Отношения, психология, жизненные ситуации

Таблица самооценки по математике

ВПР. Математика. 5 класс. Тренинг, контроль, самооценка. Циовкин Ю.Ю.

В тетради представлены четыре варианта проверочных работ, в том числе один вариант с образцом решения, содержание и структура которых соответствуют образцам Всероссийской проверочной работы по математике для 5 класса (2017). Тренировочные упражнения позволят отработать выполнение заданий ВПР. Оценить уровень своей подготовки учащиеся смогут с помощью рекомендаций раздела «Самооценка». Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Для учащихся 5 классов, учителей, родителей.

Диагностический контроль 4

Вариант проверочной работы с решениями и ответами 4

Вариант 1 для самостоятельного решения 10

Вариант 2 для самостоятельного решения 14

Итоговый контроль 41

Вариант 1 для самостоятельного решения 47

Вариант 2 для самостоятельного решения 50

Итоговый контроль 59

Вариант для самостоятельного решения 59

Целью данного пособия является оказание помощи педагогам и родителям в подготовке учащихся 5 классов к Всероссийской проверочной работе по математике. Задания, представленные в пособии, полностью соответствуют ФГОС ООО.

Пособие состоит из четырёх разделов: «Диагностический контроль», «Тренинг», «Итоговый контроль» и «Самооценка».

Раздел «Диагностический контроль» включает в себя три варианта проверочных работ, структура которых соответствует демоверсии ВПР по математике для 5 класса. Первый вариант работы содержит решения и ответы, он дан в качестве образца. Выполнив задания какого-либо из следующих двух вариантов этого раздела, ребёнок обращается к разделу «Самооценка», проверяет ответы и решения и, следуя комментариям по оцениванию, выставляет себе баллы за каждое задание. Затем баллы суммируются и по таблице, представленной в начале раздела «Самооценка», переводятся в отметку по пятибалльной шкале. Как выполнять работу, ребёнок может прочитать в соответствующей инструкции, размещённой непосредственно перед вариантами работы.

Если какие-то задания проверочной работы вызвали затруднения, то после разбора их решения в разделе «Самооценка» можно перейти в раздел «Тренинг» и попробовать выполнить аналогичные задачи (кроме задач 13 и 14, выполнение которых не требует применения математических формул, а связано с умением рассуждать и применять нестандартный подход к решению).

Как только ребёнок почувствует уверенность в своих силах, можно предложить ему выполнить, а затем проверить и оценить работу из раздела «Итоговый контроль».

www.alleng.ru

Разработки уроков для учителей

Добро пожаловать на сайт, который помогает учителям и школьникам в учебе и работе!

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Ожившая графика. Ветвление — одна из трех (наряду с линейным выполнением команд и циклом) базовых конструкций алгоритмов. Все языки программирования имеют специальные операторы.

Сложные темы орфографии. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Предлоги. приставки. Практический материал.

Данная презентация содержит практический материал для повторения, закрепления и отработки орфограмм по темам : Суффиксы и окончания. Предлоги и приставки.

Классный час ко дню космонавтики в 1 классе «Гараринский урок. Космос — это . »

С глубокой древности человека манило и привлекало к себе звёздное небо. Прекрасное безграничное звёздное небо, которое сводит с ума своей непостижимостью и величием… В нём.

Мероприятие для детей дошкольного возраста c участием родителей «Моя любимая семья»

Этот семейный праздник доставилмного всем радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а мы – творческой фантазией.

Добавить эту разработку

Четыре дня штурма г.Кенигсберга

Презентация " Четыре дня штурма Кенигсберга" выполнена к очередной дате взятия г. Кенигсберга, Презентация содержит наглядную анимацию, звуковое сопровождение и.

Развитие лидерских качеств у обучающихся.

Данная проблема особо актуальна в настоящее время, так как только социально-активная личность сможет выбрать необходимую индивидуальную траекторию развития, которая позволит в.

Контрольная работа «Метод координат»

Контрольная работа по теме "Метод координат" содержит в себе пять заднаний, два варианта

«Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия в условиях конкуренции»

Курсовая работа по ПМ01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью» Предметом исследования выступает процесс управления коммерческой деятельностью.

