Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Авторская самооценка в портфолио

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Шкалы: уровень самооценки

Исследование самооценки личности.

I. Межличностные отношения, общение.

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность – способность легко входить в общение.

15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

17. Откровенность – открытость, доступность для людей.

18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость – упорство в достижении целей.

15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

6. Нежность – проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

0-10 11–34 35-45 46-54 55-63 64-66 67

0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69

В колонке №4 нужно подсчитать d2по каждому качеству.

В колонке №5 подсчитывается сумма d2, то есть:

II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

www.gurutestov.ru

«Портфолио как технология оценки профессионализма работника библиотеки»

Волгоградское муниципальное учреждение культуры

Отдел библиотечного маркетинга

«Портфолио как технология оценки профессионализма работника библиотеки»

Методические рекомендации по составлению портфолио библиотекаря ВМУК «ЦСГБ»

Что скажут о тебе другие,

коли ты сам о себе

ничего сказать не можешь.

В последние годы начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля, рейтингования и оценки профессиональных достижений. Одна из таких форм — портфолио, которое применимо для любой практико-результативной деятельности, в т. ч. в области культуры. Читайте в статье о том, что представляет собою портфолио работника культуры, как оно формируется, какие функции выполняет и где используется.

заслуженный работник культуры РФ,

зав. методико-библиографическим отделом

Центральной городской библиотеки им. г. Тамбова

1. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры[1]

Слово «портфолио» в переводе с итальянского означает «портфель ценных бумаг». В английском «portfolio» — это папка для важных дел или докумен­тов. В интересующем нас смысле термин «портфолио» появился в 1970-х гг. в среде художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора. Целью такого портфолио была рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить о его возможностях и уровне мастерства. Именно это рациональное зерно побудило обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию профессиональной деятельности специали­ста учреждения культуры.

Согласно современным словарям портфолио — это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио — показать все, на что ты способен.

Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:

собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца; форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы; метод самопрезентации и карьерного роста; технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;

· средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования.

Основные функции портфолио:

аналитическая — анализирует и обобщает работу специалиста; накопительная — отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.); модельная — отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность; развивающая _ обеспечивает непрерывный процесс самообразования; мотивационная — поощряет результаты деятельности; рекомендательная — представляет личность при смене работы.

Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный — в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Специфика электронного портфолио:

является более мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов); позволяет использовать многочисленные возможности для его художественного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office); обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере; в составе электронного портфолио могут быть выложены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.

Электронное портфолио может быть размещено в Интернете и стать средством сетевого взаимодействия работников культуры (представить имеющийся опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, интересующихся).

Технология создания портфолио

Создание портфолио — весьма творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению портфолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

1) определение цели и мотивации создания;

2) разработка структуры;

3) сбор материалов;

4) формирование объема;

7) оценка материалов.

В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио.

Презентационное портфолио — коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе. На рис. 1 демонстрируется один из вариантов структуры презентационного портфолио.

Рис.1. Структура презентационного портфолио

Портфолио достижений. В этой модели наибольший акцент делается на документы, подтверждающие успешную деятельность личности в той или иной области.

Рефлексивное портфолио — материалы по оценке (самооценке) дости­жения целей.

Проблемно-ориентированное портфолио включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной про­блемы.

Тематическое портфолио. В этой модели акцент делается на тематически обособленные работы в рамках той или иной темы или модуля. Тематическое портфолио имеет смысл делать, если человек занимается какой-то определенной темой не разово, а постоянно или часто.

Комплексное портфолио содержит элементы всех перечисленных моде­лей и, как показала практика, является наиболее эффективной и востребованной моделью.

Структура содержания комплексного портфолио

В качестве примера рассмотрим один из вариантов структуры комплексного портфолио (рис.2).

Рис.2. Структура комплексного портфолио

Портфолио состоит из семи разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить. Их названия даны условно.

