержание конфликтов

== отказ от самостоятельности

== отказ от взятия на себя ответственности, непринятие ответственности

== понижение качества собственной жизни

== отставание от других

== снижение качества работы

== в конфликте восприятие только с одной стороны — «данный человек плохой» «данный человек хороший» Что это дает? отделение, разрывание связи, отмежевание. Безопасность — этот человек плохой и этим все сказано. Поддержание своих убеждений и соответственно самооценки в какой-либо сфере. «если этот человек хороший, то плохим являюсь я». Возможно даже параллельная проекция — «этот человек плохой» хотя на самом деле плохим человек считает себя.

== считаете что данный человек любит вас, хотя на самом деле ненавидит.

== человек кричит но не замечает что он при разговоре повышает голос, в то же время не любит когда кто-то повышает голос.

== женщинами — «а что я могу сделать?» Ср песню А. Герман. «Сады» «ну что же тут поделать, другую выбрал ты» -> отрицание возможности самостоятельного воздействия на ситуацию

во многих ситуациях лучше сохранять над некоторыми вещами занавесу тайны — только чтобы сохранить свою самооценку.

== Заранее известно, что в результате действий лица Х, могут быть вызваны неприятные эмоции. Уход на время, пока Х находится в данном месте.

== Противодействие изоляции — уход

== Средство привлечения внимания и вызывания интереса

== Вы руководитель. Человек вызывает у вас неприятные эмоции. пусть с данным человеком будет общаться ваш заместитель. (делегирование)

== поиск только положительных сторон

== набирание приверженцев, сторонников, людей которые разделяют ваши идеи

== поиск фактов подтверждающих убеждения

== недоверие с целью сохранения позитивных убеждений

== набирание различных вариантов поведения, нешаблонность, нестандартность

== создавать новые варианты поведения (. ) в различных ситуациях и отказываться от старых.

== работа с собственной личностью и с проблемой

== действие в кратчайшие сроки

== признание ситуации но с условием дальнейшего разрешения

== в некоторых ситуациях восприятие в различном спектре цветов

== работа с убеждениями, в том числе неприятными. Вы что-то понимаете, но не хотите признать.

== усиление неприятных вещей с целью ликвидации того ощущения которое они вызывают — пережигание нерва. Погружение в отрицательное переживание настолько, чтобы оно исчезло, то есть отсутствовала реакция на него. должно действовать и здесь!! При проблемах прочувствовать в максимальной степени неприятные последствия которые могут быть вызваны наступлением какого-то события. То есть вместо защиты, вы нападаете на себя. заранее представляете самый худший вариант развития событий, вы его усиливаете до такой степени, что наступление данного события перестает вас волновать (. ) — данная методика работает как с физическими так и с психологическими переживаниями.ПРИМЕР: боль

== снижение значимости и принятие ч-л неприятного с целью дальнейшей работы с этим неприятным.

== откровенность с людьми, естсественно в рамках допустимого и необходимого

== уничтожение собственных слабых мест

ВСЕМОГУЩИЙ КОНТРОЛЬ (идеализация себя/качеств/вещей/действий/событий/прошлого/будущего и т.д.)

== представление себя (и относящегося к себе) в лучшем свете, чем есть на самом деле

== «Я могу сделать все, даже взорвать землю»

== «Я все сделал сам»

== отрицание высших сил, напротив, полная уверенность во владении мирозданием, что все подлежит своему разумному объяснению и нет ничего таинственного.

== уверенность в собственных силах, в том, что с работой удастся справится без чужой помощи.

== отрицание заслуг других в решении какой-либо проблемы, уверенность что все было сделано самостоятельно.

== профессиональная компетенция, большие достижения в жизни, но полный завал в какой-то сфере жизни

== убежденность в том, что от него зависит судьбы других людей. Ср. «Благодаря мне вы живете»

== перешагивание через других для достижения цели. [c)Цветков]

== перенесение на себя сделанного другими. Например, ситуация — сломался телевизор. ЧЕловек X глава семьи отдал его на ремонт. После того как телевизор отремонтировали, заявляет другим членам семьи будто он отремонтировал телевизор , хотя на самом деле его заслуга только в том, что он дал деньги на ремонт

== присваивание результатов чужой деятельности

== фантазийная активность на различные темы — представление себя императором, крупным бизнесменом владельцем большой фирмы, джинном, предоставление возможности исполнения любых желаний. т.е такие ситуации, где возможности и способности человека ничем не ограничены. Ср. лампа Аладдина или «По щучьему велению». Часть фолклора и произведений искуства построеная на этом.

== представление/чувство, что судьба всего мира, страны, региона, города, коллектива, отдельных людей находится в его руках.

== чувство, что жизнь человека зависит только от него, ощущение полного контроля над своей жизнью

== присвоение себе положительных качеств, которые на самом деле отсуствуют или не развиты

== завышение своих способностей и сил.

== создание иллюзии, будто положение дел хуже чем на самом деле

== представление прошлого в более выгодном свете, чем оно было на самом деле, вкупе с отрицанием негатива

== улучшение качеств своих вещей по сравнению с вещами других и за счет этого повышение самооценки. Напр, моя ручка круче чем твоя, мой галстук лучше чем твой, мои брюки лучше.

== повышение значимости своих действий для какого-либо дела

== повышение значимости прошлых событий

== представление своего будущего в более выгодном свете чем будущее других людей

== дискриминация любой формы

== представление себя в более выгодном свете, представление других в менее выгодном свете

== излишняя уверенность в своих взглядах и суждениях

== приобретение самостоятельности в жизни

== нацеленность на достижения

== хорошее манипулятивное воздействие на людей пользующихся защитой 4

== отсутствие интереса/заботы к другим людям.

== восприятие других как ничего не значащих людей.

== распыление сил и незавершение дел из-за высокой саомоценки. Человек берется за дела, которые не в состоянии сделать.

== русские народные сказки «По щучьему велению» и др.

отрицание чужих заслуг в деле нахождения места для практики для поддержания имиджа.

«Если я захочу я тебя в лепешку размажу», «Если я захочу, ты здесь не будешь учиться»

защита обычно используется соционическими Напами или людьми с завышенной самооценкой, которые получили ее благодаря этой защите

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (других людей/вещей/событий/качеств/действий/прошлого/будущего и т.д.)

==представление ч-л в лучшем свете, чем есть на самом деле

== «Я ничего не могу сделать по сравнению с другими»

== «Все за меня сделали другие, я же ничего не могу»

== «Я живу благодаря другим»

== завышение способностей и возможностей других людей

== присвоение другим положительных качеств, которыми они на самом деле не обладают, представление человека в лучшем свете, чем он есть на самом деле Ср. влюбленность

== занижение своих способностей и сил, неуверенность в силах

== создание кумира, фаворита

== отрицание недостатков других

== отсутствие самостоятельности, перенесение контроля над своей жизнью на других.

== излишняя признательность другим людям

== повышение значимости влияния событий происходивших в стране для своего будущего

== отрицание неблаговидных поступков прошлом другого человека

== незамечание отрицательных качеств лругого человека

== представление будущего других людей в более выгодном свете чем свое собственное будущее

== переложение собственной ответственности за какое-либо неприятное событие на хорошие качества других

== сохранение своего эмоционального состояния, предохранение психики от стресса.

== необходимость в более сильном партнере

== поиск несуществующего совершенства

== настроения при Ельцине — придет новый президент, поднимет страну, ее экономику

== более разумно оценивать возможности других людей.

== отказ от перфекционизма

ДИСКРЕДИТАЦИЯ (девальвация, обесценение)

== «Не сильно то и хотелось»

== присвоение объекту/объектам отрицательных качеств или характеристик

== понижение значимости чего-либо (чувств, людей, действий, событий, прошлого, будущего, вещей и т.д.)

