Методика Дембо?-Рубинште?йн — метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Т. В. Дембо в 1962 году и дополненный С. Я. Рубинштейн в 1970 году.
Первоначально Т. В. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С. Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации.
Стимульный материал методики представляет собой четыре вертикальные линии, последовательно расчерченные на горизонтальном листе бумаги и обозначающие собой четыре шкалы: шкалу здоровья, шкалу ума, шкалу характера и шкалу счастья.
Методика проводится в форме свободной беседы. На листке бумаге чертится первая вертикальная линия. Экспериментатор объясняет испытуемому, что это шкала здоровья, в самом верху которой расположены самые здоровые люди, а в самом низу — самые больные, а затем просит отметить своё местоположение на шкале. Рядом с первой линией проводится вторая, шкала ума, и дается аналогичная задача. Затем третья линия, шкала характера, и четвёртая, шкала счастья.
Затем начинается этап экспериментально спровоцированной беседы. Испытуемому предлагается объяснить, каких людей он считает самыми счастливыми, а каких — самыми несчастными. Также, в зависимости от того, где на шкале расположил себя испытуемый, задается вопрос, почему он выбрал для себя именно такое местоположение, и что мешает ему причислить себя к самым счастливым людям. Кроме того, подлежит обсуждению и само понятие счастья. Далее экспериментатор таким же образом обсуждает с испытуемым три предыдущие шкалы. Особенной аккуратности требует шкала ума, где испытуемого просят также описать, какими качествами своего ума он недоволен. Вопросы об отметке на шкале характера задаются таким образом, чтобы выяснить, какими чертами своего характера больной недоволен, какие считает хорошими. Затем допускается создание испытуемым 1-3 собственных шкал с дальнейшей проработкой их по вышеуказанной схеме.
В процессе беседы допускается создание пометок на рабочем листе.
Анализ методики опирается в большей степени на последующее обсуждение, а не на расположение меток. По данным исследований С. Я. Рубинштейн (1970), у большинство психически здоровых взрослых и подростков наблюдается тенденция расположения метки «чуть выше середины» вне зависимости от их самооценки. При различных психических заболеваниях обнаруживаются тенденции смещения отметки к крайним точкам шкалы. Так, например, больной шизофренией может отметить своё местоположение в высших точках первых трех шкал, а на последней шкале (шкале счастья) причислить себя к самым несчастным, объясняя это тем, что счастливые люди — творцы, а ему творить помешали врачи. Депрессивная больная шизофренией с идеями самообвинения может оценить себя как стоящую выше среднего уровня по здоровью, самой глупой и самой плохой по характеру, а также самой несчастной.
Абсолютного значения такие проявления самооценки не имеют, кроме того, нет диагностически значимых типов оценок. Данная методика способствует анализу личности испытуемого в каждом отдельном случае. Экспериментатор должен самостоятельно интегрировать полученные в результате проведения методики данные в общий личностный портрет испытуемого: оценить направленность его притязаний, самооценки, локус контроля. Особенно полезные данные могут быть выявлены при сопоставлении результатов этой методики с результатами исследований особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы.
Данная методика применяется как на здоровых испытуемых, так и на больных в рамках патопсихологической диагностики. В связи с тем, что методика может быть весьма очевидной для испытуемого, её не рекомендуется применять в ситуациях, когда результаты могут значительно повлиять на будущее испытуемого (например, при собеседовании на работу). Она может быть использована также в батареях психологических тестов на больших выборках.
Детский вариант методики
Предложенный С. Я. Рубинштейн вариант адаптации теста к детскому возрасту содержит модификацию пробы Де Греефе. При оценке себя по шкале «ум» ребенку предлагается также отметить разноцветными черточками положение своего соседа по парте и своего учителя (или учительницы). Оценка по шкалам «характер» и «счастье» дается в сравнении с учениками своего класса. Шкала «здоровье» является тренировочной, на примере которой ребенку объясняются приемы работы со шкалами, ответы по ней не учитываются в результатах методики. После проставления меток начинается беседа с ребенком, цель которой, понять мнение ребенка о той или иной оценке, так же, как и в беседе со взрослым.
Детский вариант методики дает возможность выявить самооценку детей, которую можно считать показателем зрелости их личности.