1. В разделе «Титульный лист» указываются следующие сведения:

· название папки (например, «Творческое досье библиотекаря»)

· название места работы;

· адрес, рабочий телефон, e-mail;

2. Раздел «Визитная карточка». Его можно назвать и по-другому, например: «Анкетные данные», «Общие сведения об авторе», «Персональный блок», «Портрет», «Паспорт» и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

· профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);

· документы об образовании;

· общий трудовой стаж;

· профессиональные и личные интересы;

3. Раздел «Творческое досье» («Рабочие материалы», «Методическая копилка»). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:

· массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);

· использование компьютерных технологий;

4. Раздел «Образовательный коллектор» («Карта профессионального роста», «Научно-методическая деятельность», «Индивидуальная образовательная карта») позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца портфолио. Здесь отражаются:

· документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);

· результаты итоговой аттестации, тестирования;

· работа в методических объединениях;

· участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);

· участие в профессиональных и творческих конкурсах;

· публикации и выступления в СМИ;

· работа по обобщению и распространению опыта (создание информационных листков, методических пособий).

5. Раздел «Банк личных достижений» («Портфолио документов», «Мои достижения») представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:

· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

· гранты, сертификаты, свидетельства;

· дипломы различных конкурсов;

· другие награды по усмотрению автора.

6. Раздел «Портфель отзывов» включает:

· отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);

· оценки результатов труда;

· рецензии на авторские материалы, тексты заключений;

· статьи об авторе портфолио.

7. Раздел «Авторская самооценка» предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может содержать:

· размышления автора по поводу своей сферы работы;

· коррекцию собственной деятельности;

· стратегию профессионального развития.

Принципы построения портфолио:

Критерии оценки портфолио:

· нацеленность автора на самосовершенствование;

· ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

· целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

· наглядность результатов работы;

· качество изложения материала;

· аккуратность и эстетичность оформления;

· творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).

Основные ошибки при работе с портфолио

Анализ материалов вскрыл ряд ошибок, негативно влияющих на отношение к самой технологии портфолио и ее внедрение в практику:

· нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;

· сбор материалов кем-либо вместо работника (например, подготовка материалов к очередной аттестации);

· включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не сле­дует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать работник;

· подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета, профессиональной зачетной книжкой и т. п.);

· завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.

Практическая значимость портфолио

Портфолио может понадобиться работнику культуры для следующих целей:

· аттестации (портфолио при этом _ предмет экспертизы);

· лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения культуры;

· систематизации и анализа деятельности специалиста;

· конкурса (основания для участия в различных конкурсах и получения гранта);

· для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора (особенно актуально при переходе на новую систему оплаты труда работника учреждения культуры).

Использование технологии портфолио поможет администрации учреждения культуры целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профессионального развития своих сотрудников, иметь полную информацию о результатах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к саморазвитию, выявлять ценный опыт для распространения, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом персонала, координировать коллегиальные усилия по повышению качества и результативности его работы, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio-лист, страница) – досье, собрание достижений.

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России.

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников, учителей, библиотекарей. В последнее время все настойчивее в педагогическом сообществе идут разговоры об использовании портфолио не только для учителей, но и для школьных библиотекарей.

Портфолио – одна из наиболее приближенных к реальному состоянию форм, которая ориентирует библиотекаря на процесс самооценивания. Ведь не секрет, что в деятельности библиотекаря приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.

Таким образом, портфолио может стать мотивационной основой деятельности библиотекаря и помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

1. это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости библиотекаря и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

2. рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития библиотекаря, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, все, что делалось в течение определенного срока (напр., года, нескольких лет);

3. проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

4. методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим;

5. тематический, создаваемый в процессе работы по определенному проекту, теме, разделу;

ПОРТФОЛИО[3] могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться на различных носителях: бумажном, цифровом, магнитном. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Метод портфолио, отражая динамику нашего профессионального развития, позволяет самостоятельно проанализировать деятельность библиотеки и свои достижения, выявить результативность и сделать соответствующие выводы, увидеть перспективы собственного профессионального роста и дальнейшего развития школьной библиотеки. Очень хорошо, если это будет шагом для продвижения вперед. Из некоторых определений значения этого слова мы выберем наиболее подходящее для школьного библиотекаря: рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения. Можно еще добавить, что это способ организации и систематизации информации о деятельности библиотеки и библиотекаря.

