Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Коррекция развития самооценки

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения

Дата публикации: 16.01.2017 2017-01-16

Статья просмотрена: 573 раза

Библиографическое описание:

Шигина Е. П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 713-715. — URL https://moluch.ru/archive/136/38096/ (дата обращения: 22.04.2018).

Проблеме формирования личности младшего школьника с задержкой психического развития уделяли внимание многочисленные исследователи, среди которых Л. Божович, Б. Волков, Д. Эльконин, А. Гребенюк. В младшем школьном возрасте закладывается база нравственного поведения, вводятся общепринятые моральные мерки и правила поведения, начинает вырабатываться социальная направленность личности [2]. Г. Е. Сухарева определила, что существенной отличительной патогенной чертой детей, испытывающих проблемы в приобретении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы, незрелость оценки и самооценки младших школьников. Совершенствовании структуры личности детей с задержкой психического развития, в том числе совершенствуя оценку и самооценку, специалист может оказывать существенное воздействие на особенности их разума и поведения [интернет — ресурс 1].

Самооценка — это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе. (Большая психологическая энциклопедия)

У детей с задержкой психического развития самооценка характеризуется как своеобразная, что проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью оценочных суждений.

Самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. Она введена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.

Незрелость самооценки у многих детей с задержкой психического развития накладывает негативный отпечаток не только на эмоциональный фон ребенка, но и на успешность начавшегося процесса обучения. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с задержкой психического развития, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.

У младших школьников с задержкой психического развития, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.

Л. С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у детей с нарушенным интеллектом, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности». [1]

По исследованиям Дудковской О. А., Шельшаковой Н. Н. выявлено, что большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость» [3]

Анализ научной литературы показал, что дети, имеющие задержку психического развития, имеют особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, поэтому развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями.

В связи с этими данными, мы провели исследование самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понимание особенностей самооценки позволит установить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого психического свойства. Диагностическое исследование проходило на базе ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка.

В рамках эмпирического исследования нами были поставлены следующие задачи:

  • Отобрать методы исследования самооценки младших школьников с задержкой психического развития;
  • Изучить особенности самооценки в экспериментальной группе;
  • Определить направления коррекции нарушения самооценки у младших школьников с ЗПР;
  • Изучение особенностей самооценки осуществлялось с использованием следующих диагностических методик:

  • Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн;
  • Тест «Лесенка» В. Г. Щур;
  • Экспресс-диагностика уровня самооценки (Фетискин Н. П., Козлов В. В.).
  • Преимущества выбранных методик состоят в том, что:

    – они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития;

    – они не требуют много времени для проведения, а также, в имеютобъективные количественные показатели для обработки;

    – методики не требуют специального оборудования для проведения, они доступны и понятны.

    1) Анализируя результаты, полученные с помощью «Методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейн», мы установили, что:

  • Половина школьников экспериментальной группы имеют завышенную самооценку (50 %). Этим школьникам свойственно повышенное «позерство», выполняя задание, дети ставили себя всегда на высокую позицию. Заниженная самооценка (30 %), эти дети не видят в себе хороших качеств, замечая только ошибки, зацикливаются на них, во время проведения методики они ставили себя на низкий уровень. Адекватная самооценка (20 %), дети регулярно занимаются, знают изучаемый материал и чувствуют себя уверенно.
  • В сравнительной группе большая часть имеет адекватную самооценку — 70 %, они воспитываются в семье с положительными традициями, имеют правильную мотивацию, регулярно и старательно занимаются на уроках и дома и знают требования учителя к знаниям учащихся. В группе детей с нормальным психо-физическим развитием у 30 % детей наблюдается завышенная самооценка, потому что педагоги выделяют их из группы, так как во время занятий у них есть положительные достижения и это им дает уверенность в себе.
  • 2) Анализируя результаты, полученные с помощью «Теста «Лесенка» В. Г. Щура», мы пришли к следующим выводам:

  • В экспериментальной группе большая часть детей имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Это связанно с тем, что дети с завышенной самооценкой не осознают своего дефекта и в учебной деятельности они лучше других выполняют задания. А дети с заниженной самооценкой, осознают свой дефект и это отражается на их взаимодействии с другими людьми и самооценке, нет положительной мотивации к обучению. Адекватная самооценка только у 20 % детей, они имеют положительную мотивация, посещают коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, занимаются не только в школе, но и дома.
  • В сравнительной группе большая часть школьников имеют адекватную самооценку — 70 %, положительная мотивация в семье, положительное отшонение с учителем, регулярные занятия в школе и дома. Завышенную — 30 %, Школьников с заниженной самооценкой нет.
    1. Школьники экспериментальной группы в основном имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Дети с завышенной самооценкой очень быстро отвечали на вопросы, выбирая для себя наилучший вариант ответа, так как они бывают чаще всего в центре внимания и являются лидерами в детском коллективе. А дети с заниженной самооценкой ставят себя ниже других и выбирают наихудший вариант ответа, потому что не уверенны в себе, чаще всего задания выполняют не правильно. Адекватная самооценка — 20 %, школьники умеют правильно рассчитывать силы, знают на что они способны, родители и педагоги формируют сознательное отношение к своей деятельности и к своей роли в обществе.
    2. В сравнительной группе у 50 % школьников адекватная самооценка. Завышенная самооценка — 40 %. Заниженная самооценка — 10 %.
    3. Следовательно, анализируя результаты трех методик подтвердили, что у детей младшего школьного возраста самооценка чаще завышенная или заниженная. Дети с такой неадекватной самооценкой, переоценивают себя и свои возможности, или вовсе недооценивают и не верят в себя.

      У детей младшего школьного возраста с ЗПР не сформирована критичная самооценка, которая присутствует у детей этого возраста с нормальным развитием. Самооценка формируется под влиянием ближайшего социального окружения (родителей, педагогов, сверстников)

      Такие выводы определяют направления коррекционной работы, которую необходимо направить на формирование самооценки младших школьников с ЗПР в процессе учебной деятельности.

      Рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников сЗПР:

      Завышенная и заниженная самооценка требует пристального внимания педагогов и родителей. Младшие школьники с ЗПР нуждаются в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование адекватной самооценки. Для этого нужно следить за ее уровнем.

      Обучение должно носить развивающую и коррекционную направленность. Развивающая направленность проявляется в помощи общему развитию ученика. Поэтому обучение младших школьников с ЗПР должно носить коррекционно-развивающий характер.

      Так как у младших школьников с ЗПР нет самостоятельной самооценки, важно давать им и их поступкам объективные оценки. Они должны быть как положительные, так и отрицательные, чтобы у ребенка не произошло переоценивание себя.

      Решающим является отношение окружающих и оценка своей деятельности. Нужно научить ребенка понимать себя и координировать свои действия в соответствии с требованиями социума.

      Для младших школьников с ЗПР важен результат, а не процесс работы, поэтому нужно напоминать о контроле своих действий и результат, и правильно их оценивать.

      moluch.ru

      2.7. Коррекция развития личности

      Проблема коррекции личности привлекает внимание люд многих специальностей. Как помочь детям, имеющим отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы или личности целом? На что опереться?

      Широкое распространение и признание получила концепт коррекции посредством творческого самовыражения личность, которая способствует духовному становлению, активному включению в социальные связи, снятию травматических моментов, способностью к творчеству человек отличается от животного и от самого совершенного робота. Эта идея явилась объединяющей для участников международной научно-практической конференции «Психологическая реабилитация детей средствами искусства» и триенале «Театр — детям», проходившим в Беларуси (Минск) в конце октября 1994 года. Посредством творческого самовыраже­ния можно помочь и взрослым, и детям — убеждали своими док­ладами, выступлениями в дискуссиях, спектаклями психологи, психотерапевты, педагоги, дефектологи, драматурги, артисты, режиссеры из Беларуси, России, Украины, Германии, Польши, Лат­вии.

      Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, так как лежащее в ее основе творческое сооб­ражение впервые проявляется и активно развивается именно в этот период. «Я вынужден охарактеризовать этот новый этап деятельности, — отмечал Л. С. Выготский, — как переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возмож­ность воплощения замысла, возможность идти от мысли к си­туации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли игры, возьмете ли бы рисунки, возьмете ли вы труд — везде и во всем вы буде­те иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действием ребенка». Важно поддержать в детях проявление креативности, способствовать ее раскрытию в каждом ребенке, широко использовать твор­ческую деятельность дошкольника в диагностической, коррекционной и профилактической целях.

      Исследования, проведенные А.В. Запорожцем и Я.3. Неверович, дают возможность глубже осознать психологические механизмы эффективности использования этой деятельности в коррекционной работе. Ими было выявлено, что по мере ус­ложнения деятельности и отделения ее начальных моментов т конечного результата уже к концу дошкольного возраста изменяется функциональное место аффекта в общей структуре введения. Появляются опережающие эмоциональные переживания, которые предвосхищают последствия выполняемых действий, предшествуют им. Возникновение такого «эмоциональ­но предвосхищения» предполагает обязательное изменение структуры эмоциональных процессов. В их состав постепенно включаются наряду с вегетативной и моторной реакциями различные познавательные процессы (сложные формы восприятия, воображения, образного мышления), что ведет к возникновению синтетических эмоционально-гностических комплексов типа аффективных образов, которые моделируют смысл определенных ситуаций для субъекта и начинают регулировать динамическую сторону поведения ребенка.

      Характер «эмоциональных предвосхищений» может быть разным. Среди детей, нуждающихся в психологической помощи, немало неуверенных, с низкой самооценкой. Формированию таких качеств, как правило, предшествует неудача в деятельности, в том числе совместной. Возникающее на основе негативного опыта «эмоциональное предвосхищение», забегая вперед, как бы «предупреждает» о вероятном неблагополучном результате предстоящей деятельности, мешает установлению контактов со сверстниками. Именно с этим ряд психологов (в том числе и автор) связывают отказ таких детей от участия в совместных ролевых, подвижных играх (особенно соревновательного характера), рассматривая его как своеобразную защитную реакции маскировку испуга, неуверенности. В игре же драматизации ребенку легче выполнить игровое действие не за себя, а за персонажа и пережить радость успеха. Появляющийся и накапливающийся новый опыт, окрашенный радостным самочувствием, ведет к формированию положительного «эмоционального предвосхищения», рождает у ребенка желание повторить эту деятельность.