== автоматическая подсознательная дискредитация прошлых событий, если они по времени довольно отдалены от текущего момента.

== поддержание текущего позитивного эмоционального состояния, сохранение настроя на победу

== избавление от нежелательных эмоциональных состояний

== повышение эффективности действий в случае, когда без использования защиты действия были бы намного менее эффективными

== отказ от претензий, желания ч-л делать, ч-л добиваться.

== применение защиты против себя — то есть собственная дискредитация

== басня — «Лиса и виноград» -> «А виноград-то зелен»

== О. де Бальзак «История 13 — Герцогиня де Ланже», защита применена Арманом де Монриво от своей любви

== песня «Есть только миг»:

«Чем дорожу, чем рискую на свете я — мигом одним только мигом одним»;

«Счастье дано повстречать иль беду еще — есть только миг»;

«Есть только миг между прошлым и будущим»

Для человека существует только одна вещь — это миг, тот момент в котором мы существуем сейчас. Остального не существует, все, чего нет в данное мгновение — иллюзия, призрак. Мир только в нашем мозгу.. А реальность — то, что окружает нас сейчас, ослепительный Миг. Настоящее. Прошлого и будущего нет. Живем мы только в данный миг.Мир полон трудностей. Вся жизнь, мгновения состоит из трудностей. Человек не пирамида, человек родился не для покоя , а чтобы преодолевать трудности, выстоять, ЖИТЬ МИГОМ, мгновением.. А мир преходящее. Человек живет отдельно от мира, человеку не всегда по пути с миром. Рискует человек только единственным мгновением. Человеку неизвестно что будет с ним, но ему это и не нужно. У него есть главное — ОН САМ и то мгновение, что существует сейчас, и им нужно уметь правильно распорядиться, а не мечтать о призраках — достижениях, прошлом, будущем и т.п. .

== хорошее противодействие любви(и др. эмоциональным состояниям в т.ч депрессии). Например, вы любите к-л человека. Чтобы избавить себя от любви к этому человеку, представить его в наименее выгодном свете, присвоить кучу недостатков и отрицательных характеристик, замечать только отрицательное.

== избавление себя от необходимости в ч-л.

== перед к-л действием понижение значимости события для будущего, и т.о. сохранение эмоционального состоянии в случае, когда без использования был бы вызван очень сильный стресс или негатив.

== избавление от депрессии в случае когда она была вызвана к-л событием. Просто обесценить данные события. Например, в случае неудач, обесценить все те действия и события, в которых был неуспех.

== манипулятивное воздействие на других людей, охлаждение их пыла — Например, кто-то хвастается что недавно приобрел классную машину. Выбор фраз широк — от «Ну и что» до «А у нее мотор барахлит» , «А машина то грязная», «А у других зато стоит классное оборудование» и т.п.

== набирание различных вариантов поведения, нешаблонность, нестандартность — создавать новые варианты поведения (. ) в различных ситуациях и отказываться от старых.

== работа с собственной личностью, проблемой, убеждениями; признание ситуации но с условием дальнейшего разрешения; снижение значимости и принятие ч-л неприятного с целью дальнейшей работы с этим неприятным.

== перенесение на ч-л (люди, вещи и т.д.) собственного (намерений, чувств, эмоций, состояний, действий, фраз и т.п.), если отсуствуют явные сенсорно очевидные признаки, указывающие на это.

Т.е. не будет проекцией, а будет констатацией факта, то, что человек в ярости, если например вы видите, что зрачки человека сузились, дыхание короткое громкое через нос и т.д., тогда фраза «Он злой [в данный момент]» не будет проецирующей.

Т.к переносится на других, а у себя отрицается, данную защиту можно расценивать в том числе и как форму защиты 2(отрицание). Однако отличия между защитами есть. Если отрицается, то необязательно переносится на других, а суть данной защиты подразумевает, что переносится на других.