Контрольно измерительные материалы по русскому языку для учащихся 2 класса. Тесты

Данные тесты построены на основе программы по русскому языку для 2 класса. Тесты надо предлагать учащимся по пройденному и хорошо усвоенному материалу. Все данные тесты содержат.

Мастерская робототехники

Реализация программы дополнительного образования "Образовательная робототехника» в творческом объединении "Мастерская IT"

videouroki.net

Компоненты умножения. Открытый урок: урок-путешествие. Математика, 2 класс

Открытый урок по математике во 2 классе

Тема урока: Компоненты умножения

  • Познакомить с названиями компонентов и результата умножения.
  • Закреплять понимание конкретного смысла действия умножения.
  • Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений.
  • Развивать логическое мышление, внимание.
  • Воспитывать честность, адекватность самооценки.
  • Тип урока: урок открытия нового знания, урок-путешествие.(путешествие в космос)

    Оборудование: наглядный материал, карточки с таблицами «Арифметические действия и названия их компонентов», изображения летающих тарелок и планет, карточки для самооценки и рефлексии.

    — Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

    — Проверьте свою готовность к уроку.

    Сегодня математика у нас.

    Должны мы хорошенько поработать,

    Чтоб гости, посмотрев на нас,

    Сказали: «Что за класс!»

    — Нам прислали послание инопланетные жители. Они приглашают нас к себе в гости. И даже прислали свои космические корабли, чтобы нам было комфортно путешествовать. Они просят вас для успешного путешествия взять с собой багаж. О каком багаже идёт речь, вы узнаете, решив следующие математико-буквенные выражения. (на доске)

    — Да, с таким багажом наше космическое путешествие будет очень интересным!

    — Поместиться на летающие тарелки, мы сможем, ответив на вопросы (по рядам):

  • Сколько хвостов у семи котов? (7)
  • Сколько носов у двух псов? (2)
  • Сколько ушек у двух старушек? (4)
  • — Итак, все в сборе, погрузились и готовы в путь. У каждого из нас есть свой бортовой журнал – тетрадь. Там мы запишем всё, что будет происходить в нашем путешествии.

    Запишите дату, классная работа.

    — Наш транспорт взлетает на счёт 10. Чтобы полететь, выполняем устный счёт – 10 заданий. Я читаю задание, а вы записываете только ответ.

  • Увеличить 16 на 20
  • Уменьшить 39 на 20
  • Сложи 50 и 14
  • К числу 14 прибавить столько же
  • От 77 отнять 11
  • На сколько 40 больше 32?
  • Какое число больше 60 на 8?
  • Какое число нужно вычесть из 56, чтобы получилось 6?
  • Сколько нужно прибавить к 80, чтобы получилось 96?
  • Я задумала число, прибавила к нему 14 и получила 26. Какое число я задумала?
  • Самопроверка по образцу: 36, 19, 64, 28, 66, 8, 68, 50, 16, 12.

    — У вас на партах лежат инопланетяне. Оцените свою работу. Если все ответы правильные – нарисуйте им 2 глазика, если что-то не так – только один глаз.

    Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

    — Итак, мы полетели. Но пока мы приближаемся к первой планете, давайте вспомним, какую большую тему мы с вами начали проходить?

    — Что мы уже узнали по этой теме?

    Жители этой планеты работают только на компьютерах. Их компьютеры умеют только складывать и вычитать. Компьютер выдаёт нам следующие примеры. (на доске)

    Попробуйте заменить их действием умножения.

    — Почему мы не все примеры заменили умножением?

    — Молодцы! Жители планеты благодарят нас, но отпускать дальше не собираются. Они хотят знать, как называются компоненты действий в оставшихся примерах. У вас лежат пустые таблицы. Заполним их.

    — Как называется это выражение? Как называются его компоненты?

    + сумма, слагаемое, слагаемое

    — разность, уменьшаемое, вычитаемое

    х – ага, а вот названия компонентов умножения мы-то еще не знаем! Вот это мы и узнаем на данном уроке! Как назовём тему урока? (Компоненты умножения)

    — Названия компонентов умножения вы узнаете в нашем бортовом компьютере – учебнике, на с. 96.

    1 ученик отвечает.

    Заполните таблицу на умножение.

