Отношения, психология, жизненные ситуации

Тренинг формирования адекватной самооценки

Формирование адекватной самооценки

Рекомендации по формированию (воспитанию) адекватной самооценки у детей

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками.

Для формирования адекватной самооценке родители должны оказывать ребенку психологическую поддержку. Вербально и невербально родители должны сообщать ребенку, что верят в его силы и способности.

Родителям необходимо пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной оценки и формируют уверенность ребенка в себе.

Слова и фразы, поддерживающие ребенка:

Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.

У тебя все получится!

Что ты думаешь по этому поводу?

Это серьезное дело, и я уверена, что ты с ним справишься.

Я горжусь тобой!

Я рад твоей помощи.

Хорошо, благодарю тебя.

Я рад, что ты в этом участвовал.

Все идет прекрасно!

Все мы люди и все мы совершаем ошибки.

В конце концов исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Поведение и действия, поддерживающие ребенка:

Обнять его, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу.

Посидеть, постоять, поиграть с ребенком, беседовать с ним и слушать его.

Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех.

Слова и фразы, разрушающие веру ребенка в себя:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать гораздо лучше.

Ты мог бы постараться сделать лучше.

Ты с этим не справишься.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сделаю.

Ты плохой ребенок!

Ты ничего не понимаешь.

Я тебя больше не люблю.

По материалам Гиппенрейтер Ю.Б. — Общаться с ребенком. Как?
psychologiya.com.ua

Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки

4. Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки

Занятие № 1. «Знакомство»

Цель: Установление контакта с участниками. Создание доверительной атмосферы. Достижение взаимопонимания в целях работы программы

формация о себе и о программе, о своих личных целях.

Создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль

Демонстрация демократического и безопасного стиля

Первые попытки совместного

Материал для анализа атмосферы в группе

Занятие № 2. «Игра «пустыня»

Цель: Сплочение коллектива с помощью игры «Пустыня».

Занятие № 3. «Самооценка»

Цель: Осознание возможности формирования адекватной самооценки.

Занятие № 4. «Сказка»

Цель: Возможность отреагирования значимых эмоций и выявление внутренних конфликтов и затруднений.

Занятие № 5. «Проблемная ситуация»

Цель: Тренировка навыков оценки проблемной ситуации

Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями».

Обсуждаются проблемы, возникавшие последние месяцы, и о том, как участники вели себя в этих ситуациях

Выделение основных стратегий поведения человека

(разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание)

Цель: Выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе.

Цель: Возможность усилить позитивное отношение к своему телу, укрепляя тем самым фундамент самооценки подростка.

Цель: Тренировка навыков выражать свои ощущения и высказывать окружающим свою точку зрения.

Вхождение в атмосферу

Цель: Навыки формирования активной жизненной позиции.

Занятие № 10. «Заключительное»

Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.

После окончания коррекционной работы проведена повторная диагностика, в обеих подгруппах. Были получены следующие данные.

Самооценка учащихся в экспериментальной группе повысилась в отличие от учащихся в контрольной группе, хотя и в этой категории произошли изменения. (см.таблица№5.)

Самооценка учащихся контрольной и экспериментальной групп после проведения работы по повышению самооценки.

Так же можно говорить и об успеваемости. В экспериментальной группе успеваемость выросла по отношению с началом коррекционной работы. В группе «А» стало 18%, в «В» и «С», так же соответственно 41% 23,5%, а группа «D» уменьшилась на 17,5%. Данные приведены в таблице № 6.

Успеваемость учащихся экспериментальной группы после проведения работы по повышению самооценки.

Если сравнивать результаты в контрольной группе до начала коррекционной работы и после, то можно отметить, что успеваемость улучшилась лишь немного, в отличие от экспериментальной. Так 11,5% учащихся перешли из группы «D» в группу «С». Данные приведены в таблице №7

Сравнительные результаты экспериментальной группы, после проведения работы по повышению самооценки.

Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, мы видим, что, работая над повышением самооценки учащихся, мы смогли добиться улучшения их успеваемости. Часть учащиеся из группы «В» перешли в группу «А», что составило 18%, а первоначально было 0%, число учащихся группы «D» уменьшилось на 17,5%, в то время, как к контрольной группе изменилось лишь количество учащихся в группах «С» и «D»: увеличилось число учащихся в группе «С» и уменьшилось в группе «D» — 35,5% и 23,5% соответственно.

Данные приводятся в таблице № 8.

Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп, после проведения работы по повышению самооценки учащихся.

www.kazedu.kz

Настрой на повышение самооценки

свободный график использования

  • ↔ настраиваемая продолжительность просмотра
  • -0- абсолютно никаких ограничений
  • Нейрокорректор «Настрой на повышение самооценки» предназначен для развития уверенности в себе и формирования в сознании устойчивого позитивного отношения к своей личности. Усовершенствованные алгоритмы осознаваемого и подпорогового воздействия на психику делают эту программу одним из самых эффективных и мощных средств быстрого повышения самооценки.

    Что дает правильная самооценка?

    Человек с адекватной самооценкой абсолютно спокоен, уравновешен и уверен в себе. Он знает на что способен и чего стоит по жизни. Негативные оценки окружающих, необоснованная критика и провокационные заявления оппонентов на него просто не действуют. Такой человек невольно вызывает уважение, к нему прислушиваются, ему доверяют, за ним идут.

    Нейрокорректор «Настрой на повышение самооценки»:

    1. способствует быстрому формированию адекватной самооценки
    2. многократно увеличивает уверенность в себе и своих возможностях
    3. развивает самоуважение и позитивное отношение к внутреннему «Я»
    4. настраивает на легкое преодоление психологических проблем
    5. формирует правильное отношение к неприятностям и сложным жизненным ситуациям
    6. уменьшает тревожность и склонность к неоправданному обвинению самого себя
    7. повышает жизненный тонус и заряжает психику энергией
    8. препятствует развитию личностных психологических кризисов
    9. снижает зависимость от чужого негативного мнения

    Мы не утверждаем, что наш нейрокорректор лучшее средство для повышения самооценки, мы просто предлагаем Вам самим в этом убедиться!

    Информация о нейрокорректоре «Настрой на повышение самооценки»

    Операционная система: Windows (любая)

    Оперативная память (ОЗУ): 512 Мб (рекомендуется 1 Гб и более)

    Тактовая частота процессора: от 1.5 ГГц (рекомендуется 1.9 ГГц и более)

    Видеокарта с 64 Мб ОЗУ (рекомендуется 128 Мб и более)

    psi-technology.net

    Что такое адекватная самооценка?

    Формирование адекватной самооценки у ребенка – это одна из основных задач для родителей. Такой навык поможет ему легко развиваться, быть мобильным.

    Важно уметь разделять ребенка и его поступки. То, что он совершил что-то плохое, не значит, что плохой и сам ребенок. Ваш малыш должен мыслить примерно так: «Я хороший и мне по силу исправить собственные ошибки». Такая позиция станет дополнительным стимулом на пути к совершенствованию себя.

    Формирование адекватной самооценки младших школьников стоит начинать с решения их проблем.

  • Важная составляющая каждой личности – внешность. Ребенок часто может комплексовать по поводу конопушек, кривого носа, не кудрявых или кудрявых волос и т.п. Переубедить его в том, что он красив, сложно. У ребенка всегда найдутся контраргументы, или начнутся капризы. Важно сказать, что он для своих родителей самый лучший, что они в него верят и знают, что он добьется успеха. Такая родительская позиция вызовет и у малыша, и у подростка веру в себя и желания чего-то добиваться.
  • Для девочек особо важна их внешность. Родители могут провести для дочки фотосъемку. Это хороший способ объяснить любому ребенку, что он красив по-своему. Глядя на фотографии можно подчеркнуть, что девочка умеет хорошо позировать, что у нее красивые большие глаза и т.п.

    • Вспомните вместе с ребенком радостные моменты, когда он был счастлив и не задумывался о своей внешности. Это даст положительный эффект.
    • Существует мнение среди психологов, что школьные классы нужно формировать, исходя из способностей и степени развитости каждого ребенка, а не по возрастному критерию. Для развития способностей ребенок должен заниматься еще чем-то помимо школьной программы. Отдайте его в интеллектуальные кружки, в музыкальную школу или кружок моделиста-конструктора – в зависимости от увлечений. Это создаст ребенку полноценный круг общения по интересам и, конечно же, будет развивать его дополнительно.
    • Высокая адекватная самооценка научит ребенка отстаивать свое мнение. Он будет уметь аргументировать свое мнение и при этом сохранять спокойствие. Адекватная самооценка младшего школьника будет способствовать его успехам в учебе.
    • Научитесь убеждать малыша в том, что у него есть свои достоинства. С помощью этого и будет закладываться адекватная самооценка личности.
    • Хорошим тренингом в этом случае будет запись достоинств и недостатков на бумаге. В один столбик записываете все хорошее, а в другой – неудачи. Каждую неделю можно добавлять новые достижения ребенка. Это станет наглядным примером его способности к самосовершенствованию. Ребенок научится анализировать свои поступки. Такие тренинги можно проводить с раннего детства. Таким образом будет формироваться адекватная самооценка дошкольников.

      Основным ключом к правильному развитию самооценки всегда остается родительское уважение, умение видеть не ребенка, а формирующегося человека.

      Основные правила поведения для родителей:

    • Запомните, ваш ребенок индивидуален, и не стоит его сравнивать с другими.
    • Оценивайте его объективно, не умаляя его достоинств, ну и не перехваливая.
    • Помните, что ваш ребенок, прежде всего, человек. Не относитесь к нему иронично, «свысока».
    • Главные критерии в формировании самооценки – честность, доброта, справедливость. Эти правила распространяются как на ребенка, так и на родителей. Умейте признать, если были не правы.
    • Анализируйте поступки ребенка отдельно от его личности.
    • Будьте гибкими в воспитании. Не стоит устанавливать жестких правил, смотрите по ситуации.
    • За ребенком всегда должно оставаться право выбора.
    • Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

      Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

    • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
    • избавляет от повышенной возбудимости
    • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.
    • schoolofcare.ru

      Программа Формирование адекватной самооценки у слабоуспевающих подростков

      Автор публикации: Кровопускова О.В.

      Дата публикации: 2016-06-11

      «Формирование адекватной самооценки

      у слабоуспевающих подростков»

      На протяжении всей жизни человека, на каждом этапе его социокультурного развития самооценка играет очень большую роль. И семья, и школа одинаково способствуют развитию у ребенка как положительных, так и отрицательных представлений о себе. В результате совместной деятельности и общения родители, братья и сестры, учителя и сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет собой большую ценность для окружающих. Так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное.

      Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований ( Бернс Р. Божович Е. и др.) говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Это особенно характерно для детей, живущих в неблагоприятных жизненных условиях, детей, которые учатся хуже своих возможностей, бросают школу, наконец, для тех из них, кто становится малолетними правонарушителями .

      Самооценка очень сильно влияет на учебную деятельность. По результатам многочисленных исследований выяснилось, что испытуемые со средней самооценкой имеют, в основном, хорошую успеваемость и уступают первым в уровне учебной мотивации. Преподаватели характеризуют их не как заинтересованных и активных, а как способных и дисциплинированных, способных скорее к пересказу, чем к собственному анализу материала.

      Испытуемые с низкой самооценкой отличаются посредственной успеваемостью и получают характеристики безынициативных, незаинтересованных, неактивных. Иногда у них наблюдается угасание интереса к изучаемым дисциплинам. Очень важно, что это падения интереса не всегда связано с разочарованием в учебе, нередко является следствием разочарования в себе.

      Подросткам с высокой оценкой свойственна отличная успеваемость, интерес к учению и активность в нем, глубина и прочность знаний, самостоятельность в анализе изучаемого материала.

      Адекватная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек, особенно подросток, думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

      Знания об ученике, учет его психологических особенностей помогают правильно спланировать коррекционную работу с ним.

      При коррекционной работе важное значение имеют продукты деятельности подростков (рассказы, рисунки и др.), игры-упражнения. Однако слабоуспевающие подростки с трудом входят в контакт , могут отказываться принимать участие в игре, отвечать на вопросы психолога. В таких случаях необходимо постараться обеспечить подростку комфортное пребывание в группе коррекции.

      Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов: Лидерс А.Г.‹‹ Психологический тренинг с подростками››,Петрушкин С.В.‹‹ Психологический тренинг в многочисленной группе››, Прутченков А.С.‹‹ Социально психологический тренинг в школе›› .

      Программа психологической коррекции включает три этапа:

      Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

      • Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

      • Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, формирование чувства доверия и уверенности в себе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность, закрепление позитивного отношения к себе.

      • Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем.

      Программа направлена также на развитие средств самопознания подростков, на повышение представлений о собственной ценности на развитие мотивов межличностных отношений, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении.

      Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

      Подростковый возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии.

      Подросткам необходимо создать условия для групповых дискуссий, группового принятия решение, принятие ответственности за решение. Стимулировать проявление обратной связи в группе, проявления рефлексии.

      Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитывается на срок 6 недель. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не должна превышать одного школьного урока, два раза в неделю. Каждому подростку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

      Каждое занятие построено по единой схеме:

      2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в ситуацию “здесь и теперь”, рефлексируя свое актуальное эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и переживаниях).