Значение такой библиотечной папки пока трудно переоценить: мы можем профессионально осветить наши собственные достижения, творческие находки. Таким образом, портфолио поможет нам оперативно предоставлять информацию о деятельности библиотеки, квалифицированно представлять собственный опыт работы на педагогических конкурсах и мероприятиях, демонстрировать свой профессиональный уровень и достижения в ходе квалификационных испытаний (аттестации), во время районного смотра школьных библиотек, состояния плановой и тематической работы библиотеки. Портфолио состоит из восьми разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить.

Структура и содержание портфолио

§ Название образовательного учреждения.

§ Фамилия, имя, отчество, должность.

1. Визитка сотрудника и библиотеки.

2. Карта профессионального роста.

3. Документы о повышение квалификации.

4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.

5. Поощрения и награды.

7. Авторские разработки.

— Фамилия, имя, отчество.

— Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность. (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.)

— Дата прохождения предыдущей аттестации.

— Образование (что, где, когда закончил, специальность).

— Общий стаж работы.

— Стаж работы по должности.

— Награды и звания, год получения.

— Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.)

— Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства).

— Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс).

— Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).

2. Карта профессионального роста

— Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, города, республике.

— Фотографии (альбом с фотографиями).

— Удостоверения об окончании курсов.

4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях

— Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде.

— Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.

— Ваши статьи, доклады, сценарии, опубликованные в СМИ, брошюрах.

— Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий.

— Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов).

— Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).

Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.

— Справки о комплексной, аттестационной проверке.

— Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо».

Процедура презентации портфолио

Портфолио представляется библиотекарем в информационно-методический центр Алексеевского муниципального района не позднее, чем за две недели до проведения секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов. Комиссия в составе методиста ИМЦ, руководителя РМО школьных библиотекарей и одного из руководителей творческой группы рассматривает представленные материалы, и обращают внимание на следующие моменты:

· соответствие представленного материала требованиям к оформлению портфолио (содержание и структура);

· полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности библиотекаря;

· положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;

· другие вопросы по усмотрению комиссии.

Защита портфолио проводится публично на секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов.

Защита портфолио проводится в несколько этапов:

2.Ответ на вопросы по существу представленных документов.

3.Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.

4.Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.

5.Обсуждение результатов защиты членами комиссии.

6.Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.

Презентация (от лат.рrezentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.

Презентация портфолио — форма испытания, в ходе которой библиотекарь представляет комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты своей деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.

Для презентации портфолио библиотекарю отводится 7-8 минут. В ходе презентации библиотекарь должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:

1.соответствие презентации содержанию портфолио;

2.выделение основных результатов деятельности педагога;

3.качество изложения материала.

Членами комиссии задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 2-3 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т. к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию библиотекаря. Библиотекарь отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Обсуждение результатов защиты членами комиссии проводится на закрытом заседании без присутствия библиотекаря. В ходе заседания обсуждаются представленные материалы, и определяется степень их соответствия заявленным критериям.

Считается, что библиотекарь успешно выдержал защиту, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:

1.библиотекарь ведет активную работу внутри творческой группы, в методическом объединении, сотрудничает с сельской библиотекой, детским садом и другими учреждениями;

2.использует в своей деятельности различные методы и формы работы;

3.учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;

4.знает современные технологии обслуживания, обучения и воспитания.

5.применяет ИКТ в своей работе.

При оценивании портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них библиотекаря. А так же необходимо определить, использованы ли результаты работы библиотекаря в деятельности ОУ, на уровне района, республики. Есть ли отзывы о работе, то какие и от кого получены.

При наличии публикаций оценивается их актуальность, практическая направленность и использование в практике ОУ, района, республики.

По окончании обсуждения выводы и рекомендации членов комиссии, доводятся до библиотекаря.

3. Портфолио школьного библиотекаря

Методические рекомендации по составлению[4]

Настало время рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря-библиографа, чем занимается школьный библиотекарь в школе. Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение.

При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в школе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.

С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т. д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте.

Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет школьного библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня.

Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета школьной библиотеки.

Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

· разработать концепцию библиотечного портфолио;

· определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость;

· представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике;

· разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио;

· представить варианты организации и оформления портфолио.

КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО

Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

· проанализировать и обобщить свою работу;

· связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;

· отразить динамику профессионального развития;

· представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

· диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;

· содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

· развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

· мотивационная – поощряет результаты деятельности;

· рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

Практическая значимость портфолио:

· аттестация в будущем;

· лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

· систематизация деятельности библиотекаря;

· фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

(для себя и для других)

Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности

Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности

Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности

Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней); грамоты; свидетельства; удостоверения; справки; сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска.