    Проверим, как мы запомнили компоненты умножения. С. 96 № 1 – устно.

    — Назови множители и произведение в каждом равенстве.

    — Ура, жители планеты довольны нашими ответами и отпускают нас! Давайте немного отдохнём и отправимся дальше!

    Гимнастика для глаз, инопланетные движения руками, пальчиками.

    Задание № 2 (3 человека по очереди у доски, комментируют свой ответ)

    — Можно ли составить ещё примеры, которые будут подходить под условие? (нет)

    Самооценка. Оцените свою работу. Если все ответы правильные – нарисуйте своим инопланетянам 2 глазика, если что-то не так – только один глаз.

    — Жители этой планеты любят рассуждать больше, чем считать. И поэтому мы тоже с удовольствием выполним с ними задание № 3. Главное условие: сравниваем выражения, не используя вычислений. Объясняем только логически.

    2 человека по очереди у доски. 2 примера – самостоятельно, 1 человек – с обратной стороны доски.

    Проверка. Самооценка. Оцените свою работу. Если все ответы правильные – нарисуйте своим инопланетянам 2 глазика, если что-то не так – только один глаз.

    Планета – «Самостоятельная». Что это значит?

    Задание № 5 – сами в тетрадях. Оформляем решение в столбик.

    Фронтальная проверка. Самооценка. Оцените свою работу. Если все ответы правильные – нарисуйте своим инопланетянам 2 глазика, если что-то не так – только один глаз.

    — Мы летим дальше. И у нас на пути – планета «Озадаченная». Почему же она так называется?

    — Помогите жителям планеты. Они вот уже 125 лет не могут решит две задачки.

    — Что нам известно?

    — Что нужно найти? Можем ли мы это сделать сразу? Как?

    — Как можно решить эту задачу другим способом?

    — Какой способ удобнее? Почему?

    — Что нам известно? Делаем чертёж.

    — Что нужно найти? Можем ли мы это сделать сразу?

    — Что нам надо найти сначала? Как? Запиши первое действие.

    — Теперь мы можем ответить на главный вопрос? Как? Запиши решение с обратной стороны доски. В тетради – сами.

    Проверка. Какой ответ задачи?

    *Звезда — Блитц-турнир (если остаётся время)

  • Сколько ушей у 2 зайцев?
  • Сколько лапок у двух кошек?
  • Сколько ног у 5 воробьёв?
  • Сколько дней в двух неделях?
  • Сколько рук у 5 ребят?
  • Сколько ног у 2 жеребят?
  • У нас на пути Звезда «Любознательная». Она хочет знать всё, что мы узнали на уроке. Ответим на её вопросы:

    — Сколько вас сегодня путешествует? (решаем по рядам сложением. Можно ли это решить умножением? Почему?)

    — Что такое умножение?

    — Как называются компоненты умножения?

    — Вот мы и прилетели! Какое настроение у вас от нашего путешествия? Нарисуйте инопланетянам его. (Вывешиваем на доску)

    — С каким же настроением встречают нас жители всех планет!?

    — Посмотрите, какие они глазастые. Это признак ума! Давайте поаплодируем им и себе таким умникам!

    — Пора нам отправляться домой. Но чтобы мы не забыли об этом космическом путешествии, жители космоса оставляют вам подарок на дом. Откройте дневнички и запишите задание: с.95 правило, с.96 №1,2. Т.урок 111.

    — Всем спасибо! Урок окончен!

    Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ?? Я ценю ваше мнение!

    lit-dety.ru

    В данной разработке собраны "Листы самооценки" как на каждый урок, так и по предметам на конец года.

    Просмотр содержимого документа

    ИНСТРУКЦИЯ: оцени свою деятельность на уроке, поставь знак (+) в нужной ячейке.

    Выбирал необходимые данные

    Сотрудничал с учителем

    Работал с картой (учебником)

    Активно участвовал в беседе (класса, группы, пары)

    Работал самостоятельно с разными источниками информации

    Понятно и четко излагал информацию на уроке.

    Использовал свой жизненный опыт, чтобы объяснить…

    Высказал интересные идеи о …

    Формулировал выводы с использованием полученной информации.

    Могу использовать новую информацию в жизни.

    Меня заинтересовали следующие вопросы

    Узнал и понял новые понятия такие как….

    Выполнил верно самостоятельную работу.

    Лист самооценки и оценки знаний учащегося 1 класса

    2014 – 2015 учебный год

    (Показ цветом: Красный – знаю, зеленый – недостаточно знаю)

    Гласные после шипящих

    Буквы Ы, И после Ц

    Правописание ь знака

    Делить слова но слоги

    Построить числовую прямую.

    Читать и записывать числа в пределах 20

    Находить числа на числовой прямой.

    Определять длину отрезка в см и дм.

    Решать простые задачи.

    Оценочный лист . 1 класс

    Все звуки произношу правильно.

    Не все звуки произношу правильно.

    Всегда правильно ставлю ударение.

    Не всегда правильно ставлю ударение.

    Умею читать по слогам.

    Читаю по слогам и целыми словами.

    Умею читать небольшие тексты.

    Могу быстро и без ошибок читать небольшие тексты.

    Литературное чтение. 2 класс.

    Выбери правильные для себя ответы и отметь их:

    Я умею различать виды устного народного творчества.

    Я научился отгадывать загадки и сам их придумывать.

    Я хорошо определяю последовательность событий в произведении.

    Я научился читать стихи, передавая голосом настроение поэта.

    Я научился отличать стихотворение от рассказа.

    Я могу с помощью учителя составлять план произведения.

    Я научился отличать художественный и научно-познавательный текст.

    Я научился определять смысл произведения.

    Я научился выражать свое мнение.

    Я научился делить текст на части.

    Я умею пересказывать текст.

    Я придумываю сам рассказы.

    Я знаю что такое юмористическое произведение.

    Лист самооценки и оценки знаний учащегося 2 класса

    2015 – 2016 учебный год

    Правила: повествовательные, вопросительные, побудительные.

    Умение находить (составлять) повествовательные,

    Правило: восклицательные – невосклицательные предложения.

    Умение обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и,е,ё,ю,я, ь.

    Правило: имя существительное как часть речи

    Умение находить сущ. в предложениях

    Правило: имя прилагательное как часть речи

    Правило: глагол как часть речи

    Правило: предлог как часть речи

    Умение: правописание предлогов со словами

    Корень слова (понятие)

    Умение находить корень слова

    Однокоренные слова (понятие)

    Умение подбирать однокоренные слова

    Правило правописания безударных гласных

    Умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными

    Умение писать имена собственные

    Парные согласные в конце слова (правило их правописания)

    Умение: правописание парных согласных в конце слова

    Умение работать над ошибками с использованием памятки

    Знание слов из словаря

    Лист самооценки и оценки знаний и умений

    учащегося 2____ класса ____________________

    Земля – планета. Значение Солнца в жизни Земли.

    Знание планет Солнечной системы.

    Названия материков. Умение показывать по карте.

    Названия океанов. Умение показывать по карте.

    Понятия «горизонт», «линия горизонта».

    Причины смены дня и ночи, времён года.

    Основные свойства воды.

    Основные свойства воздуха.

    Основные группы животных: млекопитающие,

    Умение приводить примеры.

    Условия, необходимые для жизни растений и

    «ЛЕСЕНКА» — оцени свои знания в конце 2 класса

    Лист самооценки и оценки знаний

    учащегося 2______ класса ________________________

    Предметные знания и умения

    Последовательность чисел от 1 до 1000.

    Умение читать, записывать и сравнивать эти числа.

    Умение складывать и вычитать двузначные числа без перехода через разряд (устные вычисления).

    Умение складывать и вычитать двузначные числа с переходом через разряд (устно и в столбик).

    Знание понятий «прямая», «луч», «отрезок».

    Умение их чертить и определять длину отрезка.

    Знание порядка действий в выражениях.

    Умение расставлять порядок действий в выражениях без скобок и со скобками.

    Умение чертить угол, прямой, острый, тупой.

    Умение чертить прямоугольник, квадрат и

    находить их периметр.

    Умение умножать на 0,1.

    Знание таблицы умножения (на уровне автоматизированного навыка).

    Умножение и деление на 10.

    Знание таблицы умножения на 2 и 3

    Единицы длины. Метр. Миллиметр. Соотношение между единицами длины.

    Оценочный лист по математике

    Оценочный лист по технологии. 1 класс

    Изделие сделано аккуратно.

    Оценочный лист по технологии. 2 класс

    Над изделием надо еще потрудиться.

    Изделие сделано хорошо.

    Изделие сделано отлично.

    Оценочный лист. Работа в группе

    Активность на уроке (2 балла)

    Вклад в работу группы ( 3 балла)

    Выступление перед классом ( 3 балла)

    «5» — 8 баллов «4» — 6-7 баллов «3» — 5 и менее баллов

    Просмотр содержимого презентации

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Тигрицкая средняя общеобразовательная школа»

    Минусинского района Красноярского края

    учитель начальных классов Лишутина А.В.

    Оцени свою работу на уроке цветом

    ? Я все задания выполнял быстро и без ошибок.

    ? Я своими ответами приносил пользу всей группе.

    ? Я был активным в течение всего урока.

    ? Я достиг целей, поставленных в начале урока.

    multiurok.ru

    Методическая разработка по математике (4 класс) на тему:

    Разработка урока по решению межпредметной (математика + окружающий мир) проектной задачи «Покорение горы» для 4 класса. Предложена технологическая карта урока, презентация и раздаточный материал.

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по решению проектной задачи

    Учитель начальных классов: Стародубцева Лилия Алексеевна

    Часть 1 (деятельность учителя)

    Название проектной задачи

    Математика, окружающий мир

    Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

    1.Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией , представленной в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения.

    2.Развитие навыков сотрудничества в малых группах.

    3. Формирование коммуникативных компетентностей

    Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

    1.Комплексное использование знаний из разных учебных дисциплин.

    2.Работа согласно инструкции.

    3.Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных вариантах ( таблица, текст, схема).

    4.Умение выбирать оптимальный вариант решения.

    5.Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа.

    6.Обработка информации, формулировка выводов.

    1.Работа согласно алгоритму (умение действовать по плану).

    2. Работа с разными видами информации.

    3.Планирование учебного сотрудничества (взаимодействие, взаимопомощь).

    Планируемый педагогический результат

    1.Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможности применять его в нестандартных условиях.

    2.Применение навыков работы во взаимодействии.

    Способ и формат оценивания результатов работы

    В процессе решения задачи оценивается:

    — владение учащимися необходимым предметным материалом;

    — умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

    — умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи;

    Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем заполнения листа самооценки и наблюдения учителя. На основании этого делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

    Оборудование и материалы

    Раздаточный материал с заданиями, тексты и таблицы с необходимой информацией, проектор, мультимедийная презентация, листы самооценки.

    Часть 2 (деятельность ученика)

    Замысел проектной задачи

    Учащиеся отравляются в горы, для того, чтобы достичь вершины горы и установить на ней памятный знак в память о погибших всадниках. Для этого им нужно выбрать необходимое снаряжение, материал для памятника и вьючное животное, рассчитать аренду животного.

    Результат, который должны получить дети

    Выполняя задания, учащиеся должны добраться «до вершины», соорудить «памятник» и оценить свою работу в группе.

    Описание проектной задачи

    Старинная адыгейская притча

    В ауле жила красивая девушка. Многие хотели взять ее в жены. Она же сказала: «Кто доберется на коне до вершины горы по крутому склону, тот получит мое сердце и руку».

    Девушка была настолько красива, что если смотреть на нее – глаза заболят, и юноши со всех аулов кинулись покорять эту гору, но все они разбивались, и вскоре пошла молва, что девушка приносит несчастье…

    Вам предстоит покорить гору и на ее вершине установить памятный знак в память о погибших всадниках. Гора имеет пологий и крутой склоны. По пологому склону к вершине идет грунтовая дорога, а по крутому склону вьется узкая тропинка серпантин.

    А чтобы справиться с этой задачей, вам понадобятся знания из разных школьных предметов и умение работать сообща.

    Желаю вам успеха!

    В первую очередь необходимо вспомнить правила работы в группе. Последовательность выполнения заданий учащиеся должны определить сами. Учитель сообщает о том, что контроль за временем будет осуществлять он, но дети должны подумать каким образом распределить время.

    Для того, чтобы отправиться в горы, необходимо специальное снаряжение. Подумайте, что пригодится вам в горах? Рассчитайте, сколько будет весить ваш рюкзак.

    Воспользуйтесь приложением 1 «Снаряжение туриста».

    1. Зачеркните «лишние» вещи, которые не понадобятся в походе.
    2. Рассчитайте, сколько будет весить ваше снаряжение.
    3. Подумайте, какими еще предметами необходимо дополнить снаряжение.
    4. Помните, что вам помогут животные, но они повезут только груз (камни), который необходимо доставить на вершину горы.
    5. Снаряжение начинающего туриста (только то, что на нем надето) весит 8-10 кг, а рюкзак со всем остальным -20-25 кг.

      Комментарии к заданию 1

      Учащиеся должны обратить внимание на то, что среди предложенных предметов отсутствуют продукты питания и включить их в список.

      У подножия горы лежат груды камней. Вам необходимо выбрать те, которые вы доставите на вершину горы для воздвижения памятника.

    6. Вы располагаете таблицей горных пород с указанием их свойств. Проанализируйте свойства горных пород . ( Обратите внимание на прочность). Определите, какая из них подойдет для воздвижения памятника?
    7. Если данной информации недостаточно, обратитесь за помощью к учителю или к энциклопедии.
    8. Пропускает воду, хрупкий, бывает разного цвета: белый, серый, желтый, используется в строительстве

      Не пропускает воду, прочный, хорошо полируется, бывает разного цвета: красный, розовый, серый, используется в строительстве.

      Пористый, твердый, бывает разного цвета: розовый, красный, серо-зеленый.

      Комментарии к заданию 2

      На основании данных таблицы учащиеся могут сделать вывод, что они не обладают достаточными сведениями о туфе и им необходима дополнительная информация. Проанализировав свойства гранита, дети остановятся на нем.

      Восхождение к вершине

      Расстояние к вершине нужно преодолеть на вьючных животных и доставить груз массой 200 кг. Арендуйте одно или нескольких животных на сумму не более 50 динаров и в течение 4-х часов постарайтесь добраться до вершины.

      Вы располагаете следующими материалами:

    9. Схема горы (приложение 2)
    10. Таблица стоимости аренды, скорости и грузоподъемности вьючных животных (приложение 3).
    11. Тексты, содержащие информацию о вьючных животных (приложение 4)
    12. 1.В таблицу стоимости аренды, скорости и грузоподъемности вьючных животных внесите недостающие данные.

      2.Выберите, по какому пути вы будете доставлять груз (камни для памятника) на вершину горы.

      3. Рассчитайте, кто из животных сможет доставить груз за указанное время.

      4.Расчитайте, какое количество животных вам нужно арендовать, учитывая их грузоподъемность и стоимость аренды .

      Комментарии к заданию 3

      В начале работы следует рассмотреть схему горы и выбрать путь. Затем скорость движения животных и их грузоподъемность необходимо перевести в знакомую единицу измерения: версты – в километры, а пуды – в килограммы.

      Выбирая вьючное животное, дети должны обратить внимание на то, что

      -слоны и верблюды не используются как вьючные животные на горных тропинках- серпантинах;

      -собачья упряжка – это избыточные данные.

      Для доставки груза лучше всего подойдут мулы. Их следует арендовать несколько (4-5).

      Из гранитных камней, которые доставили на вершину горы, соорудите монумент в память о погибших всадниках.

      Вы располагаете следующими материалами: клей, ватман, «камни , на которых высечены слова».

      1. Вам необходимо сложить камни так, чтобы получилось высказывание, высеченное на них.

      2. Объясните смысл высказывания.

      Комментарии к заданию 4

      Первая часть этого задания не вызовет больших затруднений у детей. Гораздо труднее будет объяснить смысл, получившихся высказываний.

      1. Предъявление работы группы.
      2. Учитель знакомит с концовкой притчи.
      3. Однажды во время праздника жители аула увидели незнакомого всадника, скачущего к горе. Конь как стрела взлетел по крутому, таящему множество опасностей склону. Когда всадник остановил дрожащего от напряжения коня на вершине горы и снял головной убор и повязку, скрывавшую лицо, то все увидели, что это не юноша, а девушка. Она сказала: «Сколько еще будут погибать наши братья из-за этой девушки, я остановила это кровопролитие, гора теперь покорена»

        Каждая группа выбирает одного представителя, который представляет результат работы. Начинает отвечать группа, которая закончила работу первой. Дальше группы отвечают по часовой стрелке. Группа представляет решение одного задания. Другие группы дополняют ответ.

        -Удалось ли вам покорить гору? Какие качества и умения помогли вам решить поставленную задачу?

        Оцените свою работу и работу группы, используя лист самооценки.

        Учащиеся заполняют листы самооценки. Учитель предлагает высказаться детям по результатам работы в группе, рассказать, что получилось и, в чем испытывали затруднения.

        nsportal.ru

        Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики

        Один, который нас творил.

        Другой, который мы от века

        Творим по мере наших сил.

        Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка. По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.

        Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином” своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

        В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

        Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способена регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.

        Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. И конечно же, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей учащихся является математика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса математики.

        Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.

        Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваюсь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения моего предмета, ощущал своё развитие. Стараюсь пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше и ощутить духовную прибыль от изучения математики.

        Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

        Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

        1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

        Для этого учитель должен:

      4. показать учащимся, что любое обучение — органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
      5. ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
      6. сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
      7. выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
      8. 2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

        взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

        3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

        От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

        В результате этой работы:

        • во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
        • во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
        • Цикличная форма организации деятельности предполагает организацию работы в нескольких циклах со сходным строением этапов: формулировка или уточнение целей, генерация идей в рамках поставленных целей, выработка критериев для анализа, оценка и проверка предложенных идей и выработка нового представления о цели, назначении и личностном смысле деятельности. Переход от цикла к циклу позволит ученику, учитывая и перманентно уточняя требования задачи, на их основе генерировать всё новые идеи.

          Обобщения, производимые при самооценке себя, своей деятельности и самоконтроле своих действии позволяют ученику осознать рефлексивные рамки проблемной ситуации и расширить их. В свою очередь, это поможет нахождению новых параметров анализа условий задания. В каждом новом цикле деятельности эти обобщенные параметры анализа проблемной ситуации будут способствовать уточнению целей и появлению новых идей. Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы.

          Следовательно, в течение всего периода выполнения задания включается единый механизм рефлексивного самоконтроля, основанный на обобщении и анализе промежуточных результатов, поэтому оценивание и контроль своих действий учеником несколько раз периодически повторяются. То есть благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.

          Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести:

        • во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;
        • во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции.
        • в-третьих, к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.
        • Рассмотрю цикл работы на примере контрольной работы по теме «Деление десятичных дробей»

          Учащимся выдается текст контрольной работы в следующем виде:

          Критерии оценки Оценка Задания Трудности, прогнозируемые ошибки

          1. Выполните деление в столбик:

          2. Решите задачу:

          За три дня туристы прошли 35 км. В первый день – 0,3 всего пути. Остальной путь за второй и третий день поровну. Сколько километров прошли туристы в третий день?

          Какие ошибки можно допустить при выполнении этого задания?

          4. Решите уравнение:

          5. Сумма двух чисел 45,7. Одно число больше другого на 21,3. Найдите эти числа.

          К данной контрольной работе учащимися были выделены следующие критерии оценки, которые фиксируются в первом столбце (таблица 1):

        • 1 уровень – отказ от выполнения задания или все ответы ошибочны – 0 баллов.
        • 2 уровень – за каждый верно оформленный и правильно выполненный пример – 0,5 балла.
        • 3 уровень – правильное оформление и решение всех примеров – 3 балла.
        • По ходу выполнения контрольной работы учащиеся выписывают в последний столбец (таблица 1) возникающие у них трудности и сомнения по поводу правильности выполнения того или иного задания с объяснением, почему он так думает, а также оценивает себя по заданным критериям.

          2) На следующем уроке дети получают проверенные мною работы с содержательной оценкой и начинают соотносить оценку учителя по каждому критерию со своей оценкой, определяя, как получилась общая оценка всей работы.

          3) Далее учащиеся начинают разбираться с причинами ошибок и трудностей, возникших у них в ходе выполнения данной работы, заполняя таблицу № 2.

          Задача, в которой была сделана ошибка. Причины ошибки: Как избежать ошибки? Решение похожей задачи.

          Как действовал я? Как надо было действовать. Почему я ошибся?

          Таким образом, через систему таких уроков формируется диагностико-коррекционный способ работы над ошибками, который опирается на действие самоконтроля и самооценки.

          4) После определения причин ошибок начинается этап коррекции. С этой целью мной создается система специальных заданий. Многие из таких заданий я беру в книге «Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов», авторы С.Г. Манвелов, Н.С. Манвелов. Задания оформляются на карточках и располагаются на «столе заданий». К ним подбираются средства решения (это могут быть алгоритмы действий, правила, словесные указания, схемы, модели, чертежи), которые располагаются на «столе помощи». С помощью карточек-помощников дети работают над своими умениями, самостоятельно определяя объем и содержание тренировки, и консультируются в случаях затруднения у меня, или у своих товарищей. После тренировки ребенок переходит к работе на оценку, самостоятельно определяя время перехода к ней. Моя роль, как учителя, на данном этапе сводится к консультации ребенка по поводу соответствия выбранного задания, умению, которое необходимо отработать. Здесь же большое внимание необходимо уделять тому, как ребенок использует карточки-помощники и тому, чтобы средства, которые я предложила учащимся действительно являлись средствами организации детской работы.

          Таким образом, учитель имеет возможность не только консультировать учащихся по их запросу, но и проводить педагогическое наблюдение за становлением индивидуального действия: как ведет себя ученик при подборе задания; к кому и в какой момент обращается за помощью, какие задает вопросы; самостоятельно ли начинает и завершает работу на занятии; берет ли задание на дом и в каком объеме.

        • Обращение учащихся к диагностике причин ошибок по собственной инициативе в обстановке свободной от внешнего контроля;
        • Достоверность установленных при этом причин;
        • Осознанность данного действия учащимися – есть способность ученика описать те действия, с помощью которых он пришел к правильному решению.
        • Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую следующие приемы:

        • Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.
        • Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление «допущенных” ошибок. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
        • Учитель при объяснении «допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.
        • Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он «отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.
        • Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.
        • Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся «схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
        • Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.
        • Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как решать?”, «Каким приёмом воспользоваться?”, «Какой теоретический материал надо знать?”, «Что знаю?”, «Что не знаю?”, «Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.
        • Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.
        • На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
        • На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты». Приведу пример рефлексивной карты по теме «Система уравнений с двумя переменными»

          ЗУН Самооценка Оценка другим учеником Оценка учителя

        • что такое система уравнений
        • что такое корень системы
        • что значит решить систему
        • что такое график
        • алгоритм построения графика
        • графики элементарных функций
        • алгоритм решения системы уравнений графически
        • алгоритм решения системы уравнений способом подстановки
        • алгоритм решения системы уравнений способом сложения
        • определять степень уравнения
        • выражать одну переменную через другую
        • определять по виду уравнения его график
        • отмечать точку по ее координатам в координатной плоскости
        • строить графики элементарных функций
        • определять, является ли пара чисел решением системы уравнений
        • решать системы уравнений графически
        • решать системы способом подстановки
        • решать системы способом сложения

        Карта заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.

        «Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман.

      9. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности- М.:Знание, 1981.
      10. Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова- М.: Просвещение, 1966.
      11. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства- М.: Издательство Московского университета, 1988.
      12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания- М.: Издательство Московского университета, 1974.
      13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований- М.: Педагогика, 1986.
      14. Иржавцева В.П., Федченко Л.Я. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе изучения математики — Киев: 1988.
      15. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979.
      16. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся- М.: Просвещение, 2001.
      17. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики М.: Просвещение, 2005.
      18. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
      19. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности — Томск: Пеленг, 1993.
      20. Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике // Математика в школе №3, 1980.
      21. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике /Сост. Ю.Д.Кобалевский- М.: Просвещение, 1988.
      22. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдова- М.: Педагогика, 1982.
      23. Чуканцов С.М. Где ошибка? -Тула: Приокское книжное издание, 1976.
      24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Международная педагогическая академия, 1995.

      www.uchportal.ru