      3. Основная часть (подвижные игры и пассивные упражнения — и те, и другие заканчиваются обсуждением и рефлексией)

      4. , Рефлексия прошедшего занятия по схеме:

      а) Как вы себя чувствуете сейчас?;

      б) Выполнение, какого задания вызвало наибольшие трудности? 5. Прощание.

      Традиционная схема занятий сама выполняет психотерапевтическую функцию, являясь ритуалом, оказывающим позитивное влияние в силу своей повторяемости, помогая включиться в ситуацию “здесь и теперь” и снятию эмоционального напряжения.

      Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требует специальных материалов: нужны лишь звездочки-основы для визиток, тетради для рисования и записей, наборы цветных карандашей, скотч.

      “ В начале работы группы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. При этом вы в праве взять себе любое имя: свое настоящее, игровое или своего друга или знакомого, реально политического деятеля или литературного героя и т.п. Представляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди, так чтобы все могли прочитать ваше имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

      У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, сделать свои визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача представления — подчеркнуть свою индивидуальность. Для этого мы сядем в большой круг, по очереди называя себя, вы объясните, почему взяли именно это имя на время тренинга. Необходимо подчеркнуть свои особенности, которые действительно выделяют вас из окружающих, являясь стержнем вашей индивидуальности”.

      После того, как мы выбрали имена и познакомились, приступим к изучению основных правил социально-психологического тренинга. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже лежат в основе работы практически всех групп. Сейчас мы обсудим основные из них. А затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила:

      Доверительный стиль общения.

      Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на ?ты?. Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и ведущего, не зависимо от возраста, социального положения, жизненного опыта.

      Общение по принципу ?здесь и теперь?.

      Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает “механизм психологической защиты”. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из нас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

      Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрыть собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа: “Большинство людей считают, что…” на такое: “Я считаю, что…” отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяя фразу типа: “Многие меня не поняли” на конкретную реплику: “Оля и Соня не поняли меня”.

      Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.

      Конфиденциальность всего происходящего в группе.

      Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том , что никто не расскажет о переживаниях человека, о том о чем он поделился во время занятий. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме члена группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

      Определение сильных сторон личности.

      Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее доброе слово.

      Недопустимость непосредственных оценок человека.

      При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: “Ты мне не нравишься”, а говорим: “Мне не нравится твоя манера общения”.

      Разнообразие контактов и общения с различными людьми.

      Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

      Активное участие в происходящем.

      Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны другие люди.

      Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку, возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

      Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет своё имя в сочетании с именем прилагательным (например: весёлая Валентина). Второй участник вначале называет первого участника, затем своё имя так же в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя и так — вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем — себя.

      “ Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращались. Разумеется обращение начинается с имени, которое написано на визитке данного человека”.

      “ Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок к вам. В течении 5 минут вы должны набросать ?психологический портрет? этого человека. Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В ?портрете? должны быть не менее 10 – 12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет”.

      «Вспомните и запишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие вам люди, ваши знакомые. Задумайтесь, кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что — то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение:

      Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так?

      Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? А теперь вспомните и запишите кого и когда вы называете ласково. Что вы при этом испытываете сами? А люди, с которыми вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?».

      Участникам группы предлагается вынуть из конверта вопрос, написанный на полоске бумаги, и ответить на него. На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по кругу. Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказываться о том, что волнует, интересует членов группы, узнать каковы их ценности, убеждения.

      Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

      Если бы вы смогли на недельку поменяться местами с кем – либо, то кого бы вы для этого выбрали? Почему?

      Если бы добрая фея обещала выполнить три ваших желания, то чтобы вы пожелали?

      Если бы вы в течении одного дня были невидимыми, то как бы вы этим воспользовались?

      Ваша любимая книга?

      Какого человека вы считаете великодушным?

      По каким критериям вы выбираете себе друзей?

      В какой стране вы хотели бы жить?

      Если бы вам предложили наметить план вашей жизни, какими бы были три самые главные цели?

      Чем вы любите заниматься в свободное время?

      Если бы вам не мешали всевозможные жизненные обстоятельства, то в какое учебное заведение вы бы поступили?

      “ У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувства внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании своих сильных сторон не берите ?в кавычки? слова, внутренне отказываясь от них. Вы можете также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.

      Затем мы сядем в большой круг и выслушаем ваши записи и комментарии к ним. На выступление вам дается 2 минуты”.

      « Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто был это человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Сколько своих добрых дел вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы всё время в ответ ждёте благодарность в виде, подарка или услуги? Проанализируйте свои привычки. Есть ли среди них привычка делать добро? « .

      Вы даёте пять минут для того, чтобы участники письменно ответили на эти вопросы. Затем группа садится в круг и участники по очереди высказываются.

      Доброта лежит в основе взаимоотношений людей. Это крайне важно для эффективной работы тренинга. В самом начале работы участники должны настроиться на доброе отношение друг к другу, иначе им будет трудно от души, искренне выполнять правила группы. Участники должны внимательно выслушивать выступавшего. Только научившись именно так воспринимать слова человека, участник тренинга сможет увидеть себя его глазами. А это открывает возможность для дальнейшего личностного развития.

      “ Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Хорошо если есть фотография этого человека. А если нет? Что делать? Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о ?пароле?, по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.

      Давайте уйдем от этого стериотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки. Время для этой работы – 5 минут. Затем мы обсудим ваши записи и ощущения, которые возникли у вас во время выполнения этого задания”.

      “ В прежние времена на воротах замка и на щите рыцаря писали девиз рода, то есть краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Сейчас мы подумаем над девизом каждого из нас. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом, к окружающим людям, е себе.

      На формулировку девиза вам дается 5 минут. Вы можете спокойно поработать, вспоминая известные вам девизы, изречения, высказывания, мудрые мысли и т.д. затем вы по очереди зачитаете свои девизы другим членам тренинговой группы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения”.

      “ Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверено в этом мире. Но этого мало. С помощью этого умения вы можете решать массу вопросов и проблем, которые возникают в жизни любого человека. Еще раз внимательно вдумайтесь в слова Генри Форда. Он говорит о причинах своего успеха – пойми точку зрения другого человека и посмотри на вещи с двух точек зрения: с его и со своей.

      Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним. Помните, что важно понять человека, его позицию, но при этом не забывая себя, свои интересы, потребности и т.д.”.

      Члены группы встают по принципу ?карусели? то есть лицом друг к другу и образуя два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. По сигналу участники внешнего круга делают одновременно один шаг вправо и оказываются перед новым партнером.

      Каждый раз роль участника задаете вы: 1 “перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече”.

      Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2 – 3 минуты. Затем вы даете сигнал, участники должны в течении 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти к новому партнеру. Эти правила распространяются на ниже идущие ситуации.

      2 “перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится”.

      3 “перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот – вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его”.

      4 “вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…”

      5 “после длительной разлуки вы встречаете вашего любимого, вы так рады этой встрече. И вот наконец он рядом с вами”.

      “ Один из самых близких людей, которого вы, наверное, хорошо знаете вы сами. Действительно, кто лучше вас знает ваши особенности, привычки, желания. Каждый из вас в течении 5 минут должен составить подробную психологическую самохарактерискику, включающую не менее 10 — 12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу вас узнать. Это должно быть психологическое описание вашего характера, ваших привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей.

      После написания характеристик вы сдадите их мне. Перемешав листы, мы начнем зачитывать ?автопортреты?. Остальные члены группы должны по тексту узнать автора. Вы вправе вносить коррективы в автопортрет участника например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые удалось увидеть во время занятий.

      Один из участников садится в центр круга, каждый из участников обращается к нему по следующей формуле: «Когда ты делаешь (говоришь) то — то и то — то или ведёшь себя так -то и так — то, то у меня возникают такие чувства или мне кажется, что это значит то — то и то — то».

      Высказывания должны быть по возможности конкретны, используется только информация, полученная за время прохождения занятий. Следует избегать определений и оценок типа «нравится», «хорошо», «плохо». Описанную процедуру проходит каждый участник группы. Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссий, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратные связи, не помогать и не подсказывать словом, не защищаться от обратной связи.

      Продолжается до тех пор, пока ни кто уже ему не сможет ничего сказать. После того, как все участники высказались, участник, относительно которого производились высказывания, расскажет, что он из этого извлёк, что принял, что отвергает.

      Произвольно выбираются две пары. Им предлагается принять участие в соревновании: «кто больше скажет комплиментов». По сигналу ведущего один из партнеров в паре начинает говорить комплименты другому. Остальные участники делятся на две группы. Первая внимательно следит за тем, чтобы комплименты не повторялись, иначе будет засчитан проигрыш, вторая — за тем, чтобы комплименты были «качественными». Если упражнение затягивается, ведущий может остановить его для последующего обсуждения. Участники пытаются описать свои ощущения; испытывали ли они неловкость в явно искусственных ситуациях общения, которые к тому же усугублялись соревновательным моментом; испытывали ли они некие положительные эмоции? Почему? С чем это связано? Ведущий направляет разговор в русло серьезного анализа.

