Исследование самооценки
Самооценка является одной из важных составляющих самосознания. Развитие самооценки и признание своей самоценности — движущая сила самовоспитания. «Новый человек может явиться лишь в том случае, если человека считают высшей ценностью. Если человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества, если он лишь средство для экономического процесса, то приходится говорить нс столько о явлении нового человека, сколько об исчезновении человека, т.е. об углублении процесса дегуманизации. Человек оказывается лишенным измерения глубины, он превращается в двухмерное, плоскостное существо. Новый человек будет лишь в том случае, если человек имеет измерение глубины, если он есть духовное существо, иначе вообще человека пет, а есть лишь общественная функция».
Экспериментальные приемы изучения самопознания и отношения человека к себе многообразны. Это обусловлено прежде всего многоплановостью представлений человека о себе.
Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную. В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей отчего нередко уединяются, но затем страдают от одиночества. Недооценка собственной полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.
При завышенной самооценке человек самонадеянно берется за что-либо, не проанализировав реальность условий, при наличии которых мог бы добиться успеха. Первые неудачи приводят к переживаниям, разочарованию и желанию считать ответственными за произошедшие события других людей, но только не себя. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Все это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности. Результат неадекватной самооценки наиболее очевидно проявляется в поведении, в частности в так называемом аффективном поведении. Такое поведение создает большие трудности для организации взаимодействия и сотрудничества.
Чтобы иметь возможность получить не только данные для качественного анализа особенностей самооценки, но и количественные показатели, можно использовать вариант, описанный основоположником отечественной психологии спорта А. Ц. Пуни (1898-1985).
Испытуемому предлагают познакомиться со списком разнообразных качеств, которыми личность может быть охарактеризована. Таких качеств 51. Предлагается выбрать любые 20 качеств, которые, по мнению испытуемого, он наиболее часто встречает в жизни и общении. Можно назвать и другие качества, которые не вошли в список. Слова, обозначающие выбранные 20 качеств, в любом порядке записываются в бланк (табл. 7).
Испытуемому предлагаются две инструкции.
1. «Прочтите внимательно еще раз вес слова. Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной полезности и приемлемости. Оцените каждое качество в пределах от 1 до 20 баллов. Баллы будете проставлять в левой колонке (#,). Балл «1» поставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое желательное качество и напротив поставьте балл «20». Оценки от 2 до 19 (либо от 19 до 2) расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повториться». Когда задание будет выполнено, левую часть бланка следует загнуть, чтобы цифры не были видны».
2. «Справа от столбца качества в графе Ы2 отметьте оценкой «20» качество, которое присуще вам в наибольшей степени; оценкой «19» — качество, присущее вам несколько меньше, и т.д.; наконец, оценкой «1» — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться».
1. Определить коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств и образом «Я». Степень согласованности обоих рядов устанавливается с помощью формулы Спирмена:
где г — коэффициент ранговой корреляции; N — количество качества; й — разность между рангами.
2. Простота метода позволяет подсчитать корреляционную связь «вручную». Для подсчета можно применить следующий алгоритм:
— определить разность (с1) между рангами и записать в графе й
— возвести значение й в квадрат и записать в графе сР
— сложить все значения с12 и записать полученную сумму внизу;
— умножить полученную сумму на 0,00075 (0,00075 — результат, получаемый при делении 6 на (202 —1) х х 20 — в соответствии с формулой ранговой корреляции Спирмена);
— из единицы вычесть полученное произведение.
Полученное число является коэффициентом ранговой корреляции г, который может иметь значение от +1 до -1.
3. Вычисленное значение коэффициента корреляции необходимо проверить на статистическую значимость. Уровень значимости определяется по таблицам распределения критических значений. Если вычисленное значение коэффициента корреляции меньше или равно табличному для 5%-го уровня (р = 0,05), то корреляция не является значимой (существенной, реальной). Если вычисленное значение коэффициента корреляции больше табличного для 1%-го уровня (р = 0,01), то корреляция статистически значима (существенна, реальна).
Одним из первых отечественных приемов исследования самооценки была методика С. Я. Рубинштейн, которая явилась определенной доработкой идеи американского психолога Т. В. Дембо(1962).
Методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн (в данном случае как метод исследования самооценки инвалидов) основана на прямом оценивании (шкалировании) больными ряда личных качеств. Проводится в виде свободной беседы и позволяет получить данные для качественного анализа индивидуальных особенностей самосознания. На эффективность общения, поведения, деятельности особенно деструктивно влияет неадекватная самооценка, которая может быть либо пониженной, либо повышенной.
Материал: карточка с семью начерченными вертикальными шкалами (длина 10 см), с указанием верхней и нижней точек и середины шкалы (при этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной точкой), авторучка.
Инструкция: каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя -наивысшее.
На карточке нарисованы семь таких линий. Они обозначают: 1 — здоровье, 2 — ум, способности, 3 — характер, 4 — отношение с окружающими, 5 — общение, 6 — семейные отношения, 7 — уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
1. По каждой из семи шкал определяется:
— уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «+»;
— высота самооценки от «О» до знака «-«; величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «+» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Определяется средняя величина каждого показателя по всем семи шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров. В табл. 8 приведены количественные характеристики уровня притязаний и уровня самооценки.
Таблица 8. Уровень притязаний и уровень самооценки
studme.org
Исследования самооценки личности.
Под самооценкой мы понимаем то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Это вся система представлений, которые личность считает соответствующими реальности. Это все качества, которые, личность приписывает себе и принимает за свои в данный момент ее жизни. Следует заметить, что представления человека о своих физических и психических качествах не всегда точно отражают его реальные качества.
Определенный уровень развития самосознания в дошкольном возрастеодин из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Дошкольник осознает себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т. е. у него появляется переживание себя как существа социального. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразованиявнутренней позиции школьника (Л.. И. Божович). Стремление к позиции школьника характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе.
На пороге школьной жизни у дошкольника возникает стремление удовлетворить свои возросшие потребности не в игровом, воображаемом, а в реальном плане. Таким реальным планом для него становится обучение в школе.
Таким образом, целью данного исследования является особенности формирования самосознания и самооценки личности в учебной деятельности.
Предмет исследования: дети младшего школьного возраста.
Объект исследования: особенности самооценки младших школьников.
В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1) При обзоре литературы рассмотреть особенности младшего школьного периода развития.
2) Обозначить представление о развитии и самооценке младших школьников.
3) Раскрыть особенности самооценки в учебной деятельности.
4) Экспериментально проследить уровень самооценки по половому различию и по группам в различных учебных учреждениях (школа-интернат и общеобразовательная школа).
5) Проанализировать и обсудить полученные результаты.
1. Понятие о внутренней позиции школьника.
1.1. Младший школьный возраст — один из этапов развития личности
Младший школьник это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. В исследованиях Л.И. Божович, Д.В. Эльконина, Н.Г. Салминой, Н.И. Гуткиной описаны основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на ситему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения .
Система ожиданий (экспектаций), как и сформированность предпосылок понятийного, научного мышления, лежит в основе готовности, которая понимается как итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду. Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда; владение речью; предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки); умение сотрудничества; желание учиться. Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность .
В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, однако и большой физической выносливости». Младший школьник характеризуется доминированием внешней или, в терминах А.А. Люблинской, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школьник, имеющий новую жизненную позицию, т.е. позицию школьника как субъекта . Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем. В это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразличием, апатией, вызываемые невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов). Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущей называется деятельность, которая не только занимает длительный период, однако и в русле которой :
а) формируются другие, частные виды деятельности;
б) развивается интеллект как совокупность сенсорно- перцептивных, мнемологических;
в) формируется сама личность субъекта деятельности. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые варианты анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов», подчеркивает Д.Б. Эльконн . В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.
Существенно, что в связи со сменой условий жизни, переключением с семьи или детского сада на школу у младшего школьника несколько изменяются доминирующие авторитеты. Наряду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя. «А учительница сказала так!» протестует против безапелляционного высказывания мамы малыш. К концу начальной школы, когда основной период адаптации как макрофазы развития (по А.В. Петровскому) закончен, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, однако и, что очень важно, активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком, безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества .
1. Понятие о внутренней позиции школьника. 5
1.1. Младший школьный возраст — один из этапов развития личности 5
1.2. Развитие самопознания и особенности самооценки младших школьников. 9
1.3. Учебная деятельность и формирование самооценки. 15
2. Экспериментальное исследование уровня самооценки младших школьников 21
2.1. Методика и организация исследования 21
2.2. Анализ и обсуждение результатов 22
Список использованной литературы: 29
Список использованной литературы:
2. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966
3. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Вопр психологии, 1977, № 4
4. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста под. ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. С.56-65.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М: Прогресс.1986.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
7. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996.
8. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
9. Захарова А. В Формирование самооценки в учебной деятельности/Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М., 1977
10. Кон И.С.Психология ранней юности.-М:Просвещение,1989.
11. Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника. М., 1978
12. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.М.: Просвещение, 1984.256с.
13. Мерлин В.С.Структура личности: характер. способности, самосознание .-Пермь,1990.
14. Никольская И. Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе :из опыта работы. — СПб, Рига НПЦ Эксперимент, 1996. — 80с.
15. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1996.
16. Пантилеев С.Р.Методика исследования самоотношения. — М: Смысл.2003.
17. Петровский В. А. Теоретические проблемы психологии личности в системе межличностных отношений //Психология развивающейся личности/Под редакцией А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 2004.с.8-36.
18. Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М, 1988
19. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.
20. Савонько Е И Возрастные особенности соотношения ориентация на самооценку и на оценку другими людьми В кн. Изучение и мотивация поведения детей и подростков/Под ред. Л И Божович, Л В Благoнaдeжиной М, 1972
21. Учебная деятельность младшего школьника :диагностика и коррекция неблагополучия. /Под. рад. Ю. З. Гильбуха /Киев. 1993.
22. Филиппюк Г. С Взаимозависимость самооценки детей младшего школьного возраста и их положения в системе личных отношений В кн.: Социально- психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978
23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.: Питер-Пресс, 1997.
24. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
25. Эльконин Д Б К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопр психологии 1971 №4
cat.diplomnovosibirsk.ru
Практическое занятие 1 исследование самооценки личности
1.Формирование знаний и умений по изучению особенностей самооценки личности.
2. Исследование особенностей самооценки личности.
Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления
Сознание – это высшая форма развития и проявления психики человека. Сознание осуществляет мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Содержательно сознание включает в себя совокупность знаний о мире и о себе самом. Последнее трактуется как самосознание.
Самосознание — это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения.
При изучении феномена самосознания выделяют три основных аспекта (рис. 1.1):
взаимообусловленность сознания и самосознания;
Самосознание предполагает осознание своего Яво всем много-образии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Само-сознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и саморегуляцию.
Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Знание о себе накапливается в процессе самопоз-нания и фиксируется в виде Я-концепции. Я-концепция – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.Я-концепция подразделяется наидеальную Я-концепцию, т.е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, иреальную Я-концепцию, т.е. каким видит себя человек на данный момент.
Рис. 1. Самосознание и его проявления
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке.
Самооценка –компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия 1 . Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, в значительной степени определяет социальную адаптивность (социальную адаптацию и дезадаптацию личности). Следует признать, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Отношение человека к себе и самооценка формируются в процессе воспитания. По своей генетической сущности они представляют усвоенные ребенком отношения к нему и оценки значимых других, осо-бенно родителей и близких членов семьи. Поэтому ненормальное отно-шение к ребенку (эмоциональная холодность, отсутствие родительской любви и ласки, излишняя требовательность, жестокость и т.п.) и его не-адекватная оценка приводят к искажению его самооценки и, как следствие, способствуют, по мнению криминологов, проступочному или преступному поведению.
На самооценку, формирование которой происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, в значительной степени влияет социум. Любое оценочное суждение о себе, о своих психо-логических качествах и личностных свойствах основано на сравнении этих качеств и свойств с определенными образцами (эталонами). Такими образ-чиками для человека служат личностные особенности значимого другого или лиц, связанных с ним референтными отношениями. Суждения чело-века о себе во многом зависят от того, с какой группой он себя соотносит.
Различают текущую и личностную самооценки.
Текущая самооценка– это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции чело-веком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желае-мость, степень успешности, человек совершает в соответствии с само-оценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет само-регуляцию своей деятельности и поведения.