      Целенаправленные воздействия на ребенка осуществляют через психокоррекционный комплекс, представляющий собой системное образование, которое состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

      Первый блок — диагностический. Его цели — диагностика особенностей развития личности ребенка, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. Основные методы — психологический анализ биографической информации, наблюдение и психологический анализ игровой деятельности, усыновление особенностей мотивационной, эмоционально-волевой сферы, самооценки, способов взаимодействия с окружающим миром, изучение психологического климата семьи, группы детского сада и др. Второй блок — установочный. Его цели — пробуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности ребенка в себе. Основные методы — беседа, дидактическая игра, наблюдение игровых ситуаций, вовлечение во взаимодействие игровым образом.

      Третий блок — коррекционный. Его цели — гармонизация и оп­тимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение ребенком способами взаимодействия с миром и самим собой, способами деятельности. Основные методы — игровая (индивидуальная и групповая) кор­рекция, эстетотерапия и др.

      Четвертый блок — оценка эффективности коррекционных воз­действий. Его цели — изменение психологического содержания и динамики реакций ребенка, способствование появлению у ребенка позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

      У каждого из этих блоков свои задачи, свои особенности. В данной главе мы остановимся на собственно коррекционной работе (третий блок).

      2.7.1. КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА

      Игра как способ коррекции

      Большие возможности для коррекции эмоциональных состо­яний, личностных качеств представляют игры дошкольников.

      Важное значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеют данные исследования К. Левина и его сотрудников о роли воображаемой ситуации в преодолении барьеров. Часто смещение одного предмета другим невозможно вне игровой ситуации. Это означает, что динамика эмоциональных состояний реальной действительности и в условиях игры различна. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, пре­рываются им гораздо легче в игре. На это свойство игровой «мнимой» ситуации указывал и Л. С. Выготский, говоря о том, что именно в условиях «мнимой» ситуации ребенку легче принять на себя роль другого.

      Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из непосредственных интересов и потребностей, из их контакта с миром, опосредованных всеми человеческими отношениями, в которые дети включены с самого начала. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребенка дошкольного возраста, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений не только в развитии эмоциональной сферы, но и в психическом развитии личности в целом. Именно эти психологические особенности игры широко используют в современной психотерапии, где существует особая область «игровая психотерапия» (психодрама и др.).

      Содержательная сторона коррекции личности дошкольник, посредством игры включает ознакомление с игровыми сюжетами, ролевыми предписаниями и эталонами, а инструментальная, отработку индивидуальных и групповых действий. Обогащение игрового общения дает наибольший коррекционный эффект при диадическом (ребенок — взрослый) моделировании игр.

      Разные виды игр с успехом используются в коррекционных целях в работе с дошкольниками. Интересна специальная игровая методика, разработанная А.И. Захаровым, направленная на пре­одоление детьми страхов. Игры широко применяются в работе как со страдающими неврозами детьми, так и со здоровыми. Предме­том коррекции игровой психотерапией могут быть и бедность эмоционального мира дошкольника, эмоциональная неотзывчивость, запаздывание развития высших чувств, неадекватное эмоциональное реагирование.

      Известный специалист в области психокоррекции дошкольника А. С Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифунк­циональность. При помощи игры можно решать самые разные за­дачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого — оказывать растормаживающий тонизирующий эффект, а для третьего стать школой кол­лективных отношений.

      Богаты коррекционные возможности не только сюжетных игр. но и игр-драматизаций. Разыгрывая ранее встречающиеся трудные ситуации в играх-драматизациях типа «Какая Я», «Какая наша группа», «Какая у меня мама», «Какой у меня папа», дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликт­ных ситуациях.

      Коррекционным целям способствует и перенос негативных ка­честв собственной личности ребенка на игровой образ. «Отстраняясь» таким образом, от них, дошкольник получает возможность как бы избавиться на время от своих собственных недостатков, переоценить их, проиграть свое отношение к ним. Особую ценность представляют игры-драматизации по специально подобранным в коррекционных целях произведениям, прежде всего сказкам.

      Коррекционные воздействия средствами искусства

      В практике психокоррекции личности, эмоциональных состояний, черт характера широко используется искусство. В последние годы интерес к этой области коррекционной деятельности возрастает, появляются новые, интересные и плодотворные подходы к ней. Они касаются не только средств, методов коррекционной работы посредством искусства, но и целей ее. Некоторые из них обсуждались на Международной конференции «Психологическая реабилитация детей средствами искусства». В числе таковых — концепция, представленная И. Медведевой и Т. Шишовой. Путь, названный ими,- психоэлевация (возвышение души, повышение уровня личности). Цель их работы — помочь детям справиться с психологическими трудностями. «Мы никогда не стремимся искоренить недостаток. Не искоренять нужно, а корректировать, преображать и в конечном итоге обращать недостаток в достоинство, тогда упрямец станет упорным, выскочка — лидером, а жадный — бережливым». Современные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых убедительно показывают важную роль искусства в коррекции «Я-концепции» ребенка, его самосознания, следствий депривации. потребности в общении, самоутверждении, признании, негативных эмоциональных состояний. Основные направления коррекционных воздействий средства искусства: 1) увлекающие занятия, 2) самораскрытие в творчестве. Различны приемы, используемые при этом: а) библиотерапия — выбор и чтение книг для того, чтобы ребенок мог лучше понять свои психические и физиологические реакции, пополнить или исправить знания, установить коммуникацию со взрослыми и сверстниками; обсудить, словесно выразить свои проблемы. Это помогает снять страх, стыд, чувство вины и т. д., проанализировать эмоциональное состояние, побуждает размышлять. Углубляет представления об общепринятых социальных и культурных образцах, примерах поведения, стимулирует воображение и дает замещение удовлетворению, которое в реальности ребенок не смог бы испытать без известной опасности, расширяет сферу интересов;

      б) музыкотерапия (музыкальные, музыкально-драматические, музыкально-ритмические приемы);

      в) эстетотерапия – основана на корректирующем действии художественной формы и эстетических чувств, включает арт-терапию и музыкотерапию. Указанные воздействия могут быть пассивными (ребенок, находящийся под воздействием художественных образов, зритель) и активными (ребенок действует «опредмечивая» свое эмоциональное напряжение, трансформируя его в целенаправленную эмоцию до катарсической разрядки). Сущностью эстетотерапии считается создание путем творческого увлечения (коллекционирования, выращивания цветов, прослушивания музыкальных произведений, ознакомления с произведениями живописи и скульптуры, эмоционально насыщенных прогулок) обстановки, формирующей на бессознательном уровне глубинные психологические установки оптимистического, жизнерадостного характера, обеспечивающие мобилизацию внутренних защитно-приспособительных резервов организма, повышение уровня его деятельности за счет представления ощущения радости жизни;

      г) ландшафтотерапия (как разновидность натурпсихотерапии) влияние пейзажей, отдельных деревьев, птиц на душевное состояние человека. Имеется классификация видов психоэмоционального воздействия различных ландшафтов на людей: 1) воздействие полезно-раздражающее, созидательного характера, 2) полезно-возбуждающее, активное, способствующее бодрости и оптимизму, 3) полезно-щадящее, малоактивное, вызывающее мечтательность и самоуглубленность, 4) полезно-тормозящее, малоактивное, создающее полный покой;

      д) один из методов воздействия на эмоциональную сферу эффект цветовой гаммы природы (составление букетов, представление любимого цветового фона, воспроизведение памятного объекта природы и др.);

      е) фитотерапия — воздействие специально подобранными запахами растений и цветов;

      ж) работа с природным материалом — возня с водой, грязью, глиной, камнями и т. д.

      Остановимся несколько подробнее на коррекционных воздействиях некоторых, наиболее приемлемых в работе с дошкольниками, средствах искусства. Прежде всего – на рисовании, арттерапии.

      Рисование — творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть самим собой, свободно выражая свои чувства и переживать мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в сознании детей окружающей их социальной действитель­ности и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и в дальнейшем учесть их.

      Ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Достоинства рисования по сравнению с другими методами детской деятельности в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

      Будучи напрямую связано с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Рисуя, ребенок дает выход им чувствам, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

      Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Не случайно, поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессового состояния, в коррекции неврозов, в том числе страхов. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок может ничего не бояться, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития.

      Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте 7-8 лет, когда дети рисуют непринужденно и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. Рисование страхов дает эффект, почти неразличимый для мальчиков и девочек. В половине случаев страхи устраняются посредством, определенным образом направленного рисования. В большей степени это относится к страхам, порожденным воображением, типа боязни заболеть, нападения, стихии, сказочных персонажей.

      Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это является одним из условий их выражения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

      Взрослый не должен осуждать ребенка за наличие страхов, читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю и т. д. Ему необходимо расположить к себе подопечного, быть последовательным в суждениях и уверенным в своих действиях и поступках. Обязательным условием является вера самого взрослого в эффективность применяемого метода устранения страхов. Роль взрослого должна быть понятна ребенку, а время бесед согласовано заранее. Она должна протекать в спокойной обстановке.

      Далее детям предлагается нарисовать свои страхи. Рисовать они должны совершенно самостоятельно. Сам факт получения задания определенным образом организует деятельность детей, мобилизует их на борьбу со многими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — боязнь страха. Решиться рисовать — это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленно волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условного характера изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха все менее и менее представляет из себя застывшее психическое образование. Он сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяет сосредоточением и творческим удовлетворением от выполненного задания.

      Выполненный рисунок просматривается и обсуждается совместно педагогом и ребенком. Ребенок рассказывает, что изображено на рисунке, т. е. выражает словами свой страх. Раньше это было для него трудноосуществимым, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами.

      Изображение ребенком себя на рисунке активным говорит о преодолении страхов. Отсутствие своего изображения указывает на исключительную интенсивность страха и нередко его навязчивый характер. В таких случаях нужно применять другие методики.

      Управляя тематикой рисунков, можно добиться переключения внимания, концентрации его на конкретных, значимых для ребенка проблемах. Так, например, А. И. Захаров предлагает с этой целью поочередно сменяющиеся на каждом корректирующем занятии темы: «В детском саду», «На улице, во дворе»‘, «Дома», «Семья», «Что мне снится», «Что было со мной самое плохое и хорошее», «Кем я хочу стать». Последующий этап рисования рекомендуется направить на устранение всех страхов, которым подвержен ребенок.

      Велики возможности и театрально-художественной деятельности в коррекционной и профилактической работе могут быть применены разные виды театра (кукольный, настольный, музыкальный и др.).

      Как и игра, театральная деятельность многофункциональна. одних детей она может быть использована в целях коррекции зонального состояния, для других — коррекции самооценки, формирования самоуважения, интереса к совместной деятельности, навыков общения.

      Воплощая взятую на себя роль, ребенок нередко проявляет воображение, переживает радость от самого процесса творческого самовыражения, от успешности выполненной роли, одобрения, положительной оценки со стороны взрослого и сверстников. Складывающееся при этом «эмоциональное предвосхищение» ведет к возникновению желания ребенка еще и еще раз заняться этой деятельностью, чтобы пережить особое состояние — радость творчества. Успех в театральной деятельности дает основание ребенку с низкой самооценкой для изменения его «Я-концепции». Многие школьники именно в этой деятельности получают возможность успешно удовлетворить ранее депривированную потребность в признании окружающими («Я раньше была никто, а теперь я — стрекозка в опере» -Таня, 5 лет).

      В исследовании, проведенном Е. А. Панько, С. Н. Жданович, С. Ходонович, выявлено, что наиболее успешна коррекционная работа тогда, когда она осуществляется комплексно, как с помощью игры, так и посредством разных видов искусства, когда включены оба воспитателя, работающие с детьми, музыкальный руководитель. При таких условиях коррекционной работы она положительно влияет на самооценку, на эмоциональное состояние, на снижение выраженности таких симптомокомплексов как «трудности в общении», «депрессивность», «конфликтность», «чувство неполноценности», «тревожность» и др. Такая психолого-педагогическая деятельность позитивно сказывается на структуре детской группы, содействует оптимизации взаимоотношений в ней.

      В рисовании, игре, музыкальной, театрально-художественной деятельности ребенок не только развивает свои дарования, но и преодолевает, утверждает то, что ранее казалось ему опасным, страшным, учится находить выход из трудных ситуаций, раскрывает богатства своей личности перед сверстниками, взрослыми, приобретая вместе с тем уверенность в себе, в своих возможностях, свою «самость».

      studfiles.net

      Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

      Частая задача в терапии любовной зависимости, в депрессии или одиночестве, а так же при недовольстве жизни и проблемах в отношениях с окружающими — коррекция самооценки.

      Самооценка бывает завышенная и заниженная, а также адекватная, но первые две — это все две стороны одной медали.

      Человек с явно заниженной самооценкой часто проваливается в жертву (бедная я несчастная и все у меня не то и не так. и все меня обижают и мир несправедлив)

      Завышенная самооценка демонстрируется резко и гневно, она из него может вылезти в роли Агрессора (я вам всю себя отдала, а вы . ) или Спасателя(я лучше знаю, как вам помочь).

      Женщина, находящаяся в любовной зависимости, как и в любой другой зависимости, постоянно мечется между этими полюсами, испытывая боль и негативные чувства внутри. Глубже осознать эти метания и их повторяемость можно изучив «треугольник карпмана» как внутри себя, так и в отношениях с окружающими.

      Путешествуя по траектории: страх-вина- злость-вина- чувство никчемности- чувство величия — вы движетесь на качелях заниженной/завышенной самооценки постоянно.

      Предлагаю вам упражнение по работе с бессознательным, с помощью которого можно корректировать заниженную самооценку в часы или минуты провала в вину и никчемность на уровне подсознания.

      Упражнение на воображение, работу с образами:

      1. Необходимо найти место и время для расслабления и самопогружения. От 15 минут до часа, в зависимости от возможности и умения погружаться в образы.

      2. Представьте себя в пустой комнате, где с двух сторон стоит два больших зеркала во весь рост. Эти зеркала волшебные. Одно левое зеркало отражает все вашу негативную, неприятную, не такую как хочется натуру и внешне и внутренне. Все, что вы про себя думаете, когда ваша самооценка занижена.

      Вы можете ступить прямо в это зеркало. Какое оно? Какого цвета, формы, как оно засасывает вас вовнутрь себя и вы глубоко погружаетесь в болото низкой самооценки. Внутри зеркала вы к каком то зазеркальном мире, вас окружает все самое неприятное. С каждым вдохом и выдохом вы погружаетесь все глубже в болото никчемности, страха, неуверенности. вы можете идти все глубже и глубже в это зеркало и видеть картинки событий из прошлого. Нравиться туда идти? Ощутите, чего вы на самом деле хотите.

      Если нравится — продолжайте погружаться и усиливать свою никчёмность.

      Если стало неприятно, вы можете медленно пойти назад и выйти из зеркала в комнату обратно.

      Вы смотрите на это левое зеркало со стороны и можете выбирать подходить ли к нему.

      И зачем? Оно тускнеет и становится как-будто далеким далеким.

      3. Поверните голову вправо, там второе яркое, гармоничное, светлое зеркало. Оно вас манит и там, вы точно знаете есть спокойствие, гармония и уверенность в себе и своих силах.

      Посмотрите и опишите какое оно? Какого цвета, размера. Вы можете шагнуть внутрь этого зеркала, как в волшебную яркую счастливую сказку и увидеть какие ощущения вы там испытаете, какие картинки событий всплывут, когда вы уверены и спокойны. Какие звуки вокруг и запахи, а может быть и люди окружают вас. Почувствуйте себя очень хорошо внутри этого зеркала и, если хотите, можете вернуться в комнату выбора.

      4. Вернувшись в комнату выбора вы можете поворачивать голову к одному и другому зеркалу, и повернувшись к зеркалу слева вы можете видеть, как ваше отражение становится совсем тусклым и исчезаем. Зеркало потухло и не тянет назад.

      Посмотрите в зеркало направо: там ваш образ уверенного, спокойного, успешного человека становится все ярче и красочнее. Улыбнитесь себе уверенной улыбкой, скажите себе как вы хороши и это отражение вообще Ваше настоящее и будущее. Вспомните несколько ярких событий из жизни, когда вы были такой и просмотрите их в этом зеркале.

      Вглядитесь, там долгая дорога, наполненная светом уверенности, звуками гармонии и красоты.

      5. Прочувствовав подъем сил и внутреннее спокойствие, можете постепенно возвращаться в здесь и сейчас, открывать глаза и приниматься за свои жизненные задачи с другим настроем.

      econet.ru

      Самооценка ребенка, подростка, школьника, взрослого

      Самооценка – это уровень уважения самого себя. Как вы относитесь к себе, принимаете ли Вы себя таким, как есть, считаете ли себя личностью, достойной уважения, несмотря на отдельные недостатки, или не считаете себя таковым. В зависимости от этого различают адекватную, завышенную и заниженную самооценку. Как завышенная, так и заниженная самооценка для развития личности одинаково непродуктивна. При завышенной самооценке развиваться некуда, т.к. человек уже «само совершенство, идеал». Однако это признается, мягко говоря, не всеми, поэтому многочисленные конфликты с окружающими, в которых виноватыми являются обязательно другие.

      Низкая самооценка личности

      Заниженная самооценка приводит к тому, что человек считает себя хуже других, менее достойным, умным, красивым и т д.

      Влияние самооценки на личность человека очень велико. Чем мешает человеку низкая самооценка? При низкой самооценке человек не верит в себя, свои возможности, не нравится себе. Недовольство собой испытывают постоянно или очень часто. Человек работает, достигает целей, ставит новые цели, а отрицательное отношение к самому себе остается. Кроме того, низкая самооценка обязательно отражается на внешности человека (это могут быть поза, жесты, мимика, поведение). Поскольку 70 % информации о человеке дают эти показатели, то понятно, что круг недовольства собой постоянно подпитывается и замыкается: «Я хуже, чем он» — говорите Вы на подсознательном уровне через позу, жесты. «Да, он хуже, и сам дает мне это знать о себе», — считывают вашу подсознательную информацию другой.

      Диагностика уровня самооценки

      Если вы хотите узнать вашу самооценку личности, ответьте на вопросы теста, поставив у каждого числа одну из четырех цифр, наиболее соответствующую Вашей оценке: нет, не так – 0; частично так – 1; в основном так – 2; да, все именно так и есть – 3.

    4. Я обычно сравниваю себя с другими людьми.
    5. Я часто чувствую себя усталым.
    6. У меня сильная потребность в одобрении.
    7. У меня часто возникает ощущение, что я должен защитить себя.
    8. Я предпочитаю ничего не делать из-за боязни провала.
    9. Я хочу всегда все сделать на 101%.
    10. Я часто считаю, что другие люди несут ответственность за мои проблемы.
    11. Я боюсь показать свое настоящее Я.
    12. Я всегда пытаюсь сделать что-то хорошее для других.
    13. Я очень зависим от мнения других людей.
    14. Мне трудно в чем-то отказать людям.
    15. Я часто завидую другим в том, что у них есть.
    16. Если я сделаю ошибку, то считаю себя менее достойным, чем другие.
    17. Я очень тревожусь о том, что окружающие думают обо мне.
    18. Меня всегда тянет подвергнуть сомнению свои способности.
    19. Я осуждаю себя за ошибки, которые совершаю.
    20. Часто чувствую себя не готовым к новой ситуации.
    21. Чаще всего я считаю себя менее достойным человеком, чем другие.
    22. Мне трудно принимать комплименты от других людей.
    23. Я часто испытываю чувство вины.

    Если Вы хотите оценить результаты теста диагностики уровня самооценки, то просто сложите цифры, которые поставили с каждым предложением.

    0-10 баллов — У Вас есть некоторые проблемы, связанные с недостатком самоуважения.

    11-20 баллов — Вы чувствуете себя неуютно в жизни из-за недостаточного уважения к себе и поэтому часто неудовлетворенны и несчастны.

    21-40 баллов — Вы могли бы подарить себе заслуженную порцию самоуважения, Вы сами затрудняете себе жизнь.

    41-60 баллов — Вы почти отказываете себе в уважении и страдаете из-за этого. Вам надо серьезно поработать над собой.

    Способы повышения, коррекции и улучшения самооценки

    Улучшение самооценки с помощью упражнения «Самовосприятие»

    Остановитесь на минуту и подумайте о том, что Вы должны нравиться и самому себе. Произнесите вслух или подумайте про себя: «Я забочусь о себе, мое благополучие очень важно для меня. Я хочу поддержать себя и сделать все хорошо. Я хочу по-настоящему хорошей жизни. Я всегда на своей стороне». Чувство собственной поддержки усилится, если Вы обнимите себя или просто сожмете руки, как бы подкрепляя этим ободряющие слова».

    Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваши ценные качества»

    Составьте список Ваших ценных качеств. Можно внести в него какие-нибудь из нижеперечисленных пунктов:

  • Я забочусь о своей семье.
  • Я люблю животных.
  • Я – хороший друг.
  • Я помогаю людям.
  • Я признаю свои ошибки.
  • Я довольно привлекателен.
  • Я талантлив.
  • Я умею хорошо делать (перечислите).
  • Я стал лучше понимать себя
  • Носите написанный на листе бумаги список с собой. Когда негативные мысли начинают одолевать Вас – достаньте его, прочитайте.

    Представьте себе то, что у Вас получается особенно хорошо, мысленно похвалите себя за наличие этого позитивного качества. Думайте о себе только хорошее. Распространите на себя собственную любовь просто потому, что она очень полезна для Вас.

    Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваша осанка»

    У человека, недовольного собой, опускаются плечи, становится сутулой спина, опускается подбородок. И, наоборот, когда он доволен собой, то плечи распрямляются, голова и подбородок поднимаются. Поэтому, при коррекции, тренируя мыщцы-разгибатели спины, Вы избавляетесь не только от сутулости, но и поднимаете ваше настроение и самооценку. Хорошую нагрузку эти мыщцы-разгибатели получают во время плавания. выпрямляя спину, улучшая свою осанку, вы перестаете подпитывать собственный круг недовольства собой.

    Помощь психолога в коррекции самооценки

    Психология может предложить вам множество способов коррекции завышенной или заниженной самооценки. Но изучить их самостоятельно и правильно использовать удается далеко не каждому. Часто для их подбора, адаптации под вас и эффективного использования требуется помощь психолога.

    Наши психологи в Туле обязательно помогут вам в диагностике уровня самооценки, улучшат самооценку дошкольников, школьников, подростков и взрослых, скорректируют заниженную или завышенную самооценку личности. Приходите к нам!

    www.psiola-center.ru

    Психолого-педагогическая коррекция самооценки старшеклассников

    Самооценка является сложным образованием человеческой психики. Ее содержание отражает собственную активность человека по осознанию своих личностных качеств и поступков, а так же проекции других о себе. Сформированное отношение человека к самому себе является одним из поздних образований в системе мировосприятия.

    Старшему школьному возрасту свойственна высокая сенситивность в формировании и развитии самооценки. Особенности развития самооценки старших школьников проявляются в кризисе идентичности, увеличении адекватности самооценки, высоком уровне самокритичности. Исследователи указывают, что самооценка старшего школьника проявляется во внешнем словесном и интерперсональном плане в результате познавательно-оценочной деятельности. Самооценка старшеклассника формируется во взаимодействии со сверстниками включенностью в разговоры о своих личных качествах, поступках, отношениях, наблюдении и подражании референтным лицам.

    Уровень самооценки старшеклассника определяет успешность деятельности, направленность его личностного развития, социально-психологический статус в коллективе сверстников, регулирует коммуникативную активность. Старшие школьники, которые характеризуются тенденцией к завышению самооценки, проявляют ограниченность в реализуемых видах деятельности и направлены на малосодержательное общение со сверстниками. Это сопровождается повышением уровня их притязаний к окружающим: родителям, учителям, сверстникам и др. Старшеклассникам с низким уровнем самооценки и самоотношения свойственно проявление депрессивных тенденций, которые взаимообуславливают друг друга. Старшие школьники с адекватной самооценкой проявляют разнообразие интересов к различным видам деятельности, а также к межличностным контактам, которые направлены на познание других и самопознание в процессе общения [1, 2, 3, 4, 5].

    Вышеизложенные особенности онтогенеза самооценки и социальная значимость старшего школьного возраста обуславливают необходимость психологического сопровождения.

    В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 28 учащихся 10 класса МБОУ СОШ №16 г. Еманжелинска Челябинской области.

    Опытно-экспериментальное исследование прошло несколько этапов.

    На первом, поисково – подготовительном этапе был проведен анализ научной литературы по изучаемой проблеме, выполнен подбор методов и методик, разработана модель исследовательской деятельности [6, 7].

    На втором, опытно-экспериментальном этапе выполнена диагностика самооценки старшеклассников, составлена и реализована программа психолого-педагогической коррекции.

    На третьем, контрольно-обобщающем этапе проведена оценка эффективности формирующего эксперимента, подобраны рекомендации старшеклассникам, педагогам и родителям.

    В диагностическом исследовании самооценки старшеклассников были использованы: методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей, методика «Исследования самооценки личности» С.А. Будасси и методика «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой.

    Рисунок 1. Результаты исследования самооценки старшеклассников по методике Т.В. Дембо-С.Я Рубинштейн мод. А.М. Прихожан

    Для выявления выраженности самооценки старшеклассников была использована методика Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейна мод. А. М. Прихожан. В ней ученики отмечали качества, характеризующие собственную личность в соответствии с диагностическими параметрами методики.

    По результатам первичной диагностики с помощью методики Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна, мод. А.М. Прихожан выявлено, что у 47% (13) учеников адекватная самооценка, она отражает наиболее реальное представление о своих возможностях; у 14% (4) учеников завышенный уровень самооценки демонстрирует неумение реально оценить результаты выполняемой деятельности, объективно сопоставлять себя с другими людьми; данная самооценка может указывать на тенденцию в «закрытости для опыта», индифферентности к принятию своих ошибок и неудач; 39% (11) старшеклассников показали заниженную самооценку, которая свидетельствует о неуверенности в себе, своих действиях, и понимании отсутствия личных способностей.

    Рисунок 2. Результаты исследования самооценки старшеклассников по методике «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой

    По методике «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой средний (адекватный) уровень самооценки отмечен у 50% (14) учеников, значит, старшеклассники чувствуют себя уверенно в различных ситуациях, ощущают способности в преодолении различных препятствий; у 14% (4) старшеклассников определен высокий уровень самооценки, что может свидетельствовать о том, что ученики редко сомневаются в своих действиях, не фиксируют замечаний других; у 36% (10) учеников выявлен низкий уровень самооценки, отмечается, что ученики могут болезненно воспринимать критику в свой адрес, стараются всегда соответствовать мнениям окружающих и страдают от «комплекса неполноценности».

    Для диагностики самооценки личности старшеклассников использовалась методика «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С. А. Будасси. В тесте ученики выделяют «Я – реальное» и «Я – идеальное».

    В классе с адекватным уровнем самооценки имеются 46% (13) учеников, для них характерны уверенность, решительность, устойчивость в своих взглядах, умение выбирать решения, поэтапно их выполнять; с высоким уровнем – 18% (5) старшеклассников, они ставят перед собой значимые цели, претендуют на высокий уровень личных возможностей; с низким уровнем – 36% (10) учеников, для них характерно смирение, чрезмерная неуверенность в себе, пассивность, “комплекс неудачника’’.

    Обобщение результатов психодиагностики по трем методикам показало, что 47% (13) учеников имеют адекватный уровень самооценки; 53% (15) старшеклассников имеют неадекватную самооценку, как завышенную 14%, так и заниженную 39%.

    Старшеклассникам, обладающим неадекватным уровнем самооценки, рекомендовано участие в программе психолого-педагогической коррекции на добровольной основе, ученики с адекватной самооценкой также были приглашены к взаимодействию.

    Программа психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников ориентирована на следующие изменения: осознание собственных положительных и отрицательных сторон, формирование положительного самоотношения, развитие представлений о собственной индивидуальности и индивидуальности других, формирование действий уверенного поведения, формирование навыка принятия решений.

    Реализация программы осуществлялась в течении 10 занятий

    Коррекционно-развивающее занятие включало следующие структурные элементы:

    • ритуал приветствия-прощания — направлен на сплочение старшеклассников, создание атмосферы доверия и принятия в группе, что обеспечивает эффективность работы;

    • разминка — выполняет функцию создания установки на результативную деятельность в группе, ее упражнения позволяют активизировать деятельность участников, снять высокое эмоциональное возбуждение не только в начале занятия, но и между выполнением отдельных техник;

    • основное содержание занятия — представляет собой систему психотехнических упражнений и приемов, обеспечивающих решение задач коррекционно-развивающего комплекса. Последовательность выполняемых упражнений характеризуется чередованием видов деятельности от интеллектуальной игры к релаксационной технике, изменение психофизического состояния участников от активного к спокойному, в последовательности от сложного к простому;

    • рефлексия занятия — предполагает оценку занятия участниками в двух критериях: эмоциональном (переживаемые чувства) и смысловом (значение для личности). В ходе реализации элементов рефлексии занятия участники создают эмоциональную обратную связь друг другу.

    С целью оценки эффективности реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников была проведена повторная диагностика самооценки старшеклассников.

    После реализации программы психолого-педагогической коррекции методика Т.В. Дембо-С.Я Рубинштейн мод. А.М. Прихожан определяет следующие изменения: на 28% (8) повысился адекватный уровень самооценки учеников, низкий уровень самооценки изменился на 21% (6), высокий уровень самооценки изменился на 7% (2) учеников. Старшеклассники научились: определять достигаемые цели, реально интерпретировать эффективность деятельности, уважать себя, признавая слабые характеристики своей личности, стремясь к саморазвитию.

    Результаты повторного исследования уровня самооценки старшеклассников по методике диагностики «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой отмечают, что адекватный уровень самооценки старшеклассников повысился на 29% (8), высокий уровень самооценки изменился на 7%(2), низкий уровень самооценки изменился на 22% (6). Старшеклассники научились конструктивно принимать критику, чувствуют уверенность в своих силах, готовы к принятию самостоятельного решения, радуются достигнутым успехам, воспринимают поражения как ценный опыт.

    Результаты методики С.А. Будасси отмечают изменения: адекватный уровень самооценки повысился на 29% (9), высокий уровень самооценки изменился на 11% (3), низкий уровень самооценки изменился на 22% (6).Для старшеклассников стали характерны такие качества как уверенность, решительность, твердость, умение выбирать решения, планомерно их реализовывать.

    Обобщение результатов диагностики после реализации программы психолого-педагогической коррекции показывает, что на 28% (9) повысился адекватный уровень самооценки старшеклассников, изменился высокий уровень самооценки учеников с 14% (4) до 7% (2),а низкий с 39% (11) до 14% (4), это характеризует эффективность оказанной психологической помощи.

    Математико-статистическая обработка результатов опытно-экспериментального исследования выполнена с применением Т-критерия Вилкоксона [2]:

    • при сопоставлении показателей методики Т.В. Дембо — С.Я Рубинштейн T эмпирическое составило 100, что меньше Т критического 101 для ρ ≤0,01;
    • при сопоставлении показателей методики «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой T эмпирическое — 85,5, что меньше Т критического — 101 для ρ ≤0,01;
    • при сопоставлении показателей методики «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С. А. Будасси T эмпирическое — 93, что меньше критического значения Т — 101 для ρ≤0,01.

    Это указывает на статистическую достоверность изменений самооценки старшеклассников в результате участия в программе психолого-педагогической коррекции.

    На основании анализа и обобщения выполненного исследования психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников разработаны технологическая карта внедрения для психологической службы образовательной организации, а также рекомендации родителям, педагогам и старшеклассникам по стабилизации уровня самооценки.

    e-koncept.ru


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.