      “ У каждого из нас в детстве есть любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Это как бы связывает нас с чудесным миром детства, когда мы были самыми счастливыми, получив игрушку? Что это? Плюшевый мишка? Кукла? Как ее звали? И где она сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и о своих чувствах которые вызвали эти воспоминания. Будьте предельно искренни и откровенны, поделитесь своими детскими радостями и огорчениями. Ведь вы уже достаточно хорошо знаете друг друга. И приступайте…

      “ Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем доверить друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовке. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будите по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным. Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы не искренны и неоткровенны, вам придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз ответить. Кто хочет первым?”

      Примерное содержание карточек:

      “ Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…”

      “ Мне очень трудно забыть, но я…”

      “ Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…”

      “ Мне бывает стыдно, когда я…”

      “ Особенно меня раздражает то, что я …”

      “ Мне особенно приятно, когда меня…”

      “ Знаю, что это очень трудно, но я…”

      “ Иногда люди не понимают меня, потому что я…”

      “ Думаю, что самое важное для меня…”

      “ Когда я был маленький, я часто…”

      “ Вы уже многое узнали о себе и о других членах группы. Многое мы смогли и понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Не всегда все устраивало нас друг в друге. Сегодня каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах, т. е. О том, что он осознает в себе как комплекс, как внутренний барьер страх или иную помеху, который в чем-то мешает. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках; важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Это может быть и положительная черта, но в ее крайнем проявлении, например, отзывчивость- вы не можете никому ни в чем отказать, хотя сами от этого страдаете. На это вам дается 3 минуты.

      Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить.

      Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры.

      Выберите одного из ваших товарищей по группе и изложите ему эти контраргументы, подтвердив их примерами.

      В каждом из нас до сих пор находиться ребенок.

      Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми.

      Основа нашего жизненного сценария- то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас радные и учителя.

      Какой из этих списков длиннее? Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?

      Перед студентами ставиться задача: выбрать себе иностранное имя и заявить о себе присутствующим от этого имени. Студенты по кругу выполняют задание. Затем каждый высказывается о своих ощущениях, почему он избрал это имя.

      -Случаен ли выбор тех имен, которые мы себе присваиваем?

      -Какую роль в жизни человека играет его имя?

      -Не испытывает ли кто-нибудь из вас дискомфорт от своего имени? Принимаете ли вы его?

      Один из участников садится в центр круга. Группа задает ему 5 вопросов. Это могут быть вопросы в рамках определенной социальной роли или любые другие. Например, вопросы как студенту, как будущему учителю, как сыну( дочери) и т.д.

      Затем следующий желающий садиться в центр круга. Ему также задаются 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

      Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является, может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких “но”, “если” и т.д. Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пересекать каждую попытку самокритики, самоосуждения.

      Другие члены группы не задают вопросы, не высказываются, они остаются только слушателями. Через 3-4 минуты начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся по очереди.

      После этого преподаватель предлагает всем попытаться провести “инвентаризацию” своих сильных сторон и записать их в тетрадь.

      Затем студенты объединяются в группы по 2-3 человека и обсуждают, как смогли бы они, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-то по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями.

      В заключение участники возвращаются в общий круг и рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны.

      “ Приветствуя, сегодня друг друга, мы будем опираться на наши ассоциации, вызванные миром животных или птиц. Вступая в контакт со своим партнером, вы должны сказать ему, с каким животным (птицей) вы связываете его образ, и объяснить, что лежит в основе вашей ассоциации. Участники располагаются тради­ционно в общий круг, и первый обращается к партнеру, например, сидящему справа, уста­навливая контакт. Таким образом, этюд приве тствия осуществляется по кругу.

      Во время разговора двух участников оста­ льные члены группы должны внимательно слушать, отмечать как положительные, так и отрицательные стороны контакта. Участник, который не может сразу сказать, какое живот­ ное или птицу напоминает собеседник, вправ е пропустить контакт, но он должен извини­ ться перед партнером и попросить разреше­ ния объяснить свою ассоциацию, но только после окончания этюда”.

      “ Каждый член группы должен сейчас выбра ть себе партнера. В течение 3 минут один из вас в устной форме будет описывать состояние, настроение, чувства, желания своего партнера. Тот, чье состояние описывают, долже н или подтвердить правильность и достове рность предположений, или опровергнуть их. Оба партнера вправе комментировать выска зывания друг друга. Настройтесь на пониман ие друг друга, посмотрите на человека, ко торый сидит рядом с вами. О чем он сейчас думает, что чувствует, о чем мечтает? Именно он, а не кто-то другой, и тем более — не вы! Ведь другой человек — это целый мир! Приоткройте его для себя. Как вы думаете, что вас ждет в этом путешествии в другой мир? Время на обмен информацией в одной паре — 5 ми­ нут.

      Затем вы поменяетесь ролями, и тот, кто «писывал состояние партнера, будет слушать о себе”.

      “ Сформулируйте основные цели, кото рых вы хотели бы достичь в ближайшее вре­ мя. Что вас ждет в перспективе? К чему стре­ мится ваша душа? Или, может быть, вас ждут какие-то важные, но не зависящие от вас дела? Итак, четкая и ясная перспектива ваших це­ лей:

      Мои основные цели:

      А теперь главное — подумайте, какие конкретные шаги нужно сделать для достижения этих целей. Что можете сделать только вы? Кому придется обратиться за помощью?

      У вас есть на это 10 минут. Успехов вам!”

      “ На этот раз традиционное приветствие в начале занятия мы проведем в виде светского приема. Все члены группы, свободно передви­ гаясь по комнате, должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т. е, подчеркивать лучшее качество партнера, ко­ торое вы в нем видите и цените больше все­го. Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы”.

      “ Сегодня последнее занятие тренинга. Мно­ гое мы узнали друг о друге, многое успели сделать. Сейчас мы проведем серьезное и по­ лезное упражнение. Один из вас на некоторое время станет “обвиняемым”. Он садится на от­ дельный стул. С левой стороны от него в один ряд садится половина участников, которые выступают в роли “прокуроров”. Их основная задача — найти слабые стороны “обвиняемо­ го”. “Прокуроры” могут выдвигать свои обви­ нения либо коллективно, когда от имени группы выступает один представитель, выра­ жающий общее мнение после обсуждения всех поступивших предложений, либо инди видуально.

      Другая половина группы (сидящая с пра­ вой стороны от “обвиняемого”) выступает в роли “адвокатов”, основная задача которых — указать присутствующим на положительные, сильные стороны “обвиняемого”. Эта группа также может работать либо коллективно, ли­ бо индивидуально. Задача участников — ак тивно отнестись к личности “обвиняемого”, помочь ему еще раз более полно осознать как свои слабые, так и сильные стороны. После высказываний “прокуроров” и “адвокатов” у “обвиняемого” есть право задать любой из сторон вопросы, если ему что-то непонятно в “обвинениях” или в “доводах защиты”.

      В конце занятия проводится подведение итогов. Затем каждый участник отвечает на вопросы, возникающие у других членов груп­ пы. Активно включается и сам тренер, кото­ рый теперь может поделиться и своими впе­ чатлениями о группе (в разумных и допусти­ мых пределах).

      И в заключение каждому из вас пожелание: “Мужества — изменить то, что можно изме­ нить в себе.

      Смирения — принять то, что изменить в себе невозможно.

      Разума — чтобы отличить одно от другого”.

      Участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один из участников рассказывает другому, какое хорошее впечатление тот на него произвел. Говорить следует тепло и искренне. Партнер, выслушав и поблагодарив, старается сказать в ответ как можно больше хорошего. Затем участники обмениваются впечатлениями.

      В конце тренинга

      Участники группы делятся впечатлениями по поводу проведенного занятия. «Что понравилось?», «Что нет?»,»Что узнали нового?» Проводится итог и анализ тренинга.

      docbaza.ru

      Исцеление внутреннего ребенка — основа счастливой жизни

      ? общение, обсуждение заданных тем в общем круге;

      ? работа с убеждениями;

      3 дня, чтобы наладить отношения с собой и миром!

      Почему работать с Внутренним Ребенком необходимо каждому?

