Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Как научить общаться детей

Как научить общаться детей

Этой статьей мы начинаем цикл уроков на тему «Как научить ребенка общаться».

Насколько легче бы жилось человеку, если бы он уже с рождения умел правильно и эффективно общаться! Умел бы находить общий язык с разными людьми, умел бы слушать и слышать, правильно доносить свою точку зрения до собеседника и побеждать в спорах. Но, к сожалению, от рождения в нас не заложены все эти навыки и способности, и задача родителей – научить ребенка общаться, т.е грамотно выстраивать отношения с окружающими.

Конечно, то, насколько хорошо ребенок общается, зависит от многих факторов. Здесь и врожденные особенности темперамента, заложенные с детства черты личности, и, естественно, та среда, в которой малыш растет. Дети очень хорошо копируют взрослых, и своим примером вы можете как научить ребенка продуктивному общению, так и, наоборот, привить ему склонность к нападающему или защитному стилю общения.

В статьях на тему общения мы поговорим о том, как можно легко и весело помочь ребенку научиться общаться.

Эффективность общения во многом зависит от того, насколько хорошо мы умеем слышать собеседника и понимать, что он нам на самом деле хочет сказать. Помочь детям научиться навыкам общения могут простые игры, которые обычно очень нравятся детям, особенно если они проходят в кругу их близких знакомых. Эти игры вы можете проводить и в тесном семейном кругу, например, на веселых семейных праздниках и застольях. Это не только поможет ребенку эффективнее общаться, но и улучшит семейный микроклимат.

Два игрока объединяются в пары. Каждой паре выдается несколько листов бумаги и фломастер. Распределяются роли: один партнер становится художником, второй – компьютером. Художник командует компьютером, говорит ему, что и как рисовать. Компьютер должен подчиняться и выполнять все команды. Затем они меняются ролями, и рисование продолжается на другом листе. В конце игроки могут поделиться впечатлениями: рассказать, кем им понравилось быть, понятны ли им были команды художника и точно ли их выполнял компьютер.

Игра «Как общаются иностранцы»

Все игроки представляют, что они иностранцы, гости из разных стран и разговаривают каждый на своем языке. Участники пробуют поговорить на своем «тарабарском языке» (любой набор звуков). Затем каждый из игроков рассказывает о себе на своем языке (примерно 30 сек).

Далее иностранные гости приглашаются в магазин. Они должны на своем языке и с помощью жестов объяснить продавцу, что им нужно. В роли продавца выступают все по очереди. Интересно потом обменяться впечатлениями, насколько легко было ребенку общаться и понимать других.

Игроки объединяются в пары. В каждой паре есть скульптор и глина. Скульпторы в течение одной минуты должны кого-то из глины слепить, а глина полностью подчиняться. Затем каждый скульптор называет свою скульптуру, и партнеры меняются ролями. Если пар несколько, то можно попробовать угадать, что за скульптуры получились.

Игроки образуют пары с заданными ролями: робот и человек. На полу расставлены кегли. Робот под руководством человека должен принести одну из них. Отдаваемые человеком команды должны подробно описывать все необходимые действия (например: повернуться направо, сделать два шага, протянуть руку вперед, опустить ее, взять кеглю и т.д.).

Воспитание детей – обсудить на форуме в разделе «Наши здоровые детки»

arushanov-robert.ru

Как научить ребенка общаться с другими детьми

Дети все разные. Кто-то готов знакомиться со всеми подряд, а кого-то не уговоришь ни за какие коврижки.

С одной стороны родители понимают, к какому типу относится их ребенок, общителен ли он или застенчив. Но каким бы не был малыш, всем родителям хотелось бы, что бы их отпрыск умел общаться со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Особенно это становиться актуально на отдыхе, когда родители отправляются на курорты семьями.

Родителям застенчивого малыша очень хочется, чтобы ребенок научился преодолевать свою робость, поэтому именно такие родители задаются вопросом: как научить ребенка общаться с другими детьми.

Тут важно не торопить события, у детей потребность в общении со сверстниками возникает в возрасте 3-х лет, а у кого-то и в шесть, до этого возраста они увлечены собой и общением с мамой и папой. Конечно, общительный ребенок не откажется от компании детей и в более раннем возрасте, но речь пойдет именно о противоположном, застенчивом характере некоторых детей.

Как и дети, родители тоже разные и у каждого свой подход к воспитанию и обучению своих отпрысков. Кто-то занимает активную позицию, кто-то позицию полной отстраненности, но каждый желает для своих детей самого лучшего.

Нет ничего хуже, наблюдать картину, когда мама, подталкивая малыша в большую компанию незнакомых детей, пытается убедить его, что там интересно. Ребенок так не думает. Возможно, ему хочется верить, что там, среди чужих детей происходит что-то очень занимательное, но страх перед незнакомыми ребятами, не дает ему это осознать.

