Отношения, психология, жизненные ситуации

Самооценка методики для младших школьников

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

Инструкция (групповой вариант)

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация При анализе полученных данных исходите, из следующего: Ступенька 1 – завышенная самооценка. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»). Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки. Ступенька 4 – заниженная самооценка Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми». Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой). Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка. «Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде. Ступенька 7 – резко заниженная самооценка Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов. Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье). Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

testoteka.narod.ru

Самооценка младших школьников

Самооценкой принято считать комплекс чувств и убеждений человека о самом себе. Роль самооценки школьников состоит не только в отличной учебе, ребенок с чувством собственного достоинства нацелен на успех и в жизни. Здоровая адекватная самооценка — это залог гармоничного развития личности. Неуверенный в себе ученик и во взрослой жизни будет нерешительным.

Что влияет на становление самооценки младшего школьника?

Формирование самооценки младшего школьника происходит еще в детсадовском возрасте и завершается к 6-8 годам. В нее можно включить оценку самого себя, своего положения в школьном коллективе, своей деятельности, успеваемость. Исследование самооценки младших школьников показало, что у детей этого возраста слабо развита самокритичность. Это значит, что в любом споре ребенок будет утверждать неправоту только своего оппонента. На становление самооценки влияет хорошая успеваемость в учебе, что помогает завоевать авторитет в классе. Важно умение общаться в коллективе. Стиль воспитания родителей так же влияет на развитие самооценки младших школьников. В семье, где ребенка унижают, обижают, не хвалят, вырастают неуверенные в себе люди.

Провести диагностику самооценки младших школьников не сложно. Нарисуйте на листе бумаги лестницу из 7 ступеней, пронумеруйте их и попросите ребенка расположить одноклассников таким образом: на 1-3 ступеньках — хорошие ребята, на 4 – ни хорошие, ни плохие ребята, на 5-7 ступенях – плохие. И в конце попросите отметить в этой символической иерархии себя. Если ребенок выберет 1 ступень, то это говорит о завышенной самооценке, 2-3 – об адекватной, 4-6 низкой самооценке.

Как повысить самооценку школьника?

Ребенку важно ощущать поддержку в первую очередь от самых родных людей — родителей. Именно взрослые могут улучшить мнение малыша о себе. Итак, несколько советов:

  1. Старайтесь чаще хвалить любимое чадо за малейшие достижения, а также демонстрируйте свою любовь и гордость за него.
  2. Найдите деятельность, в которой ребенок будет успешен – вышивание, рисование, иностранный язык и т.д.
  3. Будьте для ребенка защитой, поддержкой, опорой. Старайтесь всегда быть на его стороне. Зная, что у него имеется надежный «тыл», кроха будет чувствовать себя увереннее.
  4. Расширяйте круг общения вашего ребенка, знакомьте его с детьми ваших знакомых и друзей.
  5. Отдайте его в спортивную секцию или кружок: совместные интересы, борьба за первенство, командный дух способствуют повышению самооценки младших школьников.
  6. Научите малыша говорить «Нет!».
  7. И, самое главное, стараясь повысить самооценку ребенка младшего школьного возраста, родителям необходимо быть хорошим образцом для подражания.

    womanadvice.ru

    Выявляем и корректируем самооценку младшего школьника

    Самооценка младших школьников: как ее распознать, как она влияет на успеваемость, и какими методами можно ее подкорректировать?

    Процесс формирования ^

    На развитие и формирование самооценки школьников младших классов влияет множество факторов:

  8. семейная обстановка (полноценность семьи, ценности, мировоззрение, культура, отношения и пр.);
  9. общение (с взрослыми, знакомыми, друзьями, сверстниками и т.д.);
  10. возможности (материальные, духовные, умения, таланты);
  11. воспитание (методы, средства, уклон) и многое другое.
  12. Необходимо понимать, что самооценка младшего школьника очень хрупка. Так, буквально за несколько дней и даже из-за одного человека она может либо сильно опуститься, либо подняться.

    Очень важно тщательно следить за тем, чтобы ребенок попал в подходящее окружение, находился под адекватным влиянием.

    С другой стороны – это очень хорошо: самооценку можно легко корректировать, пока человек не полностью сформировался как личность. Чтобы понять, стоит ли вам проводить работу над своим ребенком, рекомендуем ознакомиться с материалом, написанным ниже.

    Как помочь ребенку повысить самооценку? Читай здесь.

    Диагностика самооценки младших школьников ^

    Всем видам самооценки свойственны свои особенности, поэтому очень легко распознать ее по характерным признакам поведения. Рассмотрим каждую из них:

  13. Низкая самооценка. Такой ребенок часто замкнут, предпочитает одиночество, много времени проводит у себя в комнате отдельно от всех, он не блещет высокой успеваемостью, достижениями в спорте или в других занятиях. Однако у него может быть хобби, в котором у него действительно есть успехи, но он не принимает похвалу (стесняется, отнекивается, молчит, опустив глаза). Он часто хвалит сверстников, пытается подражать кому-то из них. Этот ребенок считает себя некрасивым. Часто у представителей такой самооценки развита сутулость (съежившись, школьник пытается замкнуться еще больше, стать менее заметным)
  14. Средняя. У ребенка много интересов, он ищет себя во многих сферах деятельности. У него адекватные взгляды на жизнь, соответствующие его возрасту. Он не стремится к «заоблачным далям», но и не останавливается на одном уровне. Успеваемость часто хорошая. С таким школьником легко разговаривать на разные темы, у них проявляется уважительное отношение к взрослым и большинству сверстников.
  15. Завышенная. Ребенок часто заявляет о своих желаниях, настаивая на их выполнении, считает, что все его достижения – это гениально. От него нечасто можно услышать слова благодарности, так как он считает, что все это – его заслуги и обязанности окружающих. Школьник стремится быть лучше остальных, быстрее повзрослеть. Даже желания у него порой слишком «взрослые». Почти всегда такие дети – лидеры. Они остро реагируют на критику, им свойственно сверстников или даже взрослых.
  16. Влияние уверенности в себе на успеваемость ^

    Школьники с разной успеваемостью обладают своей характерной самооценкой. Опираясь на исследования, специалисты склонны доверять следующей тенденции:

  17. Низкая самооценка. Ребенок делает задание, а ему говорят, что итог неправильный. Он еще больше разочаровывается в своих способностях, с чем и смиряется. Постепенно начинается его отставание на фоне развития остальных детей.
  18. Средняя. В этом случае ребенок адекватно реагирует на критику, старается делать правильно не потому, что от него этого хотят взрослые, а опираясь на то, что «так надо, чтобы было верно».
  19. Завышенная. Школьник пытается быть всегда и во всем лучше остальных. Это касается и успеваемости. Да, для него это действует как определенный стимул, но такой ребенок не всегда готов учиться на ошибках, объясняя это тем, что к нему излишне придираются и очень многого хотят.
  20. О том, как повысить самооценку и уверенность в себе мужчине, читай далее.

    Как обеспечить развитие адекватной самооценки ребенку? Читай статью.

    Методика коррекции самооценки у детей ^

    Чтобы помочь ребенку приобрести адекватную самооценку, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

  21. Не сравнивайте. Очень неправильно поступают взрослые, когда указывают на успеваемость другого ребенка, ставя его в пример, говоря, что он лучше в чем-то. Таким образом легко не только существенно снизить самооценку школьника, но и посеять в нем обиду (в том числе и на того ребенка).
  22. Не переоценивайте. Выставляйте ребенку те требования, которые соответствуют его возрасту и способностям. Когда вы ожидаете слишком многого, школьник расстраивается, что он не может этого сделать. Он не понимает, что это пока еще не в его силах (а способности у каждого ребенка – свои), поэтому усердно начинает самобичевать самого себя. Уровень самооценки падает.
  23. Не забывайте о методе «кнута и пряника». Школьник сделал хорошо – похвалите (не «Ты самый хороший, самый умный», а «Молодец! У тебя хорошо получилось!»). Если же он поступает неправильно, нужно сначала объяснить это, по возможности привести примеры из жизни, сказать о последствиях таких действий, а в конце – как нужно сделать правильно.
  24. Больше разговаривайте. Именно общаясь с взрослым, ребенок может начать понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Из этого он станет делать выводы, которые будут корректировать его мировоззрение и, как следствие, – самооценку себя и окружающих людей.
  25. Поддерживайте. Если ребенок не уверен в себе, необходимо начинать адекватно выделять его достоинства, говорить о том, что иметь все и сразу – это невозможно. Главная задача – дать понять школьнику, что он не плох, а индивидуален, в принципе, как и каждый другой ребенок. Нет ни плохих, ни хороших.
  26. Пресекайте. Когда ребенок явно выраженно возвышает себя перед другими, необходимо сообщить, что такое поведение неверно. Также нужно корректно рассказать ему, что нет лучших: одни преуспевают в каком-то определенном деле, другие – в ином. У кого-то достоинства такие, у кого-то другие. Каждому в жизни пригодятся свои способности, поэтому можно говорить о том, что не кто-то лучше/хуже, а что все очень и очень разные. Возможно, что с первого раза ребенок не услышит ваши слова, поэтому время от времени нужно возвращаться к подобным разговорам.
  27. Приобретите детскую энциклопедию. Пока младший школьник не способен самостоятельно заниматься изучением информации и перерабатывать ее, вы можете использовать ее для себя, чтобы давать более грамотные советы своему ребенку. Это обычная книжка-пособие, в которой раскрываются множество вопросов детского поведения. В ней затрагиваются различные важные моменты: взаимоотношения с родителями, со сверстниками, с представителями противоположного пола, секреты успеха учебы, советы о том, как все успевать, как делать правильно те или иные вещи и многое другое. Вся информация здесь составлена специалистами. Они дают адекватную оценку каждому явлению. С помощью этого легко подкорректировать самооценку школьника. Преимущество такой книги заключается также в том, что ребенок потом сможет возвратиться к отдельным вопросам в любой момент.
  28. gopsy.ru

    Методики для младших школьников

    Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

    Методика «Лесенка» (составитель В.Г.Щур)

    Цель: выявление уровня развития самооценки.

    Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

    Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

    На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

    На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

    1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

    4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

    8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

    Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)

    Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

    Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

    Протокол методики “Какой я”:

    Оценки по вербальной шкале

    10 баллов — очень высокий

    8-9 баллов — высокий

    4-7 баллов — средний

    2-3 балла — низкий

    0-1 балл — очень низкий.

    Номер материала: ДБ-411943

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Вы первый можете оставить свой комментарий

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Сертификат о создании сайта

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

    infourok.ru

    Диагностика младших школьников

    Тесты для школьников.

    Диагностика младших школьников.

    Изучение личности младших школьников.

  29. Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»
  30. Методика «Цветик-семицветик»
  31. Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)
  32. Методика «Кем быть?»
  33. Методика «Мой герой»
  34. Методика «Выбор»
  35. Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
  36. Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
  37. Диагностика темперамента младших школьников.

  38. Изучение темперамента школьника методом наблюдения
  39. Изучение самооценки младших школьников.

    • Модификация методики Дембо-Рубинштейн
    • Диагностика познавательных процессов младших школьников.

    • Методика «Изучение переключения внимания»
    • Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
    • Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)
      • Методика «Определение типа памяти»
      • Методика «Изучение логической и механической памяти»
      • Изучение личности младших школьников.

        1. Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»

        Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

        Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

        3. Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)

        Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

        2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

        3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

        4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?» При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

        Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

        Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

        Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

        Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. «Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) . рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»

        Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

        7. Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

        Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

        Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

        Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

        8. Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

        Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

        Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

        1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто.

        2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто.

        3. Больше всего я люблю, когда учитель.

        4. Больше всего я не люблю, когда учитель.

        5. Больше всего мне школа нравится за то, что.

        6. Я не люблю школу за то, что.

        7. Мне радостно, когда в школе.

        8. Я боюсь, когда в школе.

        9. Я хотел бы, чтобы в школе.

        10. Я не хотел бы, чтобы в школе.

        11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе.

        12. Если я невнимателен на уроке, я.

        13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я.

        14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я.

        15. Я всегда могу проверить, правильно ли я.

        16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я.

        17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я.

        18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я.

        19. Мне всегда интересно, когда на уроках.

        20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках.

        21. Если нам не задают домашнего задания, я.

        22. Если я не знаю, как решить задачу, я.

        23. Если я не знаю, как написать слово, я.

        24. Я лучше понимаю, когда на уроке.

        25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда.

        Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

        Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

        Диагностика темперамента младших школьников.

        Изучение темперамента школьника методом наблюдения

        Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

        1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

      • а) легко включается в работу;
      • б) действует со страстью;
      • в) действует спокойно, без лишних слов;
      • г) действует робко, неуверенно.
      • 2. Как реагирует на замечания учителя:

      • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
      • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
      • в) выслушивает и реагирует спокойно;
      • г) молчит, но обижен.
      • 3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

      • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
      • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
      • в) медленно, спокойно, но уверенно;
      • г) с большим волнением и сомнением.
      • 4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

      • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
      • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
      • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
      • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
      • 5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

      • а) бросает, потом опять продолжает работу;
      • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
      • в) проявляет неуверенность, растерянность.
      • 6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

      • а) быстро соглашается;
      • б) возмущается;
      • в) остается, не говорит ни слова;
      • г) проявляет неуверенность.
      • 7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

      • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
      • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
      • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
      • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
      • Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

        Схема наблюдения за темпераментом школьника.

        Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

        Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

        Изучение самооценки младших школьников.

        Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

        Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: «рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

        Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по. (название качества). В верхней точке находится самый. (максимум качест ва), в нижней — самый. (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.»

        После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), вяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются.В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

        Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

        Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 — низкий; 0,3-0,6 — средний; 0,6-1,0 — высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

        Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

        Диагностика познавательных процессов младших школьников.

        Внимание младших школьников.

        1. Методика «Изучение переключения внимания»

        Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

        Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

        Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

        2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

        Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

        спытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

        Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

        Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

        Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

        3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

        Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

        Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

        Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

        Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

        Память младших школьников.

        1. Методика «Определение типа памяти»

        Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

        Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

        Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

        Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

        Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

        Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

        Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

        Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а — 10 количество правильно воспроизведенных слов.

        Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

        2. Методика «Изучение логической и механической памяти»

        Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

        Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

      • кукла – играть
      • курица – яйцо
      • ножницы – резать
      • лошадь – сани
      • книга – учитель
      • бабочка – муха
      • снег – зима
      • лампа – вечер
      • щетка – зубы
      • корова – молоко
      • жук – кресло
      • компас – клей
      • колокольчик – стрела
      • синица – сестра
      • лейка – трамвай
      • ботинки – самовар
      • спичка – графин
      • шляпа – пчела
      • рыба – пожар
      • пила – яичница
      • Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой — пять секунд).

        После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

        Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

        Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

        Объем смысловой и механической памяти

        Мышление младших школьников.

        Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

        Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

        1. Бежать Кричать

        стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

        вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

        сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

        стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

        ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

        поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

        зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

        пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

        ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

        лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

        этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

        Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

        Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 4-5, о низком — менее чем 5.

        2. Методика «Исключение лишнего»

        Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

        2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

        3. Собака, лошадь, корова, лось.

        4. Стол, стул, пол, кровать.

        5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

        6. Очки, глаза, нос, уши.

        7. Трактор, комбайн, машина, сани.

        8. Москва, Киев, Волга, Минск.

        9. Шум, свист, гром, град.

        10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

        11. Береза, сосна, дуб, роза.

        12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

        2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).

        3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

        4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

        Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

        3. Методика «Изучение скорости мышления»

        Цель: определение скорости мышления.

        Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

        4. Методика «Изучение саморегуляции»

        Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

        1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

        2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

        3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

        4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

        5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

        Воображение младших школьников.

        Методика «Дорисовывание фигур»

        Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.

        Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

        Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

        Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

        1 тип — ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

        2 тип — также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

        3 тип — изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

        4 тип — ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

        5 тип — заданная фигура используется качественно по-новому.

        Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

        Список рекомендуемой литературы

      • Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
      • Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.
      • Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М., 1986. — С. 62-68. 23
      • Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // На- чальная школа. — 1994. — N 1. — С. 16-18; N 8. — С. 4-8.
      • Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. — М., 1978.
      • Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М., 1981.
      • Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987.
      • Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. — М., 1991.
      • Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. — М., 1993.
      • Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. — М., 1991.
      • Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей //Вопросы психологии. — 1988. — N 6. — С. 43-49.

5psy.ru