Личностная самооценка– это отношение человека к своим способ-ностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной.
Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.
Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.
studfiles.net
Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.
Психодиагностика самосознания (самопознание, самооценка, самовоспитание). Особенности методик исследования самосознания.
Тест–опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. Самоактуализационный тест (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз). Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.
Исследование самооценки с помощью методик Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна, В.Щур. Назначение методики. Общая характеристика, содержание шкал. Принципы интерпретации.
Сознание — высший уровень психического отражения объективной реальности (действительности), а также высший уровень саморегуляции, присущий только чел-ку, как социальному существу.
Самосознание– прежде всего процесс осознания своего «Я» во многообразии индивид-х особенностей. Отражение идет от окружающих его людей.
Самоотношение– эмоционально оценочная реакция на знание о себе (я плохой, я хороший).
Самосознание включает 3 гл. компонента:
1Самопознание–это процесс начинается с самого себя. Сопоставление Я=Я(значит сравнение себя с себе подобными)
2Самооценка — это определенное эмоционально ценностное отношение к себе.
3Самовоспитание — это процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности.
Самосознание характер-ся своим продуктом – представлением о себе – это «Я-образ» (Знание о себе, Самоотношение) и «Я-концепция» (это индивид-ая программа личности, которую он простраивает себе сам).
Диагностика самосознания включает в себя:
1).Стандартизир-ые отчеты – опросники состоящие из утверждений, касающихся:
— отношения чел-ка к себе в различных жизненных сферах (Кабардова «Предпочтение к сферам ЖД чел-ка»;
—чувств, мыслей относительно тех/иных событий в жизни чел-ка (рис., Люшер, незаконченных предложений);
—поведенческих моментов (Розенцвейг, ТАТ, Т. Лири, Р.Жиля,, проективные, акцентуации Личко, Шмишека);
—взаимоотношения с др. людьми (методика социометрии, проективные «Моя семья» и пр.).
2). Нестандартиз-ые самоотчеты – это развернутое самоописание в кот., так или иначе проявл-ся «Я-концепция». Для обработки совокупности рез-тов применяют процедуру – «Контент-Анализ» (это просматривание в динамике программы, цели, планов, задачи).
3).Идеографические техники – они основаны на использовании психосемантических законно-мерностей, анализе индивид-ых матриц, при кот. пространство самоописания и его содержание не задаются абстрактно средними показателями, а выявляются у конкретного чел-ка.
Методики по Диагностике самосознания:
1). Стандартизир-ые самоотчеты: шкала «Я-концепции» Теннесе;
2).Не стандартизир-ые самоотчеты: тест 20 утверждений на самоотношение;
3).Идеографические методики: тест репертуарных решеток Келли.
Опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин, и С.Р.Пантелеев, 1985). 57 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет.
три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
Анализ результатовпроводится по 5 обобщенным шкалам и 7 дополнительным.
Дополнительные— измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес Я испытуемого. (с/уверенность; отношение других; с/принятие; с/руководство, с/обвинение; с/интерес; с/понимание)
обобщенные— интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я»; самоуважение; аутосимпатия; ожидания (+\-) отношения к себе других; самоинтерес.
Порядок подсчета: Используя ключ, по каждой шкале нужно подсчитать утверждения с положительным и с отрицательным знаками.
«сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %). После строится диаграмма выраженности уровней самоотношения.
Методика исследования самоотношения (МИС) Пантелеева С.Р.: состоит из 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам, с которыми нужно согласиться или нет.
Цель методики — изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания.
Порядок подсчета: Порядок подсчета такой же как в методике «ОСО» Столина В.В. Полученные «сырые» результаты переводятся в стены в соответствии с таблицей.
Анализ результатов проводится отдельно по каждой из 9 шкал: Открытость; Самоуверенность; Саморуководство; Зеркальное Я ; Самоценность; Самопринятие; Самопривязанность; Конфликтность; Самообвинение.
Также анализ результатов проводиться по 3 обобщенным шкалам, так называемым трём независимым факторам:
I. Самоуважение. Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.
II . Аутосимпатия — Эти шкалы отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я.
