Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Диагностика самооценка казанцева

Организация и методы экспериментального исследования

«Диагностика уровня самооценки личности»

Автор: Г.Н. Казанцева

Цель: диагностику уровня самооценки личности.

Описание методики: Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

«Шкала явной тревожности CMAS»

Автор: А.М. Прихожан.

Цель: диагностика тревожности.

Описание методики: Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор ( J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач.

Инструкция: На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно, или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

Люди очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно к .

Во Франции при лечении детей с различными формами афазии широко используется метод семиофонии, когда ребенка помещают в среду различных шумов и звуков (Beller I., 1973). Пациента помещают в изолированное, звуконепроницаемое помещение с ми .

Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто спрессовывается время, до краев наполняясь интеллектуальн .

www.rdte.ru

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. У меня отсутствует уверенность в себе.
  3. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  4. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  5. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  6. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  7. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  8. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  9. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  10. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  11. Мне чаще везет, чем не везет.
  12. Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

    Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

    Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

    Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

    psylist.net

    Текст опросника

    1. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
    2. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
    3. Я все делаю хорошо (любое дело).
    4. В любом деле я считаю себя правым.
    5. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
    6. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
    7. Я редко жалею о том, что уже сделал.
    8. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
    9. В жизни я всегда чего-то боюсь.

    Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

    Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

    www.psyoffice.ru

    Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции.

    Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

    Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми.

    Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

    Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции:

    Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”) в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

    Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

    Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

    Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 — d2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов ? d 2 и внесите ее в формулу

    r = l — 0,00075 x ? d 2 ,

    где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

    Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 — свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

    В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.

    Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

    1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и

    2) путем сравнения себя с другими людьми.

    Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

    Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая или заниженная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

    В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «малоэффективно» преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

    Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.

    Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

    psycabi.net

    Диагностика ассертивности и самооценки личности

    Инструкция. На предложенные ниже утверждения необходимо дать ответы по пятибалльной системе. Для этого на листе ответов рядом с номером утверждения укажите свой ответ от одного до 4-х баллов.

    1 .Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    2. Я постоянно чувствую свою ответственность по работе.

    З. Я беспокоюсь о своем будущем.

    Многие мне завидуют.

    Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

    6.Я боюсь выглядеть глупцом.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

    Я часто допускаю ошибки.

    Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

    Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.

    Я предпочитаю выполнять письменные работы, чем пройти через собеседование.

    Я стесняюсь возвращать товары, если обнаруживаю на них дефект.

    Моя жизнь бесполезна.

    Многие неправильного мнения обо мне.

    Мне не с кем поделиться своими мыслями. 18. Люди ждут от меня очень многого.

    Люди не очень то интересуются моими достижениями.

    Я легко смущаюсь.

    Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Во многих ситуациях я волнуюсь понапрасну.

    24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди. 25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    Я чувствую себя скованным.

    Я уверен, что люди переносят жизненные сложности легче, чем я.

    28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    Как жаль, что я не очень общителен.

    Мне трудно отказать человеку в его просьбе (сказать «нет»).

    Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения на свидание из-за своей застенчивости.

    1. Подсчитывается общее количество баллов. 2. Определяется степень ассертивности (уверенности) и самооценки личности: 0-25 баллов — наличие достаточной уверенности в своих действиях; 26-45 баллов — средний уровень; 46 баллов и выше — низкий уровень самооценки и неуверенность в себе (переживание по поводу критических замечаний в свой адрес, сомнение по поводу правильности своих действий). Следует обратить внимание и на сферу жизнедеятельности, в которой Вы испытываете неуверенность в себе.

    Опросник профессиональных установок (и.М. Кондакова)

    Инструкция. Прочитайте предложенные ниже высказы­вания. Если вы с ними согласны, то в бланке ответов обведите тот номер вопроса, с которым вы согласны. Если вы не согласны с высказыванием, то в бланке ответов ничего отме­чать не надо. Время диагностики не ограничено.

    Я слишком плохо знаю мир профессий.

    Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмо­ций.

    От многого сейчас ценного я могу отказаться ради перс­пективных профессиональных целей.

    Если на моем профессиональном пути возникнут проб­лемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.

    Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому сове­ту о моем профессиональном выборе.

    В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чья-либо поддержка и помощь.

    Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к выбору будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.

    Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.

    Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.

    Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников.

    В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности.

    Считаю, что мне необходим такой план, который позво­лит мне выбрать профессию абсолютно верно.

    Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответство­вать будущей профессии.

    В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.

    Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.

    Совершенно не знаю, какими критериями мне руко­водствоваться в выборе профессии

    Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.

    Полагаю, что мне обязательно должна достаться не про­сто хорошая профессия, а такая, которая позволит проя­виться моей индивидуальности.

    У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хо­рошим специалистом.

    Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы че­ловек работал с полной отдачей.

    Совершенно не знаю, с чего начать свой профессиональ­ный путь.

    Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему.

    Для меня очень желательно как можно скорее приобре­сти социальную независимость.

    Нет сомнений, что в моём профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача.

    В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам.

    Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.

    Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.

    Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возмож­ностях, которые откроет передо мной моя будущая про­фессия.

    Препятствия на моем профессиональном пути я обяза­тельно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.

    Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести пози­цию взрослого.

    Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.

    Я не доверяю внешней привлекательности профессий.

    В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на ин­туицию.

    Мой профессиональный выбор будет окончательным и навсегда.

    Я. вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво бу­дут убеждать выбрать ту или иную профессию.

    У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональ­ное будущее.

    Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.

    Главное в моей будущей профессии — добиться личных достижений.

    В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.

    В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.

    Анализ и обработка результатов

    Обработка результатов осуществляется по пяти шкалам: F1. F2, F3, F4, F5. За каждый выбранный ответ засчитывается 1 балл, сумма баллов записывается в соответствующем столбце.

    Максимальное количество баллов, которое можно на­брать — 8.

    Интерпретация результатов осуществляется по каждой шкале отдельно.

    F1 — нерешительность в профессиональном выборе. Проявляется в неу­веренности, отсутствии четких представлений и критериев, касаю­щихся профессионального развития, плохой информированности о мире профессий. Низкие значения по этой шкале свидетельствуют о решительности и уверенности в профессиональном выборе.

    F2 — рационализм профессионального выбора. Основательность, ра­ционализм, рассудочность, готовность действовать по плану по­сле обстоятельных рассуждений, неимпульсивность. Противопо­ложный полюс этого фактора можно рассматривать как показа­тель импульсивности и неосновательности.

    F3 — оптимизм в отношении профессионального будущего. Связан с идеализацией, юношеским максимализмом, чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. Противоположный полюс — реализм профессионального полюса.

    F4 — самооценка. Высокие результаты по этой шкале свидетельствуют о завышенной самооценке, вере в свои силы и способности, чрезмерном доверии своему субъективному впечатлению, упор­стве и готовности к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

    F5 — зависимость в профессиональном выборе. Высокие показатели но этой шкале свидетельствуют о несамостоятельности, податливо­сти, зависимости от других, социальной незрелости. Низкие пока­затели отражают независимость в профессиональном выборе.

    Интерпретация заключается в соотнесении результатов по отдельным факторам друге другом, а также с другими до­ступными данными и получении на этой основе целостного представления о структуре профессиональных установок подростка.

    studfiles.net

    Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

    Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

    А. Любимые __________________________________________________________

    Б. Нелюбимые ________________________________________________________

    Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

    Люблю предмет потому, что : Не люблю предмет потому что :

    1. Данный предмет интересен

    2. Нравится, как преподает учитель

    3. Предмет нужно знать всем

    4. Предмет нужен для будущей работы

    5. Предмет легко усваивается

    6. Предмет заставляет думать

    7. Предмет считается выгодным

    8. Требует наблюдательности, сообразительности

    9. Предмет требует терпения

    10. Предмет занимательный

    11. Товарищи интересуются этим предметом

    12. Интересны отдельные факты

    13. Родители считают этот предмет важным

    14: Хорошие отношения с учителем

    15. Учитель часто хвалит

    16. Учитель интересно объясняет

    удовольствие при его изучении

    18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт

    19. Предмет помогает развивать общую культуру

    20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

    21. Просто интересно

    1. Данный предмет не интересен

    2. Не нравится, как преподает учитель

    3. Предмет не нужно знать всем

    4. Предмет не нужен для будущей работы

    5. Предмет трудно усваивается

    6. Предмет не заставляет думать

    7. Предмет не считается выгодным

    8. Не требует наблюдательности, сообразительности

    9. Предмет не требует терпения

    10. Предмет не занимательный

    11. Товарищи не интересуются этим предметом

    12. Интересны только отдельные факты

    13. Родители не считают этот предмет важным

    14. Плохие отношения с учителем

    15. Учитель редко хвалит

    16. Учитель неинтересно объясняет

    17. Не получаю удовольствия при его изучении

    18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

    19. Предмет не способствует развитию общей культуры

    20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

    21. Просто неинтересно

    Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответ­ствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

    2. Хочу стать грамотным.