Модификация П. В. Яньшина
П. В. Яньшин существенно дополнил методику, добавив шкалы «удовлетворенность собой» и «оптимизм», видоизменив инструкцию и составив более жесткую схему анализа. Нововведенные элементы инструкции:
- Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?
- Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?
- Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?»
- Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в единственном числе).
- На шкале должна быть отмечена середина
- чрезмерно высокая (высокий фон настроения) — актуальная самооценка находится в третьем интервале.
- повышенная (повышенный фон настроения) — актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.
- нормальная (ровный фон настроения) — актуальная самооценка находится в первом интервале.
- пониженная (пониженный фон настроения) — актуальная самооценка находится на средней отметке или в интервале ниже средней отметки.
- выраженно низкая (низкий фон настрония) — актуальная самооценка находится внижнем интервале.
- эмоциональная устойчивость — актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов.
- эмоциональная неустойчивость — актуальная самооценка колеблется в пределах 3 и более интервалов; при равномерной самооценке встречаются западения по одной шкале и подъем по другой.
- нереалистичность самооценки — устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала.
- чрезмерно повышенная требовательность к себе — большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки.
- косвенный индикатор — расстояние между отметками актуальной и идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше удовлетворенность собой.
- прямой индикатор — высота актуальной самооценки на шкале «удовлетворенность собой».
- косвенный индикатор — соотношение интервала возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.
- прямой индикатор — высота актуальной самооценки на шкале «оптимизм».
- отсутствие интегрированности — показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам не совпадают.
- интегрированность — показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам — совпадают.
- испытуемый дает себе различные оценки (актуальная самооценка) по сходным шкалам (например, высокая оценка по шкале «здоровье» и низкие оценки по шкалам психическое и физическое здоровье).
- незрелость — показатель идеальной самооценки совпадает с верхним полюсом шкалы в трех и более случаях.
- парциальная компенсаторная потеря критичности — компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале; устойчивая самооценка на фоне которой наблюдается провал по одной шкале и подъем по другой шкале.
- механизм борьбы с депрессией — компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка понижена.
- вытесняемая неудовлетворенность собой — компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка повышена.
- дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки — несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой; различие (несовпадение) между косвенными и прямыми индикаторами удовлетворенности собой и оптимизма.
- инфляция мечты — смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей; отметки идеальной самооценки и объективной оценки своих возможностей совпадают.
- неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности; устойчивое повышение самооценки доходит до верхнего интервала.
- уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
- высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
- значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей. Бланк методики, содержащий инструкции, задания..
- Методика Дембо? — Рубинште?йн — метод психодиагностики, направленный на изучение. В этой модификации испытуемому выдается уже готовый бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием.
- Дембо-рубинштейн бланк отвветов — siminpj. Номожно добавить дополнительные анализируемые свойства,например, удовлетворенность собой и оптимизм.
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей. Бланк методики, содержащий инструкции, задания.
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей. Бланк. Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейна: бланк для подростков.
Анализ результатов теста производится по 11 параметрам с опорой на проставленные метки.
1. Высота самооценки (фон настроения);
2. Устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость);
3. Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при её повышении);
4. Степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки);
5. Степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам);
6. Уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам);
7. Интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;
8. Противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки;
9. Зрелость/незрелость отношения к ценностям;
10. Наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»;
11. Характер и содержание проблем и их компенсаций
Модификация А. М. Прихожан
В данной модификации введены дополнительные параметры обработки результатов. Кроме того, А. М. Прихожан ввела иные шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. В этой модификации испытуемому выдается уже готовый бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. В инструкции испытуаемому предлагается черточкой отметить своё местоположение на шкале, а крестиком — тот уровень развития качества, при котором он бы мог ощутить гордость за себя.
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам). Последовательность действий:
1. По каждой из шести шкал определить:
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.
Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.
За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.
psyguru.com
Методики самооценки дембо-рубинштейн
Методика изучения самооценки дембо рубинштейн. В методике были сохранены те предложения, которые могли выявить значимые переживания, мысли испытуемого в настоящий момент, а также его представления о будущем. На каждой линии черточкой — отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. Дубровина Цель : изучение самооценки.
Столь же благоприятным и близким по содержанию является вариант отношения к себе, при котором очень высокая самооценка 7. Стремление регулировать свои чувства и действия.
Таблица Параметр Количественная характеристика, балл Низкий Норма Очень высокий Средний Высокий Ур. Данные показывают, что такие школьники часто отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлении о больших собственных возможностях, способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия на достижение этих целей. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
Признание своей роли в возникновении проблемы. Неблагополучие в развитии личности характеризует испытуемых с низкой, слабо дифференцированной самооценкой. Методика «Рисунок человека» проводилась следующим образом: испытуемому предлагался простой твердо- мягкий карандаш, лист бумаги и предъявлялась инструкция: «Нарисуйте человека. Методической основой методики ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, который базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим — и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются.
За норму здесь принимается расхождение от 8 до 2. Скачать методику самооценки Дембо- Рубинштейн. При этом так же, как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 6. В методике были сохранены те предложения, которые могли выявить значимые переживания, мысли испытуемого в настоящий момент, а также его представления о будущем. Здесь выделяются две подгруппы.
Методика Дембо-Рубинштейн: бланк для младшего школьного возраста Обработка результатов Обработке подлежат результаты на шкалах 2-8. Методика Дембо?-Рубинште?йн — метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Т. В. Дембо в 1962 году и дополненный С. Я. Рубинштейн в 1970 году..
Бланк методики исследования самооценки Дембо — Рубинштейн выглядит следующим образом: на листе бумаги имеются семь вертикальных линий. Образ теста Дембо-Рубинштейн. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье..
Длина линий, обозначающих шкалы, 1. Дается инструкция: «Подберите к каждому из понятий подходящие цвета. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. После того, как испытуемый заканчивал рисовать, проводился опрос по рисунку. Высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с очень высокими недифференцированными притязаниями и характеризующаяся сильным расхождением между притязаниями и самооценкой, как правило, свидетельствует о том, что в самооценке школьника отражается лишь его общее положительное отношение к себе, причем отношение эмоциональное, самооценка не основывается на анализе своих возможностей.
Для углубленного анализа индивидуальных вариантов самооценки привлекается ряд дополнительных характеристик, полученных с помощью методик, выявляющих тревожность, социально- психологическую адаптированность, а также с помощью бесед со школьниками и учителями. Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым. Фолкманом в 1. 98.
Бланк дембо рубинштейн самооценка — это выбор людей. Исследователи различают несколько форм представлений о себе, дифференцированных либо по сфере проявлений человека «физическое Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.
В соответствии с классической моделью нормальная актуальнаясамооценка — должна находиться чуть выше середины; идеальнаясамооценка о чуть ниже верхнего полюса, а оценка своихвозможностей х — между этими отметками. Экспериментальное изучение самооценки в подростковом возрасте. Этот термин пришел в психологию из психиатрии. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. Задаваемые испытуемому в процесседиагностики вопросы для него неожиданны, а сама внутренняя работа,требующаяся для ответа на них, — непривычна. Анализируя причину неуспешных попыток обучения больных с поражениями лобныхдолей мозга, С. Называемпервую шкалу, к примеру, «здоровье» и говорим: «…Представим себе такую условность: на верхнемполюсе находится самый здоровый человек в мире,внизу — самый больной человек… а между ними — всеостальные люди, в том числе и мы с вами».
Номожно добавить дополнительные анализируемые свойства,например, удовлетворенность собой и оптимизм. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило,мало. Методика диагностики самооценки Дембо- Рубинштейн Их число может колебаться в зависимости от модификации методики. Самопознание — начальное звено, основа существования и проявления самосознания. Сознание «Я» проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Почему он сделал отметкуименно в этом месте шкалы?
Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий.
Рубинштейн 1. 97. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.
Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее важность в подростковом и юношеском возрасте. Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат» с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя — наивысшее. В ходетакой беседы допустимо говорить на любые темы. Таким образом, за единой, интегральной самооценкой самоуважением постоянно стоит система смысловых образований.
Не следует путать ценностис мотивами. О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека.
simplitapravo.weebly.com
Ваша самооценка. Методика Дембо — Рубинштейн.
Наша самооценка, это то, что мы о себе представляем, как себя ощущаем, чего мы достойны, как оцениваем свои возможности. Если которотко Я-Концепция. Адекватная, нормальная самооценка та, при которой человек реально оценивает свои возможности и свой внутренней потенциал. Самооценка может быть завышена, но в большинстве случаев этим страдают люди не совсем в себе уверенные, вот такой парадокс. Определить стопроцентную самооценку человека невозможно, но попытки все таки были.
Самая известная методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн. «Первооткрывателем» методики являлась , Тамара Дембо, а Сусанна Яковлевна Рубинштейн советский психолог, ,уже модифицировала эту методику. Тамара Дембо известная исследовательница в области психологии., она родилась в России, затем работала в Германии и в США.
Методика проста. На листе бумаге проводятся вертикальные линии. Их может быть несколько, в зависимости от того, что вы хотите протестировать. Сама Рубенштейн предлагала к исследованию 4 шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье.
Высота каждой линии должна быть 100 мм, для удобства измерений. Каждый миллиметр шкалы это 1 балл. Верхняя часть показывает, где по вашему мнению находится самый счастливый человек , в нижнем- самый несчастный. То есть, внизу располагаются отрицательные ценности, которые человек старается избегать, вверху положительные, к которым человек стремится.
Черточкой (-) человек обозначает то место, которое, по его мнению, соответствует текущему уровню. Кружком (о), то каким бы он хотел себя видеть и крестиком (х), то место, где вы можете оказаться адекватно оценивая свои возможности.
Обязательно должна быть обозначена середина шкалы точкой.
Основными параметрами самооценки является ее высота и реалистичность. На этой схеме получается уровень притязаний от нижней точки шкалы до знака «х», высоту самооценки — от «о» до знака черточка «-«, а так же, какие расхождения есть между уровнем притязаний и самооценкой.
Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.
Человек может проанализировать свою оценку, почему он поставил отметку именно на данной точке шкалы.
Уровень притязаний (х).
В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.
Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.
Соотношение между параметрами самооценки
Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.
Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.
Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.
«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижение цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».
Какой бы результат вы не получили, вы должны знать, что в ваших силах регулировать собственное оценивая себя. Если у вас заниженная самооценка, вы сами можете ее повысить, разобравшись с собой, выполнять различные упражнения, которые помогут достичь нужных вам результатов в жизни.
m.b17.ru
Характеристика методики проведения теста Дембо-Рубинштейн. Описание 4 обязательных шкал: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Процесс интерпретации результатов. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеевым, главные особенности.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн
1. Проведение теста
Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.
Рис. 1 Образ теста Дембо-Рубинштейн
Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.
Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.
На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.
Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.
Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.
В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?
Уровень притязаний (х)
Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.
В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.
Соотношение между параметрами самооценки
Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.
дембо рубинштейн самоотношение пантелеев
2. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС)
Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания — 30 — 40 минут.
Шкала «Закрытость» определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.
Средние значения (4-7 стенов)означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.
Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.
Средние значения (4-7 стенов) свойственны тем, кто в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство.
Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств.
Средние значения (4-7 стенов) раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.
Шкала «Отраженное самоотношение» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов.
Шкала «Самоценность» передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других.
Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательное отношение к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.
Шкала «Самопринятие» позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.
Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком.
Шкала «Самопривязанность» выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.
Высокие значения (8-10 стенов) отражают высокую ригидность «Я»-концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное — видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке.
Шкала «Внутренняя конфликтность» определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.
Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я», стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущество себя.
Шкала «Самообвинение» характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я».
Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себе.
Самоуважение является одним из наиболее существенных свойств личности, определяющих взаимоотношения человека с его окружением. Диагностика самоуважения является важной задачей психодиагностической работы с подростками, поскольку для подросткового возраста, особенно в период кризиса, характерны низкое самоуважение. Низкий уровень самоуважения у подростков является условием, предрасполагающим к неблагоприятным вариантам жизненного самоопределения и фактором риска девиантного и аддиктивного поведения. Низкий уровень самоуважения в сочетании со склонностью к аутоагрессии рассматриваются как фактор риска суицидальных попыток [5]. Задача диагностики самоуважения подростков требует для своего решения надежных психодиагностических методик, которые можно было бы проводить не только индивидуально, но и в группе. Кроме того, очень желательно, чтобы такие методики позволяли бы автоматизировать их проведение и обработку с помощью компьютера.
В отечественной литературе упоминаются методики, которые могли бы стать надежным средством для исследования самоуважения. К ним относится опросник самоуважения М. Розенберга (1965) [3]. Несмотря на уже сорокалетнюю историю данной методики, она до сих пор не стандартизирована для отечественной выборки.
