Отношения, психология, жизненные ситуации

Заниженная самооценка подростка-это

Заниженная самооценка и как с ней бороться

По мнению психологов, главной причиной многих проблем современного человека вполне может являться заниженная самооценка. Давайте проследим данные статистики. Оказывается, что на планете 80% населения не удовлетворяет их профессиональный статус или положение в обществе. В чем это проявляется? Да много в чем! Например, в невозможности устроиться на хорошую работу или в необходимости заниматься нелюбимым и скучным занятием, кое-кто постоянно сталкивается с проблемами в семье, другие страдают от одиночества или нереализованных способностей. Неуверенному в себе человеку сложно находить общий язык с окружающими, а также он, как правило, подвержен различного рода фобиям.

Что же делать? Все специалисты в один голос твердят о том, что если вы твердо решили быть здоровым и счастливым, вам ничего не остается, кроме как бороться с неуверенностью в себе.

В этой статье мне бы хотелось раскрыть суть данной проблемы, указать на истоки ее происхождения, а также дать несколько советов о том, как стать увереннее, решительнее, а значит, счастливее.

Заниженная самооценка. Определение понятия

У всех нас, и исключений здесь быть, полагаю, не может, существует так называемый образ собственного «я», который как раз и можно считать центром личности. Из чего он состоит? Я бы сказала, что в первую очередь из идеального представления о себе самом, причем это самосознание, как правило, очень тщательно оберегается от любого вида критики.

В душе каждый из нас уверен в своем совершенстве, значимости и неповторимости. Почему? Да потому что человек попросту не смог бы жить, если бы был совершенно уверен в своей никчемности и ненужности. То есть изначально в каждого из нас природа заложила определенный багаж талантов и уверенности в преодолении трудностей. Но дело в том, что ежедневно встречается масса обстоятельств, которые, так или иначе, подрывают нашу веру в собственные способности, и вот именно в результате этого и развиваются такие негативные ощущения, как чувство незащищенности, вины, страха и полного недовольства собой в результате. Возникает заниженная самооценка, агрессивность, раздражительность и слабость.

Как же поступает в этом случае обычный человек? Не знаете? Я подскажу. Он начинает перекладывать вину на окружающих, а сам все глубже и глубже уходит в себя, тем самым только усугубляя ситуацию.

В целом психологи считают, что существует три вида оценивания себя:

Безо всяких сомнений самой лучшей самооценкой нужно считать естественность и адекватность поведения. Давайте проследим, как будут себя вести люди с разными самооценками. Для примера возьмем маму с маленьким ребенком.

Дети есть дети. Подвижный малыш носился по двору, несколько раз упал, выпачкал коленки и ладошки, ботиночки, конечно же, не отличаются особой чистотой. Мама с заниженной самооценкой будет стыдиться ребенка и постарается поскорее уйти домой, чтобы никто из соседей не заметил «подвигов» ее чада.

Мама с адекватной самооценкой всегда готова к такого рода приключениям, поэтому в ее кармашке найдутся влажные салфетки или носовой платочек. Малыш даже не заметит, как снова превратится в чистюлю.

Ну, а родительница с завышенной самооценкой постарается превратить неряшество в своего рода подвиг, отмечая перед остальными мамочками, что ее ребенок — самый одаренный (быстрый, смелый, отважный), а грязная одежда – это как раз лишнее подтверждение ее правоты.

Заниженная самооценка: как с этим бороться

Сразу же хотела предупредить, что на быстрый, а тем более сиюминутный результат рассчитывать не следует. Этот процесс может занять достаточно долгое время. Почему? Мне кажется, потому что человеку приходится менять свой образ мышления и собственное восприятие себя, а это никак не может произойти в одночасье.