III. Внутренняя неустроенность — связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения. Показатели этого фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.
studfiles.net
Исследование самооценки личности
Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки, критерии ее формирования. Межполовые и возрастные особенности самооценки. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн и А.И. Липкиной. Тест «Оцени себя сам» и «Справлюсь или нет?».
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Республики Казахстан
На тему: Исследование самооценки личности
Выполнил: ст-т гр. ЗП-402
- Введение
- Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки
- Глава 2. Особенности самооценки личности
- 2.1 Критерии формирования самооценки личности
- 2.2 Межполовые и возрастные особенности самооценки
- Глава 3. Методы исследования самооценки
- 3.1 Методика А.И. Липкиной «Три оценки»
- 3.2 Тест «Оцени себя сам»
- 3.3 Методика «Справлюсь или нет?»
- 3.4 Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
- Заключение.
- Список использованной литературы
личность самооценка методика
Самоценность человека, его личности имеет не только оценочную и притязательную области. Важным моментом является конгруэнтность. Человеку очень важно быть конгруэнтным (т.е. согласованным) с самим собой: он говорит то, что думает, чувствует, переживает открыто, не скрывая это от других. В такой ситуации человек чувствует себя комфортно, его «тылы» надежно прикрыты.
Совершенно иные психические состояния возникают, когда есть необходимость скрывать свои истинные переживания, говорить иные слова, чем чувствует человек, т.е. наступает рассогласование самоценности, языка слов и языка тела. В жизни таких ситуаций немало, и их испытывал на себе каждый человек. Ослабление личностной конгруэнтности приводит к определенной зависимости, формированию стереотипного, ригидного способа реагирования, дискомфортного психического и физического состояния. Для того, чтобы избежать рассогласования указанных характеристик, «нейтрализовать» психологические защиты, очень важно формировать высокую самоценность. Только человек, имеющий высокую самоценность, приобретает возможность «консенсуса» вербального и невербального языков. Высокая самоценность — это уникальность личности, уважение себя, чувство собственного достоинства.
Достаточно высокая самоценность личности является одной из базовых психологических характеристик, обеспечивающих формирование и реализацию ее жизненных стратегий и «снятие» психологических защит.
В учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от собственных объективных возможностей. Большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданиями и получает низкие отметки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности.
Цель курсовой работы — исследование самооценки личности.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
— Рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки личности;
— Рассмотреть факторы формирования самооценки личности, в частности, критерии ее формирования и межполовые и возрастные особенности в школьных группах;
— Рассмотреть методики исследования самооценки личности.
Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки
В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида.
1. Самооценка является частью концепции «Я», обозначаемой как «эмоционально-ценностное» отношение к себе. [3] В рамках этого подхода авторы, как правило, либо отождествляют самооценку с эмоционально-ценностным отношением (ЭЦО) к себе, либо определяют ее как часть ЭЦО, часто отождествляя с самоуважением. [26] Такое представление является наиболее распространенным.
2. Самооценка понимается как когнитивная подструктура (или схема), которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию о «Я», т.е. фиксирует знание субъекта о себе. [23] Самооценка — это образ «Я» субъекта.
3. Наименее распространенным является подход, при котором самооценка не сводится ни к образу «Я», ни к эмоционально-ценностному отношению к себе. По мнению Л.В.Бороздиной [5], самооценка отвечает на вопрос: чего стоит то, что Я имею? Что это значит? Самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно оценка его с точки зрения определенной системы ценностей.
Следует признать, что до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия «самооценка». В следствие этого возникают трудности сопоставления этого концепта с другими, использующимися в сфере психологии «Я, перечисляя огромное количество понятий, применяемых в данной области.
В зарубежной литературе совокупность всех представлений индивида о себе обозначают термином «Я-концепция». [3] В ней выделяют образ «Я» и самоотношение, а также поведенческие. При таком подходе, как справедливо замечает Л.В.Бороздина, «самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает» [5, 99], она не изучается как самостоятельная единица самосознания. Необходимо разделять три образования: образ «Я», самооценку, отношение к себе.
Зачастую понятие самооценка за рубежом понимается как мера принятия или непринятия индивидуумом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе [23]. Часто при исследовании проблем, связанных с успехом, достижениями, говорят, например, о повышении самоуважения после успеха или понижении, после неудач. Обобщая результаты экспериментальных данных, И.С.Кон пишет, что «самоуважение — довольно устойчивая черта личности и поддержание определенного уровня самоуважения составляет важную, хотя и не осознаваемую функцию самосознания» [23, 72].
В психологии «Я» разрабатываются представления о структуре самосознания и самооценки индивида. Выделят несколько измерений для характеристики уровня самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных стадиях его развития.
1) Степень когнитивной сложности и дифференцированное (чем больше своих качеств личность осознает и чем сложнее и обобщеннее сами качества, тем выше уровень ее самосознания).
2) Степень отчетливости, выпуклости «образа Я», его субъективной значимости для индивида.
3) Степень внутренней цельности, последовательности «образа Я. Самосознание человека противоречиво: идеальное Я никогда не совпадает с реальным, и это противоречие является главной движущей силой самовоспитания.
4) Степень устойчивости, стабильности «образа Я» во времени.
Была сделана попытка разработать структурно-динамическую модель самооценки. [21] Самооценка, по ее мнению, функционирует в двух основных формах — как общая и как частная (парциальная, или конкретная). Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархизованную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой, и выделяет в ней два компонента: эмоционально-ценностное отношение личности к себе и когнитивный, причем последнему отводится ведущая роль, т.к. он обобщает и синтезирует наиболее значимые для личности самооценки. Общая и частная самооценка характеризуются набором показателей, представленных, как правило, в виде оппозиций: адекватная — неадекватная, высокая — низкая, устойчивая — неустойчивая самооценка и т.д.[21]
По временной отнесенности содержания автором выделяются следующие виды самооценки: прогностическая, актуальная и ретроспективная.
Функция прогностической самооценки — оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительных действий по ходу развертывания поступка. Функция ретроспективной самооценки — оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.п. Характеристики этих видов самооценки: уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности.[21]
Таким образом, на основе описанных выше представлений можно представить структуру самосознания (частью которой является самооценка), вслед за большинством авторов, как состоящую из трех частей: образа «Я» (самопознание) — когнитивного компонента, эмоционально-ценностного отношения к себе (часто называемая самоотношением) — аффективного компонента, саморегуляцией деятельности — поведенческого компонента, и констатировать, что самооценка здесь как отдельный конструкт не выделяется и не исследуется.
На основе вышеописанного представления проведено большое количество исследований. Во многих из них самооценка определялась через притязания субъекта [19], изучалось, как соотносится самооценка с ожиданиями результатов деятельности [2], как она изменяется при овладении способами учебной работы, как самооценка связана со значимостью (для ученика) учебного предмета. [28] Изучалась связь самооценки с параметрами учебной деятельности студентов. В исследовании Э.М.Александровской и Ю.Пиатковской смотрелась корреляция самооценки (которая понималась как процесс когнитивной и аффективной оценки индивидуумом собственной персоны) учащегося с оценкой педагогов, матерей, со школьной успеваемостью. [1]
Было установлено, что в четвертом классе самооценка возможностей у школьника в наибольшей степени коррелирует с объективной оценкой матерей и педагогов. Обнаружено, что при ответе на опросник социальных отношений Литманна, мальчики (четырехклассники) чаще указывают на трудности в общении: девочки, наоборот, чувствуют себя свободнее в межличностных отношениях.
Возрастание позитивной самооценки у детей с возрастом трактовалось авторами как норма, т.к. при сравнении результатов самооценки с показателями концентрации внимания и интеллекта, при уменьшении последних (которые определялись тестами Паули и Векслера соответственно), наблюдается повышение числе аномалий в личностных и социальных сферах.
Авторы говорят о том, что ухудшение школьной успеваемости, связано с повышенной самооценкой. Низкая школьная успеваемость ведет к невротическим наслоениям, которые в свою очередь усугубляют трудности адаптации ребенка к школе. Точно также школьная успеваемость может снижаться в связи с психогенными нарушениями развития [1].
Возрастные изменения в самооценке школьника были предметом изучения в ряде других работ. В исследовании Е.И.Савонько [27] обнаружено, что с возрастом (с 3 по 9 класс) происходит переориентация школьников с оценки других людей (оценивающих выполнение различных действий, задач школьниками) на самооценку. В одном эксперименте [25] обнаружена интересная деталь, а именно: по мере взросления (от 12-и к 14-и годам) происходит рост аффективных реакций на неуспех в зависимости от высоты самооценки. Двенадцатилетние школьники с высокой и низкой самооценкой мало отличаются друг от друга при реакции на неуспех (по показателям качества и времени решения). Четырнадцатилетние школьники с высокой и низкой самооценкой по разному реагируют на неуспех: у лиц с низкой самооценкой ухудшается качество решения трудных задач, увеличивается время на их решение, появляется большое количество аутистичных жестов, чего не наблюдается (при неуспехе) у лиц с высокой самооценкой. Это исследование, в какой-то степени, может служить подтверждением гипотезы о том, что самооценка (ее высота) вносит свой вклад в эмоциональный комфорт (или дискомфорт) субъекта. [10]
Связь самооценки с эмоциональной сферой прослеживается в работе Б.Мейер. [24] Обнаружены половые различия в самооценке школьников, что связано, по мнению автора, с высокой пре-, пери-, и постнатальной уязвимостью у мальчиков, различием в темпах созревания, а главным образом в специфических для полов влияниях. Четырнадцатилетние мальчики по сравнению с девочками менее склонны к самобичеванию и сомнению, более доверчивы к своему социальному окружению, оптимистичны, активны и решительны, считают себя менее эмоционально возбудимыми (эти данны-2 подтверждаются оценками матерей).
Наиболее существенное влияние на самооценку ребенка оказывает чувство защищенности в семье. Чем слабее эмоциональные связи в семье, констатирует Б.Мейер, тем чаще обнаруживаются у ребенка негативные самооценки. Это приводит, в итоге, к скрытой и явной агрессии, подозрительности, враждебности. [24] Бросается в глаза, что многие исследования, в данной области, проводятся на школьниках (в т.ч., на младших), что заставляет осторожно относиться к получаемым результатам, т.к. известно, что самооценка — достаточно позднее образование, нередко датирующееся подростковым и юношеским возрастом. Представляется более точным исследовать самооценку, начиная с подросткового возраста.
На основании рассмотренных исследований, посвященных самооценке индивида, можно констатировать некоторую путаницу в терминологическом аспекте, размытую методическую базу, сомнительное изучение данного конструкта у младших школьников. Кроме того, что самооценку путают с ЭЦО и образом «Я», ее часто пытаются изучить через механизм целеполагания субъекта, обозначаемый как «уровень притязаний» (УП). Изучение этого конструкта в настоящее время является хорошо распространенным, существует несколько техник для диагностики УП [7]. В литературе есть данные, что СО и УП могут быть не тождественны по параметрам высоты [10], а также то, что при их расхождении отмечается дискомфорт в эмоциональной сфере субъекта. Это еще раз заставляет обратиться к проблеме изучения данного конструкта к психологии.
Глава 2. Особенности самооценки личности
2.1 Критерии формирования самооценки личности
Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:
1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности
2) путем сравнения себя с другими людьми.
Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно немало. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно. [3]
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального <Я> с образом идеального <Я>, т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный <образ Я>, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. И, наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом вписаться в структуру общества. [6]
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
2.2 Межполовые и возрастные особенности самооценки
Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими — учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться, окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет поощрение, награда.
Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в ребенке волевые качества.
Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что сказывается на общей направленности его личности, переживаниях, представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей. Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в первую очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей.
В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть спокойной(ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не проявлять определенные эмоции (“не плачь, ты же мальчик!” и т.д.) [1]
В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те, которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх поднимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах.
В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д. определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым, боязнь быть осмеянным и т.п.
Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в данный период развития происходит особенно интенсивное формирование моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной стороны его личности.
Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.
Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив, выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса, школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не хочу быть злым и т.п.
В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы выполнять обязанности (а их у младших школьников много, и школьных, и домашних), нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно поставленной специальной цели — учиться. Во-вторых, оно требует подчинить свои умственные процессы этой цели. [2]
В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то, что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать двоек. Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.[2]
Таким образом, уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний о типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половой принадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения, связанные с “ролью” мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себя соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка.