В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

конкурсные работы; проекты развития библиотеки; тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио — и видеозаписи); сценарии различных массовых мероприятий; электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок; видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий; авторские образовательные программы и УМК к ним; печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т. п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т. п.

Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т. д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

А. Портфолио простые: 3 варианта, т. е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т. е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.

Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.

В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.

Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

план (структуру, схему) занятий или разработки темы; пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т. д.; обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете; программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий); работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки); самоанализ проведённой работы; фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т. д.); отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия; подведение итогов, определение перспектив.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

У большинства библиотекарей, работающих в школе более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы.

Для чего я хочу создать портфолио?

В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.

Что я включу в портфолио?

Профессиональный портфолио рекомендуется делать за последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет. Только вам решать, какие разработки отобрать в портфель работ и какие отзывы и рецензии в портфель отзывов – самые лучшие или все, которые есть. Это ваш портфель достижений, и его содержание определяете только вы. Помните одно – нельзя объять необъятное.

Как будет организован портфолио?

Во-первых, что это будет – файловая папка с печатными материалами или электронный вариант? Или и то, и другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.

Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т. д.; или по уровням: школьный, районный, муниципальный, региональный, федеральный.

В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).

Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?

Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для библиотеки, другой – самое важное – для администрации. Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и учебно-методическому отделу департамента образования. Самый лучший вариант представления – защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО

В настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Возможно, вы сами найдёте или разработаете оптимальный вариант размещения ваших материалов в вашем портфеле достижений. Главное, чтобы он был логически выстроен.

Вот некоторые рекомендации и пожелания на эту тему.

    Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов. Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику. В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения. В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.В течение последних трех лет большинство материалов формируется уже в компьютерном варианте. Нужно только создать электронные папки и систематизировать имеющиеся архивы. Самая простая структура электронного портфолио представлена на схеме. В процессе работы вы сами найдете наиболее приемлемый для себя вариант.

    4. СОСТАВЛЕНИЕ РЕЗЮМЕ[5]

    CV – это аббревиатура Curriculum Vitae, что дословно в переводе с латыни означает «ход жизни», то же, что резюме – краткое описание основных фактов и важных деталей из вашей (трудовой) биографии.

    Зачем нужны резюме?

    Идея резюме заключается в том, что в одном документе кратко и ясно изложена только самая важная информация о вас и вашей жизни. Обычно его составляют при поиске новой работы. Работодатели всегда просят соискателей на вакантные должности предоставить им свои резюме. Это помогает быстро и оперативно получить необходимую информацию о человеке и решить, кого пригласить на собеседование в качестве кандидата на вакантную должность, а кому сразу в этом отказать. В нашем случае оно необходимо для того, чтобы у тех, для кого предназначен ваш портфолио, создалось о вас первое впечатление – хотя бы на уровне набора основных фактов трудовой биографии.

    Что представляет собой резюме?

    Не существует единственно «правильного» способа написания резюме. Напротив, есть много разных форматов и стилей его составления.

    Однако можно выделить основную информацию, которая должна быть в каждом резюме.

    Когда вы нанимаетесь на работу в первый раз, ваше резюме ещё довольно короткое. Позже вы можете включить в него больше полезной информации о вашем образовании, профессиональном опыте и умениях. В зависимости от назначения резюме, представив себе, кто и зачем будет его читать, вы будете варьировать его наполнение, включая в него только самую важную информацию и опуская ненужные подробности.

    Как и весь портфолио, резюме составляется под конкретную цель.

    Ваше резюме должно быть кратким, аккуратным и понятным. Большинство людей стараются сократить его до страницы формата А4, максимум с двух сторон.

    Сохраняйте компьютерный файл со своим резюме, чтобы было проще обновлять его и вносить необходимые изменения.

    Перед тем как послать или передать кому-нибудь свое резюме, проверьте, не хотите ли вы изменить в нём или добавить что-то, что может быть важно именно в этом случае.

    Проверьте орфографию. Печатая резюме, используйте бумагу хорошего качества.

    Составители: , зав. ОБМ ЦБ

    [1] Рязанцева как технология оценки профессионализма работника культуры. //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. — № 3. – С.48-54.

    [2] Портфолио школьного библиотекаря [Электронный ресурс] : метод. рекомендации, справоч. информ. / сост. ; Информ.-метод. центр Алексеев. муницип. р-на Респ. Татарстан. – Алексеевское, 2008. <http://imcaleks. *****/Broshura/Portfolio_bibliotekary. doc> (14.07.2010).

    [3] Седых Т. Портфолио как форма оценивания деятельности школьного библиотекаря / Т. Седых, Г. Максимова // Б-ка в шк.: прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – 16-30 нояб. (№ 22). – С. 25-26.

    [4] Портфолио школьного библиотекаря: методические рекомендации по составлению / [, , и др.] // Б-ка в шк.: прил. к газ. «Первое сент.». – 2008. – 16-31 янв. (№ 2). – С. 22-28.

    [5] Портфолио школьного библиотекаря: методические рекомендации по составлению / [, , и др.] // Б-ка в шк.: прил. к газ. «Первое сент.». – 2008. – 16-29 февр. (№ 4). – С. 24-28.

    pandia.ru

    Сайт для воспитателей детских садов

    Мастер – класс по оформлению портфолио

    Это важно знать

    Положение о создании портфолио разработано в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

    Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообразования и т.д. и достижений, полученных в практике деятельности педагога; способ фиксирования накоплений, оценки и самооценки индивидуальных достижений педагога.

    Основной его смысл – «показать все, на что ты способен».

    Портфолио — форма аттестации, в ходе которой

    воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.

    Задачи ведения портфолио:

    основание для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

    основание для назначения стимулирующих выплат педагогическим работникам при введении новой системы оплаты труда.

    демонстрационная — презентация достижений профессиональной культуры педагогических работников;

    оценочно-стимулирующая — выявление результативности деятельности и уровня профессиональной компетентности;

    рефлексивная — мониторинг личностного развития педагогических работников.

    Существуют разные виды портфолио:

    Аттестационный портфолио поможет наглядно показать соответствие педагога заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками пед. процесса и администрацией. Педагог может по желанию включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, творчество. Однако следует ориентировать педагогов на представление материалов только за меж.аттестационный период, не зависимо от того, проводится аттестация планово (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога, досрочно.

    2. Педагогический портфель

    Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его деятельности.

    Цель его – сформировать банк данных о нём.

    Периодичность заполнения педагогического портфеля: не менее 1 раза в квартал.

    Рекомендации по работе с портфолио

    1. В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного ниже перечня те или иные пункты самостоятельно.

    2. Каждый отдельный материал должен датироваться.

    3. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.

    Структура и содержание разделов портфолио

    Портфолио педагогических работников ДОУ включает следующие разделы:

    Раздел 1 «Визитная карточка педагога»

    Раздел 2 «Документы»

    Раздел 3 «Методическая деятельность педагога»

    Раздел 4 «Педагогическая копилка педагога»

    Раздел 5 «Достижения педагога»

    Раздел 6 «Поощрения, награды, отзывы»

    Раздел 7 «Общественная деятельность педагога»

    В разделе воспитатель представляет Фото, Ф.И.О., квалификационная категория, дата рождения, должность, образование (специальность, квалификация по диплому)

    Стаж: общий стаж: педагогический стаж: в данном учреждении:

    Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.

    В раздел воспитатель включает данные на свое усмотрение, он представляет себя: автобиографию, эссе о профессиональной деятельности «Я и моя профессия», педагогическое кредо, хобби, семья и характеристику, данную руководителем (зам. заведующего по УВР) ДОУ.

    «Методическая деятельность педагогов»

    — Работа по самообразованию (учебный год, тема работы, результат)

    — Посещение открытого мероприятия ДОУ

    (Учебный год, тема мероприятия, кто проводит, дата посещения)

    — Посещение открытого мероприятия муниципального, регионального уровня

    (Учебный год, дата посещения, тема мероприятия, место проведения)

    — Участие в методической работе ДОУ:

    (Учебный год, дата, тема мероприятия, форма участия)

    — Участие в методической работе на муниципальном, региональном, федеральном уровне:

    (Учебный год, дата, тема мероприятия, форма участия )

    — Участие в профессиональных конкурсах

    (Учебный год, название конкурса, место проведения)

    — Участие в мероприятиях (заседаниях МО, педсоветах, конференциях, семинарах, консультациях и т.д.)

    (Учебный год, дата проведения, место проведения, форма и тема мероприятия, уровень мероприятия (ДОУ, городской, краевой, федеральный), форма участия)

    — Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

    — Использование современных образовательных технологий

    (Название используемой технологии, годы использования технологии, имеющийся или прогнозируемый результат)

    — Наличие собственной системы методических разработок (Год написания, название работы, тема)

    — Участие в смотрах — конкурсах, выставках ДОУ.

    (Название конкурса, сроки, результат)

    (Год написания, тема публикации, место издания)

    — Организация дополнительных образовательных услуг (для детей)

    (Учебный год, направление деятельности, название кружка (секции, студии)

    Программа (где и кем утверждена, год, протокол №), возраст детей, кол-во детей

    Работа с детьми

    Методические пособия (№ п/п, название, содержание)

    ТСО (№ п/п, раздел, название)

    Развивающие игры (№ п/п, название, цель игры)

    Работа с педагогами (№ п/п, тема, формы работы, дата)

    Работа с родителями (№ п/п, формы, содержание)

    Учебно-методическая и справочная литература

    (№ п/п, название, автор, издательство, год издания)

    — Анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников в учебном году

    — Результаты педагогической диагностики детей по освоению программы

    — Участие детей в конкурсах, выставках, соревнованиях, фестивалях

    (Год мероприятия, название работы, участники, результат участия (диплом, грамоты)

    «Поощрения, награды, отзывы»

    (№п/п, название документа, содержание, кем выдан, когда выдан)

    «Общественная деятельность педагога»

    — Участие в конкурсах жюри.

    — Участие в спортивных городских мероприятиях (выступление на праздниках, участие в экспертных группах, руководство метод объединениями (творческими группами)

    Портфолио педагогических работников оформляется в печатном варианте в виде папки-накопителя с файлами.

    Шрифт: Times New Roman, размер 14 пт.

    Интервал между строк: полуторный.

    Отступ абзаца равняется 6 знакам.

    Рекомендуемый объем работы – 15 – 25 страниц.

    Поля: левое – 30мм., правое – 20мм., верхнее – 20мм., нижнее – 20мм.

    Нумирация страниц: низ, правый край.

    Каждый материал, включенный в портфолио, датируется.

    К портфолио можно прилагать материал в электронном виде (мультимедийные презентации, фото и видеозаписи и др.).

    При оформлении портфолио педагогических работников ДОУ необходимо соблюдать следующие требования:

    систематичность и регулярность самомониторинга;

    достоверность, включенных в портфолио материалов;

    целостность, тематическая завершенность материалов;

    аналитичность, нацеленность педагога на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов;

    аккуратность и эстетичность оформления в печатном виде;

    отметка-подтверждение методиста или заведующей ДОУ.

    Цель – обеспечить информацией об эффективности деятельности ДОУ сотрудников, родителей, детей, членов аттестационной комиссии. Периодичность заполнения – не менее 1 раза в квартал, место хранения – кабинет заведующего.

    Портфолио коллектива – один из новых и перспективных видов портфолио. Коллектив – это группа дошкольников, педагогов, кружок, метод. объединение, творческий коллектив и пр.

    Целью создания портфолио коллектива является представление достижений, результатов труда коллектива, разработка комплексного подхода, системы работы по реализации отдельной задачи, создание и обобщение опыта по определённой проблеме, подготовка к конкурсу, смотру и т. д.

    Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Структура может содержать такие разделы, как «Генеалогическое древо», «История семьи в картинках», «Семейные традиции», «Наши увлечения», «Мы путешествуем» и многое другое.

    Ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Мы, взрослые, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т.е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания. Жаль, но порой остаются «за кадром» творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.

    Хорошим решением для исправления этой «печальной ситуации» вполне может стать детский портфолио!

    — Материал взят из книги «Портфолио в ДОУ» (Кочкина Н. А., Чернышева А. Н.)

    — Интернет ресурсы (автор и источник заимствования неизвестен).

    dohcolonoc.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *