/ Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Тамара Дембо(1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику.Сусанна Яковлевна Рубинштейн(1911–1990) – советский психолог, модифицировала методику Т. Дембо для исследования самооценки.
Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы:здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.
Инструкция.“Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
авторитет у сверстников;
умение многое делать своими руками, умелые руки;
уверенность в себе.
На каждой линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.
Обработка проводится по шести шкалам(первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал определить:
уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
высоту самооценки – от «о» до знака «–»;
значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценкаможет подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало.За низкой самооценкоймогут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7–10 классов городских школ (около 900 чел.).
Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.
studfiles.net
Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан
См.: Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. — М., 1988. — С-110-118.
Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемому предлагается на вертикальных линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователя личностных качеств (актуальную) и также такую их степень выраженности, которую бы испытуемый хотел иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и другие качества. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
2) ум, способности;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками;
7) уверенность в себе.
На каждой вертикальной линии горизонтальной чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий (высота каждой линии — 100 мм) с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Обследование может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Перед началом самооценки следует убедиться, правильно ли испытуемый понял инструкцию. На самооценку по всем шкалам отводится 10—12 мин.
Анализ результатов.Обработка проводится по шести шкалам (первая, «здоровье», которую авторы рассматривают как тренировочную — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. За один балл принимается отрезок шкалы, равный 1 мм.
1. По каждой из шести шкал определяется:
а) уровень притязаний — расстояние в миллиметрах от нижней точки шкалы («0») до знака «+»;
б) высота самооценки — от «0» до знака «-»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака <+» до знака «—», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Нормативные показатели уровня притязаний и самооценки для учащихся VII—XI классов городских школ (около 900 человек) представлены в таблице.
Уровень притязаний. Норму притязаний, по мнению автора, составляют величины в диапазоне от 60 до 89 баллов, а оптимальный их уровень для личностного развития — от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытое для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
lektsii.org
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Первоначально эта методика была разработана Тамарой Дембо, ученицей Курта Левина, для исследования представлений людей о счастье. С.Я. Рубинштейн модифицировала процедуру и, основываясь на своем большом опыте клинических исследований, измеряла с ее помощью самооценку личности. В настоящее время существует множество вариантов и модификаций этой психодиагностической методики, но основные принципы остаются прежними.
Бланк методики представляет собой горизонтально ориентированный лист бумаги, на котором изображены шкалы. Их число может колебаться в зависимости от модификации методики. Новые шкалы могут быть добавлены экспериментатором в процессе исследования, если он, побеседовав с испытуемым, сочтет это необходимым.
Каждая шкала представляет собой вертикальную линию длиной 10 см, с обозначенными полюсами (верхним и нижним) и серединой. Наиболее часто в исследованиях используются следующие шкалы: «ум», «здоровье», «счастье», «характер», «удовлетворенность собой» и «внешность» (эта шкала включена в методику потому, что в современном мире красота играет огромную роль и не может не влиять на самооценку человека).
Экспериментатор, начиная работу, предъявляет испытуемому следующую инструкцию (на примере шкалы «внешность»): «Представьте себе, что на верхнем полюсе этой шкалы находится самый красивый человек в мире, на нижнем – самый некрасивый, а между ними – все остальные. Если бы Вы оценивали себя по параметру внешности, куда бы Вы попали? Отметьте, пожалуйста, черточкой на шкале. Кружком отметьте то место, где Вы хотели бы находиться. А галочкой – то место, где Вы могли бы оказаться в дальнейшем, оценив свои возможности».
По результатам проведенной методики можно сделать вывод о трех основных параметрах самооценки: высоте, устойчивости и реалистичности. Чтобы измерить высоту самооценки, надо посмотреть на расположение черточек (актуального уровня испытуемого) по всем шкалам.
Если на всех шкалах черточки стоят немного выше середины – самооценка нормальная. Если они расположены примерно посередине между верхним полюсом и серединой – самооценка повышенная. Если ближе к верхнему полюсу – самооценка чрезмерно высокая. В норме актуальная самооценка (черточка) располагается немного выше середины шкалы, идеальная (кружок) – немного ниже верхнего полюса, а оценка потенциальных возможностей (галочка) – между ними.
Важно учитывать, что, проводя методику, экспериментатор беседует с испытуемым, отвечает на все его вопросы и внимательно анализирует то, что им будет сказано относительно полюсов, шкал и его положения на этих шкалах. Тщательный анализ беседы позволяет сделать намного больше выводов о самооценке личности, чем простой анализ расположения отметок на шкалах.
psyhotests.ru
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна
Адекватная самооценка как одно из условий развития личности, а также устойчивости подростка к негативному воздействию социального окружения. Методика Демо-Рубинштейна в диагностике по программе профилактики негативной зависимости «Задачи взросления».
Главная проблема развития личности в этнокультурной среде. Детерминация этнокультурных процессов. Исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста в учебной деятельности при оценке личностных качеств. Методика Дембо-Рубинштейна.
Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки, критерии ее формирования. Межполовые и возрастные особенности самооценки. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн и А.И. Липкиной. Тест «Оцени себя сам» и «Справлюсь или нет?».
Ознакомление с методами исследования личности с помощью теста «Мотивации педагогической деятельности», Т. Дембо — С.Я. Рубинштейна, Ф. Хоппе. Определение необходимости исследования самооценки. Рассмотрение и анализ сущности уровней притязаний человека.
Рассмотрение методов изучения личности и психологических тестов, используемых для оценки персонала. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и ее интерпретация. Проведение тестирования и анализ результатов.
Проблемы личности в социальной психологии. Проблемы социально-психологического исследования личности. Использование социометрии, методики изучения самооценки качеств личности Дембо-Рубинштейна при проведении экспериментального исследования личности.
Виды самооценки личности и их характеристика. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Разработка программы беседы и ее тактики (системы и типов вопросов). Описание и анализ содержания беседы. Способы усиления достоверности собираемых данных.
Описание основных научных работ советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна. Анализ зависимости психических процессов от личности в трудах Рубинштейна. Описание методов изучения психического облика личности. Взаимосвязь способностей и характера.
Основные новообразования подросткового возраста. Эмоциональное и психическое развитие подростка. Специфика и содержание кризиса в переходном возрасте. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Тест «Самоанализ личности» О.И. Моткова.
Понятие самооценки и её развитие. Проявление уровня (адекватная, заниженная, завышенная) самооценки в поведении ребёнка. Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей. Внешность подростка как причина низкой самооценки.
Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры. Взаимосвязь самосознания и самооценки личности. Экспериментальное исследование развития самооценки студентов с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси и методики Дембо-Рубинштейн.
allbest.ru
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
- здоровье;
- ум, способности;
- характер;
- авторитет у сверстников;
- уверенность в себе.
- уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
- Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
- умение многое делать своими руками, умелые руки;
- внешность;
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
www.dedeve.narod.ru
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Обработка и интерпретация результатов
- высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
- значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.
psylist.net
Исследование самооценки сяРубинштейн
Глава 1 Теоретический анализ влияния защитных механизмов на формирование Я-концепции
1.1. Изучение Я-концепции и ее искажений в феноменологической теории К.Роджерса
1.2. Социально- психологическая теория К.Хорни
1.3. Изучение защитных механизмов Эго в концепции А.Фрейд
1.4. Структурная теория механизмов защиты Р.Плутчика
Глава 2 Структура исследования валидности методики Дембо-Рубинштейн как метода выявления защитных механизмов Я-концепции
2.1. Валидность как одно из основных свойств психодиагностического
2.2. Задачи исследования, характеристика испытуемых
2.3. Описание объекта исследования
2.4. Процедура проведения эксперимента
2.5. Анализ и обсуждение полученных результатов исследования
Для успешного управления своим поведением, человек должен обладать адекватной информацией как о среде, так и о состоянии и свойствах своей личности. Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. В зависимости от работы защитных механизмов один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки.
Актуальность. Отсутствие исследований о влиянии защитных механизмов личности на самооценку обуславливает актуальность данной работы. В нашей стране для выявления защитных механизмов используется только тест Плутчика.
Мы пытаемся изучить феномен искажения самооценки со стороны защитных механизмов и расширить диагностические возможности методики Дембо-Рубинштейн.
Методика исследования Дембо-Рубинштейн изначально предназначена для диагностики состояния самооценки. В данной работе мы предполагаем, что результатом исследования самооценки становится не столько «измерение» высоты самооценки, сколько измерение степени ее искажения со стороны защитных механизмов Я-концепции.
Несомненно, самый важный вопрос относительно всякого психологического теста – это его валидность, т.е. степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен.
Для определения конкурентной валидности методики Дембо-Рубинштейн как метода исследования защитных механизмов личности мы проводим корреляционный анализ связи результатов валидизируемого нами теста с результатами опросника Плутчика, валидность которого является установленной.
Таким образом, цель нашего исследования — расширить диагностические возможности методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.
Объектом исследования является методика Дембо-Рубинштейн как инструмент для исследования защитных механизмов Я-концепции.
Предмет исследования – валидность методики Дембо-Рубинштейн в качестве инструмента исследования защитных механизмов Я-концепции.
1. Проведение теоретического анализа литературы по данной проблеме защитных механизмов и их отражения в Я-концепции.
2. Проведение эксперимента и обработка результатов.
3. Обобщение результатов, полученных в ходе исследования и формулирование выводов.
В ходе работы была сформулирована основная гипотеза: различные искажения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн связаны с определенными защитными механизмами личности по опроснику Плутчика.
Глава 1 Теоретический анализ влияния защитных механизмов на формирование Я-концепции.
1.1. Изучение Я-концепции и ее искажений в феноменологической теории К.Роджерса.
Современное состояние теоретических разработок в изучении Я-концепции индивида в значительной мере достигнуто благодаря работам Роджерса и его клинической практике.
Личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я. [10]
Основные положения теории Роджерса (1954, 1959) выглядят следующим образом:
1. Сущность феноменалистической теории личностного Я, представляющей собой часть общей теории личности, заключается в том, что человек живот главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.
2. Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. Этот процесс не получает детального описания у Роджерса, но, по-видимому, его точка зрения близка к взглядам Кули и Мила.
3. Я-концепция — это система самовосприятий. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения. Как отмечали Снигг и Комбс (1949), существование реального Я — это вопрос скорее философский, поскольку наблюдать его непосредственно невозможно.
4. Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я-концепцией предопределяется восприятие значений, приписываемых этому окружению.
5. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Поскольку Роджерс склоняется к тому, что эта потребность возникает в процессе социализации индивида, ее, видимо, можно рассматривать и с точки зрения самоактуализации личности.
6. В соответствии со взглядами Роджерса потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, также развивается на основе интерналнзации позитивного отношения к себе со стороны других. Эту потреба несть также можно рассматривать с точки зрения стремления к самоактуализации.
7. Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации.
8. Человеческий организм представляет собой единое целое. Подобно представителям организмических теорий, Роджерс приписывает ему лишь один внутренний мотив — диалектический и самопроизвольный, а именно тенденцию к самоактуализации.
9. Развитие Я-концепции — это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакции и навязанных другими представлении. Я-концепция представляет собой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу Целого. Таким образом, Роджерс использует понятие Я-концепция для обозначения восприятия человеком самого себя. Однако по мере дальнейшего развития своей теории Роджерс придает этому понятию и другой смысл, понимая под Я-концепцией механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. Но Я-концепция оказывает влияние скорее на выбор им направления своей активности, нежели непосредственно направляет эту активность.
www.newreferat.com
—