Отношения, психология, жизненные ситуации

Самооценка у детей 10 лет

Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью.

Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – » Я «. Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое » Я «. На основе представлений ребенка о своем «Я» начинает формироваться самооценка.

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания. Постепенно изменяет предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: Я не знаю… Я тоже слушаюсь». Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: «Я самый хороший». Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки. Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению. Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки:

Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.; вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

studfiles.net

Семь игр, направленных на формирование адекватной самооценки у детей 6-7 лет

Сформированность самооценки и уровня притязаний играют роль в формировании личности ребенка, а также являются важным средством и условием успешного обучения. По мнению психологов, уже в 6-7 лет дошкольник имеет представление о своих личностных качествах, умственных возможностях, способен оценивать их правильно. Поэтому важно отметить, что именно старший дошкольный возраст — это благоприятная почва для формирования элементарных навыков рефлексивной деятельности, т.е. самооценки. Используя предложенные игры, можно добиться положительных результатов.

  • Задание «Картинка настроения»
  • Цель: развитие у детей умения определять и оценивать свое эмоциональное состояние на данный момент; оценка педагогом общего эмоционального состояния группы детей.

    Содержание задания: Дети выбирают картинку, которая близка их настроению, объясняя свой выбор. Важно обратить внимание на цвета, которые ребенок выбирает. Яркие, теплые тона выражают радостное настроение; а темные, холодные выражают грустное, тревожное. Обязательно спросить, почему такое настроение. Задание можно проводить как в начале занятия, так и в конце занятия.

    Картинки на тему:

  • «Солнышко и тучка» (солнышко — веселое настроение, тучка — грустное, половинка солнышка и тучки — спокойное);
  • «Бабочки» (нужно посадить бабочку на ромашку);
  • «Дерево» (нужно прикрепить листочки к дереву, листочки красного, желтого и зеленого цвета);
  • «Маска» (выбрать маску с настроением).
  • Игра «Найди свою группу, игрушку»
  • Цель: учить оценивать работы сверстников, формировать навыки самоконтроля, умение выражать свое мнение о наиболее понравившихся работах сверстников.

    Ход игры: детям предлагается собраться в группе возле тех работ, которые, по их мнению, выполнены наиболее:

  • красиво или некрасиво;
  • правильно или неправильно;
  • быстро или медленно и т.д.

Где соберется самая большая группа, та работа и лучшая. Оказывается можно оценить свою работу без помощи взрослых.

Цель: развитие у детей умения оценивать свое выполненное задание, учить анализировать причины, которые повлияли на его неудачное выполнение, формировать навыки самоконтроля, соотносить результаты выполненного задания с его целью.

Содержание задания: После выполнения задания детям предлагается проанализировать его и отметить, что помешало его выполнению, сделать отметку в круге под нужной картинкой.

Задание проводится как с одним ребенком, так и с группой детей на занятии. Использовать можно после выполнения каждого задания или в конце занятия. Точно по такому же принципу можно предложить детям рассказать, что помогло ему при выполнении задания (например: помог сверстник, хорошо знал правило, не отвлекался и т. д.).

Цель: развивать умение оценивать сверстников.

Ход игры: Дети передают по кругу волшебную палочку и говорят о сверстниках то, что им сегодня в них понравилось, на кого из детей они хотели бы походить, благодарят друг друга за работу активными способами (хлопая в ладоши и т.д.), подбирая для каждого сверстника добрые слова.

Игра используется в ситуациях, когда необходимо выслушать мнение всех детей или получить ответ на определенный вопрос.

Цель: учить детей рефлексировать и анализировать свои умения, навыки, возможности, знания в словесной форме.

Содержание задания: Детям предлагается продолжить начатое предложение педагогом.

  • Мне помогло выполнить задание…
  • Мне мешало выполнить задание.
  • Я думаю, что моя работа… (понравится — не понравится, хорошая — плохая)
  • Я узнал…
  • Мне было полезно…
  • Я хочу узнать…
  • У меня на занятии получилось лучше всего…
  • Мне весело, грустно.
  • Я умею…
  • Я могу…
  • На занятии я.
  • Я хотел бы в себе изменить…
  • Мне было интересно… (рефлексия интересов) и другие вопросы.
  • Данные вопросы можно задавать детям на любом этапе занятия, как отдельным детям, так и группе детей. Формулировка вопроса зависит от того, что необходимо «отрефлексировать» у детей.

    Цель: учить оценивать сверстника положительно, формировать притязание на признание.

    Ход игры: Детям предлагается оценить и поблагодарить сверстника за то, что:

  • кто-то тебе сегодня помог на занятии;
  • чья-то работа тебе понравилась;
  • того, благодаря кому у тебя все получилось.
  • Дети дарят друг другу сердечки.

    Можно проводить как в конце занятия, так и после отдельных заданий.

    Ход игры: Дети передают по кругу кубик, на котором нарисованы разные пиктограммы и рассказывают:

  • о своем настроении в конце занятия
  • о своих чувствах, которые переживали на занятии (например: я радуюсь, потому что…; мне было радостно когда…, я был удивлен, потому что… и т.д.)
  • Проводится с группой детей.

    Об авторе: Бабушкина Ирина Викторовна, педагог-психолог, Общеобразоватеньная автономная некоммерческая организация "Образовательный центр "Лучик".

    pedsovet.su

    Всборнике представлены материалы третьей окружной научно-практической конференции педагогов-психологов образовательных учреждений юзоуо до г

    Диагностика самооценки (для детей 4-10 лет)

    Отметь себя на каждой из лестниц, при условии, что на вершине лестницы находятся самые лучшие (здоровые, умные) люди, а внизу – самые худшие (больные, злые).

    Каждая ступень оценивается в один балл. Таким образом, по каждой шкале ребенок может набрать от 1 до 1О баллов. Если ребенок располагает себя на четвертой — седьмой ступенях, то это говорит об адекватности его самооценки. Размещение себя на ступнях с первой по третью говорит о низкой самооценке, а с восьмой по десятую — о завышенной. Таким образом, можно увидеть, по какой шкале ребенок себя оценивает адекватно, а по какой нет.

    Проективная методика «Волшебная страна чувств» *

    Цель: исследование психоэмоционального состояния.

    Материалы: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств и силуэтом человека, цветные карандаши (8 цветов).

    Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

    Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.

    Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом .

    Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.

    Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

    И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.

    Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

    Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.

    Пожалуйста, помоги каждому чувству найти свой дом. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

    На этом этапе детям предлагается поработать со второй колонкой, где в столбике по вертикали перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

    Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом.

    При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

    1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

    2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;

    3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека. Символически силуэт делится на 5 зон:

    голова и шея — символизируют ментальную деятельность;

    туловище до линии талии, исключая руки — символизируют эмоциональную деятельность;

    руки — символизируют коммуникативные функции;

    тазобедренная область — символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

    ноги — символизируют чувство «опоры», уверенность в себе.

    Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.

    Цель: выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни.

    Фамилия и Имя ребенка_________________________________________

    Дата проведения обследования___________________________________

    Когда я стану большим(ой),то______________________________

    Детский сад — это_________________________________________

    Я грустный(ая), когда______________________________________

    Если бы только мои родители______________________________

    Когда я нахожусь дома____________________________________

    Моя мама полагает, что я _________________________________

    Ночью мне снится _______________________________________

    Я рад(а), что я___________________________________________

    Я не могу_______________________________________________

    Когда я один(а)__________________________________________

    Самое важное для меня___________________________________

    Я пугаюсь, когда_________________________________________

    Я бы хотел (а)___________________________________________

    Я бываю расстроен (а), когда______________________________

    Больше всего я бы хотел(а)_______________________________

    Моя сестра (брат)_______________________________________

    Интерпретация: Полученные ответы ребёнка показывают его отношение к родителям и семье в целом. Спонтанные ответы также дают некоторую информацию о том, какие чувства и эмоции испытывает ребёнок, что его беспокоит, что радует, что страшит, и что даёт силу.

    Инструкция для всего текста: Сегодня мы с тобой будем сочинять сказочные истории. У меня есть начала этих истории, а тебе я предлагаю их продолжить.

    Цель: Диагностика степени зависимости от родителей. Ответы ребёнка могут дать информацию о том, к кому из родителей он ближе и как оценивает взаимоотношения с ними. Также рассказы отражают степень готовности детей к самостоятельным поступкам, их умение просить помощи.

    В гнездышке на дереве спят птички: мама, папа и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз, и все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую … Что делать птенцу?

    Основная информация, которую можно получить при использовании этой методики, касается содержания и характера страхов ребёнка. Страхи могут быть как нормативными (соответствующими возрасту ребенка), так и специфическими (в том числе и вызванными ситуацией развода родителей). Кроме того, рассказы детей помогают увидеть, насколько выражены у них склонность к самобичеванию, чувство вины и скрытая агрессивность по отношению к родителям.

    Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!»…..

    3. «Годовщина свадьбы родителей»

    Выявление чувства ревности к родителям, анализ самоощущения ребёнка в связи с проявлением родителями чувств друг к другу.

    Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга

    и хотят весело праздничную дату, пригласив своих родителей и друзей. Во время праздника ребёнок идёт и один идёт в сад ….

    Что произошло, почему он ушёл?

    выявление степени привязанности к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Кроме того, анализ рассказа ребёнка может

    дать информацию о том, как, по мнению ребёнка, его мать или отец реагирует на его встречи и взаимоотношения с другим родителем.

    Один мальчик пошёл с мамой в лес погулять, и они оба были очень довольны. Но когда они вернулись домой, то увидели, что у папы изменилось выражение лица. Какое настроение у папы, и почему оно стало таким?

    выявление бессознательно проявляемых страхов.

    Однажды утром один мальчик(девочка) резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон он(а) увидел(а)?»

    Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________

    Характер и содержание

    страхов, скрытая агрессивность к родителям, чувство вины

    Степень привязанности к родителям противоположного пола

    и соперничество с родителем своего пола

    Выявление бессознательно проявляемых страхов

    *Примечание: Н- нормативные ответы; П- патологические ответы

    Про маленькую веселую рыбку*

    К Морю текла большая красивая Река, а в ней резвилась Маленькая Веселая Рыбка.

    Река была большая и поэтому легко преодолевала и мели, и пороги, и холод зимой, и жару летом. Каждая капелька в ней поддерживала друг дружку и нежила Маленькую Веселую Рыбку. Река очень любила свою Маленькую Рыбку, а Рыбка очень любила Реку. И было Маленькой Веселой Рыбке в этой большой Реке спокойно и хорошо. Она плыла вместе с Рекой по течению к Морю и росла-подрастала. А еще у Маленькой Веселой Рыбки был друг Ветерок, с которым она играла в догонялки. Когда они играли, над ними светило ласковое солнышко!

    Но однажды все изменилось! Началось в Реке волнение. Вода стала шумной, бурной и мутной, как будто ссорилась сама с собой . Рыбке казалось, что Река совсем забыла про нее. И даже солнышко вроде бы померкло. Маленькой Рыбке стало страшно и обидно. Она захотела вернуться назад — туда, где было так спокойно и хорошо! Но Река несла ее вперед и вперед, и, казалось, ничего уже нельзя поправить .

    — Ветерок-Ветерок, почему все не может быть, как прежде? — спрашивала, чуть не плача, Маленькая Рыбка. — Я не знаю, как мы будем жить дальше, и поэтому боюсь.

    — Не надо бояться того, чего не знаешь. Хочешь, я слетаю вперед и расскажу тебе, что там? — спросил Ветерок и умчался далеко вперед. А когда вернулся, то успокоил Рыбку:

    — Впереди Река разделяется на два Ручья. Они, конечно, не такие большие, как была когда-то Река, но очень симпатичные. Они текут совсем рядышком, и над ними опять сияет солнышко.

    — Ну почему, почему Река разделяется? — возмутилась Маленькая Рыбка. — Я не хочу!

    — Знаешь, реки как люди: то сходятся, то расходятся.

    Так бывает, но жизнь-то продолжается! Надо просто переплыть поскорее трудное место, — сказал ей мудрый Ветерок.

    Когда Рыбка доплыла до места, где делилась Река, она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? На что решиться?!

    Но верный друг Ветерок ее упокоил:

    — Плыви туда, куда сама захочешь. Оба Ручейка тебя любят, и будут любить всегда. Они всегда будут рядом с тобой! И не так важно, в каком Ручейке ты плаваешь, ведь ты всегда можешь прыгнуть в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.

    — Ладно-ладно, я поняла, — засмеялась Маленькая Рыбка. — Сделаю, как ты советуешь!

    Рыбка выбрал правый Ручей. И чем дальше, тем спокойнее становился Ручеек: сначала взъерошенный и мутный, будто заплаканный, дальше он успокаивался. Вода стала чистой и снова заискрилась под солнышком. И второй Ручеек тоже прояснился и кидал в Маленькую Веселую рыбку веселые брызги. От них над ручейком зажегся мостик-радуга. Рыбка прыгала к Ручейку в гости прямо по этой радуге, и вместе с ней прыгал друг Ветерок.

    Так Маленькая Веселая Рыбка и плыла вместе со своими Ручейками дальше, все вперед и вперед, к великому и прекрасному Морю

    Эту сказку дети очень любят. После прочтения, я предлагаю им нарисовать иллюстрацию к ней. Таким образом, ребенок на символическом уровне проживает и принимает ситуацию возникновения двух «ручейков» (домов), возникающих в его жизни после развода родителей. Рисуя рыбку (свой НОВЫЙ образ Я), ребенок постепенно начинает и себя воспринимать по-другому.

    Исследование образа семьи*

    Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, анализ самоощущения человека в семье.

    Инструкция: «Нарисуй свою семью»

    Инструкция: «Нарисуй свою семью в образах животных»

    refdb.ru

    Гюру Эйестад: Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей

    Selvfolelsen hos barn og unge

    Аннотация к книге «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей»

    «Блестящая книга. Я уверена, что она станет отличным подспорьем для думающего родителя. Это короткая и при этом почти всеобъемлющая, очень ясная мини-энциклопедия по осознанному родительству, изучив которую, вам будет значительно легче научиться ценить жизнь, своих детей и самих себя в своей такой непростой, но благодатной родительской роли».

    Расти и взрослеть непросто. С трудностями сталкиваются все — и совсем еще малыши, и подростки, и почти взрослые юноши и девушки. Как помочь своим детям преодолеть период взросления без особых потерь? Как вырастить из них людей со здоровой самооценкой? Людей, которые чувствуют свою ценность вне зависимости от того, получается у них что-то или нет. Людей, которые умеют просить о помощи, когда в ней нуждаются.

    Ирина Млодик, кандидат психологических наук, детский психолог, автор книг по детско-родительским отношениям

    Книга написана живым языком, насыщена яркими примерами, во многих из которых мы можем с легкостью узнать себя.

    Практические советы, конкретные рекомендации позволят избежать конфликтов с детьми и подростками, сделать так, чтобы они стали более жизнерадостными, самостоятельными, мыслящими — и с бoльшим уважением прислушивались к нашим словам.

    Пусть не всегда удается сделать все так, как нам бы хотелось, — никто не застрахован от ошибок, но вместо того, чтобы винить себя, сердиться или горевать, можно постараться их исправить. Книга предлагает нам прислушаться к своим реакциям, лучше понять собственные мотивы и чувства, а не подчиняться автоматизмам. Не будет преувеличением сказать, что книга поможет укреплению самооценки не только ребенка, но и родителя.

    Гюру Эйестад — психолог, специалист в области клинической психологии. Преподает в Институте психологии (Университет Осло), имеет частную практику. Проводит занятия в Норвежском союзе психологов, а также в государственных и частных организациях и компаниях. Мама двух дочерей.

    «Моей дочери Ханне было тогда пять лет… Ханна вытащила ящик и вытряхнула все его содержимое на диван. Я тут же представила себе, как буду все это убирать. Я пристально посмотрела на дочку и сказала (несколько страдальчески и раздраженно): «Ты чего это делаешь, Ханна?!» Ханна, вернув мне столь же пристальный взгляд, изучала меня пару секунд, после чего ответствовала: «Не морщи лоб, тормоз!»… Я расхохоталась, то же самое сделала и Ханна. Мы смеялись до слез и несколько раз повторили ее слова…Я.

    Неожиданная реакция матери на грубость ребенка, правда? Особенно если представить среднестатистическую русскую маму, которая тут же бросилась бы и отшлепала ребенка со словами «Что ты себе позволяешь?! Такое нельзя говорить!» Однако автор книги считает, что в данной ситуации ее дочь приобрела положительный пример отстаивания своих интересов, а она почувствовала себя хорошей матерью, что способствовало повышению самооценки обеих.

    Я часто наблюдаю, как мамы на детской площадке игнорируют плач или крик ребенка, отказываются брать его на руки, когда он об этом просит, мотивируя свое поведение тем, что не хотят его баловать и поощряют этим его самостоятельность. По мнению автора, только когда потребность ребенка в безопасности удовлетворена, развивается самостоятельность ребенка. «Уверенность, достаточная для выхода в мир, основывается на убеждении в том, что всегда можно вернуться». Только тот ребенок, который уверен, что его всегда пожалеют и поймут, не боится исследовать окружающий мир. Это автор называет кругом безопасности ребенка. В книге отлично прописано, когда можно, а когда нет вмешиваться в то, чем занят ваш ребенок.

    Другое важное явление, подробно описанное в книге, — аффективная настройка, т.е. способность родителя настроиться на эмоциональную волну ребенка, выслушать и принять его эмоции, дать ему понять, что какими бы они ни были – положительными или отрицательными – он имеет на них право, научить ими управлять. По мнению автора, умение понять себя и принять себя разного — это основа адекватной самооценки.

    Автор предлагает различные инструменты для этого: телесный контакт, активное слушание, отражение, совместные игры, поток, совместное обучение и т.д.

    Автором предложены заповеди осознанного родительства, в числе которых ориентация на удовлетворение потребностей ребенка, совместная работа над собой, принятие ошибок ребенка и т.д.

    Отдельная глава посвящена установлению границ своего "Я" ребенка и уважению границ родителей.

    Рекомендую всем будущим и состоявшимся родителям, педагогам, психологам. Книга учит подходить к воспитанию ребенка ответственно, не перекладывая вину за неудачи на него. Автор учит признавать свои ошибки и обсуждать их с детьми. Скрыть

    www.labirint.ru

    Формирование и развитие самооценки у детей дошкольного возраста

    Правильное развитие самооценки у детей позволяет им оценивать свои силы и возможности адекватно. Родителям следует уделять внимание вопросам формирования самооценки у детей дошкольного возраста, поскольку в будущем, при начале обучения в школе это будет иметь первостепенное значение. Гармоничное развитие самооценки у детей дошкольного возраста позволяет успешно интегрироваться в детском коллективе и отвечает за социализацию малыша.

    Влияние родителей на самооценку ребенка: как влияет семья

    Наиболее значимое влияние на развитие и формирование оценки ребенком собственной личности и собственного «Я» оказывают родители. Влияние родителей на самооценку ребенка заключается в том, что они формируют свои представления о том, каким должен быть их малыш еще до его рождения, тем самым определяя стиль воспитания в своей семье. С момента рождения и до момента ухода ребенка во взрослую жизнь, а иногда и после этого, родители оценивают его реальную деятельность и поведение, опираясь на собственные представления, сформированные ранее.

    Те оценки, которые ребенок получает от родителей, становятся его собственными оценками. Он оценивает себя так, как оценивают его родители и окружающие его люди. В зависимости от того, как семья влияет на самооценку ребенка, он формирует собственные представления о возможностях и перспективах развития.

    Мама и папа также формируют у малыша определенные личностные ценности и идеалы, на которые он должен равняться, намечают для него планы, которые он должен реализовать, определяют, как ребенок должен выполнять те или иные действия. Если данные цели и планы являются реалистичными, то их достижение способствует формированию у него положительного образа собственного «Я» и, соответственно, положительной самооценки. Если же данные планы и цели не являются реальными, требования завышены, то неудачи, которые постигнут ребенка при их достижении, приведут к потере веры в собственные силы, формированию заниженной самооценки и негативного образа собственного «Я».

    От чего зависит самооценка и на основе чего формируется у ребенка дошкольного возраста

    Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе взаимоотношений в семье, вне зависимости от того, какими они являются. Интересен тот факт, что эмоциональное отвержение и недовольство ребенком, строгий контроль за ним со стороны родителей оказывают совершенно обратный эффект на формирование его самооценки. Даже при негативных формах родительского отношения дети из таких семей демонстрируют довольно высокую самооценку.

    Отношение родителей к ребенку имеет очень важное влияние на его развитие, как психическое, так и физическое. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему: у детей, растущих в атмосфере любви и понимания, возникает меньше проблем со здоровьем, трудностей в усвоении школьной программы, в общении со сверстниками, нарушение же детско-родительских отношений приводит к формированию разнообразных комплексов и психологических проблем.

    Для ребенка очень важно общение с взрослыми, их благожелательное отношение дает малышу возможность правильно развиваться.

    Общение ребенка с родителями является объективным условием для протекания процесса формирования детского самосознания. Именно под влиянием родителей у малыша накапливаются знания и представления о себе, формируется тот или иной тип самооценки.

    Формирование способности детей раннего возраста положительной самооценке

    Формирование у детей положительной самооценки является непрерывным постоянным процессом, даже одно слово может разрушить всю концепцию воспитания. На ребенка одинаково негативное воздействие оказывает как отсутствие критики со стороны родителей, так и излишняя строгость. В первом случае дети вырастают с неадекватно завышенной самооценкой, а во втором — с заниженной. В обоих случаях не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки. Формирование способности у детей самооценки в адекватном ключе без перекосов — это отсутствие негативизма в восприятии его личности.

    В чем же заключается роль матери и отца в развитии самооценки у детей раннего возраста и какие ошибки не следует допускать по незнанию?

    Во-первых, именно родители сообщают малышу о его положительных или отрицательных качествах и возможностях, которыми он обладает.

    Во-вторых, мама и папа оценивают правильность его поведения или действий.

    В-третьих, родители закладывают в ребенке набор личностных ценностей и эталонов, которые в дальнейшем помогут ему оценивать себя самостоятельно.

    В-четвертых, они побуждают малыша к анализу своих действий и поступков.

    Оценка родителями деятельности и поведения ребенка только тогда играет положительную роль в его воспитании, когда восприятие результатов этой деятельности отделено от его личности. Положительное отношение к ребенку, вера в его силы, а также демонстрация подобного отношения формируют у него уверенность в собственных силах, стремление к успеху. Указывая малышу на ошибки и неправильное поведение, родители тем самым учат его анализировать, контролировать и правильно интерпретировать свои действия.

    Уважительное отношение к ребенку и его личности лежит в основе позитивного оценивания. Если родители используют данную формулу при оценке деятельности и поведения малыша, тем самым они обеспечивают формирование у него адекватной самооценки и умения анализировать и контролировать в дальнейшем свое поведение.

    Родительское отношение указывает на взаимосвязь и взаимозависимость ребенка и родителей. Оно несет в себе субъективно-оценочные и сознательно-избирательные представления о малыше, которые определяют особенности восприятия родителями детей, способ их общения с ними, а также характер приемов воздействия на них.

    Результаты исследований показывают, что явно выраженный авторитарный стиль отношений между родителями и детьми может повлиять на формирование низкой самооценки у последних. Хотя достаточно много малышей проявляют довольно высокую самооценку, несмотря на методы воспитания, используемые родителями.

    Среднюю самооценку проявляют дети, родители которых уважают и признают их индивидуальность, верят в их способности и возможности, проявляют в целом благожелательное отношение к ним. Благоприятное отношение родителей к своим детям, которое характеризуется эмоциональным принятием, кооперативными формами взаимодействия с ними, в основном дает толчок формированию адекватной самооценки ребенка.

    На формирование низкой самооценки влияют негативные формы отношений между родителями и детьми. Эмоциональное отвержение ребенка, жесткий контроль за ним влияют на то, что он может вырасти несамостоятельным, а в некоторых случаях даже инфантильным.

    Если родители относятся к своим детям как к партнерам, проявляя любовь и уважение к их личности, предоставляя им возможность быть самостоятельными в определенных вопросах, то это приводит к развитию регуляторной функции в системе самооценивания ребенка. В данном случае обогащается жизненный опыт малыша, он учится соизмерять свои действия со своими возможностями, тем самым учится критически относиться к себе.

    Самосознание самооценка ребенка

    Нарушение самооценки и самосознания ребенка

    В семьях, где отношения между родителями и детьми носят выраженный негативный характер, оценка своей личности у ребенка выполняет защитную, или компенсаторную функцию. Чем больше отрицательных оценок со стороны родителей получает малыш, тем сильнее он пытается защититься, что проявляется в высоком уровне оценки своей личности. Рассматривая нарушение самооценки у детей, стоит сказать, что подобный факт имеет неблагоприятные последствия для ребенка. Высокая самооценка и самосознание у ребенка компенсирует и защищает малыша от негативных оценок родителей, удовлетворяет желание быть принятым, присущее всем без исключения, но тем самым проявляется оторванность самооценки от реального поведения, нарушается регуляторная функция его самооценки, повышается ее защитная функция, ребенок просто закрывает собственное «Я» от окружающих.

    Условия развития оценки ребенком собственной личности основаны на двух факторах: общение с родителями и окружающими его людьми и на собственной деятельности малыша. Каждый из этих факторов вносит свой вклад в ее правильное ориентирование. В процессе общения ребенок усваивает определенные способы поведения, формы и критерии оценок, а на собственном опыте он проводит их апробацию. Только опытным путем в конкретном виде деятельности ребенок может понять, имеются ли у него определенные качества, умения и возможности или же они отсутствуют. Малыш может слышать от окружающих хоть каждый день, что у него есть какие-то способности, или, наоборот, что их нет, но это не является основой для формирования правильного представления о себе и своих возможностях. Критерием их наличия или отсутствия станет конечный результат деятельности — успех или неудача.

    Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста

    Ощущение собственной ценности формируется в семье, где открыто выражают любовь друг другу все ее члены, где создана атмосфера уважения и взаимопонимания, где общаются открыто и дружелюбно, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Необходимо учитывать особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста, чтобы позволить малышу развиваться правильно и гармонично. Ребенок усваивает нравственные идеалы родителей, их отношение к другим людям, суждения и оценки, которыми они оперируют, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях. Малыш более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи между родителями и детьми закрепляются в поведении последних, становятся для них моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Не существует практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении ребенка, который бы не зависел от условий, созданных у него в семье, и от отношений, которые он в ней наблюдает.

    ladycharm.net