Опросник создавался как одномерный, хотя факторный анализ выявил два независимых фактора — самоуважение и самоуничижение [3]. Содержательный анализ отдельных вопросов позволяет выделить среди них две группы, одна из которых гипотетически относится к фактору самоуважения, а другая — к фактору самоуничижения. Чтобы убедиться в этом, приведем текст опросника.
Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие.
Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
Мне кажется, что у меня есть ряд хороших качеств.
Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
Я в целом к себе хорошо отношусь.
В целом я удовлетворен собой.
Мне хотелось бы больше уважать себя.
Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Правомерно предположить, что вопросы 1, 3, 4, 6 и 7 выявляют, скорее, самоуважение, а 2, 5, 8, 9 и 10 — самоуничижение.
Опросник предполагает 4 градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В бланке ответов они обозначены соответственно 1, 2, 3 и 4. При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается балл от 1 до 4 в соответствии с этими четырьмя градациями. При таком способе обработки данных чем ниже балл по ответам, выражающим самоуважение, тем выше показатель самоуважения. Напротив, чем выше балл по ответам, выражающим самоуничижение, тем ниже показатель самоуничижения. В дипломном исследовании студентки Московского психолого-социального института Л.С. Кобзаренко (2002), проведенном под руководством автора, изучались предпосылки социальной адаптации подростков с девиантным поведением. В исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте 14-15 лет, находящихся в муниципальном социально-реабилитационном центре г. Вязники Владимирской обл. (экспериментальная группа), а также 26 учащихся 9-х классов одной из средних школ того же города, составивших контрольную группу. Первоначальное предположение состояло в том, что самоуважение и самоуничижение подростков с девиантным поведением значимо отличаются от нормы.
Известно, что подросток пребывает между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых. Переходя из первого во второй, он не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Оба мира предъявляют к нему противоречивые требования и ожидания, что может приводить к конфликтным ситуациям, ухудшению адаптации и усилению внутриличностных противоречий. Оставаясь в той же самой социальной среде, подростки оказываются в сфере крайне неопределенных взаимоотношений — «вроде, все, как всегда» и в то же время все иначе. Противоречивости самоотношения подростка способствует и родительское противоречивое отношение, которое можно выразить словами: «Ты уже взрослый, но ты еще ребенок».
Корреляционный анализ данных показал, что первоначальные предположения о структуре опросника не совсем верны. Например, была выявлена незначимая взаимосвязь (0,313 по Спирмену) между ответами подростков контрольной группы на вопросы 1 и 10, что, возможно, отражает поляризованность самоотношения в подростковом возрасте, т.е. имеет смысл включить в шкалу самоуважения и вопрос 10. Тогда шкалы опросника будут выглядеть следующим образом:
вопросы 1, 3, 4, 6, 7, 10 — самоуважение;
вопросы 2, 5, 8, 9 — самоуничижение.
Проведенный нами факторный анализ методики показал, что, как и было отмечено в исследовании H. Kaplan и A. Pokorny (1969) (цит. по [2]), факторная структура опросника неоднородна. Факторизация данных, полученных при обследовании подростков с девиантным поведением, выявила один фактор с нагрузкой в 46,6%. Между тем, исследование контрольной группы выявило 4 первичных фактора, охватывающих почти 74% дисперсии. Самый значительный из них (33,75%) может быть интерпретирован как самоуважение, на втором месте (16,6%) — фактор самоуничижения.
Полученный результат означает, что подростки с девиантным поведением, соглашаясь с «самоуничижительными» утверждениями, соглашались в то же самое время и с утверждениями, относящимися к шкале самоуважения. Средний балл ответов по шкале самоуничижения у подростков с девиантным поведением находится почти посередине между двумя градациями ответов («Согласен» и «не согласен»), тогда как средний балл ответов по данной шкале у подростков из контрольной группы близок к 3 («Не согласен»). Другими словами, и на отечественной выборке подтвердился вывод о том, что при высоком уровне самоуничижения самоуважение выступает как защитная функция. Таким образом, проведенное исследование показало диагностические возможности опросника М. Розенберга для оценки самоуважения и соотношения между самоуважением и самоуничижением у старших подростков. Полученные данные могут быть использованы как ориентировочные нормы для подростков 14-15-летнего возраста.
revolution.allbest.ru
Методика Дембо-Рубинштейна
Анкетирование. Требования к составлению анкет. Факторный опросник Кеттела. Интеллектуальный блок. Эмоционально-волевой блок. Коммуникативный блок. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Оценивание личных качеств.
Разработка структурной теории черт личности, основанной на факторно-аналитических исследованиях. Рассмотрение интеллектуального, эмоционально-волевого и коммуникативного блоков опросника. Самоанализ по методике Кеттела и интерпретация результатов.
Исследование самооценки по методу наблюдения, беседы и по методике Дембо-Рубинштейна. Диагностика реактивности объекта путем полевого наблюдения, на основе дневниковой записи, ретроспективного отчета, наблюдения и полустандартизированной беседы.
Понятие личности в социальной психологии. Проблемы и методы социально-психологического исследования личности. Зависимость личностной самооценки ребенка от его социального статуса. Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо — С. Рубинштейна.
Изучение логического мышления учащихся старших классов и изучение мотивации учебной деятельности школьников. Исследование самооценки — методика Дембо–Рубинштейн в модификации Т.М. Габриял. Методика определения преобладающего типа темперамента.
Выявление проблем организации воспитания ребенка после развода. Виды и основные причины образования неполной семьи. Отношения детей и родителей в состоянии развода. Психологические проблемы детей. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Теоретический подход к проблеме самооценки в российской и иностранной психологии. Характеристика подросткового возраста. Исследование подростков при помощи методики Дембо-Рубинштейна и методики С.А. Будасси. Неоптимальная и оптимальная самооценка.
Юность как возрастной период психического развития. Выявление уровня психологического благополучия. Методика «самооценки» Дембо-Рубинштейн. Изучение ценностных ориентаций. «Шкала тревожности» А.М. Прихожан. Личностный рост как чувство самореализации.
Сложнейшие формы психической деятельности человека. Энергетический блок мозга. Неспецифическая активация или регуляция тонуса. Блок переработки и хранения эктероцептивной информации. Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.
Рассмотрение теоретических и эмпирических исследований проблемы взаимодействия детей младшего возраста в школе интернатного типа. Анализ результатов по методике определения самооценки Дембо-Рубинштейн, уровня эмпатии и структуры групповых взаимоотношений.
Составляющие психологической готовности, к обучению в средней школе, по Т.И. Юферевой. Психолого-педагогические требования к личности школьника. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Рекомендации классным руководителям, родителям.
allbest.ru
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Рассмотрение методов изучения личности и психологических тестов, используемых для оценки персонала. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и ее интерпретация. Проведение тестирования и анализ результатов.
История изучения самосознания подростков. Самосознание и самооценка как сознание самости. Особенности подросткового развития. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин).
Экспресс-методика анализа особенностей характера человека. Метод Дембо-Рубинштейн, его специфика, направления и отличия. Изучение особенностей самооценки. Жизненная стратегия, позиция и базовое поведение в межличностном общении. Исследование личности.
Сущность самооценки и её роль в младшем школьном возрасте, развитие межличностных отношений. Характеристика методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, специфика социометрического теста Дж. Морено. Связь между показателями межличностных отношений.
Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки, критерии ее формирования. Межполовые и возрастные особенности самооценки. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн и А.И. Липкиной. Тест «Оцени себя сам» и «Справлюсь или нет?».
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Особенности проективной методики исследования личности. Цель использования методики «несуществующее животное». Анализ уровня социально-психологической адаптации. Характерологический тест Айзенка.
Ознакомление с методами исследования личности с помощью теста «Мотивации педагогической деятельности», Т. Дембо — С.Я. Рубинштейна, Ф. Хоппе. Определение необходимости исследования самооценки. Рассмотрение и анализ сущности уровней притязаний человека.
Структура дефекта при олигофрении. Тотальность в недоразвитии всех нервно-психических функций. Отличие олигофренического слабоумия от слабоумия. Мышление олигофренов. Методики исследования мышления. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Возможности беседы как диалога — инструмента встречи человека с человеком. Вербальное и невербальное общение в процессе беседы, ее структура. Процедура проведения исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Фиксация беседы и ее протокол.
Адекватная самооценка как одно из условий развития личности, а также устойчивости подростка к негативному воздействию социального окружения. Методика Демо-Рубинштейна в диагностике по программе профилактики негативной зависимости «Задачи взросления».
allbest.ru
—