Эссе «Причины семейных конфликтов»
автор: педагог-психолог Новосёлова Анна Юрьевна
Семья – одна из немногих сфер жизни, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Именно в семье человек может ощущать смысл своего существования для другого и смысл существования для самого себя. Семья — большая ценность. Она спасает от одиночества, дарит любовь и близость. Для ребенка это должно быть надежное окружение, где его учат познавать мир, где о нем заботятся, где ему всегда помогут. Для взрослого человека – то же самое. Хорошо знать, что есть родные люди, которые тебя любят, каким бы ты не был. И еще всегда готовы поддержать. Такие люди – родители, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки.
Люди всегда вступали в брак с целью создания семьи и облегчения, стабилизации жизни и при этом брали на себя обязательства взаимной помощи. Идеал крепкой семьи живет в народе, но живой опыт того, как создается такая семья, во многом потерян. Почему некоторые люди несчастливы в семье? Почему распадаются браки? Почему взрослые дети забывают о своих родителях или, наоборот, родители плохо относятся к своим малышам? Мы видим много примеров этого вокруг. Есть даже социальный термин: «неблагополучная, конфликтная семья». И почему даже в благополучных с виду семьях люди часто конфликтуют?
В семье случаются разногласия, и это, на мой взгляд, естественно. Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека одолевают неприятные чувства или переживания. Источником возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными целями, мнениями, личностными качествами, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети – представители трёх поколений.
Существует несколько видов семейных конфликтов: конфликт между детьми и родителями, конфликт между родителями, бабушками и внуками и др. В возникновении конфликтов чаще всего виновными являются обе стороны. Причинами для конфликтов могут послужить собственные модели поведения для каждого из супругов. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин. Стремление одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности, несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи, неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе, нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания — всё это является причинами возникновения конфликтов в семье. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу, умения считаться с личными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом.
Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту. Жизнь не бывает без трудностей, она каждого испытывает на выдержку и стойкость. Легко любить, когда всё хорошо, а как сохранить чувство, когда плохо в семье или на работе и, кажется, не видно конца неприятностям. Возможна депрессия, усталость, что, конечно, скажется и на супружеских чувствах. Вот почему важно научиться правильно вести себя в сложных ситуациях, быть выдержанным в отношениях с людьми. В такие периоды и проверяется жизнеспособность брака, сила чувств супругов и умение сообща преодолевать трудности, ведь как отметил Антон Павлович Чехов: «В семейной жизни самый важный винт — это любовь.»
Как было отмечено раннее, ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Но, на мой взгляд, в современном мире уже практически невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Часто родители стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не часто приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать родителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и своих родителей. Самое большее, что мы можем сделать для сходства с ними — выбрать тот же путь в жизни. Иногда люди становятся военными, как их отцы, деды, прадеды. Некоторые идут по стопам своих предков и становятся врачами, музыкантами, математиками. Возможно, это идеальный вариант для родителей, однако это далеко не частый случай.
Проблема взаимопонимания родителей и детей рождается на ранней стадии воспитания. В первые годы жизни ребенка родители – это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важный психологический эффект. Конфликт с детьми для большинства родителей заключается в том, что их маленькие или уже подросшие отпрыски совершенно не считаются со своими родителями. Одной из основных причин возникновения конфликтов между родителями и детьми остается одна и та же вещь: стремление к свободе. Подростковый возраст — возраст, когда желание свободы превышает все дозволенные «нормативы». Хочется жить на полную катушку, получая максимум впечатлений, пока есть силы и возможности. Таково мнение большинства молодежи.
Известные психологи А. Я. Варга, В. А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:
1) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т.е. незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;
2) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;
3) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;
4) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.
Постоянно давая советы и читая нотации детям, родители забывают о том, что у ребенка может быть собственное мнение. А если ребенок еще и не стесняется высказывать это мнение, противоречащее «идеалу», это неизбежно ведет к конфликтам и непониманию. Дело заключается лишь в том, как сами родители отнесутся к данным конфликтам, сумеют ли они понять ребенка и помочь ему, направить его в нужную сторону гибко, и безо всякого давления.
