Отношения, психология, жизненные ситуации

Самооценка столин вВ

Тест-опросник самоотношения Столина

Шкала S. Измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственного "Я" испытуемого.

Шкала I. Самоуважение.

Шкала II. Аутосимпатия.

Шкала III. Ожидание положительного отношения от других.

Шкала IV. Самоинтерес.

Опросник содержит также семь дополнительных шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого:

Шкала 1. Самоуверенность.

Шкала 2. Отношение других.

Шкала 3. Самопринятие.

Шкала 4. Саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5. Самообвинение.

Шкала 6. Самоинтерес.

Шкала 7. Самопонимание.

Шкала S (интегральная)

+ (положительные ответы): 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

— (отрицательные ответы): 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I)

+ (положительные ответы): 2, 23, 53, 57.

— (отрицательные ответы): 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II)

+ (положительные ответы): 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

— (отрицательные ответы): 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидания положительного отношения других (III)

+ (положительные ответы): 1, 5, 10, 15, 42, 55.

— (отрицательные ответы): 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтереса (IV)

+ (положительные ответы): 7, 17, 20, 33, 34, 52.

— (отрицательные ответы): 14, 51.

Шкала самоуверенности (1)

+ (положительные ответы): 2, 23, 37, 42, 46.

— (отрицательные ответы): 38, 39, 41.

Шкала ожидания отношения других (2)

+ (положительные ответы): 1, 5, 10, 52, 55.

— (отрицательные ответы): 32, 43, 44.

Шкала самопринятия (3)

+ (положительные ответы): 12, 18, 28, 47, 48, 54.

— (отрицательные ответы): 21.

Шкала самопоследовательности, саморуководства (4)

+ (положительные ответы): 50, 57.

— (отрицательные ответы): 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5)

+ (положительные ответы): 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.

— (отрицательные ответы): нет.

Шкала самоинтереса (6)

+ (положительные ответы): 17, 20, 33.

— (отрицательные ответы): 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7)

+ (положительные ответы): 53.

— (отрицательные ответы): 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. За каждое совпадение начисляется один балл.

Перевод сырых баллов в проценты

Накопленные частоты (в %)

При значении показателя меньше 50 — признак не выражен;

50-74 — признак выражен;

Больше 74 — признак ярко выражен.

Текст опросника Столина

1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое "Я" всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни — это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю у себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48. В целом меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю "И по делом тебе".

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

azps.ru

Самосознание личности

Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть из этого интереса и возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлением о себе («образ «Я»») и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа «Я»» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Один из ведущих отечественных исследователей проблемы самосознания В.В.Столин, анализируя место самосознания в психической организации человека, пишет: «Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.Р.Чаматы, И.И.Чесноковой, Е.В.Шороховой в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодале-ва по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата. » [Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. С. 6].

Понятия «Я» и самосознания являются также одними из центральных в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования. Тем не менее А.НЛеонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее в целом как нерешенную, «ускользающую от научно-психологического анализа».

Проблема самосознания человека чрезмерно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает и как объект для самого себя.

Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания Й.С.Кон дает следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я»» [Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978].

Психологическую сущность «Я» другой видный отечественный исследователь А.Г.Спиркин охарактеризовал следующим образом: «Под понятием «Я» имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» —- это регулятивный принцип психической жизни, сам о контролирующая сила духа; это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознании. «Я» предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя». [Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972].

И.С.Кон также считает, что «образ «Я»» — это не просто отражение в форме представления или понятия, асоциальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента: 1) познавательный (когнитивный) — знание себя; 2) эмоциональный (оценка своих качеств); 3) поведенческий (практическое отношение к себе).

И.И.Чеснокова в структуре самосознания также выделяет 3 взаимосвязанных компонента: самопознание; эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности [Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977]. Как видно, выделенные ею компоненты фактически совпадают со структурой самосознания, намеченной И.С.Коном.

Мы уже отмечали, что образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамическое образование личности. Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Но образ «Я» вместе с тем и «идеальное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и «фантастическое Я» — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Естественно, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и, в конце концов, может его жестоко травмировать, ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и там черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, чего от него ожидают окружающие. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, даже в том случае, когда ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа, с которой она считается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Уровень притязания личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Экспериментально показано^ что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

Исследование уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее позитивные качества личности.

psyera.ru

Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

  1. глобальное самоотношение;
  2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
  3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
  4. В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

    Опросник включает следующее шкалы:

    Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

    Шкала I – самоуважение.

    Шкала II – аутосимпатия.

    Шкала III – ожидаемое отношение от других.

    Шкала IV – самоинтерес.

    Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

    Шкала 1 – самоуверенность.

    Шкала 2 – отношение других.

    Шкала 3 – самопринятие.

    Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.

    Шкала 5 – самообвинение.

    Шкала 6 – самоинтерес.

    Шкала 7 – самопонимание.

    Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

    Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

    Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

    Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

    Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».

    1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
    2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
    3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
    4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
    5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
    6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
    7. Мое «Я» всегда мне интересно.
    8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
    9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок.
    10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
    11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;
    12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
    13. Я сам хотел во многом себя переделать.
    14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
    15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
    16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
    17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
    18. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
    19. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
    20. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
    21. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
    22. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
    23. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.
    24. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
    25. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
    26. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;
    27. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
    28. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
    29. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
    30. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.
    31. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.
    32. Временами я сам собой восхищаюсь.
    33. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
    34. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
    35. Без посторонней помощи я мало, что могу сделать.
    36. Иногда я сам себя плохо понимаю.
    37. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
    38. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.
    39. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.
    40. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
    41. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.
    42. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
    43. В целом, меня устраивает то, какой я есть.
    44. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
    45. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
    46. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
    47. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
    48. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
    49. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
    50. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».
    51. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
    52. Порядок подсчета: Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).

      Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

      Шкала S (интегральная):

      «+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

      «–»: 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

      Шкала самоуважения (I):

      «–»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

      Шкала аутосимпатии (II):

      «+»: 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

      «–»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

      Шкала ожидаемого отношения от других (III):

      «–»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

      Шкала самоинтересов (IV):

      Шкала самоуверенности (1):

      Шкала отношения других (2):

      Шкала самопринятия (3):

      Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4):

      psylist.net

      Методика исследования самоотношения (тест — опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев.

      Методика исследования самоотношения (тест МИС, опросник МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева построена в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Многомерный опросник исследования самоотношения создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

      1) глобальное самоотношение;

      2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

      3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

      В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

      Методика исследования самоотношения (тест — опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев:

      Инструкция к методике МИС:

      Внимательно прочитайте предложения и поставьте на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения плюс, если вы согласны с данным утверждением, или минус, если Вы не согласны с данным утверждением.

      Тестовый материал (вопросы).

    53. Мои слова довольно редко расходятся с делом.
    54. Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.
    55. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
    56. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю,— мне неприятно.
    57. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
    58. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни,—это не противиться собственной судьбе.
    59. Я не способен причинять душевную боль самым родным и любимым людям.
    60. Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.
    61. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
    62. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.
    63. Порой мне мучительно больно общаться с самим собой.
    64. Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
    65. Если я отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
    66. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.
    67. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.
    68. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.
    69. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.
    70. В целом меня устраивает то, какой я есть.
    71. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.
    72. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
    73. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.
    74. Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.
    75. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.
    76. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
    77. То, что со мной случается,— это дело моих собственных рук.
    78. Если я спорю с собой, то уверен, что найду единственно правильное решение.
    79. У меня нередко возникает сомнение, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь.
    80. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
    81. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
    82. Каким бы я ни казался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.
    83. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
    84. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
    85. Мне кажется, что если бы было больше таких людей, как я, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
    86. Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
    87. Во мне есть немало того, что вряд ли вызывает симпатию.
    88. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.
    89. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
    90. Я убедился, что глубокое проникновение в себя,— малоприятное и довольно рискованное занятие.
    91. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
    92. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.
    93. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
    94. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.
    95. Долгие споры с собой чаще оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.
    96. Можно сказать, что я себе нравлюсь.
    97. Я — человек ненадежный.
    98. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.
    99. Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно.
    100. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.
    101. Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.
    102. Порой мне кажется, что я какой-то странный.
    103. Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.
    104. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
    105. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
    106. Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
    107. Если я искренне обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.
    108. Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди.
    109. Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».
    110. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.
    111. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение — это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.
    112. Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.
    113. Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».
    114. Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.
    115. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.
    116. Те, кто меня не любит, просто не знают, что я за человек.
    117. Убедить себя в чем-то не составляет для меня особого труда.
    118. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.
    119. Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.
    120. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.
    121. Уверен, что в жизни я на своем месте.

    Номера пунктов опросника и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

    Шкала 1. Открытость

    Шкала 2. Самоуверенность

    «+»: 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82.

    Шкала 3. Саморуководство

    «+»: 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110.

    psycabi.net

    Тест-опросник самоотношения В. В. Столина

    Опросник самоотношения представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизованного самоотчета. Опросник содержит 57 пунктов в виде утверждений. Тест построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.

    Опросник включает следующие шкалы:

    Шкала S — измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого;

    Шкала III — ожидание положительного отношения от других;

    Автором были интерпретированы и отобраны в качестве шкал следующие семь факторов:

    1. Самоуверенность («У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное»).

    2. Ожидаемое отношение других людей («Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых»).

    3. Самоприятие («Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским», «В целом меня устраивает то, какой я есть»).

    4. Саморуководство («К сожалению, если я и сказал что-то, это вовсе не значит, что именно так я и буду поступать»).

    5. Самообвинение («Если я и отношусь к кому-либо с укоризной, то прежде всего к самому себе»).

    6. Самоинтерес («Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению»).

    7. Самопонимание («Иногда я сам себя плохо понимаю»).

    Все эти факторы были интерпретированы как наиболее конкретный уровень самоотношения — уровень внутренних действий в адрес самого себя или готовности к таким действиям. Соответствующие шкалы содержат по 6—7 пунктов.

    3, 4 и 5-го факторы образовали более обобщенный уровень самоотношения, описываемый четырьмя измерениями:

    Самоуважение — шкала из 14 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

    Аутосимпатия — шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самоприятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе — видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров.

    Самоинтерес — шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности, интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других;

    Ожидаемое отношение других людей — шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Человек, ожидающий антипатичного отношения к себе, ждет его как от большинства, от посторонних или мало с ним связанных людей, так и от немногих, любовь которых ему важна. От других людей такой человек ждет отрицания его внутренних достоинств (совести), антипатии к своей внешности. При этом он как бы принимает (постулируемую им) антипатию других, что проявляется в том, что себе он не желает добра по-настоящему. Себя он считает уникальным, непохожим на других, не ставит перед собой задачу на увеличение самоуважения.

    Балл по глобальному самоотношению подсчитывается на основе учета ответов на 30 пунктов опросника.

    Таким образом, данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающиеся по степени обобщенности:

    1) глобальное самоотношение,

    2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемого отношения к себе;

    3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) по отношению

    studopedia.org

    Уровни и единицы самосознания (Столин в.В.)

    Эмпирические исследования разви­тия самосознания ребенка показывают, что это раз­витие проходит ряд стадий, или фаз.

    Так, В. С.Мер­линвыделяет четыре таких фазы:

    «сознание тожде­ственности» (первый год жизни) — при этом про­исходит то, что мы обозначили как самовыделение и принятие себя в расчет; «сознание Я» (появляется к двум-трем годам), связанное с осознанием себя как субъекта деятельности;

    осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения дан­ных самонаблюдения,

    фазу социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте.

    Понятие уровней в том смысле, в котором мы бу­дем его употреблять’ в дальнейшем, предполагает:

    а) каждый из уровней развития того или иного про­цесса или структуры является необходимым для по­следующего;

    б) каждый из уровней развития имеет свою собственную «природу», т. е. образован суще­ственно различными связями, отношениями, опосредованиями;

    в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;

    г) вышележащий уровень управляет нижележащим;

    д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего.

    И. И. Чесноковапредлагает различать два уров­ня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе.

    На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках со­поставления «Я» и «другого человека». Сначала не­которое качество воспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопоз­нания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение.

    На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует «уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное вре­мя, в разных ситуациях». В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются са­моанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. .Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требо­ваний. Высшего развития самосознание на этом вто­ром уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.

    В целом образ «Я» понимался как установочная система; установки обладают тре­мя компонентами:

    про­изводным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).

    Нижний уровень образа «Я» «составляют неосознанные, представлен­ные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с«самочувствием» и эмоциональным отношением к себе;

    выше располо­жены осознание и самооценка отдельных свойстви качеств; затем эти частные самооценки складывают­ся в относительно целостный образ;

    наконец, сам этот образ «Я» вписывается в общую систему цен­ностных ориентации личности,связанных с осозна­нием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей».

    Для решения проблемы выделения уровней необ­ходимо прежде всего решить вопрос о специфике форм активности человека, форм его жизнедеятель­ности. Такое решение возможно на пути анализа тех специфических качеств и тех форм отношений с дей­ствительностью, которыми обладает человек как организм, как социальный индивид, как личность.

    В.В. Столин:единицами самосознания личности являют­ся не образы сами по себе, и не самооценки в когни­тивной или эмоциональной форме, и не образы + самооценки.

    Единицей самосознания личности явля­ется конфликтный смысл «Я»,отражающий столкно­вение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей.

    Это столк­новение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом обра­зования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоцио­нальной сферах.

    Таким образом, единица самосозна­ния (конфликтный смысл «Я») —это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа.

    studfiles.net

    Методика исследования самоотношения

    Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

    Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.

    Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания — 30 — 40 минут.

    Инструкция. Вам предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте «+», если не согласны, то «-«. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться.

    Опросник

    1. Мои слова довольно редко расходятся с делами.
    2. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.
    3. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.
    4. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это не противиться собственной судьбе.
    5. Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.
    6. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.
    7. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
    8. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.
    9. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
    10. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.
    11. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.
    12. Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
    13. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
    14. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
    15. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
    16. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
    17. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
    18. Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.
    19. То, что со мной случается,- это дело моих собственных рук.
    20. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.
    21. Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.
    22. У меня нередко возникает сомнения: а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?
    23. Я не способен на измену даже в мыслях.
    24. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
    25. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
    26. Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.
    27. Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
    28. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
    29. Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
    30. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
    31. Быть снисходительным к собственным слабостям — вполне естественно.
    32. Я убедился, что глубокое проникновение в себя — малоприятное и довольно рискованное занятие.
    33. У меня бывают такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.
    34. Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.
    35. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.
    36. Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.
    37. Я человек надежный.
    38. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
    39. Близким людям свойственно меня недооценивать.
    40. Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
    41. Я не склонен пасовать перед трудностями.
    42. Если я искренне и обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.
    43. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
    44. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение — это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.
    45. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.
    46. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
    47. Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.
    48. Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.
    49. Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.
    50. Я сам создал себя таким, каков я есть.
    51. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
    52. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
    53. Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.
    54. Бланк для ответов Фамилия, имя, отчество (или символ) __________________________________

      testoteka.narod.ru