== способ прояснения собственного отношения, недостатков и проблем

== поддержание собственной самооценки

== инструмент общения, см. трансактный анализ

== уход от возникающих в связи с признание факта наличия у себя ч-л проблем и необходимости их решения

== сохранение собственных слабых мест, по которым могут ударить другие люди

== отрицательная установка на отношение людей к вам

== «Он не хочет разговаривать»

== «Он злой» (при отсутствии признаков злости у другого человека)

== создание установки на то, что изначально в других людях присутствует позитивное, положительное намерение в отношении в вас, что у них существует готовность помочь вам, они открыты в своих чувствах и т.д. -> проецирование положительного

== считать, что вы несравнимы с другим человекомс; считать, что он мыслит соверешнно по-другому , чем вы, например как инопланетянин; считать, что его мысли и действия вашей логике могут и не подчиняться: ликвидировать последствия эффекта ложного консенсуса; считать что его Карта мира, отличается от вашей Карты мира, и они обе отличаются от Реальности.

== корректирование любых прогнозов, касающихся действий людей, с учетом индивидуальности каждого человека и непохожести друг на друга.

== проверка собственных предположений сенсорно очевидными признаками.

Это частный случай проекции

== перенаправление собственной потребности на других

== перенесение ч-л [другого человека] (знаний, намерений, чувств, эмоций, состояний, действий, фраз и т.п.) на себя

== формирование шаблонов поведения и действия

== разнообразие шаблонов поведения в отдельно взятой ситуации

== научение ч-л, процесс обучения

== создание интересов, увлечений и хобби

== появление знаний и умений

== появление шаблонных фраз, речевых оборотов

== появление речи в целом, обучение языку

== появление необходимых для жизни физиологических навыков

== появление шаблонов мышления

если бы существовал только один человек и было бы полное отсутствие других людей:

== человек лишился бы речи и языка . Ср эффект Маугли

== отсутствие моральных и нравственных норм

== отсутствие шаблонов поведения, регламентированных человеческим обществом

== нивелирование шаблонов поведения характерных для мужчин и для женщин

== при отсутствии влияния извне, нестандартные шаблоны поведения или возможно их отсутствие

== ограничение разумности человека, жизнь в соответствии с инстинктами

== отсутствие возможности получать вербализированные знания

== появление отрицательных, негативных шаблонов поведения

== появление отрицательных черт характера

== создание страхов и фобий

== отсутствие предрасположенности к ч-л, но выбор профессии по традиции, т.к такая профессия была и у родителей и у дедушек/бабушек

== отсутствие шаблонов поведения кроме существующего в отдельно взятой ситуации

== неблагоприятность шаблона повдения существующего в отдельно взятой ситуации

== если человек к нам относится плохо, мы начинаем относится к нему плохо, возвращаем ему его отношение.

== обучение в школе, институте и т.д. Всю жизнь мы учимся на основании того как действуют другие люди.

== как средство устранения или корректирования других защит

== формирование новых позитивных шаблонов поведения вместо отрицательных существующих с помощью наблюдения за поведением других людей

== корректировка неблагоприятных черт характера

== устранение страхов и фобий

== по возможности фильтрация поступающей информации

== получение только необходимых навыков и умений

Это базовый механизм функционирования психики человека. Возможно, что он заложен инстинктивно и поэтому никакому контролю со стороны любого человека не поддается, возможно лишь частичное корректирование последствий его функционирования после взросления человека. В течение же детства и младенчества корректировать деятельность механизма невозможно в силу 1) отсутствия возможности вербализации для младенца 2) отсутствия возможности перенесения на человека в течение первых лет жизни любых знаний в силу отсутствия возможности говорить и понимать смысл речи.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ С АГРЕССОРОМ

== Перенесение чужого отрицательного шаблона поведения по отношению к другим на себя

ПОВОРОТ ПРОТИВ СЕБЯ

Это частный случай интроекции

== перенесение ч-л направленного на другого, на себя

== перенесение собственных чувств с одного объекта на другой

== восприятие ч-л c 2 противоположных друг другу сторон при отсутствии промежуточных вариантов

== удаление ч-л из сознательной части психики

Более общий случай отрицания и проекции. Это базовый механизм функционирования психики человека.

== проявление реакций свойственных более низкому уровню развития

== устранение или уменьшение внешних проявлений эмоциональной составляющей психики

Это частный случай интеллектуализации

== отделение переживаний от ситуации

== объяснение неблагоприятного для себя/для других с позиций целесообразности, здравого смысла, человеческой морали, нравственности

== подмена ч-л противоположным

== придавание ч-л сексуальной окраски

== напрвление деструктивной энергию на созидательную активность

mrcnn.narod.ru

Психологическая защита

Как я писал в статье «Истоки психологического вампиризма», истоки психологического вампиризма не осознаются личностью. Но организм человека сопротивляется: появляются различные виды психологических защит. На какое-то время это решает проблему, но впоследствии защиты уже не только не защищают, но и. Вот и приходится с ними бороться.

Психологическая защита — центральное понятие современной психотерапии психоаналитических направлений, оно используется в когнитивной и гуманистической психотерапии. В данной главе я постараюсь свести воедино термины, которыми пользуются представители разных психоаналитических направлений. Поэтому неизбежны некоторые повторы, за что прошу прощения.

Психологическая защита — это неосознаваемые психологические процессы, направленные на то, чтобы уменьшить действие психической травмы.

Описание психологических защит начну с вытеснения, потому что этот вид психологической защиты легче всего понять.

Это один из самых распространенных видов защит, при котором болезненный травмирующий момент забывается, перемещаясь в бессознательное. Самый яркий пример вытеснения – когда человек забывает о смерти близкого или не верит в это. Таких примеров было много во время войны, когда женщины, несмотря на пришедшую похоронку, верили, что муж жив и ждали его всю жизнь. В таком случае женщина принимает роль страдалицы. Помимо этого могут вытесняться какие-то неприятные моменты или ситуации, плохие качества характера, комплексы, влечения и прочее.

Чем больше моментов уходит из сознания, тем меньше индивид разбирается в себе и в итоге придет в тот же тупик. Поэтому самое главное при такой защите – вернуть всё вытесненное из сознания и переосмыслить, понять причину проблем и решить их. Чтобы такое не повторялось вновь – полезно вести дневник, и отражать всё, что происходит. Так легче понять потом причины расстройств.

При данной форме психологической защиты все неосознаваемые мысли, мечты, инстинкты, качества личности или потребности переносятся на другие объекты. Вытесненные качества присваиваются объектам вокруг, например, женщина с неудовлетворенными сексуальными потребностями, которая их уже не испытывает, видит вокруг сплошные намеки на секс и обвиняет любую девушку в легком поведении.

О проекции можно сказать, что человек замечает и указывает на те качества людей, которые у него вытеснены – проблема на лицо. Так проявляется по механизмам проекции ревность, или же человек подозревает других в предательстве, в доносах – значит, все эти качества присущи самому человеку. Выявление проекций — очень важный процесс для психотерапии больного, для этого существует множество психологических тестов — Люшера, Роршаха, Юнга и другие.

Хорошая профилактика проекции – это здоровая самокритика, когда человек может смотреть на себя со стороны и отмечать недочеты. Если же человек критикует других – ему нужно задуматься и проанализировать ситуацию – нет ли каких-либо вытесненных качеств. Проекция – это та причина, по которой не стоит спрашивать совета у друзей в сложной ситуации, потому что они могут вам посоветовать то, на что не могут решиться, то, что вытеснено у них из сознания.

Такая форма защиты переделывает вытесненные негативные качества характера в позитивные. В таких случаях человек оправдывает себя во всем, будь то глупость или злость и несдержанность. Они объясняются повышенной эмоциональностью и чувствительностью. Чтобы человек осознал, что заблуждается в своей правоте, необходимо, чтобы он увидел свои недостатки, признал их и начал работать над собой.

Вы, наверняка, не раз слышали этот термин. Это тоже вид защиты, характеризующийся перенесением влечений, потребностей и энергии в нечто иное, в другое действие.

Самый распространенный пример, когда не растрачиваемая сексуальная энергия переводится в творчество и какое-то время человек живет в гармонии. Но всё равно наступает момент, когда необходимо решать физиологические потребности. Другие потребности тоже могут сублимироваться, или же может быть наоборот – например, донжуанизм может являться сублимацией потребности в творчестве.

Помимо творчества сублимация может выражаться в другом – активной деятельности – политической или общественной, в хобби и увлечениях. Бывает, что человек тратит большую часть своего времени и энергии именно на хобби, а работа становится в тягость. В такой ситуации человеку стоит постараться и сделать свои увлечения – работой и зарабатывать ими на жизнь, так он будет заниматься любимым делом и не страдать. Работа с сублимацией помогает освободить творческую и сексуальную энергию.

При идентификации человек неосознанно присваивает себе черты и качества человека или людей, которые являются для него идеалом. В детстве мы все повторяли за взрослыми. Дети идентифицируют себя с родителями и смотря на их поведение, затем поступают также. Поэтому так важно показывать хороший пример, быть добрым, отзывчивым и уравновешенным родителем, чтобы ребенок тоже вырос гармоничной личностью.

Дети постарше, подростки, начинают подражать героям сериалов и фильмов, а уже для взрослых идентификация – это вид психологической защиты. Каждая личность стремится к развитию, к тому, чтобы самореализоваться и стать собой. Но, когда человек не знает как это сделать, как найти себя, он начинает кого-то копировать. И, таким образом, человек упускает шанс узнать себя и развить свои способности, так как всё время тратит на подражание. Начинается конфликт личности и человек будет возмущаться и критиковать тех, кто добился большего успеха.

Во время процесса критики, осуждающий ощущает себя лучше и умнее того, кого обсуждают. Идентификация приводит человека к одиночеству, ведь все негативные качества он запоминает и ассоциирует на других людей, так появляется недоверие к врачам, сантехникам, мужчинам, женщинам, политикам и т.д. Идентификация часто возникает у человека с предпосылками к невротизму. Чтобы справиться с идентификацией, нужно хорошо изучить себя и те правила, по которым ты действуешь, возможно, что-то уже неактуально и пора меняться.

Образование противоположных реакций

Бывают такие ситуации, когда человек выражает эмоции и мысли, отличные от тех, которые вытеснились в бессознательное. Самый яркий пример такой защиты – когда в подростковом возрасте мальчик ещё не знает, как выражать симпатию к девочке и разнообразно обижает ее. В итоге не получив в ответ взаимного чувства, мальчик обижается и все эти эмоции уходят в бессознательное, а остается только неприязнь.

Со стороны девушек тоже наблюдается такое поведение, они могут дерзить и неуважительно относиться к тем юношам, которые им симпатичны. Всё это ведет к тому, что человек не может построить гармоничные отношения и получить необходимую любовь и тепло. Выражение противоположных реакций может происходить и в рабочей атмосфере.

Зачастую такая форма защиты наблюдается у людей, которые имеют низкую самооценку и они пытаются опустить ещё ниже статус того, кто им нравится.Чтобы преодолеть такую психологическую реакцию, необходимо учиться выражать своевременно свои настоящие эмоции и мысли. И как только кто-то понравится – не стесняться выражать симпатию, чем быстрее это сделать, тем меньше будет вероятности того, что сработает защита.

Иногда бывает, что нерешенные психологические проблемы переходят уже в физиологию. Существует защита, при которой образовываются «симптомы» — защитные реакции в виде кашля, головной боли, температуры, нарушений пищеварения. Например, нарушение работы кишечника наблюдается при проблемах в общении с противоположным полом. При обследовании врачи не находят никаких отклонений, потому что заболевания ещё нет и если вовремя решить проблему и найти психологическую травму – то человек останется здоров.

В нашем обществе очень часто встречается такой вид защиты — при этом, скопившиеся отрицательные эмоции вымещаются не на причину психологической травмы, а на другие объекты – на окружающих, семью, подчиненных. Мы часто наблюдаем, как жена пилит мужа, он затем срывается на сослуживцев, они в свою очередь на работников статусом ниже и т.д.

Чтобы разорвать этот круг и пытаться справиться с такой защитой, нужно стараться завершать любой конфликт, пытаться решить ситуацию логично и оптимально безболезненно для всех сторон. Если отношения подошли к завершению, лучше их мирно окончить, а не конфликтовать. Я разработал психологическое айкидо, которое представляет собой целую систему поведения при конфликтных ситуациях.

Человек может и не вымещать эмоции на других, а просто уходить – это тоже вид защиты, при котором бесконтрольно избегается причина и сама ситуация, которая может травмировать. Так из-за какого-то конфликта, человек может уйти с работы или из семьи, не попытавшись решить проблему, а потом жалеть об этом долгие годы.

Это такой вид защиты, при котором все эмоции, мысли, мечты, предназначенные определенному объекту, переносятся на другой. Перенос часто наблюдается в личных отношениях и в браке, когда любовь, предназначенная нелюбимому мужу, переносится на детей, домашних животных, хобби и увлечения. Это на какое-то время спасает брак от развала.

Часто перенос встречается у одиноких женщин, которые свою нереализованную любовь и заботу переносят на сестер, братьев, племянников и т.д. Встречается перенос у больных, проходящих курс психотерапии, они могут переносить свои эмоции и любовь на врача.

Для преодоления переноса, нужно вспомнить первичную цель и следовать ей. В рабочих ситуациях главная цель – это реализация своих профессиональных данных. В личных отношениях – это восстановление нежных отношений и любви между мужчиной и женщиной. Нам всем необходима любовь, и если в отношениях чувства переносятся на другой объект, то в этом случае человек не будет счастлив и удовлетворен, и вскоре может появиться невроз.

При рационализации в человеке подавляются те порывы и мысли, которые идут из ОНО (зоны влечений), и на их место приходят «правильные» поступки и эмоции, одобренные моралью.Такое равновесие дает человеку ощущение, что он не нарушает социальных законов и что он часть общества, и при этом решает сам за себя. Примером рационализации может быть ежегодное отмечание праздников и дня рождения на работе, когда на самом деле никому не хочется это делать, неприятны коллеги и просто не хочется тратить деньги и время, но социальные рамки обязывают выполнять этот обряд.

С рационализацией крайне сложно бороться, для этого сначала нужно определить свои истинные мысли и порывы, ощущения и эмоции, и следующим этапом – попробовать рискнуть и следовать своим желаниям, поступать так, как на самом деле хочется. И через некоторое время поступать по-своему станет намного легче.

Когда человек-неудачник пытается оправдать свое невезенье с помощью придумывания теорий и пространных объяснений, обвиняя во всем окружающую среду и обстоятельства, то это интеллектуализация. Так работник обвиняет в своих неудачах начальника, студенты сваливают вину за все сложности на преподавателей, да и любой человек может таким образом найти причину своего невезения. Мы везде можем услышать возгласы недовольных – страной, городом, администрацией, виноватых в бедах всегда очень много.

При такой форме защиты человек решает свои проблемы с помощью алкоголя или наркотиков. Употребив что-либо человек сразу расслабляется, проблема кажется не столь существенной, и ее решение откладывается. Это происходит за счет того, что алкоголь временно снимает отрицательные эмоции и тем самым, блокирует мыслительный процесс.

Что может спасти от оглушения? Такому человеку необходимо тренировать свои мыслительные процессы, стараться расти в профессии, достигать новых высот и учиться психологическим аспектам. Как мы помним, каждому из нас нужна информация и знания, которые делают нас более развитыми и счастливыми. Поэтому стоит тренировать себя и свое мышление, быть разносторонним человеком и совершенствовать свои способности.

В этом случае человек не употребляет алкоголь, но прибегает к транквилизаторам, с помощью которых снимает раздражение, стресс и напряжение. Транквилизаторы способны нейтрализовать негативные эмоции — тревогу, беспокойные навязчивые мысли. Могут как расслаблять, так и стимулировать к действию. На время человеку кажется, что всё хорошо, спокойно, но при этом также – проблемы не решаются, поведение остается таким же. И через время ситуация становится ещё более сложной.

В некоторых ситуациях пациентам выписывают препараты, но врачу нужно очень внимательно относиться к дозировке, чтобы симптомы с помощью лекарств не исчезали полностью, но при этом, чтобы человек мог продолжать лечение и осознавать ту информацию, которую ему пытаются донести.

При такой защите человек неосознанно выбирает какой-то определенный тип поведения и везде и всюду применяет его, ничего не меняя. Например, учитель даже вне школьных стен читает всем мораль и учит, как правильно жить, руководитель, который везде всем указывает, что делать и прочее. Чтобы разрушить эту защиту нужно закончить игры, попробовать вести себя иначе, выходить из образа вне рабочего процесса.

Некоторые люди защищаются окаменелостью – полным отсутствием внешнего проявления эмоций и реакций. Человек сначала ощущает, что сдерживает эмоции, но быстро привыкает и уже не может выйти из этого состояния. У таких людей сдержанные, зажатые лица, при этом они могут выражать какую-то одну эмоцию – именно ту, которая вытеснена.

Это происходит, потому что эмоции имеют свои соответствующие мышечные маски. Помимо выражения лица, окаменелость может проявляться и в дефектах тела – это различные проблемы с позвоночником, нарушение осанки, при этом создается соответствующий мышечный каркас. И, чтобы бороться с окаменелостью, необходимо работать с зажимами и с телом.

Он также может быть защитой, если применяется индивидом для отвлечения людей и себя самого от своих неудач и не достигнутых целей. Таким образом человек пытается самоутвердиться. У современной молодежи достаточно часто встречается эта защита, она, как и любой другой вид, отнимает много сил и энергии. Но избавиться от нее трудно, потому что при просьбах прекратить шутить, человек в ответ включает рационализацию и интеллектуализацию. Чтобы побороть эту форму защиты, нужно начать шутить над собой.

Важно помнить, что у каждого больного есть свой комплекс защит, которые потребляют много жизненных сил. Вначале, этих защит достаточно для реализации потребностей человека, но в итоге количество защит разрастается, и приводит к неврозу, который также является защитой. Пациент погружается в болезнь, а задача психотерапевта – определить формы защиты, ликвидировать их и научить человека жить в реальности и быть счастливым.

www.cross-club.ru

Самооценка и психологические защиты

Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита?

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, тревожности, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. Индивид активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной ложью либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в депрессию, помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из подсознания.

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать личностному росту, развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения социализации малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение сознания от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, фрустрации, ощущения стыда, вины, чувства гнева.

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень инфантильности индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к самообману.

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность. Согласно концепции Фрейда, сублимация — это главный результативный защитный механизм при созревании личности. Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии адаптации говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Следующим, часто применяемым приемом, является вытеснение, которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда агрессия или злость к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по эмоциям и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.

psihomed.com