Подростковый возраст.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование этого возраста — ребенок ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание в признании его среди взрослых.
В данном возрасте характерно открытие своего “Я”, осознание своей индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка завышена, но гораздо хуже, когда наоборот, потому что подросток сильно переживает, если он находит себя хуже других.[22]
В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот девочкам нужно спокойствие и скромность.
Но что интересно — мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте происходит половое созревание и чувства подростков несколько обостренны. И в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается “меланхолией” или агрессивным поведением.
В ответах можно встретить противоречия. Допустим, то они хотят добавить скромность, то убавить — это объясняется становлением индивидуальности. Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью. Так только после кризиса самосознания подросток приобретает “чувство индивидуальности”.
Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу “настоящего мужчины”, а девочки “настоящей женщины”. [22]
В психологии юность определяется как стадия развития начала полового созревания и до наступления взрослости. Юноша является промежуточным звеном между ребенком и взрослым. Юность — это завершающий этап созревания в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном варианте возникает расплывчатое “я”, ролевая и личностная неопределенность.[24]
Главное новообразование этого возраста — открытие “я”, развитие рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются собственные теории философии, счастья, любви. Последняя — особенно у девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше думают о будущем.
Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную ценность (в ответах проскальзывает неразделение психологических и непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания.
Для юношей понятия “величина” и “величие” — почти синонимичны. Со стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака: энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов).
Юношеский возраст — важный этап развития умственных способностей. Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: “Почему?” и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства общества.
Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие ответы, как желание прибавить к своим психологическим качествам артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость, и все больше возрастает интерес в своем будущем.
Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью.
Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более “материнские чувства”: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество, выносливость, силу. И по результатам теста, юноши хотят убрать: нерешительность, застенчивость, скромность.
В этом возрасте заметно такое подразделение: одни ставят четкие цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта юношеского возраста — формирование жизненных целей. Юноша также задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах встречаются желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть.
Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я, одиночества, непонимания.
Ранняя юность — период роста социальной активности. Старшеклассник более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие. Юность — завершающий этап первичной социализации. [24]
Глава 3. Методы исследования самооценки
3.1 Методика А.И. Липкиной «Три оценки»
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
— характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,
б) любая другая аргументация;
— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
3.2 Тест «Оцени себя сам»
Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала — вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней — отрицательные.
Слова, образующие отдельные качества личности:
аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
При анализе результатов важно отметить расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества — в нижнюю часть или близко к середине. Если отрицательные качества поставлены близко к середине, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно — в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует его и видит свои отрицательные черты.
Если ребенок все положительные качества помещает в верхней части шкалы достаточно высоко, а отрицательные — в нижней или около середины — его оценка неадекватно завышена. Он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие достоинства.
Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности, так же как и тревожности или нарушения общения. Негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной асоциальных реакций школьника.
Если ребенок располагает положительные черты ближе к середине, или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где поставлены отрицательные качества, можно говорить о неадекватной заниженной самооценке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает (если они находятся в верхней части шкалы) или несколько улучшает (если они помещены внизу) общую структуру самооценки.
Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенно взрослых. Однако заниженная самооценка может быть связана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ученика настойчиво требуют выполнения каких-то обязанностей, с которыми он не справляется.
3.3 Методика «Справлюсь или нет?»
Разным по успеваемости ученикам даются поочередно три задания: одно — по русскому языку, другое — по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье — неучебное, например, складывание орнамента по заданным образцам. Им предлагается ответить на вопрос: «Сможешь ли ты выполнить задания, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников.
Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:
1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).
2. Особенности прогностической оценки этих школьников.
3. Особенности адаптационной оценочной деятельности, ее направленность — на оценку способностей к учебе или на качества личности.
4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на учебные ситуации.
Данный анализ позволяет выяснить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у слабоуспевающих школьников формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов: с возрастом у таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний.
3.4 Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Проведение исследования
Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
— авторитет у сверстников;
— умение многое делать своими руками, умелые руки;
— уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал определить:
уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В таблице даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ
otherreferats.allbest.ru
—