    3. Хочу быть полезным гражданином.

    4. Не хочу подводить свой класс.

    5. Хочу быть умным и эрудированным.

    6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

    7. Хочу научиться самостоятельно работать.

    8. Все учатся и я тоже.

    9. Родители заставляют.

    10. Нравится получать хорошие оценки.

    11. Чтоб похвалил учитель.

    12. Чтобы товарищи со мной дружили.

    13. Для расширения умственного кругозора.

    14. Классный руководитель заставляет.

    15. Хочу учиться.

    Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)

    Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие моти­вы преобладают (мировоззренческие, общественные, прак­тически значимые, личностные и др.), на основе чего делает­ся соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

    azps.ru

    3. Изучение общей самооценки (г.Н. Казанцева, 1996)

    «Вам будут зачитаны некоторые положения. Нужно записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    4. У меня отсутствует уверенность в себе.

    5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

    6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

    7. Я все делаю хорошо (любое дело).

    8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    9. В любом деле я считаю себя правым.

    10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение,

    12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению мною поручений или дел мешают различные препятствия, которые не преодолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

    16 Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

    В жизни я всегда чего-то боюсь.

    Подсчитывается количество согласий (ответы «да») под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

    Результат от -10 до -4 предположительно свидетельствует о низкой общей самооценке; от -3 до +3 — о средней самооценке; от +4 до +10 — о высокой самооценке.

    4. Анкета на выявление волевых качеств личности

    1. Делаете ли вы по утрам зарядку?

    а) регулярно занимаюсь утром зарядкой;

    б) время от времени занимаюсь;

    2. Отстаиваете ли вы свое правильное мнение перед товарищами и взрослыми, которые ошибаются?

    а) всегда отстаиваю:

    б) иногда пробую отстаивать, но не всегда это удастся:

    в) не пытаюсь отстаивать.

    3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?

    а) в любой ситуации:

    б) не всегда, в зависимости от ситуации:

    4. На собраниях вы смело высказываете свое мнение, критикуете недостатки своих товарищей?

    а) всегда, если есть свое мнение;

    б) иногда решаюсь высказать;

    5. Бывают ли, что неудачные попытки при решении задачи, разучивании упражнения и т.п. мобилизуют вас на достижение поставленной цели?

    а) всегда мобилизуют;

    б) иногда заставляю себя решить;

    в) практически никогда.

    6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

    а) в основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде;

    б) сформированы, но недостаточно устойчиво;

    в) не сформированы.

    7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?

    б) делаю это нерегулярно:

    в) практически никогда этого не делаю.

    8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

    а) практически всегда;

    б) только иногда:

    9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

    б) способен лишь в редких случаях;

    10. Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?

    а) достаточно отчетливо проявляется;

    б) проявляется, но от случая к случаю;

    в) не проявляется.

    11. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит действенный характер?

    а) регулярно предпринимаю попытки самовоспитания;

    б) попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю;

    в) никаких попыток не предпринимаю.

    12. Имеется ли у вас какая-либо программа по самовоспитанию?

    б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки;

    в) никакой программы нет.

    13. Свойственна ли вам привычка доводить свои дела до конца?

    б) не все дела довожу до конца;

    в) очень редко довожу дело до конца.

    14. Плакируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, каникулы) или действуете как придется?

    а) чаще всего планирую;

    б) планирую иногда:

    в) практически никогда не планирую.

    15. Умеете ли сдерживать свои чувства?

    а) в основном умею;

    б) иногда не сдерживаюсь;

    в) как правило, не сдерживаюсь.

    16.Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое са ми считаете важным?

    а) Как правило, умею;

    б) не всегда умею;

    17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?

    б) пытаюсь, но только от случая к случаю:

    18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

    б) делаю очень мало;

    в) ничего не делаю.

    Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам а, б, в:

    Сумма полученных баллов а + б + в = . характеризует выраженность волевых черт характера. При этом а = 2 балла, б = 1 балл, в = 0.

    Если вы набрали: более 30 баллов — уровень развития волевых качеств очень высокий; 25-30 — высокий; 20-24 — средний; 10-19 — низкий; менее 10 — волевые качества не получили развития.

    studfiles.net


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.