Если мама будет слишком настойчива , она рискует отбить желание ребенка общаться на долгий срок или, наоборот, поможет ему.

Если мама не будет вмешиваться , а позволит ребенку самому принять решение идти или нет в незнакомую компанию, она тем самым не будет форсировать события, дав возможность своему малышу адаптироваться к незнакомой обстановке. Возможно, и наоборот, ребенку нужен лидер, за которым он будет наблюдать, а через небольшой промежуток времени он сам проявит себя.

В целом, сколько мам и малышей, столько и вариантов развития событий. Но вопрос, как научить своего ребенка общаться с другими детьми для многих мам остается на актуальном уровне.

Первое на что стоит обратить внимание : вы должны знать темперамент своего малыша. Только мама, которая находится с ребенком бок о бок все 24 часа знает его лучше всех, знает его реакции и желания, настроения и привычки. Знает и понимает, при условии, что УМЕЕТ НАБЛЮДАТЬ.

Второе: даже если вам ОЧЕНЬ хочется, чтобы ваш малыш был чуточку общительнее, чем он есть на самом деле, не спешите торопить события. Одни дети, впрочем, как и взрослые, не могут обходиться без компании, другие выберут одиночество. Позвольте своему ребенку быть тем, кем он является, не давите на него.

Третье , что вы можете сделать для своих детей, чтобы научиться общаться, быть для них примером . Можно сколь угодно долго объяснять, приводить примеры, уговаривать или просто обсуждать важность общения со сверстниками, это не произведет должного впечатления на ребенка, хотя и не будет лишним.

Общайтесь сами со взрослыми при ребенке, общайтесь с другими детьми , только ни как строгий взрослый, а как ребенок, чтобы ваш малыш и дети, с которыми вы будете разговаривать, чувствовали, что с ними ведут беседу на равных.

Искренни интересуйтесь всем, что пытаются поведать вам дети , все ребята чувствуют, когда их слушают с должным вниманием и проявляют интерес к их персоне. Не пытайтесь подключить своего ребенка к разговору, пусть стоит в стороне и смотрит, как происходит общение. Наблюдая за вами он получит гораздо больше полезной информации, в отличии от той, когда вы постоянно его дергаете и пытаетесь подключить к общему разговору.

Очень многие взрослые считают себя умудренными опытом, они готовы раздавать советы направо и налево, но совсем не хотят быть примером в общении с незнакомыми детьми, ведь для этого нужно приложить не мало усилий, а многие просто не знают или не умеют или не хотят разговаривать с ребятами на их уровне, а не с позиции мудрых взрослых… Только не путайте взрослое сюсюканье с настоящим общением взрослого и ребенка, общаться на уровне, значит быть равными, принимать интересы, допускать иное мнение, внимательно слушать. На самом деле, общение с не знакомыми — это целое мастерство, которое тяжело усвоить даже некоторым взрослым, так что мы можем требовать от детей?

Поделюсь своим опытом.

Моя дочь не отличается общительностью. Мне, как и любой маме хочется научить ее общаться с другими детьми. Мы играем в игры, разговариваем, обыгрываем разные ситуации с куклами, но самое действенное, как мне кажется, это мой собственный пример.

Раньше я настойчиво ждала и подталкивала ее к общению с другими детками. Я сама не особо общительная, а в детстве и в юности, так вообще заговорить с незнакомыми людьми для меня была целая проблема. Во мне сидела неуверенность и страх, что дочка будет такой же неуверенной в себе в сфере общения, и как оказалось, дети оправдывают наши ожидания.

Не знаю, сколько бы это еще продолжалось, но я поменяла установку у себя в голове, убедив саму себя, что все будет окей, не надо торопить события, и моя дочурка научиться общаться с другими детками рано или поздно. Я отпустила ситуацию и перестала напрягаться каждый раз, когда нам предстояло общения с незнакомыми детьми. Я перестала с беспокойством ожидать, как будет вести себя моя девочка, промолчит или заговорит… Мне стало все равно, я просто переключила свое внимание со своей дочки на детей, с которыми мне предстояло вступить в разговор, а моей девочке, оставалось лишь наблюдать за мной.

Мы отдыхали на море, на пляже была организована небольшая анимация, где две девушки учили деток складывать цветы в технике оригами. Мы с дочкой подошли, конечно, девчушка моя напряглась, думая, что я стану ее уговаривать или настаивать, а я просто ОДИН раз позвала, сказав: «Давай, пойдем, посмотрим». Сначала она стояла в стороне, думая, что вот оно, опять ее куда-то потащат, и будут уговаривать что-то делать, но ожидания ее не оправдались, и она решилась подойти поближе.