      • Сегодня многие чувствуют себя потерянными и несчастными. У кого-то не складывается личная жизнь, другим не нравится работа, а кто-то боится жизни, его снедают необоснованные страхи и тревоги.
      • Внутренний ребенок — это базовая часть нашего подсознания, и хотя детство давно в прошлом, его частичка живет в нас и оказывает влияние на наше настоящее и будущее.
      • Нет человека, который ребенком не сталкивался бы с разочарованием, обидами, насмешками и запретами, убивающими его мечты. Со временем мы просто перестаем быть собой и не можем понять, чего мы хотим на самом деле.
      • И даже если вы не знаете что делать с внутренним ребенком, вы можете чувствовать как его особенности проявляются в вашей жизни. Наш характер, самооценка, страхи — закладываются в детстве. Установки эти сидят так глубоко в подсознании, что становятся частью нашей личности. И исправить их можно только исцелив своего Внутреннего Ребенка.
      • Проработка детских травм меняет судьбу человека!
      • Что дает участие в тренинге?

      • Избавишься от груза обид, ограничений и страхов, которые сковывали тебя все это время, мешая стать счастливым.
      • Освободишься от родительских моделей и начнешь жить, как хочешь ты.
      • Сможешь лучше понять своих детей и помочь им вырасти счастливыми.
      • Почувствуешь радость, легкость и уверенность в себе. как будто опять стал ребенком!
      • Получишь навыки как лечить внутреннего ребенка
      • Ты поймешь: кто ты есть, зачем пришел в этот мир, чего хочешь на самом деле. Узнаешь свое истинное предназначение.
      • И конечно же на тренинге внутренний ребенок получишь упражения для исцеления. Они настолько просты что вы сможете интегрировать их в свою повседневную жизнь настолько легко и тем самым изменить свою жизнь
      • Только воссоединившись с Внутренним Ребенком, ты сможешь решить свои проблемы и стать по-настоящему счастливым во всех сферах жизни!

        Личная жизнь. Почему одни легко заводят отношения, а другие годами ищут свою половинку? Отчего кто-то счастлив в браке, а другой уже в который раз выбирает “не того человека”? Теперь каждый сможет построить гармоничные отношения и создать крепкую семью.

        Отношения с родителями. Родительские программы могут негативно сказываться на нашей семейной жизни, карьере, здоровье. Поэтому многим необходима трансформация заложенных деструктивных установок.

        Отношения с детьми. Как научиться слышать и понимать своих детей, наладить с ними отношения и перестать прививать им свои комплексы, страхи и ограничения.

        Самореализация. Успешность человека, его удовлетворенность от работы, сколько он получает, зависят не только от талантов и умственных способностей. Важно осознать свое предназначение и научиться ценить себя, чтобы найти свое место в жизни.

        Здоровье. Угнетающие мысли, подавленная злость, депрессия — постепенно подтачивают наше здоровье. Как восстановить подорванное здоровье и избежать новых болезней?

        goldenchild.ru

        Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки

        Занятие № 1. «Знакомство»

        : Установление контакта с участниками. Создание доверительной атмосферы. Достижение взаимопонимания в целях работы программы

        Представление ведущего. Ин-

        Неплохо ведущему сказать о своих реальных чувствах и по поводу начала работы группы

        Мозговой штурм: выработка правил.

        Возможен вариант – ведущий сам предлагает правила

        «Ритм» любая не очень сложная

        активного отдыха, разрядка

        Подростки могут стесняться играть

        Общая деятельность. Выявление лидеров в группе.

        Дать всем участникам задание рисовать

        Завершающий обмен впечатлениями от занятия

        Демонстрация и овладение навыками открытого общения, навыки разговора о чувствах

        Ведущий может начать и показать, как говорить о чувствах

        Занятие № 2. «Игра «пустыня»

        : Сплочение коллектива с помощью игры «Пустыня».

        Вхождение в атмосферу группы

        Игра «Пустыня». Ознакомление с инструкцией. Начало игры.

        Отработать навыки поведения в дискуссии умения умение вести диспут, изучить динамику группового спора.

        Может повлечь нарушение правил

        Обмен полученными впечатлениями.

        Осознавание своей значимости в группе и Осознавание влияния группы на принятие общего решения.

        Ответ участников необходимостью сопровождается рефлексией цель, которой осмысление процессов, способов и результатов индивидуальной совместной деятельности.

        Стресс — (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения — совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода, голо .

        Профилактика наркомании и алкоголизма занимает важное место во внутренней политике развитых стран. Это означает, что государство формирует у своих граждан такой образ жизни, при котором употребление алкоголя, особенно в больших количества .

        С медицинской точки зрения существует, как бы, три вида алкоголизма § Острое опьянение § Хронический алкоголизм § Белая горячка При остром опьяненииалкоголь, быстро всасываясь из желудка и поступая в кровь, действует, прежде всего, на .

        www.modernpsyhology.ru