Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Как научить ребёнка общаться консультация для родителей

« Как научить дошкольника одеваться» консультация для родителей.

Опубликовано: 21:17:35 27-06-2014

« Как научить дошкольника одеваться»

(консультация для родителей)

Сложности с одеванием ребенка возникают, наверно, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у совсем маленького дошкольника, до капризов, связанных с выбором одежды, у детей постарше.

Нередко родители, столкнувшиеся с такой проблемой, теряются и начинают вести себя агрессивно, добиваясь тем самым лишь отрицательного результата.

Задача воспитателя помочь справиться с этой ситуацией не только ребенку, но его маме и папе.

Основные причины трудностей при одевании малыша:

Пока ребенок совсем мал, его одевают мама с папой. Но через некоторое время, когда он становится старше, возникает необходимость учить его одеваться самому. К тому же это один из важных навыков, который понадобится дошкольнику в детском саду. Нередко обучение одеванию вызывает сложности. Причин несколько:

  • трудность одевания;
  • неприятие самого процесса одевания;
  • капризы (когда понятия родителей и ребенка о «правильной» одежде не совпадают).
  • В первом случае задача взрослых (в первую очередь родителей) максимально облегчить этот процесс.

    Советы по подбору одежды.

    Облегчить процесс одевания можно, во-первых, купив одежду самого простого и удобного покроя, которую легко надевать: в одежде не должно быть ничего, что нужно зашнуровывать, застегивать, завязывать; сложных застежек и пряжек.

    Советы родителям в этой области могут дать воспитатели.

    Например, штаны стоит выбирать с поясом на резинке, слегка свободные на талии. Чтобы научить ребенка правильно надевать их, для начала надо удобно посадить его. Лучше, если он сядет на край стула, чтобы ноги свисали. Но можно разместиться на полу, объяснив ребенку, что он должен выпрямить ноги и вытянуть носки. В домашних условиях взрослые обязательно должны показать ему, как это сделать, на собственном примере.

    Поначалу, когда малыш попытается надеть штанишки, его нога будет застревать в одном и том же месте штанины или же теряться в складке в самом ее низу. В таком случае вы должны сказать: «Ничего страшного», снять их и начать все сначала, на этот раз чуть больше помогая ребенку и направляя его действия.

    При выборе футболки (свитера и т. п.) нужно обратить внимание, в первую очередь, на горловину: чем она шире, тем лучше. Дело в том, что дети, надевая футболку, всегда пытаются просунуть в отверстие лицо, а не макушку. Им становится страшно, когда на короткий момент натягивания футболки их глаза покрыты ею. Тогда они начинают кричать, прося о помощи. Кто-то из родителей начинает жаловаться на то, что ребенок не хочет попытаться самостоятельно одеться. После того как рассерженный родитель сам натягивает на него злополучную футболку, в сознание малыша внедряется мысль: «Надевать футболку очень трудно, к тому же родителей раздражает, когда я пытаюсь это делать», так что в следующий раз он даже и не попробует надеть ее самостоятельно.

    Если же отверстие футболки все же недостаточно широко, нужно растянуть его. Перед тем как ребенок будет одеваться, необходимо показать ему, что горловина достаточно широка, позволить взглянуть сквозь нее на потолок – это поможет малышу убедиться в том, что пространство достаточно большое для того, чтобы прошла его голова. Первые несколько раз надо следить за одеванием малыша, направить его голову так, чтобы вначале шел не подбородок, а макушка. Затем показать, как надо держать руками футболку снизу, чтобы потом опустить ее до пояса и дать голове легко пролезть через отверстие одним движением. Тогда ребенок не станет пытаться продевать в рукава руки до тех пор, пока успешно не просунет голову в горловину.

    Не следует ожидать, что дошкольник справится со всеми этими движениями за несколько попыток и даже за несколько десятков попыток. На самом деле все это гораздо сложнее (для него), чем кажется взрослому.

    Что касается обуви, то нужно выбирать ботинки с нескользящей подошвой и раскрашенными в разные цвета носками и пятками, чтобы ребенок без труда определял, на какую ногу следует надевать ботинок.

    Для самых маленьких дошкольников (двухлетнего возраста) лучше всего подобрать обувь на липучке. Дети этого возраста еще нуждаются в помощи взрослых, чтобы прямо придержать язычок ботинка и стянуть должным образом застежку. Липучка же поможет им быстрее научиться справляться самостоятельно.

    Следует помнить, что в качестве инструмента для обучения обычно не помогают матерчатые книжки, к страницам которых прикреплены шнурки для ботинок, а также молнии, кнопки и пуговицы, чтобы учиться их завязывать и застегивать. Опыт, полученный при проталкивании пуговицы сквозь петлю на плоском ровном куске ткани, существенно отличается от реальности, когда приходится проделывать это на собственном животе. Возможно, ребенок с удовольствием поиграет с пуговицами и кнопками такой книжки; у него даже может все неплохо получаться, однако с застегиванием настоящей одеждой его может постичь неудача. Родителям же будет казаться, что ребенок просто не старается. Мы рекомендуем начинать и продолжать обучение на одежде, надетой на ребенка.

    Даже когда ребенок уже научился выполнять простейшие действия, одеваясь самостоятельно, взрослые не должны пускать этот процесс на самотек. Нужно максимально четко организовать его.

    Как правильно организовать процесс одевания.

    Например, дошкольники часто не могут разобраться, где у вещи зад, а где перед. Чтобы подобных проблем не возникало, советуем взять маркер для белья и нарисовать сзади на внутренней стороне пояса всех штанишек и всего нижнего белья ребенка большой красный кружок, а спереди на внутренней стороне пояса – зеленый кружок. Всегда нужно использовать одинаковые цвета: зеленый означает перед одежды, а красный – зад.

    На футболках использовать этот принцип не получится. Но здесь все проще: достаточно объяснить ребенку, что передняя часть – та, на которой что-то нарисовано (сами родители не должны забывать об этом при покупке одежды!).

    Хорошим подспорьем в упорядочивании обучения ребенка самостоятельному одеванию может стать детский органайзер для одежды. Сейчас в некоторых магазинах продается матерчатый гардероб, состоящий из нескольких полок и подвешивающийся на крюк. Каждая полочка предназначена для одежды на один день. Также имеются два мешочка для обуви. В начале недели взрослые должны положить одежду для каждого дня на определенную полочку. Это в дальнейшем позволит предотвратить капризы и споры о том, что надевать утром. Тогда приготовления к отправке в детский сад будут проходить намного быстрее. У ребенка все будет под рукой: и носки, и нательное белье, и рубашка, и штанишки.

    Организовать процесс одевания помогут также:

  • крючки для одежды, прибитые вдоль стены и досягаемые для ребенка;
  • специальная детская стоячая вешалка для пальто в прихожей;
  • полки для детской обуви, где собрана вся обувь вместе и недалеко от входной двери.
  • Мелкие предметы одежды нужно стараться держать вместе с ней. Можно использовать специальные зажимы для варежек, чтобы прикреплять их к куртке. А куртка с капюшоном гораздо практичнее отдельно купленных куртки и шапки. Чтобы блузки и юбки висели вместе на одном крючке, надо вешать их на комбинированные вешалки.

    Как избежать капризов малыша.

    Все это облегчит ребенку обучение. Однако научить его просовывать голову в футболку, а ногу в штанину – еще полбеды. Со временем дошкольник, совершенно точно умеющий правильно обращаться с одеждой, начинает капризничать, когда нужно одеваться. Вполне возможно, что ребенка привлекают перспективы интересной прогулки или похода в гости, но процесс одевания кажется настолько неприятным, что он готов пожертвовать привлекательными мероприятиями, лишь бы избежать нудного одевания. В этом случае необходимо сделать интересным собственно одевание. Можно воспользоваться следующими приемами:

    Поиграть с ребенком в прятки. Когда он еще не просунул голову в горловину футболки (свитера и т. п.), взрослый озабоченно спрашивает: «Где же наш Саша?». Как только показывается макушка и глаза, радостно говорит: «Да вот же он!».

    Поиграть в паровозик. Рука ребенка становится паровозиком, который заезжает в туннель – рукав. Можно изменить игру, сделав руку мышонком, а рукав – норкой.

    Поиграть в «Рассеянного с улицы Бассейной». Взрослый задает ребенку вопросы вроде: «Куда же надеть носочки? Наверное, на ручки. Нет? А что на ручки надевают? Варежки? А носочки, наверное, на ушки? Нет. Как же разобраться? Кто же поможет?».

    На начальном этапе обучения одеванию можно разделить работу пополам. Взрослый надевает штаны на ноги, а ребенок натягивает их. Взрослый продевает головку в горловину и вставляет ручки в рукава, а малыш расправляет кофту на животе.

    Тренироваться на куколках и зайчиках. Взрослый вместе с ребенком обязательно проговаривает последовательность и логику одевания.

    Иногда проблемы связаны с нежеланием дошкольника надевать какую-то определенную вещь, которая наиболее практична, по мнению взрослых. Однако то, что старшие считают таким важным в одежде (ее размер, соответствие погоде, опрятность), редко имеет значение для малыша. Ему гораздо важнее всего этого, чтобы на ней было правильное яркое изображение персонажей из любимого мультфильма.

    Есть несколько способов решить эту проблему.

    Лучше всего вместе послушать прогноз погоды на завтра. Во время прослушивания давайте более простые пояснения трудных для ребенка понятий (к примеру, объяснить, что непонятное слово «осадки» означает «дождь»).

    Затем пусть малыш поможет родителям подобрать соответствующую завтрашней погоде одежду. Для этого нужно разложить все предметы одежды на полу в определенном порядке. В таком случае у ребенка не возникнет затруднений в том, что и куда надо надевать и что необходимо надевать в первую очередь, а что во вторую и третью. Кроме того, эта мера поможет избежать лишних споров с утра.

    Если одежда с вечера не заготовлена, а надеть, к примеру, теплую куртку, необходимо, можно предложить ребенку две разные на выбор. В таком случае есть вероятность, что он отвлечется от капризов и станет принимать самостоятельное решение насчет того, какого цвета куртку ему выбрать. Но тут есть нюанс. Когда ребенку предлагают два возможных варианта (что ты будешь пить – чай или молоко?) то он всегда выбирает третий, которого не было в списке (компот!). А поэтому дошкольник, уже умеющий говорить, да к тому же и упрямый, вполне может предложить третий вариант: не надевать куртку вообще.

    Можно согласиться с ним и позволить ему выйти на улицу без куртки. Тогда ситуация может разрешиться следующим образом:

    Ребенок замерзнет. Тогда придется сократить время прогулки, тем самым давая ему понять, какими будут последствия в следующий раз, если он не будет прислушиваться к советам старших.

    Ребенок замерзнет, но взрослые возьмут с собой его куртку и дадут ее в нужный момент. Следует учитывать, что в таком случае он гораздо дольше будет учиться правильно, по погоде, выбирать одежду.

    Ребенку на самом деле не будет слишком холодно, и он не попросит куртку. В таком случае он был прав: она действительно не нужна. Детям обычно удается сохранять тепло тела благодаря энергии, вырабатываемой ими за счет движения – бега и прыжков. И все же необходимы осторожность и определенный контроль со стороны взрослого человека. Игры при минусовой температуре без должной экипировки могут быть опасными для здоровья ребенка.

    Проблему нежелания ребенка надевать куртку можно решить еще одним простым способом: использовать много слоев одежды.

    Возможно, причина конфликта состоит в самой идее куртки, а не в необходимости тепло одеваться. Не исключено, что малыш с удовольствием согласится на другую, более удобную для него одежду: хлопчатобумажную водолазку, на нее – теплую спортивную фуфайку и поверх всего этого жилет. В теплой шерстяной шапке и паре хороших перчаток он будет прекрасно защищен от холода – не хуже, чем в зимнем пальто. В самом деле, поскольку основная часть тепла тела теряется через голову, теплая шапка намного полезнее недостаточно утепленного пальто.

    Наконец, имеет смысл проявить изобретательность.

    Многие дети любят надевать что-то из родительских вещей. В таком случае можно перешить папин или мамин свитер для ребенка. Хорошо действует прием привлечения ассоциаций с любимой профессией. Например, пожарные никогда не ходят без защитной куртки, а офицер милиции – без пуленепробиваемого жилета. Можно найти какую-нибудь похожую куртку и предложить ребенку надеть ее, чтобы быть похожим на одного из любимых героев.

    Если процесс обучения дошкольника самостоятельно одеваться растянулся надолго, надо принять этот факт как данность и разработать план на ближайшие месяцы. Основная причина разногласий, связанных с одеванием, заключается в том, что иногда родители смотрят на данное действие с точки зрения взрослого человека, забывая о том, что ребенок уже имеет собственное мнение относительно своего внешнего вида, но при этом еще не обладает навыком одеваться самостоятельно. Поэтому и родителям, и воспитателям, обучающим дошкольника одеваться, следует запастись терпением и спокойствием. Важно помнить, что малышу необходима их поддержка и время, чтобы освоить такие простые, на наш взгляд, и такие сложные для него действия.

    Внешний вид малышей: о чем не стоит беспокоиться

    — Рубашка не заправлена в штаны. Пытаться добиться от ребенка того, чтобы рубашка была заправлена — пустая трата времени. Буквально через десять минут «хвостик» рубашки появится снова.

    — Несоответствие верхней и нижней части костюма. Любая успешная попытка ребенка одеться самостоятельно должна быть вознаграждена, поэтому такие несущественные детали, как несоответствие цвета или стиля отдельных предметов одежды не должны комментироваться. (Исключение – случаи, когда особые обстоятельства требуют, чтобы ребенок был опрятно и красиво одет. Тогда нужно подготовить одежду заранее, помочь ребенку надеть ее.)

    — Неправильно застегнутые пуговицы на кофтах и рубашках. Сам факт, что дошкольник сумел застегнуть пуговицы, уже замечателен. Если он пропустил одну, то кофта будет сидеть вполне приемлемо; эта ошибка не будет его беспокоить. Если же пропущены две, три или более пуговиц, и вы хотите исправить положение, тогда скажите: «Очень хорошо, только дай я немного поправлю», и как можно быстрее застегните нужные пуговицы.

    a2b2.ru

    Работа с родителями в детском саду (ДОУ)

    Консультации для родителей в детском саду

    Консультация для родителей «Ребёнок на даче»

    Консультация для родителей в старшей группе «Как победить застенчивость»

    Устный журнал для родителей «Светофор»

    Консультация для родителей «Ребёнок и книга»

    Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии «Домашняя игротека»

    Консультация для родителей «Дорожная азбука»

    Консультация для родителей «Кризис трех лет»

    Консультация для родителей «Лечение любовью»

    Консультация для родителей «Вежливый ребенок»

    Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»

    Консультация для родителей «Игрушки-чудовища»

    Консультация для родителей «Фу, вашу кашу!»

    Консультация для родителей в ДОУ «Осторожно клещи»

    Мастер-класс для родителей детей подготовительной к школе группы «Как подготовить руку ребёнка к письму»

    Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей

    Анкета для родителей об образовательно-воспитательном процессе на занятиях хореографии

    Памятка для родителей в детском саду «Читаем сказки детям»

    Родительские собрания в детском саду

    Родительское собрание в средней группе «Азы воспитания»

    Общее родительское собрание в средней группе — Подготовка к школе

    Конспект родительского собрания «Игра — не забава»

    Родительское собрание в средней группе «Какие игрушки нужны детям»

    Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь — то говорит, словно реченька журчит»

    Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

    Семинар — практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

    План-конспект интеллектуальной игры с детьми подготовительной и старшей группы и родителями по ПДД «Семейная гостиная»

    Конспект родительского собрания-диспута по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»

    Родительское собрание «Именины Мишутки» во II младшей группе

    Конспект родительского собрания «Азбука прав ребенка»

    Родительское собрание в детском саду «Ребенок и компьютер»

    Круглый стол для родителей в средней группе «Организация детского питания»

    Конспект творческой встречи с родителями и детьми «Учимся общаться с ребенком»

    Родительский уголок в детском саду и его оформление, перспективные планы по работе с родителями

    Стенды для детского сада: Ранний возраст

    Уголок по ПДД в детском саду в картинках: «Уголок юного пешехода»

    Перспективный план по работе с родителями во 2 младшей группе

    Перспективный план по работе с родителями в средней группе

    Перспективный план по работе с родителями в старшей группы

    Экологическая газета для родителей «Вода — это жизнь»

    Перспективный план кружка «Колесо истории»: План работы с семьей

    doshvozrast.ru

    Консультация для педагогов и родителей: Как научить ребенка общаться?

    Консультация для педагогов и родителей: Как научить ребенка общаться?

    — Умение участвовать в свободной беседе;

    — Умение быть внимательным к самому себе и к окружающим;

    — Умение понимать чувства и настроения другого;

    — Умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

    1. Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

    2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

    3. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей;

    4. Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.

    Обогащает детей впечатлениями;

    Является источником разнообразных эмоций:

    — учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;

    Способствует становлению личности;

    Формирует представление о другом человеке – ровеснике;

    Развивает способность понимать других людей;

    Подготавливает к последующему общению со сверстниками.

    Общение является мощным средством:

    Стремятся заинтересовать собой;

    Изобретают разные способы привлечения к себе внимания;

    Демонстрируют друг другу свои умения;

    Чутко отзываются на любое действие сверстника;

    Стремятся сравнить действие другого со своим – сверстник как своеобразное зеркало, в котором малыш видит свое отражение.

    Учить детей общаться необходимо с тех пор, как начинает проявляться интерес к сверстнику с 2 – 3 лет.

    Видеть взаимоотношения детей в игре.

    Стараться определить причины объединения (или необъединения).

    Направлять взаимоотношения детей (при определяющей инициативе взрослого).

    Оценивая действия 4 – 5 летних детей помнить об их обостренной чувствительности.

    Помогать ребенку анализировать собственную личность.

    Обращать внимание на выбор игр и игрушек, имея в виду половую идентификацию.

    Осуществлять общение с детьми с учетом их пола.

    При общении с детьми придерживаться личностно-ориентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат.

    Приучать детей к общению в этом стиле необходимо именно в этом возрасте.

    Обучать детей сопереживанию и сорадости.

    Развить коммуникативные навыки, эмпатию помогут следующие игры:

    uch.znate.ru

    Как научить ребёнка общаться консультация для родителей

    Консультации для родителей. Как научить ребёнка говорить?

    КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «Как научить ребёнка говорить?»

    Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

    Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

    Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

    Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

    1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

    Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную

    роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

    2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

    Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные

    предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы

    (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?». Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

    3. Не говорите слишком быстро!

    Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой

    невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

    4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

    «Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.

    Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

    5. Читайте ребёнку книги!

    Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками.

    Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.

    Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

    6. Ограничивайте просмотр телевизора!

    Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

    Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

    7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

    Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения

    словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

    8. Поощряй те двигательную активность ребёнка!

    Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

    9. Развивайте мелкую моторику!

    О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так чтодавайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вы резания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

    10. Исключите любые чрезмерные требования!

    Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

    Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

    Роль семьи в развитии речи ребёнка

    Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.

    Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

    Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи дети, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это усиливается с возрастом.

    Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.

    Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

    Как организовать логопедические занятия дома?

    Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того,как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

    Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

    ? Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать

    правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

    ? «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда»,

    ? Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших

    пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств,

    кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

    ? Разрезные картинки из двух и более частей.

    ? Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

    ? Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные

    ? Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

    Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.

    Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

    Все занятия должны строиться по правилам игры!

    Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к

    Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

    Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

    Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий

    Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

    ? игры на развитие мелкой моторики,

    ? артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

    ? игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

    ? игры на формирование лексико-грамматических категорий.

    Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и

    Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

    Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

    Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.

    Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакуюинформацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

    Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

    «Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном.

    Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое

    вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

    Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

    Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова,

    оторванные от изображения.

    Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

    Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

    Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

    Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.

    Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает ихв том виде, в каком они будут предложены вам.

    Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и

    Причины нарушений речи

    Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта иотоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

    ? негативные факторы в период беременности и родов;

    ? «педагогическая запущенность» — ребенок по разным причинам не получает

    достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

    ? перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

    ? частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

    ? анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

    Признаки нарушений речи

    ? К концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

    ? к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

    ? к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

    ? к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

    ? к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за

    взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

    ? к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;? к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

    ? к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

    ? к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

    ? к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

    ? к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

    ? в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

    ? в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

    В каких случаях действительно необходим логопед?

    В идеале, даже когда речь вашего ребенка, на ваш взгляд, развита хорошо, все-таки стоит посетить вместе с малышом консультацию логопеда. Лишним это не будет точно. Мы привыкли, что работа логопеда связана только с исправлением звуков, но так ли это?

    Опытный логопед, проведя тестовые задания, может определить даже возможные проблемы с обучением у будущих школьников, а впоследствии скорректировать свои занятия с ребенком на предотвращение появления таких ошибок. Систематические занятия, при условии полного контроля и помощи со стороны родителей, гарантируют достижения быстрых и хороших результатов. Логопед родителям предоставит план занятий, по которому совместно будет проходить коррекция.

    Часто бывает, что дети, даже посещавшие садик, на консультации у специалистов показывают низкие результаты. Не могут в свои пять лет составить короткий рассказ по картинке, путаются в обобщении по группам слов. Например, во время выполнения задания по раскладыванию тематических картинок по группам (отдельно предметы мебели, диких животных, домашних животных, овощи, фрукты), допускают существенные промахи. Это не говорит, конечно, о глобальных проблемах, но исключать их тоже не стоит. Чаще всего это педагогическая запущенность, ограниченное представление об окружающем мире, а возможно, недостаточные полноценные занятия со специалистами.

    Такие задания, как выбрать лишний предмет, удержать в памяти инструкцию по выполнению, назвать слова, которые начинаются на одну букву, могут смутить ребенка, который не имел опыта их решения. Определить степень выявленных нарушений сможет только опытный и практикующий логопед. Родителям стоит с особой ответственностью подойти к поиску специалиста. Занятия с логопедом смогут восполнить эти пробелы, подготовить к школе, и у малыша не будет уже чувства опасения при выполнении задач такого плана.

    Все эти случаи касаются моментов, когда на первый взгляд, консультация

    специалиста была не нужна, ведь качество речи ребенка, его произношения, не вызывала опасений у родителей. Но проблемы были выявлены только после того, как малыш прошел тестовые задания.

    Если же родители сидят дома и по советам бабушек и соседей ждут, когда их ребенок «сам разговорится», то здесь им нужно ставить жирный минус. Ведь время играет против хороших результатов. Чем раньше будет обращение к логопеду, а чаще всего в этих случаях, опытный логопед родителям предложит предоставить медицинскую карточку ребенка и посоветует посетить невролога, тем заметней будут результаты занятий.

    Возможно, ребенку потребуется для нормализации активности деятельности головного мозга принимать некоторые препараты, улучшающие кровообращение, помогающие облегчить запоминание и усвоение материала. Не стоит этого бояться, во многих случаях достаточно только запустить сам процесс, помочь организму с рывком и дальше только помогать ребенку, проводя регулярные занятия, выполняя все рекомендации логопеда.

    Длительная задержка речевого развития, может потом перерасти в более сложный диагноз – общее недоразвитие речи, выбраться из которого намного сложнее. Вот почему очень важно своевременное обращение к специалистам. Не затягивайте решений этих вопросов, в своем большинстве они сами не находят выхода и обращение за помощью к логопеду неизбежно, а вот драгоценное время будет безвозвратно потеряно. Подумайте о своем малыше, ведь сейчас именно от вас зависит то, насколько хорошо будет развита его речь, его социальное общение и общение со сверстниками.

    Где лучше заниматься дома или в кабинете логопеда? Какие консультации даст логопед родителям ребенка? Существует много специализированных центров, где свои услуги предлагают специалисты высокого класса – логопеды, дефектологи, психологи. Как выбрать именно того, кто поможет справиться с проблемой? Вот здесь, стоит приложить максимум усилий, чтобы получить желаемый результат.

    Начнем с того, что есть бесплатные занятия с логопедом в поликлиниках, там работают хорошие специалисты, но время, к сожалению, у них ограничено. Так что, если у ребенка серьезные речевые трудности, нужно предпочесть индивидуальные систематические занятия. Специалиста нужно выбирать с опытом работы, ведь каким бы хорошим ни был студент дефектологического факультета, вам бы наверняка не хотелось, чтобы он учился на ошибках с вашим ребенком.

    Постарайтесь посетить консультации разных специалистов, послушайте их мнение, понаблюдайте за реакцией ребенка. С каким именно логопедом малыш оживился больше всего, насколько интересно и понятно подавались задания и, конечно же, личные предпочтения ребенка. От того, насколько хорошо будет налажен контакт с логопедом, во многом будет завесить и результат. Если ребенок не будет иметь желания заниматься, то это очень осложнит его дальнейшее продвижение. Логопед родителям может разрешить присутствовать на занятиях, не стоит отказываться, ведь так вы сможете и сами ориентироваться в успехах и неудачах своего ребенка.

    Решение о том, заниматься дома или ездить к специалисту, зависит и от педагога.

    Если он не против посещать вас на дому, и вы чувствуете, что ребенку так лучше (становится более оживлен, не зажат, занимается с охотой), то это будет наилучший вариант.

    Именно в условиях абсолютного доверия, взаимной заинтересованности в результате работы и происходят занятия с логопедом.

    www.knt-lic.narod.ru

    Консультации для родителей «Учим ребенка общаться»

    Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых — помочь ему в этом.

    Способность к общению включает в себя:

    1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
    2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
    3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
    4. От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

      На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

      На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность — в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания — телесные контакты.

      Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

      От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности — предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

      Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

      • создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
      • признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;
      • сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».
      • В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

        Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

        Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника — замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

        Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки — активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

        Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

      • не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
      • не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
      • поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
      • не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
      • показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
      • не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
      • Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

        «ИМЯ» — предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

        Принципы общения с агрессивным ребенком:

      • для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
      • помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
      • дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;
      • показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
      • пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
      • Игры на выплеск агрессивности

        «Брыкание» — ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

        «Кукла Бобо» — кукла для выплеска агрессии.

        Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми:

      • сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
      • не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
      • после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;
      • не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
      • не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него — дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
      • Игры: «На кого я похож» — сравнение себя с животным, цветком, деревом

        «Спина к спине» — игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

      • препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
      • удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
      • не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;
      • усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
      • мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
      • сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

      Помощь ребенку в преодолении застенчивости — разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

      Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

      Советы родителям замкнутых детей:

      Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

    5. расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
    6. подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
    7. стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
    8. если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.
    9. Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

    10. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

    — проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

    — контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

    — не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

    — стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    — реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );

    — повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

    — не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

    — выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

  • Изменение психологического микроклимата в семье:
  • — уделяйте ребенку достаточно внимания;

    — проводите досуг всей семьей;

    — не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  • Организация режима дня и места для занятий:
  • — установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

    — чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

    — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

    — избегайте по возможности больших скоплений людей;

    — помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

    1. Специальная поведенческая программа:
    2. — придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

      — не прибегайте к физическому наказанию

      — чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

      — составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

      — воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

      — не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

      — не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

      Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

      Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

    3. лишение удовольствия, лакомства, привилегий
    4. запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры
    5. внеочередное дежурство на кухне и т. д.
    6. Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

      www.prodlenka.org


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *