Отношения, психология, жизненные ситуации

Самооценка определение по авторам

1.Самооценка: рабочее определение 7

1.1. ОБЩАЯ САМООЦЕНКА 9

1.2. КОНКРЕТНАЯ САМООЦЕНКА 11

2.1. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ ОЦЕНКИ 19

(Объективная составляющая самооценки) 19

2.2. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗНАТЬ О СВОЕМ НЕЗНАНИИ? 28

(Задания с недостающими данными) 28

2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию 30

2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию 34

2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы 37

2.2.4. Диагностика учебной самооценки 42

2.3. ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ 52

Анна. Запиши, мамочка: «Принц взглянул в мою сторону три раза, улыбнулся один раз, вздохнул один, итого — пять».

Марианна. А мне король сказал: «Очень рад вас видеть» — один раз, «Ха-ха-ха» — один раз и «Проходите, проходите, здесь дует» — один раз. Итого — три раза.

Лесничий. Зачем вам нужны все эти записи?

Мачеха. Ах, муженек дорогой, не мешай нам веселиться!

Марианна. Такой бал! Девять знаков внимания со стороны высочайших особ!

Евгений Шварц. Золушка

В обыденной речи учителей, учеников и их родителей не разли­чаются выражения «получить отметку» (за контрольную работу) или «получить оценку» (этой же работы). Однако, согласно толковым словарям русского языка (см. Ожегов, Ушаков), слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценка — это мнение (челове­ка) о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отмет­ка — это установленное (государством) обозначение степени зна­ний ученика. В школьном лексиконе эти два слова сблизились до неразличимости, ибо учителей приучили свое личное мнение о цен­ности ученических усилий и достижений высказывать на языке, сфор­мулированном чиновниками Министерства Просвещения. Когда учи­тель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое лич­ное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учи­тель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударст­венный стандарт качества знаний, умений, навыков, чрезвычайно удобный для внешнего контроля над учебными заведениями, но вы­холащивающий главное и в учительском, и в ученическом труде — сам процесс овладения знаниями, умениями, навыками.

Склейка понятий «оценка» и «отметка» произошло хотя бы по­тому, что долгие годы наша страна имела единую общегосударст­венную систему оценивания: пятибалльную отметочную систему.

На ней выросли несколько поколении учителей и родителей нынешних школьников, и ей пока что нет серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике. Предлагая на ваш суд безотметочную систему оценивания учебной работы детей, мы отдаем себе отчет в том, что любую систему оценивания взрослые легко могут превратить в опасный инструмент манипулирования детьми. Мы убеждены, что оценка как средство манипуляции ребенком (кнут и пряник) вредна во всех ее вариантах — в отметочном и безотметочном. Даже когда учительница, искренне восхищенная сочинениями детей, написала некоторым авторам открытки с благодарностью за доставленное удовольствие, дети начали перечитывать 0ткрытки и копить эти знаки королевского внимания.

Сочинения писались зачастую исключительно для того, чтобы получить открытку. А был ребенок, который заявил маме: «Меня Анна Дмитриевна разлюбила! Она мне не подарила открытку». И мама к учительнице с просьбой, нельзя ли Боре открытку все же подарить, а то для ребенка погасло солнце.

Да, ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внут­ренняя оценочная инстанция — САМООЦЕНКА. «Ты сам свой выс­ший cуд» – этот принцип несколько заглушает боль от несправедливых осуждений и несколько отрезвляет хмель от заслуженных похвал.

Все согласятся с тем, что школа может и должна помочь своим питомцам стать людьми самостоятельными, в частности способны­ми самостоятельно оценивать себя и других. Однако, не все те, кто сочтет. эту цель педагогического труда благородной и обязательной, отдаю себе отчет, что не могут ее достигнуть, ставя отметки. ?

Дело в том, что самооценка начинается там, где ребенок

сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Отметка (любая готовая, навязанная извне и неизменная шкала, безразлично — пяти, десяти или стобалльная) как основной (чаще, единственный) инст­румент оценивания ребенка в школе отменяет задачу развития уме­ний самооценивания. Так памперсы, делая удобной жизнь взрослых, отменяют необходимость приучать ребенка к гигиенической само­стоятельности, к контролю своих физиологических импульсов. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их де­ликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамо­стоятелен в оценке. Так, ребенок, получающий самую качествен­ную пищу из заботливых и умелых рук взрослого, научится есть и разбираться в оттенках вкуса, но останется несамостоятелен в изго­товлении пищи и не сможет прокормить ни себя, ни других. Отме­няя отметку, мы ни в коем случае не отменяем оценивание. Напро­тив, мы заменяем отметку (этакий эмоциональный памперс) раз­вернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в производстве и применении оценок. Это со­трудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообуче­ния.

Наша система оценивания призвана помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без само­любования), с другой стороны, столь же здоровую самокритичность (без самоедства). Воспитание здоровой самооценки школьников — одна из центральных, но до сих пор не названных задач школы, объ­явившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.

Прежде чем говорить о том, что и как для формирования здоро­вой самооценки ученика может сделать учитель начальной школы, определим саму цель педагогических усилий: ответим на вопрос — что такое самооценка и почему так важно тратить время и силы на ее воспитание.

САМООЦЕНКА: рабочее определение

Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен.

Самооценка — это важнейший орган душевной жизни, служа­щий для регуляции поведения и деятельности человека. Успех или неуспех в деятельности зависит не только от умелости и способно­стей деятеля, не только от везения и стечения внешних обстоятельств, но в значительной мере от того, как человек оценивает свои шансы на успех. Самооценка действует как самореализующееся пророче­ство: моя вера в успех во многом его определяет, моя уверенность в том, что у меня ничего не получится, практически обрекает меня на неудачу.

Самооценка — это своеобразная призма или очки, которые все­гда преломляют, искажают реальность. Так, уверенный в себе чело­век приписывает свои достижения собственным заслугам, неуверен­ный считает успех случайностью («мне повезло»), а неудачу законо­мерностью («я ведь предупреждал, что у меня не получится»). Са­мооценка искажает не только собственные удачи и неудачи, но и оценки окружающих. Один студент, плохо сдав экзамен, будет всем рассказывать о придирчивости экзаменатора, другой — о том, что ему никогда не удастся запомнить такой объем знаний. Автор одной из важнейших книг о детской самооценке — Роберт Берне справед­ливо предупреждает, что «практически не существует такого дейст­вия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации» ? . Так, заслуженные похвалы учителя могут внушить тревожному уче­нику подозрения: «Должно быть я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное». Ученица, считавшая себя неумной, блестяще выполнила тест интеллекта, о чем ей радо­стно сообщили, в надежде, что это поможет девочке перестроить собственную болезненную Я-концепцию. Но девочка предпочла пе­рестроить объективную реальность, не укладывающуюся в Я-концепцию. Через несколько месяцев ее показатели в новом тесте ин­теллекта заметно снизились.

Подобные наблюдения красноречиво говорят о том, что, забо­тясь о развитии интеллектуальных способностей ребенка, усердно снабжая его знаниями и умениями, но игнорируя реальность само­оценки, через которую все наши усилия преломляются, мы, учите­ля, работаем с КПД паровоза. Душевный жар взрослого уйдет в сви­сток, если он не увидит в ребенке человека, оценивающего себя и окружающих самостоятельно. Итак, факт кульминационный, но на­столько самоочевидный, что он постоянно ускользает от педагоги­ческого сознания:

studfiles.net

Самооценка организации

Современные воззрения на менеджмент качества, в концентрированном виде, выраженные в TQM и отраженные в стандартах ИСО серии 9000, определяют самооценку как важнейший инструмент непрерывного улучшения деятельности организации. Самооценку начали применять уже после выхода в 1987 г . первой версии стандартов ИСО 9000. Масштабы деятельности по самооценке увеличились в связи с массовым внедрением систем менеджмента качества по стандартам ИСО 9000 версии 2000 г . и проведением различных конкурсов на соискание премий по качеству. Согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Система Менеджмента Качества. Рекомендации по улучшению деятельности»:

Самооценка — это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Из ГОСТ Р ИСО 9000-2001 СМК «Система Менеджмента Качества. Основные положения и словарь»:

Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству).

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.

Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.

Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям. В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.

Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.

Международная практика показала, что проведение самооценки дает организации такие преимущества, как:

• использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев, который нашел широкое применение во многих странах;

• систематический подход к совершенствованию деятельности;

• получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;

• обучение персонала применению принципов всеобщего (тотального) управления качеством;

• внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством в повседневную деятельность организации;

• выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;

• определение глубины изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки;

• возможность распространения передового опыта лучших подразделений организации или других организаций;

• возможность признания и стимулирования посредством премирования достижений подразделений и работников:

• возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других.

Самооценка может использоваться избирательно, исходя из потребностей организации. Один подход годен для осуществления самооценки на индивидуальной основе для всей или части системы менеджмента качества и затем для реализации улучшения, другой подход — для многопрофильной группы работников, осуществляющей самооценку всей или части системы менеджмента качества, за которой последовало бы рассмотрение и анализ со стороны группы, затем достижение консенсуса по установке приоритетов улучшения и планам действий.

3.1 Модель самооценки в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2001

Особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:

— применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;

— применяться к организации в целом или ее части;

— быть быстро осуществлен внутренними средствами;

— быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;

— сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

— определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;

— способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.

Метод оценки, изложенный в стандарте ИСО 9004:2000, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу стандарта (посредством балльной шкалы от 1 до 5):

• уровень 1 нет формализованного подхода (систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов или они слабые),

• уровень 2 — подход, основанный на реакции на проблемы (наличие минимальных данных о результатах улучшения),

• уровень 3 — устоявшийся формализованный системный подход (системный процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии),

• уровень 4 — акцент на постоянное улучшение (хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения),

• уровень 5 — лучшие показатели в классе деятельности (сильно интегрированный процесс улучшения).

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 приведены типичные вопросы для самооценки в соответствии с разделами стандарта. Каждой организации предлагается разработать свой список вопросов, которые соответствуют ее потребностям.

3.2 Самооценка на основе премий по качеству

Наиболее известные и авторитетные модели наград за качество:

• Японская премия им. Э. Деминга — 1951 г ., которой в 1984 г . был придан статус международной премии;

• Национальная премия США им. М. Болдриджа — 1987 г .;

• Европейская премия по качеству — 1991 г .;

• Премия Правительства РФ по качеству — 1996 г ., которая по своему содержанию ориентируется на Европейскую премию.

Каждая из моделей имеет свои особенности, критерии оценки и значимость.

3.2.1 Модель «Делового совершенства»

Европейский фонд менеджмента качества (EFQM) был создан с целью пропаганды передовых технологий менеджмента в Европе. Эта организация ежегодно

присуждает премии по качеству на основе соответствия системы менеджмента

«Модели Совершенства», разработанной ведущими специалистами стран Европы.

«Модель совершенства» близка к ISO 9004:2000, но менее детальна.

В основе этой методологии лежит совокупность следующих принципов:

• ориентация на результат,

• ориентация на потребителя,

• развитие и вовлечение персонала,

• постоянное изучение передового опыта, нововведения и улучшения,

При разработке критериев модели рассмотрен опыт всех ранее созданных премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны. В результате были сформированы 9 критериев, которые сгруппированы в два класса: критерии возможностей и критерии результатов. В свою очередь каждый из критериев разделяется на несколько субкритериев (показателей). Структура первого варианта модели Европейской премии по качеству показана на рисунке 1. Здесь представлены также весовые коэффициенты каждого критерия и их краткое содержание.

Премия Российского правительства по качеству также основана на этой модели. EFQM предлагает простой способ самооценки, позволяющий определить, в какой точке на пути к совершенству находится организация.

Модель Делового Совершенства – ключевая структура для помощи организациям в движении к повышению конкурентоспособности и стабильному успеху.

Модель является ключом в четырех направлениях:

1.Как структура, которую организации могут использовать в помощь для развития их видения и целей на будущее материальным и измеримым способами.

2.Как структура, которую организации могут использовать в помощь для идентификации и понимания системного характера их бизнеса, его ключевых связей, причин и влияния его отношений с заинтересованными сторонами на ключевой результат.

3.Как основа Европейской Премии Качества, процесса, который позволяет Европе признавать ее самые успешные организации, продвигать их как образцы Совершенства для других и учиться у них.

4.Как диагностический инструмент оценки текущего состояния здоровья организации. С помощью этого процесса организация значительно лучше способна сбалансировать свои приоритеты, распределить ресурсы и разработать реалистичные бизнес-планы. Это четвертое, диагностическое использование, известно как Самооценка.

Процесс Самооценки позволяет организации четко определить ее сильные стороны и области, в которых могут быть произведены улучшения, и достичь высоких результатов в организованных действиях по совершенствованию.

Введение процесса Самооценки показало, что она предоставляет много выгод,

• Определяет прогресс, связанный с Моделью Делового Совершенства.

• Создает прочную основу для решений стратегического характера и выделяет приоритеты будущей деятельности по улучшениям.

• Дает сотрудникам и группам в организации энергию быть лучшими.

• Упрочняет четкие связи между усилиями и результатами бизнеса.

• Составляет основу для успешного бенчмаркинга.

При этом Модель может использоваться в трех связанных по возрастанию аспектах:

• как инструмент анализа — «контроль состояния здоровья» организации на базе самооценки;

• как инструмент планирования — включение модели в процесс бизнес-планирования;

• как стратегический инструмент — принятие стратегических решений на базе модели.

Рис. 1. Критерии модели Делового совершенства

В основе Модели лежит логика RADAR.

RADAR состоит из четырех элементов и их критериев:

• Результаты (Results): тенденции, цели, сравнения, причины, охват.

• Подход (Approach): рациональный, интегрированный.

• Развертывание (Deployment): осуществленность, систематичность.

• Оценка и Обзор (Assessment and Review): измерение, изучение, улучшение.

RADAR – это оценочный инструмент. Для него характерно:

• Оценка организации в соответствии с Моделью.

• Базируется на самооценке организации.

• Оценка осуществляется распределением очков.

• Шкала оценки берется из карты RADAR.

Логика RADAR подразумевает, что организации необходимо следующее:

• Определение Результатов, к которым она стремится, как части процесса создания ее политики и стратегии. Эти результаты охватывают работу организации, материально и оперативно, а также с точки зрения восприятия ее заинтересованными сторонами.

• Планирование и развитие набора рациональных и интегрированных Подходов, которыми достигаются требуемые результаты в настоящем и в будущем.

• Систематическое Развертывание подходов, гарантирующее полное выполнение.

Оценка и Обзор подходов, основанных на контроле и анализе достигнутых результатов и текущих действиях по изучению ситуации. Основываясь на этом, определяют, расставляют приоритеты, планируют и осуществляют усовершенствования, где необходимо.

Результаты. Определяют достижения организации.

Подход. Определяет, что организация планирует делать, и по каким причинам.

Развертывание. Определяет степень, в которой организация использует подход, и что это дает.

Оценка и Обзор. Определяет, что организация делает для оценки и обзора подхода и его развертывания.

3.2.3 Модель премии правительства Российской Федерации в

Российская Модель премий по аналогии с Европейской также включает две группы критериев:

1. Первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»).

2. Вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).

Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества изображена на рисунке 2. Цифры у каждого критерия показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов. Рассмотрим подробнее содержание составляющих каждого критерия модели.

Рис.2 Модель премии правительства Российской Федерации в области качества

Далее приведен пример квалиметрической шкалы «уровней совершенства» составляющих модели совершенства деятельности (образовательное учреждение).

Как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение,

вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; на сколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.

КРИТЕРИЙ 2: ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.

КРИТЕРИЙ 3: ПЕРСОНАЛ

Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

КРИТЕРИЙ 4: ПАРТНЕРСТВО И РЕСУРСЫ

Как организация планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами и как управляет ими в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.

КРИТЕРИЙ 5: ПРОЦЕССЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.

КРИТЕРИЙ 6: УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.

КРИТЕРИЙ 7: УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала.

КРИТЕРИЙ 8: ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОБЩЕСТВО

Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях.

КРИТЕРИЙ 9: РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Результаты, которых добилась организация в отношении запланированных целей в работе.

3.2.4 Японская премия по качеству им. Э. Деминга

Премия им. Э. Деминга является одной из самых престижных в мире, она сыграла выдающуюся роль в развитии качества в Японии, способствующая активизации работ в области качества во многих компаниях. Причем огромную пользу принесли оценка и рекомендации конкурсного жюри премии и самооценка деятельности компаний. Оценка деятельности компаний участников конкурса премии им. Э. Деминга проводится по 100-балльной шкале, при этом рассматривается 48 показателей, объединенных по 6 критериям. Структура модели премии им. Э. Деминга представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Структура модели премии им. Э. Деминга

3.2.5 Национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа

Премии по качеству призваны, в первую очередь, стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Кроме того, они предоставляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия.

Премия им. М. Болдриджа должна содействовать повышению значимости качества в деятельности американских предприятий. С 1988 г эта награда присуждается тем предприятиям, которые могут подтвердить значительное повышение качества.

Рис. 4. Структура модели премии им. М. Болдриджа

Критерий «Лидерство» в рамках модели рассматривается как движущая сила, направленная на достижение успеха предприятия в развитии значения качества и его внедрения.

Критерий «Информация и анализ» связан с эффективностью организации сбора и анализа данных как основы для улучшения качества рамках всей компании.

Критерий «Стратегическое планирование» связан с деятельностью компании по преобразованию требований потребителя к качеству в краткосрочное и долговременное планирование целей предприятия.

Критерий «Управление и развитие персонала» отражает работу высшего руководства, результаты этой работы оцениваются по таким показателям, как планирование развития сотрудника, инновации в деятельность, переподготовка, тренинг и развитие сотрудников, а также забота о благосостоянии сотрудников.

В рамках критерия «Управление процессом» рассматривается активизация деятельности по менеджменту процессов проектирования услуг или продукции, производственных процессов, процессов послепродажного обслуживания и т. д.

Критерий «Деловые результаты» подтверждает прогресс предприятия, основанный на активном внедрении принципов менеджмента качества.

Критерии «Ориентация на рынок и удовлетворенность потребителей» рассматриваются как основополагающая цель предприятия.

3.3 Бизнес-модель для проведения самооценки Тито Конти

Тито Конти — консультант по менеджменту, организационным структурам и качеству, член Международной академии качества, бывший президент Европейской организации по качеству. Он также является одним из организаторов Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и главным идеологом разработки концепции модели Европейской премии по качеству. В своей книге «Самооценка в организациях» Тито Конти предложил модифицировать имеющуюся Европейскую модель с учетом современных требований и потребностей. Автор утверждает, что Европейская модель нуждается в изменении, чтобы соответствовать новейшим разработкам. Предлагаемая модель представляет собой концептуальное развитие Европейской модели — она базируется на том же подходе и не является критической альтернативой Европейской модели.

Рис. 5. Общий вид модели Тито Конти

Разработанный Тито Конти подход самооценки организации предназначен для:

• выявления слабых и сильных сторон деятельности компании относительно поставленных задач;

• планирования необходимых улучшений и нововведений в соответствии с возможностями компании;

• использования полученных оценок в процессах стратегического и оперативного планирования.

Безусловно, выбор подхода и метода зависит от цели. Если цель — получение премии и сравнение с другими компаниями, выбор метода и результаты оценки неизбежно будут связаны с подсчетом баллов, а не с диагностикой. Представленный метод самооценки разработан как диагностическое средство и тесно увязан с планированием.

Самооценка — это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания. Процесс самооценки позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те их области своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе.

Результатом самооценки является целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса.

Объекты самооценки: самооценка может осуществляться для всей компании, для некоторого направления деятельности компании, для одного из подразделений компании.

В конечном счете, непосредственная реализация процедуры самооценки будет зависеть от общей культуры компании и от ее организационной структуры. В настоящее время в Европе широко применяются несколько различных методов самооценки.

По итогам самооценки осуществляется планирование необходимых мероприятий и их последующее выполнение. Сразу же после проведения самооценки могут возникнуть следующие вопросы:

1. Какие из установленных сильных сторон компании необходимо поддерживать в дальнейшем для достижения максимального эффекта?

2. Какие из установленных сильных сторон компании необходимо развивать дополнительно?

3. Какие из областей деятельности, требующих дальнейшего развития, мы не станем развивать дальше, так как они не являются важнейшими с точки зрения нашего бизнеса?

4. Какие из областей деятельности, требующих дальнейшего развития, мы действительно намерены развивать, как задачи первостепенной важности?

5. Как мы собираемся контролировать прогресс, достигаемый в результате осуществляемых мероприятий?

Ниже представлена блок-схема процедуры самооценки, демонстрирующая основные этапы процедуры и некоторые проблемы, на которые следует обратить внимание (рис. 6).

Рис. 6. Основные этапы самооценки

5 Методы проведения самооценки в организации

Существуют следующие методы проведения самооценки:

1. Метод моделирования конкурса

Метод моделирования конкурса предполагает подготовку полномасштабного текстового документа объемом до 75 страниц на основании выбранной модели управления качеством. Использование данного метода требует наличия команды опытных экспертов.

2. Метод формуляров

Сократить общий объем работ, связанных с самооценкой, можно посредством использования типовых формуляров. Например, если для каждой из составляющих частей критерия отвести отдельную страницу-формуляр, то всего получится 32 формуляра (столько подкритериев содержится в Европейской модели премии по качеству). В верхней части формуляра приводится описание составляющей критерия, немного ниже области деятельности, к которым обращен данный критерий. Остальная часть страницы разбивается на разделы, в которых указываются сильные стороны, области деятельности, требующие совершенствования, и факты, на основании которых были сделаны выводы.

3. Метод матричных диаграмм

Метод матричных диаграмм предполагает заполнение специальной матрицы, в которой приводятся результаты, достигнутые компанией с точки зрения критериев выбранной модели управления качеством. За каждый результат начисляется определенное количество баллов, обычно по шкале от 0 до 10.

4. Метод рабочей встречи

Основное преимущество метода рабочей встречи заключается в том, что он требует активного участия руководителей подразделения, осуществляющего самооценку. Руководители отвечают за сбор и предоставление данных. Собранная информация является отправной точкой для принятия согласованного решения.

5. Метод анкетирования

Использование опросных листов или анкет является еще одним способом самооценки. Метод анкетирования является одним из наименее ресурсоемких, и при наличии разработанного и проверенного опросника самооценка может быть осуществлена довольно быстро. Этот метод очень удобен для определения мнений сотрудников компании.

6. Метод равного участия

Этот метод сравним с методом моделирования конкурса с точки зрения полноты предоставляемой информации, затрат времени и ресурсов. Его отличительной особенностью является то обстоятельство, что он обеспечивает подразделению, осуществляющему самооценку, абсолютную свободу в подготовке документов, на основании которых осуществляется анализ. В одном из крайних случаев это может быть просто пакет документов, отчетов, графиков и т. д., а в другом нечто напоминающее заявку на участие в конкурсе на присуждение Европейской Премии Качества.

baza-referat.ru

САМООЦЕНКА — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. С. зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Список случайных тегов:

Управление формированием личности студента — УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА — оперативное регулирование ее становления и развития посредством системы мер и способов воздействия на его психику, поведение и деятельность. Это воздействие осуществляется в целях выработки определенных качеств, потребностей, мотивов, отношений к действительности, мировоззрения, самосознания, профессионализма. Управление формированием личности студента предполагает также рациональную организацию учебной и трудовой деятельности, создание положительного морально-психологического климата в коллективах, группах, семье, культурно-бытовое обслуживание. Реальное развитие личности студента не должно быть стихийным, неуправляемым процессом. Управление должно обеспечить осуществление единства обучения и воспитания как в ходе учебной, так и воспитательной работы. Управление процессом развития студентов предполагает подчинение воспитательным целям их действий и действий преподавателей, а также согласование их совместной деятельности.

Оно (Es, Id) — Оно (Es, Id) — теоретический конструкт концепции личности З. Фрейда. Аспекты личности, содержание которых является бессознательным и врожденным, закрепленным в конституции человека. Характеризуется чувственностью, алогичностью, свободой от социальных запретов и ограничений. Признавалось самой низшей подструктурой психического, которая руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликте с Я и Сверх–Я.

Моторное поле — Моторное поле — понятие, введенное Н.А. Бернштейном, выражающее освоение субъектом пространства в процессе реализации движений.

psihotesti.ru