Итак, заниженная самооценка – это проблема, с которой при желании может справиться каждый, для этого нужно всего лишь постараться придерживаться следующих советов:

  • Никогда не сравнивайте себя с другими людьми. Вы – это вы! Запомните раз и навсегда. Да, возможно, чего-то важного из того, что есть у ваших приятелей, вам не хватает, но, поверьте, в чем-то и они вам завидуют.
  • Не ругайте себя и любой ценой избегайте комментариев, направленных на самоуничижение.
  • За комплементы нужно благодарить, а не пытаться их опровергнуть.
  • Окружите себя позитивными людьми.
  • Подумайте и составьте список личных достижений и положительных личностных качеств. Они у вас гарантированно есть!
  • Больше давайте, чем получайте.
  • Занимайтесь только тем, что нравится.
  • Живите собственной жизнью.
  • fb.ru

    Любой возраст может оказаться ареной для розыгрыша сценария «заниженная самооценка», однако корни его всегда скрываются в детстве. Нередко эта проблема мешает полноценно жить и что самое важное – самовыражаться. Человека сопровождают чрезвычайная стеснительность, неуверенность в себе, робость в решениях и поступках, завистливость на фоне яркого себялюбия, боязнь перед тем, чтобы оказаться смехотворным.

    Вполне возможно, что заниженная самооценка не даст человеку никогда добиться каких-либо успехов и занять в жизни достойное положение.

    Причины заниженной самооценки

    Если говорить о причинах заниженной самооценки, то они укоренены в детском возрасте, когда ребенок неспособен выносить самостоятельную оценку собственным поступкам, но мнение о себе формирует на основании высказываемых суждений в рамках своего ближайшего окружения. Чаще всего речь идет о реакции на действия ребенка со стороны его родителей, об отсутствии любви к нему, ласки, о чрезмерно высоких требованиях, сопровождаемых беспрестанной критикой. В результате критика становится нормой его жизни, а самоуважение падает.

    В качестве следующей причины формирования заниженной самооценки может быть рассмотрен метод воспитания, предполагающий постановку образца для подражания. Например, ребенку говорят: «Смотри, какой у тебя успешный дедушка, делай как он». На подсознательном уровне генерируется образ идеальной модели поведения, однако попытки воплотить ее в жизнь наталкиваются на препятствия реальности, в результате – отсутствие соответствия между действительностью и образцом, а оттуда – внутренний конфликт.

    Болезненность в детстве, либо некие изъяны внешности, в свою очередь могут стать причиной снижения самооценки. Глумление ровесников над недостатками обязательно вызовет прогрессирование низкой самооценки. Исполнение задач, удачное или не очень, нередко на протяжении жизни становится причиной чьей-либо критики и если такую критику принимать близко к сердцу, это также будет отражаться на уровне собственной оценки.

    Бывает и так, что люди из-за отсутствия опыта ставят перед собой исполнение нереальных целей за слишком короткие промежутки времени. При естественном их не достижении, такие люди ощущают проблемы ухудшения самооценки. Наблюдается потеря веры в себя и в собственные силы, прекращается борьба за мечту.

    Признаки заниженной самооценки

    Характерной чертой, определяющей индивидуальный уровень самооценки, оказывается оценка личности со стороны окружающих. Ведь то, как относится человек сам к себе, в значительной степени отражается в отношении к нему окружающего социума. Человек, который не любит себя, вероятнее всего не завоюет и сторонней любви. Самоуничижение – прямой путь к низкой оценке в чужих глазах.

    Естественным стремлением индивида с признаками заниженной самооценки будет поиск и выбор соответствующих партнеров. Поведение подобное для людей нерешительных и неуверенных в себе вполне естественно. Постоянные жалобы на жизнь и на ее неустроенность, на обстоятельства и рок беспомощности – удел людей с низкой самооценкой.

    Неумение и нежелание управления собственной жизнью приводит таких людей к неуемной жалости в отношении себя. Они идут на то, чтобы окружающие ранили их, подвергали критике, даже злили и все это из-за зависимости собственного характера, из-за стремления к внешнему вниманию любой ценой. Особую радость вызывает возможность заболеть, в результате чего близкие люди проявляют к ним повышенное внимание, готовность услужить.

    У людей с заниженной самооценкой наблюдается ярко выраженная склонность обвинять во всех сваливающихся на них проблемах кого угодно, только не самих себя, с возложением ответственности на обстоятельства, на случай, на других. Из-за ощущения себя неполноценной личностью у них возникает желание унижать и оскорблять окружающих. Нередко те черты, которые им не нравятся в себе, они видят в тех, кто находится рядом, обвиняя их в несуществующих грехах и осуждая за несуществующие действия и недостатки.

    Проблемы заниженной самооценки проявляются не только в действиях и в оценках, но еще и во внешности. Если адекватно оценивающий себя и собственные поступки человек выглядит раскрепощенным и расслабленным, то тот, кто страдает от собственной недооценки, будет выделяться из общей массы опущенными плечами, понуренной головой, грустью в мимике, стесненностью движений. Немало скажет и манера одеваться, ведь то, как человек следит за собой, во многом говорит о его самооценке.

    Если обратить внимание на реакцию относительно критических высказываний в сторону людей с низким уровнем самооценки, то каждое замечание и реплику они мгновенно принимают на собственный счет. Если же такой человек допустил ошибку и происходит разбор, из-за чего она могла произойти, конструктивизм с его стороны отсутствует, а попытка оппонента докопаться до сути ошибки воспринимается им как личное глубокое оскорбление.

    Из-за проблем самооценки люди не в состоянии отмежеваться от проблемы, они склонны увязывать диссонансные ситуации с собственной личностью. Нередко хвастливость и фамильярность, излишне громкое самовыражение (смех, разговор) сопровождают общение с такими людьми, старающимися надевать различные маски, но не быть самим собой. Маски используются для сокрытия от людей собственной несостоятельности и неуверенности в собственных силах, что является попыткой компенсации отсутствия или недостатка внутреннего достоинства.

    Часто индивиды, страдающие от заниженной самооценки, не имеют близких друзей. Зависимые от неприязни к самим себе, они превращаются в одиночек, выпадающих из социума, часто превращаясь в особей чрезмерно агрессивных и придирчивых, настырных и одновременно критичных. Все это отнюдь не благоприятствует формированию дружеских отношений.

    Доминанта боязни совершения ошибок, склонность к беспрестанным сомнениям и колебаниям приводит к тому, что индивид прекращает какую-либо активность, либо откладывает ее на неопределенные сроки. Человек уходит от принятия решений ввиду неумения делать выбор. Так, предположим в семье, такое положение вещей может привести к разводу. Нередко распадаются браки, где у одного из партнеров имеется стойкое стремление к постоянному доминированию, контролю действий супруга.

    Как избавиться от заниженной самооценки

    Низкая или же преувеличенная оценка самого себя – суть фронт и аверс медали неприятия собственной личности. При маломальском неуспехе происходит немедленное преобразование завышенной самооценки в заниженную. Либо наоборот, пусть даже небольшой успех заниженную самооценку трансформирует в завышенную. В обоих случаях самооценка совершенно не соответствует действительному положению дел. Отсюда вывод – обе самооценки могут уживаться в одном человеке.

    Чтобы понять, как избавиться от заниженной самооценки, необходимо выявить причины ее зарождения и выполнить их переоценку. Прежде всего, необходимо понять, что наряду с осознаваемыми недостатками имеются реальные достоинства, следует удостовериться в том, что есть действительно сильные стороны, которые могут получить высокую стороннюю оценку. Чтобы побороть проблему, следует начать получать от жизни радость и удовольствие, а для этого – выстраивать сначала несложные планы и их реализовывать, поднимая себе настроение и вызывая тем самым улыбку.

    Чтобы избавиться от низкой собственной оценки стоит начать любить себя таким, как есть, со всеми недостатками и совершаемыми ошибками. Вместе с тем следует уразуметь, что, как и у всех людей, помимо недостатков имеются еще и добродетели. Примечательно, что контролирование своего внешнего вида, походки, манеры держаться, приводят к заметным улучшениям. Если вдруг заметили, что сгорбились, опустили взгляд под ноги, тут же разверните плечи, взгляните на мир открыто, улыбнитесь, вспомнив что-нибудь приятное, идите вперед, наслаждаясь каждым шагом, вдохом.

    Для борьбы с низкой самооценкой следует научиться себя ценить, может помочь интенсивное чтение или занятие тем, что вызывает подлинное удовольствие, что действительно интересно. Возможно, необходима смена места работы, а если возможность такая отсутствует, то неплохо найти для себя увлекательное хобби.

    Чтобы побороть заниженную самооценку, необходим самоконтроль и воспитание в себе целеустремленности, чему способствует каждодневная физическая активность, укрепляющая не только тело, но и дух. Благоприятное отношение к окружающим, любовь к ближнему, стремление не только получать от окружающих, но помогать им. Все это существенно влияет на улучшение самооценки и придает каждому человеку вес в собственных глазах. Чтобы измениться, стоит начать верить в себя, в свой собственный потенциал и возможности, избавиться от тягостных мыслей о своих недостатках.

    psytheater.com

    Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

    Заниженная самооценка

    Заниженная самооценка

    Самооценка — это представление человека о различных аспектах своей личности в соотношении с аналогичными качествами других людей. Она затрагивает многие стороны психики и существенным образом определяет место, поведение и деятельность индивида в повседневности. Заниженный уровень самооценки — достаточно распространенная проблема, значительно ухудшающая качество жизни человека.

    Несмотря на то, что самооценка — это комплекс личных представлений индивида о различных качествах его личности, она напрямую связана с поведением окружающих. В подавляющем большинстве случаев такие установки формируются на этапе первичной социализации, иными словами, в процессе взаимоотношения ребенка с момента своего рождения с родителями, другими близкими людьми, сверстниками, воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями в школе и т. п.

    Различные составляющие самооценки формируются в результате систематических или однократных замечаний окружающих людей. При этом такие высказывания по тем или иным причинам должны иметь значение для индивида. Последнее связано с тем, что неактуальные сообщения в большинстве своем игнорируются. Актуализация актов коммуникации в данном случае может быть достигнуто двумя способами, применяемыми как одновременно, так и по отдельности:

  • критическое замечание получено от человека (людей), имеющего высокий авторитет у индивида — кто-то из близких родственников, друзей, одноклассников, учителей и пр.;
  • замечание по содержанию и (или) форме пересеклось с определенными личными переживаниями индивида.
  • Следует помнить, что критические замечания — это в некоторой степени условная формулировка, поскольку в реальности на самооценку могут повлиять как непосредственно вербальные высказывания, так и сообщения, передаваемые мимикой, жестами, или полное игнорирование окружающими определенных сторон личности или деятельности индивида.

    Существуют три состояния самооценки:

    Приемлемое состояние возникает, когда оценки окружающих в целом соответствуют реальным качествам индивида, его способностям и достижениям.

    Заниженная самооценка у ребенка может сформироваться, когда:

  • ребенка значительную часть времени игнорируют. Как результат, он сам перестает воспринимать себя как равноправного субъекта коммуникаций и как человека, чьи личные качества соответствуют минимально допустимому уровню. Возможны другие несколько отличающиеся по своей форме сценарии. К примеру, родители не учитывают мнение ребенка при выборе способа проведения его досуга, хобби, спортивной секции и пр.;
  • ребенку предоставляют явно неадекватные критерии «хороший-плохой». Оценка любому действию или качеству всегда дается в определенных условных границах, где обозначается идеал, к которому нужно стремиться, и крайне негативная модель, которой нужно всеми силами избегать. Проблемы с самооценкой могут возникнуть тогда, когда позитивный (негативный) образ таковым по своей сути не является, обладает качествами, соответствовать (избегать) которым в детском возрасте невозможно. Например, в качестве идеала может преподноситься выдуманный персонаж или сильно искаженный массовой культурой образ реального выдающегося человека;
  • личным качествам или поступкам ребенка дается неадекватная оценка. Идеальных людей не существует. Детям в силу почти полного отсутствия жизненного опыта, только начавшим свое формирование интеллектуальным, творческим, физическим способностям, свойственно ошибаться, не всегда правильно понимать и выполнять задания. Часто родители занижают самооценку ребенку, когда требуют от него труднодостижимых спортивных или творческих результатов, особенно если такого рода деятельность не интересна малышу. Затем в случае неудачи неоправданно жестко его наказывают.
  • Заниженная самооценка может сформироваться как в отношении всех, так и отдельных личных качеств, как то:

  • физиологических — голоса, состояния внешности, например, ребенка могут критиковать за ожирение или, наоборот, худобу;
  • интеллектуальные, творческие, спортивные способности.
  • На практике проблема заниженной самооценки очень часто возникает из-за:

  • систематического абьюза (сексуального, эмоционального или психического насилия, отсутствия заботы со стороны взрослых в отношении ребенка). В этом случае может наблюдаться как преступное поведение — побои, изнасилования, оскорбления, так и менее интенсивная агрессия. К примеру, ребенка наказывают или сильно ругают за малейшие провинности. В большинстве случаев абьюз проявляется со стороны родителей, но аналогичное поведение могут демонстрировать любые взрослые, с которыми контактирует ребенок — кто-то из дальних родственников или из числа соседей, преподаватель детского сада или творческого кружка, учитель в школе, тренер в детской спортивной секции и пр.;
  • игнорирования достижений ребенка взрослыми, при этом ему регулярно приводятся в качестве положительных примеров образцы поведения другого человека. Фактически подобные сообщения звучат (воспринимаются) как: «Жаль, что ты не добился(-ась, никогда не сможешь добиться) подобного». Крайне важно здесь то, что реальные качества (достижения) самого ребенка могут быть ничуть не менее значимыми или даже превосходить предъявляемый идеал. Как вариант, взрослые не предпринимают никаких усилий, чтобы помочь малышу развиваться в перспективных направлениях, например, не дают ему заниматься спортом при наличии подходящих физических данных;
  • конфликтов со сверстниками. Дети только начинают усваивать нормы жизни в обществе и учиться контролировать собственное поведение, поэтому они нередко проявляют к окружающим крайние формы агрессии, особенно если аналогичные действия или эмоции проявляет кто-то еще из числа сверстников. Объектом нападок, как правило, становится ребенок, отличающийся от них своей внешностью или поведением — имеющий физический или психический дефект, материальное положение семьи которого противоположно окружающему большинству (малыш из полной материально обеспеченной семьи в окружении социально неблагополучных детей и, наоборот, — крайне бедный в окружении богатых) и др. Поскольку ребенок примерно половину всего своего времени проводит в школе, одноклассники имеют на него не меньшее (или даже большее) влияние, чем родители. Отчасти это связано и с тем, что для детей крайне важно положительное отношение сверстников.
  • У детей заниженная самооценка формируется легче, чем у взрослых. Это связано с тем, что в зрелом возрасте представления человека о самом себе, своих достижениях и качествах прочно закреплены и усвоены, а их слом и замена другими подчас возможны только в результате психотравмирущей ситуации или продолжительного психического насилия.

    Чем опасна заниженная самооценка?

    Заниженная самооценка, как и любое другое состояние психики, отличающееся от нормы, ухудшает качество жизни пациента. Необоснованно негативное восприятие личных качеств и достижений становится причиной следующих форм поведения или психоэмоциональных реакций:

  • сознательный отказ от определенного рода занятий. Человек с заниженной самооценкой ошибочно полагает, что никогда не сможет добиться положительных результатов. При этом теряется взаимосвязь, присущая подавляющему большинству видов деятельности, — «упорный труд-достижение успеха». На практике человек может отказаться от поступления в учебное заведение, трудоустройства, начала творческой или спортивной карьеры и др.;
  • отказ от коммуникации с другими людьми. Человек убежден, что не достоин общения с окружающими (в особенности с представителями противоположного пола) и любая попытка коммуникации заранее обречена на провал;
  • постоянная чрезмерная самокритика и неудовлетворение собой. Удовлетворения от позитивных результатов не возникает из-за предубеждения, что с задачей можно было справиться еще лучше;
  • повышенная чувствительность к критическим замечаниям со стороны других людей. При этом не имеет значения, насколько обоснованы подобные действия или высказывания. Сторонняя критика может спровоцировать неадекватную реакцию, в том числе явную физическую или вербальную агрессию;
  • негативное восприятие окружающей действительности. Ни одно происходящее событие или явление не вызывает у человека позитивных эмоций;
  • отказ от равноправия в отношениях с другими людьми. Из-за боязни потерять партнера или друзей человек полностью отказывается от личных интересов в пользу интересов других, к примеру, не высказывает недовольство по поводу определенных форм досуга или обращения с ним;
  • враждебное отношение к окружающим, которое играет роль защиты от подчас мнимой агрессии;
  • пристрастное отношение к качествам или достижениям других людей;
  • постоянное чувство вины даже неудачи, случившиеся в далеком детстве, в том числе мнимые;
  • временные трудности или неудачи воспринимаются как постоянные;
  • перфекционизм, единственным приемлемым результатом становится полный идеал и совершенство.
  • Перечисленные реакции и формы поведения имеют крайнюю степень. В реальности они зачастую проявляются не столь ярко и редко когда у одного человека наблюдаются каждая из них.

    Приведенные реакции и поведение имеют явно деструктивный характер, поэтому могут привести к разрушению социальных связей, личностной или профессиональной деградации. Характерно, что такие результаты еще сильнее занижают самооценку, поэтому при негативном сценарии возможно разрушение многих устойчивых свойств личности.

    Помимо этого заниженная самооценка нередко приводит к:

  • сильному психоэмоциональному истощению, поскольку выполнение обычных повседневных действий требует чрезмерных усилий, которые возрастают еще и по причине крайне острых реакций на критику, неудачи и временные трудности;
  • развитию психических или невротических расстройств;
  • развитию заболеваний самой разной природы;
  • частому недомоганию, бессонницы, приступам мигрени, головокружения.
  • Заниженная самооценка: признаки

    В ряде случаев для индивида не очевидна его заниженная самооценка. Окружающие также не всегда способны понять, в чем именно кроется причина того или иного поведения человека, поскольку он может вести себя агрессивно и высокомерно. Таким образом, единственным достоверным способом определения самооценки является комплексное психологическое обследование, которое включает в себя:

  • исследование образа жизни пациента, беседу с его близкими. Эти методы имеют большое значение в тех случаях, когда заниженная самооценка является симптомом психического или невротического расстройства;
  • применение опросников самоотношения. Часть из них имеет комплексный характер, другие исследуют только определенные аспекты восприятия индивидом собственного Я;
  • свободную беседу с пациентом, в ходе которой он должен дать ряд четких ответов на вопросы, характеризующие различные аспекты восприятия собственного Я. Например, насколько счастливым человеком он себя считает, какие люди по его мнению счастливы и почему и пр. Набор вопросов и последующая интерпретация полученных на них ответов имеет возрастную корреляцию.
  • В целом заниженную самооценку можно распознать по следующим признакам и критериям:

  • отношение к индивиду окружающих его людей. Уровень самооценки задает соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений с другими людьми;
  • неопрятный внешний вид;
  • человек часто испытывает жалость к самому себе. Такая оценка объясняется тем, что индивид воспринимает себя лишь как объект событий и явлений. Его состояние не определяется собственными поступками;
  • человек регулярно жалуется на происходящие события. В связи с чем его жизнь воспринимается как череда неудач;
  • человек обвиняет других в своих неудачах и его текущем состоянии;
  • фиксация на прошлых неудачах;
  • неадекватная реакция на критику. Критические замечания провоцируют агрессию или, наоборот, полную апатию;
  • отказ от самостоятельного принятия решений или попытки полного доминирования над окружающими.
  • Как повысить заниженную самооценку?

    Постоянное чувство страха, вины, обиды, неспособность адекватно выстроить собственное поведение крайне осложняют жизнь людям, у которых занижена самооценка. Что делать в этом случае, не всегда очевидно, а универсальных решений проблемы не существует.

    Как правило, только психолог или психиатр может помочь исправить нарушения самоотношения. Предварительно проводится обследование, позволяющее определить текущее состояние пациента, в частности, является ли заниженная самооценка симптомом психического или невротического расстройства. По возможности устанавливаются примерные причины проблемы. Дальнейшие действия может быть разным:

  • устраняются внешние факторы, ставшие причиной заниженной самооценки. В подавляющем большинстве случаев это относится к пациентам-детям. Если проблема обусловлена абьюзом, требуется вмешательство контролирующих и правоохранительных органов. При конфликтах со сверстниками, хорошие результаты часто показывает смена учебного заведения на такое, в котором состав учащихся будет близок к личности ребенка;
  • назначается курс приема препаратов. Во многих случаях показаны седативные средства. При невротических и психических расстройствах препараты подбираются в зависимости от текущей клинической картины;
  • назначается физиотерапия, в частности, лечебная гимнастика. Метод помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Выполнение упражнений постепенно повышает самооценку, а групповые занятия формируют навыки коммуникации;
  • проводятся сеансы когнитивно-поведенческой терапии. Существует огромное число прикладных методик, основанных на этом направлении психиатрии. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении о высочайшей эффективности такого подхода при устранении психологических проблем, а также лечении психических и невротических расстройств.

nevroz-psixoz.com