Чуть РАНЬШЕ я бы попыталась заинтересовать свою дочку тем, что делают другие дети и очень бы переживала, что она не проявляет инициативу. СЕЙЧАС я оставила ее в покое, предоставив ей возможность самой осмотреться вокруг, приглядеться к детям и к деятельности, которой они занимались, и заодно оценить ситуацию.

Я сама подошла, поздоровалась, выяснила, что они делают, и сказала, что тоже хотела бы попробовать что-то сложить из бумаги. Взяла стул, я села за свободный столик. Доченька моя подошла ко мне через какое-то время, за ней подтянулись другие ребята, а еще через пару минут мы все дружно складывали цветы из оригами, непринужденно болтая.

Для меня это был своего рода опыт, для дочки тоже.

Для себя я вынесла мысль:

для того, чтобы научить своего ребенка общаться с другими детьми, не обязательно обладать какими-то специальными знаниями, нужно быть чуткой, наблюдательной и уверенной в себе и в своем ребенке.

Не следует вешать свои ожидания на складывающиеся ситуации , а потом расстраиваться, если они не оправдываются…

Нужно дать ребенку шанс самому почувствовать атмосферу , в которой находятся незнакомые ему дети.

Не торопить и не настаивать ни на чем.

Быть заинтересованной в общении, быть искренней и доброй.

В свою очередь моя дочка получила пример свободного разговора с незнакомыми детьми, без ужимок и стеснений, без лишних вопросов и давления.

Буду рада, если мой опыт кому-то окажется полезным. Конечно, у более общительных детей такой проблемы не стоит, здесь уже можно рассматривать другую тему: как научить своего ребенка быть тактичным. Так что, дорогие родители, делитесь своим опытом в комментариях, ведь он бесценен.

Кстати, есть еще один интересный способ справиться с детским страхом или стеснением. Прочитать об этом можно в этой статье .

Возможно, будет интересно почитать другие статьи:

sertolovo-detki.ru

Коммуникативные игры: как научить ребенка общаться?

Для успешного общения прежде всего необходимо желание познакомиться и дружить, то есть установить контакт и развивать его дальше. Не у всех детей это желание одинаково. Многое зависит от темперамента ребенка – флегматик и холерик ставят разные цели и приоритеты общения. Но все же все малыши настроены на общение с другими детьми, просто не все дети умеют организовать общение, слушать, избегать конфликтов. Наша задача помочь детской социализации: научить ребенка общаться и научить ребенка дружить. И лучше всего это сделать… во время игры!

Коммуникативные игры

Помимо личного родительского примера успешного общения, играйте с ребенком в коммуникативные игры. Чем чаще вы будете в них играть и чем раньше начнете, тем быстрее ваш ребенок научится общаться. Как ни странно, но к коммуникативным играм относятся:

Игры на развитие тела ребенка. Оказывается, что физически развитые и умеющие контролировать свое тело дети намного свободнее чувствуют себя в коллективе и им легче научиться общаться. Поэтому танцуйте с ребенком, играйте с ним в йогу, ходите в бассейн, бегайте на перегонки. Принимайте позы разных предметов и животных (например, позу Горы, позу Дерева или позу Собаки), подражайте им звуками и походкой, так малыш сможет почувствовать себя в «иной шкуре», а, значит, научиться понимать ее хозяина.

Игры на развитие речи. Такие игры помогут ребенку понять, что, помимо слов, есть другие способы общаться: жесты, мимика и пантомима. Рассказывая ребенку сказку, показывайте главных героев и их действия руками, активно жестикулируйте, меняйте голоса и интонации и изображайте на лице максимум эмоций. Очень скоро ваш малыш научится понимать вас без слов и тоже сможет рассказать вам эмоционально окрашенную сказку со множеством жестов и мимики.

Игры на развитие эмоций ребенка. Ребенка важно научить не только определять и объяснять свои эмоции, но и научить распознавать эмоциональные реакции других людей и детей. Этому легко научиться благодаря музыке. Прослушайте с ребенком небольшой музыкально произведение и попробуйте вместе оценить его характер и настроение: грустная музыка или веселая, бодрая или спокойная, довольная или сердитая и взволнованная, быстрая или медленная, светлая или темная. Ту же технику применяйте к рассматриванию картинок в книжке и оценивая выражение лица персонажей. После детских книг переходите к репродукциям картин известных художников.

Игры на воспитание командного духа. Вы знаете, что любая совместная детская игра воспитывает чувство общности, дружелюбного общения, индивидуального отношения к каждому члену команды. Поначалу необходимо наблюдать и координировать детские игры, мягко направляя и показывая, как нужно. Не стоит открыто вмешиваться, помогите советом лишь в том случае, когда игра зашла в тупик и конфликт неизбежен.

Умеет ли ваш ребенок общаться?

Как это определить. До трехлетнего возраста не стоит делать выводы о том, умеет ли общаться ребенок. В три года малыш может играть с другими детьми, но скорее он играет просто рядом с ними, чем вместе. В общении малыша с другими детьми вас должны насторожить случаи, если ребенок проявляет агрессию, кусается, жадничает или, наоборот, раздает игрушки всем подряд, проявляет излишнюю застенчивостью, обособляется от сверстников и стремиться играть один. Тут можно вмешаться и немного подкорректировать действия малыша, например, научить ребенка делиться, общаться, научить дружить и любить.

Как научить ребенка общаться?

Конечно, на вашем личном примере и вашем к нему отношении.

1. Сопереживайте ребенку, любите его и цените таким, как он есть.

2. Признавайте и давайте ему право на самостоятельность.

3. Всегда старайтесь предоставить ребенку свободу выбора.

4. Обращайтесь бережно с его переживаниями, эмоциями и внутренним миром, не стесняйтесь проявлять ласку, заботу, нежность и доброту. Вы не испортите этим ребенка, зато он будет поступать так же по отношению к вам и другим людям.

5. Не бросайте малыша наедине с болью, тревогой, страхом, даже если вам кажется, что он это заслужил, не послушав вас. Сначала пожалейте, а потом объясните, в чем он был не прав.

6. Не ставьте во главу угла ваш авторитет и осведомленность во всех вопросах. Ребенок и так не ставит эти ваши качества под сомнение. Разрешайте малышу учиться на собственных ошибках.

7. Разрешайте ребенку учить себя и делать вам замечания. Это покажет малышу, что вам важно его мнение, и вы цените его советы.

Радостного вам общения с малышом и новых друзей!

yoga-mama.ru

Развитие у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми

Если у детей вовремя не сформировать навыки общения со взрослыми и сверстниками, в жизни им придется очень непросто. Не умея правильно коммуницировать, малыши часто становятся изгоями: их либо игнорируют, либо боятся. В любом случае такие дети оказываются изолированными от коллектива, и с каждым годом выбраться из такой ситуации становится все сложнее и сложнее.

Без навыков общения детям не обойтись. А начинается все дома, в семье. «Доброе утро!», «Извини!», «Всего доброго!» — отсутствие таких слов в лексиконе малыша станет первой преградой даже для разговоров в песочнице. Вспоминается прочитанная когда-то статья о воспитании малышей в Индии. Первое и главное, что внушается детям с рождения: «Делай добро! Оно к тебе возвратится». Малышам постоянно напоминают: «Не обижай других», «Не ломай веточки», «Осторожно, не наступи на букашку». Такое родительское программирование: «Будь уважительным к миру». Скажете, что не раз уже это слышали и читали? Конечно! Вспомните Библию: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 12). Жаль, далеко не всегда мы действуем «по писаному».

Когда-то в дореволюционной России любой выпускник гимназии владел как минимум 80 навыками общения, это было нормой. Сегодня те, кто имеет в запасе 50 коммуникативных умений, считаются наиболее успешными профессионалами и быстро продвигаются по карьерным лестницам. Все эти умения перечислять не будем, кого интересует этот вопрос—добро пожаловать на специализированные тренинги по общению, таких сейчас много. А вот «коммуникативный багаж» навыков общения детей в этой статье рассмотрен подробно.

Обучение ребенка раннего возраста навыкам общения

При формировании у детей дошкольного возраста навыков общения в первую очередь необходимо научить малышей здороваться и прощаться, а также правильно обращаться к другим людям.

Приветствие. Умение отличать дружка, которого можно встретить словами «Привет!» или «Здорово!», от взрослого, которому следует сказать «Здравствуйте!», — одно из главных. Ведь любое общение начинается со слов приветствия. Например, актеры перед зеркалом упражняются со словом «Здравствуйте!» по многу раз, учатся произносить его с разными интонациями, в зависимости от человека, настроения и ситуации. При обучении ребенка навыкам общения не забудьте и другие формулировки: «Добрый день/ Утро/вечер!». Кроме того, есть и «бессловесные» способы приветствия: жест, улыбка, кивок, легкий поклон.

Прощание. «Пока», «Счастливо» и «Удачи» — для близких, для остальных формулировки другие: «До встречи», «До свидания», «Всего доброго». Кстати, «Спокойной ночи!» — тоже своеобразный вариант прощания.

Обращение. По правилам русского языка, «обращение — это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь». При развитии навыков общения детей нужно научить, что, если хочешь спросить о чем-то, или позвать, или просто обратиться к человеку, необязательно дергать за рукав или ныть на одной ноте: «Пить… Пи-ить! Хочу пить!» К близким можно обратиться на «ты», к другим людям на «вы». И чтобы тебя выслушали, помогли, похвалили, есть специальные «формулы» — можно обратиться по имени. Если не знаешь имени, возможны варианты: «девочка/мальчик», «дядя/тетя». Обладая простейшими навыками общения, дети дошкольного возраста могут обратиться со словами: «Извините, можно спросить/сказать?» И если обратились к нему, не стоит отвечать «чё?», гораздо лучше прозвучит вопросительно-нейтральное «да? ».

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков общения

Для развития навыков общения у детей раннего возраста важно научить малышей правильно просить, предлагать помощь, благодарить и просить прощения.

Просьба. Всем нам приходится иной раз просить о помощи, услуге или поддержке. Малыш тоже не исключение, у него иногда что-то не получается, и ему очень хочется, чтобы кто-нибудь помог. И если рядом нет близких, научите ребенка обращаться к другим взрослым, например, со словами: «Помогите, пожалуйста…», «Можно попросить…», «Будьте добры…», «Разрешите… (например, пройти)».

Предложение (или оказание) помощи/услуги. Бывают ситуации, когда малыша просят помочь, и, если он может это сделать, слова «хорошо», «сейчас», «пожалуйста» будут к месту. Да и сам ребенок может предложить помощь: «Тебе/вам помочь?», «Давай (те) помогу».

Благодарность/принятие благодарности. Со словами «спасибо» и «пожалуйста» обычно трудностей нет, этому всех малышей учат с колыбели.

Извинение/принятие извинения. Сразу скажем, «извиняюсь» — это значит «извиняю себя», так что для нашей ситуации это слово не подходит. «Прости (те), пожалуйста!». «Извини (те), пожалуйста!», а также «Прошу прощения!» — вот основные формулировки. При развитии навыков общения у детей со сверстниками и взрослыми не забывайте малышей обучать форме «обратной связи»: «Я тебя (вас) прощаю», «Ладно», «Хорошо».

Также немаловажно при формировании у детей навыков общения учить их отказывать и требовать.

Отказ. Даже не все взрослые умеют правильно отказывать, хотя чиновники и офисные работники в совершенстве владеют этим навыком: «К сожалению, я не могу вам помочь», «Боюсь, не в моей компетенции решить этот вопрос» и т.д. Малышам навык правильного отказа необходим! И высший пилотаж родительского воспитания, когда ребенок может невозмутимо сказать: «Нет, спасибо», «Извините, я не хочу», «Мне это не нравится». Иногда бывают ситуации, когда решительный отказ может спасти малыша от больших неприятностей («Пойдем со мной», «Иди ко мне, я тебе что-то дам», «Давай я тебя прокачу в машине»).

Требование. Да, именно требование! С решительным выражением лица, строгим голосом и даже с угрозой позвать на помощь. Фразы «Прекратите сейчас же!», «Немедленно отдайте!», «Перестаньте!» и «Я позову на помощь!» жизненно необходимы в ситуациях, когда ребенок чувствует себя в опасности.

Методы развития у маленького ребенка навыков общения

Важными методами развития у ребенка навыков общения является формирование умения слушать и говорить.

Умение слушать. Абсолютно необходимый навык для будущего успешного человека. Только не просто слушать, а слышать: следить за речью собеседника, не перебивать, стараться понять (и если не понял —переспросить). Лучшие методы для формирования этого навыка общения у детей дошкольного возраста — чтение книг малышу, разговоры с ним, походы в театр, прослушивание аудиозаписей, совместный просмотр мультфильмов и кинофильмов. И не стесняйтесь задавать малышу вопросы по прочитанному и услышанному, высказывать свое мнение.

Умение говорить. Имеется в виду не простое овладение речью, а навык развернутых высказываний. В жизни малыш обязательно будет взаимодействовать с другими людьми, и без умения четко излагать свои мысли ему не обойтись. Для развития навыков эффективного общения у детей лучшими «тренажерами» будут совместные упражнения в «словесном творчестве»: игры, придумывание историй и сказок.

Во время развития навыков общения у детей дошкольного возраста не забывайте, что ребенок растет в окружении взрослых. И от того, как общаются между собой мама и папа, бабушка и тетя, зависит, каких манер будет придерживаться подросший малыш. Не раз и не два, а десятки и сотни раз должен услышать ребенок «слова вежливости», и тогда они постепенно станут и его словами.

vkapuste.ru

Разработки уроков для учителей

Добро пожаловать на сайт, который помогает учителям и школьникам в учебе и работе!

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

«Профилактика вредных привычек у подростков»

Профилактика вредных привычек-это самое главное направление в работе социального педагога!

Добавить эту разработку

Презентация к уроку Обж в 10 классе по теме:»Вредные привычки»

Конспект урока «Доброта нужна всем»

Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь

План — конспект урока

План-конспект урока ОБЖ в 10 классе по теме «Вредные привычки». К уроку прилагается презентация.

Работа с детьми девиантного поведения

В последнее время в педагогической литературе можно часто встретится со словами «трудный ребенок»,»дилеквентный подросток»

Сценарий спектакля, посвященного «Дню учителя»

Сцена проходит под разные мелодии без слов. В этом эпизоде необходимо передать дух школы от начала, когда дети спешат на уроки и до конца занятий. Музыкальное сопровождение.

Конспект урока по английскому языку «Сафари парк» (4 класс)

Завершающий урок по разделу «Angel in the forest»

План- конспект к презентиции «Спасибо, 1 класс!»

План-конспект проведения праздника для детей и родителей.

Урок-итог «Спасибо, 1 класс»

Урок составлен в виде подведения итогов обучения и воспитания за 1 класс. Урок для родителей. С «переменками», и номерами художественной самодеятельности.

?аза? мемлекеттігіні? ?алыптасуында?ы А? Орданы? ролі ?андай?

7 — сынып?а арнал?ан ?аза? мемлекеттігіні? ?алыптасуында?ы А? оРДАНЫ? РОЛІ ?АНДАЙ?

videouroki.net

Дети непослушны. Они любопытны и непоседливы. Но смириться с таким положением дел может не каждый родитель. Многие хотят беспрекословного подчинения. И когда этого не происходит, незамедлительно следует взрыв. Недовольный родитель начинает кричать и ругаться. О последствиях такого воспитания кричащие мамы и папы, конечно же, не задумываются.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ГРОЗНЫЙ СНАРУЖИ, ДОБРЫЙ ВНУТРИ

Внешние данные ребенка нередко отличаются от того, что представляет собой его характер. Сильный здоровый мальчуган вызывает недоумение у родителей, когда они понимают, что их мальчик не может никого и пальцем тронуть. Как воспитывать такого ребенка и чего от него ждать, важно разобраться вовремя.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: БУЙСТВО ЖИЗНИ, ПЕРЕТЕКАЮЩЕЕ В ОДИНОЧЕСТВО — ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ОДНОГО РЕБЕНКА

Характер родного ребенка не всегда бывает понятен родителям. Особенно если периодически он превращается в собственную противоположность. Вчерашний гиперактивный мальчуган сегодня закрывается в комнате и отказывается с кем-либо контактировать. Что это — отклонение, норма? Как помочь ребенку переживать перепады собственного настроения? Ответ в его психических свойствах.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ПРЕВРАЩЕНИЕ МАМИНОГО ХВОСТИКА В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЛИЧНОСТЬ

Маленькие дети привязаны к своим мамам, мамы к деткам. По мере взросления малыша эта связь ослабевает. Но не у всех. Дети определенного типа могут сохранить сильную зависимость от родителей даже после пубертата. Чтобы научить ребенка самостоятельности, необходимо четко понимать особенности его характера.

ИДЕИ ДЛЯ ДЕТСКОГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ: КАК УСТРОИТЬ ПРАЗДНИК МЕЧТЫ?

День рождения – один из самых долгожданных и волнительных праздников для любого ребенка. Как сделать его ярким и запоминающимся именно для вашего малыша? Все зависит от индивидуальных черт его характера. Учитывая их, вы легко сделаете праздник незабываемым.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РАЗВОДА: ОН, ОНА И ЕЕ РЕБЕНОК

Когда после развода один из родителей вновь заводит отношения и приводит в дом нового человека, реакция ребенка может быть неоднозначной и зачастую негативной. Чтобы не оттолкнуть от себя ребенка, а чувства к новому партнеру не приносить в жертву воспитания, возьмите на вооружение знания системно-векторной психологии. Когда после развода один из родителей вновь заводит отношения и приводит в дом нового человека, реакция ребенка может быть неоднозначной и зачастую негативной. Чтобы не оттолкнуть от себя ребенка, а чувства к новому партнеру не приносить в жертву воспитания, возьмите на вооружение знания системно-векторной психологии.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО ИЛИ УБИТОЕ БУДУЩЕЕ?

Счастливое детство – это не телефон последней модели, не модные вещи или море сладостей. Воспитание счастливого ребенка сложнейшая задача, поскольку современные дети разительно отличаются от нас самих, их родителей. Все методы воспитания, которые с успехом использовали в прошлом, не только дают им полноценно развиваться, но и могут нанести колоссальный вред.

КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ ПОЧЕМУ ПАПА С НАМИ НЕ ЖИВЕТ

Когда семья распадается, самый большой удар приходится на детей. Смягчить его помогут правильно подобранные слова, которые позволят ребенку максимально безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации и оградят от негативных последствий.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ИЗ ТОНКОГО МАЛЬЧИКА ГРУБОГО МУЖИЧКА НЕ СДЕЛАТЬ

Есть мальчики, похожие на девочек. Ранимые, нежные, плаксивые. Водятся с девчонками, не с мальчишками. В воспитании таких детей родители должны применять особый подход, иначе будет не просто испорчен характер, но и судьба ребенка.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ЗАМКНУТЫЙ УПРЯМЕЦ — ДВОЙНАЯ ПРЕГРАДА МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И МИРОМ

Замкнутый ребенок. Он не делится своими мыслями и переживаниями, не заводит друзей, сторонится людей и плохо идет на контакт даже с собственными родителями. Такое поведение является необычным только по сравнению с другими детьми. Оно также подсказывает нам о том, что к ребенку требуется особый подход, который поможет ему экстравертироваться.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕПОСЛУШНОГО ПЛАКСЫ В ЧУТКОГО И ЗАБОТЛИВОГО МАЛЫША

Ребенок, который плачет, ребенок, который постоянно упрямится, не слушается и не может спокойно усидеть на месте. Есть ли способ с ним справиться? Правильный подход может решить каждую из названных проблем.

epsychology.ru

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом общаться с другими детьми?

Встречи со сверстниками для игр под наблюдением — эффективный метод формирования социальных навыков у детей с аутизмом

Вопрос: Мой ребенок с аутизмом хорошо справляется с учебными программами, но мне хотелось бы помочь ему с развитием навыков общения с другими детьми. Мы устраивали для него встречи для игр, но я беспокоюсь, что он не получает максимум пользы во время этих встреч. Как мне помочь ему научиться играть с другом?

На вопрос отвечают Кейтлин Рейли и Кэрол Дейтчман.

Важность встреч для игр

Развитие игровых и социальных навыков должно быть ключевым компонентом образовательной или домашней программы для ребенка с аутизмом. Обладание этими навыками не только улучшает общее качество жизни и способность к поддержанию отношений у ребенка, но также повышает его или ее способность учиться у других людей. Однако для того, чтобы обучиться этим навыкам, многим детям с аутизмом нужны прямые и систематические инструкции.

Встречи для игр, организованные родителями, могут обеспечить ребенка необходимой структурой и практикой, чтобы улучшить его навыки общения со сверстниками и дружбы с другими детьми (Koegel, Werner, Vismara, & Koegel, 2005). Для того чтобы встречи для игр стали эффективным и приятным социальным мероприятием для вашего ребенка, у него сначала должны быть сформированы обязательные навыки — пререквизиты. К таким пререквизитам относятся:

— Умение терпеть присутствие других детей, обращать на них внимание и имитировать их поведение.

— Способность сообщать о собственных желаниях и потребностях.

— Навык делать что-то по очереди.

— Умение играть с игрушками, подходящими своему возрасту, а также знание одной или двух простых игр (Smith, 2001).

Если у вашего ребенка пока нет этих навыков, и он еще не готов к встрече для игр с ровесником, то составьте список тех навыков, которых ему пока не хватает для игры с другом. После этого начинайте обучать вашего ребенка этим навыкам в общении с взрослыми людьми (Leaf & McEachin, 1999). Вероятно, над этими же навыками с ним работают в школе или другом учреждении, но вы можете добавить для него дополнительные возможности для практики дома (возможно, при участии брата или сестры).

Планирование эффективной встречи для игр

Как только ваш ребенок начнет уверенно демонстрировать навыки-пререквизиты для встреч с ровесниками, очень важно организовывать для него встречи для игр, используя методы, основанные на научных доказательствах. Эти методы основаны на применении техник, которые доказали свою эффективность в контролируемых научных исследованиях. При организации встреч с ровесниками для вашего ребенка, такие методы будут включать системы мотивации, стратегические поощрения и систематическое уменьшение подсказок. Научно-обоснованные методы также требуют обязательного сбора объективных данных для мониторинга прогресса.

Для повышения мотивации ребенка во время встречи для игр используйте игрушки и занятия, которые больше всего приятны для ребенка и его друга (Koegel et al., 2005). Мотивация — это обязательное условие для того, чтобы оба ребенка были увлечены происходящим, а также для максимизации обучения вашего ребенка. Ваш ребенок с большей вероятностью пригласит друга поиграть, если эта игра доставляет ему удовольствие. Точно также ровесник с большей вероятностью будет активно общаться с вашим ребенком, если занятия во время встречи ему нравятся. Может быть, полезно предложить детям выбирать занятия по очереди.

Не менее важно определить конкретные навыки, которым вы хотите научить вашего ребенка во время встреч для игр, а затем определяйте 2-3 цели для этих навыков для каждой встречи детей. Такие навыки могут включать приветствие друзей, инициацию игр и задавание вопросов другому ребенку. Например, первые несколько встреч для игр могут сосредоточиться на том, чтобы ребенок самостоятельно говорил «Привет» и «Пока» своему другу и играл с ним в мяч. Как и в случае с другими навыками, подумайте о том, чтобы отрабатывать эти игровые и социальные навыки с ребенком отдельно, прежде чем переносить их в естественную ситуацию с ровесником. Возможно, поначалу вашему ребенку будет нужно много подсказок, так что подумайте о том, как вы будете постепенно уменьшать свои подсказки по мере развития навыков ребенка, а также как вы сможете организовать практику этих навыков в разных местах, с разными людьми и во время различных занятий. Как только ваш ребенок начнет приветствовать своего друга независимо и с легкостью, сфокусируйтесь на том, чтобы обучать его более сложным игровым навыкам, например, задаванию вопросов или комментированию во время общения с ровесником. Помните, что все навыки, которым вы учите во время встреч для игр, должны быть уже освоены ребенком во время занятий с взрослыми. Начинайте с простых навыков, а затем опирайтесь на те навыки, которые ребенок уже освоил.

Если у вашего ребенка есть проблемное поведение, то составьте план по тому, как вы будете реагировать в случае его появления во время встречи для игр. Ваш план может включать «профилактические» стратегии, такие как ограничение встречи по времени, применение визуальной поддержки (например, доски с карточками для выбора занятий), минимизация занятий, которые могут стать источником навязчивости или переживаний ребенка. Не надо беспокоиться о том, что ребенку стыдно пользоваться вашей поддержкой и постоянно практиковаться для достижения успеха (например, если во время встреч он не смотрит в глаза). Последовательность в поощрении нужного поведения необходима, чтобы уменьшить проблемное поведение и помочь ребенку успешно общаться с ровесниками (Maurice, Green, & Luce, 1996).

Кандидаты для игровых встреч должны включать как мальчиков, так и девочек разного возраста (Smith, 2001). Зачастую наилучшие кандидаты для таких встреч — это открытые и отзывчивые дети. Они предоставят вашему ребенку много возможностей для обучения, так как они задают много вопросов, с энтузиазмом отвечают, и они достаточно терпеливы с ребенком, который только учится общению. С точки зрения поведенческого аналитика, мы рассматриваем реакции ровесников как поощрение реакций вашего ребенка. Так что если другой ребенок будет недостаточно отзывчивым, то маловероятно, что ваш будет инициировать общение с ровесниками в будущем. Поговорите с педагогом ребенка или другими специалистами — они могут знать подходящие кандидатуры для таких встреч, либо обратитесь к соседям, у которых могут быть дети.

Идеальные ровесники для практики социальных навыков — это те дети, с которыми ребенок в любом случае часто встречается, например, дети родственников (Oppenheim-Leaf et al., 2012). Очень важно, чтобы ровесник вашего ребенка и его или ее родители знали об уникальных поведениях и потребностях вашего ребенка (Baker, 2003). Подготовьте их к тому, чего можно ожидать, и спросите разрешения у других родителей награждать детей во время встречи для игр. Например, ровесника ребенка можно наградить за то, что он задал вопрос или терпеливо ждет ответа вашего ребенка. Поощрение ровесника за общение с вашим ребенком мотивирует его больше общаться с вашим ребенком в будущем.

Сбор данных о прогрессе вашего ребенка необходим для того, чтобы гарантировать эффективное обучение. Этот процесс поможет вам поставить цели, объективно отслеживать изменения и изменить ваши методы обучения, а если прогресс затормозился или результаты снизились, то вы сможете внести изменения в методы обучения. Например, если ваш ребенок не учится говорить «Привет» ровеснику, то, возможно, вам нужно увеличить его мотивацию для обучения, увеличить уровень помощи (например, предоставлять вербальную модель приветствия) или проконсультироваться с квалифицированным терапевтом, который может предложить другие идеи.

Ниже приводится пример бланка для сбора данных, который можно разработать для отслеживания прогресса ребенка во время каждой встречи для игр. Навыки, которым вы будете учить, и данные, которые вы будете собирать, будут зависеть от индивидуальных способностей и потребностей ребенка.

outfund.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *