Отношения, психология, жизненные ситуации

Самооценка в речи

Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные -достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно немало. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может 1, снизиться, но в целом оставаться позитивной. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. 1 Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление ‘ образа реального с образом идеального , т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный , тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. И наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

azps.ru

Как манера речи выдает вашу низкую самооценку

Неуверенность рано или поздно становится заметна окружающим. Это заставляет нас чувствовать себя настолько беззащитными, что в итоге мы действительно раскрываем свои слабости и становимся уязвимыми. Как красный носок, случайно оказавшийся в машинке с белоснежным бельем, нерешительность оставляет знаки в нашей речи и текстах, портя образ безупречно уравновешенного человека, который мы стараемся транслировать окружающим.

Но если вы знаете, за какими лингвистическими маркерами стоит следить, вы можете распознать неуверенность в речи (и, возможно, исправиться до того, как кто-нибудь заметит). Ниже перечислены полезные рекомендации.

В одном из исследований сравнивались сайты топовых университетов, предлагающих программы PhD, и топовых университетов, предоставляющих лишь возможность получить магистерскую степень. И те, и другие позволяют получить высшее образование — в отличие от колледжей. Но исследователи предположили, что вузы, специализирующиеся на магистратуре, будут не так уверены в своем статусе. Добровольцам нужно было проследить, как часто на каждом сайте используются только названия учебных заведений (например, «Гарвард») и как часто упоминается их статус (например, «Гарвардский университет»). Оказалось, что «магистерские» вузы действительно чаще называли себя университетами, чем вузы с программами для аспирантуры.

Похожим образом ученые исследовали сайты международных аэропортов: оказалось, что маленькие аэропорты гораздо чаще подчеркивают свой международный статус, чем аэропорты уровня Хитроу. И, наконец, исследователи провели эксперимент со студентами двух вузов Лиги плюща, попросив их описать свои учебные заведения. Студенты менее престижного Пенсильванского университета чаще подчеркивали элитность своего вуза, чем их ровесники из Гарварда.

У социологов есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность

И все-таки мне кажется, что интерпретация исследователей хотя бы частично верна. Я помню, как в детстве орала во всю глотку в поддержку своей команды пловцов. Почему? Я отвратительно плавала и хотела доказать свою принадлежность к «Дельфинам».

hr-portal.ru

«Ляпай уверенно!»: 5 фраз, которые выдают низкую самооценку

Когда чувствуешь себя «не по себе», есть безотказный способ сделать еще хуже — формулировать и проговаривать происходящее в режиме «выхода нет».

Ведь речь не просто отражает мышление. Слова часто закладывают «маршрут» для дальнейших действий. И хорошенькое дело, если ты сама даешь себе указания: поменьше верить в себя, принижать свои возможности и отрицать саму возможность выхода из ситуации.

Впрочем, этот маховик «мышление-речь-действия» работает в связке. Значит, изменив одно из звеньев этой цепи, можно повлиять на остальные. Осталось выявить в своей речи маркеры низкой самооценки и переформулировать их.

Залог страданий: «Я завалена работой»

Понять, что в этой фразе не так, поможет школьный курс русского языка. В каждом повествовании есть субъект — главный герой (который что-то делает) и объект (с которым что-то делают). Когда в центре внимания действующий персонаж, это называется действительный залог. Когда в центре объект действий (прямо как во фразе из примера) это — страдательный залог.

Получается, когда говоришь о себе в страдательном залоге, то фактически отводишь себе роль. предмета. В собственной же жизни. Без потери смысла это предложение можно изменить на «Работа меня завалила» и окончательно утвердить «работу» на роль главного героя.

Как изменить: переформулировать это предложение так, чтобы вернуть подлежащему (то есть тебе) ведущую роль в предложении. «Я завалила себя работой».

Вот, оказывается, что произошло! Автор фразы вернул себе возможность действовать, а значит, может изменить ситуацию. Адекватная самооценка восстановлена.

Обобщение: «Все пропало!»

В мультфильме «Лунтик» есть один раздражающий персонаж — пиявка. Время от времени она вылезает из своего озера и начинает истошно вопить: «Все плохо, плохо, плохо. » В считаные секунды пиявка доводит саму себя до совершенно невменяемого состояния. В конце концов выясняется, что она или голодна, или испугалась, или не выспалась. Получив искомое, пиявка мгновенно успокаивается и возвращается в свое озеро.

Характерный прием, который она использует в речи, — обобщение. Вместо того чтобы сказать «я хочу есть» и поискать себе пищу, пиявка кричит, что плохо абсолютно «все». В результате она не может ни помочь себе, ни успокоиться.

«Пиявкин лексикончик» иногда употребляют и вполне разумные люди, чья самооценка в какой-то момент пошатнулась из-за стресса.

Характерные слова для обобщающих конструкций: «всё», «ничего», «всегда», «никогда».

Как изменить: конкретизируй, ответив на вопрос «что именно?» Например: «Компания закрыла мой проект», «Я поссорилась с подругой», «Пирог сгорел».

И вот ты уже не маленькая песчинка в огромном враждебном мире, а человек, который признает факт изменений в намеченном плане и способен решить, что с этим теперь делать.

Всё через «не»: «Я не умею»

Отрицание — один из самых коварных способов подорвать внутреннее ощущение уверенности. Зачастую формулировка «не» говорит о том, что человек втайне утверждает отрицаемое.

Как это работает? Когда мы конструируем предложение с «не», то на самом-то деле начинаем с утверждения («Я умею!»), а уже потом подставляем отрицание («Я не умею»). Это происходит очень быстро, и сознательно отследить такой кульбит разума трудно. А вот эмоционально этот переход фиксируется сразу. Получается такой двойной облом.

Человек из примера, вероятно, боится результата, внутренне формулирует слова поддержки, успевает испытать надежду и тут же припечатывает ее отрицанием. Кстати, отрицание «хороших» качеств работает точно так же. Фраза «Я не глуп» с головой выдает низкую самооценку.

Как изменить: сформулировать эту же фразу без отрицания. Утверждения «Я учусь», «Иногда я веду себя глупо» звучат куда более уверенно, а главное, соответствуют действительности.

Утешающие фразы: «. зато я красивая»

Когда произошло что-то неприятное, хочется поддержать себя, выйти из неприятных переживаний, сконцентрировавшись на чем-то хорошем. На помощь приходят так называемые противительные союзы «зато», «да. », «но. » и такие обороты как: «во всяком случае», «хотя бы», за которыми следует «утешающее» утверждение.

В чем подвох? Утешающее утверждение, как правило, не имеет никакого отношения к изначальной фразе, которую призвано уравновесить. Это демонстрирует перекос в самооценке: «неприятная» сфера жизни и участие в ней автора обесцениваются, зато другая, «хорошая», становится гиперценной.

Как изменить: разделить фразы, проговорив каждую отдельно. Иногда достаточно заменить противительный союз «зато» на соединительный «и»: «Я грущу из-за увольнения. И рада, что хорошо выгляжу».

Самобичевание: «Вот я курица!»

Фраза, построенная по такому образцу, работает безотказно. Каждый может подставить в нее свое дорогое сердцу ругательство или пренебрежительное обращение и в мгновение ока снизить адекватность самооценки до сколь угодно маленькой величины. А чего еще ожидать от «курицы»?

Этот прием напоминает «обобщение», так как распространяет неудачу в каком-либо деле на все жизненные сферы. Однако здесь автор идет дальше и переносит причину неудач из внешнего мира во внутренний. Что бы ни случилось: столкновение в транспорте, увольнение с работы, неожиданный дождь — ответ уже готов: «Это из-за того, что я. »

Как изменить: сказать, что произошло на самом деле. «Я была невнимательна», «Я провалила экзамен», «Я забыла зонт». Проговоришь предложение в таком виде, и становится ясно, что причина неудач в конкретных поступках и событиях, а не в фатальном личностном дефекте.

lady.mail.ru

Как лексика и манера речи выдают низкую самооценку?

Вопрос интересный и сложный. Чтобы полноценно ответить на него, нужно проводить исследования. В будущем я планирую этим заняться) А пока то, что пришло в голову навскидку:

1. Оправдания. Про них уже говорили в другом ответе. Некоторые люди очень любят оправдываться, причём даже без явных на то причин. Любую фразу собеседника они могут интерпретировать как претензию или критику и начать защищаться и выгораживаться себя. Часто это похоже на оправдания перед самим собой.

2. Уничижительная лексика в свой адрес. Некоторые люди постоянно подшучивают над собой и обзывают себя. Это делается якобы в шутку, но когда этого много — это похоже на проявление низкой самооценки. Девушки из различных "вечно худеющих" или "бодипозитивных" сообществ называют свои бёдра словом "ляжки", а вместо слова "есть" используют исключительно слово "жрать". А некоторые люди пестрят шуточками в стиле "в мою дурную голову пришла очередная гениальная мысль" и т.п. Когда самоирония — это чуть ли не единственный способ самопрезентации, мне кажется, стоит задуматься.

3. Проекции. Очень часто люди любят приписывать свои мысли другим. Все эти "общество считает", "большинство людей думает", "все ненавидят" и т.п. — это пример проекции. Если мысленно отсекать отсылку к воображаемому существу, то можно узнать что человек думает сам о себе. "Общество считает, что раз мать-одиночка — значит женщина второго сорта!" (конечно же так считает никакое не "общество", а догадайтесь кто). "Да нас, русских, весь мир ненавидит и считает быдлом" (вместо "я" легче сказать "весь мир").

Не знаю насчёт других людей, но могу высказаться сама, как человек с низкой самооценкой. Выше уже говорилось о том, что такие люди часто себя оправдывают. Обычно это исходит от страха оказаться непонятым или осмеянным. Например, стоит кому-то посмеяться надо мной на одну тему хоть раз и в следующий я уже буду стараться побольше молчать и не привлекать внимания. Также, такие люди часто замкнуты, не разговорчивы (так как бояться сморозить что-нибудь не то). Могут накручивать себя, насчёт внешности, характера, ума да чего угодно! Я, например, могу за десять минут таких мыслей расплакаться. Используют в диалогах такие выражения, как "вроде бы", "если я не ошибаюсь", "вероятно", "скорее всего" и т.д., чтобы в случае чего, спокойно сказать "я же говорил, что "возможно!", а не 100%". Человек с такой самооценкой может заикаться или просто запинаться на середине самого просто слова. Такой замкнутый круг: боишься быть осмеянным — стараешься говорить уверенно — не получается от страха произнести простейшее слово — боишься быть осмеянным ещё больше. Иногда человеку с низкой самооценкой свойственен перфекционизм, "ведь не дай Бог я сделаю что-то не так и на меня будут все смотреть, и смеяться, смеяться, смеяться!". И вообще таким людям очень трудно, потому что они сомневаются буквально во всем.

Например, если человек с нормальной самооценкой говорит:

— Сегодня хорошая погода!

То человек с заниженной самооценкой скажет:

— Сегодня хорошая погода! Да ведь? Или вам так не кажется? Извините, что я о погоде, я вас никак не задел? Вы расстроились из-за того, что у вас с "хорошей погодой" связаны какие то дурные воспоминания? Какой же я дурак, вечно лезу ко всем со своей погодой, чёрт меня возьми!! Хотите я как то исправлю свою глупость, хотите пересплю с вами или машину помою? Не хотите, ну и понятно, права была мама когда говорила что я никчемный кусок говна и всем я только мешаю.

Сколько же всего интересного я сейчас прочел и ни один ответ не упоминает о манипуляциях! Оценить самооценку человека можно скорее не по разговору, а по поведению, потому как часто речевые инструменты служат лишь снятием с себя ответственности за действие, высказывание или например являются манипуляцией, но никак не указывают на самооценку. Такие дела.

Проблема в том , что зачастую взрослые люди овладевшие речевыми манипуляциями делают это бессознательно и все эти оправдания, самокритика и прочее , служат конкретной цели — расположить к себе человека. Кому не приятно чувствовать своё превосходство над собеседником! Многие этим пользуются я вас уверяю! .

Я, выступая на лекциях перед студентами, будучи в более высоком статусе чем они, часто подшучиваю над собой или своей жизнью, но само собой я абсолютно уверен в себе, просто таким образом они открываются для обратной связи.

Если вам действительно необходимо определить самооценку человека, то лучше его спровоцировать и посмотреть насколько уверенно он защищает свою точку зрения в ИЗВЕСТНОЙ ему теме. =)

Ну и в качестве ремарки: Следите за близкими , понимайте их , всех одной шкалой не измеришь и иногда самая уверенная на первый взгляд особа , может оказаться на грани трагедии.

Когда на вопросы "Почему?" и "Зачем?" человек отвечает, начиная с "Просто я.." или чего-либо подобного. Начинает как бы сразу оправдываться, даже если вопрос нейтрален и не несет под собой никакой оценки его действий.

Безумно интересный вопрос. Замечал и за собой, что излишняя тяга к спорам, когда вы агрессивно пытаетесь доказать свою правоту, даже в мелочах, где проще было бы уступить, может говорить о заниженной самооценке в более изощрённой — безсознательной форме.

На первый взгляд кажется, что в такие моменты ситуация обратная, и перед вами человек с повышенной самооценкой. Но не всё так просто, чего было бы так беспокоится в так случае? Проще сказать оппоненту: "Хорошо, ты прав", а про себя подумать: "Вот неуч необразованный".

Всё дело в повышенном беспокойстве, а вернее, в том почему его проявляют. Думаю, такая излишняя настойчивость и агрессивность связана с желанием доказать своё превосходство оппоненту, а через него и себе: "Смотри, я лучше тебя и лучше разбираюсь в вопросе!". Из какого же места черпается энергия к такому сильному желанию доминировать?

Мне кажется, только изначальное чувство неполноценности и заниженная самооценка, в своих скрытых формах, могут порождать такое сильное стремление доказать всем вокруг, что ты самый умный и всегда прав.

Человек с низкой самооценкой при разговоре часто употребляет ни к чему не обязывающий оборот "как бы", боясь ошибиться в суждении. Если он чего-то не знает или не понял, предпочитает не задавать рассказчику уточняющих вопросов, опасаясь показаться глупым, по его мнению. Если видишь, что собеседник вроде соглашается с тобой, но не может ничего добавить или опровергнуть, скорее всего он не в теме, но не хочет в этом признаться, чтобы не выглядеть некомпетентным.

В наши времена воспитанность, хорошие манеры и вежливость, принимаются за слабость. Такого человека будут считать не только с низкой самооценкой, но даже ниже статусом.

Правильная литературная речь, с правильными ударениями в словах, огромный запас слов, экзотических для провинциального слуха, вызовут улыбку и смех у собеседников, которые примут вас за "культурного ботаника", а их, по школьному и армейскому опыту, можно унижать и обижать.

Зная это, мы можем наблюдать эпидемию беспардонности, наглости и агрессивности людей в социуме, потому что вежливость и начитанось — МОВЕТОН.

Выход прост! Подстраивать словарный запас под конкретных собеседников, говорить на их языке:

-пролетарию: чё, кароче, позвОнишь, зачётно, пацанчик и т.д. (ржать по поводу и без, ВСЕГДА, льстить — это их главный дешёвый трюк);

-интеллигенту: что, если коротко, позвонИшь, отлично, юноша и т.д. (быть серьёзным и смеяться над действительно смешными шутками и парадоксами, умные и интеллигентные люди чувствуют фальшь и лесть)

Один психолог как-то мне сказал, что низкая самооценка — это когда человек радуется простым достижениям и на большее не претендует. Вот не опоздал на работу и уже рад, считает, что совершил подвиг и все в таком духе. Т.е. человек с низкой самооценкой может быть вполне счастливым. А вот когда у него самоуничижение, оправдания и все такое — это проявления чувства вины, откуда оно возникло это другой вопрос.

В каждой культуре, социальной группе и исторической эпохе свои идеальные модели поведения/архетипы, определенные стили жизни, социальные установки. Например, россияне пост-советского времени любят "кидать понты", демонстрируя свой уровень доступа к потреблению и властному ресурсу (тема хорошо обыграна В.Пелевиным). Это игра, символическое ритуальное действо, за которым скрывается аполлонический иерархический рассудок. (Таким образом, в данном акте действует не человек (к вопросу о. ), а та символическая инстанция (матрица), которая инсталлируется на организм в процессе социализации) Тот, кто не может достойно парировать вызов "понтореза" (еще большим ресурсом/символическим капиталом), оказывается в сложной ситуации: надо попытаться вывернуться, сохранив "лицо". Выбирается стратегия и от успешности ее реализации зависит самочувствие, самооценка индивида. Хорошо сыграл роль — молодец, впереди тебя, возможно, ждут высоты митраистско-вавилонской религии денег и власти. Сыграл плохо — неудачно приврал, смутился, замкнулся в себе, затих, покраснел, остолбенел, залебезил, убежал и пр. и пр. — показал свою низкую самооценку, отсутствие пофигизма и наличие ложного сознания. Тот же Пелевин предлагает буддизм как рецепт вырваться из порочного круга взаимной ненависти, несправедливости, утилизаризма: "умри ты сегодня, а я завтра". Был еще такой Христос, но его изолгали, заменили его учение фашистким про-имперским митраизмом. На пути к личностному совершенству тебе предстояло бы обрести крепость духа и сформировать правильную картину миру, научиться сострадать тем, кто старается тебя обидеть, демонстрируя этим свою неполноценность и тяжелого бремени наработанного на пути к успеху (мнимому успеху) опыта. Это первоосновы. Все остальные комментарии — только дополнение.

thequestion.ru

Нотки сомнения: как манера речи выдает низкую самооценку

Еще в школе нас учили не мямлить и избавляться от слов-паразитов — и вот лингвисты из Гарварда и Пенсильванского университета обнаружили менее очевидные, но не менее важные признаки неуверенности в речи. В журнале Aeon вышла полезная статья о том, как распознать чужие комплексы под маской самоуверенности и улучшить навыки самопрезентации. «Теории и практики» публикуют основные тезисы.

В первую очередь, остерегайтесь сверхкомпенсации. Ничто так не выдает комплекс неполноценности, как самореклама. Исследователи из Гарварда и университета Пенсильвании сообщают, что люди, находящиеся на периферии какой-либо группы, более склонны использовать слова, подчеркивающие их принадлежность к этой группе. А вот ключевые фигуры не стремятся демонстрировать свою причастность.

Вы можете возразить, что к такому откровенному обозначению статуса можно прибегать и просто для того, чтобы избежать неясности и двусмысленности. Мы по умолчанию предполагаем, что в крупных аэропортах есть международные рейсы — возможно, аэропортам поменьше просто полезно напомнить клиентам о всех возможностях, потому что они не так очевидны? А если кто-то не помнит, что Пенсильванский университет входит в Лигу плюща, есть вполне прагматические причины вызвать у собеседника «правильную» ассоциацию.

Несмотря на то, что неуверенные в себе люди настаивают на своей причастности к группе, они все же предпочитают говорить только за себя. Теперь мы знаем, что низкая самооценка выражается в местоимениях. До недавнего времени многие эксперты верили, что частое использование слова «я» свойственно властным и нарциссичным людям, жаждущим внимания. Но как написал Джеймс Пеннибэйкер, психолог из Техасского университета в Остине, это местоимение часто сигнализирует об униженности и подобострастии. Более уверенный в себе человек чаще обозначает свою территорию (и, возможно, решает, что вам стоит сделать, а не беспокоится о том, что нужно делать ему). «Человек с высоким статусом фокусируется на окружающем мире, а человек с низким статусом интересуется самим собой» — считает Пеннибэйкер.

Неуверенность выражается не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Коллеги рассказывали мне, что понижали голос, чтобы выглядеть более авторитетными в трудные моменты, или использовали высокопарные слова. У социологов даже есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность. Она возникает, когда человек чувствует, что его язык сигнализирует о его неполноценности. Он пытается — сознательно или нет — «позаимствовать престиж» другой социальной группы, выбирая нетипичную манеру разговора. Лингвист Уильям Лабов впервые исследовал это явление в 1960-х. Он обнаружил, что в Нью-Йорке представители высшего класса произносят звук «r», а горожане из низов чаще опускают его на конце слов или перед гласными. Ученый попросил работников из престижного торгового центра Saks на Пятой авеню и дисконт-магазина S. Klein произнести словосочетание «forth floor». Оказалось, что сотрудники Saks гораздо чаще пытаются имитировать «элитное» произношение.

У лингвистической неуверенности есть и более экстремальная форма — гиперкоррекция: когда реальное или воображаемое грамматическое правило используется в неправильном контексте. В таких случаях попытка говорить «правильно» парадоксально приводит к неверному результату.

Также существуют речевые особенности, которые мы ошибочно принимаем за признаки неуверенности, хотя они таковыми не являются. Например, надтреснутый голос, манера произносить утвердительное предложение с вопросительной интонацией — скорее свидетельство энергичности и склонности к новаторству, а привычка часто говорить «эээ» или «вы знаете» — признак открытости и честности рассказчика.

theoryandpractice.ru

Самооценка дошкольников

Личность – понятие достаточно широкое и имеет несколько составляющих. Об одной из них и пойдет речь.

Итак, самооценка – один из компонентов личности. Представляет собой некий феномен активно развивающийся и формирующийся в детстве. Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет).

Самооценка дошкольника и ее компоненты

Самооценка имеет два основных компонента. Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно. Для него важен ответ родителей, так как мама и папа – самый авторитетный эталон в жизни дошкольника. Ребенку нужен ответ родителей для успокоения своего внутреннего мира, а, вернее, эмоционального компонента самооценки, который преобладает на протяжении всего дошкольного детства.

Эти компоненты развиваются и формируются в дошкольном возрасте и по мере взросления ребенка немного изменяются.

Формирование самооценки

В дошкольном возрасте деятельность не различима с личностью для самого ребенка. То есть если мама говорит, что куличик не красивый, ребенок воспринимает это как то, что он сам плохой и при постоянном неуспехе начинает отказываться от различного вида деятельности. Так как его самооценка становится низкой. А при заниженной и низкой самооценке развивается неуверенность и нежелание к чему-либо стремиться, возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Это происходит потому, что если человек сам считает себя плохим, то со временем все к нему начинают относиться как к «плохому». Ребенок становится неуверенным, замкнутым необщительным.

Однако если мама или папа будут стараться разграничивать в оценивании малыша от его деятельности, самооценка ребенка будет более дифференцированной – то есть со временем ребенок начнет понимать «Я хороший, но сделал не очень хорошо».

Хотя важно учесть, что чрезмерное захваливание ребенка приведет к чрезмерному завышению самооценки, а это в свою очередь отрицательно скажется на восприятии малышом себя и окружающих. Самооценка станет высокой, но хорошие отношения ни с взрослыми, ни с детьми не сложатся. Ребенок выработает внутреннюю позицию «Я – супер хороший, а вы – плохие».

Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

mirsovetov.ru

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.

В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания.

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе как меру удовлетворенности собой.

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин /Л.И.Корнеева/.

В раннем возрасте у детей отмечается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя превалирует эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых /М.И.Лисина, 1986/.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.

Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при оценивании себя. («Я хороший, потому что мама так говорит»).

Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б.Г.Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря «личному участию» в ее производстве самого ребенка. Развитие у ребенка способности оценивать себя психологи соотносят с такими феноменами, как самовыделение и принятия себя в расчет /В.В.Столин/; с возникновением этических инстанкций, обусловливающих произвольность поведения /Л.И.Божович/; с появлением представлений о своих возможностях /Х.Хекхаузен/.

По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственным знанием себя.

Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имееет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.

С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность.

www.psi.lib.ru