Отношения, психология, жизненные ситуации

Семейные конфликты 5 класс

Семейные конфликты 5 (стр. 1 из 4)

Есть три источника влечения человека

Влечение душ порождает дружбу.

Соединение всех трех — порождает любовь.

Данная контрольная работа посвящена проблемам семьи, а также выходу из кризисной ситуации. Однако для начала, необходимо понять, зачем человеку семья и какое место она занимает в его жизни. Ценности, к которым стремится человек, в значительной мере определяются группой, где он учился общению, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свои воззрения и по нормам которой он в дальнейшем оценивает свою деятельность. Первой и наиболее значимой группой для человека является семья. В семье ребенок впервые овладевает различными способами общения, и это способствует успешности его в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека.

Возникновение семьи предполагает, как правило, взаимную любовь. При этом многие подвержены иллюзии, что счастливая любовь падает с неба и не требует от человека никаких душевных усилий. Они не отдают себе отчета в том, что даже “любовь с первого взгляда “ невозможна без совпадения ранее сформированного идеала с качествами нового знакомого или хотя бы возникновения иллюзии такого совпадения. Как ни странно большинство уверено, что счастье любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы быть способным любить самому. С их точки зрения любить это просто, а вот найти объект любви трудная задача. Они считают главным, чтобы их любили вместе со всеми явными и скрытыми недостатками и достоинствами. (Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит). Так проявляется одно из заблуждений заключающееся в том, что любовь это нечто, не требующее усилий -манна небесная. Здесь затушевывается весьма важная мысль любовь — это глагол, а не существительное и суть любви – активное ответственное действие. Но бывает любовь истинная, которая заставляет забыть о себе. Поэтому сказано “и служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему как несколько дней, ибо любил её” Он любил её, а не себя и его любовь прильнула к ней и не докучала ему. Недаром говорят, что в зрелой любви центр тяжести отношений и чувств сконцентрирован не на себе, а на партнере. Человек начинает думать и заботится, прежде всего, о том кого он любит о его удобствах и интересах, а не о себе. Он больше отдает, чем берет. Он хочет счастья и самовыражения любимому и старается всеми силами думать, прежде всего, о любимом человеке, о его удобствах и интересах, а не о себе, он больше отдает, чем берет. Он хочет счастья и самовыражения любимому и старается всеми силами способствовать развитию его индивидуальности. Умение думать, прежде всего, о другом человеке способность получать радость, отдавая это непременные спутники зрелой любви.

Любовь означает, что скорлупа эгоизма пробита и в сферу Я допущен, помещен другой. Можно сказать, что тем самым “Я” произвело самоотрицание эгоцентризма и сделало первые шаги к пониманию других и мира. Понятно, что любовь устраняет эгоистическое чувство, обусловленное любовью к самому себе. Происходят обращения ценностей. Преодолевая свою ограниченность человек становится способным постигать бесконечное. Это приводит к увеличению сознательных интересов и к увеличению поля зрения. Любовь перестраивает личность. Происходит идеализация устранение противоречий в восприятии идеала. Эта перестройка обнаруживается и на психофизиологическом уровне обостряются зрение слух вкус обоняние и осязание, придавая всем ощущениям звонкость и силу. Именно такие чувства толкают личность на создание семьи, чтобы быть рядом с человеком, который важен, ради которого хочешь сделать всё.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Слово "могущие" является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что "сойдет". Однако часто не "сходит" и приводит к конфликту. Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами". На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Еще большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности — эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем. На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Эскалацию конфликтогенов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому появляется желание от возникшего раздражения ответить обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее и для уверенности он делается "с запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтобы впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Муж зашел на кухню и, случайно задев стоящую на краю стола чашку, уронил ее на пол.

Жена: "Экий ты неуклюжий. Всю посуду в доме перебил".

Муж: "Потому что все не на своем месте. Вообще в доме бардак".

Жена: "Если бы от тебя была хоть какая-то помощь! Я целый день на работе, а тебе с твоей мамочкой только бы указывать!"

И т.д. Результат неутешителен: настроение и того и другого испорчено, конфликт налицо и вряд ли супруги довольны таким поворотом событий.

Фактически этот эпизод состоит сплошь из конфликтогенов. Неловкость мужа — первый из них. Действительно, этот конфликтоген может привести, а может и не привести к конфликту. Все зависит от реакции жены. А она, действуя по закону эскалации, не только не пытается разрядить ситуацию, но и в своем замечании от частного случая переходит к обобщению, " на личность ". Пытаясь оправдаться, муж поступает так же, действуя по принципу "лучшая защита — нападение". И так далее — по закону эскалации. К сожалению, мы устроены весьма несовершенно, болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию.

Безусловно, требованиям высокой морали более отвечает умение сдержаться, а еще лучше — простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, число желающих "подставить другую щеку" не множится.

По-видимому, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и достойно относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно.

Автор хочет обратить внимание читателя на то, что действительно необходимо научиться противиться эскалации конфликтогенов и как этого достичь.

Игнорирование закономерности эскалации конфликтогенов — это прямая дорога к конфликту. Хотелось бы, чтобы каждый постоянно помнил, об этом. Тогда конфликтов будет меньше — в особенности тех, в которых по большому счету не заинтересован ни один из его участников. Ибо первый конфликтоген может быть (а чаще всего и бывает) непреднамеренным, результатом стечения обстоятельств — как было, в частности, и в рассмотренной выше житейской ситуации.

Правила бесконфликтного общения.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогенов.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Вспомните, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно — так стремительно нарастает сила конфликтогенов!

Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее вашего? Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу.

Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.

Есть понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес партнера по общению. Это все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.

Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Несколько слов о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина. Наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых "гормонов удовольствия" — эндорфинов.

mirznanii.com

Семейные конфликты (5)

В последние годы растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи. Объектом данного изучения является семья и ее проблемы, конфликты между членами семья. Семьей и ее проблемами начинают интересоваться не только специалисты в этой области (семейные психологи и психотерапевты), но также представители смежных дисциплин.

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Так как в семье люди тесным образом взаимодействуют между собой в течение длительного времени, то в такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность человека или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и ведут к конфликту.

Многочисленные исследования показывают, что все семьи по-разному противостоят жизненным трудностям. Для одних последствием неблагоприятных воздействий будет нарастание семейных проблем: повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью, болезни, развод и пр.

Предметом изучения психологии и психотерапии семьи является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов. Следовательно, на формирование представлений о семье значительное воздействие оказывает обыденный опыт. Все рождаются в семье и большую часть жизни в ней находятся, поэтому зачастую опираются на ограниченные знания, пытаясь понять, что собой представляют семейные отношения.

Объект работы: конфликты между членами семьи

Предмет работы: особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов.

Цель работы: изучить особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов

Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть конфликт и его функции;

Изучить структуру семейных отношений и функции семьи;

Установить причины возникновения семейных конфликтов, их протекания и их последствия.

При написании данной курсовой работы использовались труды таких авторов, как Г.Б. Бедненко, Л.Я. Верб, Ю.Ю. Елисеев, В.А. Ильин и другие [5, 6, 7, 8, 9 и др.]

Методы исследования: теоретические методы такие, как анализ научной литературы.

Практическая значимость: данные материалы можно использовать при проведении социально-психологического консультирования членов семьи, написании рефератов и т.п.

Теоретические основы изучения семейных конфликтов

Структура семьи и ее функции

Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой группы. Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.

Сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанны с удовлетворением определенных потребностей её членов.

Для более полного представления, дадим характеристику личностного и общественного значения важнейших функций семьи в обществе:

1. Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения

2. Хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил.

3. Эмоциональная функция. Реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии уважении признании эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

4. Духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.

5. Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким- либо физическим недугом. [6, С.46]

Семейные, супружеские отношения между мужчиной и женщиной сопровождаются обрядом бракосочетания. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше, чем на хозяйственно-материальных 1 . Семья, являясь одним из важнейших институтов общества, позволяет ее членам реализовать необходимость потребности. Особенно подчеркивает роль семьи социальная психология, так как в семьи происходит становление личности.

Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи, на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста. Большое распространение получила периодизация, которая включает пять стадий жизненного цикла:

1. Зарождение семьи, то есть с момента заключения брака до появления первого ребенка. Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга;

2. Приобретение жилья и совместного имущества;

3. Формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов

4. Рождение и воспитание детей — это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей.

5. Завершение жизнедеятельности семьи.

Период завершения жизнедеятельности семьи включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем поколении. Все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей второй семейной жизни, перекладывается на старшее поколение 2 .

Следует обратить внимание на нарушения функций семьи, которые затрудняют или препятствует выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи:

личностные особенности членов семьи;

взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье;

определенные условия жизни семьи.

Существуют факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи. К таким факторам могут быть отнесены:

неполный состав семьи;

недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей

негативность отношений между родителями;

конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания но и по иным вопросам касающимся воспитания семьи);

вмешательство со стороны родственников в воспитание детей. [2, С. 103]

Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи семь, где все члены семьи принимают участи в решении тех или иных проблем. Наиболее распространенная возрастная структура семей в нашем обществе – это семья, включающая мужа жену детей и кого-нибудь из старшего поколения. Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в решении всех семейных проблем. Нарушения структуры семьи это такие особенности её структуры, которые препятствуют выполнению её функций. Это может быть неравномерное распределение хозяйственно бытовых обязанностей между супругами, т. к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в становлении физических сил в удовлетворении духовных потребностей.

В жизни семьи наступает время хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально — духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Особо значима воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются:

перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил;

необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. [1, С. 74]

Часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.

Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что семья строится в основном на эмоциональных связях. Следует отметить, что существуют факторы, способствующие нарушению функций семьи. Таким образом, структура семьи и ее функции изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи, благодаря внешним условиям среды, изменения характера и отношения и т.п.

works.doklad.ru

2.5. Кризисы семьи. Семейные конфликты.

В настоящее время в развитии семьи принято выделять пять этапов (фаз). При этом часть исследователей предлагают «дробить» (дифференцировать) некоторые из приведенных этапов и в их прочтении насчитывается от 6 (Браун и Кристенсен) до 8 (Дюваль) фаз. В дальнейшем предлагаем использовать именно нижеприведенную периодизацию семейной жизни, как отражающую достаточно полно все этапы развития семьи, с одной стороны, а с другой — достаточно компактную и удобную для работы.

Времена семейных кризисов:

1. Супружеская пара без детей (молодая семья). С момента заключения брака до рождения ребенка.

2. Рождение ребенка (детей).

4. Семья, выполнившая свою родительскую функцию.

5. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

На каждом из этих этапов межличностные отношения супругов могут проходить пять стадий. При этом четыре уровня совместимости супругов на каждом из этих этапов имеют свои собственные особенности. Но и это еще не все: семью нельзя рассматривать вне социума, общества, т.е. внешнего на не воздействия. И к этому воздействию нужно приспосабливаться.

Таким образом, критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи — это кризисы семейной жизни. На сегодняшний день выделяют четыре кризиса в развитии семьи (Шнейдер Л.Б., Дружнини В.Н. и др.), каждый из которых знаменует собой, как правило, наступление определенного этапа жизни. При этом интересно отметить, что брачные отношения одной пары служат причинной для беспокойства представителей трех поколений, т.е. на кризисы данной конкретной пары накладываются кризисы родительских пар, и возрастные кризисы детей (и в последствии их семей).

Первый из кризисов, переживаемых молодой семьей — (1) кризис первого года супружеской жизни. В этот период происходит эмоциональная, сексуальная и психологическая адаптация супругов друг к другу (внутренне воздействие) и налаживание отношений с семьей другого супруга (внешнее воздействие). Эта проблема существует только у людей. Наличие родственников со стороны мужа/жены — это то, что отличает человеческий род от остальных обитателей царства животных]. Помимо прочего молодой паре самостоятельно приходится решать: какие традиции родительских семей сохранить, а какие создать заново.

Адаптация друг к другу усложняется и тем, что многие супруги ожидают изменения поведения партнера.

Наиболее характерные конфликты данного периода: конфликт ролей, позиционные, сексуальные, финансовые, бытовые и ценностные. Конфликт ролей в это время связывается с необходимостью освоения молодыми ролей жена/муж с соответствующими обязанностями по отношению друг к другу, что усугубляется кризисом родительских семей, вызванных уходом детей из них (ослабление, уход на второй план отношений мать-сын/отец-дочь и установление новых отношений зять-теща/невестка-свекровь).

Залогом успешной адаптации супругов как друг к другу, так и к новым родственникам является в первую очередь принадлежность супругов к одному кругу (общность социального статуса и ценностей), а также общность индивидуальных интересов и ценностей самих супругов. Однако период жизни семьи, предшествующий рассматриваемому кризису, характеризуется в основном влюбленностью супругов. Наличие же влюбленности не позволяет рассчитывать на объективную оценку молодыми как ситуации в целом, так и друг друга, что только усугубляет последующий кризис. На данный период приходится и большинство разводов (30 % от их общего числа).

Многие молодые супруги считают, что появление детей будет способствовать стабилизации их отношений. И не успев пройти первый кризисный период, они вступают во второй.

(2) Рождение ребенка — это серьезное испытание. Семейная пара превращается в семью. С этого момента система, ранее замкнутая на себя, начинает существовать объективно в виде треугольника. У супругов появляются новые обязанности. Ограничиваются возможности для профессионального роста (особенно матери), реализации своих интересов. Иметь детей означает жертвовать личной жизнью, а воспитание ребенка может оставить паре мало сил и времени для себя. Забота о новорожденном это круглосуточная работа, помимо доставления большой радости, родительские обязанности требуют и ответственности. Усталость и апатия — обычное состояние в это полное стрессов время. Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений.

Наиболее распространенные конфликты для данного кризиса: сексуальные, эмоциональные и хозяйственно-бытовые. Также отдельно следует отметить такие характерные для второго кризиса семьи конфликты как столкновение по поводу воспитания ребенка (детей) и конфликт ролей, что зачастую вызывается неготовностью супругов принять на себя новые роли родителей.

(3) Десять — пятнадцать лет совместной жизни совпадает со средним возрастом супругов. Этот период характеризуется пресыщенностью супругов друг другом. Появляется дефицит чувств. Гейл Шиихи ввела словосочетание «кризис середины жизни». Появляются первые чувства утраты молодости. Осознание того, что скоро будет угасание физических сил. Возникает подсознательное стремление к чему-то новому. По мнению Г. Шиихи это возраст супружеских измен.

Более того, у детей в семье в это же время начинается замечательный период подростничества. Подросток начинает стремиться к независимости, к социальному миру вне семьи. Своим поведением подростки бросают вызов семьям. Возникает ситуация разобщения и поляризации поколений.

Типичные конфликты описываемого периода: позиционные, сексуальные, эмоциональные и ценностные. Кризис ролей здесь проявляется в необходимости предоставления ребенку самостоятельности. Ребенок из объекта отношений становится субъектом.

(4) После восемнадцати — двадцати четырех лет совместной жизни одна из основных функций семьи — воспитательная — выполнена, дети уходят из семьи. Примерно в это же время многим родителям приходится также столкнуться с недееспособностью или смертью своих собственных родителей. Снова проблема одного поколения будет будоражить всю семью. Когда умирают бабушки и дедушки, родители становятся старшим поколением.

Помимо прочего родителям приходится подвергать переоценке свои физические возможности и ресурсы; переоценке подвергаются и собственно супружеские отношения. Происходит угасание физических сил, изменяется социальный статус (уход на пенсию), и как следствие этого — ухудшение материального положения семьи. Уход на пенсию часто связан с глубокими переживаниями, действующими разрушительно; человек внезапно теряет дело всей своей жизни, ощущает собственную непричастность к событиям социальной жизни.

Уход на пенсию влияет и на супружеские отношения — мужу и жене теперь приходится проводить большую часть времени вместе. И хотя многие пары приветствуют возможность больше времени проводить друг с другом, слишком большая близость способна создать напряжение во взаимоотношениях.

Конфликты данного периода: эмоциональные и экономические. Конфликт ролей проявляется в необходимости освоения нового типа отношений с супругами своих детей, а также принятие на себя роли бабушек и дедушек (старшего поколения в семье).

В. Сатир отмечает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности к мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

Десятый кризис: смерть одного из супруга, а потом и второго.

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

1. Конфликты и размолвки, возникающие на основе неудовлетворенных потребностей в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение. Обиды, оскорбления, постоянная критика. (В дальнейшей работе такого рода конфликты будут именоваться позиционными).

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильная хроническая переутомленность одного из супругов и т.д. (Сексуальный конфликт).

3. Психические напряжения и депрессии, конфликты и ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, нежности, заботы внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов. (Психологический или эмоциональный конфликт).

4. Конфликты, ссоры и размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи. (Экономический конфликт).

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи. (Финансовый конфликт).

6. Конфликты, ссоры и размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде на почве благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов. (Бытовой конфликт).

7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимной поддержке, в кооперации и сотрудничестве, связанные с разделением труда в семье, ведении домашнего хозяйства, уходом за детьми. (Хозяйственно-бытовой конфликт).

8. Конфликты и размолвки на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных «хобби» и увлечений. (Конфликт интересов или ценностный конфликт).

Данную классификацию конфликтов дополняет еще одна большая группа конфликтов, возникающих на почве разделения труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье (конфликт ролей). В основе этой группы конфликтов лежит теория ролей, разрабатываемая в современной социальной психологии. Правда, эта группа конфликтов без особого труда может быть объединена с вышеприведенной. Следовательно, конфликт ролей можно рассматривать как конфликт особой специфической потребности.

Таким образом, кризисы семейной жизни это неизбежный факт, часто сопровождающийся семейными конфликтами. Кризисы семьи совпадают с важными, значительными, яркими событиями происходящими в жизни семьи, не зависимо от того позитивное оно или нет. Для позитивного события, которое ведет к внешним и внутренним изменениям семьи и её членов, необходимо адаптироваться. Для негативного, важен поиск путей выхода из кризиса и наличие поддержки, участия каждого члена семьи. Успешное преодоление кризиса семьи зависит от: уровня развития каждого члена семьи (психологического, интеллектуального и др.), от психологической готовности к его преодолению, от содержания и объема участия в решении элементов кризиса всех членов семьи, от заинтересованности каждого члена семьи в безболезненном прохождении кризиса и готовности помочь другому в его прохождении, а также от того как преодолевались кризисы в родительских семьях, родителями (бабушками, дедушками).

studfiles.net

Разработки уроков для учителей

Добро пожаловать на сайт, который помогает учителям и школьникам в учебе и работе!

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

План- конспект к презентиции «Спасибо, 1 класс!»

План-конспект проведения праздника для детей и родителей.

Урок-итог «Спасибо, 1 класс»

Урок составлен в виде подведения итогов обучения и воспитания за 1 класс. Урок для родителей. С "переменками", и номерами художественной самодеятельности.

?аза? мемлекеттігіні? ?алыптасуында?ы А? Орданы? ролі ?андай?

7 — сынып?а арнал?ан ?аза? мемлекеттігіні? ?алыптасуында?ы А? оРДАНЫ? РОЛІ ?АНДАЙ?

2 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА проверка знаний по произведению «Бибигон» к. И. Чуковский

Тест по произведению К. Чуковского "Бибигон" даёт полное представление о том, внимательно ли читали дети это произведение.

Методическая разработка урока по теме «Флора и фауна моей малой родины»

Обращаем Ваше внимание, что указанная информация о Вас будет размещена на сайте в открытом доступе. Вы самостоятельно определяете необходимость указания информации о Вас и объем.

2 класс ПЕРСПЕКТИВА русский язык «Безударные гласные»

Урок русского языка по УМК "Перспектива" по теме "Безударные гласные" Словарная работа. Групповая работа.

Добавить эту разработку

Тест по теме «Люблю всё живое» УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Проверить полученные знания по теме "Люблю всё живое"

Тест к теме «Самые близкие и дорогие

Проверить знания детей по теме "Самые близкие и дорогие"

План-конспект к уроку л.Толстого «Два брата»

На уроке присутствует групповая работа, словарная, работа со скороговорками

Ход урока 2 класс ПЕРСПЕКТИВА Ф Тютчев «Зима недаром злится. » (к слайдам)

Данный урок посвящён приходу весны. Литературному приёму олицетворение. Присутствует групповая работа. Словарная работа. Работа над выразительностью.

videouroki.net

5.4 Семейные конфликты: причины, типология.

Конфликт является столкновением противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей. Конфликты сопровождают нас на протяжении всех жизни, ведь они являются сигналами о существующих разногласиях, потенциальных и реальных проблемах, нуждающихся в разрешении. Длительно действующие, фрустрирующие и деструктивные конфликты приводят к невротизации членов семьи, поэтому часто семья нуждается в помощи специалиста для их разрешения и предотвращения.

Конфликты в семье, как длительно существующей малой социальной группе, имеют некоторые отличительные черты, а именно:

— Каждый конфликт имеет историю, иногда длительную историю. Оказывается, что внешне малый повод к ссоре является «верхушкой айсберга», выражением глубокого разногласия, начавшегося два десятилетия назад и до сих пор неразрешенного. Анализировать и корректировать такой «тлеющий» длительный конфликт практически невозможно, привычка отвечать негативом на проявленный негатив может завести супругов в настоящие «психологические дебри», в которых уже неизвестно, кто прав, кто виноват. Поэтому всегда звучит рекомендация: если конфликт возник, надо рассматривать его «здесь и сейчас», избегая экстраполирующих выводов и сверхобобщений.

— Подавляющее большинство семейных конфликтов следует понимать как ролевые. Есть множество классификаций причин семейных конфликтов, но все они так или иначе упираются в предположение, что истинной причиной разногласий является несоответствие данного индивида (его поведения, характера, установок, внешности и т.п.) тем идеалам семейной роли, тем ролевым нормам, которые имеются у другого члена семьи.

Условно причины семейных конфликтов можно разделить на следующие группы:

Конфликты, возникающие, когда один из партнеров или оба делают вывод о несоответствии другого идеалу. Такой конфликт развивается в двух формах. Одна – явно негативная, когда несоответствие всячески подчеркивается; вторая внешне позитивная, когда предпринимаются попытки «исправить», «переделать» другого.

Источником второй группы конфликтов является потребительское отношение человека к семье, к супругу (супруге). В последнем случае такое отношение можно назвать «эксплуатацией любви».

Конфликт, связанный с борьбой за лидерство.

Конфликты, идущие от нетерпимости к привычкам другого.

Спровоцировать конфликты могут проблемы в интимных отношениях.

Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских конфликтов, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. Такого подхода придерживается, в частности, отечественный исследователь Сысенко В. А. «Как известно, — пишет В. А. Сысенко, — брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака» 1 .

В. А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей.

1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, оскорбления необоснованная критика.

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильное хроническое физическое и нервное переутомление одного из супругов и т. д.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность, потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов.

4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты, ссоры, размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов.