В заключение, хотелось бы сказать, конфликты существовали, существуют и будут существовать в любое время. Но умение решать семейные конфликты, находить верный выход – это прежде всего шаг навстречу другому, способность изменить свои взгляды, позиции. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Основными путями и способами решения конфликтных ситуаций в семье является достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов, а также умение учитывать мнения и интересы собственных детей и понимать их.
psy-school.narod.ru
/ ЭССЕ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ
Эссе на тему: «Факторы, способствующие эффективному урегулированию организационных конфликтов»
Всем известно, что конфликты существовали, и будут существовать, они неизбежны, неотвратимы и должны рассматриваться, как естественный фрагмент жизни человека, неотъемлемая часть человеческих отношений. Сегодня, все больше возрастает интерес к конфликтологической проблематике, это связано с ростом напряженности в различных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью людей в практической помощи в разрешении конфликтов.
Действительно, каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода – как при межперсональным взаимодействием, так и в группе. На сегодняшний день большинство авторов указывают на естественность возникновения конфликтов в организации и на необходимость и их урегулирования, в связи с вероятностью возникновения негативных последствий для организации. На наш, взгляд это, безусловно оправдано и достаточно аргументировано с позиции управления. Тем не менее, если рассматривать конфликт, как проявление личностной позиции, связанной с перестройкой системы ценностей, с неудовлетворенными потребностями высшего порядка, или как некоторый экзистенциальный кризис, становится не совсем понятна роль урегулирования данных отношений в структуре организации. Ведь управленческий состав в первую очередь интересуют позиции самой организации и ее дальнейшее развитие, а не внутренние осознания отдельно взятого сотрудника и его личностный рост. В связи с чем, нам кажется актуальным рассмотрение темы конфликтов в организации, как с позиции психологии менеджмента и организационной психологии, так и с личностно-ориентированной позиции.
Объект работы: научные статьи
Субъект работы: статьи на тему конфликты в организациях
Цель работы: провести анализ литературы и представить собственное мнение по теме – влияние конфликта на организацию и личность сотрудника.
1. Выявление рассогласованности понятий в отношении взглядов современных ученых на позицию урегулирования конфликтов в организации;
2. Анализ и изучение современных научных статей по заданной тематике за последние 10 лет;
3. Отбор и анализ наиболее интересных научных статей;
4. Обзор основных положение статей, краткое изложение наиболее интересных положений, а также обоснование собственной точки зрения на заявленную тему.
Как мы уже обозначили выше, там, где есть мнения отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, и творчества – с неизбежностью возникают конфликты.
О конфликте, писали еще древние мудрецы. Одни из них, осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в споре рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей силой для изменения и развития. Подобные размышления можно найти у Декарта, Локка, Канта, и других мыслителей. Однако многие исследователи отмечают, что вплоть до конца девятнадцатого века, существовала некоторая ориентация на стремление к бесконфликтному поведению, которое должно было способствовать развитие общества в целом. Данный постулат, несколько снизил интерес научного сообщества к проблеме возникновения конфликтов и причин их детерминирующих.
Если рассматривать изначальные теории возникновения конфликта, то конечно вспоминаются теории К. Маркса, который полагал что благодаря борьбе между классами происходит развитие всего общества. И, по его мнению, это неизбежный механизм, связанный с социальным расслоением, который является естественным и закономерным для любого общества. Позже, ряд авторов (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и другие) также подчеркивали неизбежность конфликтов в обществе и отмечали их важное значение, как для общества, так и для самой личности.
Отдельной темой для анализа и изучения, является понятие организационных конфликтов. Организационный конфликт подразумевает под собой столкновения интересов людей в рамках какой-либо организации на почве рассогласованности трудовых или личных интересов сотрудников. Организационный конфликт может быть между руководителем и группой сотрудников, между руководителем и одним сотрудником, между несколькими или двумя сотрудниками.
Большинство современных исследователей и практиков сходятся во мнении, что необходимо осуществлять руководство и управлять конфликтными ситуациями, дабы не возникало негативных последствий. Тем не менее, ряд авторов отмечают, что в некоторых случаях управлять конфликтом просто невозможно. Так, по мнению Л.Гринхелг конфликт становится не управляемым процессом в следующих случаях: если конфликтующие стороны конфликтуют ради процесса; если все зашло так далеко, в эмоциональном плане, что конструктивное решение невозможно в принципе; если причина конфликта имеет антагонистические корни.
Также Л. Крисберг отмечает, что есть факторы, которые делают конфликтное взаимодействие трудноразрешим. К ним относятся: конфликт становится борьбой за взаимоисключающие интересы; у конфликтующих сторон изначально имеется разная ценностная система. По мнению М. Дойча на эффективность управления конкурентного взаимодействия оказывают влияние, такие характеристики конфликта, как тип проблемы, жестокость и величина конфликта. Именно от этого зависит характер разрешения конфликтной ситуации: конструктивный или деструктивный. Автор считает, что чем больше конфликт, тем сложнее его урегулировать. Соответственно и затяжные конфликтные взаимодействия сложнее свести к конструктивному решению, нежели спорные моменты «здесь и сейчас».
Также в дополнение к этому, Х. Келли указывает на такие факторы, как проблема власти, статуса, ценностей, борьба за ресурсы, которые, по мнению автора, также делают конфликт трудноразрешимым. Такие авторы, С. Бордман и С. Горовиц считают, что к факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, можно отнести следующие характеристики личности: атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личная ориентация на конфликт. В целом к факторам ситуации возникновения организационных конфликтов, относят: общий климат, социальные нормы поведения, история отношения сторон, наличие третьих лиц имеющих свой интерес.
Интересно, что оценка эффективности разрешения конфликтной ситуации, может меняться в зависимости от представлений участников о третьей стороне. Проведя экспериментальные исследования А.Л. Журавлев и Н.Н. Бурмистрова установили, что под воздействием лекции или групповой дискуссии можно трансформировать представления участников организационного конфликта о третьей стороне и об эффективности разрешения самого конфликта. Участники лекционной и дискуссионной группы стали описывать действия третьей стороны по разрешению конфликта более разнообразно, с учетом ситуации самого конфликта, и особенностей конфликтующих сторон. При этом важно отметить, что степень изменения зависит от тесноты взаимодействия, от характера самой коммуникации направленной на анализ действий третьей стороны. Также экспериментаторы доказали, что помимо представлений о третьей стороне, изменились и оценки эффективности разрешения конфликта. Таким образом, данное исследование показало, что чем больше степень информированности конфликтующих сторон о сложившейся ситуации, о третьей стороне и о способах урегулирования конфликта, тем больше вероятность его эффективного урегулирования и конструктивного выхода из сложившейся ситуации.
Рассматривая эффективность управления организационными конфликтами, стоит также отметить роль творческого мышления, на которую указывает в своей статье М. М. Каштанов. По мнению автора, творческое мышление позволяет изучить сложившуюся ситуацию под новым ракурсом, т.н. надситуативным уровнем мышления. Как отмечает автор, в своей статье, данный вид мышления характеризуется установлением фундаментальных и менее поддающихся наблюдению характеристик ситуации, лежащих в основе поверхностных проявлений. Именно это способность позволяет отрешенно и потому более эффективно решить конфликтные ситуации в организации. При этом используя данный тип мышления, выигрывает не только управленческий состав, но и сама личность сотрудника, таким образом, претерпевает изменения эмоциональной сферы, самопознания. Что в свою очередь приводит к формированию определенных личностных позиций и убеждений у сотрудника, оказывая благоприятное воздействие на его профессиональную деятельность и самореализацию.
Надситуативное восприятие взаимодействия между сотрудниками и отношение к конфликтным ситуациям, позволяет выявить в организации не только явное конкурентное взаимодействие, но и скрытые латентные конфликты, и помочь вскрыть их и решить конструктивным способом, устраивающих обе конфликтующие стороны. В связи с этим, автор выделяет цель управления конфликтами, которая, по его мнению, заключается в изменении содержания и интенсивности конфликтного взаимодействия для эффективного его разрешения и урегулирования. А вот сущность управления, подразумевает под собой создание условий, под влиянием которых, должны раскрыться творческие способности оппонентов, что приведет к разрешению конфликтной ситуации. Таким образом и функции управления, имеют творческую направленность: открытие новых возможностей; ускоряет и улучшает процесс коммуникации; способствует личностному росту; освобождает отношения от ненужных факторов влияния; стабилизирует контакты. В таком случае стратегия управления конфликтом, подразумевается автором как процесс оценки ситуации и применение определенных принципов, для реализации поставленной цели. Управление конфликтами посредством развития творческого мышления сложный и многоаспектный процесс, требующий от руководителя понимания различных аспектов взаимодействия: продукта, процесса, условий (способствующих или препятствующих творчеству), личности. Таким образом, творческое управление конфликтами подразумевает как высокий уровень развития личности самого руководителя, его творческих способностей, так и знание самого процесса конфликтного взаимодействия, и условий усугубляющих, или наоборот благоприятствующих разрешению конфликтной ситуации.
Пожалуй, дальше было бы уместно, остановить чуть подробнее о личностных ресурсах совладания с организационным конфликтом. Большинство авторов выделяют два типа ресурсов совладающего поведения: внешние ресурсы и внутренние ресурсы. К внутренним ресурсам относят личностные особенности сотрудников, которые позволяют им успешно преодолевать конфликтное взаимодействие. Например, умение контролировать ситуацию, компетентность, уровень развития умений, жизнестойкость, технологии освоения новой информации, уровень развития когнитивного мышления, материальное положение, самооценка, мотивация, характер, темперамент и т.д. М. Р. Хачатурова, в своей статье отмечает, что выделенные определенные личностные ресурсы, позволяют предсказывать поведение человека в конфликтных ситуациях, и его личною эффективность в отношении конструктивного выхода из сложившейся ситуации. Также автор указывает на то, что вполне вероятно, в успешном исходе конфликтного взаимодействия, играет роль также и управленческий опыт самого сотрудника. Интересно, также и то, что проведя экспериментальные исследования, автор обнаружила связь восприятия времени с предпочтением определенных стратегий поведения в преодолении конфликта. Так, было установлено, что в случае ориентации сотрудника на события прошлого, он в большей степени склонен использовать неадаптивные копинг-старатегии преодоления конфликтной ситуации. А во в случае ориентации сотрудников на будущее, наоборот выраженными становятся адаптивные стратегии совладающего поведения. Что указывает на то, что не только важны определенные качества личности сотрудника, для успешного решения конфликтной ситуации, но и его ориентация на события будущего, и на желание найти конструктивное решение при взаимодействии с другими людьми.
Как отмечает О.В. Аллахвердова в результате возникновения конфликтной ситуации, происходит изменение картины мира. С одной стороны, именно это не совпадение в виденье и является основой для возникновения конфликтного взаимодействия, но с другой стороны, если оппоненты смогут увидеть и понять причины такого поведения у другого человека, то есть большая вероятность эффективного разрешения конфликта. В результате не только будет урегулирован конфликт, но и сами участники конфликта увидят новые варианты реальности, соприкоснувшись с реальностью другого человека, его ценностями, мотивами, они могут по-новому взглянуть на ситуацию, и некоторые подобные случаи, а значит, расширят собственные горизонты мировосприятия. Поэтому конфликт, это не просто взаимное сопротивление, но и взаимная трансформация и обогащение конфликтующих сторон.
1. Конфликт всегда имеет место быть, где есть рассогласованность мнений, убеждений, ценностей и интересов разных людей. Часто именно в рабочем пространстве наблюдается большое число конфликтов, на разном уровне взаимодействия. Большинство ученых, на сегодняшний день считают, что возникновение конфликтов в организации процесс не обратимый, но остро нуждающийся в управлении и направлении данной тенденции в конструктивное русло. В связи с чем, большинство современных исследований продолжают поиск эффективных способов управления конфликтами и личностных ресурсов и факторов, которые могут помочь руководителям, помочь своим сотрудникам быть наиболее эффективными в спорном взаимодействии.
2. Стоит отметить, что ряд современных исследователей, отмечают, что не всегда возможно управлять конфликтами. Что в некоторых случаях конфликты не могут быть остановлены, или конструктивно решены по ряду причин, которые находятся вне влияния управленческих структур организации. К таким факторам, относят: конфликтное взаимодействие ради самой борьбы; изначально глубокие различные жизненный позиции и стремление их отстаивать; эмоционально запушенный конфликт, который нельзя повернуть вспять и т.п.
3. Конечно в организационном конфликте, имеет значение не только внешние факторы, но и отношение самого сотрудника к тому, что происходит. Как удалось установить современным исследователям, на эффективность разрешения конфликта оказывает влияние и наличие третьей стороны. При том, что если конфликтующие стороны информированы о наличии третьей стороны, являющейся специалистом по урегулированию, и информированы о способах урегулирования конфликта, то они сами дают высокую оценку вероятности конструктивного способа разрешения конфликта.
4. Также ряд авторов отмечают значимость развития творческого мышления сотрудников, при разрешении конфликтных ситуаций. Безусловно, умение посмотреть на проблему со стороны, является важным фактором в решении спорных вопросов. Но, вот проблема в том, что вероятно не каждый сотрудник сможет легко освоить данное умение, а значит что теория творческого мышления, может быть эффективна в отношении какой-то определенной категории сотрудников. К сожалению, автор не указывает в своей статье, относительно каких сотрудников данный метод может быть эффективным, а в отношении каких – не эффективным. Тем не менее, изначально идея обучения сотрудников творческому мышлению в любом случае является позитивным и интересным направлением, в рамках, как организационной психологии, так и в личностно ориентированном подходе.
5. В решении конфликтных ситуаций, которые, безусловно являются стрессовыми для обеих сторон, имеет значение как внутренние так и внешние ресурсы соваладающего поведения. Таким образом, на эффективность разрешения сложившейся ситуации, оказывают влияния, как личностные характеристики сотрудника, так и условия, в которых разыгрывается данное конфликтное взаимодействие. Наиболее эффективные способы совладания с конфликтом сотрудники выбирают в случае выраженной активной позиции, жизнестойкости, выраженного управленческого опыта, и ориентации на события будущего, совместные с желание конструктивного взаимодействия с другими людьми.
6. В результате конфликтного взаимодействия происходит изменения когнитивной картины мира, которая изначально болезненно содрогается от того, что сталкивается с диаметрально противоположной реальностью, представленной установками, ценностями и взглядами другого человека, отстаивающего свои позиции. Но затем в результате взаимодействия, это приводит к тому, что границы личности самого человека расширяются, что способствует частичной интеграции противопоставляемых взглядов, и в целом преобразует когнитивную картину мира, выводя ее на новый уровень реальности. Именно, такое взаимодействие, не только позволяет конструктивно решать конфликтные взаимодействия, но и повышать уровень осознанности людей.
В исследовании мы подробно рассмотрели вопросы, связанные с изучением организационных конфликтов, рассмотрели представления различных авторов о понятийной схеме, используемой для анализа конфликта в организации, и роли самих сотрудников в эффективном взаимодействии.
Изучив взгляды и мнения современных авторов, мы убедились, что основными категориями, обеспечивающими наиболее эффективное конфликтное взаимодействие, являются внутренние качества личности, жизнестойкость, ориентация на будущее, умение и желание взаимодействовать с другими, быть готовым к изменениям на когнитивном уровне восприятия мира. Также имеет значение, управление конфликтами со стороны руководства: создание условий для развития творческого мышления у конфликтующих сторон, наличие информированности сотрудников о способах урегулирования конфликта, наличие третьей стороны, готовой выступить посредником между конфликтующими сторонами.
Анализ различных функций конфликта, способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли или работы каждого из них. Для него характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Однако, учитывая динамичную, текучую природу конфликта, анализ структуры должен быть, дополнен анализом процесса, позволяющим углубить его исследование. Таким образом, необходимо определение основных этапов или стадий развития конфликта, что осуществляется в ходе рассмотрения его динамики. Типологизация, в ходе анализа конфликта обеспечивает группировку, классификацию, как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Она способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния.
Изучая последние тенденции исследования конфликтов, мы рассмотрели категории понятий определяемые современными авторами, как необходимые и достаточные для анализа конфликта. Ценность использования данных категорий в исследовании конфликтов, заключается в том, что, опираясь на результаты такого анализа, открывается возможность описать варианты развития конфликтного взаимодействия, а также оптимальные пути разрешения конфликта.
Список использованных статей:
1.Журавлев А.Л., Бурмистрова Н.Н. Изменение оценок эффективности разрешения конфликта в условиях изменения представлений участников конфликта о третьей стороне, журнал «Вестник университета», Изд-во: Государственный университет управления, Москва, №8, 2012. – 236-243 с.
ссылка на электронный ресурс: http://elibrary.ru/download/13217294.pdf
2.Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом, журнал «Организационная психология», изд-во: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, №3, 2012. – 16-31 с.
ссылка на электронный ресурс: http://orgpsyjournal.hse.ru/data/2012/09/29/1243897328/OrgPsy_2012-3_Hachaturova_16-31.pdf
3. Лымарь Н.Г. Давайте не будем…конструктивное управление конфликтом, журнал «Российское предпринимательство», изд-во: Креативная экономика, Москва, №2, 2007. – 98-101 с.
ссылка на электронный ресурс: http://elibrary.ru/download/71363809.pdf
4. Кашапов М.М. Роль творческого мышления профессионала в управлении конфликтом, журнал «Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова». Серия: Гуманитарные науки, изд-во: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, №1, 2007. – 28-32 с.
ссылка на электронный ресурс: http://elibrary.ru/download/83028542.pdf
5. Аллахвердова О.В. Изменение картины мира в конфликте, журнал: Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, изд-во: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего проффесионального образования «Иркутский государственный университет», Иркутск, №2, 2012. – 19-27 с.
ссылка на электронный ресурс: http://elibrary.ru/download/35751626.pdf
6. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В., Эффективное управление конфликтами в социально-трудовых отношениях, журнал «Вестник Самарского государственного университета», изд-во: Самарский государственный университет, Самара, №1 (102), 2013. -171-176 с.
studfiles.net
Основной конфликт в пьесе «Гроза»
Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».
Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.
Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.
Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.
В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).
Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.
Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.
В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.
obrazovaka.ru
Презентация на тему: Семейные конфликты
ЛЕКЦИЯ 9. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа
Введение Цель – проанализировать особенности супружеских конфликтов — рассмотреть специфику конфликтов во взаимодействии родителей и детей
Содержание Особенности супружеских конфликтов Специфика конфликтов во взаимодействии родителей и детей
Природа супружеских конфликтов Психосексуальная несовместимость супругов Неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания Пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.) Неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимания по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д. Различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях
Кризисные периоды в развитии семьи (С. Кратохвил) Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации Второй кризисный период связан с появлением детей Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия Четвертый период конфликтности (18-24 года совместной жизни) совпадает с появлением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне
Типы семей в зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов Кризисная семья — противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Конфликтная семья — между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы постоянно сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов. Проблемная семья — характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Невротическая семья — основную роль играют накопление воздействия психологических трудностей, с которым встречается семья на своем жизненном пути.
Психотравмирующие последствия конфликтов Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Нервно-психическое напряжение возникает в результате создания для супруга ситуаций внутреннего конфликта, постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения, препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга, человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта
Предупреждение супружеских конфликтов Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек. Старайся не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций. Исключи сексуальные упреки, т.к. они не забываются. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей). Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себе всегда правым. Больше доверяй и ревность своди к минимуму.
Предупреждение супружеских конфликтов (продолжение) Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга. Не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками. Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации. Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением
Разрешение конфликтов между супругами Одно из условий завершения конфликта любящих супругов – не добиваться победы. Победу за чет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина не лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим прийти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других – родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи
Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей Тип внутрисемейных отношений Деструктивность семейного воспитания Возрастные кризисы детей Личностный фактор
Типы конфликтов подростков с родителями Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка) Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания) Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля) Конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Реакции ребенка на притязания и конфликтные действия родителей реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий)
Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям
Вопросы для самопроверки Назовите природу супружеских конфликтов и кризисные периоды в развитии семьи. Назовите типы семьи в зависимости от глубины и остроты конфликтов и психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. В чем заключается предупреждение и разрешение супружеских конфликтов? Назовите психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей и перечислите реакции ребенка на конфликт в семье. В чем в большей степени проявляются супружеские конфликты в настоящее время? Как демократизация общества влияет на семейные конфликты? Какова динамика конфликтов между детьми и родителями с изменением возраста детей?
Заключение В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками (дедушками) и внуками. Основными источниками супружеских конфликтов являются ценностные, позиционные, сексуальные, эмоциональные и хозяйственно-экономические причины. К факторам, влияющим на конфликтность супружеских отношений, относят кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.
Заключение (продолжение) К психотравмирующим последствиям супружеских конфликтов относятся состояние полной семейной неудовлетворенности, семейная тревога, нервно-психическое напряжение, состояние вины. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов зависит от умения супругов понимать, прощать и уступать. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии детей и родителей обусловлены типом внутрисемейных отношений, деструктивностью семейного воспитания, возрастными кризисами детей и личностными особенностями.
Рекомендуемая литература Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 551 с. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238с. Селюк Е. Ю. Конфликтология: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 192 с.
Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления Презентация является собственностью автора. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия автора.
ppt4web.ru
—