7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации и сотрудничестве, а также связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Использование категории «потребность» в создании теории супружеской конфликтности целесообразно, с точки зрения В. А. Сысенко, во многих отношениях. Как известно, от общей психологии и психологии личности, от анализа потребностей легко перейти к мотивам и интересам, отрицательным и положительным эмоциям, а также к таким понятиям, как «стресс» и «фрустрация», которые интенсивно разрабатываются в медицинской психологии. А отсюда уже прямой путь к анализу всех видов неврозов и депрессивных состояний, источником которых могут быть семейные неурядицы.

Итак, устойчивость или нестабильность брака В. А. Сысенко рассматривает через удовлетворение потребностей супругов. Он полагает, что стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей.

Он исходит из гипотезы, состоящей в том, что эмоционально-психологическая стабильность брака зависит от степени удовлетворения потребностей во взаимопомощи и психической поддержке, взаимопонимании, удовлетворении чувства собственного достоинства, в ощущении своей значимости, важности.

Эмоционально-психологическая стабильность брака зависит от удовлетворения потребности супругов в ласке, нежности, заботе и внимании друг к другу. Другими словами, каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах. Следовательно, брак стабилен лишь в том случае, когда супружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, когда ни один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества.

— течение семейных конфликтов напрямую зависит от культуры общения, эмоциональной уравновешенности, такта и воспитанности членов семьи.

В социальной психологии сформулированы закономерности протекания конфликтов – это несовпадение источника и адресата конфликта. Источником возникающего напряжения является один человек, а действия разрешения конфликта направлены на другого. (см. иллюстрацию)

Вторая закономерность конфликтов, в том числе и семейных – «эффект маятника». Замкнутое на двух партнеров общения постепенно все больше и больше захватывает их личность, вызывая всё более сильные эмоциональные переживания. Начинаясь с мелочи, конфликт-«маятник» вырастает в проблему вселенского масштаба.

«Культура правильного конфликта» предполагает, что участвующие стороны обсуждают именно проблему, а не личность друг друга. Другими словами – если муж и жена спорят, чья очередь мыть после ужина посуду, предполагается, что их действительно интересует чистота посуды, а не воспитанная матерью супруги привычка транжирить время и деньги на любовные романы, и не сломанный карбюратор, который муж чинит исключительно по вредности характера.

— Любой конфликт, и семейный в том числе, имеет конструктивное и деструктивное значение. Деструктивное, разрушающее воздействие конфликта понятно – это напряжение, переживания, стресс, вызванный размолвкой. В результате конфликта, а вернее его низкокультурной формы проявления, ссоры или перебранки, личность испытывает фрустрацию, блокируется ее самоуважение и чувство собственного достоинства.

Конструктивная сила конфликта заключается в том, что благодаря открытой конфронтации возможен пересмотр норм, стилей взаимодействия, привычек друг друга, то есть – создается основа для преобразований, появления новых эталонов семейного взаимодействия.

Разрешение конфликтов может проходить разными способами:

Кооперация – стремление учитывать интересы друг друга.

Конкуренция – стремление добиться своего в ущерб интересам другого (при конкуренции конфликт может разрешаться и с помощью силы).

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Компромисс – взаимные уступки партнеров. В отличие от кооперации, которая в итоге приводит к удовлетворению потребностей обеих сторон конфликта, путь компромисса лишь условно положительный, он предполагает, что будет достигнута цель, лишь частично удовлетворяющая запросы сторон.

Сотрудничество – находится альтернатива, удовлетворяющая собственные интересы; взаимодействие и взаимовыручка по достижению супругами желаемых целей.

Избегание – индивид «уходит» от конфликта, не настаивает на своем и уж тем более – не спешит выполнять просьбы другого.

Кооперация и сотрудничество – продуктивные формы конфликтного поведения, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. Конкуренция и приспособление приводят к выигрышу одной стороны и проигрышу второй, компромисс – условно продуктивная форма конфликтного поведения. Стабильные пары в 60% случаях проявляют продуктивные формы ведения конфликта, что и позволяет им сохранять эмоциональное расположение и контакт.

Частота конфликтов возрастает при прохождении семьей нормативного кризиса.

studfiles.net